Management in the social education of children with disabilities
Skvortsova N.A.1, Seryabkina A.I.1
1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Download PDF | Downloads: 36
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 1 (January-March 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63891805
Abstract:
The authors solve the problem of evaluating the effectiveness of management systems in the education of a special category of children. The authors have identified procedures that ensure equal access to educational opportunities for children of all categories, proposed the introduction of educational work with parents, the introduction of constant monitoring of shortcomings and problems in the education system for children with disabilities and the development of appropriate measures to address them. The scientific novelty of the article lies in the management recommendations and tools, which allow to effectively organize and coordinate the process in the socio-educational sphere. The article will be of interest to a wide range of researchers, both those studying management problems and those interested in problems of education.
Keywords: management, educational management, management system, assistance to children with disabilities, social and educational process
JEL-classification: I24, I25, I26
Введение. Поскольку в современном обществе управленческий менеджмент играет важную роль в различных сферах деятельности, и социально-образовательная сфера не является исключением. В особенности, когда речь идет об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), эффективное управление становится особенно важным. Поэтому, тема статьи весьма актуальна и имеет практический характер.
Авторами исследуются положения работ по менеджменту, педагогике и психологии о роли педагогического управления в современной системе образования (Львов Л.В. [10], Удалов Ф.Е. [20], Гапонова О.С. [20], Мкртчян С. Г. [13], Кошкина Е. А., Мелкая Л. А. [8], [9], об управленческих аспектах поддержки семей детей с нарушениями в развитии (Волкова А. Г. [2]), о роли управления инновационными образовательными проектами в сфере дополнительного профессионального образования (Воробьева А.А. [4]), о проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (Skvortsova N. [18])., о морально-этической стороне работы с детьми с ограниченными возможностями (Мардахаев Л. В. [11], Рубцов В.В. [17], Бадараев Д. Д., Украинцева И. Д. [1]), о тонкостях организации инклюзивной образовательной среды и пространства (Капалыгина И. И. [7], Иванова С. В. [6]), основные положения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе статья 12 об образовательных программах. .
Цель исследования – провести анализ различные подходы и методы, которые помогут оптимизировать управленческий процесс и повысить эффективность образования для этой особой категории детей.
Авторами предлагается новый взгляд на управленческий менеджмент в социально-образовательной сфере, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка, особенно с ограниченными возможностями здоровья. Научная новизна заключается в выработке рекомендаций по адаптации системы между учреждениями и организациями, работающими с детьми с ОВЗ при помощи реализации и внедрении адаптированных образовательных программ.
Авторская гипотеза заключается не только в создании инклюзивной инфраструктуры, адаптации учебных материалов, предоставлению коррекционных услуг, но и в просветительской работе с родителями.
Основополагающими методами исследования явились теоретические методы исследования, а именно: анализ, синтез, классификация, конкретизация и обобщение; эмпирические методы исследования, а именно: изучение разнообразных источников информации и анализ полученных сведений; количественные методы исследования, а именно: статистический сбор количественных данных и дальнейшее их измерение.
Основная часть. Образование детей с ОВЗ требует особого подхода, который должен быть адаптирован к их физическим, психологическим и интеллектуальным особенностям. При этом необходимо учитывать как индивидуальные потребности каждого ребенка, так и коллективные цели образовательного процесса. Рассмотрим вопросы, связанные с применением управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере, в том числе в образовании детей с ОВЗ.
В литературе встречаются два ключевых определения понятия «менеджмент»:
1) непосредственно процесс управления организацией;
2) круг лиц, представляющих собой управляющий орган [10, с.15].
«Управление» – работа управляющей подсистемы, отображающаяся в формировании управляющего воздействия, его реализации для достижения цели деятельности системы в целом [8, с. 160; 9, с. 191].
Управленческий менеджмент играет ключевую роль в развитии и эффективном функционировании социально-образовательной сферы, включая образование детей с ОВЗ. Он помогает создать благоприятные условия для создания равных возможностей обучения и социализации всех участников образовательного процесса.
Один из основных аспектов управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере – это разработка стратегического плана развития образования. Стратегический план является основой для определения целей, задач и приоритетных направлений развития системы образования [13, с. 4]. В случае детей с ОВЗ этот план должен быть особенно гибким и адаптированным к их индивидуальным потребностям.
