Роль иностранных инвестиций в устойчивом развитии экономики России

Московцева Л.В.1, Кисова А.Е.2, Митрофанова О.Н.2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал), Россия, Липецк
2 Липецкий государственный технический университет, Россия, Липецк

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать:
Московцева Л.В., Кисова А.Е., Митрофанова О.Н. Роль иностранных инвестиций в устойчивом развитии экономики России // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 10. – С. 2795-2806. – doi: 10.18334/epp.12.10.116315.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49851266
Цитирований: 12 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Статья посвящена вопросам необходимости привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций для ускорения ее экономического и промышленного развития. Основной целью исследования является анализ проблем и перспектив привлечения иностранного капитала в российскую экономику, разработка рекомендаций по привлечению прямых иностранных инвестиций. Проведенный анализ последствий от прямых иностранных инвестиций с разных сторон, можно сказать точно, что зарубежные инвестиции могут показывать, как положительный, так и отрицательный эффекты на национальную экономику стран-инвесторов и стран-реципиентов. В России существуют немало нерешенных проблем, которые осложняют перспективы участия страны в международном обмене капитала в контексте повышения эффективности использования и привлечения зарубежных инвестиций (экономические санкции западных стран, «специальная операция на Украине», мировая пандемия). Сделан вывод о том, что помимо внешних, объективных факторов, в России наблюдается ряд причин, способствующих снижению инвестиционной привлекательности страны для иностранного инвестора.

Ключевые слова: инвестиция, зарубежные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, российская экономика, национальная экономика, зарубежный капитал, мировое хозяйство

JEL-классификация: F21, F62, F63, Q01



Введение

Важную роль в развитии экономики любой страны играют иностранные инвестиции. Они являются необходимым условием для развития роста конкурентоспособности национальной экономики, а также способствуют развитию отечественных инвестиций, приносят новые технологии и современные методы управления [7,8].

Для России, иностранные инвестиции являются одним из важнейших условий для развития инвестиционной сферы российской экономики. На фоне нестабильности внешней среды, а в частности экономических санкций со стороны западных стран, влияния мировой пандемии, специальной операции на Украине, перед Россией возникли существенные макроэкономические проблемы, требующие модернизации существующей инвестиционной политики с интенсификацией инновационной деятельности в целях стабильного развития экономики, реформирование материально-технической базы и вовлечение РФ в мировой рынок экспорта капитала [3, 5].

В Российской Федерации категория «иностранная инвестиция» закреплена законодательство в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ. Согласно данному нормативному акту прямая иностранная инвестиция представляет собой,

во-первых, «приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации»;

во-вторых, «вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации» [15, 16].

Сущность иностранных инвестиций может быть рассмотрена с различных точек зрения. В частности, А. П. Киреев предлагает под прямыми иностранными инвестициями понимать «…вложение капитала с целью приобретения длительного экономического интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятие - резидента другой страны (предприятие с прямыми инвестициями) и получение инвестором эффективного контроля над объектом размещения капитала» [2].

Также распространенным является определение М.М. Богуславского, который под иностранными инвестициями понимает «…совокупность всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей (денежные средства, депозиты, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, имущественные права и другие активы), вкладываемых зарубежными инвесторами в объекты инвестирования для получения прибыли…» [8].

Американский экономист Джеффри Сакс в работе «Economic Code of Ukraine» отмечает, что «…иностранные инвестиции – это расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем обеспечат подъём производственной мощи всей экономики» [2].

По мнению В.В. Бочарова – «…иностранные инвестиции, в широком смысле, отражают вложения капитала с целью его последующего увеличения. При этом рост капитала должен быть достаточным для того, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования собственных средств на собственные нужды в текущем периоде, провести вознаграждение за риск и вернуть потери от инфляции в будущем периоде» [7].

Таким образом, на основе вышерассмотренных трактовок, можно сделать вывод о том, что прямая иностранная инвестиция – это вложения в реальный сектор экономики, сопряженные с определенным уровнем риска и неопределенности.

Цель исследования заключается в изучении роли иностранных инвестиций для устойчивого развития страны на примере Российской Федерации.

Научная новизна проведенного исследования заключается в идентификации проблем и точек роста инвестиционного климата в Российской Федерации с учетом привлечения прямых иностранных инвестиций в условиях высокой турбулентности и неопределенности функционирования экономики.

