Transformation of institutional frameworks and economic policy mechanisms as a factor of import substitution in Russia under sanctions and external economic threats
Makarov I.N.1,2, Drobot E.V.3
, Grafov A.V.2, Evsin M.Yu.2, Pivovarova O.V.4
1 Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Russia
3 Центр дополнительного профессионального образования, Russia
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 30 | Citations: 23
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50087762
Cited: 23 by 30.01.2024
Abstract:
The peculiarities of the state’s new economic policy as a reaction and simultaneously as the main factor of import substitution in Russia under sanctions and foreign economic threats are analysed. The authors identify key differences of sanctions in 2022 and 2014. These differences lie in the de facto "disconnection" of the institutions and mechanisms of most sectoral markets in our country from the "parent" institutions of the world market. This requires solving the problem of institutional import substitution in order to avoid dysfunctionality of the domestic economy.
At the same time, it is emphasized that a multifactor multi-agent optimization of the available limited resources of the state and private sector should be the main task of public administration in the proposed circumstances. This system should be based on the latest technology, including information infrastructure and artificial intelligence, which will allow combining the efficiency of state planning with private property institutions. The article may be of interest to civil servants, undergraduate and postgraduate students and all those interested in problems of transformation of socio-economic systems.
Keywords: import substitution, industry, industrial policy, information system, public policy, sanctions
JEL-classification: F51, O14, O25
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних девяти лет вопрос существования в условиях санкций стал как никогда актуален для России.
Изменившаяся и все более усложняющаяся геополитическая обстановка требует поиска способов и направлений трансформации промышленной политики страны с целью обеспечения импортозамещения.
Важность данного вопроса для отечественных экономистов, исследователей и политиков можно оценить по библиографическим показателям.
Использовав приложение Google Trends, которое показывает, как часто определенный термин ищут по отношению к общему объему поисковых запросов в различных регионах мира, мы проанализировали, популярность терминов “sanction” и «санкции» (рис. 1).
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что интерес к санкциям ни разу за рассматриваемый период не опускался в мире ниже 15 баллов. Причем в мировом сообществе в целом отмечается более интенсивный интерес к термину “sanction” (22 балла в среднем), чем к термину «санкции» (8 баллов в среднем за рассматриваемый период). Пик популярности термина “sanction” в мире в целом пришелся на февраль 2022 г. (75 баллов). Пик популярности поисковых запросов по термину «санкции» был отмечен в марте 2022 г. (100 баллов). Это, на наш взгляд, во многом обусловлено началом специальной военной операции России на Украине.
Примечание:
Поисковой запрос был сформулирован на английском и русском языках. Данные представлены на 10 декабря 2022 г. Выбранный период – с 01.01.2014 г. по 10.12.2022 г. 1 января 2016 г. и 1 января 2022 г. в систему сбора данных были внесены изменения.
Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю в таблице для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.
Рисунок 1. Динамика популярности терминов “sanction” и «санкции» с 01.01.2014 г. по 10.12.2022 г. в мире
Источник: составлено автором на основе Google Trends.
По поисковому запросу «санкции» на портале ELIBRARY.ru на 10 декабря 2022 г. можно обнаружить 25535 публикаций из 40700705 (т.е. всего 0,062%), из них 4021 публикация, или 15,74%, вышла в 2021–2022 гг. Аналогичный всплеск интереса научного сообщества к изучению санкционнох ограничений отмечался в 2014–2015 гг. За этот период по поисковому запросу «санкции» на портале ELIBRARY.ru можно обнаружить 5017 статей, или 19,64%.
Антироссийские санкции и ответные меры российского Правительства негативно сказались на экономике всех стран и континентов и прежде всего на уровне благосостояния обычных граждан.
Обострение политической обстановки на мировой арене также потребовало поиска новых направлений трансформации промышленной политики Российской Федерации, в первую очередь, речь идет о необходимости импортозамещения. И если в 2014 г. этот вопрос еще стоял не так остро, то в 2022 г. «путей к отступлению» у России уже не осталось.
Следует отметить, что влиянию санкций на мировую экономику в целом, а также на экономику отдельных стран, регионов и отраслей посвящено достаточно много серьезных научных исследований [1–14] и вполне очевидно, что интерес к этой тематике в ближайшее время не ослабеет.
