Инвестиционная привлекательность спортивной организации

Низяев Д.А.1,2
1 Дирекция по организации и проведению спортивных мероприятий Московской области
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54898210

Аннотация:
В работе рассмотрена инвестиционная привлекательность спортивной организации. Проведён анализ инвестиционной активности спортивных организаций. Выявлено, что инвестиции в сфере физкультуры и спорта включают в себя расходы на новые капитальные товары, увеличение поддерживаемых фирмами товарных запасов. В работе использована схема «кругооборота капитала спортивной организации», позволяющая раскрыть сущность инвестиций, формирующих активы организации в целях обеспечения основной деятельности, за счет которой извлекается её выручка. Проанализированы структура и динамика поступлений денежных средств на развитие спортивной инфраструктуры. Сделан вывод, что на современном этапе, повышение инвестиционной привлекательности спортивной организации возможно благодаря следующим основным направлениям развития спортивной индустрии: интеграции спорта и торговли; интеграции спорта и СМИ; интеграции спорта и туризма; влияние спорта на развитие стран в целом.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный процесс, спортивная организация, расходы на физическую культуру и спорт, спортивная инфраструктура

JEL-классификация: E22, R42, L80, L83, M20, Z21, Z29



Введение. В современном мире спорт и физическая культура являются ключевым элементом в поддержании и укреплении здоровья людей, способствуют совершенствованию технического и инновационного подхода к проведению и организации спортивных мероприятий и строительства спортивных сооружений [13]. Рассматриваемые факторы определяют процесс обустройства инфраструктуры спортивных объектов, что благоприятствует развитию предпринимательства в целом ряде отраслей.

В настоящее время наиболее эффективный метод финансирования развития спортивной отрасли основывается на государственно-частном партнерстве [1], что способствует сокращению расходов со стороны государства и поступлению налоговых поступлений в бюджет со стороны предпринимательского сектора. Данное партнерство в социальном аспекте способствует развитию и модернизации отрасли, оздоровлению населения, а также созданию новых рабочих мест.

Однако современные компании работают в сложных условиях. С одной стороны, влияние оказывает политическая обстановка в стране, а с другой, экономическая нестабильность. В итоге развивается жесткая конкуренция, где каждая фирма борется за свое место на рынке, используя самые разнообразные способы и методы, чтобы повысить рейтинг организации в списке надежных и стабильных компаний.

В экономической теории понятие «инвестиционной привлекательности» появилось не так давно, и применяется, в основном, с целью охарактеризовать или оценить объекты инвестирования. Отсутствие единой трактовки исследуемого понятия объясняется существующим многообразием подходов к сущности «инвестиционной привлекательности», как к экономической категории. С одной стороны, она определяется как финансово-экономический показатель, а с другой, совокупность качественных и количественных характеристик, в которых выражаются оценки внешней среды и факторы ее влияния на компанию [2].

В связи с вышеизложенным возникает исследовательский вопрос: каким образом можно повысить инвестиционную привлекательность спортивной организации? Кроме того, вопрос формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности организаций является более, чем актуальным, в связи с необходимостью привлечения денежных средств в предприятие на фоне ограниченности собственных ресурсов. Из чего следует, что практическая значимость данной исследовательской работы определяется необходимостью всестороннего анализа инвестиционной привлекательности в рамках спортивной организации.

Инвестиционная активность спортивных организаций. Для успешного функционирования и развития спортивной организации крайне необходимо организовать соответствующую и целенаправленную инвестиционную деятельность [8], поскольку она, главным образом, способствует реализации её стратегии экономического развития. Инвестиционная деятельность осуществляется посредствам вложений денежных средств (капитальных вложений) и направлена на достижение определенных целей, которые непосредственно зависят от проводимой предприятием политики. Цели могут принимать различную форму: для одной организации это повышение рентабельности производственного процесса, для другой будет первостепенна замена оборудования, у которого выходит срок эксплуатации, что напрямую влияет на повышение эффективности организации, производственное расширение, внедрение инноваций, увеличение доли рынка и многое другое.

Инвестиции в сфере физкультуры и спорта включают в себя расходы на новые капитальные товары (инвестиции в основной капитал) и на увеличение поддерживаемых фирмами товарных запасов (инвестиции в резервы). Ввиду того, что деятельность коммерческих организаций, главным образом, направлена на получение прибыли, инвестиции, которые будут поступать в неё, будут способствовать поддержанию и расширению бизнеса.

