Certain aspects of public-private partnerships development and the risks associated with their implementation in the Vologda region
Parushev A.V.1
1 ООО «Метеорит Групп»
Download PDF | Downloads: 19
Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 3, Number 2 (April-June 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54898400
Abstract:
At the moment, the Russian Federation is going through a series of structural transformations that are aimed at stabilizing economic relations through the implementation of national goals, which in turn make it possible to formulate new criteria for the quality of people’s lives. One such tool is public-private partnership (PPP). The experience of implementing public-private partnerships has long been practiced in the United States and a number of European countries.It should be noted that this type of relationship between the state and business has taken hold in these countries. However, in Russia, public-private partnerships are in their infancy. At the moment, the issue of balancing the interests of business, society and the state is very relevant.
To solve the problems posed by society to the state to improve the quality of life, tools and effective forms of their interaction with feedback are needed. Forms of interaction are constantly changing and becoming more complex, constantly improving the institutional environment of PPP. The article is devoted to summarizing the experience of the author of this article in the formation of public-private partnerships in physical education and sports. The author describes in detail the sources of financing the development of this area using infrastructure bonds and credit funds and points out ways to enhance the investment attractiveness of the sports area. The different approaches to using infrastructure bonds in different countries are described in detail. The article provides advice on effective planning and regional management of infrastructure bonds. The risks associated with the construction of sports facilities are described in detail at the investment stage. An organizational and economic model of public-private partnerships in physical education and sports for the Vologda region has also been compiled. All this makes the study especially significant and puts its relevance at the highest level.
Keywords: public-private partnership, regional management, planning, distribution channels, consumer satisfaction, profitability, multiplier effect, investments, risks, infrastructure bonds, solvency, consumer loyalty
JEL-classification: L32, O21, P11, P21
Введение
В условиях кризиса государство расходует бюджетные средства на поддержку преимущественно стратегически важных отраслей. Эффективные антикризисные действия оказывают сильное влияние на них. Однако, говоря про сферу услуг в области физической культуры и спорта, последние претерпевают некоторые трудности с финансированием со стороны регионов. Особенно это ощущается в удаленных регионах России. В условиях санкций, когда государственные ресурсы направляются, в основном, на поддержку стратегически важных отраслей, становится актуальной тема привлечения ресурсов из бизнеса. Государственно-частные партнерства позволяют находить компромисс между интересами бизнеса, интересами государства и потребителями услуг и являются хорошим инструментом в структурных преобразованиях страны, направленных на улучшение качества жизни. В этом направлении работает множество российских ученых. В частности, о проблемах развития государственно-частного партнерства в России много сказано в работах Кесаевой Д.А. [10], Папоян Р.А. и Воротникова А.М. [13]. Проблемы и трудности , связанные с ГЧП в Забайкальском крае подробно описаны в работе Сапожниковой Т.И. [20]. Юдашев У.А.в своей работе [22], посвященной ГЧП в сфере физической культуры и спорта, подробно рассматривает управленческие отношения в указанной области, такие как повышение качества услуг и доступности занятий физической культуры и спортом. Особенно хочется отметить работу Виноградовой Е.К. и Толкаченко Г.Л. [7] , где проведена разработка схемы построения институциональной среды государственно-частных партнерств в России.
Цель работы: обобщить опыт автора в работе в государственно-частных партнерствах в области физической культуры и спорта в сфере финансирования, привлечения инвестиционной привлекательности развития социальной инфраструктуры.
Научная новизна: разработана модель функционирования государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта на территории Вологодской области. Предложены способы решения проблем финансирования ГЧП в области физической культуры и спорта. Раскрыта природа налоговых рисков и рисков в финансировании ГЧП.
