Client-centricity in public administration: the approach of the multifunctional centers of the City of St. Petersburg
Smirnova Yu.L.1, Tokareva L.S.1, Aleksandrov M.M.2, Minaev N.N.3,4, Rozova A.Yu.2, Goroshina A.S.2, Donskaya O.N.2, Manina A.A.2, Volchkova I.V.5,4
1 Комитет по информатизации и связи, Russia
2 Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (СПб ГКУ «МФЦ»), Russia
3 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Russia
4 СПБ ГУП «СПБ ИАЦ»
5 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Download PDF | Downloads: 42
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67903437
Abstract:
The article discusses the issues of implementing a client-centric approach in the public sector on the example of multifunctional centers for the provision of public services. In the course of the study, the characteristics of the client-centric model of public administration were studied; the basic principles of client-centricity in the public sector were highlighted; and the approach of multifunctional centers of the City of St. Petersburg to the implementation of the principles of client-centricity in the framework of optimizing the processes of providing public services was reviewed. The article concludes that the introduction of a client-centric approach in government structures, focusing on meeting the needs of citizens, is becoming an important stage in the development of the public administration system. Multifunctional centers have significant potential and resources not only for the implementation of client-centric principles in their activities, but they can also act as actors in the dissemination of a client-centric model in government. Currently, multifunctional centers of the City of St. Petersburg successfully organize the processes of providing services, optimizing them using modern management methods based on the principles of client-centricity. The active development of public and business spaces in multifunctional centers, the introduction of additional services and work on improving digital literacy of citizens emphasize the desire to create a client-centric environment for servicing applicants. The results of the study can be used to improve public administration methods in the context of implementing client-client-centric strategies, as well as serve as a basis for further research in the field of implementing a client-client-centric approach in public administration.
Keywords: public administration client-centric model, client-centric principles in the public sector, public service delivery process optimization, multifunctional center
JEL-classification: M30, M38, O14
Введение
В контексте современных тенденций управленческих инноваций в сфере государственного управления в России наблюдается переосмысление традиционных подходов к работе государственного аппарата, обусловленное развитием новых механизмов взаимодействия государства и общества, при которых граждане начинают занимать позицию клиента в сфере предоставления государственных услуг.
Российская система государственного управления прошла значительный путь эволюции в направлении становления сервисного государства и клиентоцентричной модели государственного управления – от разработки административных регламентов в целях унификации процессов и процедур, а также обеспечения единообразия предоставления государственных услуг, до повышения уровня комфортности при получении услуг гражданами посредством развития сети многофункциональных центров (далее – МФЦ) и перехода от личного присутствия заявителей к дистанционному взаимодействию благодаря цифровизации процессов и развитию портала государственных услуг.
За последнее десятилетие в научной литературе наблюдается возрастание интереса к изучению эволюции моделей государственного управления, преимущественно с фокусом на внедрение клиентоцентричных принципов. В рамках таких моделей гражданин рассматривается как клиент, а государство в качестве поставщика услуг. При этом основная цель функционирования государственного аппарата – достижение максимальной эффективности в оказании услуг гражданам, предусмотренной административными регламентами и стандартами качества.
Заметим, что интерес к изучению клиентоцентричности в государственном управлении обусловлен осознанием того, что традиционные подходы к предоставлению государственных услуг не в полной мере соответствуют меняющимся потребностям и ожиданиям граждан. В контексте данных изменений исследователи и практики нацелены на поиск способов повышения эффективности и качества государственного управления, делая его более ориентированным на потребителя.
