Industry analysis of the CRM systems market: challenges and prospects
Meshkov A.V.1, Evdokimova N.A.2, Kalimullina O.V.1,2
, Guryeva T.V.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
2 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Download PDF | Downloads: 66 | Citations: 3
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 7 (July 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49231915
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
Modern companies need advanced information solutions more than ever to adapt to new conditions. However, the challenges associated with the the withdrawal of foreign software from the market cannot be underestimated. The foreign and Russian markets of CRM systems in the industry context are analyzed. CRM vendors that have left the Russian market are considered. The industry distribution of implemented CRM projects is analyzed. Conclusions about the most affected industries are drawn. The domestic industry solutions are considered in detail. Conclusions about the possibilities of import substitution are drawn. The prospects of the CRM systems market are evaluated.
Keywords: industry market analysis, CRM systems, information technologies
JEL-classification: O31, O32, O33
ВВЕДЕНИЕ
В 2020 году пандемия COVID-19 как никакой другой катаклизм погрузил мировую экономику в кризис, в том числе и российскую. Компании малого и среднего бизнеса пострадали сильнее от пандемии, и им пришлось адаптироваться к новым условиям, чтобы удерживать внимание клиентов без непосредственного контакта с ними. Поддержание контакта с клиентами очень важно для любой компании независимо от отрасли. Именно для этой цели предприятия и внедряют CRM-системы [1; 4; 28].
В 2022 году выбор CRM-вендоров сильно сократился. С российского рынка ушли такие лидеры, как SAP, Oracle, Microsoft, Salesforce, Hubspot и другие [18; 19; 34; 36: 37]. К счастью, в последние годы действовала политика импортозамещения, поэтому многие предприятия переходили на отечественные продукты уже с 2016 года [23], тем не менее во многих отраслях наблюдаются трудности из-за ухода зарубежных CRM- систем. В этой связи исследование отечественных отраслевых решений в области CRM, анализ возможностей импортозамещения и оценка перспектив рынка CRM в России представляется особенно актуальным.
Уход зарубежных вендоров не остановит бизнес, но в первое время заметно ухудшит внутренние процессы предприятий, пока они не перейдут на отечественные продукты [23; 24]. Цель настоящего исследования – проанализировать текущее состояние рынка CRM- систем. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: провести анализ отечественных CRM-системы в сравнении с зарубежными конкурентами по функциональным качествам, проанализировать ситуацию с замещением данного типа систем по отраслям: в сфере продаж, туризма, медицины, недвижимости и ресторанного бизнеса и др.
Авторская гипотеза: имеющиеся отечественные CRM-системы обладают сопоставимым функционалом и способны заместить зарубежные CRM-системы.
Методология: в ходе исследования применялся анализ статистических данных международной базы Statista.com, данные исследовательской компании Gartner. Для анализа и сравнения CRM -систем применялась информация, предоставленная на их официальных сайтах, публикации в ведущих научных журналах, статьи экспертов в данной области.
1. Анализ мирового рынка CRM-систем
Что касается облачных систем, в 2021 году в тройку лидеров входят Visma, Qualtrics и Zoho. Суммарная прибыль компаний, разрабатывающих облачные CRM-системы, представлена на рисунке 1 [30].
Рисунок 1 – Суммарная прибыль компаний-разработчиков SaaS CRM в 2021 г.
Источник: [30]
Согласно графику на рисунке 1, в 2021 году Visma была ведущей компанией по разработке SaaS CRM. Ее общий доход за год составил $2,2 млрд. Причем целевым потребителем компании Visma являются компании из финансовой сферы и бухгалтерского учета. Второй лидер, компания Qualtrics, значительно отстает от главного конкурента по общему доходу: разница между ними составляет $1,43 млрд.
Динамика роста рынка с 2015 по 2025 год, включая прогноз на 2022-2025 года, представлена на рисунке 2 [25].
Рисунок 2 – Динамика роста общего объема мирового рынка CRM 2015-2025 гг.
