Методическое обеспечение оценки эффективности бюджетных инвестиций в создание высокотехнологичного центра

Шерин В.А.1, Жигалова О.В.
1 Инзенский филиал Ульяновского государственного университета

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-Март 2015)

Цитировать:
Шерин В.А., Жигалова О.В. Методическое обеспечение оценки эффективности бюджетных инвестиций в создание высокотехнологичного центра // Вопросы инновационной экономики. – 2015. – Том 5. – № 1. – С. 27-36. – doi: 10.18334/inec.5.2.441.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24187724
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

Рассмотрена актуальность и необходимость активизации работы по финансированию государственных научно-технических программ. Представлены основные методики, позволяющие проводить оценку эффективности проекта создания высокотехнологичного центра медицинской радиологии. Обоснована важность  учета в оценке эффективности центра его географической близости к производству радионуклидов медицинского назначения. Приводятся формализованная  модель  оценки  эффективности центра и требования к исходной информации. Определена область практического использования оценок предельного уровня эффективности. 

Ключевые слова: оценка эффективности, инвестиционный проект, методика, бюджетные инвестиции, радионуклиды медицинского назначения, коммерческая деятельность



В современной России государству принадлежит ведущая роль в осуществлении не только масштабных инфраструктурных проектов (федеральные дороги, крупные мостовые переходы, морские порты, производство и распределение энергоресурсов по магистральным сетям), но и прямое и преимущественное финансирование государственных научно-технических программ и инновационных проектов. Приходится констатировать, что степень участия отечественного бизнеса в финансировании этих программ и проектов, в том числе и в форме государственно-частного партнерства, далеко не соответствует достигнутому уровню в развитых зарубежных странах. В этих условиях первостепенным ориентиром в осуществлении государственной инновационной политики выступают безотлагательные меры по коммерциализации результатов реализации программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных средств. В свою очередь, осуществление таких мер невозможно без использования объективного представления об экономической эффективности инвестиций государства в достаточно масштабные и рискованные научно-технические программы и проекты. Несмотря на значительные зарубежные и отечественные достижения в области разработки методов измерения затрат и результатов в этой сфере, они не носят универсального характера. Разработка конкретных, прикладных методик оценки инвестиционных, в том числе и инновационных проектов, поэтому остается актуальной научно-методической проблемой.

Разработка методического обеспечения по оценке эффективности одного из уникальных в нашей стране инновационного проекта по созданию федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии является целью настоящей статьи.

Для достижения поставленной цели в рамках проводимой разработки были поставлены следующие задачи:

- выявить технологические особенности функционирования структурных элементов инновационного проекта;

- определить научно-методическую базу для разработки прикладной методики;

- дать определение инновационного проекта как объекта оценки эффективности;

- представить формализованную модель оценки эффективности проекта;

- сформулировать требования и возможности обеспечения исходной информацией для осуществления расчетов на основе предложенной модели;

- обозначить область практического использования оценок предельного уровня эффективности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 № 145 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии (г. Димитровград, Ульяновская область)» Минздравсоцразвития РФ, Минфину РФ и Минэкономразвития РФ поручено было в течение 2010-2013 гг. обеспечить финансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета проектирования и строительства федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии в г. Димитровграде Ульяновской области (далее Центр) [6]. Постановлением определены: распределение предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта в размере 13,9 млрд руб. по годам указанного выше периода; мощность, подлежащая вводу, - 115,9 тыс. кв. м общей площади, 464 койки; срок ввода в эксплуатацию – 2013 год. Предполагается, что Центр будет иметь статус учреждения Федерального медико-биологического агентства РФ (ФМБА).

Учитывая, что создание Центра требует осуществления значительных бюджетных инвестиций в относительно сжатые сроки, а также то обстоятельство, что он будет первым из серии подобных центров в Российской Федерации (Правительство РФ планирует, в частности, организацию таких центров в Томске и Обнинске), особую актуальность приобретает вопрос об оценке эффективности создания этого Центра.

