Human–centricity as a necessary condition for the economy of the future

Galchenko S.A.1, Sezonova O.N.1, Khodyrevskaya V.N.1, Trubnikova V.V.1, Ryumshin A.V.1
1 Курский государственный университет, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 2 (April-June 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48614438
Cited: 18 by 07.12.2023

Abstract:
The article presents the authors' approach to the study of the elements of human-centricity and mass uniqueness in the digital ecosystem of the modern labour market. The scientific problem was the study of human-centricity as an integral element of the economy of the future. The main research purpose was to identify and study the elements of human-centricity, as well as the factors influencing it. The scientific novelty of the research lies in the presentation of the authors' model of the human-centricity of the digital ecosystem. The model consists of three elements: gig economy, Industry 4.0 and lifelong learning. The novelty of the research lies in understanding the inter-component interrelated factors affecting the human-centricity of the economy, which makes it possible to form the directions of their regulation for the purpose of productive development of the economic system as a whole and each person. As part of the comparative analysis, a comparison of theoretical provisions on the understanding of human-centricity by foreign and Russian researchers was carried out. The concept of human-centricity was studied. Using the analytical method of research, statistical reports of the OECD, the ILO, the World Economic Forum, analytical reviews and forecasts from the RAEC, HSE, Microsoft, BCG, Upwork, PwC, McKinsey, HeadHunter studies describing diverse experiences, problems and prospects of modern digital business management systems were studied. A cubic model of intelligence was implemented. The concept of lifelong learning was studied. The importance of factors determining trends in the development of the labour market of the economy of the future was proved. The results of the study will be of interest to specialists in labour economics, human resource management, and organization management.

Keywords: human-centricity, mass uniqueness, gig economy, lifelong learning, skills mismatch

JEL-classification: E24, J24, O15, O31



Введение

В настоящее время преобладающее большинство субъектов экономических систем осуществляют деятельность в условиях острой конкурентной борьбы, непрерывного развития процессов цифровизации и автоматизации, быстро меняющихся предпочтений, сокращения жизненного цикла товара [18] (Benabdellah, Bouhaddou, Benghabrit, Benghabrit, 2019). Тем не менее роль и значение человеческого капитала как основного фактора в любой экономической системе не теряет актуальность. Еще в первой половине ХХ века Томас Кун в своем труде «Структура научных революций» [9] (Kun, 1975) говорил о неизбежном сдвиге управленческой и поведенческой парадигмы, что мы и наблюдаем в текущей социально-экономической ситуации. В исследованиях Сергуниной Н.А. отмечено, что человек должен получать удовольствие от процесса труда, созидать с желанием и творчески, стремиться к развитию и познанию, ведь человек работает для человека [13] (Sergunina, Bykova, 2021). Человекоцентричная система взаимоотношений в организации основана на данном подходе, на технологии социальных взаимоотношений, которая определяет раскрытие потенциала человека, личностного и профессионального, развитие и самореализацию. Данный подход подчеркивает, что человек важнее систем и технологий [15, 19] (Dutch MacDonald, Shiever, Nancy Rekhelman, Rehaab Raza, Phil Gerrard, David Heacock, 2020).

Представляя образ будущей организации как экономического субъекта, не возникает сомнений в том, что ее развитие будет неразрывно связано с мегатрендами, которые уже сейчас оказывают влияние на современный рынок труда во всем мире [19] (Dutch MacDonald, Shiever, Nancy Rekhelman, Rehaab Raza, Phil Gerrard, David Heacock, 2020). Несомненно, большинство тенденций уже нашли свою реализацию на современном рынке труда, но пока не ясна скорость и глубина их проникновения. Исходя из данных обстоятельств приобретает актуальность изучение внутреннего системного напряжения, вызванного определением роли и места человека в организации будущего и эффективном распределении человеческого капитала в обществе.

