Youth employment in rural and urban areas in the Russian labour market

Leushkina V.V.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Russia

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 9 (September 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49548235
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The employment of young people, especially rural youth, in the Russian labor market in the last decade has become a problem in the conditions of stabilization and improvement of the standard of living of young professionals. The employment of young professionals and its regulation both within the city and rural settlements is significant both for educational institutions, society and Russia as a whole. The employment and unemployment rate among graduates from 2010 to 2020 with higher and secondary vocational education are considered. The data on the level of youth unemployment in rural areas and cities by year of graduation are presented. The relationship of the main job with the profession (special fields) obtained by graduates is analyzed. The unclaimed training fields in the Russian labor market for graduates with 1-3 years of work experience are indicated (for 10 years period). The main problems arising in the employment of young people in rural areas are outlined.

Keywords: unemployment rate, graduates' employment, unclaimed training areas, youth employment, Russia, rural employment, problems of graduates' employment in rural areas

JEL-classification: J13, J21, J24, Q13



Введение

В последнее десятилетие российский рынок труда не обеспечивает полного использования молодежной рабочей силы. Проблема молодежной безработицы – одна из основных социально-экономических проблем для российского государства [5] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020), которая с каждым годом усугубляется, особенно на селе. Стоит признать, что существенные успехи отечественного сельского хозяйства не привели к радикальному изменению обстановки внутри российского села [12] (Razumov, Skosyreva, Zinich, Pomogaev, Revyakina, 2020). Ежегодно происходит огромный отток населения из села, что привело к снижению общей численности сельского населения в России. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко указывает на то, что в 2021 году в сельской местности стало проживать 36,9 миллиона человек, что на 1,9 миллиона человек меньше, чем пять лет назад.

Процент выпускников высших и средних специальных заведений значительно превалирует над востребованными выпускниками в условиях российского рынка труда работников. Отмечается несоответствие объемов выпусков образовательных организаций в разрезе специальностей реальному спросу на работников соответствующих специальностей со стороны работодателей.

Цель исследования: проведение сравнительного анализа молодежной занятости в селе и городе у выпускников высших и средних специальных заведений с учетом полученного направления подготовки в условиях российского рынка труда. Методологический подход к исследованию российского молодежного рынка труда был основан на принципах причинности и детерминизма.

Авторская гипотеза: российский рынок труда не обеспечивает полного использования молодежной рабочей силы в рамках полученной профессии, особенно в сельской местности, квалифицированные молодые кадры меняют специальность, что может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы и снижению уровня квалификации.

Результаты исследования направлены на профильные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для совершенствования их деятельности при разработке государственной программы поддержки молодежной занятости.

Исследования молодежного сегмента российского рынка труда основываются на данных выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, проведенного Федеральной службой государственной статистики.

Методологический подход к исследованию российского молодежного рынка труда был основан на исследованиях: российских ученых, данных отчетности Роструда, а также статистических данных Росстата, характеризующих трудоустройство выпускников на рынке труда. В рамках исследования авторами использованы методы статистического и сравнительного анализа, логического обоснования.

Тенденции последних лет исследований в рамках трудовой занятости молодежи указывают на высокий процент безработных среди выпускников. Российский молодежный рынок труда не обеспечивает молодым специалистам своей трудовой ниши в рамках полученной специальности. Молодежная безработица стала серьезной социально-экономической проблемой как для государства, так и для общества [15] (Samorodova, 2022).

Проблемы трудоустройства молодежи в России изучаются рядом ученых, так, Кубаткина А.С. [8] (Kubatkina, Khramtsova, 2019), Старичкова К.С. [16] (Serbina, 2021), Березуев Е.А., Сербина Н.В. [17] (Starichkova, Berezuev, 2019) указывают на низкий уровень конкурентоспособности молодежи на рынке труда на основе следующих причин :

· увеличение численности безработных в Российской Федерации;

· отсутствие трудового стажа, что не дает возможность устроиться на вакантное место;

· несоответствие уровню квалификационных требований;

· неразвитая профориентационная работа с молодежью;

· несоответствие между кадровой подготовкой выпускника и существующими потребностями в специалистах на рынке труда;

· низкая стоимость молодежной рабочей силы.

