Towards a transformation of the European Union's Green Deal in the context of the sanctions stand-off with Russia
Markelova E.A.1
1 МГИМО МИД, Russia
Download PDF | Downloads: 25
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50211420
Abstract:
This article analyzes the structural transformation of the EU economic policy in the energy sector, carried out in the context of a large-scale anti-Russian sanctions with a parallel need to comply with strategic plans in the field of green energy.
The provisions of the REPower EU strategic plan, which amends the goals of the EU Green Deal and ensures that the EU refuses to supply Russian energy resources, were the direct subject of the analysis. Based on the results of the analysis, it is concluded that the REPower EU plan has set more stringent targets for reducing energy consumption and increasing the share of renewable energy sources in 2030, which contributes to the intensification of EU efforts to achieve the Green Deal goals. The sanctions policy of the EU towards Russia in this context has become an incentive for a more active and in-depth implementation of plans for the transition to a climate-neutral Europe. The article may be of interest to specialists in energy diplomacy and international economic relations, representatives of companies in the energy sector, as well as to a wide range of readers.
Keywords: Green Deal, REPower EU, Fit for 55, renewable energy sources, energy supply diversification, Russian natural gas, LNG, hydrogen, biomethane, solar energy, energy efficiency, electrification
JEL-classification: F15, F51, F64, Q47
Введение
Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена началом специальной военной операции России на Украине в феврале 2022 г. и резко негативной реакцией на нее со стороны Европейского союза (далее – ЕС), которая нашла свое непосредственное воплощение в том числе в виде санкций в энергетической сфере. Так, 8 апреля 2022 г. в рамках пятого пакета санкций ЕС в отношении России было введено полное эмбарго на поставки российского угля [1], 22 июня 2022 г. в соответствии с шестым пакетом санкций были введены ограничения на импорт российской нефти [2], а 3 декабря 2022 г. (в рамках реализации положений восьмого пакета санкций [3]) на уровне ЕС было принято решение об установлении предельного уровня цен на произведенную в России или экспортируемую из России нефть на уровне 60 $ США за баррель [4, 5].
Россия, в свою очередь, также ввела ряд ограничительных мер, связанных с поставками энергоресурсов в ЕС. В частности, 31 марта 2022 г. было выдвинуто требование о переходе к оплате в рублях всех поставок газа из России в ЕС [6], после чего в ответ на отказ ряда европейских компаний (в частности, польской PGNIG, болгарской Bulgargaz, финской Gasum, нидерландской GasTerra, датской Ørsted, немецкой Shell Energy Europe Limited) оплачивать российский газ в рублях ПАО «Газпром» объявила об остановке поставок газа данным компаниям [7]. Кроме того, по состоянию на момент написания настоящей статьи руководством России также обсуждаются потенциальные ответные санкции на установление предельной цены российской нефти в виде полного запрета на продажу нефти в страны, установившие «потолок цен», а также по контрактам, в которых цена нефти определяется в соответствии с данным «потолком цен» [8] (Grinkevich, Milkin, Romanova, 2022).
Подобные обоюдные санкционные меры спровоцировали возникновение серьезных рисков в сфере обеспечения энергобезопасности Европейского союза, которые многократно углубили кризисные явления в странах – импортерах энергоресурсов, начавшие возникать еще во второй половине 2021 г. [9, 10] (Shuranova, Petrunin, 2022; Fazelyanov, 2022).
В качестве ответа на подобные вызовы Международным энергетическим агентством (далее также – МЭА) был разработан и опубликован план действий в чрезвычайных ситуациях, состоящий из десяти пунктов и предусматривающий необходимость диверсификации европейского энергетического сектора за счет переориентации на новых целевых поставщиков энергоресурсов, более активного развития альтернативных источников энергии и наращивания темпов сокращения вредных выбросов в атмосферу [11].
