Fiscal regulation of territorial and sectoral development in a mobilisation economy

Kukina E.E.1, Makarov I.N.2
1 Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Липецкий филиал, Russia
2 Липецкий филиал РАНХиГС, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 8 (August 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49379639
Cited: 7 by 30.01.2024

Abstract:
The study is devoted to the analysis of the possibilities and features of tax and budget incentives for structural and sectoral development in modern economic realities. The main research idea is the provision on the need for budgetary initialization of creating new industrial production enterprises using project-targeted financing and further tax incentives for industrial development. At the same time, it is indicated that in order to implement reindustrialization programs based on budget and tax regulation of structural and sectoral development, it is necessary to identify the most important industrie. It is on these industries that efforts should be focused. These industries can become the basis for further processes of stimulating industrial growth. The article is addressed to researchers, economists, graduate students and students of Economics, as well as practitioners of the public administration system.

Keywords: budget financing, tax incentives, industrial development, structural policy, reindustrialization

JEL-classification: E62, R11, R12, R13



Введение

В настоящее время отечественная экономика фактически полгода уже функционирует в условиях потенциальной войны с коллективным Западом. Это определяет существенную дивергенцию целей и приоритетов хозяйственного развития страны в текущей и долгосрочной перспективе. Это касается всех сфер хозяйственной жизни и системы пространственного распределения производительных сил и человеческого капитала.

Не так давно наш Президент В.В. Путин заявил о фактической исчерпанности для нашей страны ранее позиционировавшейся в качестве основной либеральной модели экономического развития. Соответственно, возникает актуальнейший вопрос поиска новой макромодели и новой идеологии хозяйственного развития.

Конечно же, реиндустриализация экономики и происходящие в связи с этим трансформационные процессы во всей социопроизводственной системе потребуют огромных ресурсных затрат, и полная реиндустриализация на данном этапе представляется практически неосуществимой ввиду отсутствия надлежащих финансовых, человеческих и управленческих ресурсов. Именно поэтому для реализации программ реиндустриализации на базе использования инструментария бюджетно-налогового регулирования структурного/отраслевого развития необходимым является определение первостепенно значимых отраслей и производств, на которых должны быть сосредоточены усилия в самую первую очередь и которые могут стать основой для дальнейших процессов стимулирования промышленного роста.

Проблематике бюджетного и налогового стимулирования отраслевого развития в настоящее время уделяется значительное внимание в отечественных экономических исследованиях [1–16] (Valishvili, 2019; Karavaeva, Bukhvald, Soboleva, Kolomiets, Lev, Ivanov, Kazantsev, Kolpakova, 2019; Smirnova, 2019; Yanchenko, 2021; Danilova, Kuzina, Zhukov, Burmenko, Burmenko, 2022; Makarov, Soloveva, Levchegov, Krylova, 2021; Alieva, Ibragimova, 2021; Stepanenkova, 2021; Drobot, Makarov, Morozova, Shamrina, Milovanov, 2021; Andronova, Izryadnova, Kazakova, 2020; Deeva, 2020; Vylkova, 2020; Andronova, Izryadnova, Kazakova, 2020; Bakirova, Gubaydullin, Khaziakhmetov, Sheina, 2020; Drobot, Kukina, Makarov, 2019). При этом отдельно необходимо отметить, что рассмотрение данной проблематики происходит как в рамках парадигмы управляемой экономики, чему, в частности, посвящены наши предыдущие работы [17–20] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017; Makarov, Kolesnikov, Shirokova, Kadilnikova, 2017; Makarov, Ovechkina, 2018; Drobot, Makarov, Kolesnikov, 2018), так и умеренно-либеральной модели, которая также прослеживается в экономических публикациях [3, 6, 7] (Smirnova, 2019; Makarov, Soloveva, Levchegov, Krylova, 2021; Alieva, Ibragimova, 2021).

Целью данной работы является выявление возможностей и особенностей бюджетно-налогового стимулирования процессов структурной оптимизации экономики в современных условиях.

В качестве значимых элементов, несущих признаки научной новизны, авторами выделяются проведенная классификация особенностей бюджетно-налогового регулирования в различных моделях экономического развития хозяйственных макросистем и полученные на ее основе рекомендации по стимулированию процессов структурной оптимизации экономики в современных условиях.