Управление также играет важную роль в формировании и поддержке кадрового потенциала системы образования [16]. Это подразумевает привлечение компетентных специалистов, способных работать с детьми с ОВЗ, а также поддержку их профессионального развития. Кроме того, управление должно обеспечивать мотивацию и поддержку педагогических работников, чтобы они могли эффективно реализовывать инклюзивные практики в своей работе.
Организациям, занимающимся образованием детей с ОВЗ, также необходимо обеспечить и доступность услуг. Управленческий менеджмент должен разработать политику и процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для всех детей, включая тех, у которых есть особые потребности. Это может включать в себя создание специальных условий для обучения (например, адаптированные учебные материалы или инклюзивную инфраструктуру) и предоставление дополнительной поддержки (например, специальных психолого-педагогических услуг, консультирование родителей по получению услуг).
Контроль и оценка являются неотъемлемой частью управления в социально-образовательной сфере. Управленческий менеджмент должен обеспечить систему мониторинга и оценки, которая позволяет отслеживать доступность услуг, распространение информации по их получению, достижение поставленных целей и оценку эффективности [4, с. 8].
Таким
образом, управленческий менеджмент играет важную роль в развитии
социально-образовательной сферы. На рисунке 1 представим основные задачи
управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере.
Рисунок 1 – Задачи управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере.
Источник: составлено авторами с использованием материалов [14; 15]
Если речь идет об образовании детей с ОВЗ, одним из основных направлений выступает разработка политики и процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для всех детей.
Решение проблем осуществления адаптированных образовательных программ (далее АОП) для детей с ОВЗ являются актуальным вопросом для управленческого менеджмента данной области (рисунок 2).
Рисунок 2 – Цикличность проблем в реализации АОПов для детей с ОВЗ
Источник: составлено авторами
Первая проблема, с которой сталкивается менеджмент в образовании – недостаточная подготовка педагогических кадров. Работа с детьми с ОВЗ требует специальных знаний и умений, которые не все учителя имеют. В связи с этим, необходимо проводить систематическую профессиональную подготовку педагогических работников, чтобы они могли успешно реализовывать АОПы для детей с ОВЗ.
Еще одна проблема – недостаточное финансирование. Для полноценного осуществления АОПов требуется создание специального инфраструктурного обеспечения, закупка специализированных материалов и технических средств, а также обучение педагогических работников [12]. Однако, часто бюджетные ограничения не позволяют выделить достаточные средства на эти цели. Особенно остро эта проблема проявляется в регионах России [6, с. 107-108].
Одной из серьезнейших проблем является отсутствие координационной системы между различными учреждениями и организациями, работающими с детьми с ОВЗ. Каждое из них имеет свои цели и задачи, являясь частью комплексной работы, но располагаются многие службы и услуги в разных образовательных учреждениях, часто плохо скоординированных между собой, что затрудняет интеграцию ребенка в образовательное пространство [5]. Необходимо создать единую систему управления и обмена информацией между учреждениями, чтобы обеспечить эффективную реализацию АОПов для детей с ОВЗ. А так же, необходимо назначение специалиста, который даст четкий маршрут реабилитации в каждой образовательной организации, разъяснит родителям этапы и последовательность возможной помощи ребенку.
Кроме того, важным аспектом является отсутствие доступных образовательных возможностей для детей с ОВЗ. Многие школы и другие учебные заведения не имеют необходимых условий для полноценного обучения таких детей. Недоступность физической инфраструктуры (отсутствие пандусов, лифтов и других специальных устройств) создают препятствия для включения детей с ОВЗ в образовательный процесс. В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС РФ) четко указано, что в таких случаях государство способно предоставить все необходимое [15]. Но чаще всего, в воплощении в жизнь этого стандарта, не хватает нескольких звеньев. А именно, осведомленности родителей о праве получения необходимых условий при запросе, специалиста, который займется этим вопросом [17, с.13-15].
Таким образом, проблемы реализации АОП для детей с ОВЗ в социально-образовательной сфере требуют серьезного внимания и усилий со стороны управленческого менеджмента. Особенно остро проблема проявляется в регионах России. Необходимо обеспечить подготовку педагогических кадров, достаточное финансирование, координацию между различными организациями и создание доступных образовательных возможностей. Для решения этих задач необходимо создание управленческой службы координации и информирования населения о системе специального образования. Только таким образом можно обеспечить полноценное и успешное обучение детей с ОВЗ.
