Managing the formation of sustainable digital development model of transport structures and transport service companies, taking into account the characteristics of digital infrastructure

Kosheleva T.N.1,2,3
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
3 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 1 (January 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50215385
Cited: 5 by 30.01.2024

Abstract:
The article substantiates the need to form a model of sustainable digital development of transport structures and transport service companies and a mechanism for managing this process. The author offers his own approach to the theoretical justification of the sustainable development of entrepreneurial transport structures and transport service companies. The principles of sustainable development management of entrepreneurial transport structures and transport service companies are formulated. The factors determining managerial actions in the process of sustainable development are substantiated. Internal and external barriers preventing further digital transformations are identified. The stages' sequence of the main elements' management and control within the production process is proposed. The author suggests the mechanism for managing the formation of an infrastructure platform for inter-business sectoral interaction, including sustainability digitalization with the mandatory creation of inter-business resource center of mutual support and exchange of free resource capacity. The elements of the inter-entrepreneurial digital infrastructure are also specified. It is also proposed to determine the quality of the management process itself at the level of the expert element collectively formed at the level of the digital infrastructure platform of the inter-entrepreneurial industry interaction.

Keywords: digital transformation, transport and service sector, management impact, sustainable development strategy, digital infrastructure, management model, inter-entrepreneurial industry interaction

JEL-classification: L26, L91, M21



Введение

В 2021 году около 56% руководителей компаний во всём мире, может быть благодаря пандемии Covid-19 оказались заинтересованными в увеличении доли применения цифровых технологий [17]. А ряд стран, в том числе, Германия и Великобритания, смогли достичь определённых результатов в направлении цифровой трансформации [12; 20], которые могут помочь преодолеть экономический кризис, разразившийся осенью 2022 г. в Западной Европе. Цифровая трансформация в российской экономике также может стимулировать и обеспечить постоянный мониторинг и оптимизацию затрат на дальнейшее распространение и проникновение цифровых технологий во все сферы экономической жизни предпринимательских структур и это уже происходит, так как по сравнению с 2018 г. затраты на цифровизацию сфер российской экономической деятельности выросли на 15,8% [20; 21]. Что касается цифровой трансформации в транспортной сфере и в сфере обслуживания на всех видах транспорта необходимо отметить особую важность и значимость управленческого воздействия в процессе формирования предпосылок для становления цифровой инфраструктуры в области транспортного обслуживания в цифровой плоскости.

Для выстраивания эффективной стратегии устойчивого развития в рамках цифровой трансформации и становления цифровой инфраструктуры в области транспортного обслуживания в цифровой плоскости необходимо осознавать стартовые условия для начала трансформации предпринимательских транспортных структур и выстроить последовательность элементов и управленческих действий на период становления цифровой инфраструктуры в области транспортного обслуживания и уметь определять готовность предпринимательских структур к дальнейшим цифровым преобразованиям [20]. В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к направлениям развития транспортных структур, а именно подходы Бездудной A. Г. [1, с. 7301-7313], Бирюковой А.В. [2, с. 40-50], Грозовской Е. В. [4, с. 53-64; 5, с. 1887-1900], Бургонова О. В. и Круглова Д.В. [3, с. 407-414], Ксенофонтовой Т. Ю. [10, с. 258-260; 11, с. 56-59], Митрофанова С. В. [13, с. 1229-1 244; 14, с. 713-724], Муллиной И. В. [15, с. 591-604], Сорвиной Т.А. [18, с. 61-67], Тархановой Н.П. [19] и др. и обоснована возможность разработки модели устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания с учётом особенностей цифровой инфраструктуры и необходимость обоснования инструментов управления этим процессом.

Основной целью данной статьи выступает обоснование возможности разработки модели управления устойчивым цифровым развитием транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания с учётом дополнительных возможностей цифровой инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке модели устойчивого цифрового развития и технологического обновления цифровой инфраструктуры, выстроенная с учётом определённой последовательности элементов, включающей оценку стартовых условий для запуска трансформации предпринимательских транспортных структур, разработку принципов и ESG-факторов, формирование новых инфраструктурных элементов в виртуальном пространстве цифровой инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия; сформулированы и раскрыты принципы предлагаемой модели и факторы, определяющие управленческие действия в процессе устойчивого развития; предложен механизм и конкретизированы элементы механизма управления формированием инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия, в том числе и в цифровой плоскости обеспечения всех видов устойчивости. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости разработки модели устойчивого цифрового развития и технологического обновления цифровой инфраструктуры, выстроенная с учётом определённой последовательности её элементов и формулирование теоретических принципов и факторов предлагаемой модели, а также обоснование механизма и конкретизация элементов инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия.

