The effectiveness of government programs in sports

Polyakova E.Yu.1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 5 (May 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918258

Abstract:
The effectiveness of budget expenditures is in the area of interests of the whole society, which expects government authorities to solve important problems and tasks of socio-economic development. The development of sports is one of the national priorities. Strategic tasks for the improvement of the nation are declared by the President and implemented in national projects and government programs for a long period of time. The author has conducted a study to evaluate the largest international sports event being implemented in the Sverdlovsk Region - the International University Sports Festival. The article focuses on the dynamics and structure of financing the costs of preparing for these events, draws conclusions about the volume of budget expenditures, and evaluates complex achievements. The results of the study can be used in the activities of federal and regional authorities in the preparation and implementation of projects and budgets of the constituent entities of the Russian Federation, business representatives, and the general public.

Keywords: government program, youth sports development, International University Sports Festival, sports funding

JEL-classification: L80, L83, Z20



Введение

Стратегические задачи по оздоровлению нации, обозначенные Президентом, обусловливают актуальность исследования. Анонсированные Президентом в послании Федеральному собранию 29.02.2024 г. новые национальные проекты «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь» являются предпосылками к развитию молодежного спорта в ближайшие годы.

Свердловская область начала готовиться к Международному фестивалю молодежного спорта с 2019 г., подав заявку на участие и запланировав субсидирование организаций в рамках Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области».

Государственные программы ориентированы на достижение стратегических целей и задач и призваны обеспечивать рост качества жизни населения в различных сферах. Они разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [1]. Финансирование государственной программы – это совокупность взаимосвязанных элементов «цель» – «ресурсы» – «результаты» [2, с. 26].

Финансированию государственных программ в России посвящены труды многих авторов, ключевыми являются работы А. Л. Кудрина [3], А. Г. Силуанова [4], Е. Г. Князевой, К. Н. Самкова [5], Л. И. Юзвович и М. И. Львовой [6]. Вместе с тем теоретико-методологические подходы не акцентируют внимание на повышении результативности бюджетных расходов на федеральном и региональном уровнях. Поэтому целью указанного исследования является развитие концептуальных подходов к эффективности финансирования и результативности реализации государственных программ в области спорта на региональном уровне.

Авторская гипотеза заключается в анализе успешного опыта проведения мероприятий, способствующих развитию молодежного международного и национального спорта на территории России.

Методологическую основу исследования составлял функциональный научных подход, общие и специальные методы научного познания и методы экономического анализа.

В 2019 г. после решения Международной федерации университетского спорта (далее – ФИСУ) организовать XXXII Всемирную летнюю Универсиаду (далее – Универсиада) 2023 года в Екатеринбурге город сразу начал готовиться к этому мероприятию: в отчетах о реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» за 2019 г. указаны мероприятия по обеспечению участия Екатеринбурга в Универсиаде, выделение субсидий организациям и реконструкция инфраструктуры. К сожалению, через три года подготовки к соревнованиям ФИСУ передала право провести Универсиаду городу Чэнду, Китай. Универсиада должна была пройти с 7 по 19 августа 2023 года [7-8].

Согласно календарю на официальном сайте ФИСУ мероприятий в России на ближайшее время не запланировано. Следующие международные университетские игры состоятся 13.01.2025 В Турине, Италия, летние игры – 16.07.2025 в Регионе Рейн-Рур, Германия [9].

Во время Петербургского международного экономического форума в 2022 г. губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил, что вместо Всемирных студенческих игр в августе 2023 года в Екатеринбурге пройдет Международный фестиваль университетского спорта (далее – Фестиваль) [1], в котором примут участие студенты из государств-участников БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и Содружества Независимых Государств, итого около 3400 человек из 281 университетов из 36 стран, при этом из России 135 университетов [10-11].

Фестиваль стал крупным международным спортивным событием в 2023 г. и прошел в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.10.2022 №345-рп «О проведении Годов российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта». Соревнования велись по 14 видам спорта на 6 объектах, 4 из которых построены к Фестивалю: Дворец игровых видов спорта (2003), Дворец водных видов спорта (2023), Дворец дзюдо (2023), Детская Академия тенниса «Гринвич» (2020), Международный выставочный центр «Екатеринбург-Экспо» (2011), Центр художественной гимнастики (2023) [7]. Источником финансирования объектов, возведенных в 2023 гг., стал федеральный бюджет, а капитальный ремонт был проведен за счет областного и местного бюджетов.