В работах Лищук Е.Н. и Капелюк С.Д. кроме вышеперечисленных причин указывается на неоправданные ожидания выпускников в отношении будущей работы и отсутствие дополнительного обучения на рабочем месте [9] (Lishchuk, Kapelyuk, 2019).

Оценка профессиональной востребованности и профессионального самоопределения выпускников в системе высшего образования изучается Абрамовым Р.А., Забазновой Н.М., Халатенковой Е.Ю. [1] (Abramov, Zabaznova, Khalatenkova, 2016), Антоновой Г.В., Бондарчук А.Г. [2] (Antonova, Bondarchuk, 2018), Никулиной Ю.Н. [11] (Nikulina, 2019). Проблемы трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования представлены в работах Дудыревым Ф.Ф., Романовой О.А., Травкиным П.В. [6] (Dudyrev, Romanova, Travkin, 2019), Евстратовой Т.А. [7] (Evstratova, 2018).

Рядом авторов (Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г.) выдвигается гипотеза, которая указывает на историческую взаимосвязь аспектов, происходящих в экономических условиях страны с ситуацией усугубления трудоустройства выпускников [3] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020).

Интерес представляют работы А.В. Мозговой и Подъяблонская Е.С., которые предлагают внедрить в высших учебных заведениях компетенцию «способность к трудоустройству». Формирование предложенной компетенции будет формироваться у обучающихся в процессе обучения и оцениваться в пределах вуза [10] (Morozova, Podyablonskaya, 2015).

Также учеными Романенковой Д.Ф. [14] (Romanenkova, 2018), Старобиной Е.М., Кузьминой И.Е., Гордиевской Е.О., Климон Н.Л. [18] (Starobina, Kuzmina, Gordievskaya, Klimon, 2015) в последнее время активно изучается проблема содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование.

Экспертами Абрамовой Р.А., Забазновой Н.М., Халатенковой Е.Ю. выявляются и анализируются аспекты, затрудняющие результативный поиск первого рабочего места и трудоустройство по полученной профессии, направлению подготовки [1] (Abramov, Zabaznova, Khalatenkova, 2016).

В меньшей степени среди ученых затрагивается проблема молодежной занятости на селе, так, С.И. Морозова, Е.С. Подъяблонская в своих исследованиях указывают на то, что ключевым вопросом экономического развития сельских поселений является вопрос о путях решения социальных проблем села, связанных в первую очередь с достойным уровнем и качеством жизни человека на селе [10] (Morozova, Podyablonskaya, 2015).

При изучении трудоустройства молодежи на селе, имеющей ВО (высшее образование) и СПО (среднее профессиональное образование), было выявлено, что первостепенной проблемой среди выпускников сельскохозяйственных учебных заведений является отсутствие желания уезжать на село, так как там нет культуры и благоприятного быта, сложные условия труда, низкий уровень заработной платы, непрестижная работа. Все перечисленные факторы порождают к деградации личности среди сельской молодежи, приводящей к повышению уровня преступлений, потере трудовых навыков, что влияет на общую демографическую ситуацию в сельской местности, приводит к снижению рождаемости, а количество умерших превышает число родивших.

В результате интенсивного миграционного оттока молодежи из села, устойчиво низких темпов рождаемости, высокой доли смертности сельские поселения сталкиваются с проблемой старения населения. Данная тенденция стала серьезной угрозой экономическому и социальному развитию села [20] (Stukach, Zinich, Astashova, Leushkina, Novikov, Kondrateva, 2017).

Так, в советское время было гарантированное трудоустройство выпускников, особенно сельскохозяйственных специальностей, за счет их адресного распределения [8] (Kubatkina, Khramtsova, 2019).

При переходе на рыночную экономику данная практика была утеряна, и новоиспеченный выпускник сталкивается с рядом проблем, которые сформировались на рынке труда.