На уровне Европейского союза основным инструментом преодоления энергетического кризиса стал стратегический энергетический план «REPower EU» [12], представляющий собой документ наднационального стратегического планирования, ориентированный на обеспечение независимости ЕС от российских ископаемых видов топлива «задолго до 2030 г.» [13] (англ. well before 2030). При этом в ходе достижения данной цели план «REPower EU» предусматривает обеспечение более высоких показателей в части чистой энергии, чистого производства, энергоэффективности и иных критериев, ранее утвержденных в рамках Европейской зеленой сделки [14].
Таким образом, на уровне основного стратегического документа ЕС «REPower EU» энергетический кризис, возникший в результате непродуманной санкционной политики в отношении России, планируется обратить в пользу ранее заложенным целям Европейской зеленой сделки. Однако на практике достижение соответствующих целей может оказаться несколько затруднено (особенно в краткосрочной перспективе) [15] (Lambert, Tayah, Lee-Schmid, Abdalla, Abdallah, Ali, Esmail, Ahmed, 2022).
Необходимость анализа соответствующих процессов и предопределила актуальность настоящего исследования как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Цель настоящего исследования состоит в оценке ключевых направлений трансформации Зеленого курса ЕС в условиях санкционного противостояния с Россией, развернувшегося в 2022 г. Для достижения данной цели в статье последовательно будут решены две задачи: проанализировать основные положения «REPower EU» как основного документа стратегического планирования ЕС, направленного на преодоление текущего энергетического кризиса и достижение целей Европейской зеленой сделки; оценить перспективность достижения намеченных в «REPower EU» целей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Методы исследования представлены общенаучными (диалектическая логика, анализ, синтез, индукция, дедукция, системный метод) и специальными методами (исторический метод, метод динамического анализа, метод прогнозирования, метод анализа статистических данных).
Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках настоящей статьи в научный оборот вовлекаются положения наиболее актуального документа стратегического планирования ЕС «REPower EU», направленного на трансформацию энергетической политики ЕС в условиях санкционного противостояния с Россией с учетом необходимости трансформации положений Европейской зеленой сделки. При этом положения «REPower EU» оцениваются с точки зрения их эффективности и реализуемости (реализованности) в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Гипотеза исследования состоит в том, что в условиях санкционного противостояния с Россией (затронувшего в т.ч. энергетическую сферу) ЕС был выбран курс на интенсификацию развития зеленой энергетики, а также на ускоренную реализацию иных положений Европейской зеленой сделки. При этом в краткосрочной перспективе цели «REPower EU» являются труднодостижимыми (или уже невыполнимыми в части замещения 2/3 объема поставок российского газа к концу 2022 г.), но в среднесрочной и долгосрочной перспективах демонстрируют весьма уверенный потенциал к выполнению.
Обзор литературы
Выбранная для исследования тема тесно связана с неореалистической теорией [16–18] (Dandreuther, 2007; Russell, Moran, 2008; Klare, 2001), в соответствии с которой главным актором в международных отношениях признаются государства, которые стремятся обеспечить собственные национальные экономические (в т.ч. энергетические) интересы за счет использования инструментов жесткой силы (англ. Hard Power) [19] (Wilson, 2008). «Жесткие» международные противостояния в энергетической сфере, связанные с экспортом/импортом энергоресурсов и обеспечением энергобезопасности стран-импортеров, стран-тразитеров и стран-экспортеров, традиционно анализируются именно неореалистами [20, 21] (Yergin, 1991; Yergin, 2011). При этом большое значение углеводородов для обеспечения энергобезопасности подавляющего большинства государств сохраняется и в настоящее время, несмотря на глобальную динамику перехода энергетики к декарбонизированным моделям производства/потребления [22, 23] (Bordoff, 2020).
