Study of the relationship between the density of communication space and working conditions of employees in the hospitality and catering industry

Ilyin S.M.1, Samarskaya N.A.1, Simanovich S.V.1
1 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 6 (June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53991225

Abstract:
This article is devoted to the study of the causes and consequences of occupational injuries in the hotel industry and catering. The authors develop recommendations to reduce risks. One of the causes of occupational injuries in these areas are the human factor and the psycho-emotional state of the staff, causing psycho-emotional overstrain and the risk of uncontrolled conflict situations. It is proposed to use criteria that allow an objective assessment of the level of organization and management of a hotel facility, as well as the use of the indicator of the density of the communicative space in assessing the working conditions. Timely assessment will allow to manage the relevant risks more fully. As a result, it can lead to a decrease in the level of injuries, lead to an improvement in economic indicators and increase customer satisfaction with the hotel services.

Keywords: hospitality industry, catering industry, psychophysiological factor, working conditions, personnel management, communication space, occupational accidents, occupational health and safety

JEL-classification: J81, L83, J28



Введение

Реалии современности показывают, что гостиничный и ресторанный бизнес занимает важное место в экономике государства. При этом для развития индустрии гостиничного бизнеса имеют существенное значение внутренние и внешние факторы. Внутренние связаны с политической, экономической, финансовой, культурной и демографической ситуацией в государстве и регионе, а также с безопасностью гостеприимных объектов и маршрутов передвижения – туристических, деловых и пр. Внутренние факторы, в свою очередь, непосредственно связаны с организацией и деятельностью конкретных предприятий гостиничной отрасли, определяющим показателем которой традиционно является качество оказываемых услуг.

Для предприятий гостеприимного бизнеса этот показатель приоритетен в плане экономического благополучия, определяющего их «жизнеспособность» в условиях жесткой конкуренции современного рынка услуг. Закономерно, что перспективы развития и процветания гостиничных объектов и предприятий общественного питания во многом определяются уровнем трудовой активности персонала, в данном случае – квалификацией работников, их способностью соблюдать нормы профессионального этикета и готовностью выполнять свои обязанности в соответствии с гостеприимными традициями [1].

При этом специфика функционала работников гостеприимного бизнеса заключается в высокой плотности коммуникативного пространства межличностного и группового общения, что в свою очередь, формируя во многом психофизиологические производственные факторы, определяет условия и напряженность клиентоориентированного труда персонала [2].

Гостиничный бизнес тесно связан с общественным питанием, включая ресторанный бизнес, которые занимают особое место в индустрии гостеприимства. Услуги питания, удовлетворяющие потребности клиентов в пище, вместе с услугами по размещению гостей, являются системообразующими факторами, также формирующими условия труда работников гостеприимной индустрии.

Стремительное расширение сферы гостеприимства требует решения ряда правовых, организационных, технических и технологических вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья клиентов во время пребывания в местах размещения, отдыха и развлечений. Актуальность такой деятельности, определяется экспертами, которые считают, что чувство полной защищенности от возможных вредных и опасных факторов, а также эффективность управления угрозами и опасностями, непосредственно влияет на мотивацию людей выбирать определенные места для проведения своего досуга [3], что определяет положительную динамику развития гостеприимного предприятия и бизнеса в целом.

Это, в свою очередь, диктует необходимость изучения и исследования роли человеческого фактора как системообразующего эффективной организации и эффективной деятельности предприятий гостеприимной сферы, в частности – влияния плотности коммуникативного пространства и на эффективность клиентоориентированного труда в гостеприимной индустрии, а также оценки условий и напряженности труда работников структурных подразделений гостеприимных предприятий с учетом имеющих место психофизиологических факторов. Результатами таких исследований, в частности, могут являться рекомендации по использованию показателей плотности коммуникативного пространства при оценке условий труда работников различных структурных подразделений объектов гостиничных предприятий и сопутствующих их деятельности объектов общественного питания (ресторанов, кафе) в рамках повышения безопасности труда и улучшения качества предоставляемых услуг.

