Resource potential of gastronomic (food) tourism in St. Petersburg and the Leningrad region according to the regional natural, ethnic, historical, industrial and event prerequisites

Lebedeva S.A.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 7 (July 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49298216
Cited: 2 by 07.08.2023

Abstract:
The COVID-19 pandemic, as well as anti-Russian sanctions imposed by a number of governments, lead to an increased demand for domestic tourist destinations. The unpreparedness of the Russian regions to accept sophisticated domestic tourists and the underdevelopment of the Russian market of tourist services determine the relevance of comprehensive assessment of the Russian regions’ resource potential to diversify their tourist offer. This article solves the problem of determining the place of gastronomic (food) tourism in St. Petersburg and the Leningrad Region through a comprehensive assessment of the resource potential of the regions. The author used statistical analysis and other general scientific methods to characterize tourist infrastructure on the example of collective accommodation facilities, natural, climatic, historical, cultural, ethnic, industrial and event prerequisites for the development of gastronomic tourism in the Russian regions. The results of the study may be useful for the Committee for Culture and Tourism of the Leningrad Region for the food tourism development and popularization and the formation food tourist product, as well as for the heads of enterprises that are potential objects of gastronomic tourism.

Keywords: gastronomic tourism, food tourism, industrial tourism, resource potential, St. Petersburg, Leningrad region

JEL-classification: L83, Z21, Z32



Введение

Санкции, введенные значительной частью мировых держав в отношении Российской Федерации после начала специальной операции на Украине, а также пандемия коронавирусной инфекции, беспрецедентно отразившаяся на сфере туризма, задают предпосылки к переключению российских граждан на туристические дестинации внутри страны. Перспективный рост спроса на поездки по территории России ставит перед государством и правительствами субъектов задачу диверсификации оказываемых туристических услуг и развития новых для регионов видов туризма. Гастрономический туризм как один из нишевых видов туристической активности может стать одним из ключевых направлений отечественного предложения на рынке туристических услуг ввиду географических и этно-культурных особенностей Российской Федерации. Тем не менее развитие какого-либо направления в туризме невозможно без анализа ресурсного потенциала принимающего региона.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена сложившейся эпидемиологической и политической ситуацией, ставящей задачу диверсификации туристических услуг в субъектах Российской Федерации, в частности текущими потребностями г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в расширении рынка туристских услуг, оказываемых на территории рассматриваемых субъектов, что прописано в Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года [1], а также Государственной программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Ленинградской области» [2].

Вопрос развития гастрономического туризма в рассматриваемых регионах поднимался и до удара пандемии по туристической отрасли, и уже после снятия ряда ограничений. Исследовалась роль предприятий общественного питания в индустрии гостеприимства [3] (Egorov, Zaitseva, 2017), гастрономические мероприятия и подходы к их организации [4] (Khomenko, Moiseeva, 2018), вопросы развития гастрономических экскурсий [5, 6] (Vorobeva, 2019; Vorobeva, Zhukov, 2019), методы и технологии продвижения гастрономического туризма [7] (Artemyeva, 2016), а также влияние гастрономического туризма на конкурентоспособность дестинации [8] (Karmanova, 2017).

Целью данного исследования является комплексный анализ ресурсной базы для развития и продвижения гастрономического туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в комплексном подходе к рассмотрению имеющихся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области ресурсов на базе популярной концепции «экономика впечатлений». В связи с тем, что туризм, в частности гастрономический туризм, лежит в области экономики впечатлений и ощущений, которая предполагает не просто посещение дестинации, а также развлечение, обучение и абстрагирование от реальности [9] (Pine, Gilmore, 1999), гастрономический потенциал регионов был рассмотрен автором с точки зрения принадлежности четырем областям впечатлений с учетом историко-этнической составляющей, дающей возможности для обучения туристов, а также принимая во внимание имеющиеся производственные возможности субъектов и проводимые мероприятия гастрономической направленности.

Для достижения поставленной цели были использованы общенаучные методы анализа, контент-анализ научных публикаций, а также статистический метод и графические приемы визуализации данных, в том числе создание карты-схемы с отображением объектов гастрономического туризма.