В настоящее время формируется модель, которую условно можно назвать моделью или системой мобилизационной экономики. При этом необходимо провести четкое различие между мобилизационной и военной экономикой – мобилизационная экономика формируется в условиях существенной ограниченности доступа к внешним рынкам, жесткой ограниченности внутренних ресурсов, сопровождающейся кризисными явлениями в ряде сфер хозяйственной жизни, однако при отсутствии военного времени со всеми сопутствующими явлениями (официальное объявление войны, массовая мобилизация/призыв населения в ряды вооруженных сил, перевод экономики в целом на «военные рельсы»).

Для выявления разницы между различными моделями экономического развития мы сформировали на базе системного, ресурсного и институционального подходов упрощенную типологию моделей экономического развития хозяйственных макросистем (табл. 1).

Таблица 1

Упрощенная типология моделей экономического развития хозяйственных макросистем

Параметр сравнения
Вид модели хозяйственно-экономической системы страны
Либерально-капиталистическая экономика
Планово-социалистическая экономика
Система мобилизационной экономики (потенциально)
Институциональный подход
Доминанта институтов рыночной контрактации, сложная многоуровневая институциональная среда
Доминанта институтов административной экономики, разделение институциональной среды на официально признаваемую и теневую, наличие существенной теневой контрактации
Жесткое регулирование внешнеторговой деятельности, деление стран на «дружественные» и «недружественные»
Ресурсный подход
Ресурсы находятся главным образом в частной собственности, происходит свободный обмен ресурсов внутри хозяйственной системы государства и во внешней экономической деятельности
Ресурсы находятся главным образом в государственной собственности, внутреннее распределение административно регулируется, внешний ресурсообмен жестко регламентируется
Ресурсы находятся в частной и государственной собственности, использование ресурсов стратегического характера контролируется и регламентируется государством вне зависимости от формы собственности
Системный подход
Связанность многих элементов внутренней среды государства с элементами других аналогичных систем иных государств
Закрытость социально-экономической системы государства, четкое внутрисистемное разделение на уровни хозяйствования
Балансирование между закрытым и открытым типом функционирования хозяйственной системы, разделение «дружественных» и «недружественных» стран во внешнем экономическом взаимодействии
Источник: сформулировано авторами.

Далее продолжим анализ, выделяя особенности моделей экономического развития хозяйственных макросистем уже в контексте государственного управления внешнеторговыми и социально-экономическими процессами (табл. 2).

Таблица 2

Упрощенная типология моделей экономического развития хозяйственных макросистем в контексте государственного управления внешнеторговыми и социально-экономическими процессами

Параметр сравнения
Вид модели хозяйственно-экономической системы страны
Либерально-капиталистическая экономика
Планово-социалистическая экономика
Система мобилизационной экономики (потенциально)
Доминирующий характер отношений национальной экономики с мировым рынком в контексте государственного управления
Открытость мировому рынку, тарифные и нетарифные барьеры минимальны
Наличие существенной закрытости, жесткое регулирование внешнеторговой деятельности
Жесткое регулирование внешнеторговой деятельности, деление стран на «дружественные» и «недружественные»
Участие государства в регулировании хозяйственных процессов
Минимальное, упор делается на рыночное саморегулирование
Максимальное, упор на государственную собственность, на средства производства и директивное планирование
Возрастающее, упор на сочетание индикативного и директивного планирования, возрастающая роль бюджетно-налогового регулирования
Основной вектор развития
С упором на рыночные процессы, ресурсы мирового капитала, национальных и международных инвесторов
С упором на внутренние ресурсы, находящиеся в государственной собственности
С упором на консолидированные ресурсы государства и частного сектора
Долгосрочная цель государственного регулирования
Осуществление главным образом антимонопольного регулирования с целью поддержания конкурентных сил и национальной конкурентоспособности в целом
Достижение идеала социального государства
Структурное и пространственное регулирование хозяйственного развития с целью повышения устойчивости национального хозяйства
Источник: сформулировано авторами.

Проведя анализ особенностей реализации управляющих функций государства в различных моделях хозяйственных макросистем, мы, в свою очередь, можем сформулировать подходы к проблематике налогово-бюджетного регулирования пространственного развития в условиях формирующейся системы мобилизационной экономики. Данные особенности сведены в нижеследующую таблицу (табл. 3).