Коммуникативное пространство и его влияние на условия труда

Для получения более объективной информации об условиях труда персонала и системе охраны труда предприятий индустрии гостеприимства, необходимо детально рассмотреть ее функционально-технологическую схему, демонстрирующую их основные функции - прием гостей, обеспечение их проживания, питания, досуга и других потребностей. Обычно управление такими объектами осуществляют генеральные менеджеры, а различные службы и подразделения, взаимодействуя между собой, находятся в их подчинении (Рис. 1).

Рисунок 1. Примерная структура и иерархия взаимодействий в отелях

Источник: составлено авторами.

Чем выше класс отеля, тем более сложной будет его структура и большим будет количество персонала, занятого в различных службах. В небольшой гостинице обычно оказываются базовые услуги по проживанию и питанию в небольшом кафе. Однако, в большом гостиничном комплексе, помимо базовых услуг, могут предоставляться дополнительные бизнес-услуги и услуги для досуга, такие как конференц-залы, бизнес-центры, интернет-салоны, бассейны, фитнес-центры, спа-салоны, салоны красоты, магазины подарков и сувениров и т.д.

Объекты сферы общественного питания могут быть самостоятельными организациями, но в сфере общественного питания, как правило, органично входят в структуру гостеприимного объекта. В любом случае ресторанный комплекс может включать в себя категории работников, такие как официанты, бармены, повара, бариста, хостес и другие. Они отвечают за обслуживание клиентов, поддержание чистоты и порядка на территории заведения, а также за подготовку и предоставление блюд и напитков. Кроме того, как и в гостиничной сфере, в ресторанном бизнесе могут быть менеджеры, руководители отделов и другие высококвалифицированные специалисты, отвечающие за эффективное функционирование заведения в целом.

В любой рассматриваемой сфере, будь то гостеприимство или общественное питание, функционал персонала клиентоориентирован: все работники участвуют в предоставлении услуг клиентам, при этом важным аспектом, во многом определяющим условия труда и влияющим на работоспособность и здоровье работников, является взаимодействие с гостями. Эти социально-коммуникационные факторы добавляются к физическим, химическим и биологическим факторам, которые уже регламентированы и хорошо изучены. Однако аспект нормирования плотности взаимодействия работников с гостями остается малоизученным [4] вопросом на сегодняшний день. Исходя из идеи, что создание высочайшего уровня сервиса для удовлетворения запросов гостей является приоритетной целью [5], данный фактор играет не менее важную роль в формировании условий труда для разных категорий сотрудников в рассматриваемых сферах.

Различными авторами отмечается, что коммуникативное пространство следует рассматривать как явление, не только включающее когнитивное и культурное пространство, но и отражающее способы и средства репрезентации различных единиц, структурирующих эти пространства [6].

Авторы выделяют следующие типы коммуникативного пространства:

- универсальное коммуникативное пространство;

- коммуникативное пространство лингвокультурного сообщества;

- коллективное коммуникативное пространство;

- индивидуальное коммуникативное пространство.

Вместе с этим нельзя не отметить, что в гостиничном и ресторанном бизнесе существуют различные категории работников, функционал которых имеет существенные различия в диапазоне непосредственного взаимодействия с гостями и клиентами.

Для гостиничной сферы существует традиционная классификация служб (подразделений) по административным зонам переднего плана (front of the house) и заднего плана (back of the house). К первым относят службы, выполняющие линейные функции и предполагающие регулярные или периодические контакты с клиентами. Трудовые функции сотрудников административной зоны заднего плана в большинстве случаев не подразумевают непосредственных контактов с гостями [7].

В случае с сотрудниками сферы общественного питания это могут быть сотрудники администрации, которые занимаются управленческими задачами и координируют работу различных отделов и подразделений. В то же время, есть должности, которые связаны напрямую со взаимодействием с гостями, такие как официанты, бармены, повара и т.д. Эти работники вовлечены в коммуникативное пространство более плотно, поскольку их работа напрямую связана с оказанием услуг гостям, и они должны уметь эффективно общаться с клиентами и учитывать их пожелания.