Именно в подобном контексте (как неореалистическое «жесткое» противостояние) в западных исследованиях рассматривается трансформация Зеленого курса ЕС в условиях санкционного противостояния с Россией. В частности, в исследованиях европейских авторов (в т.ч. проведенных еще до событий 2022 г.) российская энергетическая политика в отношении ЕС достаточно однозначно расценивается как «политика милитаризации природного газа» [24] (Grigas, 2017), «отдельный метод ведения скрытой войны» [25] (Galeotti, 2022) и т.д. При этом импорт энергоресурсов из России традиционно оправдывается экономическими соображениями в виде географической близости России к ЕС, существованием развитой газотранспортной инфраструктуры и иными факторами, которые обуславливают более низкую стоимость российских энергоресурсов по сравнению с поставками из других стран [24] (Grigas, 2017). В подобном общетеоретическом контексте начало специальной военной операции России на Украине в феврале 2022 г. рассматривается западными исследователями как акт прямой агрессии, нарушающий газовый ландшафт Европы и вынуждающий ЕС искать альтернативные источники энергоресурсов в качестве «жесткого» экономического ответа России [15] (Lambert, Tayah, Lee-Schmid, Abdalla, Abdallah, Ali, Esmail, Ahmed, 2022). Таким образом, сокращение импорта энергоресурсов из России рассматривается в зарубежной литературе как политический инструмент «жесткой» силы, примененный в рамках невооруженного конфликта с Россией [15, 25] (Lambert, Tayah, Lee-Schmid, Abdalla, Abdallah, Ali, Esmail, Ahmed, 2022; Galeotti, 2022).
Впрочем, примечательно, что для отечественных исследований, посвященных анализу энергетического сотрудничества с ЕС, в большей степени традиционно был характерен неолиберальный подход. В отличие от представителей неореализма, рассматривающих поведение государств в энергетической сфере через призму «жестких» конфликтов, сторонники неолиберализма полагают, что разногласия между странами в энергетической сфере преодолеваются на основе взаимовыгодного сотрудничества, основанного на функционировании международных энергетических рынков и действии рыночных механизмов [26] (Kalicki, 2005). Иными словами, в рамках неолиберализма глобальный рынок энергоресурсов и действующие на нем частные (или частно-публичные) акторы рассматриваются как гарантии минимизации рисков возникновения «жестких» межгосударственных конфликтов, которые неизбежно влекут за собой проблемы как для стран – экспортеров, так и для стран – импортеров энергоресурсов [27, 28] (Fettweis, 2009; Bressand, 2009).
Соответствующий подход к анализу причин, течения и развития энергетического кризиса в ЕС в 2021–2022 гг. можно встретить, например, в рамках исследований А.А. Шурановой и Ю.Ю. Петрунина [9] (Shuranova, Petrunin, 2022), Е.А. Литвинова [29] (Litvinov, 2021), Э.М. Фазельянова [10] (Fazelyanov, 2022), М.С. Овакимян и Г.Э. Юсупова [30] (Ovakimyan, Yusupov, 2022), О.В. Лютцера [31] (Lyuttser, 2022) и др. Во всех приведенных исследованиях энергетический кризис в ЕС расценивается как результат действия рыночных механизмов, начало которого приходится еще на вторую половину 2021 г., а усугубление тесно связывается с «жесткой» санкционной политикой 2022 г. При этом неореалистическая оценка ситуации дается лишь в отдельных статьях и исключительно применительно к санкционной политике ЕС.
Впрочем, важно отметить, что оценке в приведенных отечественных исследованиях подвергается общее состояние и динамика энергетического кризиса 2021–2022 гг. в ЕС. При этом положения «REPower EU» как стратегического документа ЕС, направленного на трансформацию Зеленой сделки в условиях санкционного противостояния с Россией, в отмеченных исследованиях не анализируются, что указывает на недостаточную степень научной разработанности выбранной для исследования в рамках настоящей статьи темы (соответствующие вопросы лишь косвенно были затронуты в исследовании Х. Тао [32] (Khan Tao, 2022)).