Решение проблемы трансформации существующей системы управления бизнесом в новую систему взаимоотношений в корпоративной среде, использования новых знаний в триаде «стратегия – сотрудники – модель управления» обуславливает актуальность исследования. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена и тем, что концепция обучения на протяжении всей жизни в эволюционной экономике в условиях «квалификационной ямы» и кадрового дисбаланса предполагает ускорение экономических изменений в системе управления бизнесом.

Основной целью исследования является системное представление человекоцентричности в цифровых экосистемах, выявление прямой взаимосвязи между факторами, ее определяющими, и их влияния на глобальные преобразования в экономике будущего.

Основные задачи исследования заключаются в выявлении влияния существующих тенденций развития рынка труда на структуру человеческого капитала; в прогнозировании трендов развития организации будущего и в определении места человекоцентричности и массовой уникальности, в выявлении важности данных категорий, их влияния на цифровую систему бизнеса и гиг-экономику; в исследовании гибридных форматов работы, «квалификационной» ямы и экспоненциальной трансформации цифровых экосистем.

Гипотеза исследования: человекоцентричность в цифровой экосистеме управления государством и бизнесом способствует решению бизнес-задач на качественно новом уровне, что обеспечит соответствие качества человеческого капитала национальной системе квалификаций и требованиям будущего рынка труда.

Далее более подробно исследуем и аргументируем вышесказанные идеи и утверждения о значимости человекоцентричности и массовой уникальности, об их роли в системе управления человеческими ресурсами. Исследуем мегатренды меняющегося рынка труда, формирование навыков будущего, индекс человеческого капитала, определим проблему человекоцентричности системы и ее принципиальные отличия от традиционной HR-модели, представим компаративный анализ зарубежных мнений. Статья завершается сравнительным обсуждением результатов и определяет возможности для дальнейших исследований. Глубина проработанности темы определяется изученными литературными источниками, представленными в списке.

Методы исследования

Основу методологии нашего исследования составили теоретические положения и практический опыт в области развития концепции человекоцентричности, полученные зарубежными [18, 19, 21, 22] (Benabdellah, Bouhaddou, Benghabrit, Benghabrit, 2019; Dutch MacDonald, Shiever, Nancy Rekhelman, Rehaab Raza, Phil Gerrard, David Heacock, 2020) и отечественными исследователями [5–8, 10, 12, 13, 16, 17] (Dmitrieva, Butenko, 2019; Dorokhova, 2021; Kolpachnikova, Tishova, 2016); Kravchenko, 2020; Nasyrova, 2021; Semyanova, 2009; Sergunina, Bykova, 2021; Shtroo, 2016; Shcherbakova, Evdokimova, Savitseva, 2019).

Для подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования нами были использованы теоретические и эмпирические методы: компаративный анализ, системный анализ и синтез, обобщение, и аналитический метод, кубическая модель интеллекта.

Компаративный анализ проведен на основании сравнения теоретических положений о понимании человекоцентричности зарубежными и отечественными исследователями [3–5, 7, 16, 17, 22] (Dmitrieva, Butenko, 2019; Kolpachnikova, Tishova, 2016; Shtroo, 2016), он позволил определить значимость данной концепции как со стороны государственных структур, так и со стороны всех участников экосистемы бизнеса (топ-менеджмент, сотрудники и клиенты).

Методом системного анализа изучена концепция человекоцентричности, выявлены факторы, ее определяющие и оказывающие влияние на развитие. Использование метода синтеза и обобщения послужило основой для формирования модели человекоцентричной цифровой экосистемы бизнеса (рис. 1). В рамках исследования мы постарались определить концептуальные основания для построения человекоцентричной цифровой экосистемы бизнеса. В качестве таких оснований нами предлагается рассмотреть три взаимосвязанных компонента, учитывающих образ будущей организации: gig-экономика, четвертая промышленная революция и непрерывный процесс обучения, самопознания и саморазвития (рис. 1).