Учитывая вышесказанное, оценка условий труда работников в зависимости от их вовлеченности в гостеприимную деятельность может быть не в достаточной мере объективной. Например, метрдотель и повар ресторана могут относиться к одной службе питания, но условия труда для них существенно отличаются. Повар не имеет прямого контакта с гостями при приготовлении пищи, в то время как контакт с гостями является основой работы метрдотеля. Таким образом, показатели коммуникационного пространства, связанные с интенсивностью [8] взаимодействия работников с гостями в процессе работы, у этих специалистов несравнимы, несмотря на то, что они входят в одну службу.

В связи с этим, представляется рациональным сделать плотность коммуникационного пространства одним из факторов, подлежащих оценке в ходе определения функционала и условий труда в выше обозначенных сферах, и классифицировать сотрудников гостиничного комплекса следующим образом.

Рисунок 2. Классификация сотрудников гостеприимного объекта с учетом плотности коммуникативного пространства условий труда

Источник: составлено авторами.

Интерпретация данных по взаимосвязи плотности коммуникативного пространства и специфики выполняемых работ

Работники, которые не имеют прямого взаимодействия с гостями и их функциональные обязанности на территории гостеприимного объекта схожи с работниками других сфер деятельности, будут включены в первую категорию. К этой категории относятся коммерческая, инженерно-техническая, финансово-экономическая, обеспечения, отдела кадров и обучения, повара и рабочие блока питания и другие сотрудники. Эти специалисты не имеют взаимодействия с гостями, и плотность коммуникационного пространства для них фактически равна нулю.

Во вторую категорию включаются руководители и менеджеры, которые ответственны за организационные вопросы, связанные с работой самого комплекса объекта (гостиничного или общественного питания), и возглавляют соответствующие службы. Главной функцией этих сотрудников является управление подчиненными и контроль за их деятельностью, а не взаимодействие с гостями. Хотя управляющий может лично приветствовать и провожать высокопоставленных гостей и знаменитостей, такие случаи являются скорее исключением. Условия труда этой категории сотрудников больше напоминают офисную работу, которая включает управление персоналом и перемещение по территории комплекса объекта только по мере необходимости, как следствие можно сделать вывод, что плотность коммуникации с гостями невелика.

Третья категория сотрудников включает в себя тех, кто ежедневно и непосредственно взаимодействует с гостями в процессе выполнения своих трудовых обязанностей. Сюда относятся служба безопасности и обслуживания номерного фонда, такие как горничные и уборщицы. В этой группе условия труда предполагают высокую плотность коммуникации с гостями, что оказывает значительное влияние на их трудовые условия.

Четвертая категория работников объекта занята оказанием гостеприимных услуг, что включает в себя постоянный и прямой контакт с гостями. Эта группа включает в себя администраторов и консьержей службы приема и размещения, метрдотель, официантов и барменов службы питания, супервайзеров, официантов и барменов службы обслуживания в номерах, сотрудников банкетной службы, работников спа-салонов, салонов красоты, медицинских работников и сотрудников оздоровительных объектов. Плотность коммуникации с гостями у этой категории значительно выше, чем у других групп работников, и, по сути, является определяющей для их профессии, а также формирует условия труда.

Если руководитель гостиницы не учитывает плотность коммуникации в трудовом процессе коллектива, то существует высокий риск негативных психоэмоциональных и психофизиологических эффектов вследствие перегрузки нервной системы сотрудников. Это отрицательно влияет на их работоспособность, здоровье и эмоциональную стабильность, что с высокой степенью вероятности может привести к конфликтным ситуациям. Как отмечают некоторые авторы, конфликт не может произойти вне сферы общения. Он возникает, развивается и заканчивается в рамках множества взаимодействий между людьми [9].

Применение оценки плотности коммуникативного пространства в контексте охраны труда

Согласно ГОСТ 12.0.003-2015, неблагоприятные факторы на производстве классифицируются по тяжести воздействия на организм работника. Если факторы трудовой деятельности или производственной среды могут привести к профессиональному заболеванию или временной потере работоспособности работника, то они считаются вредными [1].

