Regional tourism and recreation clusters: approaches to formation and development

Nyurenberger L.B.1, Malgin A.V.2, Petrenko N.E.3
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Russia
2 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Russia
3 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 9 (September 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54773548

Abstract:
In modern conditions, the tourism industry is considered as one of the drivers of Russia's socio-economic development. Domestic tourism should contribute to the activation of interaction between regions and their integration on the basis of common strategic guidelines. Taking into account all-Russian and regional regulators and peculiarities, it should provide the promotion of unique targeted tourist offers. The national strategy for the development of domestic tourism takes into account the resources and capabilities of individual regions and territories. Clustering is based on multiparametric monitoring of the tourist and recreational potential of the territory. Clustering is one of the innovative approaches to managing local regional tourist markets. The article summarizes the existing positions of scientists and practitioners on the concept of tourism cluster. The factors influencing the process of clustering are indicated. The advantages of clustering regional tourist markets are substantiated. The influence of clusters on the economy of a particular region is described. On the example of the Novosibirsk region, the positive and negative consequences of their formation, functioning and development are highlighted.

Keywords: tourism, tourist and recreational cluster, region, tourist infrastructure, socio-economic development, tourist resources, territory

Funding:
Публикация подготовлена в рамках гранта на реализацию МГИМО МИД России программы стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ-2030»

JEL-classification: Z31, Z32, L83



Введение. Современный туризм представляет собой сферу деятельности, изучение и развитие которой входит в число приоритетных задач национальной экономики. Туризм был назван феноменом ХХ века и исходя из его массового характера, источником активного влияния на культуру, экономику, политику и социальную сферу.

Согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», внутренний туризм - это путешествия в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерацию. Таким образом, под внутренним туризмом принято понимать временные выезды граждан отдельной страны из мест постоянного жительства, в пределах территории данной страны, с целью отдыха, удовлетворения культурно-познавательных и духовных потребностей, занятия спортом, лечением, оздоровлением и т.д. Другими словами, внутренний туризм предполагает перемещение граждан внутри страны.

Сегодня определяющая роль в развитии внутреннего туризма отводится политике государственной поддержки. Национальная стратегия развития внутреннего туризма должна учитывать интересы местных, региональных и центральных организаций. Цель её реализации – улучшение качества предлагаемых услуг, на основе изучения и учёта запросов, нужд и интересов всех групп потребителей [9]. Для повышения конкурентоспособности отечественного туристского рынка была разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», направленная на повышение эффективности продвижения национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках, на создание условий для развития туристской инфраструктуры и совершенствования системы подготовки кадров. Кроме того, в 2020 году был принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» утверждённый с целью привлечения частного капитала в сферу туризма, разработки новых инструментов и методов отраслевого развития, модернизации системы управления отраслью и продвижения внутреннего туристского продукта.

Обобщив ряд авторских позиций и подходов Т.А. Волковой [4], Н.Н. Даниленко [6], Е.Н. Клочковой [7], Е.И. Макриновой [3] и др. к развитию кластерных инициатив в сфере туризма, считаем возможным констатировать положительное влияние отраслевой кластеризации, её экономическую целесообразность и значимость не только для региональных туристских комплексов, но и для смежных отраслей. Однако, множественность позиций учёных и экспертов в отношении понятийного аппарата, недостаточная изученность и проработанность вопросов управления региональными туристскими рынками посредством реализации кластерных технологий с учётом региональной специфики, подтверждают значимость, актуальность и своевременность научных исследований в данной области. В статье предпринята результативная попытка обобщить и конкретизировать подходы к формированию региональных туристских кластеров на примере Новосибирской области с выделением единых принципов результативности их функционирования, включая мультипликативную отдачу от смежных отраслей и видов деятельности.

Основная часть. Основополагающим фактором развития регионов РФ выступает межрегиональное экономическое сотрудничество, для активизации которого разработаны программные документы по укреплению межрегиональных связей, которые опираются на создание институтов развития взаимодействия регионов, более широкое использование в практике управления стратегического планирования, прогнозирования и моделирования внутреннего спроса. Это позволяет сформировать концепцию механизма государственного регулирования межрегионального экономического сотрудничества, реализация которой активизирует экономические связи внутри и между регионами и способствует преодолению негативных тенденций регионального развития.

