Turquoise organizations: concept and application in modern business
Drobkova O.S.1, Vedymedeva A.D.1, Zhukova A.R.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Download PDF | Downloads: 38
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67961894
Abstract:
The article is devoted to the analysis of the key aspects of the activities and principles of turquoise organizations.
The peculiarities of the application of this management model in a dynamically changing market is analyzed. A comparison of traditional and turquoise organizations has been carried out. The features of the application of the turquoise management concept in Russia are described. The successful experience of implementing the turquoise management concept in Russia is given. The examples of PJSC Vkusville and LLC Ascona are discussed. The problems, risks and prospects of the transition to turquoise management are indicated.
Keywords: turquoise organization, turquoise management concept, turquoise organization principles, traditional and turquoise organization, turquoise management implementation
JEL-classification: М 11, М21, О31, М30
Введение
В настоящее время актуальность приобретают исследования и практическое применение концепции бирюзовых организаций для улучшения управленческих практик и обеспечения успеха в современной бизнес-среде. В основе системы управления предприятием лежит организационная модель, в соответствии с которой формируются цели, миссия, управленческая политика, принципы, правила и процедуры управления. В зависимости от этого организация имеет определенный набор отличительных особенностей, сильных и слабых сторон, а также системных ограничений. Адаптация и инновации в области управления играют ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности организаций и их устойчивого развития в условиях динамично меняющегося рынка.
Всё чаще перед руководителем стоит задача выбора эффективной модели управления предприятием. Сотрудники и информация становятся ключевым капиталом. Вовлеченность и высокая мотивация персонала является залогом успешного развития бизнеса. На сегодняшний день перспективной является концепция бирюзового управления. Бирюзовые организации являются новым этапом развития бизнеса.
Для написания статьи был использован метод анализа публикаций для систематизации передового зарубежного опыта и современной отечественной практики развития концепции бирюзового управления, а также критический анализ полученных результатов.
Целью работы является расширение представления о бирюзовых организациях, принципов и особенностей их деятельности, а также выявление их потенциала и преимуществ, обеспечивающих экономическую эффективность в контексте современной деловой среды.
Сущность и ключевые аспекты бирюзовых организаций
В настоящее время нет единой трактовки категории бирюзовой организации.
Основоположником бирюзового управления является исследователь Ф. Лалу, изучавший эволюцию организации людей и затем распределял каждый тип по цветам. Основная идея состоит в том, что в результате эволюции организация занимает определенную ступень развития с определенной моделью управления. Бирюзовая организация (Teal Organization) — это высшая стадия организационного развития, построенная на принципах самоуправления и самоорганизации [1].
Под категорией «бирюзовая организация» понимается новая концепция управления, основанная на предположении, что эффективность деятельности возможна без формализации [2]. Авторы указывают, что бирюзовая организация строится не на жестких механизмах регулирования, а на свободе выражения своих идей и развитии своих навыков.
Большинство исследователей как в России, так и зарубежом, под бирюзовой организацией понимают «живой организм» с общей целью и с акцентом на внутренние процессы. Кроме внутренних процессов в данном типе организации особое внимание уделяется и внешним процессам [3], [4]. Бирюзовая организация как система нацелена на гармонию между деятельностью, целями компании и благополучием сотрудников. На первый план выходят такие элементы, как доверие, ответственность, уважение, партнерство. Отличительной особенностью бирюзовых организаций является сильная корпоративная культура.
Сущность бирюзовой организации заключается в создании равноправной, гибкой и доверительной среды для сотрудников, где основное внимание уделяется их потребностям, развитию личности и профессиональным навыкам.
Основными принципами бирюзовых организаций являются (Рисунок 1):
- самоуправление;
- эволюционная цель;
- целостность.
Одним из ключевых принципов, который выделяют большинство авторов, является самоуправление – способность членов команды самостоятельно управлять, брать на себя ответственность и гибко адаптироваться к текущим вызовам. Принятие решений может быть передано любому лицу с релевантным опытом или его проявленной инициативой.
Что касается эволюционной цели, авторами подчеркивается: миссия и видение компании должна быть с точки зрения компании как живого и изменяющегося организма с определенной целью жизни, в достижении которой члены команды помогают каждый день. Миссия и видение компании должны основываться не только на получении прибыли, но и на достижении высших целей общества.