Основная часть

Под устойчивым развитием ряд авторов понимают динамическое развитие, отвечающее потребностям предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания и их способность обеспечивать собственные потребности и отвечать по своим обязательствам [6]. Но, по мнению автора, это не совсем корректное и полное определение и недостаточно комплексный подход к понятию устойчивого развития. По мнению автора, в теоретическом обосновании устойчивого развития предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания необходимо учитывать особенности предпринимательского взаимодействия и его влияние на выстраивание комплекса коллективного обеспечения предпринимательской безопасности на всех этапах и элементах производственного процесса, включая и формирование инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия, в том числе и в цифровой плоскости обеспечения всех видов устойчивости [8, с. 40-44; 9, с. 97-100]. В целях обеспечения устойчивого развития предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания целесообразно рассмотреть возможность разработки модели устойчивого цифрового развития, целями которой выступает управление разработкой принципов и факторов устойчивого развития, а также последовательность реализации предлагаемой модели. Таким образом под моделью устойчивого цифрового развития и технологического обновления цифровой инфраструктуры предлагается понимать транспортную модель отраслевого межпредпринимательского взаимодействия в цифровом формате, целями которой выступает управление разработкой принципов и управление реализацией факторов устойчивого развития, а также строго выстроенную последовательность реализации предлагаемой модели.

Модель устойчивого цифрового развития и технологического обновления цифровой инфраструктуры на принципиально иных условиях предпринимательского взаимодействия предприятий транспортной сферы и в области транспортного обслуживания в цифровом пространстве необходимо выстраивать с учётом определённой последовательности элементов, включающей оценку стартовых условий для запуска трансформации предпринимательских транспортных структур, разработку принципов и ESG-факторов (факторов, определяемых окружающей средой, социальных факторов и факторов корпоративного управления), формирование новых инфраструктурных элементов в виртуальном пространстве. Среди основных принципов управления устойчивым развитием предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания целесообразно выделить принцип последовательности (предполагающий чётко выстроенную цепочку последовательно и параллельно протекающих производственных процессов и этапов производственного процесса на всех взаимосвязанных предприятиях транспортной модели отраслевого межпредпринимательского взаимодействия в цифровом формате), принцип достаточности ресурсного обеспечения (предполагает установления баланса достаточности ресурсного обеспечения на уровне предприятий, входящих в предлагаемую транспортную модель отраслевого межпредпринимательского взаимодействия в цифровом формате), принцип взаимозаменяемости (подразумевает передачу временно не используемых ресурсов, оборудования и мощностей, а также временный перевод частично не занятых сотрудников на те предприятия цифровой межотраслевой инфраструктуры, которые в них в настоящий момент нуждаются на безвозмездной и возвратной основе). Среди факторов, определяющих управленческие действия в процессе устойчивого развития необходимо выделить внешние факторы окружающей среды (в том числе экологические требования, технологический уровень общества, нормативно-законодательные изменения и др.); факторы внутреннего развития (в том числе ресурсные, тем более технологические возможности, уровень квалификации управленческих кадров, желание и способности к инновационной открытости управленческого персонала и др.); социальные факторы, определяющие предпринимательское развитие и отражающие предпринимательскую коллективную устойчивость транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания, в том числе, и в цифровом пространстве (способность руководителей выстраивать доброжелательные отношения взаимопомощи и взаимозаменяемости в коллективе, выстраивание систем оплаты и стимулирования труда с учётом жизненных условий и особенностей каждого сотрудника, использование социальных систем поддержки и стимулирования сотрудников (гибкий график работы, системы добровольного страхования и др. формы стимулирования лучшим сотрудникам)). Также необходимо охарактеризовать процесс управления факторами корпоративного управления как внутри предпринимательских структур, так и на уровне элементов управления межпредпринимательской инфраструктурой (сложность с точной оценкой стартовых условий качества управления для запуска трансформации предпринимательских транспортных структур; невозможность четкой периодичности цифровых процессов корпоративного управления как в плоскости предпринимательской структуры так и в пространстве межпредпринимательской цифровой инфраструктуры; вероятностный характер и проблемы с реализацией в рамках корпоративного управления непрекращающейся динамичной изменчивости целей и задач стратегического развития в целях обеспечения устойчивости как в рамках самой предпринимательской структуры, так и в пространстве межпредпринимательской цифровой инфраструктуры) [7].