Фактором, определяющим объёмы туристских потоков в тот или иной регион, являются природные, исторические, культурные и иные виды ресурсов. Преимущество регионов с разнообразным туристским потенциалом усиливается системной, целенаправленной, комплексной политикой Федеральных и региональных органов власти, что способствует созданию уникальных, адресных туристских предложений, которые обеспечивают региону определённую туристскую специализацию.

В целях организационно-правового обеспечения структурирования социально-географического пространства, сбалансированного территориального развития и удовлетворения туристско-рекреационных запросов различных социально-демографических групп потребителей в нашей стране сегодня формируются отраслевые туристско-рекреационные кластеры и субкластеры различных уровней и форматов. Они рассматриваются не только как автономные виды пространственно-территориальной организации, в границах которых развиваются туркомплексы, но и выступают драйверами регионального и межрегионального социально-экономического развития регионов. [13]

В ряде научных источников отмечается, что кластеры возникают в тех случаях, когда в экономико-социально-географическом пространстве объективно возникают и достигают определенного масштаба определённые факторы, ресурсы и необходимые компетенции, формирующие конкурентные преимущества одних территориальных образований над другими.

Роль и значение туризма в развитии различных сфер национальной и региональной экономик обусловлено, как нарастающими темпами глобализации и интернационализации, так и тем, что туризм как социально-экономическая деятельность может способствовать повышению конкурентоспособности и продвижению отдельных регионов и дестинаций, обеспечивать рост занятости населения, привлекая инвестиции на основе использования их естественного потенциала. Кластерный подход представляет собой основу для разработки и проектирования территориальных туристско-рекреационных систем на основе географической концентрации аналогичных, смежных, дополнительных предприятий, организаций и компаний с единой специализированной инфраструктурой, общими рынками рабочей силы, закупок и сбыта, обеспечивающими доступ к инновационным технологиям, знаниям и другим «ноу-хау» в целях формирования благоприятной среды для повышения конкурентоспособности, увеличения инновационного потенциала и роста малого и среднего предпринимательства. [5]

Кластеризация туристского рынка региона создаёт ряд преимуществ, в частности, это:

­ объективная перспектива достижения синергетического эффекта за счёт укрепления межотраслевых связей и формирования цепочек добавленной стоимости в инфраструктурных сегментах (транспорт, сфера размещения, торговля, анимация, страхование и др.);

­ активизация инновационных процессов, модернизация инфраструктурных объектов, сочетание конкуренции и кооперации;

­ снижение издержек на маркетинговую, рекламно-информационную, логистическую и иные обеспечивающие виды деятельности;

­ динамичность и гибкость функционирования;

­ формирование системы и реализация преимуществ государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Оптимальная структура современного конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера, как правило, состоит из ряда компонентов: ядро кластера, которое образуют ключевые игроки, обеспечивающие экономический успех всего кластера; поставщиков туристских услуг; предприятий дополнительного сервиса; основной и сопутствующей инфраструктуры; маркетинговых и рекламных компании.

Л.Б. Нюренбергер и Н.Н. Егорова подчеркивают значение кластерного подхода для успешного продвижения региональных туристских продуктов, активного позиционирования регионов, обладающих определенным туристским потенциалом. По мнению исследователей, кластер должен «выделяться конкретными видами туризма и рекреации, за счет которых и будет достигнута конкурентоспособность территории на туристском рынке». Кластер позволяет региону демонстрировать уникальность туристских продуктов и туристско-рекреационных услуг, которые должны определяться «спецификой того региона, в котором они оказываются и реализуются». Кроме того, кластерный подход позволяет разрабатывать завершенные туристские маршруты «в границах одного локального кластера» и зафиксировать туристскую специализацию территории. [10]

На процессы кластеризации туристских территорий оказывают влияние многочисленные исторические факторы, географические и иные параметры. Развитие региональной туристско-рекреационной системы и её подсистем происходит на основе преобразования туристско-рекреационного потенциала в «капитал» - туристский продукт. Кластеры, в свою очередь, обладают туристско-рекреационными доминантами – очагами стимулирующими активность и рост, которые формируются в местах концентрации уникальных туристско-рекреационных объектов и пересечения туристских маршрутов. Сеть туристских маршрутов выполняет объединяющую функцию как в пределах одной региональной туристско-рекреационной системы, так и в межрегиональных территориальных пространствах и соответственно, кластерах.

