Digital transformation of the world economy: e-commerce regulation under the Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership
Rutkovskaya V.S.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 22 | Citations: 3
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50211419
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
The author of the article assesses the current state of the global e-commerce market for goods and services and identifies key trends. The influence of the digitalisation process on international production is demonstrated. A qualitatively new phenomenon of digital value chains in international production activity is described. It is determined that one of the key beneficiaries of digitalisation of production processes is the corporate sector in developed countries. Based on the analysis of Chapter 14 "E-commerce" of the Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, it is concluded that the corporate sector of developed countries has had a significant impact on the implementation of the partnership and, as a result, the transformation of the system of international economic relations, introducing new standards of trade regulation into international practice. This article may be of interest to undergraduate and graduate students, researchers in the field of "World Economy and international economic Relations", as well as employees of organizations engaged in foreign economic activity.
Keywords: e-commerce, digitalisation, global value chains, Asia-Pacific Region, mega-regional trade partnerships, WTO, Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, corporate sector, MNC, TNC
Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета
JEL-classification: F13, F15, F53
Введение
В условиях цифровизации мировой экономики электронная коммерция приобретает все большее значение как один из факторов сохранения и обеспечения конкурентоспособности национальных экономик в целом и представителей корпоративного сектора в частности на мировой арене. В этой связи вопросы регулирования электронной коммерции приобретают особое значение в международной переговорной повестке.
Проблематика изучения правового регулирования электронной коммерции и экономические эффекты данного вида взаимодействия как на мировую, так и национальные экономики стран находит широкое отражение в научной литературе. Данные вопросы рассматриваются в работах российских ученых и зарубежных исследователей, а также занимают особое место в докладах международных организаций. В российской научной среде вопросам изучения электронной коммерции и процесса цифровизации мировой экономики посвящены работы А.В. Веригиной [1] (Verigina, Koval, 2022), Го Го Чэн [9] (Cheng Guo, 2022), Е.З. Климовой [2] (Klimova, 2022), И.Н. Платоновой [3] (Platonova, 2022) и др. В иностранной литературе следует выделить работу Р. Тэ и Х-А. Монтейро [14] (Monteiro, The, 2017), выполненную под эгидой Всемирной торговой организации (далее – ВТО), работу С. Азмех и К. Фостера [6] (Azmeh, Foster, 2016), а также доклады [7, 10, 24] (Banga, Gharib, Mendez-Parra, Macleod, 2021; Darsinouei, Kaukab, 2017; Wu, 2017), подготовленные различными группами ученых для международных организаций и исследовательских институтов и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что электронная коммерция представляет существенный интерес для корпоративного сектора, что обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить:
- объем мирового рынка электронной торговли товарами и услугами;
- стремительное развитие данной области, существенно ускорившееся вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- возможность к наиболее эффективному выстраиванию производственного процесса в условиях углубления международного разделения труда и развития глобальных цепочек добавленной стоимости (далее – ГЦДС).
Возможности, которые открывает рынок электронной коммерции, способствуют росту конкуренции в данной области, особенно со стороны развивающихся стран АТР. В этой связи перед корпоративным сектором развитых стран встает вопрос необходимости формирования норм и стандартов регулирования электронной коммерции, отвечающих их интересам.
На сегодняшний день процесс трансформации затрагивает не только мировую экономику, но и международные экономические отношения (далее – МЭО). Данные тенденции находят отражение в расширении и углублении области регулирования торгово-экономических соглашений, которые приобретают всеобъемлющий характер. Одним из таких соглашений «новейшего» типа является Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (далее – ВПТТП), подписанное между 11 странами [1] Азиатско-Тихоокеанского региона (далее – АТР) и вступившее в силу в 2018 г. Данное соглашение носит статус мегарегионального торгового соглашения [5] (Rutkovskaya, 2021) (далее – МРТС) и охватывает широчайший круг вопросов, в том числе и регулирование в области электронной коммерции.
