Techno-economic discourse on the digital transformation of the television industry
Fomina A.N.1
1 Филиал ФГУП ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск», Russia
Download PDF | Downloads: 18 | Citations: 7
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50211462
Cited: 7 by 31.03.2023
Abstract:
The digital transformation of the television industry is characterized by an active transition to digital processes of collection, production, distribution and storage of content, as well as the introduction of digital technologies into broadcasting practice. The transformation of the technological foundations of the television industry has a significant impact both on its economic processes, structure and functioning, and on its specific market, which is a dual market of goods and services.
In the article, the author analyzes the trends of the media industry digitalisation amidst global information processes. The place of the digital television industry in the modern economy is determined.
The author identifies and classifies the main directions of the television industry development in the context of technological and economic discourse, allowing to determine its strategic guidelines, identify promising areas and formulate development tasks for the near future. The obtained research results are of practical value for public authorities, business structures and organizations of television production and broadcasting. The theoretical value of the research is characterized by a systematic approach to identifying existing economic and technological directions of digital transformation of the television industry.
Keywords: media industry, TV industry, digital transformation, content, delivery channels, platforms, services
Введение
Понятие «цифровая трансформация» (digital transformation) медиа в научной литературе трактуется как процесс революционной трансформации экономических моделей медиаиндустрии к условиям новой цифровой среды. По мнению большинства медиаисследователей, к основным факторам цифровой трансформации телеиндустрии относятся процессы глобализации, научно-технический прогресс, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, общественно-экономические потребности в создании современной цифровой среды. В частности, важнейшие направления цифровой трансформации телеиндустрии определили технологические возможности интернета, ключевые технологии цифровой экономики, развитие средств мобильной связи, массовое производство различных устройств доступа к контенту, появление цифровых платформ с неограниченным количеством содержания, приложений и сервисов. Совершенно очевидно, что цифровая трансформация телеиндустрии означает революционные изменения в телекоммуникациях, устройствах доступа, в контенте и навыках пользователей.
По мнению медиаисследователей, на основе интеграции медиа, интернета, телекоммуникационных сетей, информационно-коммуникационных технологий, сервисов, мобильных устройств формируется цифровая экосистема медиа (медиаиндустрия, телекоммуникационная и ИТ-индустрия), которая размывает границы между областями их деятельности, между отдельными услугами предоставления связи и контента. Конвергенция медиа, ИТ и телеком-сетей создает единую систему сбора, производства, хранения и распространения цифрового телевизионного контента [5, 7] (Vartanova, 2011; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017).
Цифровизация телеиндустрии привела к существенным технологическим и инфраструктурным переменам: цифровые технологии коренным образом трансформируют системные характеристики, структуру, организационные формы и бизнес-модели телевизионной индустрии. При этом важно подчеркнуть, что все эти тенденции предполагают осмысление как вопросов внедрения и освоения технологических инноваций, так и их влияния на преобразования экономического характера в телеиндустрии. Как справедливо отмечает профессор С.Л. Уразова, создание и освоение новейших технологий является основным фактором трансформации индустрий, а вторым – их экономическая составляющая [32] (Urazova, 2019). В этом контексте заключен огромный и малоизученный потенциал цифровой трансформации телеиндустрии, его системное влияние на технологическую и экономическую составляющую телепроизводства и телевещания.