Опасные производственные факторы могут вызвать у работников острые заболевания, травмы различной степени тяжести, а в некоторых случаях смерть. Нормативным документом определена условная граница между вредными и опасными факторами, так как один и тот же фактор может быть вредным или опасным в зависимости от условий воздействия. Кроме того, при кумулятивном эффекте длительного периода воздействия вредные факторы могут перейти в опасные.

Последствия отрицательного влияния внешних факторов на производстве могут проявляться не только в виде травм и физических повреждений, но и в других формах, которые могут привести к снижению работоспособности и вынудить работника менять свою должность. При этом, не уточняется, какой тип воздействия является причиной таких последствий - физический, биологический, химический или психологический. Следовательно, можно сделать вывод, что случаи, не связанные с получением телесных повреждений, но которые наносят вред здоровью работника и заставляют его менять место работы, также должны считаться несчастными случаями, и в соответствии с Трудовым Кодексом РФ [2], требуют обязательного расследования.

В производственной деятельности травмы могут иметь разную степень тяжести, начиная от небольших ушибов и порезов и заканчивая серьезными травмами, такими как сложные переломы и черепно-мозговые повреждения, которые могут привести к смерти. Обычно травмы классифицируются по четырем группам в зависимости от тяжести повреждения. Незначительные повреждения, не препятствующие работе, относятся к микротравмам. Травмы, вызывающие временную утрату трудоспособности, но полностью восстанавливаемые после лечения без ухудшения общего состояния здоровья, относятся ко 2 группе. Тяжелые травмы, которые вызывают продолжительную утрату профессиональной трудоспособности или приводят к временной или постоянной инвалидности, относятся к 3 группе. Травмы со смертельным исходом относятся к 4 группе.

Однако в контексте нашего исследования следует выделить отдельный вид травм - психические повреждения, которые наносят вред психическому здоровью человека в результате длительного воздействия неблагоприятных психофизиологических факторов или стрессовых ситуаций. Реакции людей на потенциальную угрозу могут быть очень разнообразны, и классифицировать их сложно из-за значительного разнообразия источников.

Однако эксперты разделяют психические травмы на несколько основных типов, включая:

- шоковые травмы, которые возникают в результате сильного переживания угрозы для жизни;

- эмоциональные травмы, связанные с переживаниями личных неудач, потрясений, горя, потерь, конфликтов и прочего;

- травмы развития, которые произошли в раннем детстве и могут негативно повлиять на психическое состояние человека в процессе его взросления.

Существуют серьезные последствия, связанные с психическими травмами, которые могут привести к различным психическим и физическим заболеваниям, таким как депрессия, тревожные расстройства, психосоматические проблемы. Это может приводить к снижению производительности и качества работы, а также является фактором выгорания на работе и высокой текучести кадров. Кроме того, психические травмы могут приводить к опасным социальным последствиям, таким как насилие и суицид [10].

Главным фактором, который влияет на сложность работы и уровень напряжения работника, является воздействие психофизиологических факторов на протяжении выполнения профессиональных обязанностей. Физическая и динамическая нагрузка оценивают тяжесть труда, а напряженность труда определяется в основном воздействием на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу работника.

Таким образом, все факторы, связанные с работой, можно разделить на качественные и количественные, параллельно выделив несколько видов нагрузок, таких, как интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные и режимные. Для оценки напряженности труда на рабочем месте специалисты проводят хронометражные исследования монотонных операций (количество и частота), а также сенсорных нагрузок (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов, длительность работы с дисплеями и оптическими приборами) [3]. В ходе производственного контроля также учитываются интеллектуальные факторы, которые включают уровень сложности, содержание и характер деятельности, а также эмоциональные факторы, включая уровень ответственности за принятие решений, значимость возможной ошибки, ответственность за качество продукции и степень риска для жизни. Кроме того, учитывается сменность труда [4].