В имеющихся в настоящее время исследованиях, среди которых работы А.Н. Мальцева [1], Л.А. Соколова [2, 3], В.Ф. Лемайкина [4], Д.А. Гайнанова [5], М.В. Ефремовой [6], К.В. Лосева [7], Д.М. Рогозина [8], А.М. Воронова [9], Т.Г. Богатыревой [10], В.Ю. Малкина [11], Е.А. Федорова [12], И.В. Назарова [13], В.Н. Южакова [14], Л.С. Леонтьевой [15], Н.В. Васильевой [16], А.М. Калинина [17], Д.В. Нефедова [18], С.А. Журихина [19], М.Ю. Болдиной [20], Смирновой Ю.Л. [21, 22] выделяется значимость клиентоцентричного подхода как важного аспекта современной административной реформы. При этом внимание исследователей акцентируется на изучении концептуальных основ и теорий, лежащих в основе клиентоцентричной модели государственного управления, проводится сравнительный анализ подходов к клиентоцентричности в государственных структурах, включая обзор лучших практик. Кроме того, предпринимаются попытки разработки методик для оценки клиентоориентированности в предоставлении государственных услуг, проводится анализ роли цифровых технологий в повышении клиентоцентричности государственного управления, а также их влияния на удовлетворенность и вовлеченность граждан. Таким образом, проводимые в настоящее время исследования носят теоретико-прикладной характер, способствуя не только развитию теоретических знаний в сфере государственного управления, но также предоставляя практические рекомендации для государственных учреждений, стремящихся повысить уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг. Тем не менее в современной научной литературе отмечается недостаточное исследование опыта внедрения клиентоцентричного подхода в деятельность многофункциональных центров, предоставляющих государственные услуги. Для преодоления указанного пробела необходимы дальнейшие исследования, основанные на анализе эмпирических данных о фактической эффективности внедрения принципов клиентоцентричности в данных учреждениях.
Целью исследования является обзор подхода многофункциональных центров Санкт-Петербурга к внедрению принципов клиентоцентричности в рамках оптимизации процессов предоставления государственных услуг. Научная новизна заключается в систематизации принципов клиентоцентричности в государственном управлении, ориентированных на обеспечение максимальной удовлетворенности и удобства получателей государственных услуг. Гипотеза исследования основывается на предположении, что эффективное внедрение принципов клиентоцентричности будет способствовать повышению уровня удовлетворенности граждан и улучшению качества обслуживания в многофункциональных центрах Санкт-Петербурга.
Исследование базируется на общенаучных методах и подходах, таких как комплексный подход, а также системный и теоретический анализ.
Клиентоцентричный подход в государственном управлении
Концепция клиентоцентричности в государственном управлении переосмысливает приоритеты, фокусируясь на потребностях и интересах граждан и используя их в качестве основы для принятия решений, что в свою очередь приводит к изменению традиционного восприятия государственных услуг, придавая им свойство отзывчивости и ориентации на пользователя. Кроме того, подход подразумевает необходимость фундаментального изменения в отношении государственных служащих к их функциям и обязанностям, переход от акцента на регламенты к ориентации на понимание и удовлетворение потребностей и предпочтений граждан.
Важным шагом к обеспечению более эффективного и отзывчивого обслуживания граждан выступает понимание принципов клиентоцентричности в государственном управлении. Четко определенные принципы способствуют более последовательному и прозрачному принятию решений, улучшают координацию между различными ведомствами, повышают общую эффективность государственного управления, в частности обеспечивают создание более гибких и адаптивных управленческих систем, способных эффективно реагировать на динамично изменяющиеся общественные и экономические условия. В этой связи нами систематизированы основные принципы клиентоцентричности в государственном управлении (рис. 1).
Рисунок 1. Основные принципы клиентоцентричности в государственном управлении
Источник: составлено авторами.
Указанные принципы клиентоцентричности ориентированы на обеспечение максимальной удовлетворенности и удобства получателей государственных услуг, а их соблюдение оказывает значительное влияние на повышение качества государственных услуг.
Итак, в контексте современного управленческого дискурса, концепция клиентоцентричного государства представляет собой модель организации государственных функций и услуг, ориентированную на оптимизацию взаимодействия с индивидуальным потребителем. При этом важно подчеркнуть, что услуги и функции государства должны быть организованы таким образом, чтобы эффективно удовлетворять потребности гражданина, а также обеспечивать их постоянное улучшение на основе изучения клиентского опыта.
