OPEC policy in the current energy crisis

Markelova E.A.1
1 МГИМО МИД, Russia

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 4 (October-December 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50087770
Cited: 4 by 07.12.2023

Abstract:
The article is devoted to the study of the oil crisis of 2022 caused by economic sanctions already imposed and planned to be imposed on Russian oil exports, and OPEC policy within the framework of this crisis. The article discusses the specific actions of OPEC and OPEC+ in the period from May to November 2022. The author tries to explain the reasons why OPEC seeks to avoid participating in economic pressure on Russia, avoiding an increase in the quota for oil production imposed by the United States and the European Union, as well as to predict the future policy of OPEC in the current crisis of the oil market.

Keywords: oil, sanctions, oil export restrictions, price ceiling, OPEC, embargo, Russian energy market

JEL-classification: F51, F52, F15, Q35, Q43, Q47



Введение

Организация стран экспортеров нефти (далее – ОПЕК) международная межправительственная организация, созданная с целью проведения независимой политики в сфере контроля объемов добычи и регулирования цен на нефть на мировом рынке. ОПЕК была создана в 1960 г. по итогам конференции в Багдаде, участником которой были представители Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы. Причиной проведения межправительственной конференции по созданию организации, контролирующей ценообразование на нефть, являлось недовольство стран-экспортеров нефти политикой монопольного контроля за ценообразованием на нефтяном рынке, проводимой семью крупнейшими компаниями: Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum [1].

В итоговом соглашении, подписанном по результатам конференции в Багдаде 14 сентября 1960 г., указывается, что правительства стран-экспортеров нефти не могут оставаться равнодушными к позиции крупнейших нефтяных компаний по вопросу регулирования цен на нефть. Члены ОПЕК требуют, чтобы крупнейшие нефтяные компании поддерживали стабильные цены на нефть, исключая возможность произвольных колебаний. Крупнейшие нефтяные компании должны гарантировать, что при возникновении новых обстоятельств, влияющих на изменение цен на нефть, они будут проводить консультации с конкретными странами для разъяснения этих обстоятельств, при этом исключая прямое вмешательство в ценообразование. Члены ОПЕК стремятся к созданию системы координации для стабилизации цен на нефть и исключения произвольных колебаний, действуя в интересах стран-производителей и стран-потребителей, а также в интересах обеспечения стабильного дохода для стран-производителей [2, c. 248–252].

Эти положения нашли прямое отражение в статьях Устава ОПЕК. Статья 2 (А) Устава ОПЕК провозглашает, что основной целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов и определение наилучших средств для защиты их индивидуальных и коллективных интересов. Статья 2 (С) Устава ОПЕК также подчеркивает, что должное внимание должно уделяться интересам стран-производителей и необходимости обеспечения стабильного дохода добывающих стран; эффективных, экономичных и регулярных поставки нефти странам-потребителям; и справедливой прибыли тех, кто инвестирует в нефтяную промышленность [3].

Если обобщить идеи, лежащие в основе ОПЕК, то можно резюмировать то, что организация была создана, в первую очередь, для обеспечения интересов стран-экспортеров нефти в получении стабильной и справедливой прибыли от продажи энергоресурсов. В задачи ОПЕК не входит разрешение политических и военных противоречий между государствами, в связи с чем сотрудничество стран в рамках ОПЕК построено на экономическом принципе максимизации прибыли ее участников. Страны ОПЕК заинтересованы, в первую очередь, в недопущение кризиса, а в случае кризиса – его преодоления с минимальными издержками. А эскалация кризиса с целью давления на какую-либо страну противоречит интересам ОПЕК.

Продолжающийся в настоящий момент кризис на рынке энергоресурсов начался в связи с пандемией COVID-19. Чрезвычайная ситуация, вызванная COVID-19, привела к тому, что потребление нефти ее крупнейшими импортерами резко сократилось. Спрос на энергоресурсы сократился со стороны авиаперевозчиков, автомобильной промышленности, авиастроения и строительного отрасли [4, c. 94].