В результате сформировавшихся проблем молодые специалисты становятся невостребованными в условиях рынка, среди данного контингента возникает неполная занятость или безработица. Сложившиеся условия провоцируют потерю у молодых специалистов полученных в процессе учебы навыков, в последующем неудовлетворенность собой, что приводит к социальному отторжению, а как следствие – «молодежной бедности» [5] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020).

Анализ трудоустройства выпускников с 2010 по 2020 год выпуска, имеющих высшее и среднее профессиональное образование на рынке труда в России, представлен на рисунке 1 [13, 22].

Рисунок 1. Уровень трудоустройства выпускников 2010–2020 гг. по годам выпуска, %

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2022. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 03.08.2022). – Текст: электронный.

Высокий уровень трудоустройства выпускников (от 90,8% до 94,8%) в Российской Федерации отмечается с 2010 по 2013 год. С 2014 года значение данного показателя снизилось и составило 85,9% с варьированием к 2019 году до 70,6%. Наименьший уровень трудоустройства выпускников был отмечен в 2015 г. и 2019 г., что связано с происходящим экономическим кризисом в РФ (2014 г.) и внезапно возникшей в 2019 году новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Так, возникшие аспекты привели к высокому уровню молодежной безработицы в эти годы, среди выпускников с СПО и ВО, получивших образование в текущем году (рис. 1).

C 2015 года на территории РФ стала отмечаться высокая доля поколения NEET – поколение молодых людей, которое в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работает и не учится, так, на основании данных Федеральной службы государственной статистики доля такой молодежи не спадает с 2018 года (12,3%) по 2020 год (11,9%) (рис. 1).

Анализ данных безработицы среди выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с 2015 года выпуска по 2019 год выпуска, проживающих в сельской местности, указывает на повышающую тенденцию значения этого показателя у выпускников 2019 года и 2020 года выпуска. Наиболее не востребованными оказались выпускники со средним профессиональным образованием, обучающиеся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) [13, 22] (рис. 2).

Рисунок 2. Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015–2020 гг. выпуска, проживающих в сельской местности

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2022. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 03.08.2022). – Текст: электронный.

При сравнении уровня безработицы с 2015 года по 2020 год среди выпускников ВО, проживающих в сельской местности, с городскими выпускниками было выявлено превышение значений данного показателя по годам от 1,9 п.п. (2020 г.) до 4,4 п.п. (2015 г.) со снижающей тенденцией у выпускников 2020 года (табл. 1).

Таблица 1 Сравнительный анализ уровня безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015–2020 гг. выпуска, проживающих в селе и городе

Образование
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Город
Село
Отклонение, п.п.
Город
Село
Отклонение, п.п.
Город
Село
Отклонение, п.п.
Город
Село
Отклонение, п.п.
Город
Село
Отклонение, п.п.
Город
Село
Отклонение, п.п.
высшее образование
3,2
7,6
4,4
6,3
9,7
3,4
6,3
7,6
1,4
7,5
11,7
4,2
13,1
16,7
3,6
10,9
12,8
1,9
среднее профессиональное: по программе подготовки специалистов среднего звена
5,4
9,6
4,2
9,3
14,5
5,2
9,0
9,7
0,8
11,7
14,7
3,0
17,9
19,0
1,1
13,4
15,5
2,1
среднее профессиональное: по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
7,3
10,9
3,6
10,9
16,6
5,7
11,0
9,4
-1,6
12,2
16,4
4,2
16,5
19,8
3,3
13,8
18,5
4,7
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2022. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 03.08.2022). – Текст: электронный.

Сравнительный анализ безработицы выпускников среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена среди сельской и городской молодежи указывает на превалирующее значение данного показателя на 5,2 п.п. в 2016 г. и на 4,2 п.п. в 2015 г., а для выпускников СПО по программе подготовки «Квалифицированный рабочий (служащий)» на 5,7 п.п. в 2016 г. и на 4,7 п.п. в 2020 году. Исключением является 2017 год для выпускников среднего профессионального образования, обучающихся по программе подготовки «Квалифицированный рабочий (служащий)», уровень безработных выпускников в селе составлял 9,4%, а в городе – 11%.