Имеющиеся нормативно-правовые документы определяют туристский кластер как совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых правительством РФ. [1, 2]

Несмотря на то, что определение понятия «кластер» зафиксировано в ряде официальных, регламентирующих документов, в научной литературе ведётся активная дискуссия на эту тему.

Так, Н.Н. Даниленко и Н.В. Рубцова, на основе анализа различных определений туристского кластера, дают следующее его толкование: туристский кластер – это «сконцентрированная на определенной территории группа социальных институтов сферы туризма и гостеприимства: туроператоры, турагенты, средства размещения, организации питания, транспортные компании, вузы, научно-исследовательские институты, органы государственной власти и др., взаимодополняющие и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компонентов и кластера в целом». [6]

Т.А. Волкова., В.В. Миненкова, рассматривают кластер «как территориальную модель организации туристско-рекреационной деятельности. Системообразующим признаком этой модели, по мнению авторов, является перемещение туристов от места отправления к месту прибытия, которое (перемещение) объединяет вокруг себя множество других функций, видов деятельности, услуг и т.п.». Поэтому, считают авторы, кластер «должен иметь географические границы, центры притяжения туристов, цепочки населенных пунктов, обладающих туристско-рекреационной привлекательностью, транспортные коммуникации между ними, оптимальные расстояния для перемещения туристов и обеспечивающих туротрасль компаний». [4]

По мнению Т.В. Клочковой, кластер предполагает глубокую технологическую кооперацию субъектов туристской и обеспечивающей индустрии и на этой основе участие в системах накопления стоимости. Фирмы включаются в процесс кооперирования, но, что очень важно, продолжают конкурировать друг с другом избирательно, в отдельных областях. Такое конкурентное соседство является движущей силой постоянных продуктовых и технологических обновлений, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств. В кластере формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона. [7]

То есть, целью создания туристического кластера является повышение конкурентоспособности территории за счет синергетического эффекта.

Обобщая существующие подходы учёных и исследователей, можно выделить основные классификационные характеристики туристско-рекреационного кластера: совокупность объектов и субъектов туристской инфраструктуры и участников (производителей и потребителей турпродуктов); наличие кооперации между субъектами (предпринимательскими структурами, органами власти и государственными учреждениями, общественными организациями) туристско-рекреационного кластера в форме государственно-частного или муниципально-частного партнерства, ассоциаций и т.п.; структурность и структурированность субъектов (потребителей и производителей) турпродуктов; кооперация, объединение, взаимосвязанность и взаимозависимость, направленные на производство, продвижение, реализацию турпродукта и удовлетворение потребностей туристов-рекреантов [8]; совместное использование субъектами туристско-рекреационного кластера туристских ресурсов и инфраструктуры; общность целевой установки: удовлетворение туристско-рекреационных потребностей потребителей, создание условий для функционирования туристского бизнеса и сопряженных отраслей; повышение конкурентоспособности объектов и субъектов туристско-рекреационных кластеров.

Следует отметить, что в специальной литературе приводятся и иные признаки классификации туристско-рекреационных кластеров. В частности, предлагается группировать туристские кластеры по степени концентрации (локализации), по специализации, по видам туризма, по видам природно-географических ресурсов, по стадии жизненного цикла, по форме управления, по расположению относительно туристских центров, по целевым группам потребителей, по информационной доступности и др.