Пояснение: * обозначает прогнозный период
Источник: [25]
Согласно графику на рисунке 2, в 2021 году общий объем мирового рынка CRM-систем составил $46 447 млн. За последние два года темп роста снизился, эксперты прогнозируют рост общего объема рынка до $49 597 млн в 2025 году, считая, что совокупный среднегодовой темп роста составит 1,7%. В условиях популярности электронной коммерции маркетинг по электронной почте и взаимодействие с цифровыми клиентами играют ключевую роль в успехе удержания клиентов компаниями [5; 17].
Лидерами мирового рынка CRM (не только облачные) также стали [21]:
1. HubSpot CRM
Hubspot – универсальная система, подходящая как для малого бизнеса, так и для крупного. Основной профиль клиентов данной CRM:
- В2В;
- Онлайн-сервисы;
- ИТ-компании;
- FinTech-компании.
Систему используют компании reddit, soundcloud, hopin, legalzoom и другие, а в России – Сколково, ABBYY, Сбербанк и другие.
2. Salesforce CRM
Также универсальная система с технологиями искусственного интеллекта. Основные профили:
- Электронная коммерция В2В и В2С;
- Розничная торговля;
- Промышленное производство;
- Медицина.
Систему используют компании Avito, Legrand, CloudPayments, Fidia и другие.
3. Freshsales
Система для:
- Оптимизации работы с лидами;
- Увеличения вовлеченности покупателей;
- Отслеживания сделок;
- Работы с новыми клиентами.
Система также использует технологии искусственного интеллекта для получения информации о клиентах и работы с отчетностью.
4. Pipedrive
Универсальная система для сферы продаж, не подходит другим отраслям. Систему используют компании amazon, Skyscanner, vimeo, festo и другие.
5. Nimble
Система только для сферы продаж. Используется компаниями upwork, Coldwell Banker, flexjobs, TopRank Marketing, CrossFit и другие.
Также есть другие рейтинги CRM-систем – магический квадрант Гартнера. Магический квадрант Гартнера графически показывает конкурентное позиционирование четырех типов поставщиков технологий на рынках с высокими темпами роста и четкой дифференциацией поставщиков. На оси абсцисс откладывается «полнота видения», а на оси ординат – способность реализации [26]. На рисунке 3 отображен магический квадрант Гартнера 2021 года.
Рисунок 3. Магический квадрант Гартнера 2021 Источник: [32]
1. Appian – нишевый игрок в этом магическом квадранте. Appian for CEO – это платформа, поддерживающая варианты использования службы поддержки клиентов как часть low-code платформы. Appian фокусируется на рынках разработки low-code приложений и интеллектуального управления бизнес-процессами [8]. Русский язык платформа не поддерживает. Крупные российские компании данной системой не пользовались.
2. Cherwell дебютировал в марте 2021 года и попал в тип нишевого игрока. CRM Cherwell предназначена для среднего и крупного бизнеса, особенно в секторе В2В, которые имеют менее 250 пользователей службы поддержки клиентов. Он предлагает как облачные, так и локальные варианты развертывания. На российском рынке система еще не появлялась и в России не поддерживается, поэтому российские компании данной системой не пользовались [27].
3. CRMNEXT – нишевый игрок. Платформа поддерживает непрерывный анализ данных в режиме реального времени с помощью анализа данных, искусственного интеллекта и принятия решений для обеспечения более автономного обслуживания. Ключевые поддерживаемые отрасли включают розничное банковское дело и страхование. Не поддерживается в России по аналогичным причинам, как и предыдущая система в списке [27].
4. eGain – нишевый игрок. Этот поставщик является пионером цифрового взаимодействия, и его продукт, eGain Digital Customer Engagement Suite, включает в себя решения для взаимодействия с клиентами, а также возможности управления знаниями, искусственного интеллекта и аналитики [27]. Не поддерживает русский язык, в России популярности не имеет и не используется.
5. Freshworks – провидец. Freshworks демонстрирует дальновидность, расширяясь в области цифрового обслуживания клиентов (включая голосовое обслуживание), управления взаимодействием с персоналом, управления успехами клиентов и управления обслуживанием на местах, а также внедряя решения для кадровой поддержки и недавно запустив платформу Freshworks Neo [27]. Поддерживается в России, с российского рынка в 2022 году не выходили [35].
