Methodology of economic analysis and evaluation of the transport companies' effectiveness in a mobilized digital economy
Makarov I.N.1,2, Orlov S.L.3, Kolesnikov V.V.1, Samoylova T.D.4
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал), Russia
2 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
Download PDF | Downloads: 13 | Citations: 2
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 5 (May 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53965302
Cited: 2 by 30.01.2024
Abstract:
The research is devoted to the development of methods of economic analysis and evaluation of the transport companies' efficiency. The traditional methodology of analysis and statistics was used as the research basis. But authors had taken
into account the influence of newly formed factors of the institutional environment of the transport companies. The authors have identified additional elements recommended for inclusion in the traditional methods of economic analysis and evaluation of the transport companies' efficiency, reflecting the change in the institutional environment, mainly related to the processes of digitalization. The moments associated with changes in the working conditions of transport companies due to the transition of our economic system to a closed type due to the influence of foreign policy restrictions were also taken into account.
Keywords: economic analysis, transportation, digitalization, efficiency
JEL-classification: L90, L91, L98
Введение
В последнее время происходит цифровизация большинства сфер хозяйственной жизни общества. Не остается в стороне и транспортная отрасль. Однако изменения протекающих на отраслевых рынках и предприятиях хозяйственных процессов нуждаются в соответствующей методике экономического анализа. Поиск вариантов разработки подобной методики, базирующейся на традиционной методологии экономического анализа и статистики, однако учитывающей влияние новосформированных факторов институционального окружения предприятий отрасти и выступает основной задачей нашего исследования.
Проблематика развития транспортных систем рассматривается как в наших публикациях, включающих работы [2, 3, 4], так и в работах таких авторов, как Евдокимова Е.Н., Сеславин А.И., Проценко И.О. [5 - 9], транспортной и информационной инфраструктуры Вострикова Е.О., Тиньков С.А., Сурнина Н.М., Шишкина Е.А., Шацкая Е.Ю. [10 - 23].
Однако, пока еще не столь много внимания уделяется вопросам, связанным с методикой и методологией проведения экономического анализа и оценки эффективности транспортных процессов и предприятий, претерпевающим изменения под влиянием цифровизации повседневной хозяйственной реальности.
Целью данной статьи является выявление основных элементов, требующих включения в традиционно используемые методики проведения экономического анализа и системы показателей оценки эффективности транспортных предприятий, возникающих под влиянием изменений институционального окружения, связанного с процессами цифровизации повседневной реальности. В качестве научной новизны работы мы выделяем дополнительные элементы, рекомендуемые к включению в традиционные методики проведения экономического анализа и оценки эффективности транспортных предприятий, отображающие изменение институционального окружения данных предприятий, связанные, главным образом, с процессами цифровизации большинства аспектов хозяйственной жизни общества.
Основная часть
Постепенный переход хозяйственной системы к цифровизации существенной части хозяйственных процессов требует разработки новых методик проведения анализа эффективности их функционирования.
Рассмотрим каким образом изменившиеся реалии должны повлиять на методику анализа и оценки эффективности функционирования транспортных предприятий в современных городских агломерациях и региональных экономиках. Отдельно необходимо оговорить вопросы оценки эффективности транспортных систем на макроуровне.
Соответственно уровни анализа должны быть:
- Для транспортных предприятий;
- Для транспортных систем городских агломераций и регионов;
- Для макрорегионов;
- Для национальной транспортной системы.
Начнем с самого низшего уровня – с отдельных транспортных предприятий.
Рассматривая особенности функционирования автотранспортных предприятий грузовой и пассажирской направленности в современных условиях необходимо учитывать цели формирования транспортных предприятий и отрасли в целом и особенности среды их функционирования.
Рассмотрим методические особенности формирования оценочных показателей функционирования транспорта в современных условиях.
Прежде всего, следует оценить разницу между средой функционирования современного автотранспортного предприятия и его прошлым состоянием или его предшественниками с учетом институционального окружения.