Очевидно, что в условиях стремительного развития цифрового общества и цифровой трансформации телеиндстрии возникает необходимость в анализе основных тенденций развития телевизионного рынка, выявлении перспективных направлений его технологического развития, определения стратегических задач. Несмотря на актуальность проблематики, научных исследований в данной области явно недостаточно, особенно малоизученными являются экономические последствия цифровой трансформации телеиндустрии. Среди значимых работ в этой области можно выделить труды Е.Л. Вартановой [5–8] (Vartanova, 2011; Vartanova, 2018; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017; Vartanova, 2019). В междисциплинарных работах известного медиаисследователя современная медиаиндустрия рассматривается сквозь призму глобальных экономических и технологических процессов, исследуется функционирование и развитие медиаиндустрии как отрасли экономики, анализируются процессы конвергенции в медиа, особенности современного медиапотребления. Анализ цифровой трансформации медиаиндустрии под влиянием цифровых технологий представлен в работах зарубежных и отечественных ученых Бурдье П. [4] (Burde, 2002), Весселса Б. [38] (Wessels, Ragnedda, Muschert, 2013), Пикарда Р.Г. [37] (Picard, 1989), Уэбстера Ф. [36] (Uebster, 2004), Вырковского А.В. [10] (Vyrkovskiy, 2016), Деминой И.Н. [11] (Demina, 2010), Дугина Е.Я. [12] (Dugin, 2018), Самарцева О.Р. [29] (Samartsev, 2017), Коломиеца В.П. [18] (Kolomiets, 2021), Полуэхтовой И.А. [45], Уразовой С.Л. [32] (Urazova, 2019). В данных исследованиях медиаиндустрия рассматривается как новая технологическая и экономическая система, как цифровая технологическая среда, в которой формируется новое содержание, проектируются цифровые бизнес-модели, создаются цифровые платформы и сервисы, присутствует новое поколение цифровых потребителей.
Предметом нашего исследования является современное состояние цифровой трансформации телеиндустрии и ее технолого-экономический дискурс.
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты эмпирических исследований, статистические данные, на междисциплинарное изучение различных источников информации, на включенное наблюдение, проанализировать современное состояние телеиндустрии, ее цифровые трансформационные изменения, которые имеют как технологические, так и экономические последствия.
Методология исследования: в процессе исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, аналитического и прогностического моделирования, также использовались теоретические методы исследования: описательный, сопоставительный, интерпретация и обобщение существующих точек зрения. Теоретические методы исследования дополнялись эмпирическими методами: наблюдения, экспертных оценок, статистических данных, анализа цифровых технологий.
Научная новизна исследования заключается в уточнении роли и места телеиндустрии в современной экономике, выявлении, систематизации и актуализации ее основных технолого-экономических направлений развития, что позволяет определить научные подходы к разработке стратегии развития отрасли.
Результаты исследования: проанализированы и актуализированы тенденции цифровой трансформации телеиндустрии в контексте глобальных информационных процессов, определены место и роль цифровой телеиндустрии в сетевой экономике, выявлены и классифицированы основные направления развития телеиндустрии в контексте технолого-экономического дискурса.
Тенденции цифровизации медиаиндустрии в контексте глобальных информационных процессов
Современный этап развития медиаиндустрии характеризуется общемировыми тенденциями: процессом глобализации, технологическим прогрессом, цифровой революцией, формированием глобальной информационной среды, доступом к разнообразным знания и сведениям без границ, использованием цифровых способов передачи информации. Медиаиндустрия как сложное и многоаспектное явление находится под воздействием глобальных экономических, технологических, социально-культурных процессов, глобального рекламного рынка, она аккумулировала в себя множество изменений, вызванных цифровизацией всех сфер жизнедеятельности общества. При этом очевидно, что медиаиндустрия постепенно закрепила за собой лидирующие позиции в постиндустриальной модели развития общества, стала драйвером развития цифровой экономики.
