Creative industry start-ups in grantee projects

Shaymieva E.Sh.1, Kokurina A.A.1, Gumerova G.I.2
1 Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Russia
2 Финансовый университет при Правительстве РФ

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 6 (June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54059780
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The article discusses the practical content of creative industry startups in the Russian economic space. The research focuses on startups of creative industries that have become grantees in the Russian economic space within the framework of the Presidential Fund for Cultural Initiatives. The research is based on the results of nine competitions held from 2021 to the present in the nomination "Project Type: Startups of Culture, Art and Cultural Initiatives" of the Presidential Foundation for Cultural Initiatives. In a comparative analysis of startups of creative industries-grantees and regions-leaders in the contribution of creative industries to the regional economy (as the results of research projects of leading Russian scientific schools), Russian cities and regions were identified that reveal the maximum indicators of activity in the field of startups of culture, art and creative industries-winners of the Presidential Fund for Cultural Initiatives. For the analyzed period (2021-2023), they are as follows: Moscow, St. Petersburg, Novosibirsk region and the Republic of Tatarstan. The results of the study can be used by specialists for the formation of the startup industry in the Russian economic space, including the startup industry of creative industries, specialists of public administration, commercial structures and educational organizations dealing with the development of startups. FUNDING: The article was carried out with the scholarship support of Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov.

Keywords: start-up grant support, Russia's leading regions by number of start-ups, culture start-ups, arts and creative industry start-ups

Funding:
Статья выполнена при стипендиальной поддержке Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова

JEL-classification: M21, L26, O31



Введение

В российском экономическом пространстве функционирует значительно число конкурсов, которые осуществляют грантовую поддержку проектам организаций креативных индустрий. На агрегаторе «Культура. Гранты России», функционирующем с 2107 г., представлена информация о грантах, субсидиях для проектных инициатив в сфере культуры [1] [1].

Известность имеют следующие конкурсы, поддерживающие проекты в области креативных индустрий:

- конкурс «Лучших молодежных проектов в сфере креативных индустрий». Организатором выступает Роскультцентр — подведомственное учреждение Росмолодежи, курирует направление "Росмолодежь. Креатив". Основной целью деятельности которого является формирование молодежного профессионального сообщества — кадрового резерва страны в сфере креативных индустрий, а также создание возможностей для развития молодежи, в т. ч. посредством обучения профильным навыкам [2];

- конкурсы проектов креативных индустрий на сайте Российской креативной недели и др. [3]

Функционирование общественного проекта «Живое наследие», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов с декабря 2018 г, проекта «Самобранка» - мультимедийного проекта медиагруппы «Комсомольская правда» о художественных промыслах России, культуре всех населяющих ее народов от Калининграда до Сахалина, подготовленного при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, Министерства промышленности России демонстрирует возможности, достижения проектных инициатив в области культуры, искусства, использование процессов управления организациями креативных индустрий на основе менеджмента ОИС, брендинга как междисицплинарного процесса в организациях креативных индустрий [4, 5].

В настоящем исследовании рассматриваются стартапы, ставшие победителями в конкурсе стартапов креативных индустрий «Президентского фонда культурных инициатив», выделяются российские регионы, города, где формируется максимальное количество стартапов креативных индустрий, которые становятся победителями в данном конкурсе [13].

Объектом настоящего исследования являются стартапы как научно-практическое направление в исследованиях креативных индустрий в цифровой экономике, в практике вопроса. Предметом выступают проектные исследования стартапов креативных индустрий и практическое наполнение стартапов креативных индустрий в российском экономическом пространстве. В настоящем исследовании рассматриваются стартапы креативных индустрий, ставшие грантополучателями в российском экономическом пространстве, в рамках «Президентского Фонда культурных инициатив».

Результатами исследования являются следующие положения: определены российские города, регионы с высокими показателями по количеству стартапов креативных индустрий: г. Москва, г.Санкт-Петербург, Новосибирская обл., Республика Татарстан; показана высокая значимость типов проекта «стартапы культуры, искусства и креативных индустрий» в рамках Президентского Фонда Креативных индустрий для развития направления «стартапов креативных индустрий».

Новизной исследования является: предложено развивать направление «Креатив-КультТех-Стартап» („Creativ-CultTech-SturtUps“) как единое направление для венчурного финансирования, финансирования со стороны государства, для развития компетенций обучающихся в рамках платформ «НТИ», программ «Стартап как диплом», акселерационных программ с платформ поддержки малого и среднего бизнеса.