Резкое сокращение потребления нефти, вызванное пандемией COVID-19, привело к падению цен на нефть ниже $50 за барелль Brent. 4 марта 2020 года Саудовская Аравия инициировала переговоры в рамках ОПЕК+, предметом которых должно было стать соглашение об уменьшении объемов добычи нефти на 1,5 млн. бареллей в день до момента прекращения кризиса с целью стабилизации цен на нефть. Однако Россия отказалась согласовывать уменьшение добычи нефти, рассчитывая на то, что кризис, вызванный пандемией COVID-19, ограничится Китаем и не затронет основного потребителя российской нефти – страны Европейского союза. 6 марта 2020 года стало известно, что стороны не пришли к какому-либо соглашению по ограничению добычи, в результате чего каждая из сторон объявила об увеличении добычи. В частности, Саудовская Аравия объявила об увеличении добычи на 3 млн. бареллей в день. Итогом увеличения выработки стало, что цены на нефть к середине марта упали ниже $30 за барелль Brent [5, c. 13].

Опасаясь того, что резервные хранилища нефти к июню 2020 года будут переполнены и странам-экспортерам придется экстренно останавливать производство 30% своей добычи, в апреле страны ОПЕК+ вновь сели за стол переговоров. По итогам встречи 12 апреля 2020 странами ОПЕК+ было согласовано беспрецедентное сокращение добычи почти на 10 млн. бареллей в сутки. С условием постепенно увеличивать добычу в течение 2 лет в зависимости от восстановления спроса на нефть [5, c. 16]. В декабре 2020 года страны ОПЕК+ скорректировали планируемые темпы увеличения добычи. Планировалось, что в 2021 году страны ОПЕК+ увеличат совокупную добычу нефти на 2 млн. бареллей в день, однако согласовали повышение только на 0,5 млн. бареллей [6, c. 7].

Нефтяной кризис 2020 года стал настоящим черным лебедем для нефтяного рынка. Его предпосылки были слабо прогнозируемы, а последствия оказались губительными для всех стран-экспортеров. Исследователи называют кризис 2020 года крупнейшим нефтяным кризисом с 1973 года, когда все члены ОПЕК отказались поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в войне [7, c. 52]. Цены на нефть и объемы потребления нефти начали восстанавливаться только к началу 2022 года. Однако новым вызовом для нефтяного рынка и ОПЕК стало санкционное давление США, Великобритании и Европейского союза на российский энергетический рынок с целью оказать влияние на внешнюю политику России, что привело к волатильности цен на нефть в течение всего 2022 года.

В связи с чем представляется особенно актуальным изучение политики ОПЕК и решений, принимаемых в рамках формата ОПЕК+, в период второй половины 2022 годы.

Методологическую основу исследования составили следующие теоретические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, а также специально-научные методы: метод статистического анализа, исторический, социологический и формально-юридический методы.

Цель исследования состоит в оценке политики ОПЕК во второй половине 2022 года, а также прогнозировании будущей политики ОПЕК в отношении энергетического кризиса 2022 года, связанного с санкционным давлением на российскую энергетическую отрасль.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа политики ОПЕК в рамках нефтяного кризиса 2020 года, а также реакции ОПЕК на политические события 2022 года, автор делает попытку спрогнозировать возможные будущие шаги ОПЕК и представить им свою оценку.

Анализу санкционного давления США, Великобритании и Европейского союза на российский энергетический рынок в 2022 году посвящено несколько исследований российских ученых. В частности, потенциалу для изменения вектора российской экономики вследствие давления на российской энергетический рынок в 2022 году посвящены статья А.В. Зимовца, Ю.В. Сорокина, А.В. Ханина [8, c. 195–214] и статья Л.В. Рожковой, Ю.А. Кафтулина, С.С. Коса и О.В. Сальникова [9, c. 433–450]. Последствия санкций 2022 года и их влияние на производственную несырьевую сферу российской экономики проанализированы в статье А.А. Афанасьева [10, c. 179–194]. Исследованию противоречий между центрами принятия решений в отношении российского энергетического рынка посвящена статья Г.А. Бегларяна, Г.Н. Иванова., П.П. Калугиной и А.В. Половинчиковой [11, c. 367–388]. Особенный интерес также представляет статья Н.С. Славецкой и Л.А. Миэринь, посвященная оценке такой меры воздействия на российский рынок нефти как введение ценового ограничения [12, c. 21–27].