Далее представлены основные объекты финансирования расходов на создание инфраструктуры, возведение объектов капиталовложений Фестиваля:

- во Дворце игровых видов спорта, построенном в 2003, провели реконструкцию, помимо изменений фойе, фасадов, гардероба, была улучшена инфраструктура для лиц с ОВЗ;

- Центр художественной и эстетической гимнастики, открытый в 2023 году, является третьим по величине и оснащенности центром гимнастки в России и построен по высочайшим международным стандартам. В Центре размещаются 9 тренировочных ковров, 2 хореографических зала, тренажерный зал, зона для СМИ и организации трансляций;

- Дворец дзюдо открылся в 2023 г., в нем расположены 4 татами, трибуны на 1660 мест, тренировочный зал, много сопутствующих помещений, открытые спортивные площадки.

- Академия тенниса «Гринвич», открывшаяся в 2020 году, является одним из крупнейших теннисных центров на Среднем Урале. Спортсменам, как взрослым, так и детям, доступны 6 крытых и 6 открытых кортов;

- Дворец водных видов спорта, открывший свои двери в 2023 года, построен рядом с МВЦ «Екатеринбург-Экспо» и строящимся кампусом УрФУ и рассчитан на 5200 зрителей. В нем функционируют 4 автономных бассейна с многоступенчатой системой очистки и смягчения воды;

- Международный выставочный центр «Екатеринбург-Экспо» был построен в 2011 г. для проведения промышленной выставки «ИННОПРОМ». В нем прошли церемонии открытия и закрытия Фестиваля, а также соревнования по настольному теннису, бадминтону, боксу, тхэквондо, спортивной борьбе и баскетболу;

- недалеко от аэропорта и рядом с двумя объектами соревнований: МВЦ «Екатеринбург-Экспо» и Дворцом водных видов спорта была возведена деревня Фестиваля для проживания спортсменов, представителей команд и судей площадью 209 тысяч квадратных метров на 836 жилых комнат. Проект реализован «Синара-Девелопмент», дивизиональным холдингом Группы Синара [11].

Основная часть

Мероприятия по подготовке к Фестивалю были профинансированы в рамках Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года» [12]. Рассмотрим данную Государственную программу в целом, выявим динамику и структуру финансирования, основные закономерности.

Финансирование физической культуры и спорта в Свердловской области обеспечивается в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года», далее программа была продлена до 2027 года с сохранением целей, задач и подпрограмм.

Согласно паспорту Государственной программы [12] в последней редакции на период 2019-2027 гг. объемы финансирования на реализацию составляют 52,54 млрд рублей, в том числе федеральный бюджет – 2,05 млрд рублей, областной бюджет – 42,71 млрд рублей, местный бюджет – 0,46 млрд рублей, внебюджетные источники – 7,32 млрд рублей. Данные обобщены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Источники финансирования государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» за 2019-2027 гг., млрд руб., % [1]

Согласно данным на рисунке, именно областной бюджет на протяжении 2019-2027 гг. является основным источником поддержки развития физической культуры и спорта в Свердловской области, составляя 81 % от общего финансирования, внебюджетные источники составляют всего 14 %, федеральный бюджет – 4 %, и местный бюджет – 1 % от выделяемого финансирования.

Рассматривая финансирование государственной программы по годам с 2019 по 2027 гг., мы видим рост запланированных расходов на реализацию этой программы с 2019 по 2021 г., с 4933,78 млн руб. до 6130,26 млн руб., на 24,25 % , резкий рост в 2022 году до 8481,17 млн руб., на 38,35 %, а затем снижение расходов в 2023 г. до 8235,09 млн руб. на 2,90 % с резким падением в 2024 г. до 4730,48 млн руб. на 42,56 %. В период 2025-2027 запланировано выделить на развитие физической культуры и спорта 4 854,90 млн руб. ежегодно.

Рисунок 2 – Источники и объемы финансирования государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» за 2019-2027 гг., млн руб. [2]

Как показано на рисунке 2, основным источником финансирования физической культуры и спорта стал областной бюджет, динамика расходов также соответствует изменению расходов областного бюджета на физическую культуру. Причиной такой динамики расходов является подготовка к Фестивалю с 2019 по 2022 г., ее проведение в 2023 г., в дальнейшем крупных спортивных событий не запланировано, поэтому и динамика расходов линейна.