Оценка последствий введения санкций дается в научных публикациях таких экспертов, как Афанасьев А.А. [1], Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. [2], Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. [3], Горбунова А.О., Щеглов В.Ю. [4], Городнова Н.В., Домников А.Ю. [5], Дробот Е.В. [6–12], Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. [13], Лыткин С.О. [14] и др. И, как «метко» отмечают в своей статье Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А., «антироссийские санкции имеют пагубные последствия» [13, c. 2805–2818].
В непосредственной связи с «санкциоными войнами» интерес научного сообщества, а также специалистов-практиков прикован к поиску путей импортозамещения продукции на российском рынке. По данной тематике опубликован ряд интересных научных исследований, в которых подробно изучаются особенности процессов импортозамещения в российской экономике в условиях ухудшения мировой хозяйственной конъюнктуры [15–22].
И здесь возникает важнейший вопрос: какой должна быть промышленная политика России в этих сложных условиях?
Если проанализировать научные публикации, посвященные направлениям трансформации российской промышленной политики [23–33], то можно отметить, что многие авторы выделяют следующие ключевые направления, реализация которых способна позитивно сказаться на развитии отечественной экономики. Во-первых, это необходимость развития конкурентной среды [24, c. 799–814]. Во-вторых, это совершенствование антикризисной промышленной политики [31, c. 2431-2450]. В-третьих, это реализация инновационно-инвестиционно сбалансированной промышленной политики в условиях цифровой экономики [32, c. 1905–1920; 33, c. 2919–2936].
Тем не менее особый интерес представляет изучение институциональных аспектов импортозамещения как отклика на внешнеэкономические угрозы и санкционное давление.
Цель данной статьи – исследование импортозамещения как комплексной проблемы, затрагивающей не только материальные и финансовые, но и институциональные аспекты функционирования хозяйственной системы в условиях санкционного давления и внешнеэкономических угроз.
Научная новизна исследования заключается в выявлении ключевых различий санкционного давления в 2022 году по сравнению с санкциями 2014 года, заключающихся в фактическом «разрыве» институтов и механизмов большинства отраслевых рынков нашей страны с «материнскими» институтами мирового рынка, что требует решения проблемы институционального импортозамещения во избежание дисфункциональности отечественной экономики.
Основная часть
Заканчивающийся 2022 год принес существенные изменения во внешнеполитическое окружение нашей страны и во все структуры мирохозяйственных связей. Что же касается нашей станы, она оказалась в фактической изоляции от основных мировых рынков – капитала, технологий, кадрового рынка. Однако наряду с этим Россия также оказалась в изоляции от функционирования основных рыночных и квазирыночных институтов и механизмов, оказывающих влияние на поведение экономических акторов.
Произошедшее поставило хозяйственную систему страны и российское руководство перед достаточно жестким выбором – осуществлять реальное импортозамещение и поиск новых вариантов развития или смириться с ролью страны-изгоя, постепенно и остаточно быстро регрессирующей в разряд стран третьего мира.
Однако необходимость импортозамещения не ограничивается лишь очевидными моментами, связанными с товарным, техническим и технологическим замещением. Проблема стоит гораздо шире, она состоит в отсутствии существенных институциональных трансформаций – искажений, вызванных последствиями разрыва отечественной экономики с мировыми отраслевыми рынками.
Проанализируем сложившуюся ситуацию более подробно.
В рамках нашей статьи мы не будем подробно описывать весь спектр санкций, а выделим лишь обобщенно основные сферы влияния санкций в контексте их различий в период 2022 года по сравнению с 2014 годом (табл. 1).
Ключевым моментом санкционного давления 2022 года, в корне отличающим его от санкций 2014 года, стало лишение России доступа к общемировым рыночным механизмам и институтам, конституирующим поведение экономических акторов, а также определяющим движение ресурсов. Фундаментальные различия в институциональных аспектах и последствиях санкционного давления со стороны мирового сообщества на экономику России в 2022 году по сравнению с 2014 годом представлены ниже (табл. 2).