Описание нефтяного кризиса 2022 года

Кризис 2022 года вызван санкционным давлением США, Великобритании и Европейского союза на российскую экономику. Результатом этого давления должно стать резкое сокращение доходов России от экспорта энергоресурсов, что впоследствии, как предполагается, должно спровоцировать изменение внешней политики России в отношении Украины.

Долгое время санкционное давление на Российскую экономику было сконцентрировано на финансовой, банковской и страховой сферах [13, c. 6]. Однако все принимаемые меры практически не затрагивали экспорт российской нефти и нефтепродуктов. В марте 2022 года запрет на импорт российской был введен только США и Канадой. Также о намерении отказаться от импорта российской нефти до конца 2022 года заявила Великобритания. При этом доля российской нефти в экономиках этих стран мала, в связи с чем отказ от импорта оказался достаточно безболезненным как для российской экономики, так и для экономики стран, запретивших импорт.

Вопрос о введении тотального эмбарго в отношении российской нефти активно обсуждался в публичном поле в течение всего 2022 года. Однако введение такого эмбарго вряд ли возможно в ближайшей перспективе. Потребление нефти в 2022 году оценивается Министерством экономики США более 100 млн. бареллей в сутки. Похожую оценку 100 млн. бареллей в сутки дает в своем докладе Международное энергетическое агентство [14]. Введение тотального эмбарго в отношении российской нефти приведет к уменьшению объема предложения на мировом рынке примерно на 8 млн. бареллей в день. Такой объем превышает совокупные возможности ОПЕК и США по замещению объемов нефти и нефтепродуктов на мировой рынок [15, c. 177]. При этом увеличение добычи странами ОПЕК может негативно отразиться на цене, что приведет к падению суммарных доходов стран-экспортеров, что противоречит их коллективным интересам.

Введению запрета на импорт российской нефти странами Европейского союза (далее – ЕС) также препятствует тот факт, что доля российской нефти в экономики части стран ЕС является превалирующей. Общий объем российского экспорта нефти в ЕС по итогам 2021 года составил 2,4 млн баррелей нефти в сутки, что составляет около 40% от всей нефти, импортируемой ЕС. При этом доля российской нефти в экономике некоторых стран ЕС существенно превышает 50%. В частности, в 2021 году Словакия получила 96% сырой нефти и нефтепродуктов от России. Также доля российской нефти превышает 50% в экономике Венгрии, Хорватии, Греции и Чехии [14]. При этом замещение российской нефти на европейском рынке возможно только в ограниченном объеме ввиду технологических ограничений.

В настоящий момент усилие стран ЕС сконцентрировано не на введении тотального эмбарго на российскую нефть, а на попытке зафиксировать потолок цен на российскую нефть. Установление ограничения на цену российской нефти должно вынудить Россию к поставкам нефти в страны Европы по заниженным ценам, благодаря чему ЕС компенсирует издержки, связанные с политикой постепенного отказа от российской нефти, а российская экономика пострадает. При этом предполагается, что России будет затруднительно найти столь же большой рынок сбыта нефти как ЕС, вследствие чего Россия будет вынуждена поставлять нефть по установленной цене. США считает, что установление предельной цены на российскую нефть приведет к снижению цен на нефть, что благоприятно отразится на странах-импортерах, к которым относятся в первую очередь страны ЕС [16, c. 17–18].

