Ключевые тренды развития торговых сетей в сегменте FMCG в процессе и постфактум адаптационного периода российской экономики
Белецкий М.Д.1
1 Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет»
Скачать PDF | Загрузок: 40
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667614
Аннотация:
Статус особой значимости розничной торговли в сегменте FMCG определяется спецификой реализуемого ассортимента товаров, превалирующая доля позиций которого, выступает в качестве объектов повседневного спроса, предназначенных для удовлетворения ряда базовых потребностей населения,в связи с чем, принимая во внимание сложность положения динамично трансформирующейся российской экономики, обостряется актуальность поиска решений к задачам, связанным с повышением уровня их физической и экономической доступности.
Данная статья представляет собой результат исследования ключевых трендов развития торговых сетей, осуществляющих деятельность на потребительском рынке в сегменте FMCG, своевременная, с учетом необходимых корректирующих преобразований, актуализация которых позволила, имеющим устойчивое конкурентоспособное положение ритейлерам, не только выстоять под шквалом беспрецедентных шоков начального этапа смены парадигмы экономического развития России, но и усилить свою позицию.
Результаты исследования могут иметь как теоретическую ценность, так ипрактическую значимость для: экспертов, специализирующихся на анализе состояния потребительского рынка и сектора розничной торговли, в сегменте FMCG, в частности; субъектов розничной торговли, производителей (поставщиков) товаров иуслуг, а также прочих участников формирования цепочки ценности продукта – MIX розничной торговли; иных заинтересованных лиц
Ключевые слова: конкурентоспособность торговых сетей; конкурентное преимущество; FMCG сегмент розничной торговли; развитие СТМ; лояльность потребителей
JEL-классификация: J24, M51, M54
Источники:
2. Планы FMCG-бизнеса на 2024 год: опрос топ-менеджеров. NielsenIQ - Аналитика и новости о главных трендах российского FMCG-рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2023/plany-fmcg-biznesa-na-2024-god-opros-top-menedzherov/ (дата обращения: 08.03.2024).
3. Планы FMCG-бизнеса на 2023 год: опрос топ-менеджеров. NielsenIQ - Аналитика и новости о главных трендах российского FMCG-рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/plany-fmcg-biznesa-na-2023-god-opros-top-menedzherov/ (дата обращения: 17.03.2024).
4. Старов С.А., Загорский А.Л., Гладких И.В., Сумбаева А.А. Исследование воспринимаемого риска покупки товаров под собственной торговой маркой розничной сети // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2016. – № 2. – c. 3-34.
5. Белецкий М.Д. Основные тренды развития собственных торговых марок и ассортиментной матрицы под их эгидой в условиях трансформирующегося социально-экономического ландшафта России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 1817-1834. – doi: 10.18334/epp.13.6.118317.
6. Гиганты скупают гигантов, регионалы уходят, дискаунтеры наступают – перестановки игроков в ритейле. Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/giganty-skupayut-gigantov-regionaly-ukhodyat-diskauntery (дата обращения: 15.02.2024).
7. «Магнит» договорился о покупке KazanExpress у AliExpress и основателей. Последние новости дня в России и мире сегодня - свежие новости на РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/19/10/2023/65300e2a9a7947d766ecf212?from=copy (дата обращения: 03.02.2024).
8. ФАС согласовала сделку по покупке «Магнитом» дальневосточной сети «Самбери». Последние новости дня в России и мире сегодня - свежие новости на РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://retailer.ru/fas-soglasovala-sdelku-po-pokupke-magnitom-dalnevostochnoj-seti-samberi/ (дата обращения: 03.02.2024).
9. X5 Group приобрела сети магазинов "Виктория" и "Дешево". РИА Новости - события в Москве, России и мире сегодня. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230801/x5-1887528209.html (дата обращения: 06.02.2024).
10. Дискаунтеры обновляют форму. Коммерсантъ: последние новости России и мира. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6380034 (дата обращения: 16.02.2024).
11. Российская торговля в 2023 году: главные тренды уходящего года. RETAILER.ru - Ежедневные коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: https://retailer.ru/rossijskaja-torgovlja-v-2023-godu-glavnye-trendy-uhodjashhego-goda/ (дата обращения: 16.02.2024).
12. "ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст)
13. Щепина С. В. Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии // Baikal Research Journal. – 2021. – № 2. – c. 13. – doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).13.
14. NielsenIQ: тренды FMCG-рынка в 2024 году. New Retail — портал о розничной торговле и электронной коммерции. [Электронный ресурс]. URL: https://new-retail.ru/business/nielseniq_trendy_fmcg_rynka_v_2024_godu/ (дата обращения: 18.02.2024).
15. GfK Rus: за период пандемии продажи жестких дискаунтеров выросли на 59%. Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/gfk-rus-za-period-pandemii-prodazhi-zhestkikh-diskaunterov-vyrosli-na-59-9-fevralya-2021-201810/ (дата обращения: 09.01.2024).