В рамках данной модели клиент государства определяется как индивид, взаимодействующий с государственными структурами в различных качествах: как гражданин, как представитель бизнеса, индивидуальный предприниматель или самозанятый, а также как государственный или муниципальный служащий, взаимодействующий с внешними клиентами или участвующий в межведомственной кооперации. Каждая из этих категорий клиентов обладает специфическими характеристиками, которые учитываются государством при реализации его функций и предоставлении услуг.
В настоящее время Стандарт «Государство для людей» формулирует требования к оказанию государственных услуг, а также других работ, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями или иными уполномоченными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стандарт применяется с целью разработки и реализации клиентоцентричного подхода в государственном управлении. Он включает требования к идентификации и анализу потребностей клиентов, разработке и усовершенствованию услуг и сервисов, а также взаимодействию с органами власти и уполномоченными организациями. Стандарт также устанавливает систему измеримых показателей для оценки эффективности реализации клиентоцентричного подхода и содержит требования к системе мотивации, обучения и подготовки специалистов, что способствует повышению качества государственного управления. При этом определение «клиента» в рамках Стандарта включает не только лиц, обратившихся за услугами в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», но и более широкий круг лиц, имеющих законное право на получение услуг.
В начале 2023 года с целью достижения целей федерального проекта «Государство для людей» Правительство Российской Федерации учредило межведомственную рабочую группу (далее – МРГ) для интеграции клиентоцентричности в систему государственного управления. В состав МРГ вошли представители всех федеральных органов и региональных властей. Главной задачей МРГ является синхронизация действий федеральных и региональных структур в вопросах внедрения клиентоориентированных принципов и стандартов. При этом ключевой концепцией внедрения клиентоцентричности является переосмысление подхода органов власти к предоставлению услуг в контексте различных жизненных ситуаций граждан.
Для оценки соответствия сервисов требованиям клиентоориентированности были созданы специализированные лаборатории пользовательского тестирования, одной из функций которых является сертификация услуг и сервисов. Процедура сертификации подтверждает, что государственная услуга или сервис соответствуют принципам клиентоориентированности. Для совместной работы федеральных и региональных органов власти был утвержден список из 24 жизненных ситуаций, в рамках которых выделено более 800 услуг и сервисов. При МРГ были созданы рабочие группы по каждой жизненной ситуации с целью проведения детального экспертного анализа и оценки соответствия государственных услуг клиентоцентричным принципам и стандартам.
Напомним, что в 2022 году в рамках федерального проекта «Государство для людей» был проведен эксперимент по тестированию инструментов клиентоцентричности, в котором участвовали восемь федеральных ведомств и пять регионов. В результате эксперимента были разработаны документы, позволяющие 59 ведомствам принять собственные концепции внедрения клиентоцентричности и составить планы действий – «дорожные карты». В 2023 году 5% всех федеральных государственных услуг и 70% всех новых услуг должны были пройти оценку на предмет соответствия принципам клиентоцентричности в лабораториях пользовательского тестирования, расположенных в Москве, Липецке, Нижнем Новгороде, Туле и Санкт-Петербурге. Кроме того, была утверждена типовая карта с поэтапным планом внедрения клиентоцентричного подхода в процесс взаимодействия государства с гражданами, бизнесом и государственными служащими, включающим в себя как обязательные пункты, так и носящие рекомендательный характер. Каждый регион имеет право вносить изменения согласно своим территориальным, инфраструктурным и индустриальным особенностям в региональные дорожные карты по внедрению принципов и стандартов клиентоцентричности.
Стоит отметить, что эволюция государственного управления и структурирование государственных функций и услуг в направлении клиентоцентричной модели обусловлено стремлением обеспечить эффективное и удобное взаимодействие между гражданином и государством за счет изучения потребностей и опыта клиентов в целях создания более благоприятной и адаптивной системы обслуживания. Согласно Декларации ценностей клиентоцентричности [1], «трансформация подхода к исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг обусловлена необходимостью продвижения и развития культуры уважения к человеку, его потребностям, повышения доверия к государству, скорости и гибкости реагирования государства на актуальные запросы и вызовы, более простого и удобного для человека взаимодействия с государством, более эффективного и разумного распределения бюджетных средств при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг».