В современных исследованиях и практике развития сферы туризма и гостеприимства предлагаются новые направления и виды услуг, осуществляется поиск инновационных, актуальных предпринимательских практик, учитывающих актуальные тенденции в общественного развития и проявления туристско-рекреационных потребностей. Так, Ж.П. Шнорр предлагает развитие кластеров городского и пригородного туризма, которые могут формироваться на основе крупнейших урбанизированных центров (мегаполисов) и городских агломераций, что способствует интеграционным возможностям и эффектам в пределах агломераций. Важным элементом современной кластерной политики, считает автор, является цифровое пространство, которое обеспечивает «коммуникационные связи между его субъектами, ресурсами, компонентами потенциала, а также продвижение на рынке» и охват туристских объектов всех муниципальных образований и территорий агломерации, что может обеспечивать мультипликативный эффект от взаимодействия потенциалов субъектов кластерного образования. Ж.П. Шнорр уточняет и дополняет признаки идентификации туристского кластера наличием элементов цифровой туристской среды, способствующей усилению коммуникационных и экономических взаимосвязей субъектов туристской деятельности кластера, соответствующего условиям цифровой трансформации экономики. Подход автора представляется интересным и актуальным в условиях растущих агломераций, мегаполисов, урбанизации, миграций населения в крупные города. Появляется возможность формирования туристских кластеров в пределах агломераций за счет высокого уровня территориальной локализации субъектов туристской индустрии и взаимодополняющих отраслей, расположенности в одной географической области (географическая концентрация), привязанности объектов туристского интереса к территориям муниципальных образований, формирования «многоконтурного и гибкого туристско-экскурсионного продукта», хорошей транспортной доступности, «согласованности действий потенциальных участников кластера» и существования устойчивых экономических связей для удовлетворения рекреационных потребностей. [3]

Ряд авторов в своих работах подчеркивают растущую популярность и активность регионов России по продвижению конгресс-туризма, как одного из приоритетных направлений развития отечественного MICE-туризма. Российские заказчики бизнес-мероприятий все чаще проводят их в различных регионах внутри страны, что позволяет стимулировать развитие этих регионов и экономить бюджеты на проведение мероприятий, при этом экономический эффект получают все участники, особенно если конгрессные мероприятия приурочены либо совпадают с событиями ивент-индустрии. [12]

В ряде исследований отраслевой проблематики предпринимаются попытки обоснования роли и значения различных видов туризма как потенциальных факторов социально-экономического развития отдельных регионов через сохранение и восстановление всех видов культурно-исторического наследия. Например, есть публикации, где аргументируется, что усадебный туризм является одним из полноправных видов туризма в контексте существующих туристских традиций и формирования новой экономики впечатлений [11], так как во многих регионах России существует многовековая культура сохранения исторических объектов проживания политиков, представителей науки, искусства, известных писателей и общественных деятелей, что позволяет, с одной стороны, поддерживать материально-техническую базу уникальных объектов туристского показа, с другой – аккумулировать и реализовывать имеющийся культурно-исторический ресурсный потенциал, повышая, в том числе уровень занятости местного населения. [6]

Одним из успешных примеров реализации кластерного подхода к управлению локальным региональным туристским рынком является Новосибирская область. На территории НСО, обоснованно, выделено 7 разновидовых, поли- и монокомпонентных туристских кластеров:

­ Столица Сибири (г. Новосибирск, г. Бердск, г. Объ, р.п. Кольцово, п. Краснообск);

­ Салаир (Искитимский, Маслянинский, Тогучинский р-ны);

­ Караканский бор (Искитимский, Ордынский, Сузунский р-ны);

­ Кольцо истории (Колыванский, Мошковский, Сузунский р-ны);

­ Озёрный (Барабинский, Здвинский, Купинский, Татарский, Чановский, Чистоозёрный р-ны);

­ Васюгань (Венгеровский, Кыштовский, Северный, Убинский, Усть-Тарский р-ны);

­ Бальнеологический (Доволенский, Краснозёрский, Чановский р-ны). [13]

В границах каждого из выделенных кластеров функционируют специализированные туристские объекты, имеется определённая обеспечивающая инфраструктура, позволяющая разрабатывать и продвигать внутренние туристские продукты с целью привлечения потребителей как из Новосибирской области так и из близлежащих регионов Сибири. Кроме того, кластеризация отраслевого рынка региона позволяет формировать благоприятный инвестиционный климат для адресного привлечения инвестиций, в том числе частных.

Заключение . В целом, опыт создания и развития туристско-рекреационных кластеров в нашей стране уже доказал их экономическую целесообразность и значимость, не только для региональных туристских комплексов, но и для смежных отраслей, благодаря существенному мультипликативному эффекту туризма. [14] В сложившихся условиях, внутренний туристский рынок, туристские услуги и турпродукты, которые на нём реализуются, становятся все более привлекательными для большинства стейкхолдеров: производителей, продавцов, покупателей, посредников, представителей обеспечивающих отраслей.