Результат работы представляет из себя всестороннюю оценку ресурсной базы для развития гастрономического туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с указанием ресторанов, крестьянско-фермерских хозяйств, пищевых и сельскохозяйственных предприятий и производств, продовольственных рынков, продуктов питания и блюд местной кухни, которые могут быть полезны как для последующих исследований данного направления, так и для Комитета по культуре и туризму Ленинградской области для дальнейшего развития и популяризации данного направления и формирования готового туристического продукта и руководителей предприятий, являющихся потенциальными объектами гастрономического туризма.

Место гастрономического туризма в экономике впечатлений. Обоснование всестороннего анализа ресурсной базы

Современные путешественники стали настолько требовательны, что простые экскурсии вне зависимости от объекта показа их больше не впечатляют. Чтобы привлечь внимание туристов, дестинации сталкиваются с проблемой разработки уникального туристского предложения, отвечающего многообразию запросов сегодняшних потребителей, в частности удовлетворению потребности не только узнать что-то новое (обучение), но и сделать это в необычной приятной (эстетика) обстановке, позволяющей полностью отвлечься от насущных проблем (уход от реальности). Достигнутый уровень развития цифровых технологий также открывает возможности для геймификации сферы туризма (развлечение) [10, с. 642] (Tanina, Tanin, 2020, p. 642). Таким образом, речь идет уже не просто о создании турпродукта, а о формировании искусственной «сцены» для реализации туристского предложения [11, с. 178–179] (Lebedeva, 2018, p. 178–179). В свою очередь, туризм все больше внедряется в индустрию развлечений, в полной мере становясь частью экономики впечатлений и ощущений.

Принимая во внимание долгую историю развития гастрономического туризма как одного из видов туристской активности, а также учитывая неоднократное изменение термина начиная с 1998 года и вплоть до сегодняшнего дня, в данной работе будет использовано определение, предложенное Всемирной ассоциацией гастрономического туризма в 2012 году, в полной мере соответствующее концепции «экономики впечатлений» и лежащее в четырех областях этой области познания. Исходя из определения, гастрономический туризм – это поездка с целью ознакомления с кухней дестинации, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, посещения гастрономических фестивалей, выставок, ярмарок и праздников, единственных в своем роде ресторанов и небольших местных заведений, а также обучения и повышения уровня профессиональных знаний и навыков в области гастрономии, кулинарии и ресторанного искусства [12, с. 129] (Lebedeva, 2018, p. 129).

Из определения, предложенного специализированной организацией, видно, что гастрономический туризм аккумулирует характеристики нескольких видов досугового туризма – винного (который часто исследуется обособленно), событийного, сельского, производственного (промышленного), этнографического, образовательного. Более того, приведенная дефиниция задает рамки для изучения ресурсного потенциала этого туристического направления в регионе.

Особенности местной кухни определяются в первую очередь природными и климатическими условиями. Несмотря на развитость мировой торговли и почти безграничные возможности товарного обмена, самобытность и аутентичность продуктов питания являются одним из ключевых факторов успешного позиционирования региона на рынке в качестве гастрономической дестинации [13, с. 30–31; 14, с. 257; 15] (Kalenjuk et al., 2015, p. 30–31; Ellis et al., 2018, p. 257; Levitt, DiPietro, 2021). Исторические и культурные особенности дестинации, которые также накладывают определенный отпечаток на производимые на территории региона продукты питания, в свою очередь, формировались коренным населением и проживающими на ней этносами.

Знакомство с особенностями производства продуктов, которое является одним из направлений гастрономического туризма, предполагает анализ существующих в регионе сельскохозяйственных и пищевых промышленных предприятий. С одной стороны, размывание границ между гастрономическим и производственным (промышленным) туризмом дает возможность местным производителям сформировать источник постоянного дополнительного дохода посредством организации экскурсий на предприятиях. С другой стороны, организация подобных мероприятий возможна только при соблюдении как предприятиями, так и посетителями определенных санитарных норм и требований техники безопасности, что требует тщательного нормативного регулирования и не является темой настоящего исследования.

Оценка существующей туристической базы г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области: общий статистический анализ

Вне зависимости от имеющихся природных, культурных, этнических, производственных, гастрономических и прочих ресурсов на территории дестинации необходимо здраво оценивать возможности принятия туристов регионом. В этой связи в данном разделе работы представлена общая статистическая информация за последние десять лет о состоянии сферы туризма и ресурсного потенциала для осуществления туристской деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на основании данных Федеральной службы государственной статистики (табл. 1–3).

Таблица 1

Количество коллективных средств размещения (КСР) в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, ед.