В целях оценки стартовых условий для запуска трансформации предпринимательских транспортных структур и разработки последовательности управленческих действий в процессе становления цифровой инфраструктуры в области транспортного обслуживания необходимо выявить внутренние и внешние барьеры, препятствующие дальнейшим цифровым преобразованиям. Среди внутренних барьеров управленческих действий на предприятиях транспортной сферы и в области транспортного обслуживания можно выделить: низкий уровень профессиональных компетенций сотрудников предприятий транспортной сферы и в области транспортного обслуживания, недостаточное финансирование цифровых технологий, недостаточно компетентное управленческое воздействие на кооперационные процессы цифрового технологического развития на предприятиях транспортной сферы и в области транспортного обслуживания. Среди внешних барьеров можно назвать зарубежные санкции и недостаток собственных инновационных технологий в транспортной сфере, несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы, относительное цифровое неравенство потребителей и дефицит технологических возможностей.

В целях выстраивания комплекса коллективного обеспечения предпринимательской безопасности сформулирована последовательность этапов и элементов управленческих действий на всех этапах процесса управления и управления основными элементами производственного процесса - на этапе процесса управления планированием; управления осуществления стартовым этапом; управления реализации производственного этапа; управления этапом маркетингового продвижения товаров и услуг на реальном и на виртуальном рынке; управления этапом реализации товаров и услуг в цифровом формате; управления реализации этапа распределения полученной прибыли на внутрипредпринимательском уровне и на межпредпринимательском уровне в направлении поддержания цифровых инфраструктурных элементов, обеспечивающих межпредпринимательское взаимодействие в реальном и цифровом формате на предприятиях транспортной сферы и в области транспортного обслуживания и на обслуживающих транспортный процесс и сферу обслуживания предприятиях. Далее рассмотрим управление формированием инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия, в том числе и в цифровой плоскости обеспечения всех видов устойчивости, которое включает в себя выстраивание коллегиального центра самоуправления инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия на тех же принципах управления устойчивым развитием предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания и с обязательным созданием межпредпринимательского ресурсного центра взаимной поддержки и обмена свободными ресурсными мощностями, в том числе и в финансовом и в цифровом формате. Среди элементов межпредпринимательской цифровой инфраструктуры необходимо выделить, кроме коллегиального центра самоуправления инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия и межпредпринимательского ресурсного центра взаимной поддержки и обмена свободными ресурсными мощностями, образовательно-исследовательский, инновационно-технологический, кадровый и экспертный элемент межпредпринимательского отраслевого взаимодействия в рамках цифровой инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия.

Способность определить готовность предпринимательских структур к дальнейшим цифровым преобразованиям в целях обеспечения устойчивого развития предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания, предопределяется качеством управления основными элементами производственного процесса на всех его этапах как на уровне отдельной предпринимательской структуры, так и на межпредпринимательском уровне с включением ресурсов цифровой инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия. Далее необходимо конкретизировать раскрытую выше автором последовательности реализации предлагаемой модели. А вот качество управления в целях обеспечения устойчивого развития предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания как раз и должно определяться на уровне коллегиально сформированного на уровне цифровой инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия экспертного элемента, дополнительно разработанной методики оценки качества управления как элементов коллегиально созданной инфраструктуры, так и оценки качества управления каждого отдельно входящего в данный отраслевой комплекс предпринимательского взаимодействия предпринимательской структуры. Таким образом последовательность управленческих действий в рамках модели устойчивого цифрового развития и технологического обновления цифровой инфраструктуры на период становления цифровой инфраструктуры в области транспортного обслуживания в целях обеспечения устойчивого развития предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания предполагает оценку стартовых условий трансформации предпринимательских транспортных структур, разработку принципов и факторов, определяющих управленческие действия в процессе обеспечения устойчивого развития, формирование новых инфраструктурных элементов цифровой инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия.