Стартапы креативных индустрий – грантополучатели в российском экономическом пространстве

С 2017 г. функционирует Фонд президентских грантов, являющийся «…единым оператором государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации…» [6]. Фонд на конкурсной основе выделяет гранты Президента Российской Федерации на реализацию социально значимых проектов некоммерческих неправительственных организаций и способствует развитию сектора таких организаций, благотворительности, добровольчества, в том числе через софинансирование поддержки общественных инициатив, оказываемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональными операторами) [6]. Одним из грантовых направлений является «поддержка проектов в области культуры и искусства» [7].

С 2021 г. реализуется поддержка «стартапов в области культуры, искусства и креативных индустрий» в рамках Президентского Фонда культурных инициатив (согласно Указу о создании Президентского Фонда культурных инициатив № 287 от 17.05.2021) (далее – ПФКИ) [8, 13].

На официальном сайте «Президентский Фонд культурных инициатив» (далее – ПФКИ) представлены девять тематических направлений конкурса:

1. Нация созидателей. Российские первооткрыватели, изобретатели, ученые, просветители. Лучшие креативные достижения страны. Люди, меняющие мир к лучшему.

2. Культурный код. Проекты по продвижению через культуру и креативные индустрии традиционных духовно-нравственных ценностей

3. Молодые лидеры. Выявление и поддержка молодых талантливых лидеров в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.

4. Место силы. Малая родина. Региональная история. Локальная идентичность.

5. Великое русское слово. Литературные, театральные и иные проекты, основывающиеся на русской литературе и драматургии.

6. Я горжусь. Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории, культуры и современности.

7. История страны: история преодолений и побед. Вехи. Как свидетельствует история, путь изменений – даже стремительных – может быть успешным и легитимным только в условиях общественно-политической стабильности. Ответственность перед историей лидеров изменений – важнейшая тема в истории отечественной культуры.

8. Многонациональный народ. Этнокультурное многообразие России — ее конкурентное глобальное преимущество, ее сила и самобытность (193 народа, 270 языков и диалектов) [9, 13].

9. Мы вместе. Проекты, направленные на интеграцию Донбасса и освобожденных территорий в единое культурно-образовательное, просветительское и цивилизационное пространство. [2] [3] Необходимо отметить, что все направления данного конкурса направлены на развитие, приумножение традиционных ценностей, распространения данных ценностей, сформировавшихся на протяжении столетий, среди всех поколений, на всей территории Российской Федерации, формируя тем самым единство на основе традиций, культуры, для укрепления новых начинаний у новых поколений на основе традиционных ценностей. Такое рассмотрение направлений конкурса ПФКИ служит развитию, приумножению социального, интеллектуального капитала, являющегося основой развития региона. Вовлечение творческого начала индивида, группы в развитие культурного кода нации в цифровой экономике является основой человекоцентричной экономики, когда в рамках стартапа разрабатывается и покрывается потребность на основе творческих, индивидуальных способностей индивида, группы [12, 19]. В исследовании Демшиной А.Ю. рассматриваются вопросы, касающиеся важности внимания к внутреннему миру индивида, его потребностям, переживаниям, усиления данного тренда в условиях развития цифровых медиатехнологий [10]. Данная тематика находит свое развитие в исследовании Яковлевой Е.Л., где вопросы консюмеризма рассматриваются, в частности, вокруг идеи потребления [11]. Последние выступают агрессивной средой для индивида, обладателя культурных ценностей, которые требуют своей поддержки на государственном уровне. Особое значение приобретает вопрос «передачи» культурных ценностей от поколения к поколению, когда современное поколение характеризуется потреблением значительного объема информации, не выдвигая требований к качеству данной информации.

Согласно Положению о втором конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий в 2023 году оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии со следующими критериями и коэффициентами их значимости (таб. 1) [8].

Таблица 1 . Критерии оценки заявок на участие в конкурсе во втором конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий в 2023 году