Таблица 1
Различия в санкционной структуре воздействия мирового сообщества на экономику России в 2022 году по сравнению с 2014 годом
Сфера
влияния санкций
(обобщенно) |
Годы сравнения
| |
2014 год
|
2022 год
| |
Технологические
санкции
|
Запрет
на использование высокотехнологичной продукции
иностранных компаний на присоединенных территориях
|
Запрет
на сотрудничество в части поставок деталей и сырья для цифровых и
интеллектуальных систем и высокотехнологичного оборудования
|
Санкции
в нефтегазовом секторе
|
Запрет
на продажу нефтегазового оборудования
|
Система
санкций против поставок нефтегазовых ресурсов с постепенным полным отказом от
данной группы российских ресурсов,
остановка Nord Stream 2
|
Санкции
в финансовом секторе
|
Отказ
от сотрудничества с рядом банков, отказ от работ на присоединенных территориях
|
Отказ
от сотрудничества с большинством банков, отключение от системы SWIFT и
заморозка активов Центрального банка Российской
Федерации
|
Присутствие
международных капиталов
|
Уход
из России многих высокотехнологичных компаний
|
Уход
из России большинства транснациональных компаний
|
Логистика
и цепи поставок
|
Разрушение
большинства цепочек создания добавленной
стоимости, запрет российским судам заходить в порты Европейского
союза
|
Исключение
России из практически всех производственно-сбытовых цепочек, закрытие для России воздушного пространства большинства
стран, уход из России почти всех крупных логистических компаний
|
Источник: составлено авторами.
Таблица 2
Фундаментальные различия в институциональных аспектах и последствиях санкционного давления со стороны мирового сообщества на экономику России в 2022 году по сравнению с 2014 годом
Аспекты
и последствия влияния санкций (обобщенно)
|
Годы сравнения
| |
2014 год
|
2022 год
| |
Институциональные
аспекты санкций
|
Ограничение
и искажение функционирования рыночных механизмов, регулирующих
рынки капитала и отдельно взятые
отраслевые рынки
|
Фактическое
лишение доступа к рыночным механизмам, регулирующим рынки ресурсов и
конституирующим поведение экономических агентов-акторов
|
Институциональные
последствия санкций
|
Поиск
и формирование новой системы стимулов, балансирующих функционирование рыночных
механизмов, регулирующих рынки капитала
и отдельно взятые отраслевые рынки
|
Поиск
альтернативных механизмов аллокации ресурсов, отвечающих критериям
экономической и народнохозяйственной эффективности и конституирующих
поведение экономических агентов-акторов
|
Не будем забывать, что большинство институтов открытой экономики для нашей страны фактически являются импортированными за последние 30 лет институтами, поэтому они оказали весьма существенное влияние на российскую экономику, однако получили существенный импульс в зону дисфункциональности после разрывов связей с «материнскими» институтами.
Соответственно, необходимо сделать следующий вывод. Полноценно функциональное импортозамещение должно основываться не только на решении задач материального и финансового плана (включая производство, обмен и потребление материальных товаров и финансовых услуг), но и на решении задач институционально-идеологического плана, в частности, обеспечение функционирования институтов рынка и множества связанных с ними институтов и механизмов, например, институтов делового поведения, доверия, контрактации, уважения к частной собственности, легитимации крупных производственных активов, в том числе и систем рыночных стимулов и антистимулов с целью возрождения комплексной функциональной структуры институциональной подсистемы отечественной экономики, соответствующей реалиям санкционного воздействия и внешнеэкономических угроз.
Структура экономической политики импортозамещения как реакции на санкционное давление мирового сообщества представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура экономической политики импортозамещения как реакции на санкционное давление мирового сообщества
Источник: сформулировано авторами.
Комплексная экономическая политика импортозамещения как реакция на санкционное давление со стороны мирового сообщества в условиях фактической дисфункциональности таким образом неизбежно будет подразделяться на две базисные составляющие:
1) промышленную политику импортозамещения;
2) институционально-идеологическую политику импортозамещения.
Проведение экономической политики в условиях жесткого обострения противоречий мирохозяйственной системы и усиления санкционного давления на нашу страну со стороны мирового сообщества и транснационального капитала должно состоять главным образом в создании условий для интенсификации предпринимательской производственной деятельности в сфере высоких технологий, модернизации отраслевой структуры производственной сферы за счет структурных сдвигов в пользу технически передовых производств, активного использования на практике достижений современной науки и техники, что необходимо для реальной реализации задачи (а точнее, целого комплекса задач) импортозамещения в отечественной экономике.
