Economic and territorial claims of the ASEAN states to the South Pacific in the context of gray schemes of the interregional shadow economy

Khazanov A.M.1, Voronin S.A.2
1 Институт Востоковедения РАН, Russia
2 РУДН, Российский университет дружбы народов, Russia

Journal paper

Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 1 (January-March 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49827120
Cited: 3 by 30.01.2024

Abstract:
The specific trends of the Southeast Asian countries' economic and territorial claims to the South Asian states are reflected. On the basis of authoritative sources, key conflicts in the two regions have been identified . The ways out of the economic and political crises of each territorial or economic dispute are outlined. A forecast and overview of scenario outlooks for these ASEAN requirements in each specific vector of international economic relations is given. The specific features of the external forces' influence in the region are described. The interests of the PRC and the USA were taking into account in each specific dispute between the associated states of the two regions.

Keywords: ASEAN, Asia-Pacific region, South Pacific region, South-East Asia, territorial claims, global economic crisis and territorial claims of states, states' territorial claims, shadow economy

JEL-classification: F60, F62, F 63, F 64, F 65, F66, F 68



Введение

Волны глобального экономического кризиса порождают комплексные явления в системе усиления центробежных тенденций от глобализации к регионализации, а далее к обострению территориальных конфликтов соседних государств с целью обретения баз ресурсов, которые являются осью геополитических интересов любого государства в начале ХХI века [1, 3] (Dinkevich, 2009; Dinkevich, 2010).

Локальные территориальные конфликты таковы: обострения борьбы за ресурсы во всем регионе Большого Востока создают платформу нестабильности геополитического и геостратегического пространства в системе комплексных международных отношений. Подход претензий к соседям по переделу сфер влияния, акваторий, принадлежности провинций и иные недружественные действия все чаще происходят в Южном Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии. Существуют два отдельных сюжета: территориальные споры внутри блока АСЕАН и их претензии к государствам Океании, имеющие всегда экономическую подоплеку. В ряде научных исследований рассматриваются отдельные проблемы экономики стран ЮТР [23, 24, 29–32] (Drobot, 2020; Balashov, Dzhavadov, 2019; Drobot, Rybalko, 2020; Kolmakova, 2021; Kostyuchenko, 2018; Kostyuchenko, 2017).

Тем не менее международным сообществом и экспертами редко уделяется скрупулезное внимание изучению и поиску решений в системе нерешенных конфликтов государств АСЕАН со странами ЮТР [1–22] (Dinkevich, 2009; Drobot, 2021; Dinkevich, 2010; Sharipov, 2021; Zakharev, 2020; Zakharev, 2019; Tikhonova, 2020; Zakharev, 2019; Zakharev, 2021; Zakharev, 2019; Zakharev, 2017; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Zakharev, 2015; Zakharev, 2019; Pale, 2012; Drobot, 2022). Что касается проблем теневой экономики, то среди научных публикаций, вышедших в последнее время, можно отметить работы Бурова В.Ю. [25, 26] (Burov, 2017; Burov, 2021), Дробот Е.В., и Макарова И.Н. [27, 28] (Drobot, Makarov, 2021). Однако проблемам теневизации экономики ЮТР уделяется недостаточное внимание.

Цель исследования – проследить специфику межрегиональных схем теневой экономики Юго-Восточной Азии и Южно-Тихоокеанского региона в контексте изменений геостратегической карты территориальных претензий стран АСЕАН к развивающимся и развитым государствам Океании.

Основная часть

Основной причиной претензий стран ЮВА к государствам Океании являются спорные акватории и возможность, не опасаясь реального военного конфликта, получить «призрачные очки» подобно Австралии, которые в краткосрочном периоде повышают рейтинг политиков без опасения за то, что необдуманные действия приведут к осложненным экономическим или горячим конфликтам. В отличие от ситуации Австралии с КНР и странами АСЕАН, государства ЮВА прекрасно знают о плачевном состоянии вооруженных сил большинства армий ЮТР и о специфике менталитета данных государств, которые в лучшем случае отреагируют острой озабоченностью, в худшем – проигнорируют политический хайп, понимая, что на их суверенитет в реальности никто не покушается, а каких-либо политических или экономических дивидендов ответная реакция просто не даст. Несмотря на это, развивающиеся страны Океании, как могут, укрепляют свою оборонную мощь: они сотрудничают по программе МАР с Новой Зеландией, тренируя регулярные части (сколь бы малы в нашем понимании те ни были) и службы правоохранительных органов, стараются закупать или получают по квоте от Австралии топливо, амуницию, некоторые виды вооружений, проводят самостоятельные периодические учения. У государств ЮТР есть еще один важный инструмент влияния на мировую политику – их голоса в ООН, которыми те открыто торгуют, когда какой-либо державе или блоку стран нужно продавить то или иное решение. Пользовалась этим и Россия, дав денег Науру в объеме, которого хватило бы на покупку голосов всех развивающихся стран ЮТР, представленных в ООН в 2008 году во время признания на краткосрочный период государством Океании двух республик – Абхазии и Южной Осетии. Страны ЮТР поставили на поток торговлю своими голосами в ООН, затем происходит смена правительства, и голос снова свободен, в т.ч. для противоположной предыдущей поддержки точки зрения.