«REPower EU»: общая характеристика
«REPower EU» представляет собой комплексный план развития энергетической политики ЕС, который опирается на несколько основных документов, включая: 1) План «REPower EU» [12]; 2) Сообщение Комиссии об энергосбережении EU «Save Energy» [33]; 3) Новый дизайн рынка электроэнергии в ЕС [34]; 4) Стратегию солнечной энергии в ЕС [35]; 5) Стратегию внешнего энергетического взаимодействия ЕС в меняющемся мире [36]. Все эти акты ЕС были приняты в рамках единого пакета 18 мая 2022 г. и ориентированы на достижение общих целей в сфере обеспечения энергобезопасности ЕС.
«REPower EU» представляет собой ключевой пакет документов для стратегического преодоления энергетического кризиса, спровоцированного санкционной политикой ЕС в отношении России, который предусматривает реализацию целого комплекса мер, направленных на диверсификацию поставщиков энергоресурсов в ЕС (со значительным снижением доли России в общем объеме импорта энергоресурсов в ЕС), а также на обеспечение развития чистой энергии, чистого производства, достижение новых плановых показателей энергоэффективности и энергосбережения.
В наиболее общем виде План «REPower EU» предполагает кардинальное снижение зависимости ЕС от поставок российских энергоресурсов, что планируется обеспечить за счет интенсификации процесса перехода к зеленой экономике и формирования устойчивой энергетической системы ЕС (в т.ч. за счет формирования Энергетического союза в рамках ЕС).
В качестве основы для подобной деятельности планируется использовать положения стратегии «Fit for 55» [37], ориентированного на снижение чистых выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 г. посредством повышения энергоэффективности и энергосбережения, диверсификации энергоснабжения, поэтапного отказа от ископаемого топлива и перехода на использование экологически чистой энергии. Также «REPower EU» учитывает и стратегические цели Европейской зеленой сделки в виде обеспечения полной климатической нейтральности к 2050 г.
Ключевые показатели «REPower EU», связанные с Зеленым курсом ЕС
В рамках ответа на вызовы 2022 г. «REPower EU» не только придерживается целей Европейской зеленой сделки, но и предполагает установление более высоких целевых показателей в части снижения потребления энергии.
Так, вместо 9%-го снижения потребления энергии к 2030 г., предусмотренного стратегией Fit for 55, «REPower EU» устанавливает цель в виде снижения потребления энергии на 13% к 2030 г.
Достижение соответствующей цели должно быть обеспечено за счет действия положений EU «Save Energy» [33], ориентирующего государства – члены ЕС на создание налоговых и иных стимулов для населения и бизнеса для сокращения энергопотребления и обеспечения большей энергоэффективности собственной деятельности (например, в виде снижения ставок НДС в отношении высокоэнергоэффективных систем отопления и теплоизоляции зданий, в виде регулирования ценообразования на чистую энергию).
Также в качестве краткосрочных мер EU «Save Energy» предусматривает возможность нормирования потребления энергии домохозяйствами и предприятиями при условии отсутствия существенного влияния на их существование и деятельность (в частности, допускается снижение температуры нагрева отопительных систем, повышение температуры охлаждения в холодильных камерах, стимулирование экономичного вождения, эффективное использование бытовых приборов и т.д.).
Кроме того, в рамках обеспечения снижения зависимости от российского газа «REPower EU» также устанавливает повышенные целевые показатели доли энергии, получаемой из возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ): вместо запланированной в Fit for 55 40%-ной доли ВИЭ «REPower EU» закрепляет цель в виде достижения 45% ВИЭ в общей доле источников энергии в ЕС к 2030 г. [38]. Предполагается, что повышение доли ВИЭ в энергетическом секторе ЕС обеспечит замену природного газа во многих домохозяйствах и на промышленных производствах.
