Sustainability indicators for companies in the hospitality industry

Radygina E.G.1, Oshkordina A.A.1
1 Уральский государственный экономический университет, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 2 (February 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50350720
Cited: 2 by 30.01.2024

Abstract:
Interest in sustainable development has grown a lot recently. The place of a region or industry in the sustainable development ranking is one of the indicators of the level of the economy and reflects the availability and attractiveness for investment. Despite this, the indicators of sustainable development of economic sectors and individual companies have not yet been properly studied and structured. A large number of contradictions in the hospitality industry are observed. This is characterized by the presence of small and medium-sized enterprises for which individual indicators cannot be calculated. The article solves the problem of the discrepancy between the indicators of sustainable development of individual companies and the hospitality industry as a whole, as well as the insufficient completeness of sustainable development indicators. In the article, additional groups of indicators (managerial and informational ones) for the main groups of sustainable development indicators (economic, social and environmental ones) are proposed. The authors insist that the indicators of sustainable development of the hospitality industry should be harmonized with the indicators of each specific enterprise. The substantiated provisions can be used for further scientific research within the framework of these concepts of sustainable development management in the hospitality industry. Proposals on the allocation of groups of sustainable development indicators of hospitality industry companies can be used in the practice of managing small and medium-sized enterprises focused on sustainable development in the long term and in the implementation of educational programs in the field of tourism and hospitality.

Keywords: sustainable development, sustainable tourism, hospitality industry, ESG indicators, social and environmental responsibility, sustainable development indicators

JEL-classification: Z31, Z32, L83



Введение

Устойчивое развитие продолжительное время не снижает своей актуальности не только в России, но и на международном уровне. Туризм и гостеприимство рассматриваются не только как перспективное направление экономики России, но и в качестве катализатора регионального развития. Индустрия гостеприимства оказывает не только синергетический эффект на экономику региона, но также является отражением уровня жизни населения, туристской привлекательности региона.

В рамках изучения устойчивости развития национальной экономики особая роль отводится показателям социально-экологической ответственности. ESG-показатели рассчитываются для разных предприятий и индустрий, оказывают влияние на привлечение инвестиций и маркетинговую политику. Индустрия туризма и гостеприимства в этом плане не является исключением. Однако, изучение и реализация направлений социально-экологической ответственности бизнеса в туризме и индустрии гостеприимства имеет определенные особенности, связанные с мультипликативностью влияния туризма на региональное развитие.

Целью статьи является выявление противоречий в выделении показателей устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства. Данная цель решается способом соотнесения различных групп показателей устойчивого развития сфер экономического развития, регионов и предприятий.

Научная новизна исследования состоит в систематизации противоречий в новом подходе к выделению групп показателей устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства, а также их гармонизации с показателями устойчивого развития индустрии гостеприимства в целом.

Основная часть

Материалы и методы исследования

Методологию исследования составили научные гипотезы в рамках концепции устойчивого развития, представленные в трудах отечесвенных и зарубежных ученых. В качетве инстрементария использовались методы стравнительного анализа, обобщения и группирования, применялись общенаучные методы познания: индукция и дедукция, системный и функциональный подходы, табличная графическая интерпретация.

Термин «устойчивое развитие» расматривалется в работах Хрущевой A.M., Хрущева И.M., Ляховой E.Г. [2], Морозова М.М. [3], Ершова Д. Н., Мидлера Е. А., Ракова И. Д. [8], Киякбаевой Е.Г. [9], Копытовой Е. Д. [12].

Киякбаева Е.Г. понимает под устойчивыпм развитием «достижение разумной сбалансированности социально-экономического развития и сохранения окружающей среды» [9, с. 8]. Иникаторами устойчивого развития являются экономические показатели, снижение дисбаланса между развитыми и отстающими регионами, технологический прогресс и рационализация потребления.

Морозов М.М. понимает под устойчивым развитием «такое цивилизационное развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека при сохранении рационального воздействия на окружающую среду» [3, с. 79]. Особое внимание уделяется сохранению естественной основы для функционирования человечества и не причинению ущерба будущим поколениям.