Однако, учитывая имеющийся опыт, необходимо отметить, что дальнейшему развитию туристско-рекреационной сети мешает отсутствие единой нормативно-правовой базы формирования и функционирования туристско-рекреационных кластеров, не проработанность программного и методического инструментария объединения территорий в субкластерные и софткластерные образования, безальтернативность существующих управленческих решений, создающих барьеры в функционировании региональных туристских рынков.


References:

Arshinova A.N., Dorofeeva A.A., Zotova E.G., Karitskaya I.M., Kvita G.N. i dr. (2020). Organizatsiya i upravlenie regionalnymi lokalnymi rynkami v sfere turizma i gostepriimstva [Organization and management of regional local markets in the field of tourism and hospitality] Moscow: Izdatelstvo Knorus. (in Russian).

Danilenko N.N., Rubtsova N.V. (2013). K voprosu o soderzhanii ponyatiya «turistskiy klaster» [On the question of the content of the concept of tourist cluster]. Regional Economics: Theory and Pactice. (33). 45-53. (in Russian).

Klochkova T.V. (2012). Klastery: ponyatie, vidy, usloviya vozniknoveniya i funktsionirovaniya [Clusters: concept, types, conditions and operation]. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. (2). 52-61. (in Russian).

Makrinova E.I., Matuzenko E.V., Lysenko V.V. (2021). Predprinimatelskaya deyatelnost v turizme [Entrepreneurial activity in tourism] Moskva-Berlin: Direkt-Media. (in Russian).

Mekush G.E., Panov A.A. (2019). Strategicheskaya ekologicheskaya otsenka: regionalnye aspekty [Strategic environmental assessment: regional aspects] Sustainable development and new economic models. 38-40. (in Russian).

Nyurenberger L.B., Egorova N.N. (2015). Klasternyy podkhod kak osnova formirovaniya i prodvizheniya regionalnogo turprodukta [The cluster approach as a basis of regional tourism products and promotions]. Bulletin of Kemerovo State University. (2-7(62)). 234-238. (in Russian).

Nyurenberger L.B., Luchina N.A., Petrenko N.E., Kurnyavkin A.V. (2020). Usadebnyy turizm v sisteme sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Manor tourism in the system of socio-economic development of the region]. Chelovek. Sport. Meditsina. 157-163. (in Russian). doi: 10.14529/hsm20s225.

Nyurenberger L.B., Sevryukov I.Yu., Petrenko N.E. (2020). Kongress-turizm kak drayver rosta regionalnyh i natsionalnyh ekonomik [Congress tourism as a driver of growth of regional and national economies]. Innovation and Investment. (5). 323-327. (in Russian).

Petrenko N.E. (2021). Formirovanie, funktsionirovanie i razvitie lokalnyh regionalnyh turistskikh rynkov (na primere Novosibirskoy oblasti) [Formation, functioning and development of local regional tourist markets (on the example of the Novosibirsk region)] Barnaul. (in Russian).

Shvakov E.E., Klepikova N.I., Zyablitskaya T.S. (2014). Formirovanie otraslevogo klastera kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti turistsko-rekreatsionnogo kompleksa regiona [Formation of an industry cluster as a factor of increasing the competitiveness of the tourist and recreational complex of the region]. Ekonomika. Professiya. Biznes. (1). 16-22. (in Russian).

Volkova T.A., Minenkova V.V., Belikov M.Yu., Ponomarenko A.A. (2017). Turistskie klastery kak prostranstvennye modeli organizatsii turistsko-rekreatsionnoy deyatelnosti (na primere chernomorskogo poberezhya krasnodarskogo kraya) [Tourist clusters as spatial models of the organization of tourist and recreational activities (on the example of the Black Sea coast of Krasnodar Krai)]. Scientific Journal of KubSAU. (133). 682-696. (in Russian). doi: 10.21515/1990-4665-133-051.

Vorobey E.K. (2023). Formirovanie «umnyh turistsko-rekreatsionnyh territoriy» v protsesse tsifrovoy transformatsii regionov [Formation of «smart tourist and recreational areas» in the process of digital transformation of regions]. Innovation and Investment. (5). 466-470. (in Russian).

Страница обновлена: 05.05.2025 в 22:39:21