Классификация и показатели качества государственных таможенных услуг по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2025)
Введение.
Одним из приоритетных направлений развития таможенной службы в соответствии с принятой «Стратегией 2030» является повышение качества предоставляемых таможенными органами услуг. Движение в данном направлении неразрывно связано с общей трансформацией модели государственного управления на основе внедрения принципов сервисного (клиентоцентричного) подхода.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что около 80% мировой торговли составляет торговля товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности [1]. Вместе с тем, современная тенденция к постоянному изменению международных цепей поставок, геополитической обстановки, товарной структуры промышленного производства стран-экспортеров играет ключевую роль в снижении или увеличении внешнеторговой деятельности товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Для минимизации указанных рисков, а в долгосрочной перспективе повышения стабильности внешнеэкономической сферы государства, необходимым условием является ускорение и упрощение совершения таможенных операций для лиц, осуществляющих перемещение товаров через таможенную границу.
Важным инструментом достижения указанных целей может стать повышение качества государственных таможенных услуг по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (далее в статье – услуги, если в контексте не употреблено иное) на основе реализации сервисного (клиентоцентричного) подхода.
Разработка теоретических подходов к повышению качества таможенных услуг нашла отражение в работах В.В. Макрусева, [2], С.А. Агамагомедовой [3], Ю.Е. Гупановой [4], И.А. Аксенова [5].
Решение же такой проблемы требует, прежде всего, ее теоретического осмысления, обобщения накопленного прикладного инструментария. Однако на сегодняшний день теоретическое описание предоставления таможенных услуг на основе сервисного (клиентоцентричного) подхода не систематизировано.
Под теоретическим описанием услуг в данной статье понимается:
1) описание сервисного (клиентоцентричного) подход к реализации таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
2) разработка модели потребителя услуг, предоставляемых таможенными органами при контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
3) классификация таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами при контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
4) систематизация показателей качества государственных таможенных услуг по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
Таким образом, цель исследования заключается в определении критериев классификации и описании системы показателей качества государственных таможенных услуг по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
Основу исследования составляет методология системного анализа и процессно-ориентированного подхода, а также методы моделирования и сопоставительного анализа, которые позволили предложить новый подход к классификации и разработке модели потребителя услуг, предоставляемых таможенными органами при контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Сервисный (клиентоцентричный) подход к реализации таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития государства установлена во многих документах стратегического планирования исполнительных органов власти Российской Федерации . Вместе с тем, необходимым условием достижения данной цели является реформирование системы государственного управления [5].
В соответствии с одним из основополагающих документов в данной сфере, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах», установлены базовые принципы сервисного (клиентоцентричного) подхода при предоставлении государственных услуг:
1) повышение прозрачности и доступности услуг;
2) стандартизация процесса предоставления услуги посредством разработки и внедрения соответствующих административных регламентов;
3) разработка системы оперативного мониторинга качества предоставления услуг.
В соответствии с общей реформой государственного управления в Российской Федерации сервисный (клиентоцентричный) подход применяется в таможенной службе с целью дальнейшего совершенствования таможенного администрирования. Переход на принципы клиентоцентричности при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля закреплен в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, что подтверждает незавершенность данного перехода и необходимость проведения дальнейших мероприятий, направленных на повышение качества государственных таможенных услуг.
Отдельные элементы сервисного (клиентоцентричного) подхода к реализации таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности уже внедрены и успешно применяются.
Так, на сегодняшний день в области защиты интеллектуальной собственности регламентированным является один вид услуг – ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС). Утвержденный приказом ФТС России административный регламент для данной услуги предусматривает стандарт предоставления государственной услуги, порядок взаимодействия ФТС России с правообладателями при включении объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС, а также описание результата предоставления данной государственной услуги.
Однако перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включает целый ряд существенных технологических операций, такие как досмотр товаров, отбор проб и образцов, экспертиза товаров, изъятие товаров. Указанные технологические операции при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, требуют выделения в качестве отдельных видов услуг и, как следствие, регламентации посредством утверждения административного регламента.