Аналитический метод заключался в сборе данных из открытых официальных источников. В рамках исследования были использованы статистические отчеты ОЭСР [24], МОТ [25], Всемирного экономического форума [2], аналитические обзоры и прогнозы от РАЭК, НИУ ВШЭ, Microsoft [1], BCG [3], PwC [20], статьи McKinsey [22], описывающие позитивный опыт, проблемы и перспективы современных цифровых систем управления бизнесом.

Рисунок 1. Модель человекоцентричной цифровой экосистемы

Источник: составлено авторами.

В рамках данного метода были получены результаты, подтверждаемые количественными данными, о стремлении современных организаций к человекоцентричности, связывая ее с массовой уникальностью, обучением в течение всей жизни и выстраиванием гибких систем трудовых отношений, с целью формирования высококонкурентного человеческого капитала в мировом экономическом пространстве.

Кубическая модель интеллекта применялась в рамках исследования концепции Lifelong learning, ориентированной на человека, с использованием трех критериев: основание «операции» (государство, учебные заведения, работодатели), основание «содержание» (знания, способности, мотивация, возможности), основание «результат» (мобильность компетенций, навыки будущего, эмоциональный интеллект).

Результаты исследования

В методологической части исследования нами представлена модель человекоцентричной цифровой экосистемы бизнеса (рис. 1), в центре которой и находится человекоцентричность, появление и развитие которой обуславливают три мегатренда: gig economy, industry 4.0 и lifelong learning. Далее определим актуальность человекоцентричности, важность и значимость данной категории в системе взаимодействия внутри экосистемы.

Часто понятие человекоцентричности представляют через подход «человек – ценность – все для человека», но существуют и альтернативные точки зрения. В процессе исследования проведен сравнительный анализ определений разных авторов в направлении человекоцентричности в цифровой экосистеме настоящего и в экономике будущего [1, 3, 5, 7, 18, 19] (Dmitrieva, Butenko, 2019; Kolpachnikova, Tishova, 2016; Benabdellah, Bouhaddou, Benghabrit, Benghabrit, 2019; Dutch MacDonald, Shiever, Nancy Rekhelman, Rehaab Raza, Phil Gerrard, David Heacock, 2020).

Во мнении каждого прослеживается явная заинтересованность всех участников социально-экономической системы (стейкхолдеров): государственных структур, руководителей организаций, сотрудников и клиентов. Ориентированность на человека повышает лояльность и удовлетворенность сотрудников, поскольку их принимают и уважают за ценность и уникальность. Очевидным является, что человек важнее виртуальных систем и цифровых технологий, человек созидает и реализует, наставляет и управляет, моделирует и воплощает. Человек в своей обыденности и уникальности, в своей деятельности и результативности является уникальным сам по себе.

Gig-экономика и Индустрия 4.0

Рассматривая цифровизацию как один из ведущих трендов развития, можно предположить, что уже сейчас и в будущем общество будет сталкиваться с такими вызовами, как риск цифрового разрыва, низкая инновационная культура, рост спроса на специалистов с современными навыками цифровой грамотности, нарастающая потребность в инструментах постоянного отслеживания перспективных тенденций человеческого капитала и многие другие. Предполагается, что к 2035 году будет автоматизирована 1/3 всей мировой работы и существенно изменятся ¾ рабочих мест. Это подтверждают данные отчета за 2020 год «The Future of Jobs», где отражены результаты опроса 291 глобальной компании с общей численностью сотрудников более 7,7 млн человек по всему миру (окончательная выборка включала 15 отраслевых кластеров из 26 стран, на долю которых в совокупности приходится более 80% мирового ВВП). Согласно опросу, 43% компаний заявили о готовности сократить штат вследствие внедрения технологических инноваций и 34% готовы расширять штат сотрудников в соответствии с внедрением технологических решений [24].