2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
г. Санкт-Петербург
382
398
382
389
412
508
845
1057
1052
872
882
Ленинградская область
322
302
253
269
274
212
272
339
372
346
424
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [16] (Rosstat).

Таблица 2

Площадь номерного фонда КСР в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, тыс. кв. м


2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
г. Санкт-Петербург
611,9
581,3
651,0
654,6
590,6
699,2
830,9
931,2
982,3
923,5
1135,4
Ленинградская область
145,6
124,9
113,1
117,9
118,2
146,0
194,6
238,4
295,6
278,3
370,7
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [16] (Rosstat).

Таблица 3

Среднесписочная численность работников в КСР в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, чел.


2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2019
2020
2021
г. Санкт-Петербург
14706
14928
14064
13640
13594
14282
17628
17458
15393
15332
Ленинградская область
4552
4171
3965
4304
4024
3960
4999
6604
6102
6509
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [16] (Rosstat).

С точки зрения наличия туристских ресурсов наблюдается положительная динамика как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области. Число коллективных средств размещения в 2021 году по сравнению с 2011 годом увеличилось в 2,3 и 1,3 раза соответственно, как и площадь номерного фонда (в Санкт-Петербурге – в 1,9 раза, в Ленинградской области – в 2,5 раза). Наблюдается рост числа работников в КСР в обоих субъектах. В Санкт-Петербурге прирост работников в КСР за рассматриваемый период составил 4,3%, в Ленинградской области – 43,0%. Согласно оценкам ученых, сегодня рассматриваемые регионы входят в десятку субъектов – лидеров по ресурсному потенциалу для осуществления туристской деятельности [17, с. 44] (Salin, Vakhrameeva, Narbut, 2021, p. 44).

Природные, исторические, культурные и этнические предпосылки для развития гастрономического туризма

Расположение Северо-Западного федерального округа, а также природно-климатические условия, в которых располагаются г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, накладывают определенный отпечаток на производство сельскохозяйственной продукции, которая является ключевым сырьем для развития гастрономического туризма. Резкие изменения погоды, частая смена воздушных масс, способствующая перепадам температур, опасные метеорологические явления обуславливают низкие позиции округа в целом и изучаемых регионов в частности с точки зрения производства сельскохозяйственной продукции (табл. 4, рис. 1).

Таблица 4

Показатели производства сельскохозяйственной продукции по федеральным округам Российской Федерации в натуральном и относительном выражении (доля от общероссийского объема производства) на 2021 год


Валовой сбор, тыс. тонн
Производство скота и птицы на убой, тыс. тонн
Производство молока, тыс. тонн
Производство яиц, млн шт.
Зерна
Сахарной свеклы
Семян подсолнечника
Картофеля
Овощей
ЦФО
30008,8 (24,7%)
20991,5 (50,9%)
4136,3 (26,4%)
5611,9 (30,7%)
2483,0 (18,4%)
5894,5 (37,6%)
6369,4 (19,7%)
10254,5 (22,8%)
СЗФО
1145,5 (0,9%)
-
1,4 (0,00009%)
937,0 (5,1%)
491,0 (3,6%)
1087,6 (6,9%)
2004,0 (6,2%)
4772,9 (10,6%)
Ленинградская область [1]
140,0 (0,01%, 12,2%)
-
-
165,3 (0,9%, 17,6%)
176,6 (1,3%, 36,0%)
362,5 (2,3%, 33,3%)
649,6 (2,0%, 32,4%)
3482,5 (7,8%, 73,0%)
ЮФО
35273,1 (29,1%)
10786,9 (26,2%)
4505,9 (28,8%)
1357,8 (7,4%)
4066,6 (30,2%)
1491,2 (9,5%)
3742,6 (11,6%)
4421,2 (9,8%)
СКФО
12893,6 (10,6%)
1946,0 (4,7%)
625,8 (4,0%)
986,4 (5,4%)
2292,4 (17,0%)
1091,1 (7,0%)
2815,3 (8,7%)
1590,7 (3,5%)
ПФО
19436,5 (16,0%)
6296,9 (15,3%)
5273,0 (33,7%)
4452,6 (24,3%)
2443,5 (18,1%)
3350,2 (21,4%)
10031,8 (31,1%)
11816,1 (26,3%)
УФО
3789,4 (3,1%)
-
120,2 (0,8%)
1525,9 (8,3%)
480,4 (3,6%)
988,9 (6,3%)
1968,3 (6,1%)
4728,1 (10,5%)
СФО
17586,6 (14,5%)
1180,3 (2,9%)
992,7 (6,3%)
2570,1 (14,0%)
888,4 (6,6%)
1431,6 (9,1%)
4395,9 (13,6%)
5970,5 (13,3%)
ДФО
1263,8 (1,0%)
-
1,1 (0,00007%)
853,9 (4,7%)
332,9 (2,5%)
340,2 (2,2%)
961,3 (3,0%)
1358,4 (3,0%)

