Analysis of digital business transformation to ensure sustainable development

Usenko L.N.1, Guzey V.A.1, Usenko A.M.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Journal paper

Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 4, Number 1 (January-March 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50406002
Cited: 4 by 30.01.2024

Abstract:
The existing approaches to business digital transformation in the context of disclosure of the essence and content of digital transformation are studied. Digital transformation cannot be studied as an independent process, since it acts as an integral element of corporate strategy. Hence, its formation is due to the application of traditional tools of strategic analysis, including the formulation and implementation of goals that can be measured. The factors of digital transformation of an economic entity are classified both from the perspective of the internal and external environment. It is proposed to evaluate the processes of digital transformation in the internal environment from the standpoint of the degree of digital maturity achieved. The processes of digital transformation outside the company should be evaluated, taking into account the current level of development of the digital economy, as well as society, both at the micro level, representing the company as a digital ecosystem, and at the macro level (industry, city, region, country).

Keywords: digital business transformation, digital environment, strategic analysis, company ecosystem, strategic map



Введение. Главными условиями, способствовавшими актуализации потребности в осуществлении цифровой трансформации, выступила всеобщая цифровизация, затронувшая как бизнес, так и социум. Стремительное развитие сети Интернет, интернета вещей, больших данных, облачных технологий, искусственного интеллекта, социальных сетей, виртуальной реальности – все это способствовало росту функциональности, сокращению стоимости технологий, что позволило внедрить их практически повсеместно. К настоящему моменту пользователи сети Интернет чаще всего используют мобильные устройства, что позволяет им быть постоянно на связи, а также формирует основу развития цифровой экономики – гиперсвязанность представителей социума.

Под цифровой экономкой, по нашему мнению, следует подразумевать деятельность экономического характера, обеспечиваемую с помощью осуществления непрерывного процесса интернет-взаимодействия между представителями социума, контрагентами, устройствами, способствующую переходу экономики на качественно новый уровень развития как социума, так и бизнес-среды, в целях достижения устойчивого развития.

Методология исследования. Осуществление исследований в сфере цифровых трансформаций позволило выявить в рамках данных процессов наиболее крупные организационные сферы: внешняя (ценность клиентов, имеющийся клиентский опыт), внутренняя (бизнес-процессы, организационная структура, принятие решений), а также компания в целом (функции и сегменты бизнеса). Основополагающим следствием цифровой трансформации выступает осуществление коммуникаций и транзакций компании в непрерывном режиме со значительным числом заинтересованных сторон (контрагентов, поставщиков, клиентов и т.д.) и, что самое важное формирование экосистем. В научный оборот понятие бизнес-экосистемы впервые было введено экономистом Д. Муром, под которой он подразумевал гибкую структуру, «в которую входят люди, фирмы, взаимодействующие друг с другом для создания и обмена ценностями» [3]. В разрезе указанных систем предусматриваются различные рода отношения, как рыночного характера «товар-деньги-товар», так и нерыночного характера (взаимообмен информацией, знаниями, использование связей, компетенций, репутации и иных ценностей неденежного характера). При этом ценность формируется в рамках всей экосистемы [4].

Дальнейшие исследования позволили детализировать понятие экосистем, выделив инновационные экосистемы, а также экосистемы, формируемые компаниями-платформами [5].

Следует отметить, что цифровая трансформация в ходе своей реализации затрагивает в себя не только исследуемую компанию, но и всю экосистему в целом, предусматривая в качестве главной цели трансформацию процессов создания систем взаимодействия с партнёрами (поставщиками, потребителями, иными контрагентами). Итоги цифровой трансформации находятся в прямой зависимости от детальности проработки сформулированной стратегии развития.

Осуществление стратегического анализа функционирования компании для достижения устойчивого развития предусматривает использование разнообразных инструментов структурного характера, к которым можно отнести виды деятельности основного и поддерживающего характера в цепочке создания ценности [2].

В целях настоящего исследования предусматривается использование перспектив (составляющих) стратегической карты для проведения аналитического исследования процессов цифровой трансформации. Концепция системы сбалансированных показателей предусматривает разработку и внедрение стратегической карты компании, в разрезе следующих взаимосвязанных и взаимовоздействующих составляющих: финансовая, бизнес-процессы, клиенты, обучение и развитие, что в целом представляет собой эффективный инструмент стратегического управления [1].

В связи с тем, что процессы цифровой трансформации предусматривают преобразование бизнеса посредством цифровых технологий, их следует детально проанализировать. Составляющая «обучение и развитие» представляет собой симбиоз двух самостоятельных элементов «технологии», а также «персонал», в связи с чем становится возможным сформировать несколько преобразованную стратегическую карту, включающую в себя пять взаимосвязанных элементов.

