Innovative dynamics of the tourism industry: trends, benchmarks, and mechanisms
Tumenova S.A.1
1 Институт информатики и проблем регионального управления - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения \"Федеральный научный центр \"Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук\"
Download PDF | Downloads: 86
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 1 (January-March 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63594903
Abstract:
The article discusses the impact of technological and managerial innovations on the dynamics of the modern tourism industry. The characteristics of global trends and imperatives of innovative tourism development are presented. The main directions and driving forces of digital transformation of the tourism space are identified. The analysis of structural changes in consumer demand has been carried out; the most significant barriers to the expansion of the tourist offer through the application of innovative technologies have been identified. Inclusive mechanisms of state support aimed at their leveling are proposed. Priorities and opportunities for maximizing the effects of innovative transformation of the tourism industry are clarified. The research results may be in demand when defining new contours and guidelines for the development of the tourism sector and its complementary industries.
Keywords: tourism industry, global innovative trend, tourist space digital transformation, growth driver, state support mechanism
Funding:
Статья подготовлена по материалам исследований по теме НИР КБНЦ РАН (№ регистрации темы 122041200050-5 ).
JEL-classification: Z31, Z32, L83
Введение.
Сегодня инновации в индустрии туризма и путешествий стали глобальным явлением и своеобразным катализатором существенных изменений. Такие тенденции как развитие информационных цифровых технологий, широкое распространение высокоскоростного интернета, социальных сетей, в совокупности со стремительно развивающимися искусственным интеллектом, Big Data, Blockchain, машинным обучением, оказывают значительное влияние на взаимоотношения между основными игроками туристического рынка [1-3]. И если еще несколько лет назад функции IT-технологий в туризме сводились исключительно к информационно-коммуникативной, то в настоящее время они уже выступают как самостоятельный участник взаимоотношений между потребителями и поставщиками туристических услуг [4]. Действительно, только благодаря активному вовлечению в новое информационное пространство, использованию инновационных технологических решений в все большем количестве воспроизводственных процессов, предприятия туриндустрии смогут сформировать возможности для повышения эффективности функционирования, а также обеспечить экономическую, социальную и экологическую устойчивость принимающих дестинаций [5-7].
В результате особое значение приобретает необходимость дополнительного изучение глобальных трендов и императивов инновационного развития туристической отрасли, динамики превалирующих моделей потребительского поведения. Становиться важным поиск новых направлений инновационной трансформации туриндустрии, механизмов эффективной адаптации к стремительно меняющимся условиям бизнес-среды. На фоне сложившейся кризисной экономической и геополитической ситуации важность внедрения технологических и управленческих инноваций в развитие туристического сектора экономики, приобретает особую актуальность. Рассмотрение данных вопросов стало целью проведенного исследования.
В работе на основе комплексного подхода и использования общенаучных методов познания (системного, диалектического, ситуационного, логического, статистического анализа и обобщения), были поставлены следующие задачи:
• выявление роли глобальных мегатрендов в формировании современного туристического пространства;
• определение базовых направлений, движущих сил инновационной трансформации туристической отрасли;
• систематизация мер и механизмов государственной поддержи инновационной деятельности предприятий туриндустрии, направленных на создание конкурентоспособного туристического продукта.
Мы исходили из того, что в условиях усиления конкурентной борьбы, приобретающей всеобъемлющий и все более глобальный характер, одним из основных детерминантов обеспечения стратегической устойчивости туриндустрии становиться наиболее полное использование потенциала и преобразующих возможностей инновационных цифровых технологий при возрастающей роли и значении государства в решении приоритетных задач развития.
Научная новизна работы состоит в обосновании актуальности максимизации положительных эффектов инновационной трансформации индустрии туризма за счет проектирования и реализации системы комплексных технологических, управленческих решений, способствующих достижению стратегической устойчивости туристских дестинаций.
Основные результаты исследования.