Еще одним важным принципом является целостность, то есть ощущение, что люди могут быть самими собой на работе, быть принятыми такими, какие они есть, при этом разделение профессиональной и личной жизни является чрезвычайно важным. Сотрудники воспринимаются как личности, а не как инструменты. В традиционных моделях организаций всегда присутствуют ограничения, например, жесткий график, дресс-код, жесткие показатели эффективности, которые держат сотрудников в напряжении и не дают свободно развиваться как личности [5], [6].
Рисунок 1 – Основные принципы бирюзового управления
Источник: разработано авторами
Концепция бирюзовой организации подразумевает наличие трех ключевых принципов, однако, это не значит, что каждая организация обязана использовать все три в своей деятельности. Как указывает Ф. Лалу, ни одно предприятие не может быть строго «оранжевым», «зеленым» или «бирюзовым», поэтому каждой организации надлежит выбрать собственный путь к «бирюзовости» [7].
Кроме того, ключевыми особенностями бирюзовых организаций являются:
- мотивация через самореализацию;
- сотрудничество вместо конкуренции;
- построение организации на доверии, ответственности и партнерстве;
- прозрачность и открытость информации;
- самоуправление, основанное на автономных командах;
- развитые механизмы обратной связи;
- реализация целей, способствующих улучшению окружающей среды.
Процесс трансформации компании в бирюзовую должен включать в себя изменения в областях принятия решений, стиля лидерства, организационной структуры, взаимоотношений с деловыми партнерами, потока информации и коммуникаций, т.е. трансформация должна проходить по пяти областям (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Области трансформации компании
Источник: разработано авторами
Таким образом, концепция бирюзового управления предполагает, что человек – высшая ценность. В современном мире работодатели все больше ценят работников как носителей знаний и навыков, которые могут помочь компании достичь успеха и оставаться конкурентоспособной, поэтому в организациях будущего акцент будет сделан на реализацию человека как личности, развитие его внутреннего потенциала.
На текущий момент понятие «бирюзовая организация» не имеет четкой законодательной базы. Термин «бирюзовая организация» относится к концепции управления персоналом и корпоративной культурой.
В Российской Федерации существуют законы и нормативные акты, Трудовой кодекс, которые регулируют трудовые отношения, защиту прав работников, а также стимулируют создание благоприятной рабочей среды. Однако, термин «бирюзовая организация» не является отдельной юридической категорией.
Принципы бирюзовых организаций частично могут быть соотнесены с требованиями к созданию благоприятной, безопасной и эффективной рабочей среды в организации.
Однако, в Трудовом кодексе РФ есть пункты, препятствующие развитию бирюзовых организаций [8]. Так, в статье 15 ТК РФ указано, что трудовые отношения должны включать в себя конкретные виды поручаемой сотруднику работы. Также, согласно статье 60 ТК РФ запрещается требовать от сотрудника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором [9]. Законодательство РФ требует четкого указания обязанностей работников в трудовом договоре, что противоречит концепции бирюзовой организации, где человек сам принимает решения по выполняемым задачам с правом не согласовывать его.
Таким образом, концепция бирюзовой организации скорее представляет собой философию управления, чем отдельную юридическую составляющую.
Сравнение традиционных и бирюзовых организаций
Для более глубокого понимания особенностей бирюзового управления следует сравнить данную концепцию с традиционной системой управления (Таблица 1).