Также в рамках сервисного (клиентоцентричного) подхода по результатам предоставления услуг с целью осуществления оперативного мониторинга и выявления проблем необходимо обеспечить взаимодействие таможенного органа с потребителем услуг. Несмотря на существующую регламентацию услуги по ведению ТРОИС, порядок взаимодействия ФТС России и заявителя по результатам предоставления услуги не определен. Контроль за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также за принятием ими решений осуществляется начальниками соответствующих структурных подразделений ФТС России. Таким образом, возникает проблема объективной оценки качества предоставления услуг по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и определения дальнейших направлений их повышения.
Модель потребителя услуг, предоставляемых таможенными органами при контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Решение проблемы повышение качества государственных таможенных услуг по защите прав на объекты интеллектуальной собственности на основе реализации сервисного (клиентоцентричного) подхода неразрывно связано с определением конечного потребителя данных услуг и описанием его модели.
С теоретической точки зрения модельное представление потребителя государственных таможенных позволит охарактеризовать и оценить значимость каждого элемента системы таможенного администрирования по степени создаваемой им потребительной ценности, а также объемам и стоимости расходуемых на это ресурсов, связав и сопоставив при этом влияние результатов деятельности внутреннего потребителя на создание условий для деятельности внешнего потребителя [6].
В обобщенном виде профиль (модель) потребителя таможенных услуг предложена в монографии Бойковой М.В. и Макрусева В.В. [7] Субъектный состав конечного потребителя услуг, предоставляемых таможенными органами при контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, достаточно неоднороден, а их потребности могут быть диаметрально противоположными, что создаёт дополнительные сложности при определении направлений и ресурсов повышения качества предоставляемых услуг в данной сфере.
Именно поэтому возникает необходимость разработки модели конечного потребителя услуг, адекватно описывающей его структуру, разнообразие потребностей и отношение к таможенной службе.
В таблице 1 представлена адаптированная авторская модель потребителя услуг, предоставляемых таможенными органами при контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Таблица 1
Модель потребителя услуг, предоставляемых таможенными органами при контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Потребитель
|
Отношение к таможенным органам
|
Тип получения услуги
|
Потребности
|
Правообладатель
|
Внешний
|
Напрямую
|
Защита
интеллектуальной собственности
|
Государство
|
Внешний
|
Опосредованно
|
Создание
условий для социально-экономического роста;
|
Должностные
лица таможенных органов
|
Внутренний
|
Напрямую
|
Методическое
сопровождение при принятии решений
|
Участник
ВЭД
|
Внешний
|
Напрямую
|
Снижение
издержек посредством ускорения перемещения товаров
|
Конечный
потребитель – покупатель товаров
|
Внешний
|
Опосредованно
|
Качество
и безопасность приобретаемых товаров
|
Необходимо отметить, что модель потребителя содержит субъектов, которые получают услугу как напрямую (обращаются в таможенный орган), так и опосредованно (без обращения). Такой подход обусловлен поставленными перед таможенной службой целями и задачами, среди которых в том числе есть и защита национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека. Таким образом, государство и конечный покупатель товаров также становятся потребителями услуг. Следовательно, при разработке механизма повышения качества таких услуг необходимо учитывать разнонаправленность потребностей всех субъектов.
Также представленная модель описывает такой критерий как «Отношение к таможенным органам». Данный критерий позволяет выделить в качестве самостоятельного субъекта должностных лиц таможенных органов. Главная потребность данного субъекта разработка методических рекомендаций, пошаговых инструкций, которые позволили упростить принятие решения в отношении перемещаемых товаров, что в конечном итоге должно привести к принятию единообразных решений, снижению нагрузки на должностных лиц таможенных органов, ускорению совершения таможенных операций и интенсификации внешнеторговой деятельности.
Классификация государственных таможенных услуг при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Классификация государственных таможенных услуг нормативно не закреплена, однако становилась объектом исследования и находила отражение научной литературе [8].
На основе проведенного анализа выявлено отсутствие единого подхода к классификации государственных таможенных услуг при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Однако для данного типа услуг рационально применение универсальных критериев, используемых в классификации государственных услуг в целом.
Универсальными критериями классификации государственных таможенных услуг являются [9]:
1) регламентация;
2) возмездность;
3) субъектность;
4) объём таможенного контроля.