К тому же, благодаря проекту «Формирование электронного Правительства» была пересмотрена система и сам процесс предоставления государственных услуг вследствие чего появилась глобальная сеть центров «Мои документы», пользующаяся доверием у граждан и воплощающая в себе все принципы клиентоцентричного подхода: доступность, комфорт, возможность получать услуги как в бумажном, так и в электронном виде. К настоящему времени деятельность МФЦ – это многоплановый и многофакторный процесс, основанный на принципах клиентоцентричности, обеспечивающий прозрачность предоставления услуг, высокие стандарты обслуживания с применением современных методов управления.
Внедрение принципов клиентоцентричности: подход многофункциональных центров Санкт-Петербурга
Сегодня центры «Мои Документы» работают во всех районах Санкт-Петербурга и не только успешно внедряют принципы клиентоцентричности в свою деятельность, но и активно распространяют эту практику в органах власти. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – СПб ГКУ «МФЦ») выступает в роли организатора процессов предоставления услуг, при этом модель процессов СПб ГКУ «МФЦ» предусматривает оптимизацию процессов предоставления услуг, направленную на внедрение принципов и стандартов клиентоцентричности как в МФЦ, так и в целом в органах власти Санкт-Петербурга. В своей деятельности СПб ГКУ «МФЦ» руководствуется клиентоцентричным подходом, направленным на выявление, изучение и удовлетворение потребностей заявителя, исходя из его жизненной ситуации, наиболее простым и удобным способом с намерением превзойти ожидания заявителя; сокращение и упрощение рабочих процессов для повышения комфортности условий труда и увеличения производительности СПб ГКУ «МФЦ», поддержание и содействие профессиональному и личностному развитию работников; справедливую оценку вклада каждого работника в результаты деятельности СПб ГКУ «МФЦ»; создание благоприятного морально-психологического климата на рабочих местах.
Важно отметить, что Санкт-Петербург стремится создать в МФЦ общественно-деловые пространства, где гражданам будут доступны современные и технологичные государственные и негосударственные сервисы. Так, в целях обеспечения комфортного пребывания заявителей в МФЦ функционируют следующие дополнительные сервисы: POS-терминалы для приема платежей граждан; платежные терминалы для оплаты государственной пошлины; информационные табло; мультиматы для сканирования, копирования и печати документов; фотокабины для фотографий на документы; почтоматы для приема и выдачи отправлений; торговые автоматы для напитков и продуктов питания; контейнеры для сбора бумаги и одноразовых предметов; криптобиокабины для приема и выдачи заграничных паспортов с электронным носителем информации; инфокиоск для справочной информации; постамат для оптимизации процесса выдачи документов и сокращения очередей [22].
Кроме того, с целью реализации проектов по повышению цифровой грамотности различных категорий граждан путем обучения получению услуг в электронном виде оборудованы специальные помещения городских проектов в МФЦ семи районов Санкт-Петербурга. Также в секторах пользовательского сопровождения МФЦ на общедоступных компьютерах граждане могут самостоятельно получить государственные услуги и получить иные государственные сервисы в электронном виде, воспользовавшись разработанными методическими материалами по наиболее востребованным государственным услугам. К настоящему времени создано уже более 100 инструкций, которые могут быть использованы гражданами самостоятельно на собственных электронных устройствах или непосредственно на компьютерах самообслуживания в МФЦ. Кроме этого, для оказания помощи и поддержки гражданин при самостоятельной подаче заявления о предоставлении государственной услуги в электронной форме, создания личного кабинета на сайтах ведомств, подаче документов в суд или в создании адреса электронной почты, в секторах пользовательского сопровождения предоставляется консультация выделенного работника МФЦ. Отметим, что консультации и помощь доступны не только на компьютерах в МФЦ, но также и на личных электронных устройствах граждан.