Таблица 1 – Сравнение традиционной и бирюзовой организаций
Критерий
сравнения
|
Традиционная
организация
|
Бирюзовая
организация
|
Организационная
структура
|
Четкая иерархия, каждый
сотрудник имеет свою роль и подчиняется вышестоящему руководству
|
Плоская и гибкая
иерархия с изменяющимися ролями и самоорганизацией [10]
|
Принятие
решений
|
Происходит сверху вниз,
от высшего руководства до рядовых сотрудников
|
Может быть
децентрализованным и основано на консенсусе [11]
|
Участие
сотрудников в формировании стратегии компании
|
Участие сотрудников в
принятии стратегических решений ограничено
|
Каждый сотрудник может
внести свой вклад в формирование стратегии [12]
|
Коммуникации
в компании
|
Коммуникации часто
ограничены вертикальными связями сверху вниз и снизу вверх
|
Приветствуются горизонтальные
связи, а также обмен информацией между всеми участниками процесса
|
Гибкость
|
Гибкость ограничена,
так как все процессы жестко регламентированы
|
Гибкость и адаптивность
являются одними из ключевых принципов, так как быстрая адаптация к
изменяющимся условиям - основа бирюзового управления [13]
|
Личные цели
сотрудников
|
Несовпадение с целями
компании, так как сотрудники могут преследовать свои собственные интересы
|
Тесная связь с целями
компании, поскольку сотрудники чувствуют себя более вовлеченными и
заинтересованными в общем успехе [14]
|
Отношение к
прибыли
|
Прибыль – планируемый
индикатор. Прибыль является главной целью и ее восприятие часто измеряется
финансовыми показателями
|
Прибыль – следствие
правильного развития. Прибыль может быть менее важна и ее восприятие может
быть более широким, включая социальные и экологические аспекты
|
Тип
лидерства
|
Сильный и авторитарный,
который принимает все решения самостоятельно и ожидает от подчиненных полного
подчинения
|
Лидер-наставник
или коуч, который
обеспечивает стабильность и надежность функционирования организации и, в то
же время, поощряет автономию и самостоятельность среди членов команды [15]
|
В организациях, принадлежащих к концепции «бирюзовых», отсутствует жесткая иерархическая структура. Взаимодействие между участниками зависит от конкретного проекта, над которым они работают. Эти взаимосвязи часто скрыты и могут изменяться в зависимости от текущих проектов [16]. На рисунке 3 схематично представлены модели и взаимосвязи в традиционной и бирюзовой организациях.
|
|
а)
иерархическая структура управления
|
б) бирюзовая
модель управления
|
Источник: разработано авторами
Следовательно, к характерным особенностям традиционных организаций можно отнести следующие: наличие уровней управления, четкая структура, ограничения в коммуникациях, закрытость информации, четкая направленность решений от верхнего уровня к нижнему, медленная перестройка бизнес-процессов и др. А в бирюзовой организации, где иерархия плоская и гибкая, решения могут приниматься на основе консенсуса всеми участниками, приветствуются горизонтальные коммуникации и гибкость, а личная заинтересованность сотрудников теснее связана с успехом компании.
Особенности применения концепции бирюзового управления в России
В настоящее время в Российской Федерации отмечается ограниченное развитие концепции бирюзового управления. Это объясняется культурными особенностями ведения деловой деятельности, характерными для России, и отличающимися от подходов, применяемых в странах Европейского союза и Соединённых Штатах Америки, где данная стратегия успешно реализуется.
Российское общество и бизнес-среда часто придерживаются традиционных иерархических подходов к организации работы и принятию решений. Это проявляется в высоком уровне дистанции между работниками и управляющими (индекс PDI – дистанцированность от власти), высокой привязанностью рабочих к строгим, четким нормам и правилам (индекс, UAI – неприятие неопределенности), а также контролю их деятельности (индекс IDV – индивидуализм/коллективизм). Данные индексы предложил нидерландский социолог Герт Хофстеде, который изучал культурные различия при организации международного делового сотрудничества [17]. Его исследования были опубликованы в работах «Последствия культуры» (1980) и «Измерения национальных культур в пятидесяти странах и трёх регионах» (1983). На сегодняшний день типология Хофстеде является наиболее удачной и применимой, позволяющей выявить ключевые факторы, предопределяющие различия в национальных деловых культурах.
В качестве наиболее примерной и соответствующей принципам бирюзового управления можно привести компанииюПАО «Вкусвилл» (далее – «Вкусвилл»).
В компании «Вкусвилл» применяется принцип договоренностей вместо должностных инструкций, распоряжений и приказов. Этот подход исключает бюрократическую сложность и позволяет эффективно решать проблемы, общаясь непосредственно с сотрудниками, участвующими в процессе. Благодаря этой практике компания демонстрирует более быстрый рост по сравнению с конкурентами, применяющими «классический» менеджмент [18].
Команда компании «Вкусвилл» объединена в единую систему, а не состоит из обособленных иерархических подразделений. Благодаря этому она смогла увеличить свою прибыль путем оперативного реагирования на изменения в предпочтениях потребителей, развития неформального мышления в процессе решения проблем и четкой слаженной работы каждого сотрудника. Такой уровень самоуправления во «Вкусвилле» не только способствует сокращению затрат на управление, но также уменьшает потери товаров [19].