Инвестиционный капитал также играет важную роль, которая заключается в обеспечении решения задач осуществления расширенного воспроизводства, повышения технического уровня производства, обеспечения рабочей силы и др. Из чего следует, что значимость инвестиций определяется высокой степенью зависимости экономической деятельности организаций.

Для более детализированного исследования роли инвестиций в рамках спортивной организации, обратимся к схеме, разработанной Губиной Е.М., где подробно рассмотрены значение инвестиций в обеспечении деятельности спортивных организаций (рис. 1).

http://vuzirossii.ru/011/64.png

Рисунок 1. Кругооборот капитала спортивной организации

Источник: [6].

Как видно из рисунка 1, первоначальные инвестиции формируют активы организации, которые используются для полного обеспечения основной деятельности, за счет которой извлекается выручка организации.

Затем выручка и прочие доходы распределяются на закупку средств производства с целью обеспечения у организации нового производственного цикла. Если деятельность организации приносит положительный результат, то после распределение доходов у организации остается излишек средств – чистая прибыль. Кроме того, в балансе останется доля стоимости актива, включаемая в себестоимость товара – амортизационные отчисления. Как правило, часть прибыли и амортизация используются на расширение бизнеса, восстановление выбывающих и закупку новых основных средств, увеличение оборотных активов, превращаясь таким образом в инвестиции. Помимо этого, через выпуск акций, облигаций, а также получения кредитов, организация может обеспечить себе дополнительные внешние инвестиции.

Положительное воздействие физической культуры и спорта на экономическую систему любого государства объясняется развитием данной индустрии как обширной отрасли предпринимательской деятельности. При этом, первоочередная цель инвестиций, направляемых в развитие спортивной инфраструктуры, заключается в обеспечении возможностей и повышении уровня доступности населения к массовому занятию спорту и физической культурой. Помимо этого, популяризация спорта несет в себе важную социальную значимость, которая заключается в пропаганде здорового образа жизни, являясь фактором, позволяющим сократить потребления алкоголя, наркотиков и курения, особенно среди молодежи. Поэтому, если обратиться к официальной статистике, можно отметить факт роста объемов инвестиций в спортивную инфраструктуру (рис. 2).

Рисунок 2. Структура и динамика поступлений денежных средств на развитие

спортивной инфраструктуры, млн. руб.

Источник: [5].

Как видно из рисунка 2, основные показатели поступлений на развитие спортивной инфраструктуры за анализируемый период 2018-2022 гг. продемонстрировали увеличение значений, несмотря на коронокризис 2020-2021 гг. и начавшуюся специальную военную операцию в феврале 2022 г.:

– «внебюджетные источники», максимальное значение наблюдалось в 2022 г. (70,838 млн. руб.), минимальное в 2021 г. (61,678 млн. руб.), увеличение составило 5,455 млн. руб.;

– «всего на развитие физической культуры и спорта», максимальное значение наблюдалось в 2022 г. (391,159 млн. руб.), минимальное в 2020 г. (355,896 млн. руб.), увеличение составило 30,196 млн. руб.

Повышение инвестиционной привлекательности спортивной организации. При формулировании вопроса о повышения инвестиционной привлекательности любой организации, в том числе и спортивной, необходимо отметить, что существуют несколько основных направлений, которые рассматриваются при решении данной проблемы [3]. Прежде всего, это процесс реорганизации структуры управления, в ходе которого разрабатываются меры по оптимизации организационной структуры и методы управления. В рамках данного направления осуществляются такие действия, как определение ключевых направлений деятельности организации, выявление дублирующих функций управления, процессы слияния и разделения структурных единиц и многое другое.

Еще одно важное направление повышения инвестиционной привлекательности – это оптимизация структуры активов. Реструктуризация активов необходима с целью становления активов организации в соответствие с современными требованиями к инновационному развитию, минимизации издержек, повышение производительности труда и дохода.

Помимо этого, важно рассмотреть вариант реорганизации структуры капитала. Рассчитав соотношение собственных и заемных средств посредствам анализа источников формирования пассивов, их стоимости и влияния на инвестиционную привлекательность, можно определить необходимые финансовые показатели, их стабилизации, а также минимизации затрат на обслуживание собственного и заемного капитала.

Важным направлением в изучаемом вопросе является модернизация производства и обновление выпускаемой продукции/предоставления услуг. Эти процессы способствуют росту конкурентоспособной продукции/услуге с высокими потребительскими свойствами и доступной ценой.