При этом достижение повышенных целевых показателей в части доли ВИЭ в энергетическом секторе ЕС (с параллельным достижением целей в сфере снижения импорта российских энергоресурсов) планируется осуществить за счет:
1) упрощения процедур выдачи разрешений на использование ВИЭ в соответствии с требованиями энергоэффективности и энергосбережения [38];
2) интенсификации использования солнечной энергии в соответствии с положениями Стратегии солнечной энергии ЕС [35] (включая создание Альянса солнечной промышленности ЕС, установку солнечных батарей на крышах и расширенное использование тепловых насосов);
3) увеличения объемов производства водорода (как основы для чистой водородной энергетики) внутри ЕС до 10 млн тонн к 2030 г. (для этого предусматривается интенсификация господдержки водородной энергетики, развитие водородной энергетической инфраструктуры в ЕС, морских перевозок водорода на основе финансирования, предоставляемого в соответствии с Регламентом TEN-E [39]);
4) увеличения объемов импорта полученного из ВИЭ водорода в ЕС до 10 млн тонн к 2030 г. (посредством создания Европейского глобального водородного фонда и развития трех основных коридоров импорта водорода в ЕС через Средиземное море, Северное море и через Украину);
5) увеличения ежегодных объемов производства биометана (который можно использовать в качестве прямой замены природного российского газа) до 35 млрд куб. м к 2030 г. (предполагается наладить устойчивое производство биометана из биомассы на территории ЕС, обеспечить формирование промышленного партнерства в соответствующей сфере, продвигать биометановую инфраструктуру [12]).
Отдельно можно отметить и инициативы «REPower EU» в сфере интенсификации процессов электрификации транспортной инфраструктуры, которая сегодня является источником более 30% выбросов CO2 в общем объеме выбросов в ЕС. В рамках данного направления планируется электрифицировать железнодорожный транспорт, развивать альтернативные (электрические) заправки (станции подзарядки) для автомобильного транспорта, поддерживать приобретение и использование транспортных средств с нулевым уровнем выбросов (в т.ч. за счет увеличения доли автомобилей с нулевым уровнем выбросов в государственных и корпоративных автопарках), обеспечить углубление степени цифровизации транспорта, унифицировать требования к экологичности воздушного транспорта. Все эти действия в транспортной сфере в соответствии с планом «REPower EU» должны привести не только к достижению целей Зеленого курса ЕС, но снизить спрос на ископаемое топливо (включая российское) внутри Европейского союза.
Цели «REPower EU» в сфере диверсификации поставок энергоресурсов
Параллельно с реализацией отмеченных мер, ориентированных на сокращение энергопотребления и повышение доли ВИЭ в энергетической сфере ЕС, в соответствии с планом «REPower EU» также предусматривается обеспечение диверсификации поставок энергоресурсов в ЕС.
В части диверсификации поставок газа «REPower EU» предполагает использование Энергетической платформы ЕС, которая представляет собой добровольный механизм объединения спроса на газ, координации использования газовой инфраструктуры, а также коллективного ведения переговоров с государствами – экспортерами газа. На основе Энергетической платформы ЕС предполагается обеспечить оптимизацию импорта на территорию ЕС природного газа, сжиженного природного газа, а также водорода (для совместных закупок водорода планируется создать отдельный рабочий поток в рамках Платформы) [1]. В перспективе Энергетическая платформа может быть трансформирована в институциональный «механизм совместных закупок» газа у третьих стран. При этом к Энергетической платформе ЕС также планируется предоставить доступ Украине, Молдове, Грузии и государствам Западных Балкан, что обеспечит их сближение с европейским рынком энергии.
Также в части поставок диверсификации поставок энергоресурсов ЕС планируется:
- расширять энергетическое сотрудничество с США и Канадой, договоренности о котором были достигнуты в рамках совместных заявлений [40, 41];
- увеличивать поставки энергоресурсов из североевропейских стран и средиземноморских стран;
- наращивать сотрудничество с ведущими странами – экспортерами СПГ (прежде всего, с Катаром и США).
Реализация комплекса мер в соответствии с планом «REPower EU» должна обеспечить к 2030 г. частичную замену российского природного газа, практически полную замену российской нефти (исключением здесь являются только те страны – члены ЕС, которые полностью зависят от трубопроводной нефти из России), а также полный отказ от российского угля (который уже был реализован в рамках пятого пакета санкций ЕС в отношении России от 8 апреля 2022 г.).