Таблица 3

Особенности бюджетно-налогового регулирования в различных моделях экономического развития хозяйственных макросистем

Параметр сравнения
Вид модели хозяйственно-экономической системы страны
Либерально-капиталистическая экономика
Планово-социалистическая экономика
Система мобилизационной экономики (потенциально)
Инструментарий бюджетного финансирования
Финансирование производства общественных благ, а также смешанных благ, необходимых для социального и экономического развития
Прямое распределение бюджетных средств на обеспечение функционирования хозяйствующих субъектов
Инструментарий используется в качестве инициализирующего воздействия для реализации промышленных и инфраструктурных проектов
Инструментарий налогового регулирования
Используется для регулирования социально-экономических процессов и интернализации внешних эффектов
Используется при регулировании не только экономических, но и социальных процессов (например, налог «на бездетность»)

Цель пространственного развития
Оптимизация использования имеющихся совокупных ограниченных ресурсов на базе механизмов свободного рынка
Достижение военно-стратегического преимущества в соответствующей части мирового геопространства, использование в народном хозяйстве природно-ресурсного потенциала территории
Использование природно-ресурсного, производственно-хозяйственного, человеческого и пространственно-стратегического положения с целью обеспечения пространственной и структурной целостности и устойчивого развития

Источник: сформулировано авторами.

Для понимания сущности бюджетно-налогового регулирования необходимо разделить ключевые функции данного регулирования в контексте интенсификации территориально-отраслевого развития:

- функцию инициализации развития экономики в пределах какой-либо территории или отрасли;

- функцию формирования потенциала экономического развития территории и отрасли;

- функцию поддержания экономического развития уже сформированных производственных предприятий, при этом с выделением наиболее важных для развития.

Очевидно, что часть данных задач в рамках функций интенсификации территориально-отраслевого развития должна решаться посредством использования такого инструмента, как проектное бюджетное финансирование, а часть – с помощью стимулирующего налогового инструментария.

Только ли стимулирующий инструментарий должен использоваться в процессе налогового регулирования хозяйственного развития нашего общества?

Мы полагаем, что нет. Причиной данной позиции является следующее соображение: для обеспечения достаточности стимулов следует использовать не только позитивные или «тянущие», но и негативные, или «выдавливающие» стимулы. Нам необходимо в процессе реального осуществления импортозамещения осуществить перераспределение ограниченных ресурсов общества в необходимые для обеспечения развития важных и необходимых видов хозяйственной деятельности и хозяйственных явлений, способствующих структурно-пространственной оптимизации производственной подсистемы экономики.

Проведем анализ всех сфер хозяйственной деятельности общества с позиции рациональности использования инструментария бюджетно-налогового стимулирования.

Выделение критерия стратегической значимости отрасли при осуществлении классификации отраслей предложено в некоторых работах Е.В. Дробот и И.Н. Макарова [16–19] (Drobot, Kukina, Makarov, 2019; Drobot, Makarov, Ivanova, 2017; Makarov, Kolesnikov, Shirokova, Kadilnikova, 2017; Makarov, Ovechkina, 2018). При этом особо подчеркивается, что «данная отрасль должна быть в «ядре» текущего технологического уклада и быть необходимой для развития следующего технологического уклада» [17, с. 2771] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017, р. 2771). При этом следует отметить и другую специфическую особенность отраслей, которые можно отнести к стратегически значимым, особенно это касается отраслей промышленности, относимых к стратегическим, – все данные отрасли следует относить к непосредственному основополагающему базису социо-производственно-экономической системы страны. Именно эти отрасли закладывают фундамент данной системы, в то время как остальные представляют собой уже определенную надстройку.

В то же время считаем необходимым выделить и ряд отраслей, которые выступают в роли квазибазисных, они занимают промежуточное положение между отраслями базиса и отраслями надстройки, как бы разделяя их.

Такое положение дел, с одной стороны, вызвано необходимостью анализа социо-производственно-экономической системы, в том числе и в динамике, с учетом ее развития и развития отдельных отраслей. В этом случае необходимо учитывать, что рано или поздно отрасли, оформляющие ядро современного технологического уклада, рано или поздно уступят свое место новым отраслям, которые будут формировать ядро следующего уклада. Развитие этих отраслей, в будущем призванных составить основу нового уклада, становится также важной задачей обеспечения потенциальной конкурентоспособности производственной системы в обозримой перспективе. Это факт делает данные отрасли в полном смысле стратегическими в ближайшее время, а поэтому надстройкой они не являются, однако в настоящее время они не играют существенной роли, что не позволяет их отнести ни к одной из групп и позволяет сформировать новую группу – квазибазисных отраслей.