Материалы и методы исследования

Исследование базируется на общенаучной методологии, которая предусматривает использование системного подхода и общенаучных методов познания, в частности, анализа нормативно правовых источников и статистических данных. Материалами исследования послужили статистические данные (2011-2020гг.) о прямых иностранных инвестициях (ПИИ). Исследование проводилось на основе открытых статистических данных с помощью экономико-статистических методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Важно заметить, что ни одно государство в мире не способно эффективно и соразмерно развивать национальную экономику без привлечения зарубежных инвестиций. Развитие научно-технического прогресса (НТП), усиление глобализации мирового хозяйства и другие факторы, привели к росту объема иностранных инвестиций и их роли в странах-вкладчиках и странах-реципиентах. Стоит отметить, что по данным ЮНКТАД за последние 25 лет 20 в. ежегодный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вырос в 70 раз, достигнув в 2021 г. результата в 1,68 трл долл. США [10].

Приток ПИИ играет важную роль в экономике России. Так, привлечение технологий и интеллекта из зарубежных стран способствует повышению технической оснащенности и уровня производства, появлению новых рабочих мест, как следствие – рост уровня занятости населения и оплаты труда, применение новых практик в менеджменте, расширение объемов производства и инвестиционного потенциала. Экспорт технологий и организация производственных, торговых и финансовых цепочек дает возможность включить Россию в различные процессы, которые характеризуют современную модель мирового хозяйства, что в современных условиях актуально и реально, но требует определенного количества времени для реализации [2, 4].

Стоит отметить, что прямые иностранные инвестиции положительно влияют на финансовые результаты не только стран-реципиентов, но и стран-инвесторов, поскольку увеличивает рынки сбыта и соответственно растет дополнительная прибыль; происходить экономия за счет более дешевых ресурсов, например, трудовых; появляется возможность стать монополистом в другой стране.

Но в тоже время использование зарубежного капитала порождает новые социальные, институциональные и экономические риски, которые проявляются в следующем:

- во-первых, может быть нанесена угроза экологии принимающей страны при отсутствии очистных сооружений и т.п.;

- во-вторых, при вывозе капитала можно оказать отрицательное воздействие на уровень занятости населения;

- в-третьих, отток капитала начинает становиться более дорогим фактором производства, что оказывает влияние на темп экономического роста и инвестиционную активность страны в худшую сторону и др.

Для стран, которые принимают зарубежный капитал прямые иностранные инвестиции рассматриваются с таких точек зрения как:

- создания большего числа рабочих мест, как следствие – рост обеспеченности населения, повышение уровня квалификации работников;

- возможность привлечения природных ресурсов, которые ранее не были задействованы или использовались в малом объеме, в производственную деятельность;

- участие страны в международном разделении труда, процесс импортозамещения в ходе роста внутреннего производства, увеличение экспорта, результат – расширение торговой части платежного баланса принимающей страны;

- ПИИ в отличие от иностранных займов и кредитов не становятся дополнительным багажом, который ложится на государственный внешний долг страны;

- рост темпов развития инновационного сектора экономики, через проведения НИОКР местными предприятиями с участием зарубежных инвестиций;

- приток налоговых поступлений в бюджет страны, что даст возможность расширить государственное финансирование социально значимых программ.

Резюмируя, можно отметить, что общий эффект от ПИИ может привести страну к повышению ее экономического потенциала, к участию в экономической гонке и укреплению ее позиций на мировом рынке. Но в тоже время эффект может быть и отрицательным для принимающих стран, а именно [6]: активная инвестиционная политика страны, которая принимает зарубежный капитал, в большей мере поощряет развитие предприятий с иностранными инвестициями, чем местные фирмы; ПИИ могут способствовать снижению благосостояния предприятий местного рынка или их вытеснению, так как многонациональные корпорации имеют возможность в обеспечении более низких издержек; передовые технологии, новые стратегии в менеджменте, минимизация транзакционных издержек крупных зарубежных корпораций могут превратиться в их монопольную власть на местном рынке, рынке принимающей страны; «отток умов» и др.

Проведя анализ последствий от ПИИ с разных позиций и аспектов, можно сказать точно, что иностранные инвестиции могут показывать, как положительный, так и отрицательный эффекты на национальную экономику стран-инвесторов и стран-реципиентов. При этом негативное воздействие ПИИ можно снизить за счет проведения грамотной государственной финансовой политики и наличие рациональных законодательных норм.

Далее предпримем попытку диагностирования состояния, динамики ПИИ за последние десять лет в российскую экономику.