Процесс стабилизации рыночной конъюнктуры современного туристического рынка, сложен и многосторонен, он обусловлен действием значительного количества факторов, меняющих облик современной экономики [8].
По данным UN Tourism Barometer (Всемирный барометр туризма ЮНВТО) общемировые показатели развития мирового туризма в 2023 г. составил порядка 88% от допандемийного уровня. При этом число международных прибытий оценено в более 1,3 млрд. чел. [9].
Показатели динамики мирового турпотока по регионам в представленной ниже диаграмме (рис. 1), свидетельствует о неравномерности восстановления международного туризма.
Рисунок 1. Показатели международного туристического потока, мир и регионы
(в % к 2019)
Источник: составлено автором по [9]
*Предварительные данные UN Tourism, январь 2024 г. Опубликовано: 19.01.2024 г.
На фоне активизации туристической деятельности в целом, более высокие темпы восстановления демонстрируют страны Ближнего Востока (данный регион стал единственным регионом, который преодолел доковидный уровень, превышение составило 22%), Европа достигла 94% от уровня, предшествовавшего пандемии, в то время как Африка и Америка восстановились соответственно на 96% и 90%.
В качестве важнейших факторов, препятствующих восстановлению международного туризма группа экспертов по туризму ООН, выделила: сложную экономическую и геополитическую обстановку (69 %), повышение стоимости транспортных услуг (55 %), экстремальность погодных явлений (28%), влияние ковидных ограничений (3 %) и др. (рис. 2).
Рисунок 2. Основные факторы, препятствующие восстановлению международного туризма, %
Источник: составлено автором по [9]
Несмотря на то, что экономические и геополитические проблемы продолжают создавать дополнительные барьеры для устойчивого восстановления международного туризма, рост уровня доверия к туризму, расширение воздушного сообщения, активизация азиатских рынков и направлений могут стать основой для полного восстановления туристического сектора к концу 2024 г.
Принимая в качестве одной из главных задач определение базовых направлений инновационной трансформации туристической отрасли, были рассмотрены глобальные тренды, оказывающие наибольшее влияние на перспективы развития туризма, которые показаны в авторском обобщении на рисунке 3.
Рисунок 3. Мегатренды, формирующие перспективы развития индустрии туризма
Источник: составлено автором по [2, 10-14]
Первые два из представленных на рисунке глобальных трендов («Тотальная цифровизация» и «Улучшенная реальность»), напрямую связаны с технологическими императивами Индустрии 4.0, то есть, опосредованы технологическими инновациями. Тогда как остальные тяготеют к социальным трансформациям, являясь социальным следствием глобальной технологической революции.
Сегодня неизбежность перехода индустрии туризма в цифровое пространство очевидна, поскольку именно эффективное использование потенциала цифровых технологий, интернет-сервисов, платформенных решений в туризме, способствуя во многом формированию инновационного туристического пространства, выступают в качестве основных факторов обеспечения стратегической устойчивости и конкурентоспособности туристских дестинаций. По оценке экспертов ЮНВТО (Всемирной туристской организации) в настоящее время порядка 80 % потенциальных путешественников готовятся к туристической поездке с используя мобильные технологии и онлайн-сервисы по трансферу (приобретение авиа- и ж/д билетов), бронированию гостиниц и аренде жилья, приобретению экскурсий и авторских туров, пользовательского контента и др. туристских платформ [9].
В условиях стремительной трансформации традиционных бизнес-моделей, методов оказания услуг, появления интеллектуальных систем и средств коммуникации, способствующих сближению физического и цифрового мира, значимость использования цифровых дивидендов (положительных эффектов сетевой коммуникации, снижения транзакционных издержек, диверсификации турпродукта, формирования новых рабочих мест и других выгод) существенно возрастает [15]. Как отмечено авторами [16-18], в области цифровой трансформации туриндустрии наблюдаются изменения в бизнес-процессах (по всей цепочке создания турпродукта) связанные с усилением акцента и производителей, и потребителей на совместной реализации воспроизводственных процессов, формировании новых форм партнерства в рамках цифровых экосистем. Для наиболее полного использования потенциала и преобразующих возможностей инновационных технологий важно определение особо значимых свойств и направлений цифровой трансформации туристического пространства (табл. 1).