Выводы

Таким образом, в результате проведенного исследования направлений формирования модели устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания с учётом особенностей цифровой инфраструктуры автором предложена модель устойчивого цифрового развития и технологического обновления цифровой инфраструктуры на принципиально иных условиях предпринимательского взаимодействия предприятий транспортной сферы и в области транспортного обслуживания в цифровом пространстве, выстроенная с учётом определённой последовательности элементов, включающей оценку стартовых условий для запуска трансформации предпринимательских транспортных структур, разработку принципов и ESG-факторов, формирование новых инфраструктурных элементов в виртуальном пространстве. Автор предложил свой подход к теоретическому обоснованию устойчивого развития предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания. Сформулированы принципы управления устойчивым развитием предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания - принцип последовательности, принцип достаточности ресурсного обеспечения, принцип взаимозаменяемости. Обоснованы факторы, определяющие управленческие действия в процессе устойчивого развития -внешние факторы окружающей среды; факторы внутреннего развития; социальные факторы, определяющие предпринимательское развитие и отражающие предпринимательскую коллективную устойчивость транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания, в том числе, и в цифровом пространстве; факторы корпоративного управления как внутри предпринимательских структур, так и на уровне элементов управления межпредпринимательской инфраструктурой. Выявлены и охарактеризованы внутренние (низкий уровень профессиональных компетенций сотрудников предприятий транспортной сферы и в области транспортного обслуживания, недостаточное финансирование цифровых технологий, недостаточно компетентное управленческое воздействие на кооперационные процессы цифрового технологического развития на предприятиях транспортной сферы и в области транспортного обслуживания) и внешние барьеры (зарубежные санкции и недостаток собственных инновационных технологий в транспортной сфере, несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы, относительное цифровое неравенство потребителей и дефицит технологических возможностей), препятствующие дальнейшим цифровым преобразованиям. Предложена последовательность этапов процесса управления и управления основными элементами производственного процесса - этап процесса управления планированием; управление осуществления стартовым этапом; управление реализацией производственного этапа; управление этапом маркетингового продвижения товаров и услуг на реальном и на виртуальном рынке; управление этапом реализации товаров и услуг в цифровом формате; управление реализацией этапа распределения полученной прибыли на внутрипредпринимательском уровне и на межпредпринимательском уровне в направлении поддержания цифровых инфраструктурных элементов, обеспечивающих межпредпринимательское взаимодействие в реальном и цифровом формате. Предложен механизм управления формированием инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия, в том числе и в цифровой плоскости обеспечения всех видов устойчивости с обязательным созданием межпредпринимательского ресурсного центра взаимной поддержки и обмена свободными ресурсными мощностями, в том числе и в финансовом и в цифровом формате. Также конкретизированы элементы межпредпринимательской цифровой инфраструктуры - коллегиальный центр самоуправления инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия, межпредпринимательский ресурсный центр взаимной поддержки и обмена свободными ресурсными мощностями, образовательно-исследовательский, инновационно-технологический, кадровый и экспертный элемент межпредпринимательского отраслевого взаимодействия в рамках цифровой инфраструктурной платформы. А также предложено определять качество самого процесса управления в целях обеспечения устойчивого развития предпринимательских транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания на уровне коллегиально сформированного на уровне цифровой инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия экспертного элемента, также необходимо дополнительно разработать методику оценки качества управления сообществом экспертов цифровой инфраструктурной платформы межпредпринимательского отраслевого взаимодействия.


References:

Abdrakhmanova G.I., Vasilkovskiy S.A., Vishnevskiy K.O. i dr. (2022). Tsifrovaya ekonomika: 2022 [Digital Economy 2022] M.: NIU VShE. (in Russian).

Burgonov O.V., Kruglov D.V. (2020). Tsifrovaya sreda predprinimatelstva: perspektivy i vyzovy dlya razvitiya ekonomicheskikh sistem [Digital business environment: prospects and challenges for the development of economic systems]. Economics and management. 26 (4(174)). 407-414. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2020-4-407-414.

Grozovskaya E.V., Kosheleva T.N. (2022). Sistema resursosberezheniya v deyatelnosti servisnyh organizatsiy v transportnoy sfere [Resource-saving system in the activities of transport service organizations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (7). 1887-1900. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.7.115080.

Gukasyan Z.O. (2014). Faktory i elementy korporativnogo upravleniya: v poryadke postanovki problemy [Factors and elements of corporate governance: in the order of the problem]. The Bulletin of the Adyghe State University, Series \. (1(138)). 34-39. (in Russian).