6. SAP – претендент. Основные направления работы SAP в 2021 году были сосредоточены на инвестициях в пользовательский опыт и машинное обучение, а также на расширении собственных цифровых каналов и партнерских отношений, таких как сотрудничество с Microsoft для интеграции с Microsoft Teams [27]. 19 апреля 2022 года компания объявила о принятии мер по сворачиванию бизнеса в России [36]. По данным на официальном сайте SAP программными продуктами в России пользуется 31 предприятие различных отраслей. Среди крупных компаний – Теле 2, Сбербанк, Мегафон, Северсталь и ТатНефть.
7. SugarCRM – нишевый игрок. Его основное решение Sugar Serve было представлено в середине 2019 года как отдельное предложение (ранее оно было частью первоначального предложения Sugar Enterprise) [27]. Не поддерживается русский язык.
8. Verint – нишевый игрок. Облачная платформа Verint Customer Engagement Cloud Platform – это многоканальная платформа с централизованными возможностями получения знаний, рассмотрения обращений, документооборота и истории клиентов [27]. Поддерживается в России, с российского рынка в 2022 году не выходили [12].
9. Zoho – нишевый игрок. Он предлагает решение SaaS-plus-PaaS для крупного бизнеса, но в основном используется малым и средним бизнесом. Для рынка обслуживания клиентов Zoho предлагает Zoho Desk [27]. Поддерживается в России. Крупными российскими компаниями не используется, данную систему используют малоизвестные компании среднего и малого бизнеса такие, как CRMOZ, auditerra.ru, White Sales и другие.
10. Microsoft – лидер в этом магическом квадранте. Он предлагает такие приложения, как Microsoft Dynamics 365 Customer Service, Power Virtual Agents, Power Automate и Dynamics 365 Customer Insights. За последний год корпорация Майкрософт добавила сотни новых функций и улучшений в свое предложение CRM, в том числе предложение Microsoft Dynamics 365 Voice [27]. В марте 2022 года компания Microsoft объявила о прекращении бизнеса в России. Больше всего уход компании Microsoft с российского рынка затронет компанию Softline как основного продавца данного программного продукта в России. Крупные российские компании считают, что ПО Microsoft можно легко заменить продуктами 1С и Битрикс [18,19].
11. Oracle – лидер в этом магическом квадранте. Oracle предлагает возможности CRM с помощью Oracle Service — набора приложений для обслуживания клиентов, который является частью Oracle Advertising and Customer Experience suite [3; 27]. В марте 2022 года компания Oracle временно прекратила деятельность в России. Систему Oracle использовали ФНС, Казначейство России, департамент информационных технологий Москвы, Минфин и Минтранс, ФТС, Фонд социального страхования, Центробанк, «Почта России», Сбербанк, ВТС, Газпромбанк, «Ростелеком», «Росатом» и другие крупные компании [34].
12. Pegasystems – лидер магическом квадранте Гартнера 12-й год подряд. Он предлагает возможности по взаимодействию с клиентами и автоматизации документооборота в рамках своего решения для обслуживания клиентов Pega. Две трети его клиентов работают в сфере финансовых услуг, государственного управления и здравоохранения [27]. В 2022 году об уходе с российского рынка не объявляли, но и популярностью среди российских компаний не пользуются.
13. Salesforce – лидер в этом магическом квадранте. Более двух третей (68%) потенциальных клиентов CRM, с которыми Gartner контактировал, выбрали Salesforce Service Cloud в качестве продукта первого, второго или третьего выбора (его ближайший конкурент попал в шорт-лист 42%). За последние 12 месяцев Salesforce добавила более 230 новых функций и улучшений в Salesforce Service Cloud, включая Service Cloud Voice (предварительно интегрированный голосовой сервис, доступный через Amazon Connect) и возможность интеграции с другими предложениями голосовой связи контакт-центра [27]. В марте 2022 года объявили об уходе компании с российского рынка [37]. Данную систему использовали компании Joom, Delivery Club, Ozon, cloudkassir и другие.