Рассмотрим структуру расходов на физическую культуру и спорт в Свердловской области в рамках реализации Государственной программы. В областном бюджете запланированы расходы в диапазоне от 3811,50 млн руб. в 2019 г. до 7023,26 млн руб. в 2022 г., при этом наибольшая доля расходов на областной бюджет по сравнению с другими источниками приходится на 2023 г., 84,93 %, а наименьшая – на 2020 г., 76,55 %. Такие показатели обусловлены тем, что именно за счет областного бюджета проводилась подготовка к Фестивалю, что и послужило причиной роста расходов в 2022-2023 гг., а в 2024 г. эта статья расходов стала неактуальна. На протяжении изучаемого периода объем финансирования из внебюджетных источников запланирован в диапазоне от 812,29 млн руб. в 2022 г. до 813,25 млн руб. в 2023-2027 гг., в процентном соотношении доля внебюджетных источников колеблется от 9,58 % в 2022 г. До 17,19 % в 2024 г. Использование средств из федерального бюджета запланировано только на 2019-2023 гг., в объеме от 296,95 млн руб. в 2019 г. До 498,25 млн руб., с долей в структуре расходов от 0,61 % в 2025 г. До 8,13 % в 2021 г. Расходы местного бюджета составили от 11,24 млн руб. в 2025-2027 гг. до 265,81 млн руб. в 2022 г, а в сравнении с другими источниками доля составляет от 0,23 % в 2025-2027 гг. до 3,13 % в 2022 г., что также связано с выполнением плана Фестиваля.

Для эффективного освоения ресурсов федерального и регионального бюджетов Государственная программа состоит из детализированных подпрограмм. В таблице 1 представлены подпрограммы, установленные цели для их реализации и объём финансирования.

Таблица 1 – Подпрограммы государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» за 2019-2027 гг., их цели и объем финансирования, млн руб. [3]

Наименование подпрограммы
Цели подпрограммы
Объем финансирования на 2019-2027 гг., млн руб., доля от всех запланированных расходов, %
Подпрограмма 1 Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области
- создание условий для развития физической культуры и спорта в Свердловской области, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- создание условий для развития детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва сборных команд Свердловской области и Российской Федерации, совершенствование системы спорта высших достижений.
47732,20 или
90,86%
Подпрограмма 2 «Развитие образования в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области»
создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва
3331,31 или
6,34%
Подпрограмма 3 «Развитие инфраструктуры объектов спорта государственной собственности Свердловской области»
создание условий, обеспечивающих доступность к спортивной инфраструктуре Свердловской области
1187,60 или
2,26%
Подпрограмма 9 «Обеспечение реализации государственной программы Свердловской области
руководство и управление в сфере установленных функций отрасли физической культуры и спорта
283,93 или
0,54%

На основании данной таблицы в настоящий момент реализуются всего 4 подпрограммы: 1, 2, 3 и 9 подпрограммы. Подпрограмма 4 «Развитие потенциала молодежи в Свердловской области», подпрограмма 5 «Патриотическое воспитание молодых граждан в Свердловской области», подпрограмма 6 «Обеспечение жильем молодых семей», подпрограмма 7 «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)», подпрограмма 8 «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» утратили силу согласно постановлению Правительства Свердловской области от 07.03.2019 [13].

Согласно таблице 1 подпрограмма 1 получает наибольшее финансирование, что связано с тем, что именно в подпрограмме 1 поставлено больше целей и задач, в том числе связанных с организацией Фестивалем.

Рассмотрим источники финансирования Фестиваля с 2019 по 2023 гг. Мероприятия по подготовке, организации и проведению заявлены в отчетах о выполнении государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» [14-15]. Мероприятия и источники финансирования с 2019 по 2023 гг. отражены в таблице 2. Поскольку решение о проведении Фестиваля вместо Универсиады было принято только в 2022, в отчетах о реализации Государственной программы фигурирует Универсиада, поэтому в таблице 2 будем использовать именно слово «Универсиада» для обозначения мероприятия, как указано в отчетах.

