Проблемы развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (53), Май 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Морозов В.А. Проблемы развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 5. – С. 105-110.
Аннотация:
Все большее место в национальной экономике России занимает туризм, но пока в этой сфере многие проблемы остаются нерешенными. В 2001-2003 г.г. Комитетом по культуре и туризму Государственной Думы РФ было проведено обследование состояния и перспектив развития туризма в регионах Российской Федерации[1]. На предложенные анкеты отвечали представители субъектов Федерации, представившие интересную информацию о туристских маршрутах и туристских ресурсах, которые весьма важны в аналитической работе и существенно дополняют материалы государственной статистической отчетности.
Ключевые слова: национальная экономика, Россия, туризм, гостиничный бизнес, гостиничное хозяйство
Все большее место в национальной экономике России занимает туризм, но пока в этой сфере многие проблемы остаются нерешенными. В 2001-2003 г.г. Комитетом по культуре и туризму Государственной Думы РФ было проведено обследование состояния и перспектив развития туризма в регионах Российской Федерации [1]. На предложенные анкеты отвечали представители субъектов Федерации, представившие интересную информацию о туристских маршрутах и туристских ресурсах, которые весьма важны в аналитической работе и существенно дополняют материалы государственной статистической отчетности.
Как показывают материалы обследований, преобладающая часть туристских фирм функционируют как общества с ограниченной ответственностью, абсолютное число которых в 2003 г. по сравнению с 1995 г. выросло в 4,6 раза, а их доля среди других организационных форм бизнеса увеличилась с 53,3% до 69,0% (табл. 1). Количество открытых акционерных обществ в организации посреднической деятельности в туризме сократилось, а количество закрытых акционерных обществ возросло (при одновременном уменьшении их доли в общем числе туристских фирм).
Таблица 1.
Характеристики организационно-правовых форм туристских фирм [2]
Организационно-правовые формы туристских фирм
|
1995 г.
|
2000 г.
|
2003 г.
|
2003 г. в % к 1995 г.
| |||
1. Общества ограниченной ответственности
|
574
|
53,3
|
1429
|
60,3
|
2553
|
69,0
|
462
|
2. Открытые акционерные общества
|
117
|
10,9
|
63
|
2,6
|
68
|
1,8
|
58
|
3. Закрытые акционерные общества
|
136
|
12,6
|
221
|
9,3
|
233
|
6,3
|
171
|
4. Учреждения
|
25
|
2,3
|
85
|
3,6
|
58
|
1,6
|
232
|
5. Общественные организации
|
6
|
0,6
|
24
|
1,0
|
48
|
1,3
|
800
|
6. Некоммерческие партнерства
|
5
|
0,5
|
21
|
0,9
|
19
|
0,5
|
380
|
7. Автономные некоммерческие организации
|
11
|
1,0
|
17
|
0,7
|
25
|
0,7
|
227
|
8. Прочие
|
203
|
18,8
|
510
|
21,6
|
695
|
18,8
|
342
|
Итого:
|
1077
|
100,0
|
2370
|
100,0
|
3699
|
100,0
|
343
|
Динамика роста количества туристских фирм по субъектам Российской Федерации свидетельствует об интенсивном продвижении турпосредников в регионы страны и включении все больших масс населения в организованный туризм. При этом наиболее распространенной формой организации посреднической деятельности стало общество ограниченной ответственности, как демократическая форма организации предпринимательства.
Статус учреждений, дающий права на льготы, в частности, освобождение от уплаты земельного налога, согласно Закону РФ «О плате за землю» (1991 г., дополнения 1992 г.), имеют менее 2% туристских фирм. Это означает, что существуют серьезные законодательные ограничения развития внутреннего и въездного туризма. Вследствие этого, туристские организации вынуждены отказываться от ранее выделенных земельных участков, как это было, например, в Ростовской области, Республике Дагестан.
С введением с 01.01.2001 г. в действие второй части Налогового Кодекса и закреплением статуса «учреждение» за некоммерческими организациями все туристские фирмы ввели в стоимость своих путевок 20-процентный налог на добавленную стоимость, что резко сократило контингент туристов, путешествующих по внутрироссийским маршрутам, а также число желающих воспользоваться экскурсиями.
Все это ведет к тому, что в структуре путешествий преобладает выездной туризм, вследствие чего на каждый доллар экспортируемых услуг туристам и путешественникам приходится 2,80 долл. импортируемых услуг. Весьма медленными темпами развивается внутренний туризм. Представляется, что многие причины, сдерживающие становление конкурентоспособной сферы туризма в России, связаны с гостиничным хозяйством, оказывающим значительное влияние на уровень туристского сервиса.
Динамика показателей гостиничного хозяйства выявляет отрицательную тенденцию, проявляющуюся в следующем: количество гостиниц, а также санаторно-курортных организаций сокращается из года в год, при этом уменьшается их единовременная вместимость. Так, за период с 1995 г. по 2002 г. число гостиниц уменьшилось на 1631 или на 30%, их номерной фонд и единовременная вместимость сократилась на 20%. Уменьшилась среднегодовая величина, характеризующая предоставление ночевок, более чем на 20%.