При изучении трудоустройства молодежи на селе было выявлено, что одной из проблем снижения занятости является вымирание российских деревень. Ведь за последнее десятилетие Россию стали называть страной исчезающих деревень или «деревень-призраков». В интернет-пространстве выставлено огромное количество фотографий с вымершими деревнями, сельскими поселениями. Шокирующим является то, что по итогам Всесоюзной переписи жителей 1989 г. обезлюдели всего лишь 10 100 сельских поселений с учетом того, что это является началом развития «перестроечного периода», а по результатам Всероссийской переписи населения (ВПН) 2010 года – их уже в два раза больше (19 416 тыс.), с каждым годом они одна за другой исчезают с географических карт. Какими темпами будет продолжаться данный процесс, остается лишь догадываться и основываться на данных ВПН 2020 года.

Следует отметить, что при проведении анализа связи основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших ВО и СПО (по годам выпуска) на протяжении с 2013 г. по 2020 г. «лидерство» прочно удерживают выпускники, обучившиеся по направлению подготовки «Сельское и рыбное хозяйство», имеющие стаж работы от года до трех лет, так, процент дипломированных специалистов с высшим образованием, не связывающих себя с данной профессией, составляет 43–61%, а со средним профессиональным образованием по программе подготовки «Специалист среднего звена» – 53–69%, по программе подготовки «Квалифицированный рабочий» – 52–63% (рис. 3).

Рисунок 3. Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников по направлению «Сельское и рыбное хозяйство» (по годам выпуска)

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 03.08.2022). – Текст: электронный.

Анализ не работающих по профессии (специальности) в условиях российского рынка работников со стажем от одного до трех лет, имеющих высшее образование в период с 2016 года по 2017 год, указывает на то, что чаще всего не могли трудоустроиться работники сферы естественных и социальных наук, обслуживания, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, с 2018–2019 гг. работники сферы «Наука о земле», с 2019–2020 гг. выпускники направлений подготовки: «Машиностроение», «Промышленная экология и биотехнологии», «Политические науки» и «Регионоведение».

За период с 2016–2020 гг. невостребованными в условиях российского рынка в течение трех лет оказались работники СПО со стажем работы от 1–3 лет по направлениям подготовки: «Информатика и вычислительная техника», «Техника и технологии строительства», «Машиностроение», «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», «Юриспруденция».

За последние пять лет также менее востребованными у работодателей стали выпускники колледжей и техникумов, имеющие направление подготовки: фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, история и археология, техносферная безопасность и природообустройство, технологии легкой промышленности, изобразительное и прикладные виды искусств.

При анализе связи основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников с 2013 по 2020 год выпуска, получивших высшее образование (всех сфер деятельности), отмечается, что каждый третий не работает по специальности, а у выпускников колледжей и техникумов практически половина не работают по полученной профессии.

Заключение

Следует отметить, что в сравнительном анализе с 2010 по 2020 год трудоустройства выпускников ВО и СПО выявлено, что наибольший уровень безработицы – 12,2% отмечается у выпускников 2015 года выпуска и 15,7% – у выпусков 2019 года. Такие значения спровоцировали кризисные экономические условия 2014 года и распространение в 2019–2020 гг. новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В России среди выпускников 2017 года выпуска (9,3%) по 2020 год выпуска (11,9%) увеличивается категория молодых граждан, которые «ни в рабочей силе, ни в образовании или профессиональной подготовке».

Уровень безработицы среди выпускников в сельской местности значительно выше, чем в городе. Наибольшие трудности при трудоустройстве наблюдаются в селе у выпускников, имеющих диплом среднего профессионального образования по программе подготовки «Квалифицированный рабочий» (2018 год выпуска – 16,4%, 2019 год выпуска – 19,8%) и по программе подготовки «Специалист среднего звена» (2018 год выпуска – 14,7%, 2019 год выпуска – 19,0%), у выпускников высшего образования значение данного показателя у 2018 года выпуска составило 11,7%, а у 2019 года выпуска уже повысилось до 16,7%. Основной проблемой увеличивающихся значений молодежной безработицы на селе являются снижение занятости за счет вымирания российских деревень и поселений, а также отсутствие желания уезжать на село, так как там нет культуры и благоприятного быта, сложные условия труда, низкий уровень заработной платы, непрестижная работа.