Изучение роли корпоративного сектора в процессе трансформации системы МЭО не получило достаточного развития в научной литературе. Проблематика изучения влияния, оказываемого корпоративным сектором на процесс формирования МРТС, предлагающих унифицированные стандарты торгового и инвестиционного сотрудничества государств на современном этапе развития мировой экономики, носит фрагментарный характер и не в полной мере находит отражение в научных исследованиях. Это обуславливает актуальность проводимого исследования.
В связи с этим в рамках данного исследования выдвигается следующая гипотеза: корпоративный сектор оказывает существенное влияние на процесс трансформации МЭО и играет одну из ключевых ролей в реализации торгово-экономических соглашений «новейшего» типа.
Цель исследования – определить роль корпоративного сектора в реализации партнерств «новейшего» типа на примере анализа положений в отношении электронной коммерции в рамках ВПТТП.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
1) оценить современное состояние мирового рынка электронной торговли товарами и услугами;
2) проанализировать содержание Главы 14 «Электронная коммерция» Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве;
3) на основе проведенного анализа выявить интересы и определить роль корпоративного сектора в реализации рассматриваемого партнерства в условиях трансформации мировой экономики и системы МЭО.
Объект исследования – трансформационные процессы в мировой экономике и МЭО.
Предмет исследования – система экономических отношений корпоративного сектора в контексте данной трансформации.
Ключевые тенденции мирового рынка электронной торговли товарами и услугами
Мировой рынок электронной торговли товарами и услугами развивается стремительными темпами, привлекая все большее число потребителей и, как следствие, представителей корпоративного сектора. Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и принимаемые в 2019–2021 гг. большинством стран мира меры, направленные на сдерживание и снижение скорости распространения данной инфекции, только ускорили развитие рынка электронной коммерции.
Так, по результатам 2021 г. объем мировой электронной розничной торговли товарами (Business-to-Consumer, B2C) увеличился до 4,94 трлн долл. США с 1,34 трлн долл. США в 2014 г., при этом ожидается, что к 2025 г. показатели достигнут значения в 7,39 трлн долл. США., что составит порядка 23% от совокупного объема мировой розничной торговли товарами (см. рис. 1). Количество потребителей в рассматриваемом секторе также увеличилось с 1,32 млрд чел. в 2014 г. до 2,14 млрд чел. в 2021 г. Ожидается, что к 2025 г. число потребителей на рынке электронной розничной торговли товарами составит порядка 2,63 млрд человек (см. рис. 1).
Рисунок 1 . Динамика показателей мировой электронной розничной торговли товарами, 2014–2025 гг.
* Примечание: для периода 2022–2025 гг. указаны прогнозные значения.
Источник: составлено автором по данным [12, 17].
Доминирующие позиции на рынке электронной торговли по результатам 2021 г. заняли страны АТР, их доля в совокупном объеме мировой электронной розничной торговли товарами составила 80,98%. При этом на КНР по итогам 2021 г. приходилось 56,3% мировой электронной розничной торговли товарами (см. рис. 2).
Рисунок 2. 10 крупнейших рынков по объему электронной розничной торговли, 2021 г.
Источник: составлено автором по данным [8].
В свою очередь, объем рынка электронной торговли товарами между представителями корпоративного сектора (Business-to-Business, B2B) по состоянию на 2021 г. более чем в 3 раза превысил аналогичные показатели рынка электронной розничной торговли товарами, увеличившись с 6,5 трлн долл. США в 2014 г. до 15 трлн долл. США в 2020 г. [18]. Согласно прогнозам [13], к 2027 г. объем рынка электронной торговли между представителями корпоративного сектора достигнет значения в 20,9 трлн долл. США.
Тенденция к цифровизации также наблюдалась и в секторе услуг. Так, по состоянию на 2020 г. на рынок электронной торговли услугами пришлось более 63% совокупного мирового объема торговли услугами (см. рис. 3). В стоимостном выражении совокупный объем рынка электронной торговли услугами достиг значений в 3,2 трлн долл. США, увеличившись с 2,6 трлн долл. США в 2014 г.
Рисунок 3. Динамика показателей мировой электронной торговли услугами, 2014–2020 гг.
Источник: составлено автором по данным [20].