Industry 4.0 или Society 5.0, обусловленная развитием облачных технологий, Big Data, Интернетом вещей, моделированием, роботизацией и иными трендами, вызванными цифровизацией и цифровой трансформацией, определяет фундаментальные изменения экономики в целом и появление gig-экономики. В свою очередь, эти мегатренды выступают локомотивами кардинальных изменений на рынке труда, которые выражены в развитии фриланса, удаленной работы, появлении гибридного офиса и других.

До событий 2020 года в дистанционном режиме работал лишь небольшой процент сотрудников (9 % в Великобритании, 5 % в США, менее 1 % в России) [2]. Хотелось бы подчеркнуть, что исследования о влиянии ограничений на условия труда работников и тенденции на рынке труда в будущем показывают готовность 44% сотрудников работать удаленно, однако реальные цифры о готовности такого шага со стороны работодателя значительно ниже. Предполагается, что на это влияют ряд показателей: уровень дохода населения, особенности отрасли, доступ к сети.

Согласно данным, полученным от руководителей отдела кадров, которые приняли участие в опросе в рамках подготовки отчета за 2020 год «The Future of Jobs» для Всемирного экономического форума, была выявлена взаимосвязь между уровнем доходов населения страны и уровнем ВВП, влияющая на возможность организации удаленной работы. Для стран с высоким уровнем дохода доля удаленной работы может составлять 38%, в странах с уровнем доходов выше среднего – 25%, в странах с уровнем доходов ниже среднего – 17%, 13% в странах с низким уровнем дохода (рис. 2).

Также серьезным фактором, который препятствует переходу на удаленный режим работы, является опасение руководителей по уровню производительности сотрудников, так, 78% работодателей ожидают некоторого негативного влияния, и только 15% опрошенных заявляют об обратном [24].

Рисунок 2. Доля работников, испытывающих затруднение при работе из дома

Источник: [24].

Таким образом, можно сделать вывод о значительных изменениях в мировом экономическом пространстве под влиянием цифровизации, в том числе и на рынок труда. Международная организация труда отмечает появление и развитие новых видов трудовых практик (удаленная работа, фриланс, аутсорсинг), которые распространяются как на зарубежном, так и на отечественном рынке, особенно в период пандемии COVID-19 [8] (Kravchenko, 2020). Стоит отметить, что закрепление в обществе ценностей гибридной работы и гибкого рабочего дня, возрастающее качество гарантии трудовых прав и быстрое развитие цифровых платформ, несомненно, ускорят рост абсолютного и удельного числа занятых в gig-экономике относительно всего объема рабочей силы.

Индустрия 4.0 и lifelong learning

Как было отмечено выше, основная идея на пересечении трендов Industry 4.0 и gig economy заключается в развитии направления удаленной работы и фриланса, что определяет необходимость постоянного обучения и актуальность концепции Lifelong learning.

Изначально в контексте подхода Lifelong learning наибольшую актуальность приобретают знания человека, позволяющие изменить роль индивида в системе управления, глобализации, автоматизации и других современных глобальных трендов. В настоящее время актуализируется область знаний «образование будущего» с тенденцией «учебные заведения переориентируют свои усилия с того «кто и в каких условиях учит» на «то чему научили и какой спрос на выпускников», в свою очередь, обучение вдолгую гарантирует разрыв между полученными профессиональными навыками и требованиями рынка труда, что способствует появлению «квалификационной ямы». В статье данный подход предложен в контексте кубической модели как метода исследования. В рамках развития «образования будущего» необходимо получить ответы на вопросы: что познается? как познается? для чего познается? [10] (Nasyrova, 2021).

Изначально наибольшую актуальность приобретают компетенции, под которыми будем понимать способность адекватно использовать результаты обучения в контексте личного или профессионального развития. Например, надпрофессиональные компетенции, или гибкие навыки (soft skills и hard skills) [6] (Dorokhova, 2021). В Декларации человекоцентричности отмечено, что «сегодня не может быть иной человекоцентричности, кроме той, что основывается на когнетивных науках, изучающих природу человеческого поведения, таких как: поведенческая экономика и учение об эмоциональном интеллекте» [4].