Компания отказалась от использования системы KPI (key performance indicators – ключевые показатели эффективности), предпочтя внедрить корпоративные обещания, устанавливаемые сотрудниками. Доход продавцов напрямую зависит от объема продаж магазина, а сотрудники офиса приходят на работу по удобному им графику [20].
Компания показывает стабильный рост и входит в десятку розничных сетей Москвы и Подмосковья. В частности, анализ результатов деятельности компании за 2023 год показывает значительный рост оборота на 27%, достигнув отметки в 297,5 млрд рублей [21], чистая прибыль – 5,134 млрд руб. При этом в компании самое главное — это люди и клиенты, поэтому одним из самых важных показателей бирюзовой организации является NPS (Net Promoter Score – показатель удовлетворенности клиентов). NPS для новых клиентов «Вкусвилла» составляет 78%, а для постоянных клиентов — 55%. При этом средний показатель по всем российским супермаркетам колеблется в рамках 10-15% (по данным сайта ПАО «Вкусвилл» [22], июнь 2022 год).
Путем реорганизации иерархической системы, внедрения альтернативной системы принятия решений, передачи HR-процессов и оперативного управления в руки линейных сотрудников компании, а также сведения к минимуму внешнего контроля удалось повысить как лояльность клиентов, так и экономические показатели компании «Вкусвилл».
Реализация концепции бирюзового управления в России на примере ООО «ТД «Аскона»
На сегодняшний день ООО «ТД «Аскона» (далее – «Аскона») является ведущим предприятием в сфере производства матрасов в России. В 2023 году компания «Аскона» в седьмой раз получила престижную награду «Марка №1» в категории «Матрасы» и второй раз в категории «Подушки», до 2022 года являлась крупным поставщиком товаров для магазинов IKEA [23]. В компании реализуется один из основных принципов бирюзового управления, а именно прибыль, деньги являются сопутствующим элементом успешно сделанной работы [23].
В 2018 году «Аскона» провела опрос eNPS (Employee Net Promoter Score -метод оценки лояльности сотрудников) для получения обратной связи. Результаты опроса помогли выявить проблемы, связанные с лояльностью и вовлеченностью работников компании, что подтолкнуло руководство на изменение структуры организации.
Первые изменения начались с объединения топ-менеджеров в одну сплоченную команду с общей и понятной целью. Теперь процесс принятия решений компании происходит не в индивидуальном порядке, а в рамках коллективного обсуждения.
Компания реализовала радикальное изменение в методах бюджетирования, переходя от традиционной иерархической модели планирования сверху вниз к новому подходу, основанному на инициативах сотрудников. Этот метод стимулирования и развития инициатив сотрудников оказался эффективным для корпоративной деятельности.
В компании с обновленной организационной структурой отсутствуют бюрократические процедуры, бесконечные совещания, секретность, игнорирование проблем и внутрикорпоративная борьба [24].
После принятия решения о внедрении управленческой трансформации в компании «Аскона» произошли значительные изменения, которые привели к увеличению выручки на 49,9 млрд рублей в период с 2019 по 2021 годы, что составило почти 50% роста. Кроме того, наблюдалось увеличение числа покупателей, совершающих повторные покупки после предъявления претензии или жалобы: с 16% в 2019 году до 46% в 2021 году [25]. На текущий момент также наблюдается положительная динамика выручки – в 2023 году ее рост составил 22% по сравнению с 2022 годом [26].
На основе данных, представленных на сайте ООО «ТД «Аскона», консалтинговых компаний, аналитических агентств, в работе проведена оценка состояния компании в рамках бирюзовой концепции развития.
Для оценки перспективности бирюзового развития компании был использован подход, который предполагает системный анализ шести групповых параметров (гибкость, креативность, ответственность, сотрудничество, доверие, инклюзивность), характеризующие потенциал бирюзового развития компании. Для каждого параметра определяются свои уровни оценки, каждый из которых содержит подуровни, включающие в себя результаты решения задач, являющихся составными частями перехода на бирюзовое развитие компании. Значения параметров вычисляются экспертным методом в результате опросов и обследования компании. Подуровни и задачи для каждого из параметров определяются отдельно.