Государственно-частные партнерства и риски их реализации
Следует отметить, что количество проектов, направленных на решение проблем населения в области физической культуры и спорта невелико. И это вызвано прежде всего тем, что данные проекты имеют достаточно большой период окупаемости в силу своей низкой маржинальности, следовательно, низкой рентабельностью и, как следствие, низкой привлекательностью для инвесторов. Конечно, существуют гранты и программы поддержки со стороны государства, но все равно число государственно-частных партнерств в области физической культуры и спорта оставляет желать лучшего. К середине 2023 года по данным РОСИНФА в РФ существует 285 проектов за всю историю государственно-частного партнерства [18]. Данные по степени завершенности проектов сведены в таблицу 1. Фактически, из общего числа проектов в 2023 году только 8 проектов дошли до стадии заключения договоров. Причем, в общее число входят проекты, которые прекратили свое существование. Это очень малое количество на всю РФ по сравнению с количеством государственно-частных партнерств за рубежом [18].
Таблица 1. Степень завершенности объектов физической культуры и спорта (составлено автором на основе [18])
Проектные
инициативы
|
Подготовка
проекта
|
Отбор
инвестора
|
Реализация
проекта
|
Завершение
проекта
|
16
|
6
|
8
|
173
|
82
|
Основными сложностями распространения государственно-частных партнерств в сфере услуг ( к ним относится физическая культура и спорт) является спрос на услуги при учете локальности потребления. Именно это является сдерживающим фактором от участия частного сектора в государственно-частных партнерствах, поскольку объекты физической культуры и спорта должны быть не только там, где много населения, но и там, где потребителей не так много, и, следовательно, спрос небольшой [7], [21]. Этот факт задает область риска осуществления ГЧП физической культуры и спорта. Однако возможно выработать механизмы минимизации рисков, которые могут быть разработаны от идеи разделения рисков, являющейся основой для построения государственно-частных партнерств. Спрос на услуги физической культуры и спорта, несомненно, у населения имеется. Однако, весь вопрос упирается в платежеспособность. Здесь очень большое значение принимает локальность потребления с учетом низкой плотности населения в среднем по стране с тенденцией снижения активной ее части, которая может быть преодолена способом, предлагаемым [16]. Суть данного способа сводится к стимулированию гибкости различных форм занятости, программ переподготовки, повышения квалификации, а также использование различных форм стратегического маркетинга: дифференциация продукта и рациональные способы реализации услуг при помощи различных каналов распределения.
Как было отмечено ранее, низкая рентабельность и большой период окупаемости делает проекты малопривлекательными для инвесторов [7], [13]. Поэтому возникает необходимость в обосновании тех механизмов, которые нацелены на привлекательность сферы услуг физической культуры и спорта, а именно:
- отсрочка налоговых платежей
-вовлечение в процесс различного рода страховых компаний, институциональных инвесторов и т.п.
На рисунке 1 автором разработана модель функционирования государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта на территории конкретного муниципального образования Вологодской области (организационно-экономический механизм работы государственно-частного партнерства). При этом важно учитывать тот момент, что увеличение денежных потоков, возникающих на стадии реализации проекта, происходит за счет создания дополнительных рабочих мест и миграции населения РФ. Следует отметить, что инвестиции в развитие рынка физической культуры и спорта малоэффективны в краткосрочном периоде в силу слабого мультипликативного эффекта, зато очень эффективно в долгосрочном периоде, поскольку осуществляет развитие человеческого капитала конкретного региона [20].
Сами по себе государственно-частные партнерства достаточно прибыльны в долгосрочной перспективе, поскольку запуск инфраструктурных проектов увеличивает денежные поступления в местный и региональный бюджет [14], [15]. В основном, эти поступления состоят из земельного налога (местный налог), имущественного и транспортного (региональные налоги). Инвестору эти налоги возвращаются на протяжении всего срока реализации проекта [5], [6].
Рис.1 Организационно-экономическая модель функционирования государственно-частных партнерств в области физической культуры и спорта в Вологодской области (составлено автором на основе [2], [3], [5], [23] ).