В российскую экономику поступает значительный объем ПИИ от различных инвесторов. Рассмотрим динамику ПИИ за последние 10 лет – с 2011 г. по 2020 г. (рис. 1).

Данные рис. 1 свидетельствуют о том, что несмотря на отдельный всплеск в 2013 г., когда объем ПИИ составил 69,2 млрд долл. США, в долгосрочном периоде наблюдается общее снижение ПИИ, так в 2011 г. они составляли 55.1 млрд долл., а в 2020 8,6 млрд долл.

Рисунок1 – Приток прямых иностранных инвестиций в Россию за период

2011 – 2020 гг., млрд долл. США

Источник: [2]

В 2014 г. произошло наибольшее снижение по отношению к 2013 г. и составило 47,2 млрд долл. В этот год РФ впервые не попало в топ-10 стран лидеров по объему иностранных инвестиций. Это можно объяснить введенными против России санкциями. В первый год после санкций снижение продолжилось, был замечен минимальный объем полученных ПИИ 6,8 млрд долл., что можно объяснить теме же санкциями со стороны США, ЕС и др. стран, по отношению к России.

По данным ЦБ России, по итогам 2018 г. был зафиксирован наибольший показатель оттока ПИИ из капитала российских компаний за всю историю статистических наблюдений и составил 6,4 млрд долл. Значимым источником ПИИ в этом году стало реинвестирование прибыли зарубежных предприятий в РФ [9, 14]. «Снижение показателей ПИИ 2018 г. в значительной степени объясняется комплексом юридических действий, связанных с изменением законодательства по офшорным зонам. Иными словами, это квазиинвестиции, денежные средства российских резидентов» [11, 12].

В последний рассматриваемый год на приток ПИИ, не только в России, но и во всем мире, оказали влияние ограничения, связанные с эпидемиологической ситуацией.

Помимо снижения объема ПИИ в 4 раза в 2020 г., сократилось и количество проектов - до 141 (26,1%). Это минимальное значение с 2013 г. Самое большее количество проектов, получившее финансирование от зарубежных инвесторов, было в 2017 г. и составило 238 проектов (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика общего количества проектов ПИИ

в Россию за 10 лет, шт.

Источник: [17]

Такой низкий результат в 2020 г. связан с пандемией и санкционными рисками. Именно эти факторы, в большей степени, повлияли на решение инвесторов. Но, несмотря на это, Россия заняла 11 место в Европе по количеству проектов с ПИИ. [1].

Страны-лидеры по финансированию российских инвестиционных проектов – Германия, Китай, США. Все эти страны активно инвестируют в российские проекты. В 2020 г. Германия профинансировала 26 проектов, США и Китай по 15. Германия и США, большую часть инвестиций направили в агропродовольственный сектор. Это привело к тому, что в 2020 г. экспорт сельскохозяйственной продукции превысил импорт и агропромышленный комплекс (АПК) России стал одним из самых инвестиционно-привлекательных в Европе. Китай инвестирует в высокотехнологический сектор: электроника, IT-услуги, программное обеспечение [1].

Если рассматривать отраслевую структуру ПИИ в Россию, то большую часть своих средств, иностранные инвесторы вкладывают в сектор производства – 107 проектов в 2020 г., что составляет 76% от общего количества. Оставшаяся часть приходится на сектор маркетинга, бизнес-услуг, логистики, исследования и разработок [1].

Далее проведем анализ ПИИ по географическому распределению, а если точнее, в разрезе округов и субъектов РФ (рис. 3).

Рисунок 3 – Распределение ПИИ по округам РФ, %

Источник: [18]

Представленные данные на рисунке 3, могут свидетельствовать о том, что в ЦФО России сосредоточены 56,07% всех ПИИ, которые были направлены в страну, в 2021 г. Такой большой удельный вес ПИИ можно объяснить тем, что ЦФО имеет в своем составе город Москва, на который приходится более половины всех прямых зарубежных инвестиций. В Дальневосточный, Уральский и Северо-Западный федеральные округа были направлены 13,28%, 13,19% и 8,56% соответственно. На Южный ФО и Приволжский ФО пришлось 1,22% и 1,94% от общего объема поступивших инвестиций, из этого следует вывод, что восточные регионы России сталкиваются с наибольшими трудностями по их привлечению. Анализ поступления ПИИ по округам РФ выявил их неравномерное распределение. В связи с этим одной из задач инвестиционной политики является привлечение ПИИ в отдаленные регионы страны. Но если взглянуть на происходящую ситуацию в мире, введение безостановочных санкций от ЕС, США и других стран по отношению к России, то можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время обсуждение ряда инвестиционных проектов с иностранным участием будет приостановлено до стабилизации ситуации в России.