Одним из подобных достижений, которое активно следует использовать в процессе импортозамещения, должно стать внедрение систем искусственного интеллекта в систему государственного управления и, в частности, в процессы разработки и реализации экономической политики государства, что требуется:
1) для осуществления контрольных функций государства за перемещением капитала и иных располагаемых ресурсов. Данный контроль необходим во избежание оппортунистического поведения представителей частного бизнеса, привлекаемого к реализации задач импортозамещения, а также государственных и принятых в государственную собственность компаний;
2) для осуществления контрольных функций за производственными процессами, непосредственно связанными с реализацией задач импортозамещения (в частности, необходим контроль функционирования оборудования во избежание саботажа и иных форм оппортунистического поведения со стороны промышленно-производственного персонала);
3) для осуществления эффективного процесса перераспределения ресурсов: в рыночной экономике при неискаженной системе рыночных стимулов происходит «автоматическое» перераспределение ресурсного потенциала в наиболее эффективные сферы экономики, а в случае открытой экономики это перераспределение происходит в мировом масштабе, где в полной мере действуют принципы абсолютных и относительных преимуществ, В то же время в условиях закрытой экономики с наличием существенного прессинга со стороны мирового капитала национальный капитал, в значительной степени действуя из соображений «самосохранения», будет при малейшей возможности стремиться к перемещению в другие страны, а система стимулов для его функционированию внутри страны в значительной степени оказывается подорванной. В данном случае всегда будут учитываться отдаленные риски и последствия при возможной реинтеграции в мировое финансовое сообщество, что требует администрирования процессов аллокации ресурсов, а это, в свою очередь, требует проведения множественных расчетов и моделирования, которое неизбежно нуждается в системах искусственного интеллекта.
Заключение
Происходящее в последний год радикальное перестроение внешней политики требует ответной хозяйственной реакции, выражающейся в не менее радикальном перестроении хозяйственной системы страны.
Одним из наиболее важных аспектов подобного перестроения должно неминуемо стать существенное повышение интегральной эффективности экономической политики, а значит, и управленческой системы государства, включая системы разработки и реализации отраслевой политики. Одним из направлений подобной трансформации неминуемо должно стать возрождение плановой системы управления, поскольку либерально-рыночные системы, как правило, оказываются нежизнеспособными в случае критических обстоятельств, в том числе в условиях явных экономических угроз и отсутствия «позитивных» финансово-экономических сигналов со стороны мирового капитала. Однако при всем этом важно не допустить «отката» в позднесоветские реалии, поскольку с того времени существенно поменялись не только условия функционирования мировой хозяйственной системы, но и произошли кардинальные изменения в социальной структуре (напомним, что наиболее значимым отличием экономики Российской Федерации постсоветского периода от советской системы стало возвращение частной собственности на средства производства, что является неотъемлемым атрибутом институциональной среды всех цивилизованных стран).
Главной задачей государственного управления должна стать многофакторная многоагентная оптимизация имеющихся ограниченных ресурсов государства и частного сектора экономики. В основе формирования данной системы должны быть заложены новейшие технологии, включая информационную инфраструктуру и искусственный интеллект, которые позволят совместить эффективность государственного планирования с институтами частной собственности.
References:
Afanasev A.A. (2022). Ob otsenke vliyaniya mezhdunarodnyh sanktsiy na usloviya funktsionirovaniya otechestvennoy promyshlennosti [Concerning the assessment of the impact of international sanctions on Russian industry]. Journal of international economic affairs. 12 (2). 179-194. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114858.
Afanasev A.A. (2022). Teoretiko-metodologicheskie osnovy promyshlennoy politiki v predstavlenii vedushchikh ekonomicheskikh nauchnyh shkol [Theoretical and methodological foundations of industrial policy in the view of leading economic scientific schools]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (12). (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.12.116788.
Baydarov D.Yu., Abakumov E.M., Faykov D.Yu. (2022). Programmnoe obespechenie «tyazhelogo» klassa: vozmozhnosti importozameshcheniya [“Heavy” class software: import substitution opportunities]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 295-316. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114143.
Beglaryan G.A., Ivanov G.N., Kalugina P.P., Polovinchikova A.V. (2022). Sanktsionnaya politika SShA i evropeyskikh stran v otnoshenii Rossii: povorot nachala 2022 goda [US and European sanctions against Russia: the turnaround of early 2022]. Journal of international economic affairs. 12 (3). 367-388. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
Belanova N.N., Trubchaninova E.A. (2021). Razvitie konkurentnoy sredy i gosudarstvennaya promyshlennaya politika [The competitive environment Development and state industrial policy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (4). 799-814. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.4.111988.