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе
Коэффициенты значимости для заявок с запрашиваемой суммой гранта
не более 500 тыс. рублей
свыше 500 тыс. рублей и не более 3 млн рублей
свыше 3 млн рублей и не более 10 млн рублей
свыше 10 млн рублей
1.Актуальность и общественная значимость проекта
1
1,5
1,5
2
2. Соответствие творческой концепции проекта тематическим направлениям
1,5
1
0,5
0
3. Логическая связность и реализуемость проекта
1
1
1
1
4. Уникальность творческой концепции проекта
1
1,5
1,5
2
5.Реалистичность бюджета проекта
1,5
1,5
1,5
1,5
6. Масштаб реализации проекта
0
0,5
0,5
0,5
7. Объем собственного вклада (привлекаемых ресурсов)
0,5
0,5
0,5
0,5
8. Значимость и успешность опыта заявителя по соответствующему направлению деятельности
0,5
0,5
0,5
0,5
9. Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности и ее масштабу
1
1
1,5
1,5
10. Партнерская поддержка проекта
2
1
1
0.5
Выделено курсивом – данные критерии являются общепринятыми для стартапов в целом, и для сформулированного авторами настоящего исследования понятия «стартапы креативных индустрий»

Источник: составлено авторами по материалам [8, 13]

Необходимо отметить, что в.у. критерии оценок заявок на конкурс ПФКИ актуальны для всех типов проектов конкурса, включая: проекты в области культуры и академического (классического) искусства, проекты в области современной популярной культуры, проекты креативных индустрий (в том числе в области литературы и издательского дела, дизайна, моды, арт, музыки и саунд-дизайна, архитектуры и урбанистики, новых медиа, мультимедиа технологий, кино, театра, игр, создания и развития инфраструктуры креативных индустрий) и др.

С 2021 г. по настоящее время [4] в номинации «тип проекта: стартапы культуры, искусства и культурных инициатив» «Президентского Фонда культурных инициатив» проведено 9 конкурсов [13].

В фокусе нашего исследования - категории «победитель», в номинации «тип проекта: стартапы культуры, искусства и культурных инициатив», конкурс «все конкурсы» «Президентского Фонда культурных инициатив». Необходимо отметить, что в данном Конкурсе выделяют три категории: победитель, на независимой экспертизе, не получившие поддержку [8, 13] [5].

С 2021 по настоящее время победителями стали 104 стартапа (7% от общего числа участников в данном типе проекта), всего – 1421 участника в номинации ««тип проекта: стартапы культуры, искусства и культурных инициатив» (таб. 2). Данные показатели являются достаточно высокими для в.у. условий грантовыделения, настоящего периода развития конкурса ПФКИ [13].

Таблица 2. Тип проекта «стартапы культуры, искусства и культурных инициатив» за период 17.05.2021-17.02.2023 в «Президентском Фонде культурных инициатив»

Всего участников
Победители
На независимой экспертизе
Не получившие поддержку
Ед.
%
Ед.
%
Ед.
%
Ед.
%
1421
100
104
7
276
20
1041
73
Источник: составлено авторами по материалам [13]

Далее нами были проанализированы результаты исследовательских проектов АСИ (2021 г.), НАФИ (2021 г.) и результаты стартапов-победителей в Президентском Фонде культурных инициатив (за период 05.2021-02.-2023) (таб. 3, 4).

Таблица 3. Регионы-лидеры по вкладу креативных индустрий в экономику по округу (2019 г.) согласно проекту АСИ и стартапы креативных индустрий победители в Президентском Фонде культурных инициатив (за период 05.2021-02.-2023)

Город/регион
Москва
Санкт-Петербург
Севастополь
Ставропольский край
Республика Башкортостан
Тюменская область
Новосибирская область
Сахалинская область
Вклад КИ в экономику по округу (2019 г., в 5)
18,5%
12,6%
4,4%
2,2%
4,5%
8,9%
5,4%
2,5%
Стартап КИ-победитель (2021-02.23), в ед.
15
4
0
1
1
0
7
0
КИ – креативные индустрии; выделено жирным – максимальные показатели в двух категориях

Источник: составлено авторами по материалам [6, 8, 14, 15]

В исследовательском проекте НАФИ (2021 г.) представлены оценки консалтинговой компании PwC в области лидерами в развитии креативных индустрий являлись в 2020 г.: Москва (69,2 – расчетный индекс креативного капитала), Санкт-Петербург (65,2), в региональных центров – Казань (52,3), Екатеринбург (49,2), Новосибирск (46,4) и Краснодар (46,3), которые были подтверждены в данном исследовательском проекте [15]. В таб. 4 нами сформированы показатели результатов НАФИ (колонка А) и стартапов креативных индустрий-победителей в Президентском Фонде культурных инициатив (за период 05.2021-02.-2023) (колонка Б, таб. 4)) [15].