– ФО-лидеры

– ФО-реципиенты [2]
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [18] (Rosstat)

Рисунок 1. Разброс доли федеральных округов Российской Федерации в производстве сельскохозяйственной продукции (по категориям)

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [18] (Rosstat).

Кроме того, в данных регионах отсутствуют специфичные уникальные продукты, необходимые для создания гастрономического бренда. В некоторых исследованиях упоминается корюшка, которая малоизвестна среди туристов, а также общестрановые пищевые и алкогольные продукты, такие как икра и водка [19, с. 139–140] (Kotova et al., 2018, p. 139–140). Исходя из отсутствия ярко выраженных аутентичных продуктов и, следовательно, локальной кухни, историко-культурные и этнические особенности играют первостепенную роль в развитии туристической активности гастрономической направленности в рассматриваемых субъектах. Тем более, как показывают исследования, традиционная этническая кухня является наиболее популярным направлением знакомства с малыми народами [20, с. 2569] (Morozova et al., 2021, p. 2569).

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года [3], на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области проживали следующие этнические группы, относящиеся к коренным малочисленным народам: вепсы (271 человек – 4,6% от общей численности этнической группы проживают в Санкт-Петербурге, 23,2% – в Ленинградской области), водь (33 человека, 51,6% от общей численности народа, проживают в Ленинградской области), ижорцы (169 человек, 63,5% всей этнической группы, живут в Ленинградской области) [21] (Rosstat). Помимо указанных малочисленных этносов свой след в регионе оставили ингерманландские финны и тихвинские карелы [22, с. 45; 23, с. 101–102] (Olifir, 2018, p. 45; Zhukov et al., 2021, p. 101–102). Модель конструирования гастрономического бренда, подразумевающая презентацию этнических кухонь России в разрезе народов, проживающих на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, получила название «Санкт-Петербург – гастрономические ворота России» [19, с. 141] ((Kotova et al., 2018, p. 141).

Событийные предпосылки: организация мероприятий гастрономической направленности

Начиная с 2020 года и по настоящее время в связи с мерами, принимаемыми для предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Российской Федерации, многие мероприятия были отменены или перенесены на более поздний срок, поэтому на сегодняшний день на сайте Комитета по культуре и туризму Ленинградской области, а также в Национальном календаре событий можно найти только три мероприятия. 15–16 мая в г. Новая Ладога был проведен гастрономический фестиваль «Корюшка идет!». На 3 июня запланирован Фестиваль водных видов спорта и морской гастрономии «Паруса Кронштадта», а на 31 июля – гастрономический фестиваль «Калейдоскоп вкуса» в парке «Песчанка» (г. Всеволожск).

Тем не менее в допандемийный период как в Ленинградской области, так и в Санкт-Петербурге было проведено большое количество мероприятий гастрономической направленности, в том числе ежегодных. Например, в 2018 году, согласно Национальному календарю событий, в Санкт-Петербурге было проведено три фестиваля, продолжительность которых составляла от двух дней до месяца. Так, в течение всего апреля проводился Петербургский ресторанный фестиваль, с 5 по 9 июня – Международный гастрономический фестиваль «White Nights Gourmet Days 2018», а 21–22 июля – Большой летний фестиваль «О, да! Еда!». В Ленинградской области в 2018 году областные гастрономические праздники и фестивали проходили с июля по октябрь. В частности, регулярно проводятся такие мероприятия, как праздник вепсской культуры «Сырный день» в Бокситогорском районе, фестиваль народной культуры «Русский Чай» в Подпорожском районе, районный фестиваль «Белый гриб» в Лодейнопольском районе, а также гастрономический фестиваль – «Вместе есть! Вкусно жить» в Выборге [23, с. 101] (Zhukov et al., 2021, p. 101).