На рис. 1 представлены виды государственных таможенных услуг при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, структурированные в соответствии с универсальными критериями их классификации.
Рис. 1. Классификация государственных таможенных услуг при перемещении товаров, содержащих ОИС
Источник: разработано автором
В зависимости от степени регламентации государственные услуги могут быть полностью и частично регламентированные или нерегламентированные. Для регламентированных услуг разрабатывается административный регламент, который устанавливает основные требования к предоставлению услуги, права и обязанности сторон, описание результатов. В сфере защиты интеллектуальной собственности к формализованным относится услуга по ведению ТРОИС.
Частично регламентированные услуги предоставляются таможенными органами в соответствии с общими требованиями нормативных актов ЕАЭС и РФ. Отсутствие полной регламентации способствует возникновению различий в практике предоставления таких услуг, в связи с чем снижается общая удовлетворенность их потребителей. К данному виду услуг в сфере защиты интеллектуальной собственности, можно отнести: выполнение индикативного показателя № 17, информирование в рамках приостановления срока выпуска товаров, проведение досмотра товаров, содержащих ОИС, проведение отбора образцов, проведение экспертизы.
К нерегламентированной услуге на сегодняшний день можно отнести защиту потребителя от приобретения контрафактных товаров. Данный вид услуги выделяется в качестве одной целей в стратегических документах в сфере внешнеторговой деятельности.
Одной из задач таможенной службы в целях повышения степени удовлетворенности потребителей услуг, как одного из основных критериев результативности предоставления услуг, является регламентация услуг, которые таковыми на сегодняшний день не являются посредством разработки соответствующих административных регламентов [10].
В зависимости от субъектности услуга может быть предоставляемой правообладателю, государству, участнику ВЭД, конечному потребителю товаров.
Правообладателю на сегодняшний день предоставляется услуга по ведению ТРОИС, в соответствии с которой правообладатель или его представитель на территории РФ имеет право обратиться в Федеральную таможенную службу в части включения принадлежащего ему объекта интеллектуальной собственности и подлежащего правовой охране на территории РФ в ТРОИС. Необходимо отметить, что результатом предоставление данной услуги является только принятие решения о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС либо отказ во включении. Дальнейшая регламентация взаимодействия ограничивается продлением срока включения в ТРОИС и исключение из указанного реестра.
Взаимодействие таможенных органов с правообладателями при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие указанному лицу, регламентируется нормативными актами ЕАЭС и не предусматривают системы оценки эффективности такого взаимодействия.
Исходя из сведений, указанных в ТРОИС таможенные органы применяют меры по охране объектов интеллектуальной собственности, в том числе приостановление срока выпуска товаров, в рамках которого осуществляется информирование правообладателя о применение таких мер. Однако, в связи с невыделением данного взаимодействия в самостоятельный вид услуги и отсутствием соответствующего стандарта оперативность обмена информацией остается достаточно невысокой, в связи с чем в рамках приостановления срока выпуска товаров (10 рабочих дней) выявить недобросовестного участника ВЭД зачастую не представляется возможным.
Выделение информирования правообладателя или его представителя в качестве отдельной услуги и разработка стандарта предоставления такой услуги, который предусмотрит ускорение обмена информацией (например, через внедрение соответствующего программного средства по аналогии с личным кабинетом участника ВЭД), позволит повысить удовлетворенность правообладателя защитой его законных прав при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Государство как субъект-получатель услуги заинтересовано, прежде всего, в защите внутреннего рынка от контрафактной продукции. Данная услуга не регламентирована и представлена в виде индикативного показателя № 17 «Результаты выявления контрафактных товаров», отражающего количество признанных судом контрафактных товаров, который позволяет оценить объёмы перемещения таких товаров. Представление информации по индикативному показателю № 17 в разрезе региональных таможенных управлений отражает разделение товарных потоков контрафактных товаров. Аккумулирование поступившей информации позволяет в рамках системы управления рисками позволяет выявлять контрафактные товары на этапе декларирования товаров, что и является по своей сути, конечным результатом предоставления такой услуги.
Для участника ВЭД услуг при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на сегодняшний день предоставляются только частично регламентированные виды услуг: проведение досмотра товаров, содержащих ОИС; проведение отбора образцов; проведение экспертизы. Разработка стандартов для данных видов услуг может способствовать ускорению совершения таможенных операций в отношении добросовестных участников [11].