Khobotova L.V., Neprintseva E.V., Shubin S.A. (2022). Strategiya tsifrovoy transformatsii: otsenka tsifrovoy zrelosti elektroenergeticheskoy otrasli Rossii [Digital transformation strategy: assessment of digital maturity of the Russian electric power industry]. Strategticheskie resheniya i risk-menedzhment. 13 (3). 234-244. (in Russian). doi: 10.17747/2618-947X-2022-3-234-244.

Kosheleva T.N. (2021). Napravleniya preodoleniya krizisnyh posledstviy predprinimatelskimi strukturami v protsesse infrastrukturnogo razvitiya [Directions in overcoming crisis-related consequences by entrepreneurial structures in the process of infrastructural development]. Problems of modern economics. (1(77)). 97-100. (in Russian).

Kosheleva T.N. (2022). Podkhody k formirovaniyu transportnoy regionalnoy ekosistemy v sfere servisnogo obsluzhivaniya na tsifrovoy osnove [Approaches to the formation of a regional transport ecosystem in the field of service on a digital basis] New science: history of formation, current situation, development opportunities. 40-44. (in Russian).

Kosheleva T.N., Biryukova A.V. (2022). Podkhody k razvitiyu sfery transportnogo obsluzhivaniya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Approaches to the development of transport services in the context of digitalization of the economy] Fundamental and applied scientific research. 40-50. (in Russian).

Kosheleva T.N., Grozovskaya E.V. (2021). Mekhanizmy formirovaniya mnogofunktsionalnogo transportnogo klastera [Mechanisms of formation of a multifunctional transport cluster] Actual problems of public and private law in the context of modern legislative reform processes. 53-64. (in Russian).

Kosheleva T.N., Ksenofontova T.Yu. (2019). Podkhody k strategicheskomu razvitiyu malyh predprinimatelskikh struktur v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki [Approaches to the strategic development of small business structures in the context of the formation of the digital economy] Problems of management of production and innovation systems. 56-59. (in Russian).

Kosheleva T.N., Ksenofontova T.Yu. (2022). Metodicheskie aspekty modelirovaniya urovney gotovnosti servisnyh kompaniy transportnoy sfery k okazaniyu uslug v tsifrovoy srede [Methodological aspects of modeling the levels of readiness of transport service companies to provide services in the digital environment]. Humanities, socio-economic and social sciences. (10). 258-260. (in Russian). doi: 10.23672/z2034-4594-8534-l.

Kosheleva T.N., Mitrofanov S.V. (2020). Novye tsifrovye tekhnologii predprinimatelskogo vzaimodeystviya [New digital technologies of entrepreneurial interaction]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (8). 713-724. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.8.110722.

Kosheleva T.N., Mitrofanov S.V., Korolyova E.A. (2022). Ekonomiko-pravovye aspekty obespecheniya bezopasnogo obsluzhivaniya v sfere vozdushnogo transporta [Economic and legal aspects of ensuring safe maintenance of air transport]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (4). 1229-1244. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.4.114462.

Kosheleva T.N., Mullina I.V. (2021). Formirovanie mekhanizma pereraspredeleniya finansovyh resursov v ramkakh setevogo vzaimodeystviya predprinimatelskikh struktur [The mechanism for the redistribution of financial resources within the framework of network interaction of business structures]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 591-604. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111702.

Kosheleva T.N., Otverchenko L.F. (2022). Internet-tekhnologii kak odna iz form infrastrukturnoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v transportnoy sfere [Internet technology as one of the forms of infrastructure support for small and medium-sized businesses in the transport sector] Vectors of service development in the conditions of digitalization of the economy: past, present, future. 23-27. (in Russian).

Kosheleva T.N., Sorvina T.A. (2019). Osobennosti strategicheskogo upravleniya malyh i srednikh servisnyh kompaniy v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki [Features of strategic management of smalland medium-sized service companies in the conditions of formation of digital economy]. Saint-Petersburg Economic Journal. (4). 61-67. (in Russian). doi: 10.25631/PEJ.2019.4.61.67.

Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. (2016). The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels International Journal of Applied Business and Economic Research. 14 (10). 7301-7313.

Priorities for IT technology initiatives 2020–2021Statista.com. Retrieved January 10, 2023, from https:// www.statista.com/statistics/1106032/top-priorities-it-technology-initia- tives

Tarkhanova N.P., Kosheleva T.N., Vasilchikov A.V., Ksenofontova T.Y. (2020). Public-private partnership as an instrument for regional entrepreneurial development Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 12 544-548. doi: 10.5373/JARDCS/V12SP1/20201102.

Страница обновлена: 12.04.2025 в 23:16:17