The sales promotion system of consumer cooperation trade companies of the Kamchatka Territory

Rogaleva N.L.1, Bychkov A.V.1, Frumak I.V.2
1 Камчатский филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
2 Камчатский государственный технический университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549088

Abstract:
The article deals with the theoretical basis of organization and sales promotion, the dynamics of retail. Wholesale trade turnover of consumer cooperation of the Kamchatka Territory is considered. The methods of sales stimulation in trade organizations are analyzed. The survey of consumers of products of trade companies of consumer cooperation of the Kamchatka Territory with the purpose of revealing the most popular methods of stimulation and their efficiency is carried out. The recommendations for improving the methods of stimulating sales of products and their economic feasibility are offered. A set of recommendations and measures to improve sales promotion at the companies of consumer cooperation of the Kamchatka Territory is presented.

Keywords: sales promotion, cooperation, Kamchatka Territory, retail trade, economic efficiency, trade economy, consumer cooperatives, food products

JEL-classification: L21, L22, M31, P13



ВВЕДЕНИЕ

С помощью стимулирования сбыта современные торговые предприятия потребительской кооперации достигают роста объемов продаж, привлекают новых потребителей и добиваются конкурентного положения на рынке. Исследование позволит выявить пути стабилизации сбыта и его совершенствование, что с большей вероятностью поможет повысить экономическую эффективность организаций потребительской кооперации [1, 2, 3].

Целью исследование является разработка мероприятий по стимулированию сбыта продовольственных товаров на примере деятельности торгового предприятия потребительской кооперации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: рассмотреть теоретические основы организации и стимулирования сбыта, рассмотреть динамику розничного и оптового оборота торговли потребительской кооперации Камчатского края, проанализировать методы стимулирования сбыта на предприятии, дать социально-экономическую оценку сбыта на предприятии, выработать комплекс рекомендаций и мероприятий по совершенствованию стимулирования сбыта на предприятиях потребительской кооперации Камчатского края.

Методологической основой исследования является комплекс общенаучных методов, таких как методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, классификации и сравнения, системный подход и прогнозирования [4,5].

Практическая значимость исследования заключается в выработке комплекса рекомендаций и мероприятия по совершенствованию стимулирования сбыта на предприятиях потребительской кооперации.

Результаты.

Рисунок 1 - Совокупный объем хозяйственной деятельности потребительской кооперации Камчатского края, млн. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Увеличение объемов деятельности объясняется увеличением розничного товарооборота потребительского общества «Елизовский хлебокомбинат» в 6 раз, потребительского общества «Камчатка» и ООО «Кондитерский цех на Ключевской» - в 3 раза.

Рисунок 2 - Совокупный объем хозяйственной деятельности Камчатского края, млн. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Современное общество должно быть обеспечено продовольственной безопасностью. Определенную роль в выполнении социальной миссии играют производственные предприятия потребительской кооперации и это подтверждается их объемами деятельности [5].

Рисунок 3 - Розничный товарооборот потребительской кооперации Камчатского края, в млн. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Розничная торговля потребительской кооперации является ведущей сферой деятельности и занимает в совокупном объеме 47.2%. За 2021 год по результатам деятельности, розничный товарооборот составил 394.7 млн. руб., выполнение прогноза на 121.8 %. За период с 2021 г. по 2022 год наблюдается тенденция роста розничного товарооборот. [6]

Рисунок 4 - Оборот оптовой торговли за 2018-2022 годы, в млн. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Отметим рост оптовой торговли. В 2022 году оборот оптовой торговли увеличился на 95.6 млн. руб. и составил 150.8 млн. руб., рост к 2021 году в 2.7 раза выполнение плановых показателей на 273% [7].

Рисунок 5 – Оборот оптовой торговли в 2022 году, в тыс. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Увеличение оптового товарооборота обеспечили потребительские общества в сравнении с 2021 годом: ПО «Елизовский хлебокомбинат» на 88.6 млн.рублей, Быстринское ПО – 2 млн. руб., ПО «Торговый дом Воланд» - на 5.1 млн. рублей. Активный рост оптового товарооборота характеризуется необходимостью социальной миссии кооперации, а именно обеспечение региона товарными ресурсами и их рациональным использованием [8].