Помимо этого, с августа 2023 года работники центра телефонного обслуживания МФЦ помогают гражданам оформить государственные услуги в электронной форме на порталах госуслуг, оказывают содействие в навигации по порталам, а также по другим вопросам, возникающим у заявителей по работе на порталах. На 2024 год запланирована организация дополнительного способа сопровождения граждан при работе с порталами госуслуг посредством видеоконференцсвязи. Такой способ взаимодействия позволит работникам МФЦ удаленно комментировать действия пользователя при работе с порталами.
Отметим, что одним из новых сервисов, появившихся в МФЦ в 2023 году, способствующих продвижению и популяризации цифровых технологий в государственном управлении, является очная идентификация пользователя для выдачи сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи в мобильном приложении «Госключ». Еще одним нововведением в деятельности МФЦ с применением современных технологий является организация встреч граждан с органами власти в помещениях МФЦ посредством видеоконференцсвязи. Для этих целей в МФЦ Санкт-Петербурга выделены отдельные помещения и организован прием заявок через региональный портал госуслуг.
Не менее важным аспектом является создание в Санкт-Петербурге на базе управления по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг СПб ГКУ «МФЦ» Центра оптимизации, одним из основных направлений деятельности которого является реализация мероприятий оптимизации государственных услуг в рамках реализации «Концепции 24 на 7». Уже сегодня Центр успешно оказывает методическую поддержку органам государственной власти Санкт-Петербурга по применению инструментов оптимизации государственных услуг, а также организует разработку проектов описаний целевых состояний государственных услуг. Кроме того, Центр оптимизации в рамках федерального проекта «Государство для людей» осуществляет внедрение принципов и стандартов клиентоцентричности в государственном управлении и обеспечивает методологическую поддержку при внедрении стандартов клиентоцентричности в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. При этом ключевыми стратегическими целями являются улучшение качества жизни населения, повышение уровня доверия общества путем изменения подходов к взаимодействию с гражданами, а также проактивного информирования о новых возможностях в сфере государственных услуг.
В настоящее время осуществляется разработка дорожных карт по внедрению стандартов клиентоцентричности, включающие мероприятия как на уровне исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, так и на уровне субъекта в целом.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, выдвинем несколько заключительных утверждений.
1. Клиентоцентричный подход, традиционно используемый в частном секторе, в последнее время находит применение и в государственном управлении как стратегия повышения уровня удовлетворенности и доверия граждан к государственным органам. Важным аспектом при применении данного подхода в государственном секторе является внедрение эффективных механизмов взаимодействия с гражданами и адаптация государственных услуг к их потребностям посредством упрощения процессов и процедур, минимизации усилий клиентов на получение услуги, создания бесшовного опыта для клиентов, персонализации клиентского пути с учетом различных жизненных ситуаций, проактивного информирования, а также использования обратной связи для постоянного совершенствования предоставляемых услуг.
2. В настоящее время Санкт-Петербург активно развивает многоплановый и многофакторный подход к оказанию государственных услуг, основанный на клиентоцентричности. СПб ГКУ «МФЦ» выступает организатором процессов предоставления государственных услуг, осуществляя их оптимизацию в целях обеспечения высоких стандартов обслуживания и повышения уровня комфорта условий труда. В рамках данной стратегии СПб ГКУ «МФЦ» стремится создать общественно-деловые пространства в МФЦ, основанные на принципах клиентоцентричности, внедряет разнообразные дополнительные сервисы, такие как POS-терминалы, платежные терминалы, информационные табло и другие. Кроме того, СПб ГКУ «МФЦ» активно работает над повышением цифровой грамотности граждан, обеспечивая возможность получения государственных услуг в электронной форме. Стремление к цифровой трансформации отражается и в новых сервисах, таких как очная идентификация пользователя для выдачи электронных подписей, а также видеоконференцсвязь для удаленного сопровождения граждан при работе с порталами госуслуг.