Составляющая (перспектива) Финансы выражает стоимостной элемент трансформации. В рамках данной составляющей следует отметить, что процессы цифровой трансформации представляют собой долгосрочные вложения, в отношении которых необходимо принятие решения об экономической целесообразности инвестирования, которое принимается по итогам анализа, включающего исследование множества факторов, позволяющих оценить экономическую эффективность подобных инвестиций. В случае успешной разработки и внедрения процессов цифровой трансформации в цепочку создания стоимости, станет возможным оптимизировать расходы компании, выявить потенциальные источники доходов, а также повысить прибыль.

Клиентская составляющая (перспектива), характеризующая взаимоотношения с клиентами компании в ходе цифровой трансформации получит новый виток развития, в связи с применением в деятельности компании больших данных, современных цифровых технологий, а также получением в этой связи возможности прогнозировать потребительский спрос. Наличие детального подхода к имеющимся и потенциальным клиентам, позволит более эффективно взаимодействовать с ними, предвосхищать их потребности, привлекать к взаимовыгодному сотрудничеству клиентов, требующих к себе индивидуального подхода. В связи с этим цифровая трансформация содержит в себе главную возможность накапливать и перерабатывать значительные массивы данных в отношении клиентов, что позволит сформировать систему маркетинга, носящую индивидуализированный характер. В подобном контексте, осуществление цифровой трансформации выступает в качестве жизненной потребности компании во взаимоотношениях с клиентской базой.

Составляющая (перспектива) Бизнес-процессы в рамках компании может быть полностью охвачена процессами цифровизации, включая важнейшие процессы управления, а также производства и взаимовоздействия участников рынка в разрезе цифровой экосистемы.

Перспектива Персонал представляет собой важный объект цифровой трансформации, поскольку цифровая зрелость компании находится в зависимости от наличия компетенций, зрелости корпоративной культуры, а также представления топ-менеджмента, в отношении необходимости ее проведения. Особенно важным представляется процесс цифровой трансформации именно для персонала компании, поскольку человеческий капитал имеет важное значение в цепочке создания стоимости.

Составляющая Обучение и развитие, в контексте проведения цифровой трансформации, имеет непосредственное отношение к внедрению технологических инноваций. Управленческие решения, в отношении выбора и внедрения технологий должны основываться на тщательном анализе соответствия технологии, предусматривающейся ко внедрению, стратегическим целям компании. Компания должна быть коммерчески зрелой, иметь необходимую инфраструктуру и требуемый уровень взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Степень готовности компании ко внедрению выбранной технологии определяется наличием требуемых базовых условий для ее успешной реализации. Также следует учитывать имеющиеся риски, в отношении облачного хранения информационных данных, а также риски потери ликвидности компании.

Результаты. В современных условиях подавляющее число компаний задумывается о проведении цифровой трансформации для достижения устойчивого развития. Если раньше ее внедрение представлялось в качестве альтернативного варианта ведения бизнеса, то в настоящий момент цифровая трансформация является насущной необходимостью для значительной части компаний. При этом существует потребность в разработке комплекса показателей, с помощью которых возможно оценить влияние эффекта от осуществления цифровой трансформации на деятельность исследуемой компании. В настоящее время широкое распространение получили инструменты стратегического управления – ключевые показатели (индикаторы) эффективности, способствующие проведению оценки результативности, в разрезе следующих основных блоков: лояльность и удовлетворенность клиентов по отношению к исследуемой компании; формирование представления о качественных характеристиках производимых товаров, продукции, работ, услуг; показатели прибыли и рентабельности компании; оценка затрат, производительности труда, а также эффективности осуществляемых бизнес-процессов; степень удовлетворенности работников м эффективность их деятельности, уровень инновационной активности хозяйствующего субъекта.

В целях обеспечения эффективной цифровой трансформации компании, необходимо использовать структуру стратегической карты, в связи с чем необходимо определить, какие показатели смогут оценить воздействие цифровой трансформации на все составляющие системы сбалансированных показателей, включая финансы, бизнес-процессы, клиенты, обучение и развитие.

В разрезе показателей, оценивающих Финансовую перспективу следует взять традиционные индикаторы, такие как выручка, различные показатели прибыли и рентабельности, стоимость компании и, кроме того, индикаторы, определяющие оптимизацию затрат компании в рамках различных блоков цепочки создания ценности.