На пути установления предельной цены на российскую нефть было сделано несколько шагов. Во-первых, 2 сентября 2022 года страны Большой семерки (G7) в совместном политическом заявлении объявили о намерении доработать и внедрить всеобъемлющий запрет на предоставление услуг, позволяющих осуществлять морскую транспортировку сырой нефти российского происхождения и нефтепродуктов по всему миру. В качестве меры по реализации этой цели G7 предлагает установить, что предоставление таких услуг будет разрешено только в том случае, если нефть и нефтепродукты приобретаются по цене или ниже предельной цены определяемой широкой коалицией стран [17]. При этом конкретная предельная цена до настоящего времени не согласована.

Европейский союз взял на себя обязательство установить предельную цену до 5 декабря 2022 года. Однако в ходе ноябрьских переговоров окончательно согласовать цену не удалось. В начале переговоров против введения ограничения выступили Венгрия, Греция, Кипр и Мальта. В результате переговоров страны ЕС договорились о предоставлении этим странам некоторых уступок. Однако Венгрия продолжает выступать против введения ценового потолка. На последнем на момент написания статьи заседании правительств стран ЕС, прошедшем 29 ноября 2022 года, предельная цена не была согласована по причине того, что страны ЕС не договорились об уровне этой цены [18]. Изначально предполагалось, что цена будет определена на уровне $ 65–70 за баррель. Однако Польша, Литва, Латвия и Эстония настаивают на том, чтобы предельная цена на российскую нефть не превышала $ 30 за баррель [19]. В настоящий момент (29 ноября 2022 г.) цена российской нефти составляет $ 58.38, что ниже предполагаемого уровня предельной цены [20].

Политика ОПЕК и ОПЕК+ в рамках нефтяного кризиса 2022 года

В рамках сложившегося на нефтяном рынке кризиса ОПЕК в данный момент проводит сдержанную и осторожную политику, избегая принятия решений, существенно влияющих на объем добычи. ОПЕК старается избегать участия в конфликте России с ЕС и США, несмотря на открытое давление на со стороны США. Увеличение квоты выработки нефти может повлиять на цены на нефть, которые в настоящий момент находятся на выгодном для стран ОПЕК уровне. При этом не все страны ОПЕК могут безболезненно резко увеличить выработку нефти ввиду недостаточного финансирования нефтяной отрасли.

В общем виде задача ОПЕК в рамках нефтяного кризиса 2022 года состоит в стабилизации цен на нефть. Введение эмбарго или потолка цен со стороны ЕС в отношении российской нефти с большой долей вероятности вызовет реакцию России, которая будет состоять в ограничении поставок нефти в страны, которые ввели ограничение цены, стремясь при этом перенаправить нефтяные потоки на восток в Индию и Китай. Вследствие чего на рынке ЕС возникнет дефицит нефти, что неминуемо приведет к волатильности цен на нефть. При этом страны ОПЕК также опасаются резкого увеличения квоты добычи ввиду недавнего нефтяного кризиса 2020 года, связанного с COVID-19.

При этом США и ЕС в рамках данного кризиса предпринимают шаги, направленные на изменение политики ОПЕК в отношении России. По мысли США, увеличение квоты на добычу нефти приведет к уменьшению цен на нефть, которую другие страны ОПЕК смогут компенсировать увеличением экспорта. Россия же в настоящее время уже не может выработать предоставленную ей квоту, ввиду чего сокращение цены на нефть отразится, в первую очередь, экономике России.

С 13 по 16 июля 2022 года президент США Джо Байден впервые посетил Саудовскую Аравию для участия в переговорах об увеличении добычи и экспорта нефти Саудовской Аравией с наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бен Сальман Аль Сауд. При этом ранее президент США Джо Байден крайне критично высказывался в отношении Саудовской Аравии вследствие убийства журналиста Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле [21]. Однако отсутствуют какие-то подтверждения того, что визит оказал влияние на политику Саудовской Аравии в сфере экспорта нефти. Руководители стран не выступили с совместным заявлением, Саудовская Аравия не выступила с предложением к ОПЕК+ об увеличении добычи нефти сверх того, которое было предусмотрено соглашением ОПЕК+, принятым по итогам 28-й встречи участников ОПЕК+ в мае 2022 года.