Таблица 1. Наиболее значимые направления цифровой трансформации туриндустрии
Источник: составлено автором по [6, 15]
Следует отметить, что эффекты цифровизации прямо зависят от возможностей комбинированного использования потенциала, представленных в таблице 1, векторов дигитализации туристического пространства, что, в свою очередь, требует конкретизации драйверов (движущих сил) и механизмов, обладающих наибольшим потенциалом экономического воздействия.
Таким образом, учитывая, что цифровая трансформация инициируется, как правило, преследующими собственные цели и мотивы заинтересованными сторонами, следует отметить, что драйверы цифровой трансформации могут быть опосредованы интересами конкретного предприятия (внутренними мотивами) или локализоваться вне организации, то есть, быть связанными с воздействием факторов внешней среды.
Другими словами, движущие силы инновационных изменений в туриндустрии можно условно разделить на такие две категории как: драйверы-мотивы (внутренние желания) и драйверы-стимулы (внешние воздействия) (рис. 4).
По представленным на рисунке 4 показателям, можно заключить, что количество драйверов-стимулов цифровой трансформации туриндустрии превалирует над драйверами-мотивами. В числе наиболее существенных внешних воздействий следует выделить развитие цифровых технологий/платформ/интернет-сервисов и их доступность растущему «цифровому поколению», рост числа ограничительных мер и конкурентного давления. В целом можно говорить о наличии значительного количества драйверов (как внешних стимулов, так и внутренних мотивов) реорганизации турбизнеса на основе инновационных цифровых решений.
Как известно, одним их основных драйверов экономического роста, в частности восстановления мировой туриндустрии, является активизация потребительского спроса и рост инвестиций.
Рисунок 4. Движущие силы цифровой трансформации туриндустрии
Источник: составлено автором
Проведенный в ходе работы анализ структурных изменений спроса, позволил заключить, что перспективы развития различных видов и направлений туризма, обусловленные динамикой потребительских предпочтений, связаны сегодня с ростом популярности:
• экотуризма, лечебно-оздоровительных, рекреационных и др. направлений устойчивого туризма;
• аутентичных уникальных туров, интересных не слишком широкому кругу потребителей или массовой аудитории;
• дискавери/приключенческих-туров, имммерсивного туризма, глэмпинга и др. форм менее плотного размещения;
• путешествий по малоизвестным направлениям, избегание мейнстрим-мест;
• долгосрочных поездок в новом формате bleisure и workatiоn (сочетания туризма и удаленной работы), digital nomade (бизнесмен, путешествующий с семьей), slow-туризм (временное проживание на территории);
• новых направлений внутри страны, путешествий выходного дня в поисках новых эмоций/мест/форматов;
• поездок с возможностью максимально эффективного получения опыта, впечатлений, дополнительной ценности (образования, оздоровления, нетворкинга) и др.
Вместе с тем расширение туристического предложения предприятиями туриндустрии за счет внедрения данных технологий и осложнено наличием ряда проблем. В качестве основных проблем современной динамики инновационного развития туриндустрии следует выделить:
• ориентированность значительной части предприятий туристической отрасли на краткосрочный период, которые не предполагают осуществление долгосрочных финансовых вложений в инновационные турпродукты, новые технологии;
• ограниченность собственных источников финансирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов туриндустрии в результате кризисных явлений последних лет, значительных финансовых потерь в пандемийный период;
• сокращение числа и туроператоров, и турагентств в результате глобальной диджитализации;
• конъюнктурные перекосы рынка туристических услуг;
• значительную турбулентность современной экономики и существенное снижение международной активности, коммуникаций, прекращение сотрудничества во многих сферах деятельности, в том числе в сфере разработки и внедрения инноваций, новых технологических решений в туризме;
• низкий уровень государственного содействия реализации инновационных инициатив в туризме, фокусировка, как правило, основных направлений поддержки туриндустрии на таких проектах как строительство кемпингов, разработка национальных туристических маршрутов, субсидии для туроператоров на возмещение убытков и др.