Инвестиционная деятельность в РФ определена Законами [2], [3], [4]. Инструментами финансирования проектов по физической культуре и спорту могут быть кредитные средства от банков, а также проектные инфраструктурные облигации, создаваемые под конкретный проект. На июль 2023 года доступны 4 выпуска инфраструктурных облигаций общим объемом 45 млрд.рублей. Совокупный объем торгов по этим облигациям составил 1.8 млрд.руб [8].
Использование инфраструктурных облигаций сильно отличается в отдельно взятой стране. К примеру, в США эмиссией инфраструктурных облигаций занимается муниципалитет и размещаются они среди частных инвесторов. Великобритания выпускает инфраструктурные облигации под конкретного инвестора. В Канаде инфраструктурные облигации выпускаются со стороны проектных компаний. Индия выпускает инфраструктурные облигации как государственными структурами, так и частными компаниями. Более того, часть облигаций, которые наиболее защищены, имеющие небольшой номинал, предназначена для физических лиц [14], [22].
Автор настоящей статьи рекомендует использовать инфраструктурные проекты для физической культуры и спорта по американскому принципу. Распределение инфраструктурных облигаций между частными инвесторами порождает конкуренцию и влияет на качество инфраструктурных объектов [9].
Следует отметить, что риски из-за низкой доходности объектов физической культуры и спорта делятся между региональным управлением, местным управлением и инвестором [17]. Рассмотрим более подробно те риски, которые ожидают инвесторов на важнейшем этапе - стадии инвестирования. Автор настоящего исследования передает собственный опыт, поскольку принимал активное участие в государственно-частных партнерствах физкультурно-спортивных проектов. На инвестиционной стадии существует 3 вида рисков: увеличение капитальных затрат, налоговые риски, риски в финансировании [11].
Увеличение капитальных затрат возникает по следующим причинам:
Ненадлежащее качество проектно-сметной документации. Имеется ввиду устаревшие стандарты, с которыми работают проектные институты. Кроме того, у проектных институтов отсутствует страховая ответственность за качество предоставляемой информации. Проектировщики часто пользуются устаревшими стандартами [12]. В этой ситуации все дополнительные расходы ложатся на плечи частного партнера, и сможет ли он получить компенсацию от публичного партнера, это большой вопрос. На практике автора настоящей статьи капитальные расходы могут вырасти до 15%.
Высокие валютные риски. Валютные риски имеют прямую зависимость от девальвации рубля. Импортное спортивное оборудование дорожает. И валютные риски по ГЧП соглашениям ложатся именно на публичного партнера, поскольку курс национальной валюты определяется ЦБ РФ. В силу этого все дополнительные расходы будут компенсироваться со стороны государства. Но, следует заметить, что бюджетные средства получить иногда проблематично. Это может занять несколько месяцев. Поэтому данный факт может сильно сказаться на сроках строительства спортивного объекта.
Что касается рисков увеличения девальвации, то они могут быть заложены в проект соглашения, и на практике покрываться дополнительными субсидиями. Инфляция по итогам 2022 года составила 11,94% [19] и это сильно сказывается на реализации проектов.
Риски непредвиденных затрат практически неизбежны. Чаще всего, это следствие ненадлежащего качества проектно-сметной документации и недоработки проектов. Основываясь на опыте автора настоящего исследования, общие расходы могут увеличиться на 20%.
Налоговые риски.
Основным документам по налогам является Налоговый кодекс РФ [1]. Начиная с 01.07.2019 года государство перестало возмещать расходы, которые были оплачены за счет субсидий из регионального бюджета. По этой причине концессионеры не могут возвратить себе величину налога с затрат, профинансированные капитальным грантом на этапе стройки ( оформляется в форме субсидии).