Таким образом, у рассматриваемых субъектов Российской Федерации имеется колоссальный опыт организации и проведения как международных, так и областных и районных гастрономических мероприятий: фестивалей, праздников, гуляний.

Производственные предпосылки: рестораны, пищевые предприятия, рынки, ярмарки

Рестораны являются ключевым объектом туристического показа на рынке гастрономического туризма. Ряд международных исследований подтверждают, что рестораны высокой кухни, в частности входящие в Красный гид Michelin, способствуют экономическому развитию дестинации, оказывают благоприятное воздействие на имидж дестинации, формируя бренд региона. Кроме того, рестораны, отмеченные звездами Michelin, являются своего рода зеркалом местной кулинарной культуры, разработчиками уникальных гастрономических предложений, промоутерами терруарных продуктов и сельского гастрономического туризма [24, с. 226; 25, с. 156] (De Albuquerque Meneguel, Mundet, Aulet, 2019, p. 226; Batat, 2021, p. 156).

Несмотря на то, что до октября 2021 года в России не было ни одного ресторана, отмеченного звездой Michelin, а в марте 2022 года в связи с начавшейся российской специальной операцией на Украине команда гида Michelin приостановила свою деятельность по рекомендации ресторанов и проекты по развитию Гида Michelin в России [26] (Michelin, 2022), в России c 2016 года публикуется собственный ежегодный рейтинг ресторанов – Национальная ресторанная премия Wheretoeat. Начиная с 2020 года 34 ресторана Санкт-Петербурга и Ленинградской области вошли в топ-100 ресторанов России хотя бы один раз (рис. 2). При этом 12 ресторанов попали в рейтинг и в 2020, и в 2021, и в 2022 годах, т.е. три года подряд. 8 ресторанов дважды были отмечены в этом рейтинге за последние три года. 14 ресторанов попали в рейтинг Wheretoeat только один раз за рассматриваемый период (табл. 5).


(А)

(Б)

(В)
Рисунок 2. Карта ресторанов, вошедших в Национальный ресторанный рейтинг Wheretoeat по итогам 2020, 2021, 2022 годов (разных масштабов)

Источник: составлено автором на основе данных рейтинга [27] (Wheretoeat).

Таблица 5

Место ресторанов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рейтинге Wheretoeat за период с 2020 по 2022 г.

Количество отметок в рейтинге
Название ресторана
2020
2021
2022
***
Birch
3
1
2
Harvest
4
2
3
Bourgeois Bohemains
7
5
6
Tartarbar
15
20
27
Duo Asia
23
16
24
Il Lago Dei Cigni
25
35
75
Duo Gastrobar
26
23
42
Probka
31
38
56
Jerome
45
55
82
Commons
77
32
41
Meal
91
26
23
Nordic
96
31
70
**
Mr. Bo
27
34

Big Wine Freaks
66
56

Hamlet + Jacks
74
91

Beefzavod
57

94
Cococouture

10
10
Eclipse

30
13
Сад

59
72
Salone Pasta&Bar

83
99
*
Percorso
54


Caviar Russia
83


Paloma Cantina
93


Мансарда
97


Блок
99


Nama

66

Футура

87

Ferma

98

Osteria Betulla


14
Recolte


35
Sea, Signora


57
Self Edge Japanese


85
Animals


92
Источник: составлено автором на основе данных рейтинга [27] (Wheretoeat).

Помимо ресторанов, являющихся одним из ключевых или по крайней мере самым очевидным объектом показа гастрономического туризма, регионы представлены различными гастрономическими объектами, не готовыми к приему гостей и не являющимися сформированным туристским продуктом, но обладающими огромным потенциалом для того, чтобы стать центрами притяжения гастрономических туристов.

На 2022 год, согласно сайту «Заводы России», в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действовало 70 пищевых и сельскохозяйственных предприятий, среди которых винные, пивоваренные и ликеро-водочные заводы, кондитерские фабрики, молочные заводы, хлебокомбинаты, фермерские предприятия и пр. (рис. 3, 4).

Рисунок 3. Карта предприятий сельскохозяйственной и пищевой промышленности в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Источник: составлено автором на основе данных [28] (Zavody.RF).

Рисунок 4. Предприятия сельскохозяйственной и пищевой промышленности в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, ед.

Источник: составлено автором на основе данных [28] (Zavody.RF).