Целью стимулирования является привлечение новых потребителей и наращивание прибыли. В рамках исследуемого предприятия стимулирующие мероприятия направлены на потребителей. Осуществляются они в основном путем проведения следующих форм стимулирования: проведение дегустаций; предоставление скидок; распродажа товаров.

Стимулирование сбыта в организациях потребительской кооперации Камчатского края предлагаем проводить в двух направлениях: consumer promotion, trade promotion. В рамках стимулирования сбыта исследуемой компании было предложено проводить дегустации в общественных местах, таких как торговые центры. Параллельно с осуществлением мероприятий по дегустации будут проводиться акции «снижение цен».

В качестве рекомендации по совершенствованию стимулирования сбыта предприятию потребительской кооперации Камчатского края предлагаем провести вышеописанные мероприятия. После чего проанализировать эффективность такого рода продвижения товара и принять решение о регулярном проведении данных мероприятий или отказать в применении предложенных путей совершенствования сбыта.

На основании проведенного анализа структуры товарооборота было выяснено, что мясные полуфабрикаты, рыбные полуфабрикаты и полуфабрикаты из деликатесных видов рыбы имеют наибольший удельный вес в объеме розничной торговли и обеспечивают наибольшую рентабельностью.

Для определения основных средств стимулирования сбыта и их эффективности весной 2023 года (хронология исследования 01.03.2023-10.03.2023г.) Камчатским филиалом Российского университета кооперации было организовано и проведено маркетинговое исследование методом анкетирования потребителей в отделе предпринимателей потребительской кооперации (ООО «Сделано на Камчатке») на Ярмарке камчатских товаропроизводителей, г. Петропавловск-Камчатский.

Объем выборки составил – 230 респондентов, репрезентативность характеризует взрослое население г. Петропавловска-Камчатского в возрасте то 20 до 70 лет, потребители товаров ООО «Сделано на Камчатке».

Проведенное исследование определило какие средства стимулирования сбыта встречались чаще в всего в ООО «Сделано на Камчатке» (рисунок 6).

Рисунок 6 - Ответы респондентов на вопрос: «Какие средства стимулирования Вам встречались чаще всего?», %

Источник: Составлено автором по данным маркетингового исследования потребителей продукции Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Чаще всего респондентам встречались следующие средства стимулирования: 26% - скидки с цены, 19% - распродажа товаров, 15% - бесплатные образцы товара (дегустация). В меньшей степени респондентам встречались подарки к покупке, использование полезной в быту упаковки, еще реже – купоны на скидку и организация конкурсов и лотерей, гарантия возврата денег и предоставление товара в кредит.

По результатам анкетирования потребителей магазина потребительской кооперации было выявлено, что эффективными средствами стимулирования являются предоставление кредитов, предоставление скидок с цены, проведение дегустации продукции. Все эти средства являются достаточно затратными, а кредиты вообще нецелесообразно использовать в магазинах потребительской кооперации.

Значимыми в политике стимулирования стали такие средства, как скидки с цены, распродажа товаров и дегустация.

Для определения целесообразности проведения дегустаций в магазинах потребительской кооперации проведем оценку динамики розничного оборота до проведения мероприятий стимулирования сбыта и после проведения данных мероприятий, дегустации продовольственной продукции проводились с 1 мая 2023 года по 10 мая 2023 г. в местах продажи товаров под брендом «Сделано на Камчатке» результаты представлены в таблице.

Таблица - Экономический эффект от проводимых дегустаций

Показатель
Значение до внедрения мероприятия, руб.
май 2022 г.
Значение после внедрения мероприятия, руб.
май 2023
Изменение
Абсолютное (руб.)
Относительное (%)
Розничный оборот, в месяц
6 245 300
7 453 000
1 207 700
19,3
Источник: Составлено автором по финансовой отчетности предприятий Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Из таблицы можно сделать следующие выводы:

1) проведение дегустации на предприятии потребительской кооперации является наиболее выгодным для организации средством стимулирования продаж, так как составляет всего лишь 12% от общей суммы затрат на все средства стимулирования;

2) также дегустации являются наиболее эффективным средством, так как после проведения дегустации розничный оборот увеличится на 19,3%.

В итоге проведение дегустаций позволит не только окупить все затраты на стимулирование сбыта, но и существенно увеличить прибыль (на 19,3%).