Перспектива Клиенты должна в ходе анализа итогов цифровой трансформации опираться на следующие показатели: степень эффективности продвижения, рост конверсии, новых потребителей, расширение охвата клиентов и числа взаимодействий с клиентами; темпы роста числа клиентов, применяющих цифровые каналы маркетинга; временной срок выхода новых товаров на рынок; уровень ценности каждого клиента; повышение качественных характеристик осуществляемых коммуникаций.

В рамках перспективы Бизнес-процессы необходимо ориентироваться на следующие индикаторы: оптимизация срока выполнения различных процессов; уровень точности выполняемых операций; сокращение числа ошибок, вследствие воздействия человеческого фактора; повышение уровня прозрачности бизнес-процессов.

Формируя совокупность индикаторов, оценивающих эффект от проведения цифровой трансформации бизнеса, следует существенное внимание уделять всем аспектам деятельности компании, в целях создания ее гармоничной цифровой среды [6.7].

Процессы цифровой трансформации находятся в прямой зависимости от внутренней и внешней среды бизнеса, а также степени ее цифровизации. Особое значение указанные аспекты имеют для разработки и внедрения проектов цифрового характера, а также определения результатов от реализации указанных проектов.

В целях оценки внутренней среды компании на готовность к цифровой трансформации, используются модели цифровой готовности (Digital Readiness), а также ифровой зрелости (Digital Maturity). Указанные модели разработаны и успешно применяются компаниями McKinsey, Deloitte, Ernst&Young и т.д.

В ходе анализа цифровой зрелости выявляются существующие возможности бизнеса адекватно реагировать на взаимодействие с цифровой средой, посредством изучения следующих основных параметров: наличие эффективной стратегии компании, используемые технологии, ориентация на взаимовоздействие с клиентом, сложившийся уровень организационной культуры, использование в деятельности аналитических данных.

Аналитическое изучение сведений, в отношении моделей цифровой зрелости, позволяет классифицировать их в разрезе доминирующих факторов, с преобразования которых начинается процесс проведения цифровой трансформации. К такого рода факторам можно отнести следующие:

- цифровые компетенции (HR-подход);

- продажи (клиентский подход);

- процессы (процессный подход);

- технологии (IT-подход);

- смешанные модели, представляющие собой симбиоз моделей, указанных выше.

Под факторами внешней среды следует понимать уровень развития цифровых технологий, в рамках отдельной бизнес-экосистемы, отрасли, города, региона, страны.

Заключение. Формирование цифровой среды позволяет развивать новые рынки и инновационные продукты, а также способствует трансформации существующих подходов к созданию потребительской ценности и достижению устойчивого развития. В связи с этим для повышения конкурентоспособности компаниям следует проводить оценку своих цифровых возможностей с помощью инструментов стратегического анализа, формировать представление об основополагающих факторах внутренней и внешней среды функционирования, благодаря чему станет возможным оценить результаты осуществления цифровой трансформации и, кроме того, выявить перспективы роста прибыли предприятия. В рамках настоящей статьи авторами осуществлено исследование возможности проведения стратегического анализа для оценки эффективности цифровой трансформации, в разрезе факторов внутренней среды (цифровая зрелость компании), а также внешней среды (уровень цифровизации на макро- и микроуровнях: компания, отрасль, город, регион, страна).


References:

Iansiti M., Levien R. (2004). Strategy as Ecology Harvard Business Review. 82 (3). 68.

Jacobides M.G., Cennamo C., Gawer A. (2018). Towards a theory of ecosystems Strategic Management Journal. 39 (8). 2255-2276. doi: 10.1002/smj.2904.

Kaplan R.S., Norton D.P. (2003). Sbalansirovannaya sistema pokazateley. Ot strategii k deystviyu [A balanced scorecard. From strategy to action] M.: Olimp-Biznes. (in Russian).

Moore J.F. (1993). Predators and Prey Harvard Business Review. 71 (3). 75-86.

Porter M. (2005). Konkurentnoe preimushchestvo: Kak dostich vysokogo rezultata i obespechit ego ustoychivost [Competitive advantage: How to achieve a high result and ensure its sustainability] M.: Alpina Biznes Buks. (in Russian).

Usenko L.N., Guzey V.A., Bidzhieva A.S. (2022). Modern Opportunities for Optimizing Business Processes to Achieve Sustainable Development Lecture Notes in Networks and Systems. 380 138-150. doi: 10.1007/978-3-030-94245-8_19.

Usenko L.N., Usenko A.M., Guzey V.A., Bidzhieva A.S. (2022). Analysis of Management Paradigms in the Contemporary Finance Theory Lecture Notes in Networks and Systems. 380 645-650. doi: 10.1007/978-3-030-94245-8_88.

Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:12:33