Потенциальный эффект реализации «REPower EU»
Что касается достижения целей Европейского зеленого курса, то в рамках реализации «REPower EU» они будут перевыполнены по сравнению со своей первоначальной редакцией, поскольку снижение объемов импорта природного газа из ЕС, которое нельзя будет в полной мере заменить наращиванием импорта из других источников, будет компенсировано более сильным снижением энергопотребления и большим повышением доли ВИЭ в энергетическом секторе ЕС.
Так, в частности, в соответствии с расчетами Еврокомиссии замена угля, нефти и природного газа в промышленных процессах на экологически чистые энергоресурсы в совокупности с новыми требованиями энергоэффективности и электрификации транспорта позволит снизить потребление природного газа на 35 млрд куб. м в год к 2030 г. в дополнение к снижению потребления природного газа (на 100 млрд куб. м), заложенному стратегией Fit for 55 [12].
В совокупности с действием планов по диверсификации поставок газа в ЕС, а также иных механизмов «REPowerEU» Еврокомиссия указывает на возможность снижения потребности ЕС в поставках газа на 155 млрд куб. м, что эквивалентно суммарному объему среднегодовых поставок российского газа в ЕС в 2021 г. [42]. Таким образом, «REPower EU» оказывается прямо ориентирован на полный поэтапный отказ от импорта российского природного газа.
Впрочем, обозначенная разработчиками «REPower EU» краткосрочная цель в виде снижения объемов поставок российского газа на 2/3 (т.е. примерно на 100 млрд куб. м) уже к концу 2022 г. не была достигнута (в период с января по ноябрь 2022 г. поставки российского природного газа в страны – члены ЕС снизились на 50 млрд куб. м [43]).
Причины подобной ситуации состоят в том, что в 2022 г. планы ЕС по диверсификации поставок газа столкнулись с рядом серьезных сложностей. Так, добыча газа в североевропейских государствах в течение последних лет традиционно снижалась. Кроме того, не позволили существенно увеличить экспорт газа в ЕС повышенный внутренний спрос на газ и инфраструктурные проблемы, с которыми столкнулись страны Средиземноморья в 2022 г. Ведущие мировые страны – экспортеры СПГ (Катар, США и Австралия) не смогли в столь короткие сроки переориентировать собственные поставки на ЕС, будучи связанными другими долгосрочными обязательствами на поставку СПГ [15] (Lambert, Tayah, Lee-Schmid, Abdalla, Abdallah, Ali, Esmail, Ahmed, 2022).
Однако в среднесрочной перспективе (2023–2030 гг.) цели «REPower EU» могут быть достигнуты за счет увеличения контрактов на поставку СПГ из Катара и США, переориентации на импорт газа из Алжира и Азербайджана, а также из некоторых других стран. При этом в долгосрочной перспективе цели ЕС в сфере полного отказа от российского природного газа все же могут быть достигнуты в полном объеме, поскольку, как наглядно продемонстрировал кризисный по своему характеру план «REPower EU», Европейский союз сегодня твердо намерен отказаться от использования углеводородов в своем энергетическом секторе и переориентироваться на использование ВИЭ в рамках политики климатически нейтральной Европы [15] (Lambert, Tayah, Lee-Schmid, Abdalla, Abdallah, Ali, Esmail, Ahmed, 2022).
Заключение
В целом, завершая проведенное исследование, можно сформулировать следующие ключевые выводы.
Ключевые направления трансформации Зеленого курса ЕС в условиях санкционного противостояния с Россией в 2022 г. нашли свое отражение в рамках комплексного плана «REPowerEU».
План «REPowerEU» предполагает использование ситуации возникшего энергетического кризиса, спровоцированного агрессивной санкционной политикой ЕС в отношении России, в качестве дополнительного аргумента о необходимости интенсификации деятельности по достижению целей Европейского зеленого пакта и, в частности, как причины для ужесточения «зеленых» требований стратегии Fit for 55 в части снижения энергопотребления и увеличения доли ВИЭ к 2030 г.