Рассмотрим, какие территориальные конфликты стран Юго-Восточной Азии и Южного Тихоокеанского региона осложняют стабильные отношения в регионе с точки зрения роста региональных специфических сегментов теневой экономики.

Пользование проливами Восточного Тимора открыто и теневым образом активно ангажировано Пекином. Глубоководные проливы облюбовал китайский гражданский и военный (в т.ч. подводный в теневом секторе) флот. Третий внешний к АСЕАН и Океании игрок, однако, вовлекший страны ЮВА и ЮТР в активное противостояние по данному вопросу. Конфликт интересов интегрировал в актуальную проблему Индонезию, от которой Восточный Тимор отделился, и Австралию, скрупулезно препятствующую усилению КНР в регионах ЮВА и ЮТР.

Конфликт Филиппин и Палау по спорной акватории. Филиппины для повышения престижа высказывают претензии к акватории Палау. В свою очередь, государство Океании усиливает патрули у де-юре границ, сокращая торговые обороты с данной страной.

Территориальные претензии Индонезии к Палау. Индонезия, болезненно воспринявшая выход из своего состава Тимора-Лешти, пытается восстановить престиж призрачными очками, в т.ч. в форме территориальных претензий к ряду государств Юго-Восточной Азии (Малайзия и Сингапур), Восточной Азии (к КНР в Южно-Китайском море) и к государствам Океании, в т.ч. также к акватории Палау. Несмотря на слабую вероятность вторжения, поведение индонезийских властей стимулирует напряжение правящей элиты в столице Нгеру́лмуд. В 2010 году был продлен договор о свободной ассоциации с США, что охладило Джакарту развивать вектор претензий к архипелагу в ЮТР. При этом происходит серьезное разрастание теневого рынка и борьбы за его ниши в сфере морских пищевых ресурсов, освоения быстрых ресурсов альтернативного сектора редкостей: жемчуг, кораллы, отлов редких видов существ в научных целях и др.

Вопросы границы Ириан-Джая и Папуа – Новой Гвинеи. Индонезия проводит политику трансмиграции, заселяя наименее развитый регион населением с перенаселенного острова Явы. В районе города Соронга были обнаружены месторождения нефти, что для Джакарты является ключевым ресурсом на фоне истощения ресурсов углеводородов в западных провинциях. Ввиду того, что в Папуа – Новой Гвинее полыхала война за независимость другого богатого ресурсами региона – острова Бугенвиль в 1988–1997 гг., ТНК ряда развитых стран расхищали природные ресурсы острова, пользуясь гражданской войной [20] (Zakharev, 2019). Да и после референдума 2019 года КНР благополучно ведет часть теневых операций с Бугенвилем, не разрывая отношение с центральным правительством в Порте-Морсби. Индонезия оценивала возможности предъявления претензий к существующей по настоящее время сухопутной границе по острову Новая Гвинея. Однако ввиду комплекса проблем от племен-каннибалов до особо тяжелых климатических условий данный вектор внешней политики Джакарты не получил развитие. Страна уделила внимание развитию своих провинций в субрегионе. Тем более, что нефть и другие полезные ископаемые были найдены на собственной территории без нужды к очередным территориальным диспутам, переориентировав внимание Индонезии к Южно-Китайскому морю и Сингапуру по аналогичным вопросам, более актуальным с точки зрения обозримых выгод.

Китайский фактор в Южном Тихоокеанском регионе подразделяется на хуацяо-граждан стран Океании, хуацяо Юго-Восточной Азии, которые ведут бизнес в соседнем регионе, и китайские компании КНР, активно теснящие первых двух из занимаемых ниш. Позиция Австралии, подогреваемая Вашингтоном, вполне однозначна: общий тренд на ослабление влияния КНР в ЮТР во всех формах, помимо этого реванш странам АСЕАН за заслуженные Канберрой санкции после недружественной в адрес блока государства ЮВА политики экс-премьера Эббота [6, 12, 15] (Zakharev, 2021; Zakharev, 2017).