Кроме того, начиная с начала 2019 года вырос НДС с 18% до 20%. Затраты растут, приходится партнерам прибегать к заемным средствам, что само по себе увеличивает затраты. Ухудшение ситуации в части налогов ложится на публичного партнера. В силу этого, все дополнительные расходы возмещаются из бюджета, но бюджет их может возместить только тогда, когда предъявят доказательства сверх расходов. Поэтому частный партнер должен искать дополнительное финансирование на стороне. Опыт автора настоящего исследования свидетельствует, что в большинстве случаев финансовый разрыв покрывается из своих средств. В силу того, что капитализация осуществляется за счет акционерных займов, растут расходы по процентам. Величина достигает до 20% от общего количества дополнительных расходов ежегодно, бывает даже до момента компенсации затрат по налогам. Все это увеличивает общие расходы.
Риски в финансировании. Происходит из бюджета, банков и акционеров. При строительстве физкультурно-спортивных комплексов финансирование из бюджетных средств достигает 50%. Источники: программы господдержки и региональные бюджеты. Все остальное берет на себя частный инвестор, который включает в себя банковское финансирование и акционерное финансирование. Левередж при банковском финансировании составляет 30:70: 30% осуществляется за счет собственных средств частного инвестора и 70% покрывает банк. Бюджетное финансирование как правило, осуществляется с запозданием. В результате у публичного партнера появляются просрочки в платежах, что вызывает удорожание проекта. Как правило, эти просрочки платежей оплачиваются за счет акционерного капитала, что приводит подчас к драматическим и неожиданным последствиям во взаимоотношениях среди акционеров.
Генеральный подрядчик вносит свои денежные средства в самом начале стадии инвестирования. Публичный партнер, несвоевременно финансируя проект, вынуждает тем самым частного партнера финансировать стройку спортивного объекта за счет своих средств, который, возможно, занимает денежные средства в банковских структурах. Когда наступает момент получения гранта, потребность в финансах уже отсутствует, а потратить их нет возможности, поскольку банк не даст согласия из-за ковенант, банковский кредит погасить практически невозможно из-за комиссий. Таким образом, на счетах проектной компании копятся государственные средства, что само по себе привлекает интерес со стороны контролирующих органов. Все это сильно усложняет инвестирование и снижает его эффективность. Такая картина наблюдалась при строительстве Ледового Дворца в г. Череповце.
Заключение
Для того, чтобы эффективно и результативно осуществлять планирование и региональное управление выпуском инфраструктурных облигаций, нужно сформировать модель оценки региона по социальному признаку в пределах регрессионного анализа и выделить показатели, которые формируются внутри данной модели и показатели, формирующиеся вне этой модели. Это своевременно позволит выявить ключевые факторы развития социального потенциала конкретного региона и оказывать влияние на государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта.
Реализация ГЧП в Вологодской области имеет множество недостатков. Причиной тому является ненадлежащее качество проектной документации, отсутствие оптимизации в финансировании, девальвация рубля, налоговые риски. По опыту автора настоящего исследования существует очень много ситуаций, когда вместо бюджетного финансирования приходится вкладывать средства инвесторов (теоретические представления расходятся с практикой). По этой причине необходимо проработать юридическую сторону финансирования со стороны государства государственно-частных партнерств (касательно компенсаций от публичного партнера дополнительного финансирования со стороны акционера).
Банкам необходимо создать новый продукт по части возобновления финансирования (кредитная линия) на случай, если потребуется дополнительное финансирование, который будет обеспечиваться всеми правами в основном соглашении. При соблюдении этих замечаний бюджетные расходы уменьшатся, а эффективность от вложений в ГЧП возрастет.
References:
Nalogovyy kodeks RF. Ch.1 i Ch.2 [Tax Code of the Russian Federation. Part 1 and Part 2] (2023). M.: Prospekt. (in Russian).
Goncharova N.L., Rudskaya I.A. (2020). Razvitie partnerstva gosudarstva i biznesa v sfere uslug litsam starshe trudosposobnogo vozrasta [Development of partnership of the state and business in the sphere of services for persons over the employee age]. Economic sciences. (12(193)). 44-49. (in Russian). doi: 10.14451/1.193.44.