Отдельные исследователи приравнивают привлекательность компании с точки зрения вложения инвестиций к оценке инвестиционных проектов, указывая на ряд показателей, которые характеризуют любую компанию [4; 9]:

– стабильность производственной деятельности;

– коммерческая успешность организации;

– финансовая обеспеченность;

– целесообразно организованная управленческая деятельность;

– наличие системы стимулов для кадрового состава;

– внедрение новых технологий;

– максимальное снижение налогового бремени;

– уровень конкурентоспособности;

– наличие материальной и технической базы;

– привлечение партнеров и расширение сферы деятельности.

Перечисленные показатели играют значимую роль в развитии организации, определяя инвестиционную привлекательность в процессе оценки функционирования на рынке.

На основании представленных показателей можно определить способы повышения инвестиционной привлекательности организации: прежде всего, повышение её стабильности в производственной сфере. Использование всех имеющихся ресурсов в организации обеспечивает успешный результат ее деятельности. Для организации важно предотвратить возможность износа незадействованных ресурсов.

Обеспечение коммерческой успешности организации способствует привлечению потенциальных инвесторов, поскольку последние заинтересованы в получении дохода от своих вложений.

Способ поддержания финансовой стабильности организации является одним из самых труднореализуемых, поскольку организациям достаточно тяжело поддерживать финансовые показатели в соответствие с заданными параметрами, и тем самым сохранять баланс между доходами и расходами.

Повысить инвестиционную привлекательность можно путем эффективно организованной управленческой деятельности. Здесь необходимо пересмотреть структуру управления и оптимизировать методы управления.

Для успешного функционирования организации необходимо также разработать эффективную систему стимулирования сотрудников.

Более того, для организации важно обеспечение своевременного внедрения инновационных технологий. Продукция/услуги, поставляемые на рынок, должны соответствовать современным трендам и обладать высоким качеством. Большим плюсом для организации будет выпуск продукции/предоставления услуг, которые носят инновационный характер. Это можно обеспечить через технологичное оборудование и наем квалифицированного персонала [7].

Для привлечения инвесторов, организации необходимо занять высокую позицию в конкурентной среде. Для этого нужно проанализировать рынок конкурентов, и определить их преимущества и недостатки, что позволит скорректировать свою стратегию в данном вопросе.

Еще один способ повышения инвестиционной деятельности спортивной организации является обеспечение материальной базы. Для этого следует содержать все имущество и оборудование в рабочем состоянии, а также иметь собственное помещение с целью избежания расходов на аренду.

Альтернативный способ повышения инвестиционной деятельности спортивной организации представляет собой привлечение партнеров и расширение сферы деятельности.

Основными источниками дохода спортивной индустрии являются продажа билетов и прав на трансляции спортивных матчей; поступление денежных средств от спонсоров; размещение рекламы; продажа спортивной атрибутики; доходы от аренды стадионов и других спортивных площадок; а также продажа товаров во время спортивных мероприятий [12].

Как сфера бизнеса, спортивная индустрия развивается по всем законам предпринимательской деятельности. Соответственно, одним из главных критериев эффективности ее деятельности является прибыль. Помимо того, что данная отрасль является высоко прибыльной, любому государству выгодно развитие в стране физкультуры и спорта, поскольку это способствует оздоровлению общества, а, следовательно, увеличению продолжительности жизни населения, укреплению здоровья граждан, а также вытеснению вредных привычек. Исходя из этого, развитие в стране культуры спорта является одним из приоритетных направлений развития РФ, охватывающая многие другие сферы экономики.

Таким образом, следующие основные направления развития спортивной индустрии могут повысить уровень инвестиционной привлекательности спортивных организаций:

1. Интеграция спорта и торговли. Права на трансляции продаются по очень высоким ценам. С одной стороны, можно сказать, что это уже относится к миру медиа бизнеса, однако, это напрямую связано со спортом, который и прямым, и косвенным образом зарабатывает на этом немалые деньги;

2. Интеграция спорта и средств массовой информации (СМИ). Взаимодействие СМИ и спортивных организаций не ограничивается только лишь крупными турнирами. Многие СМИ даже вне мировых чемпионатов выделяют свои спортивные редакции в отдельные направления бизнеса. К примеру, телекомпании открывают спортивные телеканалы, а печатные издания выпускают обособленные приложения, посвященные только спорту. При этом, бюджеты профессиональных спортивных телевизионных редакций за рубежом очень значительны, и могут превышать показатели аналогичных новостных ресурсов;

3. Интеграция спорта и туризма. Уже очевидно, что за последние десятилетия спортивные события стали движущей силой развития туристической отрасли [10, 11, 14]. Конкуренция за право проведения Олимпийских Игр или Чемпионатов Мира очень высока, но оно всегда того стоит: эти мероприятия способствуют привлечению туристов со всего мира больше, чем что бы то ни было;

4. Влияние спорта на развитие стран в целом. Спорт стал важным элементом, способствующим развитию экономики и улучшению других аспектов жизни.