Dontsova O.I., Tolkachev S.A., Komolov O.O (2019). Rossiyskaya promyshlennost: vliyanie sanktsiy i perspektivy importozameshcheniya [Russian industry: the impact of sanctions and import substitution prospects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 271-288. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41512.
Drobot E.V. (2016). Otsenka ekonomicheskikh posledstviy sanktsionnyh voyn dlya ekonomiki evropeyskikh stran [Evaluation of the economic consequences of sanction wars for the economy of the European countries]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (20). 2685–2696. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.20.36847.
Drobot E.V. (2017). Vliyanie sanktsionnyh voyn na razvitie vneshnetorgovyh otnosheniy Rossii i Finlyandii [Impact of sanctioning wars on the development of foreign trade relations between Russia and Finland]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (5). 815-830. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.5.37618.
Drobot E.V., Abrosimova A.S., Savitskaya K.S. (2017). Vliyanie sanktsiy na formirovanie Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Impact of sanctions on the formation of the Eurasian Economic Union]. Journal of international economic affairs. 7 (1). 55-64. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37391.
Drobot E.V., Batarin I.V., Pekki V.D. (2017). Analiz usloviy vneshney torgovli Rossii i stran Zapada v usloviyakh sanktsionnyh voyn [Analysis of conditions of Russia's and western countries' foreign trade under the conditions of sanctions wars]. Journal of international economic affairs. 7 (1). 27-40. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37392.
Drobot E.V., Gudovich G.K., Makarov I.N., Bakhmutskaya V.S. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii i Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy [Economic security of Russia and the Eurasian Economic Union in terms of sanctions]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1671-1682. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
Drobot E.V., Ivko E.S. (2018). Osobennosti funktsionirovaniya stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy [Features of the functioning of the countries of the Eurasian Economic Union in terms of sanctions]. Journal of international economic affairs. 8 (4). 605-616. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.39170.
Drobot E.V., Maslova V.Yu. (2017). Issledovanie osobennostey vneshnetorgovoy deyatelnosti Leningradskoy oblasti v usloviyakh sanktsiy [Study of the peculiarities of foreign trade activity of the Leningrad Region under sanctions]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (14). 2101-2128. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.14.38163.
Frolov V.G., Kaminchenko D.I. (2021). Aprobatsiya soderzhatelnoy modeli soglasovaniya interesov ekonomicheskikh subektov promyshlennoy politiki dobyvayushchey i obrabatyvayushchey otrasley v usloviyakh tsifrovizatsii [Approbation of a conceptual model for coordinating the interests of economic subjects of the extractive and manufacturing industries amidst digitalization]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1905-1920. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113901.
Frolov V.G., Pavlova A.A. (2019). Sistemnye effekty realizatsii innovatsionno-investitsionno sbalansirovannoy promyshlennoy politiki v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Systemic effects of implementation of innovation and investment balanced industrial policy in the context of the digital economy]. Journal of international economic affairs. 9 (4). 2919-2936. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41479.
Garmashova E.P., Drebot A.M., Baranov A.G., Mitus A.A., Tarabardina M.Yu. (2020). Sanktsii kak mery mezhdunarodnogo prinuzhdeniya: osnovnye vidy i teoreticheskie podkhody k ponyatiyu [Sanctions as means of international enforcement: main types and theoretical approaches to the concept]. Journal of international economic affairs. 10 (3). 649-662. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
Gorbunova A.O., Scheglov V.Yu. (2018). Vliyanie sanktsiy na prodovolstvennuyu bezopasnost Rossii [Influence of sanctions on food security in Russia]. Journal of international economic affairs. 8 (3). 381-388. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39248.
Gorodnova N.V., Domnikov A.Yu. (2022). Vliyanie finansovyh sanktsiy na regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Rossii [The impact of financial sanctions on the regulation of Russia's foreign economic activity]. Journal of international economic affairs. 12 (2). 215-234. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114676.
Kolesnikov V.V., Lapina E.S., Sulemenova M.A. (2018). Osobennosti promyshlennoy politiki: opyt stran Evropeyskogo soyuza i BRIKS [Features of industrial policy: experience of the European Union and BRICS]. Journal of international economic affairs. 8 (3). 399-406. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39197.