Наиболее привлекательными для организации гастрономических туров с точки зрения эстетики и возможности реализации продукции являются кондитерские фабрики, молочные заводы, фермерские предприятия, хлебо- и хладокомбинаты, а также производители алкогольных и безалкогольных напитков. На просторах интернета можно найти экскурсии для организованных групп на некоторые предприятия, например, на завод по производству мороженого «Петрохолод», шоколадную фабрику им. К. Самойловой и пивоваренный завод «Балтика».

Помимо указанных выше ресторанов и производственных предприятий, в Санкт-Петербурге действуют 9 специализированных сельскохозяйственных рынков, а в Ленинградской области один специализированный рынок по продаже продуктов питания [16] (Rosstat). Кроме того, в рассматриваемых субъектах организовываются универсальные ярмарки, ярмарки выходного дня, а также специализированные ярмарки по продаже продовольственных продуктов (рис. 5).

Рисунок 5. Ярмарки, организованные в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2020 и 2021 гг. (по кварталам), ед.

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [16] (Rosstat).

Следует отметить, что часть ярмарок, по крайней мере в допандемийный период, организовывалась в рамках проведения гастрономических мероприятий и праздников.

Заключение

Всесторонний анализ ресурсной составляющей Санкт-Петербурга и Ленинградской области продемонстрировал значительный потенциал субъектов для развития гастрономического турима. Несмотря на отстающие позиции Северо-Западного федерального округа в производстве сельскохозяйственной продукции, являющейся основным сырьем для производства блюд, а также невыраженность локальной кухни, Санкт-Петербург и Ленинградская область обладают конкурентоспособной туристской инфраструктурой, ценным этно-культурным наследием и внушительными ресторанными и производственными возможностями для создания гастрономического бренда субъектов и формирования туристического продукта гастрономической направленности. Пандемия коронавирусной инфекции, а также введенные антироссийские санкции предоставляют уже и без того популярным среди соотечественников рассматриваемым регионам возможности для диверсификации существующего туристского предложения, развития гастрономического туризма и усиления своих позиций на данном рынке.

[1] В таблице показана доля от общероссийского объема производства сельскохозяйственной продукции, а также доля субъекта в объеме производства сельскохозяйственной продукции федерального округа.

[2] Выводы о федеральных округах лидерах и реципиентах сделаны автором на основании рисунка 1.

[3] На момент работы над статьей данные о размещении коренных малочисленных народов по результатам Всероссийской переписи населения 2020 года опубликованы не были.


References:

Artemeva S.V. (2016). Marketingovye tekhnologii prodvizheniya gastronomicheskogo turizma na turisticheskom rynke Sankt-Peterburga [Marketing technologies for the promotion of gastronomic tourism in the tourist market of St. Petersburg]. Economics and management: analysis of trends and development prospects. (29). 20-25. (in Russian).

Batat W. (2021). The role of luxury gastronomy in culinary tourism: An ethnographic study of Michelin‐Starred restaurants in France International Journal of Tourism Research. 23 (2). 150-163. doi: 10.1002/jtr.2372.

Consequences of the conflict in UkraineMICHELIN Guide. Retrieved June 04, 2022, from https://www.michelin.com/en/press-releases/michelin-guide-consequences-of-the-conflict-in-ukraine/#:~:text=Given%20the%20severity%20of%20the,promote%20Moscow%20as%20a%20destination

De Albuquerque Meneguel C.R., Mundet L., Aulet S. (2019). The role of a high-quality restaurant in stimulating the creation and development of gastronomy tourism International Journal of Hospitality Management. 83 220-228. doi: 10.1016/j.ijhm.2018.10.018.

Egorov D.A., Zaytseva N.A. (2017). Razvitie industrii obshchestvennogo pitaniya i gostepriimstva v Leningradskoy oblasti [Development of the catering and hospitality industry in the Leningrad region] Tourism and cross-border cooperation: gastronomic tourism and its role in the diversification of economic activity in the region. 26-30. (in Russian).

Ellis A. et al. (2018). What is food tourism? Tourism Management. 68 250-263. doi: 10.1016/j.tourman.2018.03.025.

Kalenjuk B. et al. (2015). Offer of authentic food as a condition for gastronomic tourism development The European Journal of Applied Economics. 12 (2). 27-34. doi: 10.5937/ejae12-9139.

Karmanova A.E. (2017). Gastronomicheskiy turizm kak faktor rosta konkurentosposobnosti Sankt-Peterburga [Gastronomic tourism as a factor of growth of competitiveness of St. Petersburg] Current problems in modern science and ways to solve them. 60-64. (in Russian).