Таблица 2 – Мероприятия по подготовке, организации и проведению Универсиады, тыс. руб. [4]


2019
2020
2021
2022

2023
Итого по мероприятию
ПОДПРОГРАММА 1. «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Обеспечение участия Свердловской области и города Екатеринбурга в организации и проведении Универсиады
10 743,40
областной бюджет
10 743,40





Субсидия АНО»Универсиада-2023» на обеспечение участия Свердловской области и города Екатеринбурга в организации и проведении Универсиады
44 779,50
областной бюджет
44 779,50





Субсидия АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией и проведением Универсиады
2 204 858,5
областной бюджет

158 642,9
367 966,50
122 734,10
1 555 515,00

Проведение капитального ремонта спортивных сооружений в рамках подготовки к проведению ХХХII Всемирной летней Универсиады 2023 года в городе Екатеринбурге
379 200,00
областной бюджет


379 200,00



Субсидия АНО «Екатеринбургский спортивный комплекс «Динамо» на проведение капитального ремонта легкоатлетического стадиона в рамках подготовки к проведению Универсиады
357 810,40
областной бюджет


25 000,00
311 000,00
21 810,40

Подготовка муниципальных спортивных объектов, связанных с организацией и проведением Универсиады
471 355,80
областной бюджет



217 835,20


местный бюджет



253 520,60


Подготовка государственных спортивных объектов к Универсиаде
1 014 878,30
областной бюджет



1 014 808,30
70

Субсидия АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на погашение обязательств по договору займа, заключенному в целях обеспечения оплаты за право проведения Универсиады
1 675 655,40
областной бюджет



600 000,00
1 075 655,40

Итого






областной бюджет
55 522,90
158642,9
772 166,5
2 266 377,60
2 653 050,80
5 905 760,70
местный бюджет



253 520,60

253 520,60
итого по п/п 1
55 522,90
158642,9
772 166,5
2 519 898,20
2 653 050,80
6 159 281,30
Подпрограмма 3. «Развитие инфраструктуры объектов спорта государственной собственности Свердловской области»

Реконструкция здания Дворца игровых видов спорта


областной бюджет


3 200,00


3200
итого по п/п 3


3 200,00


3200
областной бюджет


3200


3200
Итого по п/п 1 и п/п 3






областной бюджет
55 522,90
158642,9
775 366,50
2 266 377,60
2 653 050,80
5 908 960,70
местный бюджет



253 520,60

253 520,60
итого по государственной программе
55 522,90
158642,9
775 366,50
2 519 898,20
2 653 050,80
6 162 481,30

В 2019 г. в отчетах о выполнении государственной программы рамках подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» указано, что все заявленные мероприятия реализованы в полном объеме. Источником финансирования указан областной бюджет в объеме 55 522,90 тыс. руб., что составляет 1,46 % от расходов областного бюджета по государственной программе в 2019 г. и 1,66 % расходов областного бюджета по подпрограмме 1. За счет этих средств была проведена заявочная кампания с определением Екатеринбурга местом проведения Универсиады, а также реализованы мероприятия по ее организации и проведению, предоставлена субсидия АНО «Универсиада-2023».

В 2020 г. объем финансирования увеличивается: запланировано и реализовано 1 мероприятие за счет областного бюджета в объеме 158642,9 тыс. руб.: предоставлена субсидия АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на организацию и проведение Универсиады.

Темп роста расходов составил 103 120,00 тыс. руб., или 185,72 %, и расходы составили 3,84 % от расходов областного бюджета по государственной программе за 2020 г. и 4,57 % от расходов из областного бюджета по подпрограмме 1.

В 2021 г. финансирование Универсиады продолжается за счет областного бюджета в рамках 1 и 3 подпрограмм в общем объеме 775 366,50 тыс. руб., темп роста расходов составил 616 723,60 тыс. руб., или 388,75 %, средства выделены на указанные в таблице 2 мероприятия, причем первые два мероприятия: субсидия АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» и проведение капитального ремонта - потребовали наибольших затрат в 367 966,50 тыс. руб., или 47,46 % от расходов областного бюджета на реализацию подготовки в Универсиаде на 2021 г. и 379 200,00 или 48,9 %. Согласно отчетам о реализации Государственной программы за 2021 г. Все указанные мероприятия выполнены: предоставлены субсидии АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на организацию и проведение Универсиады и АНО «Екатеринбургский спортивный комплекс «Динамо» на проведение капитального ремонта, в Дворце игровых видов спорта выполнена реконструкция для создания комфортных условий для маломобильных групп, в спортивных сооружениях проведен ремонт.