Достижение обновленных целей Европейского зеленого курса в подобном контексте рассматривается как эффективный инструмент для снижения зависимости ЕС от поставок российского природного газа. При этом эффективность данного инструмента была продемонстрирована уже в 2022 г., по итогам которого ЕС сумел сократить поставки газа из России почти на треть (на 50 млрд куб. м) за счет снижения объемов потребляемого природного газа, активизации использования ВИЭ, а также частично провалившейся диверсификации поставок природного газа и СПГ из альтернативных источников.
При этом в долгосрочной перспективе за счет действия системных реформ план «REPowerEU», а также обеспеченная им трансформация Зеленого курса ЕС может способствовать более эффективному и интенсивному достижению цели в виде климатически нейтральной Европы к 2050 г.
[1] Необходимость обращения к подобному механизму координации стран-членов ЕС в сфере импорта энергоресурсов продиктована отсутствием у ЕС как наднационального интеграционного объединения компетенций в сфере прямых закупок энергии (соответствующая сфере относится к компетенции государств – членов ЕС).
References:
Bordoff J. Everything you think about the geopolitics of climate change is wrongForeign Policy. 2020. Retrieved December 07, 2022, from https://foreignpolicy.com/2020/10/05/climate-geopolitics-petrostates-russia-china/
Bressand A. (2009). The future ofproducer-consumer cooperation: A policy perspective
Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions «REPowerEU Plan». COM/2022/230 final. Brussels, 18.5.2022. Retrieved December 07, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2022%3A230%3AFIN
Communication from the Commission to the European Parliament, the European council, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions «The European Green Deal». COM/2019/640 final. Brussels, 11.12.2019. Retrieved December 07, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2019%3A640%3AFIN
Communication from the Commission to the European parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions «"Fit for 55": delivering the EU's 2030 Climate Target on the way to climate neutrality». COM/2021/550 final. Brussels, 14.7.2021. Retrieved December 08, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52021DC0550
Communication from the Commission to the European parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions «EU "Save Energy"». COM/2022/240 final. Brussels, 18.5.2022. Retrieved December 07, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2022%3A240%3AFIN&qid=1653033053936
Communication from the Commission to the European parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions «EU Solar Energy Strategy». COM/2022/221 final. Brussels, 18.5.2022. Retrieved December 07, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2022%3A221%3AFIN&qid=1653034500503
Communication from the Commission to the European parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions «Short-Term Energy Market Interventions and Long Term Improvements to the Electricity Market Design – a course for action». COM/2022/236 final. Brussels, 18.5.2022. Retrieved December 07, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2022%3A236%3AFIN&qid=1653032581730
Council Decision (CFSP) 2022/2369 of 3 December 2022 amending Decision 2014/512/CFSP concerning restrictive measures in view of Russia’s actions destabilising the situation in Ukraine // OJ L 311I, 3.12.2022, p. 8–12. Retrieved December 18, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32022D2369
Dandreuther R. (2007). International Security: The Contemporary Agenda
EU Adopts Sixth Package of Sanctions against Russia. Retrieved December 07, 2022, from https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_2802
EU adopts fifth round of sanctions against Russia over its military aggression against Ukraine. Retrieved December 07, 2022, from https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/04/08/eu-adopts-fifth-round-of-sanctions-against-russia-over-its-military-aggression-against-ukraine/
EU agrees on eighth package of sanctions against Russia. Retrieved December 07, 2022, from https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_5989
Fazelyanov E.M. (2022). Energeticheskiy krizis v Evrope i postavki rossiyskogo gaza [Europe's energy crisis and Russian gas supplies]. Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN. (4). 133-142. (in Russian).