В зависимости от объема таможенного контроля услуги можно разделить на предоставляемые до подачи декларации на товары, предоставляемые на этапе совершения таможенных операций и предоставляемые после выпуска товаров. К первому типу относится услуга по ведению ТРОИС, так как основное взаимодействие между правообладателем и таможенной службой предусмотрено до подачи деклараций на товары, однако отдельные элементы взаимодействия предусмотрены и в процессе перемещения товаров, содержащих ОИС.
На этапе совершения таможенных операций в сфере защиты интеллектуальной собственности предоставляются следующие услуги: выполнение индикативного показателя № 17, информирование в рамках приостановления срока выпуска товаров, проведение досмотра товаров, содержащих ОИС, проведение отбора образцов, проведение экспертизы. Безусловно, такое количество услуг, которые также являются только частично регламентированными, являются дополнительной нагрузкой на участников ВЭД и влекут дополнительные издержки для них в связи с тем, что сроки выпуска товаров увеличиваются [12].
После выпуска товаров таможенными органами предоставляется услуга конечным потребителям на внутреннем рынке в виде защиты от приобретения контрафактных товаров. Помимо пресечения ввоза контрафактных товаров таможенные органы совместно правоохранительными органами осуществляют проверки после выпуска товаров с целью изъятия потенциально опасных для потребителей товаров, а также выявления схем незаконного ввоза таких товаров на территорию РФ.
Показатели качества государственных таможенных услуг по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
Разработка системы показателей, которые позволили ли бы всесторонне и объективно оценить качество услуг, является важным инструментом при решении проблемы повышения качества таких услуг.
Существующая система показателей утверждена Приказом ФТС России от 28.12.2022 № 1080 и устанавливает показатели результативности деятельности и показатели эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен [13]. Однако данная система не является всесторонней, так как не позволяет оценить степень удовлетворенности потребителя, что в конечном итоге препятствует повышению качества услуг.
Таким образом, необходимо внесение изменений в систему показателей оценки деятельности таможенных органов в части добавления показателей, позволяющих определить степень удовлетворенности потребителей предоставляемых услуг.
Некоторые предложения по изменению системы показателей предложены в статье [14]. Предложенная методика предполагает выделение отдельной группы показателей, позволяющих оценить удовлетворенность получателей услуг на основе проводимого анкетирования. Уровень клиентоцентричности определяется, как среднее арифметическое результатов всех групп потребителей. На основе предложенной методики нами разработана система показателей в части предоставления услуги (табл. 2).
Предложенная методика позволяет создать систему мониторинга и оперативной оценки качества предоставляемой государственной таможенной услуги.
Таблица 2
Система показателей государственной таможенной услуги при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Потребитель
|
Показатель оценки качества
|
Государство
|
1.
Индикативный показатель № 17 «Результаты выявления контрафактных товаров».
|
Правообладатель
|
1.
Степень удовлетворенности предоставленной услугой.
2. Оценка экономических и временных затрат на предоставление услуги. 3. Оценка достаточности проведенных мероприятий. |
Участник ВЭД
|
1.
Степень удовлетворенности предоставленной услугой.
2. Оценка обеспечения законных прав и интересов при проведении проверочных мероприятий. 3. Оценка уровня обратной связи. |
Потребитель товаров
|
1.
Оценка уровня защищенности внутреннего рынка от ввоза контрафактной продукции.
2. Степень уверенности в оригинальности ввезенной продукции. |
Результаты проведенного анкетирования аккумулируются таможенным органом и на основе среднего арифметического значений определяется качество предоставления государственной таможенной услуги. Необходимо отметить, что государство как потребитель описываемой услуги не принимает участие в анкетировании, оценка по данной группе производится на основе фактического значения индикативного показателя № 17.
Как отмечалось ранее, на основе полученных результатов по приведенным в таблице показателям предоставление государственной таможенной услуги может корректироваться посредствам внесения изменений в административный регламент и изменения порядка её предоставления с целью повышения качества услуги [15].
Страница обновлена: 24.01.2025 в 10:49:56