Помимо этого, Центр оптимизации, созданный на базе СПб ГКУ «МФЦ», успешно внедряет принципы клиентоцентричности в государственное управление, стремясь повысить качество жизни граждан и уровень доверия к государственным органам. В целях оптимизации предоставления государственных услуг реализуются мероприятия по федеральным проектам, таким как «Концепция 24 на 7» и «Государство для людей».
3. Многофункциональные центры Санкт-Петербурга являются важным катализатором изменений в сфере государственного управления, поскольку способны не только осуществлять интеграцию клиентоцентричных принципов в собственные процессы, но и оказывать влияние на развитие клиентоцентричности в структурах государственной власти, тиражируя лучшие практики обслуживания. Дальнейшее развитие сети МФЦ Санкт-Петербурга не только представляет собой важный шаг к построению современной, открытой и ответственной системы предоставления государственных услуг, способной соответствовать стандартам качества и эффективности, но также будет способствовать укреплению уровня доверия граждан к государственным структурам.
[1]Федеральный проект «Государство для людей». Декларация ценностей клиентоцентричного государства.
References:
Bogatyreva T.G., Martynova S.E. (2022). Vnedrenie tsennostey klientotsentrichnosti v deyatelnost organov vlasti: kontseptualnye podkhody i instrumenty [Implementation of customer-centric values in the government work: conceptual approaches and tools]. Central Russian Journal of Social Sciences. 17 (3). 42-70. (in Russian). doi: 10.22394/2071-2367-2022-17-3-42-70.
Boldina M.Yu. (2023). Klientoorientirovannost i klientotsentrichnost pri predostavlenii gosudarstvennyh i munitsipalnyh uslug [Client focus and client-centricity in the provision of state and municipal services]. Sociology. (5). 168-174. (in Russian).
Efremova M.V. (2016). Obobshchenie i sistematizatsiya podkhodov k opredeleniyu ponyatiya «klientoorientirovannost» [Generalization and systematization of approaches to the definition of «customer focus»]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. (2(42)). 17-24. (in Russian).
Fedorov E.A. (2022). Klientotsentrichnost kak mekhanizm povysheniya urovnya doveriya grazhdan k organam vlasti [Client-centricity as a mechanism for increasing the level of trust of citizens in the authorities] Economics, management, law: current issues and development vectors. 101-104. (in Russian).
Gaynanov D.A., Ataeva A.G., Zinnurova G.R. (2016). Klientoorientirovannyy podkhod k predostavleniyu munitsipalnyh uslug: teoreticheskie i metodicheskie aspekty [Client-oriented approach to the implementation of municipal services: theoretical and methodical aspects]. Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaystvom. (11). 26-33. (in Russian).
Kalinin A.M. (2023). Ispolzovanie printsipa klientotsentrichnosti v gosudarstvennom upravlenii: povestka vnedreniya [Using the principle of customer-centricity in public administration: agenda for implementation]. Public administration issues. (3). 7-25. (in Russian). doi: 10.17323/1999-5431-2023-0-3-7-25.
Lemaykin V.F. (2015). Razvitie klientoorientirovannogo podkhoda k predostavleniyu gosudarstvennyh i munitsipalnyh uslug [Development of a customer-oriented approach to the provision of public and municipal services] Problems of improving the quality of life of the population in the regions of the Russian Federation. 110-117. (in Russian).
Leonteva L.S., Smirnova V.V. (2022). Klientotsentrichnost kak faktor formirovaniya kachestva reputatsionnyh resursov sistemy publichnogo upravleniya (otechestvennyy i zarubezhnyy opyt) [Client-centricity as a factor in the formation of the quality of reputational resources of the public administration system (domestic and foreign experience)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obschestvo). (3). 3-20. (in Russian).
Losev K.V., Molchanova S.M. (2020). Povyshenie urovnya klientoorientirovannosti pri predostavlenii gosudarstvennyh i munitsipalnyh uslug [Increasing the level of customer orientation in providing state and municipal services]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (3(99)). 69-75. (in Russian). doi: 10.34684/ek.up.p.r.2020.03.02.012.