Khomenko V.I., Moiseeva M.S. (2018). Innovatsionnye podkhody k organizatsii event-meropriyatiy v gastronomicheskom turizme v sovremennoy Rossii [Innovative approaches to the organization of event events in gastronomic tourism in modern Russia] Innovative approaches to solving modern problems of the social, humanitarian and economic spheres. 113-126. (in Russian).

Kotova N.P. i dr. (2018). Gastronomicheskiy turizm v SPeterburge i ego perspektivy [Gastronomic tourism in St. Petersburg and its prospects] Tourist and recreational complex in the system of regional development. 138-141. (in Russian).

Lebedeva S.A. (2018). Ekonomika vpechatleniy v sfere turizma. Nekotorye napravleniya realizatsii turistsko-rekreatsionnyh vozmozhnostey Kamchatskogo kraya [The economy of impressions in the field of tourism. Some directions of realization of tourist and recreational opportunities of the Kamchatka Territory] Economics, management, finance. 178-184. (in Russian).

Lebedeva S.A. (2018). Etimologiya ponyatiya «gastronomicheskiy turizm» i ego sootnoshenie s kontseptsiey «ekonomika vpechatleniy» [The etymology of the notion «gastronomic tourism» and its correspondence with the experience economy] Problems, experience and prospects for the development of tourism, service and socio-cultural activities in Russia and abroad. 125-130. (in Russian).

Levitt J.A., DiPietro R.B. (2021). Authentic restaurants and food tourism: Food tourists versus general tourists Journal of Gastronomy and Tourism. 5 (4). 221-236. doi: 10.3727/216929721X16105303036571.

Morozova T.V., Kozyreva G.B., Belaya R.V., Morozov A.A. (2021). Problemy i perspektivy razvitiya etnokulturnogo turizma na territoriyakh prigranichya [Problems and prospects of ethno-cultural tourism in the cross-border regions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (11). 2565-2574. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.11.113749.

Olifir D.I. (2018). Etnograficheskiy turizm v Leningradskoy oblasti: ego rol v kulturnom razvitii regiona [Ethnographic tourism in the Leningrad Region: its role in the cultural development of the region] 22nd Tsarskoye Selo readings. 45-48. (in Russian).

Pine B.J., Gilmore J.H. (1999). The experience economy: work is theatre & every business a stage Boston, Massachusetts: Harvard Business Press.

Salin V.N., Vakhrameeva M.V., Narbut V.B. (2021). Statisticheskaya otsenka deyatelnosti kollektivnyh sredstv razmeshcheniya i ikh vklada v ekonomiku subektov Rossiyskoy Federatsii [Statistical assessment of the activity of collective accommodation facilities and their contribution to the economy of the Russian Federation regions]. Statistika i Ekonomika. 18 (6). 35-48. (in Russian). doi: 10.21686/2500-3925-2021-6-35-48.

Tanina A.V., Tanin E.F. (2020). Ispolzovanie tsifrovyh tekhnologiy v razvitii promyshlennogo turizma v Sankt-Peterburge [The use of digital technologies in the development of industrial tourism in St. Petersburg] Sustainable development of the digital economy, industry and innovation systems. 640-643. (in Russian). doi: 10.18720/IEP/2020.7/198.

Vorobeva E.V. (2019). Gastronomicheskie ekskursii: problemy i perspektivy razvitiya Leningradskoy oblasti [Gastronomic excursions: problems and prospects of development in the Leningrad region] Current trends in the development of the global, national and regional hospitality industry. 107-112. (in Russian).

Vorobyova E.V., Zhukov P.V. (2019). Razvitie ekskursionno-gastronomicheskoy deyatelnosti v Leningradskoy oblasti [Development of excursion and gastronomic activities in the leningrad region] Youth tourism in Russia: resources, trends, prospects. 61-64. (in Russian).

Zhukov P.V. i dr. (2021). Perspektivy razvitiya gastronomicheskogo turizma v Vyborgskom rayone Leningradskoy oblasti [The gastronomic tourism development prospects in Vyborg district (Leningrad region, Russia)]. Service and Tourism: Current Challenges. 15 (4). 98-106. (in Russian). doi: 10.24412/1995-0411-2021-4-98-106.

Страница обновлена: 03.05.2025 в 21:46:35