Другим регионом, вызывающим повышенное раздражение Австралии, являются острова Кука, где Новая Зеландия ведет серии совместных проектов с КНР и хуацяо Юго-Восточной Азии, которые теряют позиции в пользу материкового Китая [6–20] (Zakharev, 2020; Zakharev, 2019; Tikhonova, 2020; Zakharev, 2019; Zakharev, 2021; Zakharev, 2019; Zakharev, 2017; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Zakharev, 2015; Zakharev, 2019). Поскольку архипелаг находится в ассоциации с Веллингтоном, у правительства в Канберре нет каких-либо прав вмешиваться в данный предмет ведения, однако постепенное падение роли Австралийского союза с переходом в статус ведомого игрока под эгидой политики США идет весьма болезненно для вчерашнего абсолютного лидера в Южном Тихоокеанском регионе, которого успешно теснят как союзники в лице Лондона и Вашингтона, так и иные игроки – Новая Зеландия своей «мягкой силой» и Китайская Народная Республика [18] (Zakharev, 2015). Одна из существенных проблем теневого сектора – племена с каннибализмом по обе стороны границ, чьи собственные территориальные претензии друг к другу развиваются в форме никем не контролируемых локальных конфликтов. При этом через данный весьма удаленный от изобилия развитых технологий регион мира проходят теневые операции транзита местных редкостей: торговля редкими представителями флоры и фауны (в т.ч. сверхядовитыми змеями-тайпанами, которых сложно вывозить из Австралии, но легко – из ПНГ и Индонезии), минералами. Было несколько провальных попыток КНР наладить добычу полезных ископаемых. В настоящее время китайские фирмы стараются вести деятельность вблизи городов и под мощной охраной, ибо предыдущих бизнесменов в землях каннибалов в полном составе так и не нашли.

Серые зоны финансового сектора государств ЮТР не всегда вступают в конфликт с экономиками стран АСЕАН. Так, увод средств в офшоры или легализация теневых денег спокойно проходят по этапам через Фиджи, Соломоновы острова, потом оседают в Сингапуре, и наоборот, из финансового центра ЮВА потоки переходят в ЮТР и далее по иным регионам мира через международные трансакции. Претензии к банкам развивающихся стран ЮТР имеют более Австралия и США, чем страны АСЕАН, с точки зрения бенефиций от коридора легализации денежных средств либо увода их в офшоры. При этом никаких серьезных санкций никто против ЮТР не вводит.

В обозримом будущем возможен повтор сюжета с появившимися намывными островами, как в Южно-Китайском море делает КНР, а в Малаккском проливе Сингапур, которые позволят государству, их создавшему, продвинуть и перекроить границы уже по другим основаниям.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что территориальные претензии стран Юго-Восточной Азии к государствам Южного Тихоокеанского региона имеют комплексную структуру и охватывают крупный ареал приграничных акваторий и сухопутных границ (рис. 1) [18, 21] (Zakharev, 2015; Pale, 2012). Несмотря на отсутствие горячих конфликтов в данном векторе, подобная риторика побуждает державы соседних регионов не развивать новые векторы стабильных экономических отношений, в которых так нуждаются экономики ввиду волн глобального экономического кризиса, а идти в фарватере традиционных схем союзов и стабильной торговли со старыми партнерами. Государства Океании во многом продолжают ориентироваться на США, Австралию и Новую Зеландию, несмотря на ряд успешных проектов стран Юго-Восточной Азии на их внутреннем рынке. Стратегия двигаться в традиционном фарватере по многим направлениям лишает государства Полинезии, Меланезии и Микронезии стабильного притока денежных средств [21, 22] (Pale, 2012; Drobot, 2022). Возрастающая роль КНР в регионах блока АСЕАН и стран ЮТР также влияет на парадигму смены геостратегической конъюнктуры, которая определит отношения двух регионов в 2020–2040-х гг. ХХI века [6–20] (Zakharev, 2020; Zakharev, 2019; Tikhonova, 2020; Zakharev, 2019; Zakharev, 2021; Zakharev, 2019; Zakharev, 2017; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Zakharev, 2015; Zakharev, 2019).