16. Самым быстрорастущим офлайн-форматом ретейла стали жесткие дискаунтеры. Buybrand - Портал о франчайзинге и партнерском бизнесе. [Электронный ресурс]. URL: https://buybrand.ru/news/samym-bystrorastushchim-oflayn-formatom-reteyla-stali-zhestkie-diskauntery/ (дата обращения: 17.03.2024).
17. Белецкий М.Д. Преодолевая точку бифуркации – ключевые тренды потребительского поведения в сегменте розничной торговли // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1743-1762. – doi: 10.18334/epp.12.6.114867.
18. Юртаева В.К. Динамика развития торгового формата «жесткий дискаунтер» в продуктовых торгово-розничных сетях с учетом мировых трендов: стандартизация или адаптация? // Финансы и кредит. – 2017. – № 25. – c. 1477 – 1492.
19. Сеть «ВкусВилл» открыла кафе в каждом пятом магазине. Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/set-vkusvill-otkryla-kafe-v-kazhdom-pyatom-magazine-18-yanvarya-2024-236777/ (дата обращения: 19.02.2024).
20. [«Ъ»: «Вкусвилл» выкупил бренд и активы кафе «Андерсон». Milknews - Новости молочного рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://milknews.ru/index/torgovlya/vkusvill-anderson.html (дата обращения: 19.02.2024).
21. «Магнит» разработал новый концепт магазинов «у дома». Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/magnit-razrabotal-novyy-kontsept-magazinov-u-doma-8-dekabrya-2023-235719/ (дата обращения: 22.02.2024).
22. «Перекрёсток» в 2023 году будет развивать направление HoReCa и онлайн-продажи. Retail&Loyalty - портал, посвященный передовому зарубежному и отечественному опыту в области офлайн- и онлайн ритейла. [Электронный ресурс]. URL: https://retail-loyalty.org/news/perekryestok-v-2023-godu-budet-razvivat-napravlenie-horeca-i-onlayn-prodazhi/?sphrase_id=13718 (дата обращения: 19.02.2024).
23. Ярцев М. М. Применение омниканальной модели коммуникации для взаимодействия с клиентами сетевых торговых предприятий // Финансовые рынки и банки. – 2023. – № 11. – c. 182-189.
24. Как устроена экосистема клиентского сервиса АШАН Ритейл Россия. JETINFO ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет». [Электронный ресурс]. URL: https://www.jetinfo.ru/interviews/kak-ustroena-ekosistema-klientskogo-servisa-ashan-ritejl-rossiya/ (дата обращения: 17.03.2024).
25. NielsenIQ: по итогам 2023 года рынок FMCG восстановился после прошлогоднего снижения. Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/nielseniq-po-itogam-2023-goda-rynok-fmcg-vosstanovilsya-posle-proshlogodnego-sni-8-fevralya-2024-237487/ (дата обращения: 02.03.2024).
26. Борзаков Д. В., Лапина Д. А. Совершенствование маркетинговой политики ритейлеров: применение инструментов корпоративной социальной ответственности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 4. – c. 120-127.
27. Участники Глобального договора ООН. Национальная сеть Глобального договора ООН в России. [Электронный ресурс]. URL: https://globalcompact.ru/participants/ (дата обращения: 10.03.2024).
28. Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ). Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2024).
29. Морозов М. А., Морозова Н. С. Особенности развития современного предпринимательства в рамках концепции ESG // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 48(1). – c. 211-215. – doi: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-211-216.
Страница обновлена: 16.08.2025 в 23:54:21
Download PDF | Downloads: 40
Key trends in the development of FMCG distribution networks during and after the adjustment period of the Russian economy
Beletskiy M.D.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 4 (April 2024)
Abstract:
Special importance of FMCG distribution networks is determined by the specifics of the range of goods sold.
The predominant part of these goods acts as objects of daily demand, designed to satisfy a number of basic needs of the population.
Thus, taking into account the complexity of the dynamically transforming Russian economy, it is extremely important to find solutions to problems related to increasing the level of FMCG physical and economic accessibility.
This article is the result of a study of key trends in the development of FMCG distribution networks.
Timely updating allowed retailers with a sustainable competitive position not only to withstand the barrage of unprecedented shocks of the initial stage of the paradigm shift in Russia's economic development but also to strengthen their position.
The results of the study may have both theoretical value and practical significance for experts specializing in the analysis of the consumer market and the retail sector, in particular the FMCG segment, retail entities, manufacturers and suppliers of goods and services, as well as other participants of the product value chain, such as MIX retail and other stakeholders.
Keywords: distribution network competitiveness, competitive advantage, FMCG retail segment, private label development, consumer loyalty
JEL-classification: J24, M51, M54
