Theoretical and methodological platform for studying local food consumer markets

Lavshchenko S.P.1
1 Уральский государственный экономический университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 4 (April 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=65658530

Abstract:
Currently, local food markets, being a real institution for the development of territories, are exposed to numerous external and internal factors that determine the need for a systematic monitoring. Markets in general and local markets in particular acquire new specific characteristics, from the digitalization of the market space to the individualization of supply and demand. Thus, the need to clarify the theoretical and methodological apparatus of their research has become urgent. The broad discussion in the scientific field about the definition and constitutional features of the local food market requires clarification of the potential of scientific approaches to the study of specific local consumer markets for food products in the region. The article aims to systematize scientific ideas about the concept of local food markets, as well as to characterize their epistemological potential. On the basis of regional theories, the authors' approach to the concept of the local consumer market of food products is formulated. The results obtained in the article may be of interest to the scientific and academic community, as well as practitioners interested in the study of local consumer markets for food products.

Keywords: local market, consumer food market, regional market

JEL-classification: L51, L52, O25



Введение.

Высокая динамика трансформаций экономических и социально-политических условий функционирования современных продовольственных рынков актуализирует необходимость систематического мониторинга их состояния, а также уточнения теоретических и методологических подходов к их исследованию.

В настоящее время локальные продовольственные рынки, являясь одним из реальных институтов территориального саморазвития регионов обуславливают особый интерес как российских, так и зарубежных ученых.

Особую значимость локальные рынки продовольственных товаров приобрели в условиях существенной региональной дифференциации уровня жизни населения. Эффективность указанных рынков находится в прямой зависимости от развития обслуживающей их инфраструктуры, обеспечивающей гармонизацию интересов потребителей, производителей и продавцов.

В связи со сказанным, актуальность приобрели исследования, посвященные уточнению понятия локального продовольственного рынка, а также методологии его анализа.

В ряду наиболее известных ученых, внесших авторский вклад в интерпретацию локальных рынков, можно отметить А.Г. Гранберга, определяющего рынок как «…насыщенную территорию, вмещающую множество объектов и связей между ними…» [1], трактующего его, таким образом, как территориальную организацию сферы обращения. И.А.Кучин и В. Пефтиев интерпретируют локальный рынок как «…дискретное распределение… источников сырья, предприятий по его переработке и рынков реализации продукции [7], а также «…систему отношений по использованию экономических ресурсов…» [9], тем самым рассматривают его в качестве механизма распределения и использования ресурсов. В свою очередь, П. Кругман говорит, что это «…абстрактный экономический ландшафт динамического распределения ресурсов в зависимости от конъюнктуры и их местоположения» [19], таким образом в его трактовке рынок определен как рыночное место, где реализуются действия по распределению ресурсов. О. В. Иншаков, Д. П. Фролов определяют рынок через «…особую институцию…», характеризуя его как общественное отношение между субъектами, имеющими собственные интересы [5].

Таким образом, задачей исследования является систематизация теоретических и методических подходов к исследованию локальных рынков продовольственных товаров, а целью - уточнение понятия локальный потребительский рынок продовольственных товаров.

Методология.

Систематизация теоретических подходов к понятию локального рынка в целом, и локального потребительского рынка продовольственных товаров, в частности осуществлена посредством содержательной оценки научных текстов в рамках заявленной тематики. Анализ научных подходов к понятию локального продовольственного рынка позволил сделать вывод, что на формулировку авторских определений влияют в основном три составляющих: понятие экономического пространства региона, в котором функционирует рынок; понятие локальности, как характеристики социально-экономической системы, а также понятие рынка и рыночных отношений.

В данной работе сосредоточимся на одной из ключевых составляющих, влияющих на интерпретацию локального потребительского рынка в научных источниках - трактовке исследователями понятия рынка. Формулирование дефиниций локального рынка реализуется сквозь призму конкретных теоретических подходов к понятию рынка в целом. Зачастую конституционные признаки рынка экстраполируются на понимание локальных продовольственных рынков.

Поскольку изучение рынков возможно в контексте различных дисциплин [3], подходы к интерпретации рынков имеют под собой различающиеся теории и методологию.

Не углубляясь в широчайшую дискуссию о понятии рынка, отменим, что обзор подходов к его определению в целом, содержится, например в работе Дворядкиной Е. Б. [3]. В многочисленной научной литературе рынок трактуется как общественные отношения, условия взаимодействия продавца и покупателя, элемент территориальной организации народного хозяйства, элемент воспроизводственного цикла и др.