Рисунок 1. Территориальные претензии стран ЮВА к государствам ЮТР

Источник: составлено авторами по главам труда: Пале С.Е. Постколониальные конфликты в странах Океании. М. 2012.


References:

Avstraliya i Okeaniya: istoriya, kultura, politika, ekonomika [Australia and Oceania: history, culture, politics, economy] (2021). M.: OntoPrint. (in Russian).

Yuzhno-Tikhookeanskiy region: istoriya, politika, ekonomika, kultura [South Pacific region: history, politics, economy, culture] (2019). M.: Onto-Print. (in Russian).

Balashov V.V., Dzhavadov T.E. (2019). Novaya Zelandiya v Yuzhno-Tikhookeanskom regione: reshenie aktualnyh problem [New Zealand in the South Pacific region: the solutions for vital problems]. Journal of international economic affairs. 9 (1). 33-40. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.1.39655.

Burov V.Yu. (2017). Teoreticheskie osnovy issledovaniya tenevoy ekonomiki: retrospektivnyy analiz [Theoretical background for research of shadow economy: the retrospective analysis]. Shadow Economy. 1 (2). 57-72. (in Russian).

Burov V.Yu. (2021). Transformatsiya tenevyh praktik ekonomicheskoy deyatelnosti v usloviyakh pandemii [Transformation of shadow practices of economic activity in the context of a pandemic]. Shadow Economy. 5 (2). 79-94. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.2.112325.

Dinkevich A.I. (2009). Mirovoy finansovo-ekonomicheskiy krizis (opyt strukturno-funktsionalnogo analiza) [The global financial-economic crisis (trial of structural-functional analysis)]. Money and Credit. (10). 23-30. (in Russian).

Dinkevich A.I. (2010). Novaya ekonomika: metodologiya i modeli [The New Economy: Methodology and Models] M.: REA im. G. V. Plekhanova. (in Russian).

Drobot E.V. (2020). Comparative analysis of the international competitiveness of the region (on the example of independent states of the South Pacific region) Journal of international economic affairs. 10 (2). 279-306. doi: 10.18334/eo.10.2.104254.

Drobot E.V. (2021). Sravnitelnyy analiz natsionalnoy konkurentosposobnosti nezavisimyh gosudarstv Yuzhno-Tikhookeanskogo regiona [Comparative analysis of the national competitiveness of independent states of the South Pacific region] M.: OntoPrint. (in Russian).

Drobot E.V. (2022). Risk management in GVCs amidst the COVID-19 pandemic Economic security. 5 (1). 271-302. doi: 10.18334/ecsec.5.1.114272.

Drobot E.V., Makarov I.N. (2021). Otsenka faktorov i stressorov tenevoy ekonomiki: mirovoy opyt [Assessment of factors and stressors of the shadow economy: world experience]. Shadow Economy. 5 (1). 53-77. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.1.112236.

Drobot E.V., Makarov I.N. (2021). Stsenarii razvitiya i strategii upravleniya tenevoy ekonomikoy [Development scenarios and strategies for managing the shadow economy]. Shadow Economy. 5 (3). 183-198. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.3.112237.

Drobot E.V., Rybalko M.L. (2020). Mesto Novoy Zelandii v skladyvayushcheysya arkhitekture mezhdunarodnyh otnosheniy v Yuzhno-Tikhookeanskom regione k kontsu 2010-kh gg [New Zealand's place in the emerging architecture of international relations in the South Pacific region by the end of the 2010s]. Journal of international economic affairs. 10 (1). 27-34. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.41340.

Kolmakova A.V. (2021). Vliyanie globalnoy pandemii na ekonomicheskoe razvitie tenevogo sektora ekonomiki gosudarstv Yuzhno-Tikhookeanskogo regiona [The global pandemic impact on the economic development of the shadow economy in the South Pacific states]. Shadow Economy. 5 (4). 275-284. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.4.113808.

Kostyuchenko I.G. (2017). Aziatsko-Tikhookeanskiy region: voprosy ekonomicheskoy integratsii v nachale KhKhI veka [Asia-Pacific region: issues of economic integration in the early 21st century]. Journal of international economic affairs. 7 (2). 183-190. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.2.37990.

Kostyuchenko I.G. (2018). Nekotorye voprosy ekonomicheskogo razvitiya Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona [Some issues of economic development in the Asia-Pacific region]. Journal of international economic affairs. 8 (1). 81-94. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.1.38763.

Pale S.E. (2012). Postkolonialnye konflikty v stranakh Okeanii [Post-colonial conflicts in Oceania] M.: IV RAN. (in Russian).