Принципиальной методической основой такой оценки могут служить официальные рекомендации, широко используемые в нашей стране применительно к инвестиционным проектам [4]. В этих рекомендациях в качестве базового выступает метод определения дисконтированного интегрального эффекта [1, 7]. Наряду с достаточно полным исследованием условий применения этого метода в отечественной практике оценки эффективности инвестиционных проектов, авторы работы [1] отмечают ряд нерешенных задач и направлений важнейших дальнейших исследований. Первоочередным и, как представляется, имеющим перманентный характер, выделен «…а) адекватный учет специфики российской переходной экономики при определении содержания и структуры системы критериальных показателей;…» [1, с. 876].

Особо важно сформировать комплекс прикладных методических разработок, которые будут конкретизировать содержание показателей в случае использования официальной методики для оценки эффективности достаточно уникального для нашей страны инвестиционного проекта создания Центра, а также других подобных центров. Необходимость осуществления таких разработок обусловлена спецификой деятельности этих центров.

Специфика функционирования Центра, в отличие от известных в мировой и отечественной практике учреждений (клиник) для диагностики и лечения с применением радиофармпрепаратов (РФП) больных, как правило, с онкологическими патологиями и патологиями сердечно-сосудистой системы, состоит в следующем.

Центр располагается в непосредственной близости (менее 10 км) от ОАО «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (НИИАР). Географическая близость Центра от НИИАР является принципиальной технологической особенностью и преимуществом функционирования Центра. Помимо того, что в настоящее время НИИАР является одним из крупнейших поставщиков в мире таких радионуклидов, как фосфор-33, селен-75, стронций-89, гадолиний-153, иридий-192; калифорний 252, начиная с 2011 года НИИАР, ввиду сложившейся конъюнктуры мирового рынка, выступит в этом качестве и в отношении молибдена-99 (до 2,25 тысячи кюри в неделю) [9]. 80% всей потребности ядерной медицины в радионуклидах составляют поставки молибдена-99. Самым важным достоинством и, одновременно, ограничением использования радиоизотопов в медицине, в т.ч. и молибдена-99, является их «короткий» срок жизни, измеряемый периодом полураспада радионуклида (период полураспада молибдена-99 составляет 66 часов). Однако в непосредственных процедурах диагностики и лечения из соображений технологических особенностей и обеспечения гарантий здоровью пациента необходимо использовать радионуклид медицинского назначения с гораздо меньшим периодом полураспада. В случае молибдена-99 его необходимо преобразовать в другой радионуклид. В частности, применяется технология преобразования молибдена-99 с использованием молибден-технециевых генераторов в технеций-99м, но уже в виде составляющего РФП. Так как период полураспада технеция – около шести часов, создание его складских запасов невозможно. В этом отношении преимущество НИИАР бесспорно – институт может использовать, по крайней мере, три реактора одновременно для непрерывного производства молибдена-99. Минимальное расстояние от места производства радионуклида (с учетом его введения в состав РФП в Центре) обеспечивает значительную экономию затрат, связанных с его транспортировкой, обеспечением несанкционированного доступа, операций по таможенному оформлению, временному хранению и т.д. Разумеется, что только незначительная часть этого радионуклида будет использована в Центре, основная же его часть будет поставляться за рубеж и в другие радиологические учреждения России.

Кроме того, институт располагает необходимыми мощностями и опытом изготовления контейнеров для хранения и перевозки радиоактивных материалов специализированным автомобильным транспортом; комплексом по обращению с радиоактивными отходами, включая технологии захоронения; квалифицированным персоналом радиохимических подразделений, что создаёт реальные перспективы организации производства РФП в непосредственной близости от Центра.