Kanamgotov A.E. (2015). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere uslug [Public-private partnership in the service sector] Saint Petersburg. (in Russian).
Kesaeva D.A. (2022). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossiyskoy Federatsii [Public-private partnership in the Russian Federation] Moscow. (in Russian).
Laktyushina O.V. (2011). Formirovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere uslug: na primere Bryanskoy oblasti [Formation of the organizational and economic mechanism of public-private partnership in the service sector: on the example of the Bryansk region] Saint Petersburg. (in Russian).
Medyantseva S.G., Kavkaeva,N.V.,Kavkaeva O.N. (2018). Proekty gosudarstvenno chastnogo partnerstva v sotsialnoy sfere Rossiyskoy Federatsii [Projects of the public-private partnership in the social sphere of the Russian Federation]. Journal of economic regulation. (4). 83-90. (in Russian). doi: 10.17835/2078-5429.2018.9.4.082-095.
Papoyan R.A. Vorotnikov A.M. (2021). Problemy i perspektivy vzaimodeystviya gosudarstva i biznesa v razvitii sportivnoy infrastruktury [Problems and prospects of interaction between the state and business in the development of sports infrastructure] 12th International scientific and practical conference "Regions of Russia: development strategies and mechanisms for the implementation of priority national projects and programs, conference "Scientific and technological development of Russia: priorities, problems, solutions". 587-591. (in Russian).
Parushev A.V. (2019). Strategicheskiy analiz: konkurentnaya i korporativnaya strategiya kompaniy fitnes-industrii (na primere predstavitelya Vologodskogo regionalnogo sektora «Meteorit Grupp») [Strategic analysis: competitive and corporate strategy of fitness-industry companies «Meteorite group»]. ASR: Economics and Management. (3(28)). 305-310. (in Russian). doi: 10.26140/anie-2019-0803-0070.
Parushev A.V. (2019). Vliyanie makroekonomicheskikh faktorov na strategicheskiy vybor kompaniy otrasli zdorovya i krasoty [Impact of macroeconomic factors on strategic choice of companies health and beauty industry]. Today and tomorrow of the Russian economy. (93-94). 41-51. (in Russian). doi: 10.26653/1993-4947-2019-93-94-04.
Rodionov D.G., Baranova I.V.,Nasrutdinov M.N. (2019). Formirovanie modeli interferirovaniya pokazateley sotsialnogo potentsiala regiona [Formation of a model of interference of indicators of the social potential of the region]. Russian economic online journal. (4). 119. (in Russian).
Rodionov D.G., Zhilyaeva I.A. (2017). Sfera uslug kak obekt regulirovaniya v sovremennoy ekonomike [The service sector as an object of regulation in the modern economy] Economy, ecology and society of Russia in the 21st century. 232-236. (in Russian).
Sapozhnikova T.I. (202). Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossiyskoy Federatsii: regionalnyy aspekt (na primere Zabaykalskogo kraya) [Development of public-private partnership in the Russian Federation: a regional aspect (on the example of the Transbaikal region)]. Bulletin of Transbaikal State University. 28 (8). 70-80. (in Russian). doi: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-70-80.
Toskaeva N.N, Goncharenko M.A., Karpenko E.M., Kolomoets E.A. (2023). Mesto i rol gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sisteme sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Rlace and role of public-private partnership in the system of socio-economic development of regions]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2(151)). 779-779. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2023.151.2.148.
Vinogradova E.K. Tolkachenko G.L. (2023). Osobennosti funktsionirovaniya mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossiyskoy Federatsii [The features of the functioning of the public-private partnership mechanism in the Russian Federation]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (2(62)). 122-133. (in Russian). doi: 10.26456/2219-1453/2023.2.122-133.
Yuldashev U.A. (2022). Upravlenie gosudarstvenno-chastnym partnerstvom v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Management of public-private partnership in the field of physical culture and sports] Values, traditions and innovations of the modern scientific congress. 194-198. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:57:44