Наиболее не востребованными последние пять лет на рынке молодежного труда являются выпускники сферы сельского и рыбного хозяйства. Важными причинами являются несоответствие объемов выпусков образовательных организаций в разрезе специальностей реальному спросу на них со стороны работодателей; несоответствие условий труда и размера заработной платы, предложенных работодателями, ожиданиям выпускников; несоответствие уровней подготовки и квалификации выпускников требованиям рабочих мест [4, 21] (Lopatina, Leonova, Travkin, Roshchin, Rudakov, 2020).

Анализируя данные трудоустройства по выпускникам с 2013 года выпуска по 2020 год выпуска, имеющих стаж работы от года до трех лет, отмечается, что одна треть выпускников высших учебных заведений не работают по полученной специальности, а выпускников колледжей и техникумов – практически половина не связывают свою трудовую деятельность с полученной профессией.

В результате следует, что профильным учебным заведения ВО и СПО следует уделять внимание содействию трудоустройству выпускников, а именно стимулированию работодателей к созданию стажировок или возможностей для прохождения производственной практики [19] (Skosyreva, 2020) для обучающихся в образовательных учреждениях или уже завершивших обучение. Таким образом, студенты всех уровней образования будут иметь возможность получать практические навыки, которых часто не хватает у выпускников при приеме на работу, по мнению работодателей. Органам государственной власти при разработке долгосрочной государственной программы поддержки молодежной занятости следует уделить особое внимание трудоустройству выпускников в сельской местности.


References:

Abramov R.A., Zabaznova N.M., Khalatenkova E.Yu. (2016). Otsenka professionalnoy vostrebovannosti vypusknikov v sisteme vysshego obrazovaniya [Assessment of demand for graduates of the programme ʼʼpublic administration]. Higher education in Russia. (11(206)). 79-87. (in Russian).

Antonova G.V., Bondarchuk A.G. (2018). Professionalnoe samoopredelenie molodezhi na rossiyskom rynke truda [Professional self-determination of youth in the Russian labor market]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (4). 209-217. (in Russian).

Antonova G.V., Mirzabalaeva F.I., Bondarchuk A.G. (2020). Problemy trudoustroystva vypusknikov obrazovatelnyh organizatsiy v usloviyakh pandemii koronavirusa [Problems of graduates employment in the context of the coronavirus pandemic]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (12). 1249-1268. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.12.111230.

Drobot E.V., Makarov I.N., Zhuravleva O.V., Nersisyan A.M. (2020). Osobennosti privlecheniya molodyh spetsialistov i negativnye tendentsii na rynke truda Rossii [Features of attracting the young professionals and negative trends in the Russian labour market]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (3). 253-266. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.3.100709.

Dudyrev F., Romanova O., Travkin P. (2019). Employment of vocational graduates: still a slough or already a ford? Educational Studies. Moscow. (1). 109-136.

Evstratova T.A. (2018). Problemy vypusknikov uchrezhdeniy professionalnogo obrazovaniya pri trudoustroystve [Problems of graduates of vocational education institutions in employment]. Materialy Afanasevskikh chteniy. (3(24)). 60-66. (in Russian).

Kubatkina A.S., Khramtsova D.A. (2019). Sostoyanie rynka truda molodezhi i problema bezrabotitsy sredi molodezhi v RF [The youth labor market and the problem of youth unemployment in the Russian Federation]. The young scientist. (4(242)). 231-233. (in Russian).

Lischuk E.N., Kapelyuk S.D. (2019). Trudoustroystvo molodyh spetsialistov na rossiyskom rynke truda: klyuchevye tendentsii [Employment of young professionals in the Russian labor market: key trends]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (3). 1079-1092. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.3.40871.