Фактор кубической модели «мотивация» в статье мы характеризуем как стимулирование работника к деятельности, направленной на достижение целей бизнеса через изменения, которые необходимы персоналу в ближайшем будущем. К таким изменениям мы отнесли: во-первых, повышение квалификации (upskilling), и во-вторых, переподготовку (reskilling) [1]. Работа над программами переподготовки позволяет компании лучше подготовиться к критическим изменениям в будущем. Так, к 2025 году пятидесяти процентам сотрудников потребуется переподготовка для соответствия новым требованиям [1]. Характеризуя фактор кубической модели «возможности», речь идет о построении карьерного трека, который связан с мотивационными стимулами, наибольший интерес работодателя вызывают люди с высокой потребностью в достижениях [12] (Semyanova, 2009).

Таким образом, возникает необходимость в выявлении и понимании подхода, который бы мог остановить и изменить тенденцию увеличения цифровой и квалификационной ямы. По мнению многих исследователей, таким подходом может стать человекоцетричный подход, согласно которому работодатель и работник смогут извлекать максимальные выгоды для себя, выстраивая такую экосистему бизнеса, которая бы позволяла совершенствовать свои навыки в течение всей жизни и повышать производительность труда, увеличивая доходы компании.

Lifelong learning и gig экономика

Логичным продолжением симбиоза трендов в lifelong learning и gig-экономике является массовая уникальность, которую будем рассматривать как переход от стандартизированной системы обучения к формированию индивидуального компетентностного профиля обучающихся и работающих индивидов с целью максимальной реализации их потенциала в личной жизни, трудовой и социальной деятельности. Еще в 1989 году Стивен Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» говорил о том, что первостепенными для человека являются три составляющие: знание, умение и желание. Эти позиции взаимосвязаны, но от желания зависит очень многое, а синергия трех составляющих гарантирует успех и развитие личности. Подобная мысль представлена в исследовании BCG [3], но в несколько ином контексте, здесь определяющая роль принадлежит способности, мотивации и возможности.

Концепция человекоцентричности и массовой уникальности ориентированы на увеличение благополучия и удовлетворенности уровнем жизни населения, что, в свою очередь, определяет, насколько человек счастлив. С 2012 года в Организации Объединенных Наций на конференциях активно обсуждают вопрос экономики счастья и всемирного счастья. Так, на сайте World Happiness Report опубликован доклад о мировом счастье за 2021 год [14] (Khellivell Dzhon, Richard Leyard, Dzheffri Saks, YanEmmanuel De Neve, 2022), в котором четко прослеживается важность человекоцентричности и умение гибко реагировать в условиях постоянных изменений и мировых катаклизмов, определенных в настоящее время кризисом Covid и не только.

На рисунке 3 представлена оценка степени удовлетворенности жизнью в сопоставлении с ВВП на душу населения по исследованиям Our world in data (информационный ресурс о глобальных проблемах человечества) [23].

Исследование проведено по методике «Лестница Кантрила», которая имеет 11 этапов: верхний этап определяет наилучшие условия жизни, а нижний – наихудшие. Анализируя представленную диаграмму, можно отметить, что Россия занимает промежуточное значение между 5 и 6 позицией, лидером выступает Германия. Посмотрев динамику данных показателей за 2015 год, наблюдаем, что Россия занимала устойчивую позицию выше 6, Германия и США оставались на том же уровне.

Рисунок 3. Оценка степени удовлетворенности жизнью в сопоставлении с ВВП на душу населения [23]

В исследованиях Поповой С.А. [11] (Popova, 2021) отмечено, что в современных условиях подвергается сомнению объективность главного показателя экономического состояния страны – ВВП, так как он в некоторой степени искажает ситуацию в экономике, в частности, не учитывает показатели здоровья населения, уровень образования и состояние окружающей среды. Поповой С.А. [11] (Popova, 2021) предложено ввести такой показатель, как Индекс счастья, на основе которого строится рейтинг стран по уровню достижения счастья (World Happiness Report) по версии ООН [14] (Khellivell Dzhon, Richard Leyard, Dzheffri Saks, YanEmmanuel De Neve, 2022).