Современные транспортные предприятия прошли путь от закрытой экономики Советского Союза к открытой нерегулируемой высококриминализованной экономике 1990-х годов прошлого века, открытой рыночной экономике нулевых, открытой ограниченной экономике десятых и до современного периода замыкающейся мобилизационной экономики. Однако, их основной функцией так и осталось обеспечение пассажиров и грузоотправителей услугами пассажирского и грузового транспорта – перевозками.
Поэтому, в раках экономического анализа, прежде всего, необходимо рассмотреть разницу с позиции обеспечения транспортными предприятиями общественного запроса в их продукции.
Затем необходимо провести анализ с позиции функциональности и ремонтопригодности в современных условиях основного функционирующего капитала транспортного предприятия – подвижного состава.
В качестве основных параметров здесь необходимо учитывать:
- долю импортных транспортных средств, нуждающихся, соответственно, в импортных запасных частях.
- часть доли импортных автотранспортных средств, произведённых в недружественных странах, запасные части к которым не поставляются вследствие санкционных ограничений без возможности поставки аналогичных запчастей по схемам параллельного импорта или из третьих стран.
- доля интеллектуальных транспортных средств в общем объеме подвижного состава.
Также необходимо учитывать следующие традиционные показатели, которые много лет используются в методике экономического анализа деятельности транспортных предприятий:
- Уровень цен транспортных предприятий и динамику их роста по сравнению с уровнем инфляции;
- Уровень рентабельности функционирования транспортных предприятий;
- Средние затраты на перевозку одного пассажира и/или одной тонны груза;
- Динамика пассажирооборота и грузооборота предприятия.
При анализе транспортной системы городской агломерации также необходимо учитывать следующие параметры:
- Величину и долю пассажиропотока, приходящегося на виды общественного транспорта городской транспортной системы и изменение данных долей в зависимости от конъюнктуры городского рынка пассажирских перевозок;
- Среднее время доставки пассажира;
- Средняя длина поездки;
- Среднее количество пересадок;
- Среднее время доставки пассажира;
- Количество дорожных происшествий на пассажиро-километр перевозки;
- Количество погибших и травмированных на пассажиро-километр;
- Величина страховых выплат на пассажиро-километр;
- Доля субсидий в общем объеме средств полученных предприятием;
- Уровень охвата муниципального рынка пассажирских и грузовых перевозок;
- Уровень охвата территории города маршрутной сетью городского пассажирского транспорта.
Рассмотрим теперь особенности институционального окружения транспортной системы и ее хозяйственных единиц на макроуровне.
В экономико-географических условиях Российской Федерации возникновение значительной интермодальной конкуренции и, как следствие, решение проблемы монополии железнодорожного транспорта в секторе массовых грузовых перевозок путем перемещения значительной доли грузопотока на другие виды транспорта в ближайшей перспективе считаем маловероятным, поскольку создание эффективной внутриотраслевой конкуренции на железнодорожном транспорте при сохранении инфраструктурной монополии является крайне труднореализуемой задачей. При этом следует учесть факт, что структурные реформы на железнодорожном транспорте, проведенные в странах Европейского Союза, к настоящему времени не привели к появлению значимой внутриотраслевой конкуренции.
Вертикальное разделение инфраструктуры и перевозочной деятельности в случае его реализации в условиях, сходных с условиями, существующими в Российской Федерации, приведет к значительному росту трансакционных издержек. При этом, создание частных компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом, является экономически оправданным преимущественно в секторах рынка грузовых перевозок, отличающихся высокой специализацией подвижного состава и высокими показателями доли порожнего пробега вагонов. В иных секторах рынка железнодорожных перевозок в случае реализации данной схемы возникновение значительной конкуренции считаем маловероятным, что подтверждается зарубежным опытом.