В то же время подобная классификация не в полной степени представляет возможным выполнить оценку роли отраслей в процессах реиндустриализации экономики, да и не раскрывает степень их участия в национальной производственной системе.

Тогда ориентиром, используемым при формировании и дальнейшей реализации промышленной политики, может служить поддающееся оценке воздействие, происходящее от развития отрасли и вносящее свой вклад во влияние на вектор промышленного развития, а далее и на все социально-экономическое развитие в целом.

Заключение

На основе эффектов от развития отрасли как совокупности влияния развития отдельных предприятий и производств данной отрасли на вектор промышленного развития возможно построение системы классификации отраслей. Данная классификация будет исходить из важности отрасли и ее степени влияния на экономическое развитие и процессы реиндустриализации региональной или национальной экономики и играть существенную роль при определении приоритетов бюджетно-налогового стимулирования структурно-отраслевого и пространственного развития экономики.

Если проанализировать мировую практику государственного стимулирования развития производств и отраслей в контексте их стратегической значимости для промышленного развития следующим образом: через разработку и реализацию комплексов государственных программ; через систему бюджетно-налогового стимулирования; через национализацию предприятий и/или отраслей в целом, последнее предполагает непосредственное полноценное участие государства в управлении развитием отрасли и конкретных предприятий, такой подход был характерен для социалистических стран в минувшем веке, и в настоящих условиях возврат к нему означает значительные потрясения во всех сферах – экономической, социальной и политической.

Первый же подход в настоящее время признается оптимальным и свойственен практически всем развитым странам, он зачастую связан с развитием территориальных промышленно-производственных комплексов, и данный подход часто реализуется посредством создания особых экономических зон и промышленно-производственных кластеров.


References:

Alieva E.B., Ibragimova Z.Sh. (2021). Nalogovoe stimulirovanie predprinimatelskoy aktivnosti [Tax incentives for entrepreneurial activity]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 2287-2836. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.113981.

Andronova O.A., Izryadnova O.I., Kazakova M.V. (2020). Nalogovaya nagruzka i sistema nalogooblozheniya v stranakh mira: dinamika i reformy [Tax burden and tax system in the countries of the world: dynamics and reforms]. Journal of International Economic Affairs. 10 (3). 629-648. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110891.

Andronova O.A., Izryadnova O.I., Kazakova M.V. (2020). Sovremennaya nalogovaya sistema Rossii: osnovnye printsipy, reformy i rol v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti strany [Russiaʼs modern tax system: basic principles, reforms, and role in ensuring the country\'s economic security]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1365-1386. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.110920.

Bakirova R.R., Gubaydullin B.F., Khaziakhmetov R.A., Sheina A.Yu. (2020). Sovremennye tendentsii nalogovogo administrirovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Modern trends in tax administration in the Russian Federation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 459-470. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.41570.

Danilova N.N., Kuzina L.N., Zhukov M.Yu., Burmenko R.R., Burmenko T.A. (2022). Metodicheskiy podkhod k otsenke vliyaniya deyatelnosti nalogovyh organov na obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Methodological approach to assessing the impact of tax authorities' activities on regional economic security]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (8). (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.8.115336.

Deeva T.V. (2020). Adaptatsiya deyatelnosti Federalnoy nalogovoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii k novym tsifrovym tekhnologiyam: AIS «Nalog -3» [Adaptation of the Federal Tax Service of the Russian Federation to new digital technologies: AIS “Nalog-3”]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (10). 2579-2592. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.10.110904.

Deeva T.V. (2020). Tsifrovoe razvitie vnutrennego audita nalogovyh organov v Rossiyskoy Federatsii kak platforma povysheniya nalogovoy bezopasnosti strany [Digital development of tax authorities internal audit in the Russian Federation as a platform for improving the country's tax security]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (11). 2745-2756. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.11.110903.

Drobot E.V., Kukina E.E., Makarov I.N. (2019). Nalogovaya politika i proektnoe finansirovanie kak instrumentariy gosudarstvennoy politiki regionalno-otraslevogo razvitiya strany [Tax policy and project financing as a tool of state policy of regional and sectoral development of the country]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1807-1816. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40875.