Ершов Д. Н., Мидлер Е. А., Раков И. Д. понимают устойчивое развитие как возможность системы к самоадаптации и позитивно-поступательному изменению параметров развития [8, с. 700].

Хрущева A.M., Хрущев И.M., Ляхова E.Г. изучают устойчивое развитие туризма, основываясь на статистических показателях [2]. «Устойчивый туризм» основан на принципах устойчивого развития, включающих мониторинг экономического, социального и экологического состояния [7, 15].

Морозов М.М. Устойчивое развитие туризма предлагается рассматривать как заданную траекторию поддержания эффективности использования имеющихся туристских ресурсов с целью развития туристической дестинации как структурной единицы туристской системы [3, с. 79].

Растет значимость внутреннего туризма как стратегического направления экономики в регионах России. Очевидно, что необходимо найти способы эффективного использования уникального культурного наследие коренных народов и сохраненные древние традиции в ряде регионов России, что окажет положительное влияние на местный туризм и благосостояние местных сообществ.

Показатели устойчивого развития изучались в работах Кондрашовой Н.В., Данилова И.С. [4], Гузей В.А. [6], Ершовой Д.Н., Мидлера Е.А., Раковой И.Д. [8], Кобяк М.В., Махлюф А. [10].

Ершов Д. Н., Мидлер Е. А., Раков И. Д. разрабатывают методику оценки степени достижения регионами России устойчивого развития на основе универсальных показателей экономического, социального и экологического блоков [8, 13]. Оценка показателей устойчивого развития разных регионов России необходима для оценки рисков и разработки долгосрочной стратегии.

Гузей В.А. выделяет пять групп устойчивого развития: экономическая, социальная, экологическая, институциональная и информационная устойчивость [6]. Институциональную и информационно-коммуникационную составляющую выделяют также Кобяк М.В. и Махлюф А. [10].

Кондрашова Н.В., Данилов И.С. фактором расчета устойчивости развития организации называют конкурентоспособность и интегральный показатель устойчивого развития экономического субъекта выстраивают на коэффициентах, составляющих конкурентоспособность предприятия [4, с. 62-63].

На основе изученных научных исследований выявлено, что несмотря на стабильное понимание целей устойчивого развития различных отраслей экономиеского развития, отношение к выделению и группировке показателей устойчивого развития разнообразны и в настоящий момент не систематизированы должным образом. В основе сложившейся ситуации лежат следующие причины: отсутствие необходимых статистических данных в различных отраслях, и в частности, индустрии туризма и гостеприимства; вследствие этого – недостаточная полнота списка показателей устойчивого развития; а также отсутствие системы управления устойчивым развитием на уровне предприятий.

Результаты

Разнообразные климатические условия, наличие достопримечательностей и рекреационных ресурсов дает возможность развивать практически все виды туризма в российских регионах. Туризм приобретает все большее значение как способ стимулирования развития малых городов и сельских территорий в России путем включения их в турмаршруты и кластеры. Однако потенциальные конкурентные преимущества трудно реализовать из-за неразвитой туристской инфраструктуры, включая транспортные проблемы, нехватку средств размещения и развлечений, плохое состояние многих местных достопримечательностей и нехватку квалифицированных кадров.

На основе методологии расчетов устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства Национального рейтингового агентства, который включает в себя четыре направления (рис. 1).

Рисунок 1. Группы показателей устойчивого развития индустрии гостеприимства [1]

Определение регионов, добившихся значительных успехов в реализации целей устойчивого развития, необходимо для выявления наиболее успешных механизмов, которые могут быть применены повсеместно [5]. Перспективы устойчивого развития регионов в социальной сфере зависят в основном от факторов, определяющих качество жизни населения (демография, уровень доходов, качество здравоохранения и образования) [8, с. 713].

Экономические показатели устойчивого развития индустрии гостеприимства выражаются прежде всего в статистических данных об объеме оказанных услуг (табл. 1) и рейтингах развития индустрии туризма в регионе (табл. 2).