Опираясь на исследования отечественных ученых, выделим основные тенденции цифровизации медиаиндустрии в контексте глобальных информационных процессов:
– глобализация в сфере медиаиндустрии приводит как к размыванию традиционных границ между различными массмедиа, так и к изменению в составе и характере аудиторий, она вносит революционные изменения в практику, структуру и содержание массмедиа, приводит к заимствованию глобальных форматов контента и адаптации брендов к национальным особенностям;
– активное проникновение широкополосного и мобильного интернета на глобальном уровне, превращение интернета в основной инструмент производства, распространения, доставки каналов и информационных сервисов, повышение цифровой компетентности населения, расширенный доступ потребителей к цифровым интерактивным сетям и сервисам, к любым видам контент-продуктов в режиме реального времени;
– усиление глобализации медиабизнеса и рекламы, индустрии медиа и развлечений, трансформация бизнес-моделей отечественных производителей контента за счет использования медиаресурсов глобального медиарынка;
– глобализация информационного пространства и его доступность для всех потребителей в разных странах мира, увеличение объемов глобального медийного контента, формирующего коллективные идентичные потребительские предпочтения, общественные и культурные ценности;
– глобальный информационный рынок характеризуется высоким уровнем концентрации и интеграции, созданием глобальных медиакомпаний и формированием транснациональных медиахабов (производство и дистрибуция медиаконтента, импорт и экспорт контента медиаканалов);
– возрастает конкуренция между цифровыми платформами, конкурирующими за свободное время аудитории и за рекламные доходы, предоставляя потребителям большой объем цифрового контента и цифровых услуг;
– появление новых игроков медиабизнеса (цифровых технологических платформ) значительно повлияло на перераспределение рекламных доходов, ослабление рекламной бизнес-модели в медиаиндустрии и перераспределение аудитории;
– рост спроса на рынке труда на сотрудников, обладающих новым уровнем цифровых знаний и компетенций [5–8] (Vartanova, 2011; Vartanova, 2018; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017; Vartanova, 2019).
Нетрудно заметить, что влияние глобализации на медиаиндустрию очевидно, поскольку данный сегмент экономики тесно связан с инновационными процессами.
Место телеиндустрии в современной экономике
В цифровой экономике информация рассматривается как важнейший экономический ресурс, что ориентирует ее на использование ключевых цифровых технологий и цифровых телекоммуникационных сетей [8, 36] (Vartanova, 2019; Uebster, 2004).
По мнению большинства зарубежных и отечественных ученых, в информационном и цифровом обществе, основанном на потреблении, телеиндустрия является движущей силой экономического роста, она стимулирует потребительский спрос, обеспечивает распространение рекламной информации [4, 11, 38] (Burde, 2002; Demina, 2010; Wessels, Ragnedda, Muschert, 2013).
Анализ развития цифровой экономики свидетельствует, что в ней значительный объем выпускаемой продукции связан с деятельностью медиа и производством контента, что превращает телеиндустрию в важнейший сегмент экономики [8] (Vartanova, 2019). Сегодня можно с уверенностью утверждать, что телеиндустрия – это развивающийся высокотехнологичный сегмент цифровой экономики, объединяющий телекоммуникации и цифровые технологии, значительный рынок рабочих мест, она превратилась в креативную индустрию, которая формирует свою уникальную долю производства в ВВП (табл. 1). В телепроизводстве используются все цифровые инструменты для создания конечного продукта – цифрового контента, который представляет собой «определенную долю национального продукта, измеряемого объемами финансовых затрат и времени» [6] (Vartanova, 2018). По мнению профессора В.П. Коломиец, цифровой контент превратился в актив, который необходимо грамотно и эффективно монетизировать в эфире телеканала и в цифровых сервисах, продавать, а также использовать в качестве залога при получении кредита [18] (Kolomiets, 2021).
Таблица 1
Основные показатели деятельности организаций телерадиовещания (2019, 2020 гг.)
|
2019
|
2020
|
Число организаций, тыс. единиц; на начало года
|
5,7
|
5,3
|
Валовая добавленная стоимость, млрд руб.
|
187,4
|
183,5
|
Численность занятых, тыс. чел
|
118,1
|
129,6
|
Инвестиции в основной капитал, млрд руб
|
71,5
|
58,8
|
Другой тенденцией является положительная динамика рынка телевизионной рекламы. При этом аналитики отмечают, что российский рынок демонстрирует высокий уровень устойчивости к кризисным ситуациям. В 2021 году максимальных объемов рекламных бюджетов за всю свою историю достигли не только тематические телевизионные каналы, но и основные каналы. Вместе с тем региональная телевизионная реклама в 2021 году продемонстрировала отрицательную динамику (-10%) и не смогла подняться до уровня 2019 года [22].