Для достижения поставленных задач исследования укрупним интерпретацию потребительского рынка продовольственных товаров, до трех концептуальных подходов к его функциям: (1) рынок как система экономических отношений между всеми участниками по производству, обращению, распределению продуктов питания; (2) рынок как регулирующая система рационального распределения потребительских товаров, формирующая спрос, предложение и цену продукции; (3) рынок как механизм взаимодействия продавцов и покупателей продуктов питания.

Наибольший интерес в изучении локального потребительского рынка продовольственных товаров представляет методология ряда региональных теорий, в частности, институциональная концепция регионального рынка, концепция «регион-социум», теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия рынков, концепция пространственного распределения товарных потоков, теория сжатия социально-экономического пространства, теория «центр-периферия».

Результаты исследования и их обсуждение.

Следует отметить, что теоретические подходы к интерпретации локальных продовольственных рынков эволюционируют, а методология их исследования меняется, расширяя инструментарий анализа.

Вместе с тем, анализируемый рынок как полиаспектное явление рассматривается в разрезе нескольких научных парадигм, позволяющих сформулировать его комплексную характеристику (таблица 1).

Таблица 1 – Теоретическая платформа изучения локальных потребительских рынков продовольственных товаров [1]

Парадигма/теоретический подход
Понятие рынка
Направления исследований
Неоклассическая школа
Механизм регулирования спроса и предложения, складывающегося под воздействием совокупности факторов, присущих конкретной территории
Спрос, предложение, процессы формирования цены
Институционализм
Система общественных отношений по поводу обмена продовольственными товарами, складывающаяся под воздействием формальных и неформальных норм
Эффективность государственной политики, регулирующее воздействие на рынок
Неоинституционализм
Механизм координации действий по обмену продовольствием
Эффективность контрактных отношений, трансакционные издержки рынка
Постнеклассическая экономическая теория
Социально-экономическая система, опосредующая производство, обмен и потребление продовольственных товаров
Влияние рынка на акторов, территории, экономики, в том числе, экологичность, социальные аспекты
Региональная экономика
Элемент региональной рыночной системы, включенный в процессы развития территории
Рынок изучается как фактор регионального развития, в том числе в контексте стратегического планирования развития региона (территории)

Следует отметить, что в рамках региональной экономической школы изучение локальных потребительских рынков в целом и продовольственных в частности осуществляется в контексте целого спектра теоретических подходов, каждый из которых вносит свой вклад в развитие теоретического базиса исследования потребительских рынков.

Отдельно подчеркнем, что объектом настоящего исследования является более узкий сегмент продовольственного рынка – потребительский рынок продовольственных товаров, что требует уточнения используемой теоретико-методологической базы. Следует отметить, что одними из первых необходимость изучения рынков в пространственных координатах отметили ученые, придерживающиеся классической теории размещения производства. Вместе с тем, ретроспективно наука, расширяя спектр методических подходов и инструментарий изучения локальных потребительских рынков продовольственных товаров расширила спектр теорий, посвященных изучению данного вопроса. В рамках данной работы, изучение локального потребительского рынка продовольственных товаров представляется гносеологически оправданным посредством использования методологии ряда региональных теорий, наибольший интерес из которых представляют институциональная концепция регионального рынка, концепция «регион-социум», теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия рынков, концепция пространственного распределения товарных потоков, теория сжатия социально-экономического пространства, теория «центр-периферия».

В таблице 2 приведена трактовка анализируемого рынка сквозь призму данных теорий, а также дана характеристика гносеологических возможностей, определенных как теоретико-методологическая платформа его изучения.

В частности, институциональная концепция регионального рынка, базируется на работах Р. Уэстерфилд, Е. Дудди и Д. Ревзана [17], описавших институциональную структуру рынка. Особый интерес в контексте данной теории представляет анализ совокупности формальных и неформальных институтов, диктующих поведение участников рынка. Неформальные рыночные отношения описывают в своей работе Рикардо Э. и Буитраго Р. [15]. Ли К. Х. и Се М. Х. изучают рыночные инновации сквозь призму институционального подхода, отмечая эволюцию характеристик спроса и предложения на потребительском рынке территорий [20].

В свою очередь, укрупнение рынков продовольственных товаров в больших муниципальных образованиях, дифференциация масштабов ареалов концентрации рыночных мест, товарных потоков и трансакций между городскими и сельскими территориями, между районными центрами и периферийными муниципальным образованиями свидетельствует о сжатии территории, что обуславливает использование гносеологического потенциала в исследовании данных процессов теории сжатия социально-экономического пространства. В контексте данной теории изучение потребительского рынка продовольственных товаров осуществляется в связи с анализом его проницаемости, связности и доступности [4].