На августовской встрече участников ОПЕК было согласовано незначительное увеличение добычи на 100 000 баррелей в сутки. При этом столь незначительное увеличение добычи вызвало критику со стороны ЕС и США. По итогам встречи G7 страны-участники указали на необходимость изменения политики ОПЕК+, призывая их к более интенсивному увеличению добычи. В документе, принятом по итогам встречи представителей министерств финансов стран G7, проведенной 2 сентября 2022 г. в Берлине, указано: «Странам ОПЕК рекомендовано увеличить объемы добычи нефти, чтобы уменьшить волатильность на энергетических рынках. Страны G7 приветствуют решение ОПЕК, принятое в августе, об увеличении добычи нефти в сентябре на 100 000 баррелей в сутки в условиях ограниченного предложения. И призывают страны ОПЕК продолжить действовать в этом направлении» [17].

Однако уже 5 сентября 2022 г. ОПЕК+ согласовали уменьшение квоты на 100 000 баррелей в сутки до августовского уровня в 43,854 млн. бареллей в сутки [22]. Далее на встрече, прошедшей 5 октября 2022 г. ОПЕК+ согласовали значительное уменьшение квоты добычи нефти в ноябре и декабре на 2 млн баррелей в сутки до уровня в 41,854 млн. бареллей в сутки [23].

Уменьшение квоты, несмотря на давление на страны Персидского залива со стороны США, было вызвано тем, что страны ОПЕК+ не исполнили в полной мере объем предыдущей квоты. В августе 2022 года разрыв между квотой и добычей составлял 3,6 млн. бареллей в сутки. Наибольший разрыв между квотой и объемом добычи был у России и составлял 1,3 млн. баррелей в сутки. Однако другие страны ОПЕК+ также не располагали достаточными возможностями для выработки текущей квоты в полном объеме, а тем более для ее увеличения. Среди причин называется длящееся недофинансирование отрасли со стороны внешних инвесторов, санкционная война, усложнившая своевременные поставки необходимого оборудования, поломки [16, c. 18].

Исследователи указывают, что в настоящий момент среди стран ОПЕК свободные мощности для быстрого увеличения объемов добычи нефти имеются у Саудовской Аравии и ОАЭ. Саудовская Аравия может увеличить добычу на 1,2 млн. баррелей в сутки, а ОАЭ приблизительно на 1 млн. баррелей в сутки баррелей в сутки. Также свободные мощности имеются у Ирана и Венесуэлы, однако эти страны находятся под санкциями США и не смогут заместить Россию на рынке ЕС [24].

В целом, страны ОПЕК+ в настоящий момент не заинтересованы в увеличении добычи ввиду ограниченных мощностей и опасений по поводу цен на нефть. Достаточно подробно позиция ОПЕК была представлена в интервью генерального секретаря ОПЕК Х. аль-Гайс по итогам 30-й встречи представителей стран ОПЕК+. Он указывает, что политика ОПЕК+ в настоящий момент направлена на стабилизацию нефтяного рынка, который все еще испытывает последствия кризиса 2020 года, связанного с COVID-19, и нестабилен ввиду текущего конфликта на территории Европы. Также в комментарии акцентируется внимание на недостаточность свободных производственных мощностей для увеличения добычи, вследствие чего увеличение квоты приведет к необходимости трат резервных запасов. При этом резервные мощности стран ОПЕК+ достаточно невелики и их расходование может спровоцировать кризис. Он подчеркивает, что нефтяной сектор недоинвестирован. Объем инвестиций в нефтяной сектор в 2022 году сократился с $ 600 млрд. в год до $ 450 млрд. в год [25].

Текущее положение энергетического рынка демонстрирует, что с наибольшей вероятностью ОПЕК будет стремится избегать решений, направленных на увеличение добычи нефти в течение ближайших месяцев. Цены на нефть в ноябре 2022 года демонстрируют снижение, ограниченный объем инвестиций в нефтяную отрасль не позволяет большинству стран ОПЕК нарастить добычу в краткосрочной перспективе. В связи с чем можно предположить, что ОПЕК продолжит проводить сдержанную политику. Квота на добычу нефти в последующие месяцы вряд ли превысит показатели сентября.