Таблица 2
Объем отечественной телевизионной рекламы в 2021 году
Сегменты
|
2021 год,
млрд руб. |
Динамика
к 2020 году, % |
Динамика
к 2019 году, % |
Общенациональное эфирное ТВ
- в том числе: основные каналы - тематические каналы |
197,3
188,1 9,2 |
17%
17% 22% |
13%
12% 28% |
Региональное телевидение
|
21,9
|
0%
|
-10%
|
Положительную динамику демонстрирует и рынок платного телевидения, но в отличие от рекламного рынка, его объемы незначительны.
Таблица 3
Выручка телевизионной индустрии России от основных направлений коммерческой деятельности, млрд руб. (2018–2021 гг.)
Статьи дохода
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Реклама, эфирное ТВ:
в том числе региональная/локальная |
179,7
|
175,0
|
169,0
|
197,3
|
26,0
|
24,5
|
21,9
|
21,9
| |
Подписка на платное ТВ
|
94,3
|
102,4
|
104,6
|
106,2
|
Статистические данные свидетельствуют, что доля федеральной рекламы на телевидении составляет примерно ¾ всех телерекламных бюджетов, на региональную – немногим менее 20%, на тематические каналы – 4,5%. В условиях кризиса лучшие показатели демонстрирует сегмент тематического телевидения, его рекламный бюджет за последние шесть лет увеличился втрое, а его доля в совокупном объеме телерекламных бюджетов выросла в 2,4 раза (табл. 4).
Таблица 4
Объем и доля рекламных бюджетов тематического (платного) телевидения на российском телерекламном рынке
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
Рекламные бюджеты, млрд
руб.
|
2,6
|
3,9
|
5,3
|
7,3
|
7,2
|
7,6
|
Доля тематических каналов в совокупном объеме телерекламных
бюджетов, %
|
1,9
|
2,6
|
3,1
|
3,9
|
4,1
|
4,5
|
По мнению экспертного сообщества, главными тенденциями рынка ТВ-рекламы в 2021−2022 гг. стало значительное усиление сплита телевидения с интернетом, значительно углубляется сплит ТВ + Digital, его доля в рекламных затратах в 2020 году достигла 89%.
Объем российского рынка платного ТВ в конце 2021 года составил 106,2 млрд руб., что примерно на 1,5% больше предыдущего года (самый низкий показатель за всю историю развития российского рынка платного ТВ). Для сравнения: по итогам 2019 года объем рынка увеличился на 10,5%. В условиях пандемического кризиса в 2021 году российский рынок платного ТВ практически остановился в своем росте: по оценкам «ТМТ Консалтинг», абонентская база увеличилась всего на 0,6% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,5 млн, проникновение услуги составило 82,5%. Единственной растущей технологией является IPTV: по итогам 2020 года, согласно данным «ТМТ Консалтинг», доля абонентов IPTV в общей абонентской базе составила 22%, обеспечивая при этом 33% выручки рынка, прирост числа IPTV-пользователей составил свыше 700 тыс. человек [27].
Таблица 5
Рынок платного ТВ в 2020, 2021 гг.
|
2020 год
|
2021 год
|
Динамика
|
Абоненты, млн
|
46,2
|
46,5
|
+ 0,6
|
Доходы, млрд руб.
|
104.6
|
106,2
|
+1,5
|
По мнению экспертов, прогнозируемый объем российского рынка платного телевидения в 2025 году составит 113 млрд руб. Важно подчеркнуть, что телеиндустрия, занимая важное место в современной экономике, оказывает значительное влияние на рекламный и потребительский рынки. Рекламный рынок ТВ, сливаясь с телевидением, превращается в центр экономики индустрии развлечений, которая призвана обслуживать свободное время современных потребителей. Совершенно очевидно, что рекламодатели стремятся расширить аудиторию в целях максимизации доходов, используя современные цифровые маркетинговые и кросс-медийные рекламные инструменты, дающие возможность выстраивать таргетинг на основе характеристик потребителей определенной товарной категории. Инновационные технологические решения также позволяют создавать интерактивную ТВ-рекламу, которая с помощью искусственного интеллекта анализирует находящиеся на телеэкране объекты и предлагает зрителям релевантные товары, отображая QR-код и промокод на покупку [13].