Резюмируя вышесказанное, отметим, что личная заинтересованность каждого в обучении, в реализации трудовой деятельности, в достижении личных, организационных и социальных целей подчеркивает значимость человекоцентричности и массовой уникальности в современном мире и является первостепенной основой в модели ««человек – ценность – все для человека».

Дискуссия

Большое количество исследований о роли человека в организации, которые были нами изучены, свидетельствуют об эволюции научных представлений, начиная от «человека экономического», «человека социального» [22], «человека, производящего знания» [21] (Horx, 2001) и заканчивая «человеком информационным» [17] (Shcherbakova, Evdokimova, Savitseva, 2019), «человеком цифровым» [16] (Shtroo, 2016).

К числу наиболее значимых отечественных исследователей данного подхода можно отнести Колпачникова В.В. [7] (Kolpachnikova, Tishova, 2016), Штро В.А. [16] (Shtroo, 2016), Насырова С.И. [10] (Nasyrova, 2021). Так, Штро В.А. в своих научных работах говорит о том, что может быть три пути реализации человекоцентричного подхода в организации [16, с. 95–97] (Shtroo, 2016, р. 95–97). В работах [5, 8, 13, 15] (Dmitrieva, Butenko, 2019; Kravchenko, 2020; Sergunina, Bykova, 2021) приведены четкие аргументы в пользу целесообразности использования человекоцентричной модели в цифровой экономической системе и определены перспективы развития изученной концепции в будущем. В данном исследовании авторами представлена обобщенная модель элементов человекоцентричности, которая сгруппирована в три блока, каждая составляющая свидетельствует о взаимосвязи элементов гиг-экономики, обучения в течение всей жизни и Индустрии 4.0, а также элементов, образованных на пересечении этих блоков: массовая уникальность, удаленная работа и гибридный офис, «квалификационная яма». Данный подход в исследовании человекоцентричности и факторов, на него влияющих, принципиально отличает данное исследование от остальных.

Заключение

Таким образом, в исследовании рассматривается проблема перехода к человекоцентричной системе взаимодействия в цифровой экономике, в которой выявлены проблемы формирования концепции массовой уникальности, «квалификационной ямы», перехода на удаленный режим работы и гибридный офис. Основное внимание в статье авторы акцентируют на видении человекоцентричности в цифровой системе управления бизнесом как одной из основных парадигм современной экосистемы, основанной на экспоненциальном развитии всех сфер жизнедеятельности, где четко прослеживается значимость ценностей, развитие личностного и профессионального потенциала каждого индивида. Решение перечисленных проблем авторам видится в группировке и объединении в модель человекоцентричной цифровой экосистемы исследуемых элементов человекоцентричности. Особенностью авторского подхода является учет тенденций развития и глобальных рисков текущего этапа реализации человекоцентричной модели цифровой экономики, который предполагает взаимосвязанность человекоцентричного подхода и цифровой трансформации всей экосистемы. В дальнейших исследованиях целесообразно глубоко проработать проблему кадрового разрыва и возникновения «квалификационной» ямы, что определяет появление сложностей в реализации новых форматов работы (фриланс, удаленная работа, гибридный офис), целесообразность развития массовой уникальности путем реализации подхода Lifelong learning.


References:

Benabdellah A.C., Bouhaddou I., Benghabrit A., Benghabrit O. (2019). A systematic review of design for X techniques from 1980 to 2018: Concepts, applications, and perspectives International Journal. 102 (9). 3473-3502. doi: 10.1007/s00170-019-03418-6.

Dmitrieva D.S., Butenko E.D. (2019). Chelovekotsentrichnost i dizayn–myshlenie. Stadii protsessa dizayn–myshleniya [Human–centricity and design thinking. Stages of the design thinking process] University science to the region. 481-483. (in Russian).