Fettweis C.J. (2009). No blood for oil: Why resource wars are obsolete
Galeotti M. (2022). The Weoponization of Everything: A Field Guid to the New Way of War
Grigas A. (2017). The New Geopolitics of Natural Gas
IEA How Europe Can Cut Natural Gas Imports from Russia Significantly within a Year (2022). Retrieved December 07, 2022, from https://www.iea.org/news/how-europe-can-cut-natural-gas-imports-from-russia-significantly-within-a-year
Joint Statement between the European Commission and the United States on European Energy Security (Brussels, 25 March 2022). Retrieved December 08, 2022, from https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/STATEMENT_22_2041
Joint Statement by President von der Leyen and Prime Minister Trudeau (Brussels, 23 March 2022). Retrieved December 08, 2022, from https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/STATEMENT_22_1989
Joint communication to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions «EU external energy engagement in a changing world». JOIN/2022/23 final. Brussels, 18.5.2022. Retrieved December 07, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=JOIN%3A2022%3A23%3AFIN&qid=1653033264976
Joint communication to the European parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions «EU external energy engagement in a changing world». JOIN/2022/23 final. Brussels, 18.5.2022. Retrieved December 07, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=JOIN%3A2022%3A23%3AFIN&qid=1653033264976
Kalicki J. (2005). Energy&Security. Toward a new foreign policy strategy
Khan Tao (2022). Evropeyskaya energeticheskaya bezopasnost i Turkmenistan [European energy security and Turkmenistan]. Innovation and Investment. (10). 61-64. (in Russian).
Klare M. (2001). Resource Wars
Lambert L.A., Tayah J., Lee-Schmid C., Abdalla M., Abdallah I., Ali A.H.M., Esmail S., Ahmed W. (2022). The EU's natural gas Cold War and diversification challenges Energy Strategy Reviews. (43). 100934.
Litvinov E.A. (2021). Analiz energeticheskogo krizisa v Evropeyskom soyuze [Analysis of EU energy crisis]. Russian Foreign Economic Bulletin. (11). 83-90. (in Russian).
Lyuttser O.V. (2022). Vliyanie sanktsiy na energeticheskiy sektor Evropeyskogo Soyuza [On the impact of sanctions on the energy sector of the European Union]. Mnizh. (4-4 (118)). 138-140. (in Russian).
O\'Sullivan M.L. (2017). Windfall: How the New Energy Abundance Upends Global Politics and Strengthens America's Power
Ovakimyan M.S., Yusupov G.E. (2022). Energeticheskiy krizis: neftegazovyy tovarooborot Rossii v usloviyakh sanktsionnogo davleniya Zapada [Energy crisis: Russia’s oil and gas trade turnover under western sanctions pressure]. Russian Foreign Economic Bulletin. (10). 54-69. (in Russian).
Proposal for a Directive of the European parliament and of the Council amending Directive (EU) 2018/2001 on the promotion of the use of energy from renewable sources, Directive 2010/31/EU on the energy performance of buildings and Directive 2012/27/EU on energy efficiency. COM/2022/222 final. Brussels, 18.5.2022. Retrieved December 08, 2022, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2022%3A222%3AFIN&qid=1653033811900
REPowerEU: Joint European action for more affordable, secure and sustainable energy. Retrieved December 08, 2022, from https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_1511
Russell J., Moran D. (2008). The Militarization of Energy Security Strategic Insights. (7(1)). 2-10.
Shuranova A.A., Petrunin Yu.Yu. (2022). Energeticheskiy krizis 2021-2022 gg. v otnosheniyakh Rossii i Evropeyskogo soyuza [The 2021-2022 energy crisis in relations between Russia and European Union]. Public administration. Electronic Bulletin. (90). 74-89. (in Russian).
Wilson E.J. III (2008). Hard Power, Soft Power, Smart Power The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. (616(1)). 110-124.
Yergin D. (1991). The Prize: the Epic Quest for Oil, Money & Power
Yergin D. (2011). The Quest: Energy, Security, and the Remaking of the Modern World
Страница обновлена: 25.04.2025 в 18:32:46