14. ServiceNow – лидер в этом магическом квадранте. Продукт ServiceNow помогает компаниям объединять команды по работе с клиентами и каналы связи с командами, процессами и системами бэк-офиса для выявления и устранения проблем, а также упрощения взаимодействия для быстрой обработки запросов клиентов [27]. Доступен в России, но не поддерживает русский язык. Крупными российскими компаниями не используется.
15. Zendesk – лидер в этом магическом квадранте. Приложение Zendesk является частью более крупного пакета Zendesk (также известного как Zendesk for Service), который сочетает в себе центр взаимодействия с клиентами и функции организации взаимодействия. Zendesk не предлагает отраслевых решений, поэтому подходит для организаций, которым не требуются отраслевые настройки [27]. Работа в России прекращена, русский язык с официального сайта удален, но это мало отразится на российских компаниях, так как данная система не пользуется популярностью на российском рынке [13].
2. Анализ отечественного рынка CRM-систем
В 2020 году пандемия COVID-19 сильно отразилась на рынке CRM. Основной тенденцией стала электронная коммерция и дистанционные продажи. Из-за карантина компаниями пришлось решать, как продолжить продавать клиентам, которые невольно остались дома. Поэтому количество внедрений CRM выросло, а уже существующие CRM-системы начали дорабатывать [28].
По итогам, к концу 2020 года объем рынка CRM в России увеличился на 30%. 1С-Рарус долгое время удерживал лидерство, однако в период пандемии компания сильно уступает конкурентам и опускается с первого места в рейтинге CRM-производителей на шестое. В тройку лидеров вошли «Т1 Консалтинг», «Норбит» и «Лига Цифровой Экономики». При этом самый высокий темп прироста выручки наблюдается у компании «Норбит» – за год он составил 94,9% [23].
В 2022 году ожидается дальнейшее развитие CRM-систем под влиянием роста маркетплейсов, роботизации, передачи некоторых функций от человека роботу, а также развития мобильных технологий. Эксперты прогнозируют новый виток в развитии CRM-решений в виде новых форм коммуникации с клиентами в социальных сетях и цифровых платформах [29,31,38].
По состоянию на февраль 2022 года, согласно базе проектов TAdviser, всего в России существует 4 325 CRM-проектов. В тройку лидеров среди потребителей CRM-решений по отраслям входят сферы торговли, финансовых услуг и информационных технологий. Суммарно на их долю приходится 1 658 проектов. Более подробное отраслевое распределение CRM-проектов представлено на рисунке 3 [23].
Рисунок 3 – Отраслевое распределение внедренных CRM-проектов на 2022 г.
Источник: [23]
Таким образом, на 2022 год CRM-системы больше всего внедряются в отраслях торговли (16,2%), финансовых услуг (13,2%) и ИТ (8,9%).
С российского рынка ушло большинство зарубежных компаний: SAP, Oracle, Microsoft, Salesforce, Hubspot и другие [18; 19; 34; 36; 37]. В последние годы действовала политика импортозамещения, поэтому предприятия переходили на отечественный продукт уже с 2016 года. Уход крупных CRM-вендоров отразился, в основном, на крупном бизнесе.
Уход зарубежных вендоров не остановит бизнес, но в первое время заметно ухудшит внутренние процессы предприятий, пока они не перейдут на отечественные продукты [24]. Отечественные CRM-системы, такие как 1С, Мегаплан, amoCRM, Битрикс24, не уступают зарубежным конкурентам по функциональным качествам, что означает, что переход российских предприятий на отечественные CRM-системы не снизит эффективность их деятельности.
1. Битрикс24.CRM – система управления продажами и взаимодействием с клиентами. Компании внедряют данную систему, в основном, для увеличения продаж. Автоматизированное управление продажами идет с помощью воронки продаж: от потенциальных клиентов до оформления сделки. В перечень функций Битрикс24 входят управлением маркетинговыми кампаниями, управление проектами, отчетность и аналитика, наличие прикладного программного интерфейса, администрирование, вспомогательная аналитика, управление контентом и электронный документооборот, управление задачами, база клиентов, колл-центр и телефония, импорт и экспорт данных, многопользовательский доступ, продуктовый каталог и воронка продаж. Возможна интеграция с продуктами семейства Битрикс24 и 1С. Есть мобильные версии клиента для Android и iOS [2].