Для отражения процесса создания и функционирования Центра удобно воспользоваться его представлением в виде проекта. Проект – комплекс мероприятий по разработке концепции, проведению изыскательских работ, разработке проектной документации, строительству инженерных коммуникаций и основных лечебно-диагностических зданий, оснащению оборудованием и эксплуатации Центра в пределах нормативного срока. Такая интерпретация проекта была использована ранее в задаче оценки эффективности участия НИИ в выполнении долгосрочных научно-технических программ [10].

Исходя из отмеченной выше технологической специфики Центра, формализованное представление оценки его эффективности (точнее, предельного, нулевого уровня в виде равенства интегральных дисконтированных доходов и расходов) будет выглядеть следующим образом:

.

Обозначения:

i - номер методики диагностирования или лечения, используемой в Центре, i=(1,2,…,N);

t - номер интервала в пределах расчетного периода, t = (1,2,…,T);

- затраты на приобретение оборудования и его оснащение для применения i-й методики в интервале t;

- текущие (операционные) затраты, связанные с эксплуатацией i-й методики в интервале t;

- капитальные затраты (инвестиции), связанные с созданием Центра как имущественного комплекса в интервале t;

- текущие (операционные) затраты, связанные с эксплуатацией Центра как имущественного комплекса в интервале t;

- число пациентов, в отношении которых применяется i-я методика в интервале t;

- доход от предоставления медицинской услуги с применением i-й методики в интервале t;

- коэффициент дисконтирования.

Необходимые пояснения к показателям, принятым к расчету эффективности Центра (проекта).

1. В качестве расчетного периода целесообразно принять срок службы основных зданий и сооружений Центра, т.е. не менее 50 лет. Эта продолжительность соответствует и сроку службы действующих и проектируемых реакторных установок на площадке НИИАР. Известно также, что производство и коммерческая реализация принципиально новых видов радионуклидов медицинского назначения требует 10-15 лет и более. Кроме того, с позиций корректности интерпретации результатов оценки эффективности, безусловно, положительным является соотношение крайне сжатых сроков осуществления основных инвестиций в проектирование и строительство Центра (4 года) и продолжительности его эксплуатации.

2. Целесообразно раздельно рассматривать текущие и капитальные затраты, связанные с приобретением, оснащением и эксплуатацией специального медицинского оборудования, от затрат, связанных с другими элементами имущественного комплекса Центра. В первую очередь, это обусловлено применением специальных методик для определения затрат на производство радионуклидов в исследовательских реакторах, поскольку обоснованное определение этих затрат представляет достаточно серьезную методическую проблему. Эта проблема состоит в том, что эти реакторы имеют, как правило, многоцелевое назначение, т.е. в облучательных устройствах таких реакторов проводятся одновременно работы и эксперименты различного характера. Накопление радионуклидов медицинского назначения - одна из разновидностей таких работ. Наиболее существенные результаты по обоснованному определению стоимости работ, выполняемых на исследовательских реакторах, на основании специальной методики распределения общереакторных расходов, с учетом положительного или отрицательного влияния каждого из экспериментов (облучений) на характеристики реактора, получены в НИИАР и опубликованы, в частности, в сборнике [8].

3. Что касается имущественного комплекса Центра, помимо состава используемых методик диагностирования и лечения, соответствующего оборудования и технологии и интенсивности их использования, то распределение текущих и капитальных затрат, связанных с его формированием и эксплуатацией, между методиками выполняется на основании традиционных методов [3].

4. Доходы от предоставления медицинских услуг клиентам Центра с применением диагностических и лечебных методик формируются на основании платежей в соответствии с утвержденными прейскурантами цен, с учетом всех источников платежей – средств граждан, юридических лиц любой организационно-правовой формы, бюджетов и внебюджетных фондов. При этом клиентами Центра могут быть как граждане России, так и зарубежных стран. Независимо от принадлежности Центра к учреждениям федеральной формы собственности, Центр должен осуществлять коммерческую деятельность и оценка эффективности проекта его создания и функционирования относится именно к этому виду деятельности. Понятия бюджетной или социальной эффективности в данном случае могут носить лишь частный характер.