Заключение. Таким образом, предприятиях потребительских коопераций Камчатского края предлагаем проводить дегустации, особенно полуфабрикатов из деликатесных видов рыбы и мясных полуфабрикатов (т.к. они имеют наибольший уровень рентабельности), что позволит наращивать прибыль и эффективно сбывать товарную продукцию.

По итогам исследования стимулирования сбыта на предприятии потребительской кооперации, было выявлено, что данная организация активно использует различные средства для достижения наибольшей выгоды посредством увеличения сбыта. Также предприятие пользуется услугами рекламных агентств и предложениями скидок и различных акций, что является так же весьма затратными для организации, но исследование показало, что добавление дегустации является более экономически эффективным.

Исследование определили ряд основных проблем и пути их решения:

1. Предприятия потребительской кооперации не в полной мере используют методы стимулирования продаж в местах реализации продукции, необходимо проводить данные мероприятия, что в среднем позволит увеличить продажи на 10 %.

2. Необходима организация электронной торговли и доставки товаров на дом, для это нужно провести дополнительные маркетинговые исследования, что позволит экономически целесообразно организовать продажи.

По итогам оценки политики предприятия по стимулированию сбыта было выяснено, что предприятие потребительской кооперации достаточно активно заявляет о себе на рынке Камчатского края, используя рекламу в социальных сетях и местах продажи, для ускорения реализации продукции собственного производства необходимо проводить дегустации, которые позволят потребителям познакомиться с продукцией. Дегустации также необходимо использовать для тестирования новых товаров, что поможет усовершенствовать продукцию и повысить эффективность работы организации.


References:

Ankudinova M. V., Rakhmatullina A. R. (2029). Stimulirovanie sbyta v roznichnoy torgovle [Sales promotion in retail trade]. Science of the XXI Century: actual development directions. (1-1). 217-219. (in Russian).

Arkhipov A. E., Nyurenberger L. B., Leushina O. V. (2017). Sovremennoe torgovoe delo [Modern trading business] (in Russian).

Bakaeva V. V., Rogaleva N. L., Schetinina N. A. (2013). Upravlenie konkurentnym preimushchestvom v roznichnoy torgovle [Managing a competitive advantage in retail] (in Russian).

Kondratev P. N., Blagovisnaya A. A., Shirokolobova A. A. (2022). Instrumenty stimulirovaniya sbyta v sfere roznichnoy torgovli kak sposoby vozdeystviya na povedenie potrebiteley [Sales promotion tools in retail as ways to influence consumer behavior]. Humanitarian and socio-economic sciences. (6(127)). 64-68. (in Russian).

Lysogor A. A. (2018). Osobennosti stimulirovaniya sbyta v organizatsiyakh roznichnoy torgovli [Features of sales promotion in retail organizations]. Nauchnyy aspekt. (3). 105-112. (in Russian).

Petrikov A. V. (2022). Prioritety i mekhanizmy razvitiya selskogo khozyaystva v Rossii i ee regionakh v novoy realnosti [Priorities and mechanisms of agricultural development in Russia and its regions in the new reality]. Federalizm. (2(106)). 122-142. (in Russian).

Petrikov A. V. (2022). Rol selskokhozyaystvennyh potrebitelskikh kooperativov v selskoy lokalnoy ekonomike i aktualnye problemy ikh razvitiya [The role of agricultural consumer cooperatives in the rural local economy and current problems of their development]. Fundamental and applied research of cooperative sector of the economy. (3). 14-26. (in Russian). doi: 10.37984/2076-9288-2022-3-14-26.

Plotnikova T. V., Kotik A. V., Osipova E. N. (2022). Selskiy turizm kak odno iz napravleniy deyatelnosti potrebitelskoy kooperatsii [Rural tourism as one of the activities of consumer cooperation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(138)). 785-788. (in Russian).

Rogaleva N. L. (2009). Otsenka imidzha roznichnyh torgovyh predpriyatiy potrebitelskoy kooperatsii [Assessment of the image of retail trade enterprises of consumer cooperation] Economics and management: problems of development. 201-204. (in Russian).

Rogaleva N. L. (2015). Statisticheskiy podkhod k modelirovaniyu imidzha torgovyh organizatsiy [Statistical approach to modeling the image of trade organizations] Development of theory and practice of management of social and economic systems. 123-127. (in Russian).

Rogaleva N. L., Venyaminova L. E. (2023). Stereotype and Reputation of Consumer Cooperation

Страница обновлена: 30.04.2025 в 20:10:49