Malkin V.Yu. (2022). Klientoorientirovannyy podkhod kak osnova sovershenstvovaniya rynka edinyh gosudarstvennyh uslug [Customer-oriented approach as a basis for improving the market of unified public services]. Pervyy ekonomicheskiy zhurnal. (11(329)). 56-62. (in Russian). doi: 10.58551/20728115_2022_11_56.
Maltsev A.N. (2011). Klientoorientirovannyy podkhod v biznese i gosudarstvennom (munitsipalnom) upravlenii [Customer-oriented approach in business and public (municipal) management]. Power. (10). 24-29. (in Russian).
Nazarov I.V. (2022). Klientotsentrichnost: obshchaya kharakteristika [Client-centricity: general characteristics] Actual problems of modern social sciences in the context of socio-political and economic transformations. 275-279. (in Russian).
Nefedov D.V., Nefedova E.E. (2023). Kontseptsiya gosudarstvennogo upravleniya: klientotsentrichnost [The concept of public administration: client-centricity] Modern technologies in science and education. 100-103. (in Russian).
Rogozin D.M., Solodovnikova O.B. (2021). Klientoorientirovannaya otsenka effektivnosti gosudarstvennyh uslug [Pro-customer efficiency assessment of public services]. Teleskop: zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovyh issledovaniy. (4). 79-96. (in Russian). doi: 10.51692/1994-3776_2021_4_79.
Smirnova Yu.L., Tokareva L.S., Aleksandrov M.M., Minaev N.N., Rozova A.Yu., Donskaya O.N., Manina A.A., Volchkova I.V. (2023). Optimizatsiya deyatelnosti mnogofunktsionalnyh tsentrov Sankt-Peterburga: analiz dostupnosti i otsenka potrebnosti naseleniya v gosudarstvennyh uslugakh [Optimizing the activities of multifunctional centers in St. Petersburg: accessibility analysis and assessment of the population´s need for public services]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2359-2378. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.120229.
Smirnova Yu.L., Tokareva L.S., Aleksandrov M.M., Minaev N.N., Rozova A.Yu., Donskaya O.N., Manina A.A., Volchkova I.V. (2023). Podkhody k otsenke komfortnosti kak kriteriya kachestva predostavleniya gosudarstvennyh uslug: opyt mnogofunktsionalnyh tsentrov Sankt-Peterburga [Approaches to the assessment of comfort as a criterion for the quality of public services: the experience of multifunctional centers in St. Petersburg]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2339-2358. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.120212.
Sokolov L.A. (2013). Sistema upravleniya – ispytanie klientoorientirovannostyu [Management system customer focus verification]. Public service. (3(83)). 23-25. (in Russian).
Sokolov L.A. (2022). Otbor i podgotovka personala gosudarstvennoy sluzhby v kontekste formirovaniya klientotsentrichnogo gosudarstva [Selection and training of civil service personnel in the context of the formation of a client-centric state] State, government, governance and law. 305-307. (in Russian).
Vasileva N.V. (2022). Razvitie gosudarstvennoy sluzhby na osnove klientotsentrichnogo podkhoda [Development of public service based on a client-centric approach] Modern management: problems and prospects. 105-110. (in Russian).
Voronov A.M. (2022). Klientotsentrichnost v publichnom upravlenii [Client-centricity in public administration]. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. (3). 117-123. (in Russian). doi: 10.37882/2223-2974.2022.03.09.
Yuzhakov V.N., Dobrolyubova E.I., Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. (2022). Klientotsentrichnost gosudarstvennogo kontrolya: otsenka grazhdan [Are state enforcement activities client centric? citizens’ perspective]. Public administration issues. (3). 38-60. (in Russian). doi: 10.17323/1999-5431-2022-0-3-38-60.
Zhurikhin S.A. (2023). Klientoorientirovannost v sfere gosudarstvennogo upravleniya [The customer centricity in public administration]. Vestnik Universiteta. (1(59)). 26-32. (in Russian).
Страница обновлена: 07.04.2025 в 23:55:12