Соответственно, в качестве показателей эффективности всей транспортной системы на рынке основных (главным образом, железнодорожных) перевозчиков должны выступить такие показатели как:
- Количество грузоперевозчиков
- Уровень концентрации отраслевого рынка
- Структура собственности в капитале основных грузопервозчиков – уровень концентрации иностранного капитала
Таблица 1. Необходимые параметры которые следует учитывать при построении методики экономического анализа и оценке эффективности транспортных предприятий и систем с учетом изменения институционального окружения (составлено авторами)
Новый фактор институционального
окружения
|
Учет в составе аналитических
показателей
|
Городской автотранспорт
| |
Появление интеллектуальных
транспортных средств
|
Доля самодвижущихся транспортных
средств в общем подвижном составе
|
Курс на развитие зеленой экономики
|
Доля электрических и иных транспортных
средств, не использующих двигатели внутреннего сгорания, в общем подвижном
составе
|
Курс на закрытость отечественной
экономики
|
Доля транспортных средств иностранного
производства, испытывающих трудности с ремонтопригодностью и поставками
запасных частей в общем подвижном составе
|
Транспортные системы городов,
агломераций и регионов
|
|
Использование интеллектуальных систем
управления транспортом
|
Доля транспортных средств,
централизованно управляемых интеллектуальными системами
|
Взаимодействие рельсового и колесного
транспорта
|
Доля пассажиров, использующих
трансмодальные перевозки в своих типичных поездках
|
Взаимодействие железнодорожного и
городского транспорта
|
Уровень взаимопроникновения
транспортных единиц в инфраструктурные сети
|
Региональные и национальная
транспортная система
| |
Изменение количества операторских
компаний железнодорожного транспорта, владеющих собственным подвижным
составом
|
Уровень конкурентности на национальном
рынке грузоперевозок
|
Повешение качества
транспортно-логистической сети страны
|
Доля построенных транспортных сетей
(автомобильных и железных дорог), удовлетворяющих современным мировым
стандартам
|
Заключение
Наиболее эффективной моделью организации системы железнодорожного транспорта в географических условиях сравнимых с географическими условиями Российской Федерации является модель, предусматривающая наличие на рынке транспортных услуг двух или более крупных конкурирующих вертикально–интегрированных компаний, располагающих примерно одинаковыми инфраструктурными сетями и сопоставимыми рыночными долями. Следует отметить, что, по нашему мнению, наиболее оптимальной формой организации рынка грузовых перевозок железнодорожным транспортом является плотная (tight) олигополия, предусматривающая наличие 2 – 8 крупных вертикально–интегрированных железнодорожных компаний. При этом, наличие обязательного «права перевозки», когда «плененный» грузоотправитель может в случае наличия на определенном расстоянии от него инфраструктуры другой компании может настаивать на предоставлении транспортных услуг последней при использовании инфраструктуры первой компании, делает наиболее предпочтительной канадскую схему организации системы железнодорожного транспорта. В длительной перспективе данную схему можно рекомендовать к внедрению в системе железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Однако, текущая хозяйственная реальность свидетельствует, что длительное время эволюция транспортной системы нашей страны даже после проведения либеральных реформ двигалась в сторону формирования форм деятельности, близких к монополии (примером чего может стать и само ОАО «РЖД» и функционирующая как частная корпорация «Первая грузовая компания»).
Изучение дальнейшей эволюции системы железнодорожного транспорта в этой связи представляет собой весьма интересную задачу, особенно с позиции корректировок имеющихся и разработки новых методик экономического анализа и оценки эффективности транспортных предприятий и систем.
Не менее перспективным направлением является разработка новых элементов методики экономического анализа транспортных предприятий и систем в связи с активным внедрением систем искусственного интеллекта как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне целых систем.
References:
Ablyazov T.Kh., Marusin A.V. (2019). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm razvitiya transportnoy infrastruktury v usloviyakh formirovaniya tsifrovoy ekonomiki [Public-private partnership as a mechanism of the development of transport infrastructure in the conditions of the formation of the digital economy]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1271-1280. (in Russian).