Увеличение квоты выработки ОПЕК возможно, если страны ЕС все-таки согласуют достаточно низкий ценовой порог для импорта российской нефти, вследствие чего Россия будет вынуждена ограничить поставки на европейский рынок. При этом решение ОПЕК об увеличении квоты будет зависеть в том числе от того, в какой мере потолок цен на российскую нефть, введенный ЕС, отразится на цене нефти на мировом рынке.

Заключение

По результатам исследования мы установили, что политика ОПЕК в рамках текущего энергетического кризиса направлена на стабилизацию нефтяного рынка. Энергетический кризис 2020, вызванный пандемией COVID-19, существенно повлиял на политику ОПЕК и привел к резкому снижению добычи нефти. В августе 2022 года ОПЕК вышла на докризисный уровень добычи и в настоящий момент стремится к стабилизации достигнутого уровня.

Желание ЕС и США вытеснить Россию с нефтяного рынка, либо по крайней мере существенно снизить ее доходы от экспорта энергоресурсов, требует от стран ОПЕК+ увеличения добычи. Увеличение добычи позволит ЕС относительно безболезненно отказаться от российской нефти, заместив ее нефтью из других стран. При этом увеличение добычи «ударит» по российскому нефтяному сектору еще и тем, что у России отсутствуют сопоставимые по размеру с ЕС рынки для экспорта нефти, вследствие чего Россия не сможет вырабатывать предоставленную ей квоту в полном объеме и будет нести убытки. Однако большинство стран ОПЕК не готовы к резкому увеличению добычи. В последние годы нефтяной рынок оказывался недофинансированным из-за чего у всех стран ОПЕК, кроме Саудовской Аравии и ОАЭ, отсутствуют свободные мощности для увеличения добычи в краткосрочной перспективе. Также увеличение добычи и введение ограничений в отношении российского рынка может привести к снижению цен на нефть, так как Россия будет вынуждена продавать свои ресурсы на азиатский рынок с большим дисконтом. Политика ОПЕК направлена, в первую очередь на то, чтобы сохранять стабильность цен на нефть и избегать волатильности. Стабильность цен на нефть позволяет ОПЕК вести предсказуемую политику и способствовать выходу из нефтяного кризиса. В связи с чем представляется, что квота на добычу, устанавливаемая ОПЕК, в ближайшей перспективе не будет существенно меняться, находясь в рамках, установленных в сентябре 2022 года.


References:

32nd OPEC and non-OPEC Ministerial Meeting. Retrieved November 25, 2022, from https://www.opec.org/opec_web/en/press_room/7002.htm

33rd OPEC and non-OPEC Ministerial Meeting. Retrieved November 25, 2022, from https://www.opec.org/opec_web/en/press_room/7021.htm

Afanasev A.A. (2022). Ob otsenke vliyaniya mezhdunarodnyh sanktsiy na usloviya funktsionirovaniya otechestvennoy promyshlennosti [Concerning the assessment of the impact of international sanctions on Russian industry]. Journal of International Economic Affairs. (2). 179–194. (in Russian).

Agreement concerning the creation of the Organization of Petroleum Exporting Countries (OPEC). Done at Baghdad, on 14 September 1960United Nations. Treaty Series. 1962. P. 248–252. Retrieved November 25, 2022, from https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%20443/volume-443-I-6363-English.pdf

Beglaryan G.A., Ivanov G.N., Kalugina P.P., Polovinchikova A.V. (2022). Sanktsionnaya politika SShA i evropeyskikh stran v otnoshenii Rossii: povorot nachala 2022 goda [US and European sanctions against Russia: the turnaround of early 2022]. Journal of International Economic Affairs. (3). 367–388. (in Russian).

Bogdanov A.N. (2021). Krizis na mirovom neftyanom rynke v 2020 godu [The crisis on the world oil market in 2020]. Innovation and Investment. (9). 52–54. (in Russian).