Таким образом, на сегодняшний день рынок электронной торговли товарами и услугами занимает одну из ключевых позиций в международной торговле. Объем данного рынка, а также его потенциал способствуют усилению интереса со стороны корпоративного сектора. Вместе с тем конкуренция со стороны развивающихся стран (в частности, в лице КНР) в АТР обуславливает желание многонациональных корпораций (далее – МНК) развитых стран строго регламентировать и сформулировать стандарты в отношении электронной коммерции с учетом собственных интересов.
Регулирование электронной коммерции в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве: интересы корпоративного сектора
ВПТТП стало одним из первых МРТС, положения которого существенно расширили стандарты ВТО и приобрели всеобъемлющий характер [5] (Rutkovskaya, 2021), в полной мере оправдывая название партнерства. Электронная коммерция также вошла в область регулирования рассматриваемого соглашения. В отношении электронной коммерции государствами-участниками был согласован ряд беспрецедентных мер, ранее не включавшихся в содержание ни одного из существующих – к моменту завершения переговорного процесса – соглашений о свободной торговле [19]. По результатам анализа содержания Главы 14 «Электронная коммерция» ВПТТП [16] в целях проводимого исследования были выделены следующие меры:
1) освобождение от уплаты таможенных пошлин в отношении цифровых продуктов [2], которые потенциально могут быть переданы в электронном формате;
2) недискриминационный доступ на рынки – в рамках партнерства – для цифровых продуктов, обеспечение которого осуществляется посредством применения принципов национального режима и режима наиболее благоприятствуемой нации;
3) введение ряда ограничений в части performance requirements. В соответствии с согласованными ограничениями стороны не в праве выдвигать следующие требования:
- размещать на территории принимающего государства вычислительные объекты / использовать национальные вычислительные объекты принимающей стороны как условие ведения предпринимательской деятельности;
- требовать доступ и/или передачу исходного кода программного обеспечения как условие ввоза и/или реализации данного программного обеспечения, а также продукции, которая содержит данное программное обеспечение.
Таким образом, соглашением предусматривается широкий спектр преференций для корпоративного сектора в части электронной коммерции. Принимая во внимание объем мирового рынка электронной торговли товарами и услугами, а также лидирующие позиции АТР на данном рынке, согласованные положения в значительной степени соответствуют интересам корпоративного сектора, предлагая дополнительные инструменты, в том числе для сохранения конкурентных позиций, а также максимизации прибыли в условиях цифровой трансформации мировой экономики и международных экономических отношений.
Цифровая трансформация мировой экономики: цифровизация глобальных цепочек добавленной стоимости
Процесс цифровизации мировой экономики отразился не только на международной торговле товарами и услугами, но также и на международном производстве. Цифровая трансформация способствовала возникновению качественно нового феномена в международной производственной деятельности: цифровых цепочек добавленной стоимости [11] (далее – ЦЦДС). В основе ЦЦДС лежит сбор и хранение данных, их анализ и эффективное использование на основе результатов проводимого анализа.
Цифровизация ГЦДС и их качественная трансформация в ЦЦДС способствуют тому, что продукты, производимые в рамках каждого отдельного звена цепочки, становятся все более стандартизированными. Стандартизация производственного процесса, в свою очередь, ведет к снижению ценности стоимости, которая была добавлена на этапе производства продукта при увеличении стоимости, добавленной как на этапах исследований и разработок (Research and Development, R&D), так и на этапе реализации готового продукта (см. рис. 4).
Рисунок 4. Влияние процесса цифровизации цепочек добавленной стоимости на прибыльность выполнения отдельных задач в рамках цепочки
Источник: составлено автором по данным [11].
Таким образом, ключевым бенефициаром цифровизации ГЦДС выступает корпоративный сектор развитых стран вследствие ряда факторов, ключевыми из которых являются:
1) объем мировой торговли промежуточными товарами и услугами. Более 60% мировой торговли приходится на торговлю продуктами, производимыми в рамках ГЦДС [23]. Координирование производственного процесса в рамках ГЦДС, как правило, осуществляется МНК;
2) затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР) и количество исследователей в развитых странах. Для развитых стран характерны более высокие показатели затрат на НИОКР и большее число населения, задействованного в данном секторе (см. рис. 5).