Drobot E.V., Makarov I.N., Ivanova A.A. (2017). Osobennosti gosudarstvennogo upravleniya razvitiem strategicheskikh otrasley v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy: institutsionalnyy i sistemnyy aspekt [Features of state management of the development of strategic industries under economic sanctions: institutional and systemic aspect]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (19). 2769-2786. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.19.38358.

Drobot E.V., Makarov I.N., Kolesnikov V.V. (2018). Promyshlennaya politika i proektnoe upravlenie v kontekste importozameshcheniya: neobkhodimost novoy reindustrializatsii [Industrial policy and project management in the context of import substitution: the need for a new reindustrialization]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (1). 2753-2762. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.10.39503.

Drobot E.V., Makarov I.N., Morozova N.S., Shamrina I.V., Milovanov E.A. (2021). Nalogovye stimuly optimizatsii struktury kapitala kompanii: potentsial finansovyh metodov upravleniya razvitiem proizvodstvennogo predprinimatelstva [Tax incentives for optimizing the company's capital structure: the potential of financial methods for managing the development of industrial entrepreneurship]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (6). 1575-1586. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.6.111852.

Karavaeva I.V., Bukhvald E.M., Soboleva I.V., Kolomiets A.G., Lev M.Yu., Ivanov E.A., Kazantsev S.V., Kolpakova I.A. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost otdelnyh prognoznyh parametrov sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya i byudzhetnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na srednesrochnuyu perspektivu [Economic security of individual forecast parameters of socio-economic development and budgetary policy of the Russian Federation in medium term]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 2 (4). 273-334. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.2.4.110112.

Makarov I.N., Kolesnikov V.V., Shirokova O.V, Kadilnikova L.V. (2017). Teoretiko-institutsionalnyy bazis formirovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya protsessom reindustrializatsii ekonomiki: politekonomicheskiy analiz [Theoretical and institutional basis for the formation of public administration system of economic re-industrialization process: political analysis]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (24). 4051-4070. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38681.

Makarov I.N., Ovechkina I.V. (2018). Neobkhodimost formirovaniya planovo-rynochnoy sistemy v usloviyakh strukturnogo disbalansa ekonomiki i sanktsionnogo davleniya [Need for establishment of planning and market system in terms of structural imbalance of the economy and sanctions pressure]. Journal of International Economic Affairs. 8 (1). 19-24. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.1.38832.

Makarov I.N., Soloveva V.V., Levchegov O.N., Krylova A.D. (2021). Nalogovyy mekhanizm intensifikatsii kreativnoy deyatelnosti v GChP-proektakh i osobyh ekonomicheskikh zonakh: organizatsionnyy i finansovo-pravovoy aspekt [Tax mechanism of creative activity intensification in PPP projects and special economic zones: organizational, financial and legal aspects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 2847-2856. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.114095.

Smirnova T.L. (2019). Metodologicheskie podkhody k otsenke sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov na osnove prioritetov byudzhetnoy politiki RF [Methodological approaches to the assessment of socio-economic development of regions based on the priorities of the budget policy of the Russian Federation]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 1125-1136. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40578.

Stepanenkova N.M. (2021). Osobennosti razvitiya predprinimatelskogo sektora i nalogovaya politika gosudarstva v usloviyakh pandemii [Particularities of the business sector development and the state's tax policy amid the pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (8). 1967-1978. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.8.113157.

Valishvili M.A. (2019). Perspektivy byudzhetno-nalogovogo regulirovaniya neftegazovogo sektora Rossiyskoy Federatsii [Prospects for fiscal regulation of the oil and gas sector of the Russian Federation]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 945-960. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40706.

Vylkova E.S. (2020). Problematika nalogovoy politiki v usloviyakh koronovirusnyh ugroz, soderzhashchayasya v publikatsiyakh rossiyskikh issledovateley [Problems of tax policy in the context of coronavirus threats considered in the publications of Russian researchers]. Shadow Economy. 4 (3). 147-158. (in Russian). doi: 10.18334/tek.4.3.110941.

Yanchenko E.V. (2021). Nalogovoe regulirovanie kak faktor konkurentosposobnosti v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Tax regulation as a factor of competitiveness amidst the economy digitalization]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 537-552. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112053.

Страница обновлена: 26.04.2025 в 22:34:38