2. Монолит: CRM – система, предназначенная для компаний производственного сектора и дистрибуции товаров массового спроса. Внедрение системы Монолит: CRM позволяет повысить оперативность процесса продаж, минимизировать вероятность ошибок из-за человеческого фактора в рутинной работе, снизить операционные затраты за счет оптимизации взаимодействий. В функции системы не входят управление контентом и электронный документооборот, управление проектами, телефония и вспомогательная аналитика [7].
3. Мегаплан – корпоративная CRM-система, позволяющая повысить продажи, настроить удаленное управление бизнесом, оптимизировать маркетинговые кампании и поддержку клиентов. Система имеет интеграцию с семейством продуктов 1С. Больше всего подходит для среднего и малого бизнеса, некоммерческих организаций и для самозанятых. Имеет широкий выбор вариантов развертывания: на мобильных устройствах, на персональных компьютерах, на сервере предприятия или в облаке. Может использоваться на операционных системах Windows, Linux, а также есть мобильные версии для Android и iOS [6].
4. Простой бизнес – облачная CRM-система. Система предоставляет возможности управления сайтом за счет собственной CMS. Стандартные возможности CRM-системы расширены встроенными модулями бухгалтерии и управления складом, которые не требуют дополнительных интеграций со сторонними системами. Система не поддерживается на операционной системе Linux [15].
5. РосБизнесСофт CRM – система для автоматизации бизнес-процессов, подходящая для среднего и малого бизнеса. Система полностью интегрирована с «1С: Предприятие». В основные возможности РосБизнесСофт CRM входят работа с клиентами, управление продажами, управление складом, управление сервисом, управление финансами и управление маркетингом. Можно подключить дополнительные возможности, такие как глубокое внедрение по нескольким уровням настройки, гибкая настройка прав доступа, интеграции с АТС, мессенджерами, e-mail и SMS-рассылками, электронный документооборот, аналитика и документация [14].
6. amoCRM – система управления взаимоотношениями с клиентами, которая позволяет автоматизировать продажи и организовать работу отдела маркетинга внутри малого предприятия. Основной задачей системы является повышение качества работы менеджеров по продажам. Сервис оптимально подходит для организации стартапов и бизнеса без опыта работы в электронной коммерции, а также для работы отдела продаж в небольших компаниях. Инструментарий системы адаптирован к работе отдела продаж. Управление производством или бухгалтерия с использованием amoCRM не могут быть настроены, для этого потребуется внедрение других продуктов [22].
7. 1С:CRM – это целая линейка различных решений. В нее входят: 1С:CRM Стартовый в облаке 1С, 1С:CRM ПРОФ в облаке 1С, 1С:CRM ПРОФ, 1С:CRM КОРП, 1С:УТиВсК. Линейка CRM-решений помогает организовать эффективную работу маркетинговых отделов, отделов продаж, отделов обслуживания сервиса на всех этапах взаимодействия с клиентами. Для малого, среднего и крупного бизнеса предусмотрено свое решение [10].
Каждая CRM-система подходит под определенные задачи или отрасли. Для рынка В2С подойдут Битрикс24 и Salesforce. Если сравнивать эти две системы, то можно отметить, что Битрикс24 значительно экономнее Salesforce, однако это обусловлено тем, что Salesforce признана лучшей CRM-системой в мире. Для малого или среднего бизнеса В2С хорошо подойдет Битрикс24, тем более, Salesforce ушел с российского рынка.
Если компания делает акцент на мобильности, то ей подойдет CRM-системы от Oracle, Hubspot, Salesforce и Мегаплан. Учитывая уход зарубежных систем с российского рынка, выбор мобильных приложений сужается до Мегаплана.
Для оптовой и розничной торговли отлично подойдет amoCRM, которая фокусируется на отделе продаж.