EU fails to agree on Russian oil price cap, say diplomatsReuters. 29.11.22. Retrieved November 25, 2022, from https://www.reuters.com/markets/commodities/eu-fails-agree-russian-oil-price-cap-monday-diplomats-2022-11-28/

G7 Finance Ministers´ Statement on the united response to Russia´s war of aggression against Ukraine. Berlin, 2 September 2022. Retrieved November 25, 2022, from https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/EN/Downloads/G7-G20/2022-09-02-g7-ministers-statement.pdf?__blob=publicationFile&v=13

Haitham Al Ghais: OPEC not to blame for soaring inflationCnbc. 17.08.2022. Retrieved November 25, 2022, from https://www.cnbc.com/2022/08/17/haitham-al-ghais-opec-not-to-blame-for-soaring-inflation.html

Kaukin A.S., Miller E.M. (2021). Mirovoy rynok nefti v kontse 2020 goda [World’s oil market in late 2020]. Russian Economic Developments. (1(28)). 7–10. (in Russian).

Migel A.A., Osipov V.I. (2022). Sostoyanie mirovogo rynka nefti: izmeneniya i zapas prochnosti [The state of the world oil market: changes and market of safety]. Economics and business: theory and practice. (5-2). 177–180. (in Russian).

OPEC Statute. Retrieved November 25, 2022, from https://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/OPEC_Statute.pdf

OPEC – Brief History. Retrieved September 20, 2022, from https://www.opec.org/opec_web/en/about_us/24.htm

Oil Price Charts. Retrieved November 30, 2022, from https://oilprice.com/oil-price-charts/

Rozhkova L.V., Kaftulina Yu.A., Kosa S.S., Salnikova O.V. (2022). Perspektivy nesyrevogo neenergeticheskogo eksporta Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh sanktsionnyh ogranicheniy [Prospects for non-primary non-energy exports of the Russian Federation amidst sanctions]. Journal of International Economic Affairs. (3). 433–450. (in Russian).

Salikhov M.R., Yushkov I.V., Mitrakhovich S.P. (2022). Usilenie sanktsionnogo davleniya na rossiyskiy segment rynka energoresursov. Aktualnye intervyu [Increased sanctions against Russian energy market. Interviews]. Geoekonomika energetiki. (2 (18)). 6–33. (in Russian).

Saygatkina S. (2022). Vkhod v zazerkale [Entrance to the looking glass through the ceiling]. The Energy Policy. (11). 16–30. (in Russian).

Serdyukova I.I., Kharitonov G.L., Chernikova T.V. (2022). Eksport rossiyskoy nefti: sostoyanie, slozhnosti, perspektivy [Export of Russian oil: status, difficulties, prospects]. Economics and business: theory and practice. (9). 188–192. (in Russian).

Slavetskaya N.S., Mierin L.A. (2022). Tsenovoy potolok kak metod sanktsionnogo davleniya na rossiyskiy neftyanoy eksport [Price ceiling as a method of sanction pressure on Russian oil export]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (5-2). 21–27. (in Russian).

Yushkov I.V., Drozdova Yu.D. (2020). Sdelka OPEK+ 2020 goda: predposylki i interesy uchastnikov [OPEC + 2020 deal: background and interests of participants]. Geoekonomika energetiki. (1). 6–20. (in Russian).

Zharskiy I.D., Miroshnik A.N. (2021). Turbulentnost v razvitii TEK v usloviyakh pandemii (na primere neftyanoy otrasli) [Turbulence in the development of the fuel and energy complex in a pandemic (on the example of the oil industry)]. Finansovye rynki i banki. (2). 94–98. (in Russian).

Zimovets A.V., Sorokina Yu.V., Khanina A.V. (2022). Kompleks predlozheniy po zashchite ekonomiki Rossii ot sanktsiy stran Zapada na makro-, mezo- i mikrourovne [A set of proposals to protect the Russian economy from western sanctions at the macro-, meso and micro- levels]. Journal of International Economic Affairs. (2). 195–214. (in Russian).

Страница обновлена: 18.05.2025 в 20:39:08