Аналогичная ситуация сложилась в санаторно-курортных организациях и других организаций отдыха, количество и вместимость которых также сократились. Исключение составляют санатории и пансионаты с лечением, количество и вместимость которых за анализируемый период времени увеличились.
Примерно третья часть гостиничных предприятий размещена в сельской местности. При этом в последние годы их количество сократилось на 40%, а единовременная вместимость – на треть. Коэффициент использования гостиничного фонда остался таким же низким – 0,12, тогда как в городской местности он равен 0,36. Тем не менее, и в городской местности отмечено сокращение количества и вместимости гостиничных предприятий на 14-16%.
Сокращение количества гостиничных предприятий обусловлено ликвидацией многих ведомственных средств размещения. Кроме того, устаревшее оборудование и неквалифицированный персонал не позволяют им конкурировать на рынке платных услуг. Сокращение количества гостиниц произошло, в основном, за счет уменьшения числа некатегорийных гостиниц и общежитий для приезжих. Вследствие этого несколько улучшились качественные параметры номерного фонда гостиничных предприятий. Если в 1999 г. на долю гостиниц, услуги которых соответствуют мировым стандартам 5-3 звезд, приходилось 6,4% номерного фонда, то в 2002 г. – 7,4%. Тем не менее, доля некатегорийных гостиниц довольно велика (более 65%), что негативно влияет на качество услуг размещения.
Как положительную тенденцию следует отметить рост числа гостиниц, специализирующихся на размещении туристов. Стандартные классификационные требования отражают состояние материально-технической базы, полноту сервиса, уровень и качество гостиничных услуг, ориентированных на конкретные группы потребителей. Согласно российскому законодательству, стандартизация и сертификация гостиничных услуг осуществляется на добровольной основе. Вследствие несовершенства законодательства и нормативной базы около 80% гостиничных предприятий избегают официальной процедуры государственной сертификации, что затрудняет формирование качественного туристского продукта.
Гостиничное хозяйство, занимая центральное, ведущее место в индустрии туризма, создает основу для выработки и применения различных систем организации и управления, которые затем распространяются и на другие сопряженные отрасли и сферы деятельности.
В мировой практике сформировалось несколько моделей организации гостиничного бизнеса.
Модель Ритца связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца, имя которого носят многие престижные отели мира. Основной акцент в этих гостиницах делался на европейские традиции изысканности и аристократизма (например, Палас-Отель в Москве), но в настоящее время эта модель переживает кризис.
Модель Уильсона, ориентированная на большую гибкость в сочетании с достаточно высокими стандартами обслуживания, получила имя Кемонса Уильсона (цепь гостиниц «Холидей Инн»). Основные требования гостиничной цепи, организованной по этой модели, включают: единство стиля (архитектура, интерьер), обозначений и внешней информации; быстроту регистрации клиентов; номера, предусмотренные для постоянных клиентов; завтрак «шведский стол»; наличие конференц-холла; гибкую систему тарифов; единое управление, маркетинг и службу коммуникаций. Под контролем гостиничных цепей, построенных по данной модели, находится более 50% гостиничных номеров в мире. Такие цепи управляются одним собственником – головным холдингом.
В «добровольные» гостиничные цепочки (типа «Best Western», «Romantic Hotels»), как своеобразную модель, независимо от страны расположения под единой торговой маркой объединяют гостиницы, имеющие определенные наборы и стандарты услуг. Гостиницы платят взносы в единый фонд, средства которого идут на рекламные и маркетинговые цели по продвижению продукта. При этом полностью сохраняется финансовая и управленческая самостоятельность каждой гостиницы.
Практика выработала интеграцию и сочетание моделей. Так, возникли гостиничные консорциумы, объединяющие отели и небольшие гостиничные группы разного класса: Best Western Hotels, Romantik Hotels & Restaurants, российская компания Best Eastern Hotels. Консорциумы, не навязывая собственных стандартов сервиса, способствуют продвижению отелей на международных рынках, представляют их интересы в системах резервирования. Гостиницы, вошедшие в консорциум, должны платить установленный процентный платеж от прибыли или фиксированные ежегодные отчисления. Среди российских отелей в международные консорциумы входят Art Hotels (Best Western Hotels) и «Аэростар» (Supranational Hotels).
Семейства или ассоциации (The Leading Hotels of the World, Preferred Hotels & Resorts Worldwide, Small Luxury Hotels of the World и др.) объединяют отели, отвечающие определенным требованиям. Помимо маркетинговой системы продаж гостиница получает известный брэнд и привлекательный имидж.
Ассоциации жестко контролируют соблюдение своих стандартов, не вмешиваясь в управление отелем, но, вместе с тем, в случае грубых нарушений корпоративных норм оставляют за собой право его исключения из своих рядов. Оплата услуг таких компаний складывается из фиксированного ежегодного членского взноса, не зависящего от текущих доходов отеля, и комиссионного вознаграждения за осуществляемые услуги бронирования. В ассоциацию The Leading Hotels of the World входят четыре российских отеля – «Националь», «Балчуг Кемпински», «Астория» и «Гранд Европа».
Гостиничные объединения могут быть образованы по принципу франчайзинга. Существуют десятки вариантов сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей, различающиеся взаимными обязательствами, но об этом поговорим в следующем номере журнала.
Страница обновлена: 10.08.2024 в 06:39:48