Artemov M.L., Belkina E.V., Elizarev Yu.V., Miroshnichenko O.F., Oginskaya A.E., Chichagov P.K. (2003). Uchastie organov gosudarstvennoy vlasti v sozdanii prigorodnyh passazhirskikh kompaniy [Participation of state authorities in the creation of suburban passenger companies]. Ekonomika zheleznyh dorog. (6). 18–34. (in Russian).
Bobrova V.V., Berezhnaya L.Yu. (2021). Mekhanizm vliyaniya transportnoy infrastruktury na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie prigranichnogo regiona [The mechanism of influence of transport infrastructure on the socio-economic development of the cross-border region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2381-2398. (in Russian).
Bykova O.N., Pustokhina I.V. (2020). Vyzovy i perspektivy razvitiya rynka transportno-logisticheskikh uslug [Challenges and prospects for the development of the transport and logistics services market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). (in Russian).
Drobot E.V., Krivyh N.N. i dr. (2021). Innovatsionnyy potentsial razvitiya gorodskikh transportnyh sistem: novye potrebnosti v realnosti povtoryayushchikhsya epidemiy [Innovative potential for the development of urban transport systems: new needs in the reality of recurring epidemics]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 657-680. (in Russian).
Dudin M.N., Shkodinskiy S.V. i dr. (2022). Ekonomicheskie i infrastrukturnye instrumenty obespecheniya gosudarstvennogo ekonomicheskogo suvereniteta v tsifrovoy ekonomike: opyt Rossiyskoy Federatsii i mira [Economic and infrastructural instruments for ensuring state economic sovereignty in the digital economy: the experience of Russia and the world]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). (in Russian).
Evdokimova E.N., Seslavin A.I. i dr. (2020). Razrabotka rekomendatsiy podderzhki prinyatiya resheniy pri formirovanii investitsionnogo proekta «Povyshenie bezopasnosti dvizheniya» na zheleznodorozhnom transporte [Development of recommendations for decision support of the investment project «Improving traffic safety» in railway transport]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 791-804. (in Russian).
Evdokimova E.N., Seslavina E.A. (2022). Informatsionno-analiticheskoe obespechenie prinyatiya resheniy po povysheniyu bezopasnosti zheleznodorozhnyh perevozok [Information and analytical support for decision-making to improve the safety of rail transport]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 1217-1228. (in Russian).
Glezman L.V., Fedoseeva S.S. i dr. (2022). Otsenka razvitiya tsifrovoy infrastruktury prostranstva regiona (na primere Permskogo kraya) [Assessing the development of the regional digital infrastructure (on the example of the Perm territory)]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 571-594. (in Russian).
Komov M.S. (2019). Institutsionalno-ekonomicheskiy mekhanizm formirovaniya edinogo transportnogo prostranstva v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Institutional and economic mechanism for the formation of a single transport space in the Eurasian Economic Union]. Journal of International Economic Affairs. (4). (in Russian).
Krinicheva A.E., Rubchenko D.S. (2021). Printsipy formirovaniya stoimosti zhiznennogo tsikla obektov pri razrabotke tekhniko-ekonomicheskoy otsenki proekta razvitiya zheleznodorozhnoy infrastruktury [Principles of forming the objects' life cycle cost in the development of a technical and economic assessment of a railway infrastructure project]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 1863-1874. (in Russian).
Makarov I. N. (2007). Strukturnye reformy i perspektivy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v estestvenno-monopolnom sektore ekonomiki Rossii [Structural Reforms and Prospects of Public-Private Partnerships in the Natural Monopoly Sector of the Russian Economy] (in Russian).
Makarov I. N. (2009). Gosudarstvenno-chastichnoe partnerstvo: institutsionalnye aspekty i otraslevaya spetsifika [Public-private partnership: institutional aspects and industry specifics] (in Russian).
Makarov I.N., Churakov V.G. (2022). Problematika razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v usloviyakh prognoziruemyh kardinalnyh transformatsiy khozyaystvennoy sistemy strany: otraslevoy i politekonomicheskiy analiz [Problems of railway transport development in the context of the projected cardinal transformation of the country's economic system: sectoral and political-economic analysis]. Creative Economy. 16 (10). 3969-3980. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.10.116282.