Таблица 4 . Лидеры в развитии креативных индустрий в 2020 г. по индексу креативного капитала и стартапы креативных индустрий победители в Президентском Фонде культурных инициатив (за период 05.2021-02.-2023)

А
Город/регион
Москва
Санкт-Петербург
Казань
Екатеринбург
Новосибирск
Краснодар
Индекс креативного капитала (в%)
69,2
65,2
52,3
49,2
46,4
46,3
Б
Город/Регион
Москва
Санкт-Петербург
Республика Татарстан
Свердловская обл.
Новосибирская область
Краснодарский край
Стартап КИ-победитель (2021-02.23), в ед
15
4
6
3
7
3
КИ – креативные индустрии; выделено жирным – максимальные показатели в двух категориях

Источник: составлено авторами по материалам [15]

На основе таб. 3 и 4 можно сделать вывод о том, что российскими городами/регионами, выявляющими максимальные показатели по активности в области стартапов культуры, искусства и креативных индустрий-победителей Президентского Фонда культурных инициатив за анализируемый период являются: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Новосибирская обл., Республика Татарстан (таб. 3, 4).

В финансовом аспекте согласно Положению ПФКИ от 20.12.2022 г. поддержку находят стартапы в следующей градации: не более 500 тыс. рублей; свыше 500 тыс. рублей и не более 3 млн рублей.; свыше 3 млн рублей и не более 10 млн рублей; свыше 10 млн рублей (таб. 4) [8, 13]

Стартапом-победителем конкурса ПФКИ в типе проектов «стартапы культуры, искусства и креативных индустрий», с максимальной суммой гранта (37 862 065,00 руб.) является «Фестиваль-лаборатория «Ленинградские мосты», заявитель: АНО музыкально-развлекательного искусства «Корпорация «Тепло». Тематическое направление стартапа-победителя: Молодые лидеры. Выявление и поддержка молодых талантливых лидеров в сфере культуры, искусства и креативных индустрий. Основная цель проекта: 1. Молодые талантливые лидеры в сфере музыкального искусства из различных регионов России в возрасте от 18 до 35 лет, заинтересованные в дальнейшем творческом самовыражении и росте. 2) Зрители концертных мероприятий конкурса в возрасте от 18 до 35 лет: студенты, творческая и техническая интеллигенция. Ведут активный образ жизни, разбираются в искусстве, посещают яркие события (рис. 1) [13].

Творческий потенциал российской молодежи чрезвычайно высок. Поэтому неслучайно деятельность команды проекта «фестиваль-лаборатория «Ленинградские мосты» направлена на поддержку и развитие талантливой молодежи и создаваемых ею интересных и инновационных проектов в области музыкального искусства и культуры. Как известно, именно конкурсы в сфере искусства создают высокую планку и являются важным стимулом и мотивацией к совершенству. Главной составляющей проекта является музыкальные резиденции, позволяющие талантливым молодым исполнителям развить свое творчество и записать альбом при кураторстве опытных музыкантов-продюсеров и поддержке команды проекта. Работа в данных резиденциях подарит коллективам уникальный опыт и позволит выступить на фестивале «Ленинградские мосты», который будет являться дебютным проектом выпускников резиденций. Резиденции, конкурс и спец. проект позволят производить отбор и продвижение молодых креативных музыкантов. Первый станет толчком для достижения необходимых творческих результатов, второе поможет молодым талантам сформировать устойчивое будущее. Как показывает опыт и тенденции на современном музыкальном поле, в России есть таланты, которыми можно и нужно гордиться, развивать и поддерживать творчество самобытных коллективов. Своим творчеством они дают сверстникам мощный импульс для размышлений о ценности, индивидуальности и значимости усилий каждого конкретного человека в развитии культуры. Проект «Фестиваль-лаборатория Ленинградские мосты» предоставляет своим участникам уникальную возможность открыть новую страницу в их творческой жизни, найти и максимально расширить свою аудиторию, внести свой вклад в развитие культуры и креативной индустрии не только в масштабах своего региона, но нашей страны, в целом. Помимо выявления молодых талантов в области музыкального искусства и культуры Проект будет решать вопросы обучения молодых исполнителей и повышения уровня их профессиональных и управленческих навыков. Помимо поддержки новых исполнителей проект будет сопутствовать популяризации джазового направления в музыке благодаря документальном фильму к юбилею данного музыкального направления. Для молодых талантливых людей, заинтересованных в развитии в сфере музыкального искусства и культуры (будь то отбор на проекте или привлечение участников Всероссийского молодежного форума ТАВРИДА), предоставляется возможность записи своих музыкальных произведений на студии проекта, а также продвижение музыкантов всеми доступными для проекта ресурсами. К организации работы проекта будут привлечены лидеры творческой и бизнес-сферы, что позволит участникам не только получить инструментарий для реализации своих идей, но и даст навыки, которые позволят им развиваться в своей профессиональной области. Важными мотивирующими приемами станут различные формы поощрения победителей от концертов до специальных премий, записи альбомов и творческих перформансов.
Рисунок 1 . Обоснование стартапа-грантополучателя в типе проектов «стартапы культуры, искусства и креативных индустрий» АНО музыкально-развлекательного искусства «Корпорация «Тепло» «Фестиваль-лаборатория «Ленинградские мосты»