Таблица 1. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в России за 2011-2021 гг. [15, с. 10]

Показатели
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Число коллективных средств размещения
25 292
28 074
28 302
27 328
28 979
Число мест, тыс.
2 167,9
2 415,3
2 495,7
2 473,0
2 634,4
Численность размещенных лиц, тыс. человек
61 563,2
71 538,1
76 041,7
47 382,5
66 539,8
Число ночевок, тыс.
253 022,7
274 584,7
283 191,0
191 175,5
275 603,1
Коэффициент загрузки, %
32
31
31
21
29

В Свердловской области в 2021 году зарегистрировано 551 средство размещения, с общим количеством мест 50,1 тыс; число ночевок ‑ 4 872,8 тыс., численность размещенных гостей – 1 538,7 тыс. человек [1]. Один гость останавливается в гостиницах 3,1 сутки, коэффициент загрузки – 27%, что ниже среднероссийского показателя.

Расходы резидентов внутри страны на сферу путешествий и туризма на душу населения в долларах США (по ценам и обменному курсу 2021 года, в долл. США) составили 300,4 долл. в 2019 году и 270,9 долл. в 2021 году [10, с. 23]. Несмотря на субсидирование и инвестиции в индустрию гостеприимства, налицо снижение расходов в связи со снижением реальных доходов населения и переориентацию на самостоятельные и бюджетные поездки внутри своего региона.

Таблица 2. Соотношение устойчивости развития туризма, турпотока и объема инвестиций [13]

Регион
Место по турпотоку в январе-октябре 2022
Размер субсидии на развитие туризма в 2022 году, тыс. руб.
Место в рейтинге
Краснодарский край
1 место
89 749
1
г. Санкт-Петербург
5 место

2
г. Москва
4 место

3
Республика Татарстан
7 место
13 115,3
4
Московская область
3 место

5
Чувашская Республика
51 место

6
Тюменская область
22 место

7
Псковская область
28 место
89 178
8
Республика Крым
6 место
151 008,9
9
Свердловская область
8 место

10

Анализ данных показывает, что наиболее высокий рейтинг имеют те территории, которые уже до этого пользовались спросом, имеют высокие показатели по турпотоку, а также те, в которые привлекаются значительные инвестиции. Однако, насколько эффективными будут организационно-управленческие механизмы развития индустрии гостеприимства без инвестиций, неизвестно. Принципы устойчивого развития предполагают значительный толчок развития индустрии гостеприимства, при котором поступательное развитие регионов и турпотока будет происходить и после прекращения инвестиций.

Обсуждение результатов

Устойчивое развитие индустрии гостеприимства предполагает постоянное поступательное увеличение показателей, определяющих рейтинги регионов.

Большинство исследователей выделяют показатели, реаспределяя их на три группы: экономические, экологические и социальные. В исследованиях также указываются экологические, социальные и управленческие группы показателей, составляющие ESG-рейтинги, во многом дублирующие показатели устойчивого развития. При составлении групп показателй устойчивого развития индустрии гостеприимства следует учитывать также управленческие и информационные характеристики, которым не уделяется должного внимания.

Несмотря на то, что все показатели, используемые для расчета рейтингов устойчивого развития индустрии гостеприимства, находятся в открытом доступе, сложности создает их группировка и дополнение.

Выводы

При изучении показателй устойчивого развития было выявлено, что все показатели объединены в три группы: экономические, экологические и социальные. Однако, показатели, которые включаются в указанные группы, для разных направлений экономики указываются разные, что затрудняет их систематизацию и сравнение. Кроме того, выявлено, что при расчете рейтингов устойчивого развития индустрии гостеприимства используются одни показатели, а при расчете рейтингов устойчивого развития предприятий – другие. Таким образом, к группам показателей устойчивого развития для предприятий индустрии гостеприимства авторы предлагают добавить группу управленческих (институциональных показателей) и группу информационных показателей.

Несмотря на то, что индустрия гостеприимства в России и в Свердловской области показывает стабильный рост, все же присутствует влияние на показатели негативных факторов: последствия пандемии 2020 года, а также санкционное давление со стороны зарубежных государств.

Обоснованные положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования в рамках данных концепции управления устойчивым развитием в индустрии гостеприимства. Предложения по выделению групп показателей устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства могут быть использованы в практике управления малыми и средними предприятиями, ориентированными на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе; а также могут быть использованы в реализации образовательных программ в области туризма и гостеприимства.