Однако в условиях цифровой трансформации рекламная бизнес-модель постепенно уступает место другим источникам дохода. Телевидение постепенно начинает ориентироваться на модель, основанную на продаже контента, особенно активно платное телесмотрение начинает реализовываться нишевыми платными телеканалами. Постепенно формируется новая бизнес-модель, которая ориентируется в первую очередь не на рекламодателей, а на аудиторию с очень активным выбором программ и интерактивными правилами поведения, внедряются интерактивные формы оплаты: подписка, пакетные предложения, оплата по минутам и т. д.
В контексте экономического дискурса важно отметить, что под воздействием цифровых технологий коренным образом изменяются взаимоотношения производителей контента и аудитории в сторону взаимодействия, появляются новые практики и привычки потребления контента, которые влияют на традиционные бизнес-модели:
– возрастание роли аудитории как потребителя и как распространителя контента, потребительское поведение характеризуется нелинейностью, самостоятельным выбором программ, сервисов «видео по заказу» (ОТТ, Smart TV и т. д.), использованием разных экранов и разных способов телесмотрения, отличительной чертой видеопотребления становится кросс-платформенность и одновременное использование нескольких экранов; 80% аудитории смотрят ТВ через смартфон, около 70% – через персональный компьютер и ноутбук;
– активная вовлеченность аудитории в процесс потребления и создания контента, потребитель становится основным стейкхолдером телерынка;
– усиливается стирание границ между медиа: растущее взаимодействие ТВ и digital, интенсивный рост и просмотр прямого ТВ-эфира в интернете, рост пользователей пакетных продуктов (интернет + мобильные услуги + ТВ); активное использование мобильной связи с подключением Интернета;
– монетизация ОТТ-сервисов постепенно формирует у пользователей привычку легально потреблять контент и платить за него, что является хорошим индикатором для перспектив развития телерынка, подписчики становятся более требовательными к набору получаемых услуг;
– происходит перераспределение абонентской базы от крупных операторов к небольшим компаниям за счет большей персонализации сервисов и контента.
В контексте экономического дискурса отметим, что возрастающая коммерциализация собственности в телеиндустрии приводит к концентрации собственности, направленной на корпоративный рост и кросс-медийное расширение телекомпаний, федеральные телекомпании стремятся закрепиться на региональных телерынках [5, 9, 19, 26, 31] (Vartanova, 2011; Lukyanova, 2018). По прогнозам экспертов, будет уменьшаться доля крупнейших федеральных телеканалов, которые могут рассчитывать на значительный рост рекламных доходов. Совершенно очевидно, что цифровые технологии усиливают интерес к телепросмотру в различных средах. Сегодня 80% аудитории имеют опыт просмотра ТВ через смартфон, порядка 70% – через персональный компьютер и ноутбук [13].
Основные направления развития телеиндустрии в контексте технолого-экономического дискурса
В процессе исследования нами выявлены основные технолого-экономические направления развития телеиндустрии (табл. 6).