Рисунок 5. Затраты на НИОКР и количество исследователей на 1 млн населения на примере действительных и потенциальных государств – участников Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, 2019 г.
Источник: составлено автором по данным [21].
3) доля затрат корпоративного сектора в совокупном объеме затрат страны на НИОКР. Большая часть затрат на НИОКР в развитых странах осуществляется за счет средств корпоративного сектора [22]. На примере государств – участников ВПТТП: в среднем доля затрат корпоративного сектора в развитых странах партнерства по состоянию на 2019 г. составляла 59% совокупного объема затрат страны на НИОКР, в развивающихся – порядка 23%;
4) характер участия развитых и развивающихся стран в ГЦДС. Доля добавленной стоимости развитых стран в общемировом объеме добавленной стоимости в большей степени сосредоточена в средне- и высокотехнологичных [3] отраслях экономики, в то время как соответствующие доли развивающихся стран не превышают, как правило, 10% [15], что может свидетельствовать о концентрации добавленной стоимости данных стран в низкотехнологичных отраслях экономики.
Учитывая обозначенные факторы, а также беспрецедентный характер согласованных мер в отношении электронной коммерции и объем предоставляемых в рамках ВПТТП преференций на фоне формирующейся в мировой экономике тенденции к усилению позиций государства [4] (Rutkovskaya, 2022), можно предположить, что корпоративный сектор развитых стран оказал значительное влияние на реализацию рассматриваемого партнерства и, как следствие, трансформацию системы МЭО, вводя в международную практику новые стандарты регулирования торговли.
Заключение
Процесс цифровой трансформации мировой экономики является многоаспектным и затрагивает в том числе как международную торговлю, так и международное производство. Развитие электронной коммерции, увеличение объема рынка электронной торговли товарами и услугами, цифровизация процессов производственной деятельности ставят вопрос о необходимости формирования стандартов регулирования, способных соответствовать изменяющейся действительности. Не получив должного развития в рамках международных институтов регулирования, таких как, в частности, ВТО, новые стандарты формируются в рамках торгово-экономических партнерств, приобретающих мегарегиональный формат. При этом значительную роль, как было показано на примере анализа содержания Главы 14 «Электронная коммерция» ВПТТП, в формировании новых стандартов играет корпоративный сектор развитых стран. В этой связи необходимо отметить: в условиях формирования новой парадигмы мировой экономики и системы МЭО конкурентоспособность государства на мировой арене будет зависеть от его способности и готовности к проведению институциональных преобразований.
[1] Страны-участницы: развитые страны – Австралия, Канада, Новая Зеландия, Сингапур, Япония; развивающиеся страны – Бруней, Вьетнам, Малайзия, Мексика, Перу, Чили. (прим. авт.).
[2] В рамках соглашения под цифровыми продуктами следует понимать: изображения; программное обеспечение; видео- и звукозаписи; текст; другая продукция, возможная к представлению в цифровом формате. Исключение из указанного перечня составляют: любые финансовые инструменты, возможные к представлению в цифровом формате. (прим. авт.).
[3] Согласно классификации ОЭСР, к среднетехнологичным отраслям мировой экономики относятся: автомобилестроение; оборонно-промышленный комплекс; химическая промышленность; производство железнодорожного и другого транспорта; производство медицинского оборудования; производство электрического оборудования; производство машин и машинного оборудования; ИТ услуги. К высокотехнологичным отраслям мировой экономики относятся: производство фармацевтической продукции; аэрокосмическая промышленность; производство вычислительных, электронных и оптических приборов; ПО; научные исследования и разработки. (прим. авт.).
References:
Azmeh S., Foster C. (2016). The TPP and the digital trade agenda: digital industrial policy and Silicon Valley’s influence on new trade agreements LSE International Development Working Paper Series. (16-175). 37.
Banga K., Gharib M., Mendez-Parra M., Macleod J. (2021). E-commerce in preferential trade agreements ODI Report. 54.