В настоящее время при оценке напряженности труда учитываются лишь количество конфликтных ситуаций (1-3 за смену) и степень ответственности за принятие решений, не учитывая риски остроэмоциональных, стрессовых воздействий обстановки и окружающих людей на психику работника, наиболее свойственных условиям труда с высокой плотностью коммуникативного пространства. При этом не учитывается, что для некоторых категорий работников нагрузки на психику могут быть усугублены отсутствием свободы принятия решений и выбора действий, вызванных необходимостью соблюдения профессионального этикета, что является обязательным условием для некоторых видов работников, профессиональная деятельность которых клиентоориентирована, то есть определяется строгими рамками профессионального этикета и непропорциональной зависимостью интересов работников и окружающими их людьми [11].

В любом случае эти факторы оказывают значительное воздействие на организм работников и приводят к повышению общей напряженности, а при отсутствии профилактических мер, согласно исследованиям специалистов в области психологии и физиологии труда, могут привести к перенапряжению, нервным срывам, профессиональному выгоранию и другим заболеваниям, связанным с трудовой деятельностью [12].

При этом установлено, что риск возникновения стрессовых ситуаций у работников напрямую связан с плотностью коммуникативного пространства, то есть чем выше плотность взаимодействия с окружающими людьми, тем чаще возникают стрессовые ситуации, которые могут привести к психическому напряжению, психосоматическим расстройствам и негативным последствиям в поведении [13]. Отмечается, что работники гостеприимных объектов даже при высоком уровне профессиональной подготовки могут неосознанно нарушать правила безопасного поведения и становиться жертвами производственных травм, особенно в условиях повышенной напряженности и стресса.

Проблемные ситуации, которые могут вызвать конфликты на рабочем месте, могут иметь различные причины, включая как низкий уровень организации производства со стороны администрации, так и неадекватное поведение или нарушение установленных норм поведения клиентами. В случае первой ситуации проблемы могут быть решены быстро и, как правило, всегда в пользу гостей, но в случае второй ситуации может потребоваться вмешательство сотрудников службы безопасности или даже правоохранительных органов.

В работе гостиничных предприятий всегда существуют риски конфликтов между клиентами и персоналом, таких как нетактичное поведение клиентов, нарушение правил проживания, неадекватное поведение и вербальная или физическая агрессия, особенно со стороны клиентов в состоянии алкогольного опьянения. Сотрудники женского пола, деятельность которых связана с непосредственным взаимодействием с клиентами, подвержены большему риску сексуального домогательства, нападений и насилия. Такие нарушения могут привести к серьезным долгосрочным физическим и психологическим последствиям, таким как депрессия, неврозы, панические атаки и попытки суицида, а также снижению социальной адаптации и нежеланию работать [5].

Причины производственных травм в гостиничной индустрии, которые происходят из-за «человеческого фактора», не могут быть полностью охарактеризованы текущими нормативными критериями для оценки психофизиологических производственных факторов. Эти критерии формальны и не в полной мере отражают условия и специфику деятельности сотрудников в данной индустрии. Авторами исследования предполагается, что использование показателя плотности коммуникативного пространства на рабочем месте сотрудника может быть более эффективным при оценке условий труда, что в свою очередь будет способствовать снижению рисков производственного травматизма в гостиничной индустрии.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что снижение рисков производственных травм различного характера оказывает благоприятное экономическое воздействие на предприятия этой отрасли за счет сокращения затрат на лечение и компенсации пострадавшим сотрудникам, а также на оплату временной нетрудоспособности и восстановительных процедур.

Кроме того, снижение рисков травматизма сотрудников может улучшить качество обслуживания и повысить удовлетворенность клиентов, что будет способствовать увеличению числа клиентов и, соответственно, росту доходов гостиниц и ресторанов.

Представляется целесообразным создать систему критериев, которая с учетом специфики функционала и плотности коммуникативного пространства сотрудников позволит системно и с высокой степенью объективности производить оценку условий их труда. Это позволит рационально организовать труд работников различных подразделений гостеприимного объекта, наладить устойчивое управление гостиничным объектом в плане командной работы и эффективного взаимодействия между службами, внедрения программ социальной защиты, мотивации и профессионального развития персонала, что в совокупности позволит нивелировать риски производственного травматизма и повысить уровень экономического благополучия предприятия.