Выводы

Таким образом, подводя итог рассмотрению роли иностранных инвестиций в устойчивое развитие экономики России, можно сделать следующие выводы:

- российская экономика обладает достаточно высоким уровнем инвестиционного потенциала, несмотря на санкции со стороны запада, она остается одной из самых привлекательных стран для инвестиций не только в Европе, но и в мире. Если обратиться к данным Счетной палаты РФ, то можно увидеть, что у страны один из самых низких в мире размер государственного долга [13]. Уровень долга страны влияет на уровень риска финансирования инвестиционных проектов страны;

- наиболее привлекательными являются для иностранных инвесторов добывающие сырьевые отрасли. Но при этом увеличиваются экономические риски, поскольку «это приводит к технологическому отставанию России от наиболее развитых стран» [5];

- повышение уровня инвестиционного климата российской экономики опосредовано решением ряда задач в области минимизации степени рискогенности институциональных, экономических, экологических и социальных факторов, таких как «административные барьеры, и коррумпированность государственных органов, неудовлетворительное качество дорог, недостаточный инновационный потенциал, торговые барьеры, непрозрачность толкования и применения законов, низкая степень защиты прав собственности, недостаточно развитая инфраструктура» [6].


Источники:

1. European Investment Monitor. Ey. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/ru_ru/attractiveness/21/european–attractiveness–survey–2021–russia (дата обращения: 27.08.2022).
2. Maksimova E.V., Morozov V.V. Economic growth and integration in a new model of the global economy: conclusions for Russia // Innovatsii i investitsii. – 2019. – № 11. – p. 64-67.
3. Айриева А.Н. Стратегии совершенствования государственной инвестиционной политики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2013. – № 3-1. – c. 334-342.
4. Данилова З.С. Инвестиционная привлекательность России в оценке международных рейтингов. Проблемы российского инвестиционного климата и их решения // Символ науки. – 2020. – № 5. – c. 94-100.
5. Зайцев Ю.К. Инвестиционный климат. / Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 123 c.
6. Качмазова А.Д. Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций в России // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 11-1(42). – c. 49-50. – doi: 10.18454/IRJ.2015.42.156.
7. Кисова А.Е. ESG-инвестиции: сущность, тенденции развития // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений (21 заседание). Воронеж, 2021. – c. 105-108.
8. Кисова А.Е. Инвестиции и инвестиционный анализ: практикум. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2018. – 64 c.
9. Кнобель А.Ю., ЗАйцев Ю.К. Прямые иностранные инвестиции в 2018 г.: рекордный отток // Экономическое развитие России. – 2019. – № 6. – c. 18-21.
10. Конференция организации объединённых наций по торговле и развитию. Юнкиад. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org (дата обращения: 28.08.2022).
11. Международная сеть фирм по предоставлению аудиторских, налоговых и консультационных услуг KPMG. Mustread.kpmg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mustread.kpmg.ru/articles/znachenie-chisla-pii (дата обращения: 27.08.2022).
12. Аналитики ЦБ объяснили трехкратный обвал иностранных инвестиций в Россию. РБК – Новости дня в России и в мире. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/05/2019/5cd981989a7947252 f589b47 (дата обращения: 27.08.2022).
13. Счётная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru (дата обращения: 26.08.2022).
14. Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 26.08.2022).
15. Баранова Ю.К., Барсукова К.В., Богомолова Е.В., Голикова О.А., Зюзина Н.Н., Иода Ю.В., Кисова А.Е., Козлова Е.И. и др. Теоретико-методологическое и практическое развитие социально-экономических систем. / Коллективная монография. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2021. – 240 c.
16. Novikova N., Lukasheva O., Luchkin A., Abramova M., Andreeva T. et al. Economic space in the era of integration and digitalization. / Монография. - Smolensk: IP Surkova N.N., 2022. – 347 p.
17. Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы за 2020 год. Assets.ey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/news/2021/06/european-attractiveness-survey-2021-russia-ver-2.pdf (дата обращения: 26.08.2022).
18. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (дата обращения: 26.08.2022).

Страница обновлена: 17.07.2024 в 10:28:17