На представленной циклограмме (Рисунок 4) отражены изменения, происходящие в компании «Аскона», которая приняла решение перейти на бирюзовое управление. Иллюстрируемая диаграмма указывает на величины ключевых параметров, обозначенных в исходном плане, и результирующие показатели, полученные в итоге применения бирюзового подхода.
Рисунок 4 – Циклограмма изменений ключевых параметров компании «Аскона» в рамках концепции бирюзового управления
Источник: разработано авторами
Компания пришла к выводу, что необходимо повысить гибкость в отношении к сотрудникам, а также изменить формы сотрудничества для достижения целей, содействующих развитию компании.
Проблемы и перспективы перехода к бирюзовому управлению
На сегодняшний день существует несколько факторов, препятствующих принятию «бирюзовых» практик в некоторых отраслях. Первым фактором является наличие монополий. Многие компании-монополисты до сих пор придерживаются иерархической модели управления. В силу своего монопольного положения они могут позволить себе не изменяться, поскольку у них отсутствуют конкуренты.
Вторым фактором является извлечение прибыли за счет товаров или услуг, не приносящих реальной ценности обществу. Как отмечалось ранее, одним из ключевых принципов «бирюзового» управления является наличие эволюционной цели у компании. Если компания получает прибыль от продукции, негативно воздействующей на общество, например, от продажи дешевого алкоголя, который вредит здоровью людей, становится сложно определить эволюционную цель, которая будет одобрена сотрудниками.
Третий фактор – это новизна самой концепции бирюзовой организации. Смена одной организационной структуры на другую происходит не так быстро. Новые организации должны появиться, достигнуть определённого уровня зрелости и превзойти предшествующие. Многие компании осознали выгоды бирюзового управления, однако им требуется время для ее реализации [27].
Четвертый фактор – менталитет, большинство сотрудников не готово работать самостоятельно и нести ответственность, необходима жесткая иерархия.
К основным недостаткам (проблемам) бирюзовых организаций относят:
1. Проблема организации процессов и структурных образований: из-за отсутствия централизованной системы принятия решений бирюзовые организации могут столкнуться с проблемой отсутствия четкой структуры и координации, что может привести к затруднениям и неопределенности в выполнении задач. Также есть риск, что часть задач может остаться без какого-либо контроля [28].
2. Отсутствие четкого планирования: риск потери фокуса в бирюзовых организациях проявляется через излишнюю свободу и гибкость в работе, что может привести проблемам управления и контроля деятельности. Отсутствие или минимальное планирование, размытость принципов и процессов в организации затрудняет разработку четкой стратегии и плана действий для успешной работы [29].
3. Проблемы с принятием решений: бирюзовые организации связаны с необходимостью достижения консенсуса, что может замедлить процесс принятия решений, а также увеличить риск принятия неправильного коллективного решения из-за возможности каждого сотрудника высказать свое мнение. В таких организациях много времени уходит на совещания из-за возможности высказывания любых жалоб или идей. Часто в компаниях с бирюзовой концепцией решения могут приниматься на основе интуиции или общего согласия, а не на основе анализа и фактов [30].
4. Отсутствие должностной инструкции: это может привести либо к излишнему использованию рабочей силы или ее необоснованному использованию. С другой стороны, отсутствие четких указаний и контрольных процедур может привести к снижению дисциплины и срыву сроков работников из-за недостаточной самоорганизации и мотивации [31].
5. Снижение мотивации сотрудников в достижении результатов: поскольку в бирюзовых организациях акцент обычно ставится на равенство и справедливость, то это может привести к отсутствию бонусов и премий за выдающиеся достижения. Также принцип равенства может привести к тому, что повышение по службе осуществляется не на основе достижений и профессиональных навыков, а на основе времени, проведенного в компании [32].
6. Неготовность сотрудников к изменениям. Эмоциональная составляющая – один из ключевых факторов бирюзовой организации, позволяющей ей эффективно работать в условиях динамично меняющегося рынка. В традиционных же организациях часто не принято обсуждать свои чувства, что приводит к недопониманию и конфликтам. Сотрудники могут бояться изменений и не хотеть открыто обсуждать возникающие проблемы, что может помешать внедрению новых методов работы и развитию корпоративной культуры в направлении бирюзовой организации [33-35].
Указанные недостатки препятствуют широкому внедрению концепции бирюзового управления. Они могут создавать определенные вызовы для бирюзовых организаций и требуют пристального внимания со стороны руководства компании для их эффективного преодоления.