[1] ГОСТ 12.0.003-2015 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Межгосударственный стандарт. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/1200136071 (дата обращения: 23.04.2023).

[2] Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21.12.2001 г. №197-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 23.04.2023).

[3] Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158398/ (дата обращения: 15.04.2023).

[4] Р 2.2.2006-05. 2.2. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85537/ (дата обращения: 15.04.2023).

[5] Альтернативный доклад о соблюдении Российской Федерацией Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 79 сессия, 21 июня 2020. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://wcons.net/wp-content/uploads/2021/06/Alternative_report_to_CEDAW.pdf (дата обращения: 15.04.2023).


References:

Gridin A.D. (2017). Bezopasnost i okhrana truda v sfere gostinichnogo obsluzhivaniya [Health and Safety in Hospitality Services] M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya». (in Russian).

Khilsher V.A., Ananev E.V. (2018). Professionalnaya etika v sfere gostepriimstva: znachenie i funktsii [Professional ethics in the field of hospitality: value and functions]. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa. 12 (1). 97-107. (in Russian). doi: 10.24411/2414-3863-2018-10111.

Klyueva Yu.S., Nikolenko P.G., Shamin E.A. (2019). Organizatsiya gostinichnogo dela [Organization of the hospitality industry] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).

Mazur E.S., Khrulenko-Varnitskiy I.O. (2011). Psikhoterapiya psikhicheskoy travmy [Psychotherapy of mental trauma] Moscow: Gosudarstvennyy nauchnyy tsentr sotsialnoy i sudebnoy psikhiatrii im. V. P. Serbskogo. (in Russian).

Melnikova M.L. (2018). Psikhologiya stressa: teoriya i praktika [Psychology of Stress: Theory and Practice] Yekaterinburg: Uralskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. (in Russian).

Mirolyubova S.A. (2007). Mekhanizm formirovaniya sotsialno-psikhologicheskikh faktorov [Mechanism of formation of socio-psychological factors]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten. 203-207. (in Russian).

Ogurtsova Yu.N. (2022). Rol personala v effektivnosti deyatelnosti gostinichnogo predpriyatiya [The role of personnel in the efficiency of the hotel enterprise]. Innovative science. (9-1). 30-32. (in Russian).

Redkozubova E.A. (2017). Modern Communicative Space: Approaches to Description Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki. (5). 145-151. doi: 10.18522/2070-1403-2017-64-5-145-151.

Shostak M.A., Yakovleva M.A. (2021). Issledovanie faktorov vliyaniya na osobennosti upravleniya personalom gostinichnyh predpriyatiy: kontseptualnye aspekty [Research of factors influencing features of human resource management of hotels: conceptual aspects]. Ekonomika. Informatika. 48 (2). 287-298. (in Russian). doi: 10.52575/2687-0932-2021-48-2-287-298.

Skabeeva L.I. (2021). Bezopasnost i kachestvo gostinichnyh uslug v sovremennyh usloviyakh [Safety and quality of hotel services in modern conditions]. The Service Plus Scientific Journal. 15 (3). 43-50. (in Russian). doi: 10.24412/2413-693X-2021-3-43-50.

Vasilik M.A. (2003). Osnovy teorii kommunikatsii [Fundamentals of Communication Theory] M.: Gardariki. (in Russian).

Zastavenko V.A. (2021). Kommunikativnoe prostranstvo konflikta: teoreticheskiy analiz [Communicative space of the conflict: theoretical analysis]. Konfliktologiya / nota bene. (4). 81-95. (in Russian). doi: 10.7256/2454-0617.2021.4.36734.

Zueva O.V., Suraykina E.A. (2018). Organizatsiya obsluzhivaniya na predpriyatiyakh industrii gostepriimstva [Organization of service in the hospitality industry] Samara: Izd-vo Samarskogo universiteta. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 03:03:00