Система образования в различных регионах России является ключевым направлением работы для управленческого менеджмента в области образования детей с ОВЗ. Для подтверждения данного высказывания, необходимо обратиться к статистическим данным.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по детям с ОВЗ позволяет получить объективную картину о состоянии данной проблемы в различных регионах России (таблица 1).
Исходя из данных пенсионного и социального фондов России мы видим следующую статистику.
Таблица 1 – Численность детей с инвалидностью до совершеннолетия в Центральном федеральном округе, тыс. человек.
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Центральный
федеральный округ
|
116106
|
118766
|
123889
|
126951
|
130869
|
137205
|
142442
|
149562
|
152029
|
Белгородская область
|
5067
|
4939
|
4959
|
5103
|
5209
|
5522
|
5695
|
5913
|
6063
|
Брянская область
|
3896
|
3899
|
3973
|
4023
|
4097
|
4267
|
4441
|
4590
|
4550
|
Владимирская область
|
4610
|
4566
|
4664
|
4815
|
4972
|
5101
|
5220
|
5431
|
5302
|
Воронежская область
|
5788
|
5808
|
6171
|
6593
|
7074
|
7604
|
7895
|
8259
|
8461
|
Ивановская область
|
3471
|
3371
|
3345
|
3408
|
3489
|
3555
|
3695
|
3852
|
3742
|
Калужская область
|
3042
|
2856
|
3074
|
3260
|
3434
|
3618
|
3780
|
3988
|
3976
|
Костромская область
|
2363
|
2301
|
2202
|
2195
|
2268
|
2285
|
2338
|
2352
|
2332
|
Курская область
|
4637
|
4779
|
4989
|
5295
|
5545
|
5736
|
5825
|
5962
|
5558
|
Липецкая область
|
4095
|
4083
|
4052
|
4132
|
4267
|
4475
|
4471
|
4647
|
4598
|
Московская область
|
19774
|
20962
|
21952
|
23089
|
24232
|
25428
|
26431
|
27877
|
28572
|
Орловская область
|
2959
|
2840
|
2795
|
2808
|
2831
|
2887
|
2951
|
3026
|
3022
|
Рязанская область
|
3515
|
3524
|
3554
|
3650
|
3817
|
4066
|
4155
|
4267
|
4232
|
Смоленская область
|
2800
|
2733
|
2724
|
2836
|
2890
|
2987
|
3054
|
3089
|
3064
|
Тамбовская область
|
3079
|
3225
|
3233
|
3309
|
3370
|
3574
|
3729
|
3779
|
3829
|
Тверская область
|
4848
|
4524
|
4610
|
4725
|
4885
|
5022
|
5059
|
5146
|
5072
|
Тульская область
|
4640
|
4571
|
4599
|
4640
|
4862
|
5121
|
5212
|
5379
|
5327
|
Ярославская область
|
3273
|
3258
|
3321
|
3566
|
3701
|
3936
|
4150
|
4294
|
4221
|
г. Москва
|
34249
|
36527
|
39672
|
39504
|
39926
|
42021
|
44341
|
47711
|
50108
|
В соответствии с данными Министерства образования и науки, на начало 2023 года в стране зарегистрировано более 1,15 миллиона детей с проблемами здоровья и развития. Дети с ОВЗ в различных дошкольных образовательных учреждениях: 517 343 воспитанника (6,8% от общего поголовья детей). Студенты с ОВЗ: 3 006 360 обучающихся, включая с ОВЗ – 13 626 человек, в частных структурах образования – 200 916 обучающихся [5].
Это около 8% от общего числа детей, получающих образование. Рассмотрим прицельно состояние вопроса в центральном федеральном округе России. Исходя из данных, можно сделать выводы, что вопрос о специальном образовании в регионах стоит так же остро, как и в Москве. Численность детей с ОВЗ увеличивается, что требует особого внимания со стороны управленческого менеджмента образования.
Необходимо внедрение постоянного мониторинга недостатков и проблем в системе образования для детей с ОВЗ и разработка соответствующих мер для их решения [7, с. 109]. Например, во многих регионах отсутствует достаточное количество специализированных учебных заведений для детей с ОВЗ, это наглядно демонстрирует таблица 1, что является признаком необходимости расширения сети школ и детских садов или создания дополнительных классов и групп в обычных комплексах.