Несмотря на указанные проблемы и риски, концепция бирюзового управления имеет хорошие перспективы, особенно в тех сферах, в которых быстро меняется деловая среда, требуется оперативно реагировать на текущие изменения. Большой потенциал бирюзовые организации имеют в IT-отрасли, торговле, услугах, рекламе, консалтинге.
Заключение
Концепция бирюзовых организаций является перспективной в современном бизнесе, так как она предлагает новый подход к организационной культуре и управлению людьми. Рабочая среда бирюзовой организации – это среда, основанная на доверии, эмпатии, личностном росте и коллективном решении проблем.
Кроме того, концепция бирюзовой организации представляет собой значимый инструмент не только для коммерческих организаций, нацеленных на рост прибыли, но также для общества в целом, поскольку ее внедрение способствует поднятию уровня удовлетворенности клиентов и повышение энтузиазма сотрудников.
В современном бизнесе, где конкуренция высока и изменения происходят быстро, бирюзовые организации обеспечивают конкурентное преимущество за счет более эффективного использования человеческого капитала.
Компании, стремящиеся к реализации принципов бирюзовых организаций, могут получить значительные преимущества в виде улучшения гибкости, мотивации сотрудников и инновационности, однако им также придется преодолевать вызовы, связанные с изменением корпоративной культуры, управленческими практиками и неопределенностью. Ввиду сложности немедленного перехода к новой модели управления, организации могут начать с поэтапного внедрения отдельных принципов данной концепции или применения ее ограниченно в определенных отделах.
References:
.Stanisława Bartosiewicz (2017). Turquoise Companies. Future or utopia? Central and Eastern European Journal of Management and Economics. (3). 393-397.
Afrikanova A. V., Kuznetsov T.V. (2018). «Biryuzovaya» organizatsiya - organizatsionnaya struktura predpriyatiya organicheskogo tipa [The "turquoise" organization is the organizational structure of an organic type enterprise] Actual problems of accounting, taxation and development of key sectors of the economy (Penza, November 24, 2018). 113-116. (in Russian).
Ana Moreno Romero, Ángel Uruburu, Ajay K. Jain, Manuel Acevedo Ruiz, Carlos F. Gómez (2020). Muñoz The Path towards Evolutionary—Teal Organizations: A Relationship Trigger on Collaborative Platforms Sustainability. (12). 1-17.
Anna Wasiluk (2022). On the way to turquoise organizations and turquoise leadership Organization and management. (158). 647-661. doi: 10.29119/1641-3466.2022.158.42.
Babkina E.D., Shutko L.G. (2021). Biryuzovye organizatsii kak subekty «novoy ekonomiki» Rossii [Turquoise organizations as subjects of the "new economy" of Russia] 13th All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists "YOUNG RUSSIA" (Kemerovo, April 20-23, 2021). 84001.1-84001.4. (in Russian).
Beata Fałda, Maria Alicja Małkowska (2023). Turquoise management model in knowledge-based organisations Economic and regional studies. (1). 51-64.
Brodskaya E.B. (2022). Biryuzovye organizatsii v Rossii i v SShA: prepyatstviya i riski [Turquoise organizations in Russia and the USA: obstacles and risks] Economics through the eyes of the young (Tomsk, May 13-14, 2022). 64-67. (in Russian).
Chulanova O.L. (2017). Kontseptualnye osnovy «biryuzovyh organizatsiy» i perspektivy organizatsiy v rabote s personalom Human resource management and intellectual resources management in Russia. (3). 5-11.
Chulanova O.L. (2017). Biryuzovye organizatsii: sushchnost, osnovnye printsipy, vozmozhnosti realizatsii v rabote s personalom sovremennyh rossiyskikh organizatsiy [Turquoise organizations: the essence, basic principles, possibilities of implementation in working with the staff of modern Russian organizations]. Current problems of the humanities and natural sciences. (4-3). 153-157. (in Russian).
Dryaev M.R., Trukhanovich D.S. (2019). «Biryuzovoe» upravlenie ili kak rabotayut organizatsii budushchego [Turquoise management or how organizations of the future work] Problems of management, economics, politics and law in a globalizing world (Rostov-on-Don, April 15-20, 2019). 67-69. (in Russian).