Стоит отметить, что в рамках государственной программы расходы областного бюджета на Универсиаду в 2021 г. составили 775 366,50 тыс. руб., или 16,22 %, по подпрограмме 1 расходы составили 772 166,5 тыс. руб., или 18,77 % от областного финансирования подпрограммы 1, по подпрограмме 3 – 3200 тыс. руб., или 1,17 % от расходов из областного бюджета по подпрограмме 3.

В 2022 и 2023 гг. выделен наибольший объем финансирования на реализацию подготовки к Универсиаде в рамках подпрограммы 1 за счет средств областного и местного бюджетов. В 2022 г. темп роста расходов составил 1 744 531,70 тыс. руб., или 224,99 %. Стоит отметить, что в 2022 г. запланировано и реализовано наибольшее количество мероприятий, что отражено в таблице 2.

В 2023 г. подготовка к Универсиаде достигла максимального значения в 2 653 050,80 тыс. руб., или 35,22 % от всех расходов областного бюджета на реализацию Государственной программы за 2023 г. или 37,51 % от расходов областного бюджета по подпрограмме 1. Темп роста в 2022-2023 гг. составил 133 152,60 тыс. руб. или 1,05 %.

Что касается расходов местного бюджета на подготовку к Универсиаде, их объем составил 253 520,60 тыс. руб., или 84,19 % от расходов местного бюджета на реализацию государственной программы и подпрограммы 1, где и были запланированы все расходы из местного бюджета.

Мероприятия по предоставлению субсидий АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на организацию и проведение Универсиады реализуются с 2020 и 2023 г., АНО «Екатеринбургский спортивный комплекс «Динамо» на капитальный ремонт 2021-2023, мероприятия по подготовке государственных спортивных объектов, а также выделение субсидии АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на погашение обязательств займа обозначены на 2022-2023 гг. Остальные мероприятия запланированы только на 1 год. Мероприятие по подготовке муниципальных объектов реализуется за счет средств областного и местного бюджетов. Можно сделать вывод о том, что мероприятия по предоставлению субсидий АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» и АНО «Екатеринбургский спортивный комплекс «Динамо» стали самыми продолжительными, при этом именно на первое мероприятие был выделен максимальный объем средств - 2 204 858,5 тыс. руб. из областного бюджета или 35,78 % от всех средств, выделенных на реализацию Государственной программы в 2019-2023 гг. на подготовку к Универсиаде. Следующим по объему расходов стало мероприятие по выделению субсидии АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023» на погашение обязательств по займу в объеме 1 675 655,40 тыс. руб. из областного бюджета, или 16,47 % от всех средств на подготовку, мероприятие по Подготовке государственных спортивных объектов в объеме 1 014 878,30 тыс. руб., или 16,47 %.

По всем мероприятиям предоставлены отчеты о реализации: субсидии выделены, в спортивном комплексе «Динамо» проведен капитальный ремонт легкоатлетического стадиона, в рамках подготовки муниципальных спортивных объектов проведен капитальный ремонт бассейна МБУ спортивной школы «Юность», плавательного бассейна МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Калининец», спортивного павильона МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Калининец», стадиона МАУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Чкаловский», выделены субсидии ГАУ СО «Дворец игровых видов спорта», ГАУ СО «Уральская футбольная академия», ГАУ со «Академия им. Н.В. Карполя», в которых также проведен капитальный ремонт, обязательства по договору займа погашены своевременно.

На рисунке 3 представлен график финансирования подготовки к Универсиаде в рамках государственной программы из областных и местных источников за 2019-2023 гг.

Рисунок 3 – Динамика и структура финансирования подготовки к Универсиаде в 2019-2023 гг., тыс. руб. [5]

Ну рисунке 3 представлена динамика и структура финансирования подготовки к Универсиаде, при этом, как было указано ранее, виден рост расходов с 2019 г. с достижением максимального значения в 2022 г., основным источником расходов стал областной бюджет.

По итогам проведения Фестиваля были разыграны 195 комплектов наград в 14 видах спорта. Спортсмены российских вузов завоевали на Играх 481 медаль (69,5% от общего количества): 144 золотые (73,8%), 138 серебряных (71,1%) и 199 бронзовых (65,7%) – таким образом, в медальном зачете россияне оказались лидерами Фестиваля, опередив Китай и Бразилию [16].

Призерами Фестиваля университетского спорта стали представители 22 стран мира, спортсмены из 15 стран завоевали в Екатеринбурге минимум одну золотую медаль. В топ-20 самых успешных российских вузов на Фестивале в Екатеринбурге только три завоевали все свои медали в одном виде спорта. Среди них Чеченский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова и Шадринский государственный педагогический университет [17].