Информация о статистике детей с ОВЗ в России позволяет выявить особенности и проблемы, специфические для каждого региона. Современные условия в городах сегодня имеют огромное разнообразие, которое является результатом социально-экономического прогресса региона, уникального географического положения каждого города и стратегии муниципалитета в области маркетинга. Управленческая и маркетинговая политика зависит от институционной среды, которая, в свою очередь, определяется типом города [3, с.8]. Институты служат основой для развития и функционирования города в долгосрочной перспективе. Институционная среда содержит в себе формальные, а также неформальные институты. Формальные институты в современном городе обычно представлены политическими институтами, которые регулируются конституцией и включают правила работы и назначения местных и общественных органов управления. Неформальные институты охватывают устоявшиеся территориальные обычаи, традиции и модные тенденции [20, с.14-15].
Для четкого понимания состояния сферы образования в различных регионах России предлагаем рассмотреть взаимосвязи между институционной средой и стратегиями информирования различных учреждений в сфере образования детей с ОВЗ (таблица 2). Это даст нам возможность предложения действенной стратегии информирования населения об имеющимся образовательном маршруте детей с ОВЗ, а также подходящих вариантов создания управленческой службы координации между различными учреждениями.
Таблица 2 – Взаимосвязи институционной среды со стратегиями информирования различных учреждений в сфере образования детей с ОВЗ
Тип города
|
Институционная среда
|
Стратегия информирования населения,
вариант управленческой службы координации между различными учреждениями в
сфере образования детей с ОВЗ
| |
Формальные
Институты |
Неформальные
институты | ||
Столица
|
-
окружной парламент;
- государственные министерства и ведомства; - муниципалитеты; - федеральные органы власти; - финансовый орган |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
сотрудничество с муниципальными органами социальной защиты с целью
информирования населения;
- создание психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ |
Промышленный центр
|
-
муниципалитеты;
- административная власть, управляющая крупными предприятиями по выработке сырья, получаемого промышленностью, сельским и лесным хозяйствами. |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
сотрудничество с муниципальными органами социальной защиты, с крупными
предприятиями с целью информирования населения;
- использование инновационных методов для развития промышленной и социальной инфраструктуры; - создание психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ |
Наукоград
|
-
муниципалитеты;
- государственные научные институты. |
-
научный мир
|
-
сотрудничество с государственными научными организациями с целью
информирования населения;
- улучшение узнаваемости бренда специального образования; - создание отдельного органа управления специальным образованием |
Город-курорт
|
-
муниципалитеты;
- административный орган управления государственными санаторными и медицинскими учреждениями; - административные центры негосударственных пансионов и больниц. |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
развитие туристической базы для детей с ОВЗ;
- продвижение инновационных туристических предложений, направлений и маршрутов для родителей и детей с ОВЗ; - создание психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ |
Транспортный узел
|
-
муниципалитеты;
- административный орган управления железнодорожными станциями и магистральными железнодорожными линиями, морскими и речными портами, логистическими центрами больших производств. |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
сотрудничество с муниципальными органами социальной защиты, улучшение
логистики с целью информирования населения;
- улучшение условий социальной среды; - создание выездной психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ |
Многофункциональный город
|
-муниципалитеты;
- общеадминистративные органы различной специализации (вектор зависит от комплекса функций города, и представляет сочетание вышеперечисленных формальных институтов). |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
создание условий для оптимального соотношения функций образования;
- развитие и применение новых технологий управления образованием; - создание отдельного органа управления специальным образованием |
Военный городок, гарнизон, вахтовый
поселок
|
-
орган управления воинскими частями или вахтенным персоналом;
|
-
собрания, группы или объединения по интересам.
|
-
совершенствование инфраструктуры городской среды для людей с ОВЗ;
- сотрудничество с муниципальными органами социальной с целью информирования населения; - создание центров для информирования и координации образования |
Современные условия в городах сегодня имеют огромное разнообразие, которое является результатом социально-экономического прогресса региона, уникального географического положения каждого города и стратегии муниципалитета в области маркетинга. Управленческая и маркетинговая политика зависит от институциональной среды, которая, в свою очередь, определяется типом города [13, с. 4]. Институты служат основой для развития и функционирования города в долгосрочной перспективе. Институционная среда содержит в себе формальные, а также неформальные институты. Формальные институты в современном городе обычно представлены политическими институтами, которые регулируются конституцией и включают правила работы и назначения местных и общественных органов управления. Неформальные институты охватывают устоявшиеся территориальные обычаи, традиции и модные тенденции.