CRM-система Мегаплан подойдет для любой отрасли, так как имеет более 30 отраслевых решений. В каждом отраслевом решении также есть разные тарифы для малого, среднего и крупного бизнеса. Похвастаться такой же гибкостью в тарифах для разного типа бизнеса может и Битрикс24, и 1С:CRM [16]. Таким образом, популярные отечественные CRM-системы не уступают зарубежным CRM-системам. Выбирать систему необходимо только из проверенных известных CRM-систем, чтобы получить качественное ПО, и внимательно выбирать тарифы и отраслевые решения, которые подходят компании.
Что касается менее известных CRM-систем [33], зачастую компании-разработчики позиционируют себя как замещение какой-либо зарубежной CRM. Когда вводишь в поисковике название зарубежной компании, например, Zendesk, в результатах поиска выводится контекстная реклама с содержанием вида «Чем заменить Zendesk в России» или «Переезд на российское ПО» (Источник: наблюдение автора в поисковике Яндекс).
Если рассматривать рынок в отраслевом разрезе, то можно выделить несколько отраслей, которые не пострадают от ограничений. В сфере продаж лидирует отечественный разработчик amoCRM.
В сфере медицины наиболее распространены системы Medesk и Dental Pro. Medesk – отечественный разработчик, его продукт используют такие компании, как UNICLINIC, AXIS, Территория здоровья, СМИТА, docdeti и другие. Эта система специализируется на частных клиниках. Dental Pro специализируется на стоматологиях. Также из выше рассмотренных универсальных CRM-систем система «Мегаплан» имеет расширения для сферы медицины.
В сфере недвижимости была распространена зарубежная CRM-система Contactually, но 31 марта 2022 года компания закрыла данную систему не только на территории России, но и по всему миру [9]. Также из зарубежного ПО популярна система Wise Agent. Зарегистрировать российский аккаунт в системе все еще возможно и никаких заявлений об уходе с российского рынка компания еще не делала [11]. Из российских аналогов можно выделить расширения универсальных систем Битрикс24 и Мегаплан. Из узкоспециализированных программ популярна YUcrm – она подходит только для агентств недвижимости.
В сфере туризма популярны системы ТурКонтрол, U-ON Travel российского разработчика. Из зарубежного ПО популярна CRM Travels, но компания ушла с российского рынка.
В сфере ресторанного бизнеса популярны российские ПО Fusion POS, CБИС Престо, Quick Resto, r_keeper, liko [20]. В рейтинг CRM для ресторанного бизнеса зарубежные системы не входят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа зарубежных и отечественных CRM-систем выявлено, что уход зарубежных CRM-вендоров незначительно отразится на деятельности российских предприятий, и их функционирование наладится, когда они перейдут на отечественные продукты. Проведенный анализ наиболее популярных отечественных CRM-систем показал, что отечественные CRM-системы 1С, Мегаплан, amoCRM, Битрикс24 не уступают зарубежным конкурентам по функциональным качествам. Это означает, что переход российских предприятий на отечественные CRM-системы не снизит эффективность их деятельности.
В отраслевом разрезе также не предвидятся глобальные проблемы у российских предприятий: в сфере продаж используется amoCRM, частные клиники используют Medesk, стоматологии – Dental Pro, ресторанный бизнес базируется на Fusion POS, CБИС Престо, Quick Resto, r_keeper, liko. В сфере недвижимости один из популярных CRM-вендоров Contactually закрылся, но другой зарубежный вендор Wise Agent еще функционирует на российском рынке, к тому же, есть достойные российские аналоги: YUcrm и отраслевые расширения для Мегаплан и Битрикс24. В сфере туризма также популярны системы преимущественно российского разработчика – U-ON Travel и ТурКонтрол, поэтому уход зарубежного вендора CRM Travels не так ощутим.
References:
75 Basic CRM Software Statistics: 2022 Data Analysis & Market ShareFinances Online – Reviews for business. Retrieved May 13, 2022, from https://financesonline.com/crm-software-statistics
Antropov K.Yu., Akhmadeev R.G., Kosov M.E. (2021). Kiberbezopasnost i sokhranenie tsifrovogo suvereniteta ekonomiki [Cybersecurity and the country's digital sovereignity]. Economic Security Bulletin. (5). 268-273. (in Russian). doi: 10.24412/2414-3995-2021-5-268-273.
