Ключевые тренды развития торговых сетей в сегменте FMCG в процессе и постфактум адаптационного периода российской экономики

Белецкий М.Д.1
1 Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Белецкий М.Д. Ключевые тренды развития торговых сетей в сегменте FMCG в процессе и постфактум адаптационного периода российской экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1385-1402. – doi: 10.18334/epp.14.4.120772.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667614

Аннотация:
Статус особой значимости розничной торговли в сегменте FMCG определяется спецификой реализуемого ассортимента товаров, превалирующая доля позиций которого, выступает в качестве объектов повседневного спроса, предназначенных для удовлетворения ряда базовых потребностей населения,в связи с чем, принимая во внимание сложность положения динамично трансформирующейся российской экономики, обостряется актуальность поиска решений к задачам, связанным с повышением уровня их физической и экономической доступности. Данная статья представляет собой результат исследования ключевых трендов развития торговых сетей, осуществляющих деятельность на потребительском рынке в сегменте FMCG, своевременная, с учетом необходимых корректирующих преобразований, актуализация которых позволила, имеющим устойчивое конкурентоспособное положение ритейлерам, не только выстоять под шквалом беспрецедентных шоков начального этапа смены парадигмы экономического развития России, но и усилить свою позицию. Результаты исследования могут иметь как теоретическую ценность, так ипрактическую значимость для: экспертов, специализирующихся на анализе состояния потребительского рынка и сектора розничной торговли, в сегменте FMCG, в частности; субъектов розничной торговли, производителей (поставщиков) товаров иуслуг, а также прочих участников формирования цепочки ценности продукта – MIX розничной торговли; иных заинтересованных лиц

Ключевые слова: конкурентоспособность торговых сетей; конкурентное преимущество; FMCG сегмент розничной торговли; развитие СТМ; лояльность потребителей

JEL-классификация: J24, M51, M54

Источники:

1. «Ашан» доведет долю СТМ до 80–100%. Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/ashan-dovedet-dolyu-stm-do-80-100-9-fevralya-2024-237533/ (дата обращения: 02.03.2024).
2. Планы FMCG-бизнеса на 2024 год: опрос топ-менеджеров. NielsenIQ - Аналитика и новости о главных трендах российского FMCG-рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2023/plany-fmcg-biznesa-na-2024-god-opros-top-menedzherov/ (дата обращения: 08.03.2024).
3. Планы FMCG-бизнеса на 2023 год: опрос топ-менеджеров. NielsenIQ - Аналитика и новости о главных трендах российского FMCG-рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/plany-fmcg-biznesa-na-2023-god-opros-top-menedzherov/ (дата обращения: 17.03.2024).
4. Старов С.А., Загорский А.Л., Гладких И.В., Сумбаева А.А. Исследование воспринимаемого риска покупки товаров под собственной торговой маркой розничной сети // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2016. – № 2. – c. 3-34.
5. Белецкий М.Д. Основные тренды развития собственных торговых марок и ассортиментной матрицы под их эгидой в условиях трансформирующегося социально-экономического ландшафта России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 1817-1834. – doi: 10.18334/epp.13.6.118317.
6. Гиганты скупают гигантов, регионалы уходят, дискаунтеры наступают – перестановки игроков в ритейле. Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/giganty-skupayut-gigantov-regionaly-ukhodyat-diskauntery (дата обращения: 15.02.2024).
7. «Магнит» договорился о покупке KazanExpress у AliExpress и основателей. Последние новости дня в России и мире сегодня - свежие новости на РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/19/10/2023/65300e2a9a7947d766ecf212?from=copy (дата обращения: 03.02.2024).
8. ФАС согласовала сделку по покупке «Магнитом» дальневосточной сети «Самбери». Последние новости дня в России и мире сегодня - свежие новости на РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://retailer.ru/fas-soglasovala-sdelku-po-pokupke-magnitom-dalnevostochnoj-seti-samberi/ (дата обращения: 03.02.2024).
9. X5 Group приобрела сети магазинов "Виктория" и "Дешево". РИА Новости - события в Москве, России и мире сегодня. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230801/x5-1887528209.html (дата обращения: 06.02.2024).
10. Дискаунтеры обновляют форму. Коммерсантъ: последние новости России и мира. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6380034 (дата обращения: 16.02.2024).
11. Российская торговля в 2023 году: главные тренды уходящего года. RETAILER.ru - Ежедневные коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: https://retailer.ru/rossijskaja-torgovlja-v-2023-godu-glavnye-trendy-uhodjashhego-goda/ (дата обращения: 16.02.2024).
12. "ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст)
13. Щепина С. В. Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии // Baikal Research Journal. – 2021. – № 2. – c. 13. – doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).13.
14. NielsenIQ: тренды FMCG-рынка в 2024 году. New Retail — портал о розничной торговле и электронной коммерции. [Электронный ресурс]. URL: https://new-retail.ru/business/nielseniq_trendy_fmcg_rynka_v_2024_godu/ (дата обращения: 18.02.2024).
15. GfK Rus: за период пандемии продажи жестких дискаунтеров выросли на 59%. Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/gfk-rus-za-period-pandemii-prodazhi-zhestkikh-diskaunterov-vyrosli-na-59-9-fevralya-2021-201810/ (дата обращения: 09.01.2024).
16. Самым быстрорастущим офлайн-форматом ретейла стали жесткие дискаунтеры. Buybrand - Портал о франчайзинге и партнерском бизнесе. [Электронный ресурс]. URL: https://buybrand.ru/news/samym-bystrorastushchim-oflayn-formatom-reteyla-stali-zhestkie-diskauntery/ (дата обращения: 17.03.2024).
17. Белецкий М.Д. Преодолевая точку бифуркации – ключевые тренды потребительского поведения в сегменте розничной торговли // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1743-1762. – doi: 10.18334/epp.12.6.114867.
18. Юртаева В.К. Динамика развития торгового формата «жесткий дискаунтер» в продуктовых торгово-розничных сетях с учетом мировых трендов: стандартизация или адаптация? // Финансы и кредит. – 2017. – № 25. – c. 1477 – 1492.
19. Сеть «ВкусВилл» открыла кафе в каждом пятом магазине. Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/set-vkusvill-otkryla-kafe-v-kazhdom-pyatom-magazine-18-yanvarya-2024-236777/ (дата обращения: 19.02.2024).
20. [«Ъ»: «Вкусвилл» выкупил бренд и активы кафе «Андерсон». Milknews - Новости молочного рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://milknews.ru/index/torgovlya/vkusvill-anderson.html (дата обращения: 19.02.2024).
21. «Магнит» разработал новый концепт магазинов «у дома». Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/magnit-razrabotal-novyy-kontsept-magazinov-u-doma-8-dekabrya-2023-235719/ (дата обращения: 22.02.2024).
22. «Перекрёсток» в 2023 году будет развивать направление HoReCa и онлайн-продажи. Retail&Loyalty - портал, посвященный передовому зарубежному и отечественному опыту в области офлайн- и онлайн ритейла. [Электронный ресурс]. URL: https://retail-loyalty.org/news/perekryestok-v-2023-godu-budet-razvivat-napravlenie-horeca-i-onlayn-prodazhi/?sphrase_id=13718 (дата обращения: 19.02.2024).
23. Ярцев М. М. Применение омниканальной модели коммуникации для взаимодействия с клиентами сетевых торговых предприятий // Финансовые рынки и банки. – 2023. – № 11. – c. 182-189.
24. Как устроена экосистема клиентского сервиса АШАН Ритейл Россия. JETINFO ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет». [Электронный ресурс]. URL: https://www.jetinfo.ru/interviews/kak-ustroena-ekosistema-klientskogo-servisa-ashan-ritejl-rossiya/ (дата обращения: 17.03.2024).
25. NielsenIQ: по итогам 2023 года рынок FMCG восстановился после прошлогоднего снижения. Retail.ru - портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/nielseniq-po-itogam-2023-goda-rynok-fmcg-vosstanovilsya-posle-proshlogodnego-sni-8-fevralya-2024-237487/ (дата обращения: 02.03.2024).
26. Борзаков Д. В., Лапина Д. А. Совершенствование маркетинговой политики ритейлеров: применение инструментов корпоративной социальной ответственности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 4. – c. 120-127.
27. Участники Глобального договора ООН. Национальная сеть Глобального договора ООН в России. [Электронный ресурс]. URL: https://globalcompact.ru/participants/ (дата обращения: 10.03.2024).
28. Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ). Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2024).
29. Морозов М. А., Морозова Н. С. Особенности развития современного предпринимательства в рамках концепции ESG // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 48(1). – c. 211-215. – doi: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-211-216.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:44:55