Заключение

В соответствии с темой исследования, в работе была рассмотрена инвестиционная активность спортивных организаций, в результате чего, было установлено, что роль частных инвестиций в развитие спортивной инфраструктуры, профессионального спорта и физической культуры активно растет на территории России, что позволяет не только вовлечь больше людей в систему массового оздоровления, но и сократить нагрузку на бюджет. В итоге, это привело к организации государственного-частного партнерства, что позволяет увеличить объём налоговых поступлений от активизации бизнес-процессов во многих отраслях экономики, затрагивающих непосредственно спорт.

Было выявлено, что на современном этапе, повышение инвестиционной привлекательности спортивной организации возможно благодаря следующим основным направлениям развития спортивной индустрии:

– интеграции спорта и торговли;

– интеграции спорта и СМИ;

– интеграции спорта и туризма;

– влияние спорта на развитие стран в целом.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенный анализ вносит вклад в изучение спорта в экономических науках, и заполняет пробел в исследовании инвестиционной привлекательности спортивной организации, а также способов ее повышения.


Источники:

1. Богаревич Н.О. Финансирование спортивной отрасли на основе привлечения венчурного капитала // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2018. – № 5(130). – c. 77-82.
2. Воробьев Г.С. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный потенциал организации: сущность и роль // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 18. – c. 86-88.
3. Выдрин Г.О., Вольская В.В. Повышение инвестиционной привлекательности спортивной индустрии // Человек в мире спорта: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей с международным участием, … Часть 3. Санкт-Петербург, 2021. – c. 120-127.
4. Гореликов В.А. Маркетинговая стратегия спортивной организации - возможность повышения доходов и поиск новых источников финансирования // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – № 2. – c. 139-145. – doi: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-139-145.
5. Физическая культура и спорт. Госсрасходы. [Электронный ресурс]. URL: https://spending.gov.ru/budget/fkr/11/.
6. Губина Е.М., Зубарев Ю.А., Бондаренко М.П. Источники финансирования спортивных организаций // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2012. – № 4(21). – c. 75-85.
7. Егоров Н.А., Аверин А.В. Кадровый менеджмент в профессиональном спорте: опыт взаимодействия команд Формулы-1 Red Bull и Toro Rosso // Креативная экономика. – 2021. – № 1. – c. 223-244. – doi: 10.18334/ce.15.1.111565.
8. Кобзев А.А., Чупринин Н.Е. Анализ инвестиционной привлекательности спортивных организаций // Современные аспекты подготовки и профессиональной деятельности спортивного менеджера: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Малаховка, 2021. – c. 175-180.
9. Коваленко М.Г. Стили управления в современной спортивной организации // Креативная экономика. – 2020. – № 9. – c. 2015-2030. – doi: 10.18334/ce.14.9.110808.
10. Лебедева С.А. Оценка популярности видов туризма среди российских потребителей // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 7. – c. 2105-2116. – doi: 10.18334/epp.10.7.110690.
11. Лебедева С.А. Спортивный туризм: вид спорта или направление туристической деятельности? // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2020. – № 3. – c. 20-26. – doi: 10.24411/2500-0365-2020-15303.
12. Матвиенко А.И. Моделирование оптимизационных процессов инвестиционной деятельности профессиональной спортивной организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2020. – № 4. – c. 797-806. – doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-4-797-806.
13. Низяев Д.А., Лебедева С.А., Белякова М.Ю. Ключевые барьеры, препятствующие получению максимальных социально-экономических эффектов от организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1791-1804. – doi: 10.18334/epp.12.6.114837.
14. Lebedeva S.A. Sports tourism: sport or type of tourism activity? // Экономика и управление в спорте. – 2021. – № 1. – p. 41-50. – doi: 10.18334/sport.1.1.119632.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:01:36