Business.com. Retrieved September 22, 2022, from https://www.business.com/articles/10-of-the-largest-ecommerce-markets-in-the-world-b/
Cheng Guo (2022). China’s Digital Silk Road in the Age of the Digital Economy: Political Analysis Vestnik RUDN. International Relations. (2). 271-287.
Darsinouei A.E., Kaukab R.S. (2017). Understanding E-Commerce Issues in Trade Agreements CUTS International. 27.
Digital economy report 2019: Value creation and capture: implications for developing countriesUnited Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). Retrieved May 10, 2022, from https://unctad.org/system/files/official-document/der2019_en.pdf
EMarketer. Retrieved May 10, 2022, from https://www.emarketer.com/
GlobeNewswire. Retrieved September 22, 2022, from https://www.globenewswire.com/news-release/2020/09/24/2098493/0/en/Global-20-9-Trillion-Business-To-Business-B2B-E-Commerce-Markets-Size-Sha
Klimova E.Z. (2022). Vozmozhnosti i napravleniya razvitiya globalnoy elektronnoy kommertsii v usloviyakh tsifrovizatsii [Opportunities and directions for the development of global e-commerce in the context of digitalization]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. (4). 45-49. (in Russian).
Monteiro J.-A., The R. (2017). Provisions on Electronic Commerce in Regional Trade Agreements WTO Working Paper. 75.
National Science Foundation (NSF). Retrieved May 20, 2022, from https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20205/data#table-block
New Zealand Foreign affairs and trade. Retrieved May 11, 2022, from https://www.mfat.govt.nz/en/trade/free-trade-agreements/free-trade-agreements-in-force/cptpp/comprehensive-and-progressive-agreement-for-trans-pacific-partnership-text-and-resources/
Platonova I.N. (2022). Tsifrovizatsiya kak faktor mezhdunarodnogo razdeleniya truda [Digitalization as a factor of the international division of labor]. Horizons of the economy (Gorizonty ekonomiki). (2(68)). 71-78. (in Russian).
Rutkovskaya V.S. (2021). Rossiya v usloviyakh transformatsii sistemy globalnogo regulirovaniya torgovli [Russia amidst the transformation of the global trade regulation system]. Journal of international economic affairs. 11 (4). 775-794. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.4.113848.
Rutkovskaya V.S. (2022). Rol korporativnogo sektora v transformatsii sistemy mezhdunarodnyh torgovo-ekonomicheskikh otnosheniy [The role of the corporate sector in the transformation of the international trade and economic relations system]. Russian Economic Journal. (2). 70-84. (in Russian).
Statista. Retrieved May 10, 2022, from https://www.statista.com/markets/413/topic/458/b2b-e-commerce/#overview
Statista. Retrieved May 10, 2022, from https://www.statista.com/markets/413/topic/544/key-figures-of-e-commerce/#overview
The Council on Foreign Relations (CFR). Retrieved May 08, 2022, from https://www.cfr.org/backgrounder/what-trans-pacific-partnership-tpp
UNCTADStat. Retrieved May 10, 2022, from https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=158358
UNESCO Institute for Statistics (UIS). Retrieved April 03, 2022, from http://data.uis.unesco.org/
UNESCO Institute for Statistics (UIS). Retrieved April 03, 2022, from http://uis.unesco.org/apps/visualisations/research-and-development-spending/
Verigina A.V., Koval D.V. (2022). Prioritety razvitiya elektronnoy kommertsii v 2022 godu [Priorities for the development of e-commerce in 2022]. Economy. Taxes. Law. (1). 94-104. (in Russian).
World Investment Report 2013: Global Value Chains: investment and trade for developmentUnited Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). Retrieved September 23, 2022, from https://unctad.org/system/files/official-document/wir2013_en.pdf
Wu M. (2017). Digital Trade Related Provisions in Regional Trade Agreements: Existing Models and Lessons for the Multilateral Trade System International Centre for Trade and Sustainable Development (ICTSD) and the Inter-American Development Bank (IDB) Report. 36.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 20:45:39