5. Коэффициент дисконтирования имеет классическое выражение:

,

где – расчетный год (год приведения), предлагается принять в этом качестве первый год начала осуществления проекта, т.е. = 1;

– норма дисконта.

В данном случае федерального бюджетного инвестирования речь идет о бюджетной норме дисконта [1]. В частности, они отмечают: «Представляется, что федеральная бюджетная норма дисконта должна рассматриваться как национальный параметр и устанавливаться централизованно (например, методом проб и ошибок) органами финансового управления в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны и регионов» [1, с. 232]. В настоящее время рекомендовано устанавливать значение этой нормы на уровне реальной ставки рефинансирования ЦБ РФ [5].

Таким образом, данные методики позволяют проводить оценку эффективности проекта создания высокотехнологичного Центра медицинской радиологии с учетом его важнейшей специфики – географической близости производства радионуклидов медицинского назначения. Это обстоятельство, впрочем, не может быть принципиальным препятствием для использования этого комплекса методик и для оценки эффективности других высокотехнологичных медицинских центров.

Вопросы методического обеспечения рассмотрены применительно к оценке проекта, по которому уже приняты правительственные решения о его проектировании и строительства и конкретных сроках и объемах бюджетного финансирования. В этом отношении важность проводимых оценок эффективности состоит не в решении проблем выбора, а в формировании конкретных количественных ориентиров для руководства ФМБА и Центра по уровню его коммерческой деятельности на любом этапе в пределах срока функционирования. События последнего времени наглядно свидетельствуют о твердой решимости руководства России придать процессу коммерциализации перспективных научно-технологических разработок с участием государства необратимый процесс – это касается как решений о дальнейшей ориентации государственных корпораций (Роснано, Ростехнологии, Росатом), инновационного центра «Сколково», технико-внедренческих особых экономических зон, так и других институтов развития. В этом ряду достойное место занимают и высокотехнологичные центры медицинской радиологии.


Источники:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 No 145«Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии (г. Димитровград, Ульяновская область)» (ред. от 30.12.2011).
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утв. Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом по делам строительства Российской Федерации от 21.06.1999 No ВК 477. —М.: Экономика, 1999. —200 с.
3. ВиленскийП.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: Учебное пособие/ П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. —2-е изд., перераб. и доп.—М.: Дело, 2002. —888 с.
4. СмолякС.А .Дисконтирование денежных потоков в задачах оценки эффективности инвестиционных проектов и стоимости имущества. —М.: Наука, 2006. —324 с.
5. ЧернышеваВ. Молибден о здравии// Российская газета. Средняя Волга. —2010. —16 ноября.
6. ШеринВ.А. Модель текущей оценки результатов участия НИИ в выполнении долгосрочных научно-технических программ / В.А. Шерин,М.Ю. Щекотов // Моделирование организационно-экономического механизма комплексного целевого управления решением научно-технических проблем. —М.: Институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР, 1988. 7. ЦыкановВ.А.Особенности планирования затрат в НИО с многоцелевой опытно-экспериментальной базой /В.А.Цыканов,Е.В.Кириллов, В.А. Шерин [и др.] // IIIВсесоюзный симпозиум по проблемам планирования НИР: Тезисы докладов. —Ч.II. —М.: ЦЭМИ АН СССР, 1975.
8. КадыровФ.Н. Методы распределения затрат медицинских учреждений//Менеджер здравоохранения. —2008). —No 3). —С. 43-50.
9. Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации,утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 No 1470.
10. ДемидоваЛ.С. Оптимальное распределение облучательных возможностей реактора при производстве радионуклидной продукции / Л.С. Демидова,В.А.Тарасов,Ю.Г.Топоров; Препринт –5(860). —Димитровград: НИИАР, 1997. —25 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 17:17:52