В литературе в настоящее время принято выделять такие основные направления менеджмента инновационной трансформацией туристической отрасли как:
• пересмотр аспектов/критериев успешности туриндустрии в условиях современной экономической реальности;
• системное решение комплекса проблем инновационной реорганизации;
• разработка более устойчивых моделей развития отрасли, а также повышение эффективности управленческих решений/мер.
Проведенное исследование позволило систематизировать меры и механизмы государственной поддержи инновационной деятельности предприятий туриндустрии, направленные на создание качественного/инновационного и конкурентоспособного турпродукта (табл. 2).
Данные механизмы предполагают выделение финансовых ресурсов для реализации целевых программ развития принимающих дестинаций, создание сети туристических информационных центров (ТИЦ), оказывающих безвозмездные информационные услуги, формирование специализированных структур, способствующих созданию технологических инноваций в туристической сфере, а также прямой денежной помощи в виде грантов/субсидий для реализации научных разработок в туристическом секторе и связанных с ним комплементарных отраслей.
Таблица 2. Механизмы государственной поддержки инноваций в отечественной туриндустрии
Источник:
составлено автором
Для производства конкурентоспособного турпродукта нового поколения необходимо проектирование и принятие системы комплексных технологических решений, направленных на реализацию экономического потенциала инновационных технологий. При этом, учитывая важность создание благоприятных условий для решения проблем инновационной трансформации туриндустрии, как сложной и многоаспектной задачи, ключевым государственным приоритетом управления процессом перехода туриндустрии в инновационное пространство должна стать максимизация эффектов цифровизации туриндустрии. В частности, речь идет о разработке проактивной инновационной стратегии, инвестировании в новые конкурентные ресурсы для достижения лидерства в цифровую эпоху, соединении цифровых устройств/платформ и коллаборация их функций в рамках туристической инновационной экосистемы, стимулирование инновационного предпринимательства и др. (рис 5).
Рисунок 5. Механизмы максимизации эффектов инновационной трансформации туриндустрии
Источник: составлено автором
В целом, использование инновационных технологий, цифровых сервисов, связывая производителей, потребителей, широкую общественность, способствует стимулированию экономического роста и повышению конкурентоспособности предприятий туриндустрии.
Выводы
В настоящее время конкурентоспособность производителей туристических услуг прямо зависит от способности эффективного использования ими инновационных технологий и решений, направленных на обеспечение безболезненной адаптации к специфике современной экономической реальности.
В работе представлена характеристика глобальных трендов, оказывающих превалирующее влияние на динамику туристического сектора экономики и комплементарных ей отраслей, определены ключевые направления и движущие силы инновационной трансформации туристической отрасли, выявлены наиболее существенные ограничения использования новых технологических и цифровых решений в развитии туриндустрии, также предложены инклюзивные механизмы поддержки инновационной деятельности, направленные на их нивелирование.
Значимость проведенной работы состоит в возможности использования его результатов при определении новых контуров и ориентиров развития туристического сектора экономики, а также выработке адекватных механизмов стимулирования инновационной активности предприятий внутреннего и въездного туризма для обеспечения их стратегической устойчивости и долгосрочной конкурентоспособности.
References:
Ashinova M.K., Prigoda L.V., Eshugova S.K., Kadakoeva G.V. (2023). Innovatsionnaya ekosistema industrii gostepriimstva i turizma v usloviyakh tsifrovizatsii [Innovative ecosystem of the hospitality and tourism industry amidst digitalization]. Creative Economy. 17 (10). 3659-3676. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.10.119229.