Источник: по материалам: Фестиваль-лаборатория «Ленинградские мосты». [13, 17]

Данный стартап-победитель имеет абсолютную актуальность и общественную значимость, обладает уникальной творческой концепцией проекта, направлен на развитие гражданского общества в российском экономическом пространстве, опирается на базовые, традиционные ценности в области культуры и искусства, служит развитию человекоцентричной экономики (фигура 1) [18, 19, 20].

Обсуждение

Дифференциация понятий «проект креативных индустрий» и «стартап креативных индустрий» как объекта венчурного финансирования, финансирования со стороны государственных органов, фондов в настоящей работе не проводилась.

Формирование перечня критериев эффективности стартапов креативных индустрий с точки зрения их финансирования со стороны венчурных инвесторов, государственных органов в настоящей работе не проводилось.

Предположительно, стартапы креативных индустрий, деятельность команды проекта (с визуализацией этапов работы команды стартапа) могут выступать объектами финансирования со стороны цифровых платформ, обладающих цифровыми ресурсами для их продвижения. Принципиальным является коммерческая, социально-экономическая, иная значимость продвижения данного стартапа цифровой платформой. Вариантом такого продвижения может быть создание «научно-технического креативного шоу», с элементами конкуренции, геймофикации, вовлечения зрителей в процессе развития деятельности стартапа (от зарождения идеи до его внедрения), включая возмездные, безвозмездные и благотворительные показы (или сессии).

Разнообразие стартапов креативных индустрий, по мнению авторов, заключается в возможностях креативных индустрий: творческом начале индивида или группы индивидов, проектном формате создания стартапа, возможности использования IT-технологий при создании, продвижения идеи стартапа креативных индустрий [20]. Перспективным направлением поддержания разнообразия стартапов креативных индустрий, по мнению авторов, является развитие грантовой поддержки на уровне общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением предметом, специализированных школ (физико-математических, художественных, музыкальных и др.). Школьники-победители (призеры) таких стартапов креативных индустрий могут быть получателями льгот при поступлении в вузы на федеральном, региональном уровнях.

Вопросы мотивации наставников, руководителей стартапов креативных индустрий в вузах требуют отдельного исследования как составная часть активизации исследовательской, инновационной деятельности в образовательных организациях.

Заключение

В завершении настоящей части исследования можно сделать следующие выводы в прикладном аспекте:

1. Выявлены российские города, регионы с высокими показателями по количеству стартапов креативных индустрий: г. Москва, г.Санкт-Петербург, Новосибирская обл., Республика Татарстан. Данный опыт требует изучения, масштабирования, использования на акселерационных программах (на примере конкретных региональных проектов-победителей).

2. Показана высокая значимость типов проекта «стартапы культуры, искусства и креативных индустрий» в рамках Президентского Фонда Креативных индустрий для развития направления «стартапов креативных индустрий».

3. Предложено развивать направление «Креатив-КультТех-Стартап» („Creativ-CultTech-SturtUps“) как единое направление для венчурного финансирования, финансирования со стороны государства, для развития компетенций обучающихся в рамках платформ «НТИ» [6], программ «Стартап как диплом», акселерационных программ с платформ поддержки малого и среднего бизнеса [21].

Полученные результаты исследования могут укрепить способности стартапов креативных индустрий, разработанных силами обучаюшихся, по программе «Стартап как диплом», стать участниками разнообразных конкурсных, грантовых проектов для получения финансирования; повысить уровень новизны идеи, IT-решений стартапов-соискателей различных конкурсов и грантов: увеличить количество стартапов креативных индустрий – участников конкурсов, грантов, источников роста ВРП в каждом конкретном регионе [12, 22].