Результаты. Исходя из всех приведенных данных, мы полагаем, что менеджерская блок-схема управления реализацией АОП для детей с ОВЗ является важным инструментом, позволяющим эффективно организовать и координировать процесс обучения и воспитания таких детей.
Первым этапом разработки блок-схемы будет являться определение основных целей и задач АОП, которые должны быть достигнуты. Затем необходимо провести анализ потребностей детей с ОВЗ и ресурсного обеспечения для успешного осуществления программы.
Следующий шагом предлагаем определить основные этапы проведения АОП и выделить ответственных лиц за каждый из них. На данном этапе принимается решение о формировании команды специалистов, которая будет заниматься разработкой и внедрением программы. В состав команды могут входить педагоги, психологи, логопеды, социальные работники и другие специалисты.
Далее следует определить последовательность выполнения каждого этапа АОП. Это поможет участникам команды понять, какие действия необходимо предпринять на каждом этапе и в какой последовательности. Также важно определить сроки выполнения каждого этапа и установить контрольные точки для оценки прогресса.
Одним из ключевых аспектов блок-схемы будет являться система мониторинга и оценки эффективности осуществления АОП. Это позволит оперативно выявлять проблемы и корректировать программу в процессе ее реализации. Для этого необходимо определить критерии оценки, методы сбора данных и ответственных лиц за мониторинг и анализ результатов [2, с. 40].
Наконец, блок-схема должна предусматривать механизм обратной связи с участниками АОП – детьми с ОВЗ, их родителями или законными представителями. Здесь, исходя из всех выше затронутых тем, мы предлагаем создание управляющей муниципальной психолого-педагогической службы в области обучения детей с ОВЗ. Их задачей станет отслеживание правильности всех этапов обеспечения специального образования, а также личное подробное информирование родителей об образовательном маршруте ребенка. Это поможет участникам программы получить обратную информацию о ее эффективности, а также выявить потребности, которые требуют дополнительного внимания.
Таким образом, предложенная нами менеджерская блок-схема управления реализацией АОП для детей с ОВЗ будет являться инструментом, который позволяет эффективно организовать и координировать процесс обучения и воспитания таких детей. Она поможет определить цели и задачи программы, выделить этапы ее реализации, разработать систему мониторинга и оценки, а также установить механизм обратной связи с участниками программы. Это позволяет достичь наилучших результатов в работе с детьми с ОВЗ и создать условия для их успешного развития.
Подготовка кадров для управления специальным образованием будет играть основную роль в развитии психолого-педагогической службы в области обучения детей с ОВЗ [18, с. 458]. Для эффективного функционирования предложенной системы образования необходимо иметь высококвалифицированных специалистов, готовых работать с такими детьми и их родителями [11, с. 84-85].
Выводы. Важным аспектом подготовки кадров должно являться развитие лидерских компетенций у специалистов. Управление специальным образованием требует отличных коммуникативных навыков, умения эффективно организовывать работу коллектива, а также способность принимать решения в сложных ситуациях. Специалисты должны быть готовы к осуществлению просветительской работы с родителями, в том числе проведению индивидуальных, групповых и подгрупповых консультаций, созданию маршрута коррекционной работы в каждом образовательном подразделении, создать систему координации и обмена информацией между учреждениями. Поэтому подготовка кадров должна включать развитие навыков лидерства и управленческого мастерства.
Подводя итоги, отметим, управленческий менеджмент играет важную роль в развитии социально-образовательной сферы. Если речь идет об инклюзивном образовании детей, одним из основных направлений выступает разработка политики и процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для всех детей. Реализация этой задачи включает не только создание инклюзивной инфраструктуры, адаптацию учебных материалов, предоставление коррекционных услуг, но и просветительскую работу с родителями. Необходимо внедрение постоянного мониторинга недостатков и проблем в системе образования для детей с ОВЗ и разработка соответствующих мер для их решения. Психолого-педагогическая служба в области обучения детей с ОВЗ должна отслеживать правильность всех этапов обеспечения специального образования, а также регулярно проводить личное подробное информирование родителей об образовательном маршруте ребенка. Это поможет участникам программы получить обратную информацию о ее эффективности, а также выявить потребности, которые требуют дополнительного внимания. Предложенная нами менеджерская схема управления реализацией АОП для детей с ОВЗ, с включением психолого-педагогической службы, будет являться инструментом, который позволяет эффективно организовать и координировать процесс обучения и воспитания таких детей.