Jerzy Rosiński (2018). Creating an Evolutionary Teal Organization on a Step-by-step Basis. A Case Study Entrepreneurship and management. (19). 243–256.
Kelekhsaeva T.A. (2022). Biryuzovye organizatsii: osnovnye ponyatiya i printsipy [Turquoise organizations: basic concepts and principles] Science and education: domestic and foreign experience (Belgorod, March 21, 2022). 329-332. (in Russian).
Kleyner G.B. (2020). Spiralnaya dinamika, sistemnye tsikly i novye organizatsionnye modeli: perlamutrovye predpriyatiya [Spiral dynamics, system cycles and new organizational models: pearlescent enterprises]. Russian Management Journal. (4). 471–496. (in Russian).
Konkova G.D., Kuzina M.N. (2021). Kak «biryuzovye» organizatsii upravlyayut biznesom [How "turquoise" organizations run a business] Current problems and current trends in the development of socio-economic sciences in the XXI century: the view of young scientists (Moscow, October 28, 2021). 40-44. (in Russian).
Kostenko E. P., Efremenko K. A. (2021). Osobennosti upravleniya personalom v biryuzovyh organizatsiyakh [Features of personnel management in turquoise organizations]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (4). 93–103. (in Russian). doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-93-103.
Lalu F. (2020). Otkryvaya organizatsii budushchego [Discovering the organizations of the future] (in Russian).
Maciaszczyk M., Makieła Z., Miśkiewicz R. (2023). Industry 5.0: A new reality, new challenges Innovation in the Digital Economy. Routledge. 51-61.
Naumenko T.V., Morozova D.A. (2018). Teoriya mezhkulturnyh izmereniy G. Khofstede kak metodologicheskaya osnova issledovaniya sovremennyh sotsialnyh protsessov [Cultural dimensions theory of geert hofstede as a methodological basis for the study of modern social processes]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kultury. (1 (30)). 144-154. (in Russian).
Orekhova Yu.V., Lokhmatova V.A. (2017). Osobennosti razvitiya i funktsionirovaniya «biryuzovyh organizatsiy» kak sovremennaya formy upravleniya chelovecheskimi resursami [Features of development and functioning of "teal organisation" as contemporary form of management human resources]. Forum molodyh uchenyh. (11(15)). 735-738. (in Russian).
Razgulyaev V. (2020). Biryuzovoe upravlenie na praktike [Turquoise management in practice] (in Russian).
Romero A.M., Uruburu A., Jain A.K., Ruiz M.A., Gómez Muñoz C.F. (2020). The Path towards Evolutionary—Teal Organizations:A Relationship Trigger on Collaborative Platforms Sustainability. (12). 1-17.
Rutkowska M., Kaminska A.M. (2020). Turquoise Management Model - Teal Organizations Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economic Development during Global Challenges. 11380-11387.
Scherbinina M.Yu., Materova A.A., Kuzmin E.V. (2017). Biryuzovye organizatsii: novaya kontseptsiya razvitiya biznesa [Turquoise organization: a new business concept]. Modern scientific researches and innovations. (1). 433-437. (in Russian).
Sulich Adam, Rutkowska Małgorzata (2019). Between green and turquoise management styles Management Science. (4). 24-31. doi: 10.15611/ms.2019.4.04.
Sviridova T.V., Medvedeva T.V. (2020). Biryuzovye organizatsii: glavnye printsipy novogo mira [Turquoise organizations: the main principles of the new world] The best student article (Penza, Aug 30, 2020). 75-78. (in Russian).
Tabaszewska-Zajbert Edyta, Sokołowska-Durkalec (2019). Agnieszka Towards a turquoise organization – personal change of employees and its sociocultural barriers Research papers of Wroclaw University of economics and business. (9). 200-210.
Tleubergenova A.A.-Zh., Balakhanova D.K. (2021). Sovremennye formy organizatsii i osobennosti ikh ispolzovaniya [Modern forms of organization and features of their use] Management Theory and Practice: Answers to the Challenges of the Digital Economy (Moscow, 03 Dec. 2021). 76-80. (in Russian).
Wyrzykowska B. (2019). Wyrzykowska B. Teal Organizations: Literature Review and Future Research Directions Central European Management Journal. (27(4)). 124-141. doi: 10.7206/cemj.2658-0845.12.
Страница обновлена: 09.04.2025 в 02:24:28