Makarov I.N., Nekrasova E.A., Selischev O.V., Rasevich E.A. (2022). Upravlenie infrastrukturno-innovatsionnym razvitiem zamknutyh sistem: gosudarstvennaya politika i gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Managing infrastructure innovation in closed systems: public policy and public-private partnerships in a mobilization economy]. Creative Economy. 16 (9). 3667-3679. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.9.116217.
Perepelkin N.A., Rykalina O.V. i dr. (2019). Opredelenie kriteriev komforta peresadki mezhdu vidami transporta na transportno-peresadochnyh uzlakh kak vazhnaya sostavlyayushchaya marketingovogo podkhoda v upravlenii sistemami gorodskogo passazhirskogo transporta [Identification of comfort criteria for transfer between means of transport in transport hubs as an important component of the marketing approach in management of urban passenger transport]. Journal of International Economic Affairs. (4). (in Russian).
Protsenko I.O., Agafonov D.V. i dr. (2020). Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya skorostnogo soobshcheniya na zheleznodorozhnoy infrastrukture v sovremennyh usloviyakh [The government support of the high-speed rail infrastructure development in the modern context]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 775-790. (in Russian).
Shatskaya E.Yu. (2022). Rol infrastruktury kak aktivnogo elementa obespecheniya ustoychivogo razvitiya sovremennyh ekonomicheskikh sistem [The role of infrastructure as an active element in ensuring the sustainable development of modern economic systems]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). (in Russian).
Shishkina E.A. (2022). Metodicheskiy podkhod k otsenke ustoychivosti prostranstvennoy infrastrukturnoy sistemy regiona [Methodological approach to assessing the sustainability of a regional spatial infrastructure system]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (1). (in Russian).
Shkurina L.V., Evdokimova E.N. i dr. (2019). Sovershenstvovanie metodov formirovaniya reytingovoy otsenki strukturnyh podrazdeleniy zheleznodorozhnogo transporta [Improving the methods of forming the rating assessment of the structural units of railway transport]. Journal of International Economic Affairs. (3). 2117-2128. (in Russian).
Shkurina L.V., Seslavina E.A. i dr. (2020). Riski i ugrozy transportnoy bezopasnosti: ikh otsenka v sisteme obespecheniya sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Risks and threats to transport security: their evaluation in the system of social and economic security of Russia]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). (in Russian).
Surnina N.M., Shishkina E.A. (2022). Teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie aspekty issledovaniya prostranstvennyh infrastrukturnyh sistem regiona [Theoretical, methodological and practical aspects of research on spatial infrastructure systems in the region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). (in Russian).
Tinkov S.A. (2021). Podkhody k otsenke transportnoy dostupnosti tochek prityazheniya v megapolise [Approaches to assessing transport accessibility of attraction points in a metropolis]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 377-394. (in Russian).
Tinkov S.A. (2022). Asimmetriya razvitiya i «uzkie mesta» transportnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii [Development asymmetry and bottlenecks of the Russian transport system]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). (in Russian).
Vostrikova E.O., Meshkova A.P. (2022). Transportno-logisticheskaya infrastruktura kak faktor ustoychivogo razvitiya regiona [Transport and logistics infrastructure as a factor of regional sustainable development]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). (in Russian).
Zavyalov D.V. (2020). Kontseptsiya sistemy monitoringa urovnya razvitiya transportnoy infrastruktury megapolisa [Concept of the system for monitoring the level of the transport infrastructure development in the metropolis]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). (in Russian).
Zinich L.V., Kuznetsova N.A. (2022). Klassifikatsiya munitsipalnyh rayonov regiona po urovnyu razvitiya tsifrovoy infrastruktury i urovnyu ispolzovaniya tsifrovyh tekhnologiy v organizatsiyakh [Classification of municipal districts in the region according to the level digital infrastructure and digital technology in organisations]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). (in Russian).
Страница обновлена: 01.04.2025 в 22:55:54