References:
Badaraev D. D., Ukraintseva I. D. (2023). Otnosheniya detey obshcheobrazovatelnyh shkol Respubliki Buryatiya k inklyuzivnomu obrazovaniyu [Attitude to inclusive education among children in general education schools in the Republic of Buryatia]. Theory and practice of social development. (1 (179)). 15-24. (in Russian). doi: 10.24158/tipor.2023.1.1.
Ivanova S. V., Nazarova V.V. (2022). Normativno-pravovaya osnova modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya (1990-2010 gg.) [Regulatory and legal basis for the modernization of Russian education (1990-2010)]. Pedagogika. 86 (6). 106-117. (in Russian).
Kapalygina I. I. (2022). Vzaimodeystvie uchastnikov obrazovatelnogo protsessa v pedagogicheskoy sisteme sokhraneniya zdorovya v informatsionno-obrazovatelnom prostranstve [Interaction of participants in the educational process in the pedagogical system of health preservation in the information and educational space]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (74-1). 107-110. (in Russian).
Koshkina E. A., Melkaya L. A. (2020). Faktory razvitiya otechestvennoy teorii upravleniya obrazovaniem vtoroy poloviny KhKh veka [Factors of the development of the domestic theory of education management in the second half of the XX century]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. (6). 190-198. (in Russian). doi: 10.23951/2307-6127-2020-6-190-198.
Koshkina E.A., Melkaya L.A. (2021). Podkhody k opredeleniyu termina «pedagogicheskiy menedzhment» v otechestvennyh publikatsiyakh kontsa XX – nachala XXI vv [Approaches to definition of the term pedagogical management in domestic publications at the end of xx - early xxi centuries]. The scientific theory journal \. (1). 159-165. (in Russian). doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p159-165.
Lvov L.V. (2008). Pedagogicheskiy menedzhment [Pedagogical management] (in Russian).
Mardakhaev L. V., Egorychev A.M., Shimanovskaya Ya.V. (2021). Deontologiya spetsialista sotsialnoy sfery [Deontology of a social sphere specialist] M. : KnoRus. (in Russian).
Mkrtchyan S. G. (2019). Menedzhment v obrazovanii [Management in education]. The young scientist. (45). 338-340. (in Russian).
Rubtsov V.V. [i dr.] (2020). O problemakh professionalnoy podgotovki spetsialistov sotsialnoy sfery dlya raboty s uyazvimymi kategoriyami naseleniya [On the problems of professional training of social sphere specialists to work with vulnerable categories of the population]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. 17 (2). 8–34. (in Russian).
Skvortsova N., Lyapina I., Sotnikova E., Lebedeva O., Makarova T. (2019). Smart technologies: perspectives of usage in higher education The International Journal of Educational Management. (33(3)). 454-461. doi: 10.1108/IJEM-08-2018-0257 .
Skvortsova Nataliya A., Sizova Irina Y., Sizov Oleg V., Riabinina Natalia I., Dudnik Tatiana A. (2022). Improving economic security of industry in conditions of informatization and digitalization of society Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. 977–981.
Udalov F.E., Alyokhina O.F., Gaponova O.S. (2013). Osnovy menedzhmenta [Management] Nizhniy Novgorod : Nizhegorodskiy gosuniversitet. (in Russian).
Volchkova E. N. (2021). Munitsipalnyy marketing kak effektivnyy instrument sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya gorodskogo prostranstva [Municipal marketing as an effective tool for socio-economic development of urban space]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (3-1). 5-12. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.1606.
Volkova A. G., Goncharova S.V. (2021). Realizatsiya sotsialnyh proektov po podderzhke semey, vospityvayushchikh detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: upravlencheskiy aspekt [Implementation of social projects to support families raising children with disabilities: managerial aspect] Vladivostok: Dalnevostochnyy federalnyy universitet. (in Russian).
Vorobeva A.A. (2022). Metody upravleniya innovatsionnymi obrazovatelnymi proektami v sfere dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya [Methods of management of innovative educational projects in the field of additional professional education] SPB : SPbGEU. (in Russian).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 00:41:11