Lopatina M.V., Leonova L.A., Travkin P.V., Roschin S.Yu., Rudakov V.N. (2020). Vypuskniki srednego professionalnogo i vysshego obrazovaniya na rossiyskom rynke truda [Graduates of secondary vocational and higher education in the Russian labor market] : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Morozova S.I., Podyablonskaya E.S. (2015). Problemy bezrabotitsy i zanyatosti selskoy molodezhi kak faktor ustoychivogo razvitiya territorii [Problems of unemployment and employment of rural youth as a factor of sustainable development of the territory] Economics, management, finance. 31-34. (in Russian).

Nikulina Yu.N. (2019). Molodezh na rynke truda regiona: aktualnye voprosy trudoustroystva i zanyatosti [Young people on the labour market of the region: current issues of employment]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 747-762. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.40780.

Razumov V.I., Skosyreva N.D., Zinich A.V., Pomogaev V.M., Revyakina Yu.N. (2020). Formirovanie gipotezy issledovaniya problem professionalnogo samoopredeleniya selskoy molodezhi v formate forsayt-inseyfinga [Formation of a hypothesis for researching professional self determination of rural youth in forsight-insafing format]. World of Science, Culture and Education. (5(84)). 243-247. (in Russian). doi: 10.24411/1991-5497-2020-00948.

Romanenkova D.F. (2018). Osobennosti sodeystviya trudoustroystvu vypusknikov s invalidnostyu, poluchivshikh professionalnoe obrazovanie [Peculiarities of promoting employment for graduates with disabilities, obtained professional education]. Vestnik fakulteta upravleniya SPbGEU. (3). 506-510. (in Russian).

Samorodova E.M. (2022). Vzaimosvyaz tsifrovizatsii obshchestvennoy zhizni, natsionalnogo chelovecheskogo kapitala i sotsialno-ekonomicheskogo blagopoluchiya: rezultaty korrelyatsionnogo analiza [Interrelation of digitalization of public life, national human capital and socio-economic well-being: correlation analysis results]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 5-44. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114240.

Serbina N.V. (2021). Problema trudoustroystva vypusknikov vuzov: karernaya kompetentnost kak uslovie ikh adaptatsii k rynku truda [The problem of university graduates employment: career competence as a condition for their adaptation to the labour market]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (12). 1501-1512. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.12.113977.

Skosyreva N.D. (2020). Professionalnoe samoopredelenie molodezhi sravnitelnyy analiz (1990-2020 gg.) [Professional self-determination of youth (comparative analysis 1990-2020)]. World of Science, Culture and Education. (5(84)). 247-250. (in Russian). doi: 10.24411/1991-5497-2020-00949.

Starichkova K.S., Berezuev E.A. (2019). Problemy v trudoustroystve vypusknikov vuzov pri sovremennom sostoyanii ekonomiki v Rossii [Problems in employment of university graduates in the current state of the economy in Russia] Topical issues of science and economy: new challenges and solutions. 553-559. (in Russian).

Starobina E.M., Kuzmina I.E., Gordievskaya E.O., Klimon N.L. (2015). Prichiny nizkoy zanyatosti invalidov na rynke truda v otsenkakh invalidov i spetsialistov [The causes of low employment of persons with disabilities in the labour market in the estimates of persons with disabilities and professionals]. Vestnik Vserossiyskogo obschestva spetsialistov po mediko-sotsialnoy ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoy industrii. (2). 40-47. (in Russian).

Stukach V.F., Zinich A.V., Astashova E.A., Leushkina V.V., Novikov Yu.I., Kondrateva O.V. (2017). Nauchnye osnovy adaptatsii molodezhi k rynku agrarnogo truda v kontekste razvitiya chelovecheskogo kapitala [The scientific basis for the adaptation of young people to the agricultural labor market in the context of human capital development]. British Journal for Social and Economic Research. 2 (6). 17-24. (in Russian). doi: 10.22406/bjser-17-2.6-17-24.

Страница обновлена: 03.05.2025 в 15:33:47