Теория сжатия социально-экономического пространства, рассматривает сжатие в двух аспектах: как сокращение экономически активных земель и как процесс развития проницаемости, связанности и доступности [11].

Вторая трактовка представляется гносеологически оправданной в изучении локального потребительского рынка продовольственных товаров с точки зрения оценки перспектив сжатия-сближения, которое в настоящее время реализуется посредством повышения интенсивности коммуникаций, взаимодействий, увеличения плотности связей посредством применения информационно-коммуникативных технологий и тотальной цифровизации пространства. С другой стороны, социально-экономическая дифференциация, провоцирующая поляризацию пространственного развития, обуславливает физическое сжатие активного пространства, что ведет к укрупнению локальных рынков, концентрирующихся в пределах центров и стагнирующих на периферийных территориях.

Соглашаясь с трактовкой региона в координатах концепции «регион-социум» [2], подчеркнем, что современный подход к интерпретации территории должен включать анализ не только экономических и географических ее характеристик, а гораздо более широкий спектр переменных, в том числе, этнонациональную, духовную, нравственную структуры и соответствующие им институты и институции [12]. В связи со сказанным, представляется целесообразным в исследовании рынка учитывать реляционные составляющие [14], социокультурные характеристики населения как реципиента рынка [25], его традиционные установки [13], рутины и практики [24]. Концепция «регион-социум» позволяет рассматривать рынок с точки зрения элемента социальной жизни населения. Методология данной концепции позволит изучать поведение и состояние социальных групп, обуславливающих характеристику рыночных коммуникаций, использование конкретных форматов торговли, особенности формирования спроса на конкретные виды продуктов питания и т.д.

Теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия рынков в рамках которой сформировались «гравитационный подход» А. Шеффле [22] и «закон гравитации рыночной торговли» У. Рейли [21], где количество потребителей связывалось с плотностью населения и расстоянием до покупателей. В контексте выявленных взаимосвязей плотности населения и состояния рынков получила развитие оценка «демографического потенциала» Дж. Стюарта [23]. Таким образом в рамках данного направления научной мысли сформировался методологический подход, обуславливающий изучение развития рынка сквозь призму демографических показателей, а также плотность населения территории.

В свою очередь, в рамках концепции пространственного распределения товарных потоков, изучающей движение товара от производителя к потребителю, были выделены промежуточные этапы концентрации, выравнивания и рассредоточения товарных потоков в пространстве [12], что обращает внимание на возможность рационализации данных процессов на каждом этапе.

Отдельно, стоит выделить гносеологический потенциал теории сетей в изучении локальных рынков в целом и потребительского рынка продовольственных товаров, в частности [10]. В условиях цифровизации общественных отношений, включения потребителя в производство товара, индивидуализации спроса и предложения, теория сетей получила развитие в изучении рынков [18]. Поскольку на локальных рынках в меньшей степени распространены вертикально организованные иерархии [8] и в большей степени горизонтальные связи, теория сетей обеспечивает теоретико-методологический подход изучения рыночных отношений с точки зрения плотности связей, качества коммуникаций, вовлеченности во взаимодействие, возможности включения новых субъектов в коммуникации, транслирования и диффузии моделей поведения (например, здоровый образ жизни или региональный этноцентризм).

Таблица 3 – Подходы к понятию и характеристика гносеологического потенциала отдельных региональных теорий в исследовании локального потребительского рынка продовольственных товаров [2]