Таблица 6
Основные технолого-экономические направления развития телеиндустрии
Группы основных направлений развития
|
Содержательные характеристики основных направлений развития
телеиндустрии
|
Технологические направления
|
-углубление интеграции между
телевидением и Интернетом на базе использования различных каналов доставки
контента – мобильное телевидение, Smart TV, OTT, IPTV и др.;
-производство различных типов профессионального контента роботизированным образом; – рост рынка мобильных устройств, мобильных приложений, развитие мобильного телевидения, смартфоны будут опережать широкополосный интернет по объему потребления контента; - рост числа потребителей, которые взаимодействуют с технологией искусственного интеллекта в формате голосовых ассистентов, встроенных в мобильные устройства; - развитие «большого телевидение» (Big TV), используемого для просмотра телеконтента независимо от среды/платформы его дистрибуции, способа его потребления и экрана; - развитие гибридных медиа, создаваемых на базе конвергенции, гибридизация различных видов контента; - развитие технологических решений, позволяющих формировать персональный профиль потребителя, осуществлять персонализацию подбора и доставки контента в соответствии с интересами пользователя; - создание и развитие цифровых визуальных решений, обеспечивающих эффект присутствия; - дальнейшая интеграция в телевизионный эфир технологии виртуальной и дополненной реальности; - развитие метавселенных, посетители которых смогут взаимодействовать между собой в виртуальном пространстве; - массовое проникновение методик работы с «большими данными» (big data), использующих качественные возможности облачных технологий; - распространение доступа к 5G-соединению позволит потребителям получать большое количество контента высокого качества, игр и различных сервисов; - привлечение аудитории к созданию пользовательского контента (UGC-модели), развитие разных форматов для свободного авторства; |
Экономические направления
|
-
укрупнение существующих телекомпаний, создание разнообразных холдингов,
партнерств и объединений, состоящих из множества локальных, мелких компаний,
развитие интеграции со смежными видами бизнеса;
- превращение телекомпаний в крупные фабрики контента, который будет распространяться с помощью различных цифровых каналов доставки, интернет-технологий, Smart TV, социальных сетей, мобильных устройств и др.; -государственные структуры, телевизионные холдинги будут контролировать основную часть рынков и их сегментов, значительная часть финансовых средств будет аккумулироваться у лидирующих телекомпаний; - углубление разделения телевизионной системы на два сектора – платный и бесплатный, увеличение потребления высококачественного платного контента, предоставляемого онлайн; – трансформация рынка контента, его разделение на две части: большую (под контролем телевизионных холдингов) и меньшую (представленную множеством мелких телекомпаний); - увеличение роли онлайн-агрегаторов контента, создание специализированных площадок, где будут агрегироваться нишевые компании; - изменения в принципах продаж каналов – от традиционных пакетов к продажам a la carte (предоставлению абонентам возможности выбирать только те каналы, которые им интересны и за которые они готовы платить); - увеличение продаж цифровых продуктов– онлайн-просмотры, отложенное смотрение, VOD, возможности Smart TV, данные цифровых операторов неэфирного доступа и т.д.; - переход телекомпаний с долгосрочного планирования на более динамичный краткосрочный формат, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на изменения в конъюнктуре экономики; - максимальная кастомизация медиаконтента и рекламы, развитие нативной рекламы; - развитие подписной модели с ежемесячными платежами за доступ к полной библиотеке контента вместо разовой оплаты просмотра или прослушивания; - обострение конкурентной борьбы между традиционными каналами и новыми медиа: платформами, социальными сетями, стриминговыми сервисами и т. п. за внимание и свободное время аудитории и за деньги рекламодателей |
Источник: составлено автором по [5, 6–9, 12, 13, 16, 24, 25, 29, 32] (Vartanova, 2011; Vartanova, 2018; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017; Vartanova, 2019; Dugin, 2018; Petukhov, 2019; Poluekhtova, 2018; Samartsev, 2017; Urazova, 2019).
Проведенное исследование свидетельствует о том, что влияние технологического прогресса на экономические процессы в телеиндустрии значительно возросло, возникло новое понимание стратегии телекомпаний, организации бизнеса, результатов экономической деятельности, переосмысление роли информации как важнейшего экономического ресурса.
Заключение
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что в последние годы произошли революционные изменения в структуре и принципах экономической деятельности телеиндустрии, телевизионных практиках, в отношениях между каналами и платформами. Телеиндустрия коренным образом трансформировалась под воздействием глобальных процессов, технологического прогресса и масштабной цифровизации общества. Цифровая трансформация телеиндустрии создала широкий спектр технологических и экономических возможностей для производства, распространения, хранения и потребления телепродуктов, для развития средств коммуникации и снижения их стоимости, для структурных и операционных изменений бизнес-моделей.