Contactually. (in Russian). Retrieved May 13, 2022, from https://www.contactually.com
Customer relationship management (CRM) software market revenues worldwide from 2015 to 2025 (in million U.S. dollars)Statista.com. Retrieved May 13, 2022, from https://www.statista.com
Dontsova O.I. (2022). Infrastrukturnaya podderzhka tsifrovoy transformatsii promyshlennyh klasterov [Infrastructure support for digital transformation of industrial clusters]. Creative economy. 16 (4). 1581-1592. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.4.114457.
Dzhaparidze D.A. (2021). Analiz osobennostey sistemy Oracle Siebel CRM i ee otlichiy ot drugikh CRM -sistem [Analysis of the features of the Oracle Siebel CRM system and it’s differences from other CRM systems]. Postulat. (6(68)). (in Russian).
Feyder P., Toms S. (2021). Klientotsentrichnost: otnosheniya s potrebitelyami v tsifrovuyu epokhu [Client-Centricity: Consumer Relations in the Digital Age] Moscow: Alpina Pablisher. (in Russian).
Gartner Magic Quadrant for the CRM Customer Engagement CenterGartner, Inc. Retrieved May 13, 2022, from https://www.gartner.com/en/documents/4002572
Gartner Magic QuadrantGartner, Inc. Retrieved May 13, 2022, from https://www.gartner.com/en/research/methodologies/magic-quadrants-research
Giantari I.G.A.K., Yasa N.N.K., Suprasto H.B., Rahmayanti P.L.D. (2022). The role of digital marketing in mediating the effect of the COVID-19 pandemic and the intensity of competition on business performance International Journal of Data and Network Science. 6 (1). 217-232. doi: 10.5267/J.IJDNS.2021.9.006.
Kroll V., Hoyer J.S. (2022). High-impact testing that inspires action Applied Marketing Analytics. 7 (3). 221-236.
Leading B2B software as a service (SaaS) customer relationship management (CRM) companies worldwide in 2021, by total revenue (in million U.S. dollars)Statista.com. Retrieved May 13, 2022, from https://www.statista.com
Ledro C., Nosella A., Vinelli A. (2022). Artificial intelligence in customer relationship management: Literature review and future research directions Journal of Business and Industrial Marketing. 37 (13). 48-63. doi: 10.1108/JBIM-07-2021-0332.
Magic Quadrant for the CRM Customer Engagement CenterGartner, Inc. Retrieved May 13, 2022, from https://www.gartner.com/doc/reprints?id=1-26JLQSL7&ct=210617&st=sb
Matraeva L., Vasiutina E., Korolkova N. (2022). CRM systems for small businesses: The role in the digital transformation and new opportunities during COVID-19 Tem journal: technology, education, management, informatics. 11 (1). 138-149. doi: 10.18421/TEM111-16.
Press releasesFreshworks. Retrieved May 13, 2022, from https://www.freshworks.com/newsroom/press-releases
Suoniemi S., Zablah A., Terho H., Olkkonen R., Straub D., Makkonen H. (2022). CRM system implementation and firm performance: The role of consultant facilitation and user involvement Journal of Business and Industrial Marketing. 37 (13). 19-32. doi: 10.1108/JBIM-08-2021-0380.
Verint. Retrieved May 13, 2022, from https://www.verint.com/ru
Wise Agent. Retrieved May 13, 2022, from https://wiseagent.com/secure/registration.asp
Yuldasheva O.U., Naumov V.N., Shubaeva V.G. (2020). Integrirovannaya model pokupatelskogo puti pri sovershenii onlayn-pokupok [Integrated model of the purchasing path when making online purchases]. Marketing and marketing research. (1). 56-61. (in Russian).
Zendesk. Retrieved May 13, 2022, from https://www.zendesk.com
Страница обновлена: 23.05.2025 в 05:44:12