[1] Составлено автором по [4], [6], [8], [10].


References:

Davydenko L.N. (2022). Ekologicheskie prioritety razvitiya mirovoy industrii turizma [Environmental priorities development of the global tourism industry] Belarus in the modern world. 334-339. (in Russian).

Ershov D.N., Midler E.A., Rakov I.D. (2022). Reytingi ustoychivogo razvitiya kak instrument otsenki sotsialno-ekonomicheskikh transformatsiy v regionakh RF [Sustainable development ratings as a tool for assessing socio-economic transformations in the regions of the Russian Federation]. MIR (Modernization. Innovation. Research). 13 (4). 698-719. (in Russian). doi: 10.18184/2079-4665.2022.13.4.698-719.

Guzey V.A. (2022). Metodicheskiy instrumentariy otsenki urovnya ustoychivogo razvitiya khozyaystvuyushchego subekta na osnove integralnogo podkhoda: sotsialnaya, ekologicheskaya, institutsionalnaya i informatsionnaya sostavlyayushchie [Methodological tools for assessing the level of sustainable development of business subject based on integral approach: social, environmental, institutional and informational components]. The journal «Vestnik of Rostov state university of economics». (1(77)). 17-29. (in Russian). doi: 10.54220/v.rsue.1991-0533.2022.54.14.002.

Khrushcheva A.M., Khrushchev I.M., Lyakhova E.G. (2021). Marketing issues of sustainable tourism development in Russian regions Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i perspektivy. 217-223.

Kiyakbaeva E.G. (2017). Potentsial, mekhanizmy i stsenarii ustoychivogo razvitiya turizma v regionakh Rossii [Potential, mechanisms and scenarios of sustainable tourism development in the regions of Russia] Perm. (in Russian).

Kobyak M.V., Makhlyuf A. (2020). Ustoychivoe razvitie gostinichnyh predpriyatiy: kontseptsiya i mekhanizm realizatsii [Sustainable development of hospitality enterprises: concept and mechanism of implementation]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 17 (2(110)). 151-157. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2020-2-151-157.

Kondrashova N.V., Danilov I.S. (2022). Sovershenstvovanie algoritma rascheta integralnogo pokazatelya ustoychivogo razvitiya ekonomicheskogo subekta [Improvement of the algorithm for calculating the integral indicator of sustainable development of an economic entity]. Modern economy: problems and solutions. (5(149)). 54-66. (in Russian). doi: 10.17308/meps.2022.5/9241.

Kopytova E.D. (2017). K voprosu o sotsialno-ekologicheskoy otvetstvennosti biznesa [Revisiting the issue of socio-environmental responsibility of business]. Territorial development issues. (4(39)). 1. (in Russian).

Makarov I.N., Osipova I.V. (2022). Korporativnaya otvetstvennost: ekologicheskaya otvetstvennost biznesa v usloviyakh zelenoy ekonomiki [Corporate responsibility: entrepreneurs' environmental responsibility in a green economy]. Creative economy. 16 (2). 449-462. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.2.114224.

Matova N.I. (2022). Otsenka usloviy i faktorov povysheniya ekologichnosti turistskogo produkta otechestvennoy i mirovoy turindustrii [Assessment of the conditions and factors of increasing the environmental friendliness of the tourist product of the domestic and world tourism industry]. Service in Russia and abroad. 16 (3(100)). 21-33. (in Russian). doi: 10.24412/1995-042X-2022-3-21-33.

Morozov M.M. (2021). Managing the sustainable development of the service sector in a modern conditions Services in Russia and Abroad. 15 (2(94)). 75-82. doi: 10.24412/1995-042X-2021-2-75-82.

Morozov M.M., Morozova N.S. (2018). Sotsialnaya i ekologicheskaya otvetstvennost turistskogo biznesa [Social and ecological responsibility of the tourist business]. Vestnik of Russian New University. (2). 39-43. (in Russian). doi: 10.25586/RNU.V9276.18.07.P.39.

Страница обновлена: 27.04.2025 в 12:54:35