Анализ цифровых трансформаций в телеиндустрии позволяет определить ее стратегические ориентиры, выявить перспективные направления и сформулировать задачи развития на ближайшую перспективу:
– адаптироваться к быстро меняющимся внешним и внутренним изменениям, экономическим условиям, диверсифицировать свою деятельность, отказываться от старых неэффективных моделей, смелее внедрять цифровые бизнес-модели, формировать привлекательный образ своего бренда, проявлять гибкость в стратегиях экономического развития и в стратегиях инвестиций, развивать свое присутствие во всех экосистемах, усиливать коллаборацию с онлайн-платформами, развивать цифровые стратегии продвижения и потребления контента, переводить фокус на потребителя и его роль в бизнесе, учиться максимально монетизировать новые возможности цифровой среды;
– интегрировать в телеиндустрию прорывные цифровые технологии: виртуальную и дополненную реальность, облачные технологии, искусственный интеллект, нейронные сети и Big Data для анализа больших массивов данных и алгоритмов, позволяющих изучать аудиторию, ее потребности и желания и на этой основе создавать персонализированный контент, таргетированную рекламу и расширять возможности монетизации телепроизводства и телевещания; – осваивать и расширять новые каналы и форматы коммуникаций с аудиторией, развивать концепцию близости к зрителю, создавать привлекательную и доступную пользовательскую среду, постоянно находиться с аудиторией в диалоге, используя для этого все сетевые инструменты, развивать с потребителями субъектно-субъектные отношения, так как они становятся активными субъектами медиапространства, распространителями информации, ее интерпретаторами и оценщиками;
– развивать портфель мультимедийных продуктов, создавать качественный профессиональный, брендообразующий контент, ориентированный на ценностные ориентации и потребности зрителей, развивать нелинейную (VoD) и платную модели предоставления контента, расширять объемы нишевого тематического контента, активно внедрять короткоформатное видео, поддерживать полиэкранные модели потребления контента;
– развивать трансмедийные проекты: размещение контента не только в прямом эфире, но и на онлайн-платформах, сайтах и аккаунтах телеканалов в социальных сетях, в мобильных приложениях, творчески использовать различные цифровые инструменты, масштабировать успешные проекты;
– повышать эффективность и адресность телевизионной рекламы, развивать перспективные проекты: shoppable TV/content, адресная, релевантная, интерактивная реклама; кроссмедийные измерения, расширять тематическое спонсорство, брендирование контента, различные формы интеграции (ТВ+digital как новый стандарт индустрии и др.);
– развивать сервисы, которые непосредственно направлены на удовлетворение потребностей рекламодателей, развитие «адресного» телевидения под более глубокий рекламный таргетинг на основе характеристик потребителей определенной товарной категории;
– внедрять новые формы взаимодействия с рекламодателями, разрабатывать креативные модели рекламного телевидения, адекватные современной цифровой бизнес-среде и запросам потребителей.
References:
Abdrakhmanova G.I. Vishnevskiy K.O., Gokhberg L.M. (2021). Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2021 [Digital Economy Indicators 2021] (in Russian).
Barsukov D.P. (2017). Mediaekonomika i osnovnye tendentsii razvitiya sovremennogo televideniya [Media economics and major trends of modern television]. Saint-Petersburg Economic Journal. (4). 84-93. (in Russian).
Burde P. (2002). Formy kapitala [Forms of capital]. Economic sociology. (5). 60 – 74. (in Russian).
Demina I. N. (2010). Transformatsiya mediasistemy: obshchie podkhody i tekhnologicheskiy aspekt [Media system transformation: general approaches and technological aspect]. Bulletin of Baikal State University. (2 (70)). 159—163. (in Russian).
Dugin E.Ya. (2018). Mediasostavlyayushchaya tsifrovoy ekonomiki [Media component of the digital economy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. (4). 159-175. (in Russian).
Fomina A.N. (2021). Upravlenie innovatsiyami v teleindustrii v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Innovation management in the television industry in the context of digitalization of the economy] (in Russian).