В копилке Свердловской области 55 медалей: 20 золотых, 23 серебряных и 12 бронзовых наград. Самым успешным зарубежным университетом стал Университет физической культуры и спортивных наук, Куба, а самым успешным университетом по Уральскому федеральному округу стал Уральский государственный горный университет [18].

Студенты московских вузов получили 16 медалей Фестиваля, также награды получили спортсмены из 8 вузов Екатеринбурга и 5 вузов Санкт-Петербурга. Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» стал самым универсальным российским вузом на Фестивале в Екатеринбурге. Студенты этого вуза получили награды в 11 видах спорта. Медали в 9 видах спорта завоевывали студенты Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафтаи Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма [16].

Проведя параллель успешным достижениям спортсменов в межрегиональном рейтинге, можно сделать вывод, что успехи пропорциональны объемам бюджетного финансирования физической культуры и спорта.

Результаты

Несмотря на то, что Международный фестиваль университетского спорта, проведенный в Екатеринбурге с 19 по 23 августа 2023 года, изначально заявленный как XXXII Всемирная летняя Универсиада, вследствие политических событий изменил охват участников, он стал средоточием университетского спорта среди студентов из стран БРИКС, ШОС и СНГ и ключевым событием молодежного спорта в России в 2023 г. Свердловская область готовилась к этому событию основательно, начиная с 2019 г., что прослеживается в отчетах о реализации мероприятий Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области». Исследование позволило выявить ключевую проблему, в соответствии с которой основным источником расходов на подготовку к Фестивалю, ремонт объектов, стал областной бюджет, а основные результаты и заслуги по проведенному фестивалю был направлены в адрес федеральных органов исполнительной власти. За счет федерального бюджета была проведена реконструкция отдельных спортивных объектов Фестиваля, в основном для организации спортивных мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на это, все возведенные объекты будут активно использоваться областью, а Деревня Фестиваля уже стала частью микрорайона, кампусом и площадкой Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Фестиваль продвинул Свердловскую область и Россию в целом на международной спортивной арене, поспособствовал развитию спортивной и жилой инфраструктуры, популяризации молодежного спорта, поэтому такие мероприятия необходимо проводить регулярно во всех субъектах Российской Федерации.

Главам регионов стоит оценить весь процесс проведения Фестиваля: подачу заявки, участие в конкурсных процедурах, получение грантов и субсидий, – перенять опыт Свердловской области, что поспособствует развитию международного и национального спорта в Российской Федерации

[1] Составлено автором по: [12]

[2] Составлено автором по: [12]

[3] Составлено автором по: [12]

[4] Составлено автором по: [14-15]

[5] Составлено автором по: [14-15]


References:

Fisu. Retrieved April 03, 2024, from https://www.fisu.net/calendar/?pa=2

Knyazeva E.G., Samkov K.N. (2021). Problemy finansirovaniya gosudarstvennyh programm [Problems of financing government programs]. Finance. (5). 10-18. (in Russian).

Kudrin A.L., Knobel A.Yu. (2017). Byudzhetnaya politika kak istochnik ekonomicheskogo rosta [Fiscal policy as a source of economic growth]. Voprosy Ekonomiki. (10). 5-26. (in Russian). doi: 10.32609/0042-8736-2017-10-5-26.

Samkov K.N. (2021). Finansirovanie realizatsii natsionalnyh i regionalnyh proektov: problemy i napravleniya ustoychivogo razvitiya [Financing the implementation of national and regional projects: problems and sustainable development directions]. Finance: Theory and Practice». 25 (4). 24-36. (in Russian). doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-24-36.

Siluanov A.G. (2012). Puti sovershenstvovaniya mezhbyudzhetnyh otnosheniy v Rossiyskoy Federatsii [Ways to improve intergovernmental relations in the Russian Federation]. Russian Journal of Entrepreneurship. (2(100)). 43-50. (in Russian).

University International Sports FestivalEkat 2023. Retrieved April 03, 2024, from https://ekat2023.com/ru/about_festival

Yuzvovich L.I., Lvova M.I. (2022). Finansovoe obespechenie gosudarstvennyh programm: federalnyy i regionalnyy aspekty [Financial support of government programs: federal and regional aspects] Yekaterinburg: Uralskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. (in Russian).

Страница обновлена: 29.05.2025 в 18:02:14