[1] Министерством культуры Российской Федерации совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Центр культурных стратегий и проектного управления" и Автономной некоммерческой организацией "Дирекция Санкт-Петербургского международного культурного форума" был разработан и введён в эксплуатацию интернет-портал [1]

[2] Детальная информация о каждом тематическом направлении представлена в [8, 13]

[3] К участию в конкурсе приглашаются следующие типы проектов: проекты в области культуры и академического (классического) искусства; Межотраслевые, сетевые культурные и кросскультурные проекты; проекты, предусматривающие проведение фестивалей, премий, форумов в области культуры, искусства и креативных индустрий; проекты по выявлению и поддержке молодых талантов в области культуры, искусства и креативных индустрий; стартапы в области культуры, искусства и креативных индустрий; проекты в области современной популярной культуры; образовательные и наставнические проекты в области культуры, искусства и креативных индустрий (включая цифровые технологии); проекты креативных индустрий, в том числе в области литературы и издательского дела, дизайна, моды, арт, музыки и саунд-дизайна, архитектуры и урбанистики, новых медиа, мультимедиа технологий, кино, театра, игр, создания и развития инфраструктуры креативных индустрий. В конкурсе могут участвовать: 1) некоммерческие организации (за исключением государственных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий); 2) коммерческие организации; 3) индивидуальные предприниматели.

[4] Период проведения настоящего исследования

[5] Все конкурсы опираются на соответствующие Положения по их проведению

[6] НТИ – Национальная технологическая инициатива


References:

Atlas kreativnyh industriy v Rossiyskoy Federatsii [Atlas of Creative Industries in the Russian Federation] (2021). (in Russian).

Demshina A.Yu. (2021). Chuvstvitelnost kak kategoriya sovremennoy tsifrvoy kultury [Sensitivity as a category in contemporary digital culture]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kultury. (3 (48)). 18-24. (in Russian).

Gumerova G. I., Shaymieva E. Sh. (2023). Podkhody k issledovaniyu kreativnyh industriy dlya upravleniya v tsifrovoy ekonomike [Approaches to research on creative industries for governance in the digital economy]. Russian Journal of Economics and Law. (1). 63–89. (in Russian). doi: 10.21202/2782-2923.2023.1.63-89.

Gumerova G.I., Kokurina A.A., Shaymieva E.Sh., Trifonova N.N. (2023). Tsifrovye platformy kreativnyh industriy: opyt Rossii i Kitaya [Digital platforms for the creative industries: the experience of Russia and China]. The problems of Economy. (1). 110-130. (in Russian).

Imaeva G. R., Sushko E. Yu., Gildebrandt I. A., Spiridonova L. V., Baymuratova L. R. (2021). Vklad tsifrovyh platform v razvitie kreativnyh industriy i podderzhku kreativnogo predprinimatelstva [The contribution of digital platforms to the creative industries and support for creative entrepreneurship] (in Russian).

Kramin T.V., Grigorev R.A., Timiryasova A.V., Vorontsova L.V. (2016). Vklad intellektualnogo i sotsialnogo kapitalov v ekonomicheskiy rost regionov Rossiyskoy Federatsii [The contribution of the intellectual and social capital in economic growth of Russian regions]. Current problems of economics and law. (4). 66-76. (in Russian).

Mokeeva E.Yu. (2022). Sovremennoe sostoyanie i perspektiy razvitiya kreativnyh industriy : regionalnyy aspekt [Current Status and Prospects of Creative Industries: A Regional Perspective] Social and cultural activities: vectors of research and practical perspectives. 180-183. (in Russian).

Nasyrova S. I. (2022). Ekonomika, orientirovannaya na cheloveka: razrabotka definitsii [Human-oriented economy: elaborating a definition]. Russian Journal of Economics and Law. (2). 258–274. (in Russian). doi: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2022.2.258-274.

Timiryasova A.V. (2020). Ustoychivoe razvitie universiteta – uslovie protsvetaniya regiona i strany [Sustainable development of university as a prerequisite of region’s and country’s prosperity]. Higher education in Russia. (5). 105-116. (in Russian). doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116 .

Voevodina M.I., Kolosova O.Yu., Tronina L.A. (2022). Etnokulturnoe proektirovanie [Ethno-cultural design] (in Russian).

Yakovleva E. L. (2022). Ambivalentnye cherty ideologii konsyumerizma: filosofskiy aspekt problemy [Ambivalent features of the ideology of consumerism: a philosophical aspect of the problem]. Russian Journal of Economics and Law. (4). 702–715. (in Russian). doi: http://dx.doi. org/10.21202/2782-2923.2022.4.702-715.

Страница обновлена: 19.05.2025 в 10:40:32