Dorokhova M.S. (2021). Gibkie navyki sovershennogo brenda [Flexible skills of a perfect brand]. Brend–menedzhment. (1). 18-33. (in Russian).

Dutch MacDonald, Shiever H.R., Nancy Rekhelman, Rehaab Raza, Phil Gerrard, David Heacock Human-Centered Design Is More Important Than EverBcg.com. Retrieved February 11, 2022, from https://www.bcg.com/publications/2020/the-importance-of-human-centered-design

Education Strategy 2014 – 2021Unesco. Retrieved January 30, 2022, from https://en.unesco.org/icted/content/unesco–education–strategy–2014–2021

Horx M. (2001). Smart Capitalism. Das Ende der Ausbeutung Frankfurt: Eichborn.

Kolpachnikova V.V., Tishova A.N. (2016). Chelovekotsentrirovannyy podkhod v organizatsiyakh: utopiya ili strategicheskiy potentsial? [Person-centered approach in organizations: utopia or strategic potential?]. Organizatsionnaya psikhologiya. 6 (3). 38-49. (in Russian).

Kravchenko A.L. (2020). GIG ekonomika: transofrmaiya rynkov truda v usloviyakh COVID–krizisa [Gig economy: transforming labor markets in the context of the COVID crisis]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta Dubna. Seriya: Nauki o cheloveke i obschestve. (3). 59-65. (in Russian). doi: 10.37005/2687-0231-2020-0-9-59-65.

Kun T. (1975). Struktura nauchnyh revolyutsiy [The structure of scientific revolutions] M.: Progress. (in Russian).

Lund S., Cheng W.–L., Dua A., De Smet A., Robinson O., Sanghvi S. What 800 executives envision for the postpandemic workforceMckinsey.com. Retrieved February 01, 2022, from https://www.mckinsey.com/featured–insights/future–of–work/what–800–executives–envision–for–the–postpandemic–workforce

Nasyrova S.I. (2021). Mezhkomponentnye otnosheniya v ekonomike, orientirovannoy na cheloveka (chast pervaya) [Inter-component relations in a human-centered economy (part 1)]. Economics and management. 27 (8(190)). 612-621. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2021-8-612-621.

Our world in data. Retrieved February 03, 2022, from https://ourworldindata.org/grapher/gdp–vs–happiness?country

Popova S.A. (2021). Tsivilizatsionnoe schaste kak alternativa valovogo vnutrennego produkta [Civilizational happiness as an alternative to gross domestic product]. Vestnik evraziyskoy nauki. 13 (3). (in Russian).

Scherbakova L.N., Evdokimova E.K., Savitseva S.A. (2019). «Chelovek informatsionnyy» kak novyy subekt tsifrovoy ekonomiki [«Man of information» as a new subject of digital economy]. Fundamental research. (11). 202-206. (in Russian).

Semyanova S.V. (2009). Kak vyyavit v kompanii talantlivyh lyudey i uderzhat luchshikh rabotnikov? [How to identify talented people in the company and retain the best employees?]. Upravlenie razvitiem personala. (2). 86-91. (in Russian).

Sergunina N.A., Bykova N. (2021). Moskva: umnye resheniya dlya kachestva zhizni [Moscow: smart solutions for the quality of life]. Standards and Quality (Standarty i kachestvo). (10). 84-87. (in Russian).

Shtroo V.A. (2016). Chelovekotsentrirovannyy podkhod i praktika upravleniya personalom v rossiyskikh organizatsiyakh [Person-centered approach and human resource management in Russian organizations]. Organizatsionnaya psikhologiya. 6 (3). 91-104. (in Russian).

The Future of Jobs ReportWorld Economic Forum. Retrieved January 25, 2022, from https://www.weforum.org/reports/the–future–of–jobs–report–2020

Страница обновлена: 02.05.2025 в 20:19:56