Dorly V.B. (2020). Megatrends Defining the Future of Tourism
Gordienko S.V. (2021). Osnovnye napravleniya tekhnologicheskikh innovatsiy v vosproizvodstve turistskikh produktov [Main directions of technological innovation in the reproduction of tourism products]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 1197-1214. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.3.113501.
Gretzel U. (2020). E-tourism after COVID-19: a call for transformative research Information Technology and Tourism. (4). 187–203.
Khamirzova S.K., Kumpilova A.R., Kalashnikova S.V., Khachemizova E.A. (2023). Napravleniya tsifrovoy transformatsii industrii gostepriimstva i turizma v sovremennyh usloviyakh [Hospitality and tourism digital transformation trends in modern conditions]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2283-2296. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.119939.
Klimova T.V. (2020). Digital supply chain management in the tourism and hospitality industry: Trends and prospects International Journal of Supply Chain Management. (9(3)). 843-849.
Kostin K.B., Berezovskaya A.A. (2022). Transfer tsifrovyh tekhnologiy v mezhdunarodnoy turistskoy industrii [Digital technology transfer in the international tourism industry]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 661-678. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114204.
Latest Tourism DataUN Tourism Barometer. Retrieved February 20, 2024, from https://www.unwto.org/un-tourism-world-tourism-barometer-data
Lea H. Digital transformation in the national tourism policies. Conference: 20th Annual International Conference on Digital Government Research. Retrieved January 29, 2024, from https://www.researchgate.net/publication/333792896_Digital_transformation_in_the_national_tourism_policies
Serdyukov S.D., Serdyukova N.K. (2023). Razvitie tsifrovyh ekosistem i platform v turizme i sfere uslug [Developing digital ecosystems and platforms for tourism and services]. Creative Economy. 17 (8). 2887-2908. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.8.118525.
Tanina A.V. (2023). Formirovanie tsifrovyh ekosistem v turizme [Formation of digital ecosystems in tourism]. Journal of legal and economic studies. (1). 39-50. (in Russian). doi: 10.26163/GIEF.2023.72.33.006.
Tjostheim I., Waterworth A. (2022). The Psychosocial Reality of Digital Travel: Being in Virtual Places
Tumenova S. A. (2018). IT-sektor: tipologiya i klassifikatsiya mobilnyh servisov dlya turistov [It sector: typology and classification of mobile services for tourists]. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. (6-3(86)). 152-156. (in Russian).
Tumenova S. A. (2018). Tekhnologii virtualnoy i dopolnennoy realnosti v turizme [Virtual and augmented reality technologies in tourism] Models of thinking and integration of information management systems 2018. 298-301. (in Russian).
Tumenova S. A., Zherukova A. B. (2023). Innovatsionnye megatrendy v turizme: novye vyzovy i vozmozhnosti [Innovative megatrends in tourism: new challenges and opportunities] Socio-economic systems in the context of global transformations: problems and prospects of development. 133-137. (in Russian).
Tumenova S.A., Mambetova F. A. (2020). Upravlenie tsifrovoy transformatsiey ekonomiki: maksimizatsiya effektov [Management of digital transformation of the economy: maximizing effects]. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. (3(95)). 92-97. (in Russian). doi: 10.35330/1991-6639-2020-3-95-92-97.
Tumenova S.A., Pshigosheva A.Yu. (2019). Tsifrovizatsiya turisticheskogo prostranstva kak novaya forma kommunikativnogo vzaimodeystviya [Digitalization of the tourist space as a new form of communicative interaction] National economic systems in the context of the formation of the digital economy. 601-606. (in Russian).
World, Transformed: Megatrends and Their Implications for Travel & TourismWorld Travel & Tourism Council. Retrieved January 29, 2024, from https://www.wttc.org/publications/2019/megatrends-2019
Страница обновлена: 15.04.2025 в 13:40:38