Теория
Интерпретация локального потребительского рынка продовольственных товаров
Гносеологические возможности изучения локального потребительского рынка продовольственных товаров
Институциональная концепция регионального рынка
Общественное отношение в сфере обращения продовольственных товаров, опосредуемое совокупностью формальных и неформальных институтов
изучение властного регулирующего воздействия федерального, регионального и местного уровней. Возможность учета традиций, привычек, рутин и практик населения
Теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия рынков
Совокупность ресурсов (потенциал), движение которых опосредуется связями (территориального и межтерриториального характера) между участниками рынка, имеющими определенную модель поведения, диктуемую характеристиками связей
Изучение вопросов взаимодействия локальных рынков, интенсивности связей между рынками и участниками рынков.
Анализ демографического потенциала локального рынка.
Оценка интенсивности процессов взаимодействия между локальными рынками в общем экономическом пространстве территории, региона
Концепция пространственного распределения товарных потоков
Совокупность распределительных процессов товарных потоков продовольствия от производителя к потребителю
Изучение развития продуктивности и рационализации движения продовольственных товаров от производителя и продавца к покупателю
Теория сжатия социально-экономического пространства
Первая модель: рынок рассматривается как концентрированная модель социально-экономических обменных процессов в условиях интенсификации и ускорения коммуникаций, взаимодействия, связей.
Анализ и оценка влияния коммуникаций, связей, цифровых технологий на состояние рынка, доступность продовольствия для населения
Вторая модель: рынок – динамическая подвижная система общественных распределительных отношений, находящаяся под воздействием процессов концентрации экономических процессов
Изучение поляризации, асимметрии и диспропорций, дифференциации развития локального потребительского рынка продовольственных товаров
Концепция «регион-социум»
Элемент социальной жизни потребителей продовольствия (населения) конкретной территории
Изучение характеристик населения как потенциального покупателя.
Анализ процессов формирования спроса под воздействием социально-демографических признаков потребителей.
Изучение социальных групп потребителей продовольственных товаров.
Теория сетей
Совокупность устойчивых связей между участниками рынка продовольственных товаров, свойственная конкретной территории
Изучение наличия, качества и эффективности горизонтальных связей.
Анализ координации участников рынка.
Анализ эффектов взаимодействия субъектов рынка.
Идентификация и анализ сетевых сообществ потребителей.

Отдельно подчеркнем, что изучение локальных продовольственных рынков не исчерпывается перечисленными теориями и концепциями, в частности, широко используется теория центральных мест, геомаркетинга, теория размещения производства и сферы обращения, кластерный подход и др.

В качестве теоретической платформы настоящего исследования были определены теоретические подходы, позволяющие акцентироваться на потребительских характеристиках продовольственного рынка, что соответственно обусловило необходимость использования теории и методологии, включающей социальный контекст и обеспечивающей инструментарий, позволяющий учитывать в анализе социокультурные и реляционные характеристики населения. Сказанное позволяет сосредоточить исследование в большей степени на изучении локальных потребительских рынков продовольственных товаров, обусловленных особенностями покупателя (потребителя).

Выводы.

Исходя из проведенного анализа теоретических подходов к интерпретации локального потребительского рынка продовольственных товаров, выделим наиболее существенные характеристики, позволяющие уточнить его трактовку.

Во-первых, расширяя многочисленные взгляды на рынок как взаимодействие продавца и покупателя, отметим, что данная трактовка не позволяет включить в анализ современные тенденции налаживания коммуникаций внутри сообщества потребителей или производителей. Таким образом, интерпретируем потребительский рынок как систему экономических отношений по формированию спроса и предложения на продовольственные товары.

Во-вторых, исходя из существующих тенденций размывания территориальных границ рынков, обусловленного цифровизацией, экономической дифференциацией территорий и других факторов, целесообразно признать подвижность границ, а также охарактеризовать локальность рынка как свойственного конкретной территории, но не находящегося в рамках конкретных границ.

В-третьих, представляется когнитивно потенциальным, не ограничиваться в анализе рынка территориальной привязкой с ее экономическими и ресурсными характеристиками и географическими особенностями, включив в оценку реляционные составляющие акторов рынка (традиции, ментальность, рутины), социокультурные характеристики. Контекстно-исторический анализ, выполненный профессором Корнековой С. Ю. показывает, что существует значимая связь и обусловленность потребностей конкретного сообщества и параметров его продовольственного потребления, что актуализирует необходимость учета в анализе указанных особенностей [6].

В-четвертых, рынок продовольствия является важнейшей составляющей благополучия населения, обеспечения качества жизни, что подчеркивает необходимость учета социального значения потребительского рынка продовольственных товаров.

В-пятых, в условиях тотальной цифровизации и индивидуализации спроса и предложения, интенсификации коммуникаций, ускорения и роста плотности взаимодействий, отдельное внимание в изучении локальных потребительских рынков продовольственных товаров следует уделить оценке качества и эффективности отношений участников рынка.

Таким образом, опираясь на проанализированный спектр научных подходов как к элементам термина локальный потребительский рынок продовольственных товаров, так и к его дефинициям, а также учитывая выделенные важнейшие характеристики уточним его трактовку.

В данной работе под локальным потребительским рынком продовольственных товаров будем понимать систему социально-значимых экономических отношений по формированию спроса и предложения на продовольственные товары, свойственную определенной территории и обладающую уникальной совокупностью экономико-социокультурных характеристик его участников.

[1] Составлено автором

[2] Составлено автором


References:

Addai G., Amponsah O., Dinye R. D. (2023). Social interactions in periodic urban markets and their contributions to sustainable livelihoods: Evidence from Ghana Regional Sustainability. (4). 369-377.