Kosmin A.D., Kuznetsova O.P., Kosmina E.A. (2019). O pagubnyh posledstviyakh antirossiyskikh sanktsiy [About the harmful consequences of anti-Russian sanctions]. Journal of international economic affairs. 9 (4). 2805-2818. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
Lytkin S.O. (2022). Privlechenie pryamyh inostrannyh investitsiĭ: problemy i puti resheniya v usloviyakh sanktsiĭ [Attracting foreign direct investment: problems and solutions amidst sanctions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (6). 1841-1854. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.6.114815.
Makarov I.N., Barekova L.A., Titova M.V. (2022). Proizvodstvennyy menedzhment natsionalnogo urovnya: instrumentalnyy bazis osushchestvleniya gosudarstvennoy promyshlennoy politiki [Production management at the national level: an instrumental basis for the state industrial policy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (7). 2107-2116. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.7.114978.
Makarov I.N., Pochepaev I.A., Sotnikov N.B. (2022). Institutsionalnyy bazis formirovaniya i funktsionirovaniya gosudarstvennoy promyshlenno-innovatsionnoy politiki [Institutional basis of state industrial innovation policy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1399-1408. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.116319.
Makarov I.N., Zhuravleva O.V., Shirokova O.V., Donskoy D.A. (2019). Industrialnye parki kak instrument realizatsii promyshlennoy politiki [Industrial parks as a tool for implementing industrial policy]. Journal of international economic affairs. 9 (2). 1151-1166. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40520.
Mingazov M.V. (2020). Osobennosti protsessov importozameshcheniya v rossiyskoy ekonomike v usloviyakh ukhudsheniya mirovoy khozyaystvennoy konyunktury [Particularities of import substitution processes in the Russian economy in the context of the global market slump]. Journal of international economic affairs. 10 (4). 1459-1468. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111183.
Pechatkin V.V. (2021). Sovershenstvovanie antikrizisnoy promyshlennoy politiki na federalnom i regionalnom urovnyakh v usloviyakh pandemii COVID-19 [Improving antirecession industrial policy at the federal and regional levels amidst the COVID-19 pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (11). 2431-2450. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.11.113812.
Pechatkin V.V. (2022). Perspektivy importozameshcheniya v Respublike Bashkortostan v usloviyakh sanktsionnoy politiki zapadnyh stran [Prospects for import substitution in the Republic of Bashkortostan amidst Western sanctions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (7). 2049-2062. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.7.114871.
Pechatkin V.V. (2022). Razvitie promyshlennogo sektora ekonomiki Respubliki Bashkortostan v usloviyakh pandemii COVID-19 i sanktsionnoy politiki stran Zapada [Development of the industrial sector in the Republic of Bashkortostan amidst the COVID-19 pandemic and Western sanctions]. Economic security. 5 (3). 951-966. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.3.114872.
Petrov M.V. (2022). Promyshlennaya politika kak napravlenie ekonomicheskoy strategii gosudarstva [Industrial policy as a direction of the state's economic strategy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (8). 2117-2134. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.8.116124.
Safiullin M.R., Gafarov M.R., Elshin L.A. (2022). Importozameshchenie kak instrument obespecheniya ustoychivogo razvitiya ekonomiki v usloviyakh sistemnyh preobrazovaniy: regionalno-otraslevoy aspekt [Import substitution as a tool for ensuring sustainable economic development amidst systemic transformations: regional and sectoral aspect]. Journal of international economic affairs. 12 (3). 407-432. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.3.115210.
Shirokova O.V., Nazarenko V.S. (2017). Gosudarstvennaya politika importozameshcheniya: predvaritelnye itogi i tendentsii [Public policy of import substitution: preliminary results and trends]. Journal of international economic affairs. 7 (4). 343-356. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.4.38431.
Sodnomova S.K., Rubtsova N.V (2020). Analiz realizatsii programmy importozameshcheniya v Rossiyskoy Federatsii [Analysis of the implementation of the import substitution program in the Russian Federation]. Journal of international economic affairs. 10 (1). 187-200. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.100700.
Zimovets A.V., Klimachev T.D. (2022). Tsifrovaya transformatsiya proizvodstva na rossiyskikh predpriyatiyakh v usloviyakh politiki importozameshcheniya [Digital transformation of production at Russian enterprises under import substitution policy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1409-1426. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.116297.
Страница обновлена: 01.04.2025 в 23:52:58