Fomina A.N. (2022). Perspektivnye napravleniya razvitiya tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v teleindustrii [Promising trends for the artificial intelligence development in the television industry]. Creative economy. (3). 1081-1100. (in Russian).
Fomina A.N. (2022). Razvitie innovatsionnyh tekhnologiy 5G v teleindustrii: problemy i perspektivy [Innovative 5g technologies in the TV industry: challenges and opportunities]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 449-462. (in Russian).
Ivanitskiy V.L. (2010). Modernizatsiya zhurnalstiki: metodologicheskiy etyud [Modernization of journalism: a methodological study] (in Russian).
Kolobova E..Yu. (2018). Osobennosti funktsionirovaniya rossiyskogo mediarynka v usloviyakh globalizatsii informatsionnogo prostranstva [The Russian media market functioning features in the context of the information space globalization]. Saint-Petersburg Economic Journal. (4). 70-82. (in Russian).
Kolomiets V.P. (2021). Industrialnaya transformatsiya televideniya [Industrial transformation of television]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (6). 92-101. (in Russian).
Lukyanova M. N. (2018). Vzaimodeystvie televideniya i Interneta v rakurse obratnoy svyazi s auditoriey [The interaction of television and the Internet in the perspective of feedback from the audience]. Vestnik nauki Sibiri. (2). 88-98. (in Russian).
Picard R. G. (1989). Media Economics: Concepts and Issues. Newbury Park; London; New Delhi Sage Publications & Mass Communication Quarterly. (37 (4)). 563-572.
Poluekhtova I. A. (2018). Televidenie i ego auditoriya v epokhu Interneta [Television and its audience in the Internet age] (in Russian).
Samartsev O.R. (2017). Tsifrovaya realnost: zhurnalistika informatsionnoy epokhi: faktory transformatsii, problemy i perspektivy [Digital reality: Journalism of the information age: factors of transformation, problems and prospects] (in Russian).
Smirnov S. S. (2014). Mediakholdingi Rossii: natsionalnyy opyt kontsentratsii SMI [Media holdings of Russia: national experience of media concentration] (in Russian).
Uebster F. (2004). Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of the information society] (in Russian).
Urazova S.L. (2019). Mediakontent v tsifrovoy proektsii: metamorfozy realnosti [Media content in digital projection: metamorphoses of reality] The media component of the digital economy. 41-48. (in Russian).
Vartanova E. L. (2018). Rossiyskaya mediasistema: drayvery i barery tsifrovoy transformatsii [Russian media system: drivers and barriers of digital transformation] The media component of the digital economy. 18-22. (in Russian).
Vartanova E. L. (2019). Teoriya media: otechestvennyy diskurs [Media Theory: Domestic Discourse] (in Russian).
Vartanova E. L., Kolomiets V.P. (2021). Otraslevoy doklad. Televidenie v Rossii v 2020 godu. Sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya [Industry report. Television in Russia in 2020. Status, trends and prospects of development] (in Russian).
Vartanova E.L. (2011). Tsifrovoe televidenie i transformatsiya mediasistem. O neobkhodimosti mezhdistsiplinarnyh podkhodov k izucheniyu sovremennogo TV [Digital television and media systems' transformation. On the necessity of inter-disciplinary approaches to modern TV studies]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. (4). 6-26. (in Russian).
Vartanova E.L., Vyrkovskiy A.V., Makeenko M.I., Smirnov S.S. (2017). Industriya rossiyskikh media: tsifrovoe budushchee [Russian Media Industry: Digital Future] (in Russian).
Vyrkovskiy A.V. (2016). Teoretichekie predstavleniya o mediamendzhmente: osnovnye podkhody i problemnye zony [Theoretical aspects of media management: basic approaches and problem areas]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. (1). 29-44. (in Russian).
Wessels B., Ragnedda M., Muschert G. W. (2013). The Reproduction and Reconfiguration of Inequality: Differentiation and Class, Status, and Power in the Dynamics of Digital Divides
Страница обновлена: 12.04.2025 в 17:42:03