Assan N. (2023). Socio-cultural, economic, and environmental implications for innovation in sustainable food in Africa Frontiers in Sustainable Food Systems. (7). 1-18.

Buitrago R R. E., García-Suaza A. F., Garzón Restrepo J. E. (2024). Exploratory analysis of the determinants of informality in emerging and frontier economies: an institutional approach via PLS-SEM Development Studies Research. (1). 2291004.

Chernyshev K.V. (2023). Formirovanie i razvitie ekonomiki regiona v kontekste dukhovno-nravstvennoy paradigmy [Formation and development of the regional economy in the context of the spiritual and moral paradigm] (in Russian).

Clark, F., Clark, C. (1942). Principles of Marketing

Dementev A. N. (2021). Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii: problemy ekonomiko-pravovogo obosnovaniya razvitiya territoriy s nizkoy plotnostyu naseleniya [Spatial development strategy of the Russian Federation: problems of economic and legal justification for the development of sparsely populated territories]. Nauka. Obschestvo. Gosudarstvo. (4 (36)). 81-89. (in Russian).

Duddy E., Revzan D. (1953). Marketing: An Institutional Approach

Dvoryadkina E. B. (2011). Lokalnyy potrebitelskiy rynok tovarov i uslug: teoreticheskie aspekty issledovaniya [Local consumer market of goods and services: theoretical aspects of the study]. Journal ofneweconomy. (6 (38)). 98-104. (in Russian).

Granberg A. G. (2004). Osnovy regionalnoy ekonomiki [Fundamentals of the regional economy] (in Russian).

Granberg A. G. (2009). O programme fundamentalnyh issledovaniy prostranstvennogo razvitiya Rossii [Conceptual base of the program on fundamental issues of spatial development: interdisciplinary aspect issued by the presidium of the Russian academy of sciences]. Regional Research of Russia. (2). 166-178. (in Russian).

Gupta S., Wang Y., Czinkota M. (2023). Reshoring: a road to industry 4.0 transformation British Journal of Management. (3). 1081-1099.

Inshakov O. V., Frolov D. P. (2007). Institutsionalnost prostranstva v kontseptsii prostranstvennoy ekonomiki [The institutionality of space in the concept of spatial economics]. Spatial Economics. (1). 5-21. (in Russian).

Kornekova S.Yu. (2018). Kontseptualnye osnovy geografii prodovolstvennogo potrebleniya [Conceptual foundations of the geography of food consumption] (in Russian).

Krugman P. (1994). Complex landscapes in economic geography America Economic Association, Papers and Proceedings. (84). 412–416.

Kuchin I. A., Lebedev I. A. (2001). Fraktaly i tsikly sotsialnyh protsessov [Fractals and cycles of social processes] Fractals and cycles of systems development. 25-30. (in Russian).

Lee C. H., Hsieh M. H. (2023). Market innovation as an institutional reconciliation process: Two individual-level case studies Journal of Business Research. 169 114258.

Novikova N. V., Verevkin D. Yu. (2008). Razvitie elementov setevoy ekonomiki na lokalnom potrebitelskom rynke [Development of elements of the network economy in the local consumer market]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (29). 98-104. (in Russian).

Peftiev V. I. (2001). K kontseptsii ekonomicheskogo prostranstva [Towards the concept of economic space]. Problemy novoy politekonomii. (3). 34−51. (in Russian).

Reilly W. (1931). The Law of Retail Gravitation

Safonova Yu. R. (2023). Podkhody k issledovaniyu setevyh form predpriyatiy [Approaches to the study of network forms of enterprises] Scientific and technological progress as a mechanism for the development of modern society. 87-89. (in Russian).

Stewart J. (1950). Potential of Population and its Relationship to Marketing Theory in Marketing. – Illinois. 249–253.

Treyvish A. I. (2010). «Szhatie» prostranstva: traktovki i modeli ["Compression" of space: interpretations and models] The compression of socio-economic space: new in the theory of regional development and the practice of its state regulation. 16-31. (in Russian).

Zhang J. (2023). A review of dynamic capabilities evolution—based on organisational routines, entrepreneurship and improvisational capabilities perspectives Journal of Business Research. 168 114214.

Zulfaqar M. (2023). The Mediating Roles of Economic, Socio-Cultural, and Environmental Factors to Predict Tourism Market Development by Means of Regenerative Travel: An Infrastructural Perspective of China–Pakistan Economic Corridor (CPEC) Sustainability. (6). 5025.

Страница обновлена: 26.04.2025 в 02:20:09