Sharipov U.Z. (2021). Realnost i problemy politicheskikh i ekonomicheskikh svyazey v Indo-Tikhookeanskom regione [The reality and problems of political and economic relations in the Indo-Pacific region] M.: OntoPrint. (in Russian).

Tikhonova K.I. (2020). Osobennosti razvitiya stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona na primere Singapura [Features of the development of the countries of the Asia-Pacific region on the example of Singapore]. Nauka.me. (4). 3. (in Russian). doi: 10.18254/S241328880013301-5.

Zakharev Ya.O. (2015). Nesostoyavsheesya chudo tranzitnogo regiona dlya biznesa kitayskoy obshchiny Indonezii i Filippin v 2000-2014 gg [The failed miracle of a transit region for the business of the Chinese community in Indonesia and the Philippines in 2000-2014]. Science Review. (19). 213-216. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2017). Avstraliya i Kanada: taktiki vedushchego i vedomogo v usloviyakh globalnogo ekonomicheskogo krizisa [Australia and Canada: tactics of the leader and of the guided in the global economic crisis]. Journal of International Economic Affairs. 7 (2). 177-182. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.2.37981.

Zakharev Ya.O. (2017). Papua-Novaya Gvineya: problemy ekonomicheskoy integratsii v nachale KhKh1 veka [Papua New Guinea: issue of economic integration at the beginning of the 21st centry]. Journal of International Economic Affairs. 7 (3). 279-286. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.3.37982.

Zakharev Ya.O. (2019). Bugenvil: tleyushchiy regionalnyy konflikt i obekt geostrategicheskikh ekonomicheskikh interesov uchastnikov «Bolshoy igry» [Bougainville: smoldering regional conflict and the object of geostrategic economic interests of the participants of the Big Game]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1549-1562. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40873.

Zakharev Ya.O. (2019). Singapur posle Li Kuan Yu: gavan stabilnosti vopreki ozhidaniyam ekspertov i novye uspeshnye shagi v budushchee [Singapore after Lee Kuan Yew: the harbor of stability despite expectations of experts and new successful steps into the future]. Journal of international economic affairs. 9 (4). 2509-2518. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41234.

Zakharev Ya.O. (2019). Bugenvil. Referendum-2019: perspektivy i starye voprosy ekonomicheskikh otnosheniy [Bougainville. referendum 2019: prospects and old issues of economic relations] The 12th Baikal Socio-humanitarian Readings. 171-176. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2019). Myagkaya sila Novoy Zelandii v 2010-2020 gg [New Zealand's soft power in 2010-2020] M.: OntoPrint. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2019). Razvitie infrastruktury poluostrova Indokitay i voprosy bezopasnosti v nachale KhKh1 veka [Infrastructure development of the Indochina peninsula and its security at the beginning of the 21st century] Moscow: Institut vostokovedeniya RAN. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2020). Uspeshnoe nastoyashchee i budushchee Singapura vopreki prognozam [Despite the forecasts: Singapore's prosperous present and future]. Nestabilnost geostrategicheskogo prostranstva na Blizhnem, Srednem i Dalnem Vostoke: aktualnye problemy. 2020 313-319. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2021). Pochemu Avstraliya prevrashchaetsya v razvitogo vedomogo igroka globalnogo i regionalnogo prostranstva [Why Australia is turning into a developed driven player of the global and regional space]. Journal of International Economic Affairs. 11 (3). 557-564. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.3.113403.

Zakharev Ya.O. (2021). Vliyanie multikulturalizma na sistemu upravleniya i delovogo obshcheniya biznesa khuatsyao Yugo-Vostochnoy Azii i Okeanii v nachale KhKh1 veka [The influence of multiculturalism on the management system and business communication of Huaqiao business in Southeast Asia and Oceania at the beginning of the 21st century]. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. (4-2). 18-21. (in Russian). doi: 10.37882/2223-2982.2021.04-2.10.

Zakharev Ya.O. (2021). Pandemiya virusa COVID-19 v Yuzhno-Tikhookeanskom regione v 2020-2021 gg [COVID-19 pandemic in the South Pacific region in 2020-2021] M.: OntoPrint. (in Russian).

Zakharev Ya.O., Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I. (2016). Geopoliticheskaya geostrategiya ATR: Novaya Zelandiya v 2010-2020-kh gg [The Geopolitical Geostrategy of the Asia-Pacific region: New Zealand in the 2010-2020s]. The Cossacks. (22(9)). 27-35. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:56:10