Economic education at school as the first stage of students' rational behaviour education
Alyoshin P.O.1, Tolmachev O.M.1
1 Московский государственный областной университет, Russia
Download PDF | Downloads: 8
Journal paper
Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью
Volume 11, Number 4 (October-December 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48444599
Abstract:
Nowadays economic literacy is considered to be a necessary pre-requisite to ensure success of any activity with purpose and end result.
In the recent past, economic problems were artificially pushed away from a school-age child; and the school graduate had no experience and remained on the sidelines of economic activity. Today's living conditions strictly require, even from a primary school student, basic knowledge, ideas and skills in the economic sphere, such as understanding needs and limited opportunities to meet these needs, choice awareness, understanding the purpose of money, the concept of the family and school budget, understanding the prices of goods and services, understanding wealth and its sources. The purpose of the article is to consider the basic simplest ideas in economics, which are necessary for practical application in life situations and the beginning of the economic culture development. Various forms of cognitive and personal development of the child are highlighted; the need for a clear structuring and sequence of classes, lessons, activities aimed at educating and teaching economic activity, as well as the need for children to have a clear understanding of economic development and their participation in the economy of the school, family, city is particularized.
Keywords: economic, child, activity, school, economy
JEL-classification: I25, P36
Введение. Последнее десятилетие характеризовалось для России радикальными изменениями экономического характера. Обществу нужен экономически грамотный и подкованный человек. Современный человек должен умело сочетать собственные взгляды с взглядами социума, профессиональные навыки – с нравственными качествами, а именно: быть частным, порядочным, ответственным, иметь четкую гражданскую позицию. [4]
В настоящее время экономическое образование в общеобразовательных учреждениях России находится в состоянии неоднородности. Некоторые школы выделяют предмет "экономика" в отдельную учебную дисциплину, некоторые рассматривают его как факультативный урок, а в других экономических дисциплин вообще нет. В этой ситуации довольно сложно выработать единые требования по этому вопросу, что влияет на весь образовательный процесс [11].
Основной целью системы образования и воспитания детей младшего школьного возраста в социально-экономическом плане является четкое формирование основных простейших идей в экономике, которые необходимы для практического применения в жизненных ситуациях и начала развития экономической культуры. Достичь поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- формирование у обучающихся буквального осознания экономики как сферы работы, объединённой с задачей возмещения необходимостей с учетом узких (ограниченных) возможностей;
- обучение подростков способности независимого осознанного выбора;
- овладение простыми математическими (финансовыми) расчетами;
- воспитание достоинств личности ребенка, как: бережливость, аккуратность, ответственность, способность доводить инициированное до конца, обоснованность действий, бережное отношение к своему или чужому имуществу.
Экономическое образование детей младшего школьного возраста осуществляется с использованием разнообразных конфигураций и методов системы данного образования [8]. Применение разных педагогических приемов и форм, открывает учителю способность использовать креативный подход в обучении экономики, реализации увлекательного и доступного процесса освоения знаний учащимися [9]. Особенно важно знакомить с сложным и многогранным миром экономики доступным и понятным языком для ребенка.
В связи с этим приоритетными формами являются те, которые наиболее интересны и эффективны с точки зрения когнитивного и личностного развития ребенка, обладают эффективностью и значимостью, помогают в самостоятельном развитии личности, проявляют «Я» ребенка. Все это раскрывается в играх, комплексных тематических занятиях, вечерах досуга и т.д. [6, 7, 13].
Игровая форма занятий вызывает постоянный интерес у детей школьного возраста. Игровая деятельность углубляет знания, позволяет самостоятельно разобраться в необходимом материале, применить знания на практике, приобрести опыт командной работы. Игровая форма занятий открывает возможность проявить себя тем школьникам, у которых по каким-то причинам возникают трудности с изучением теоретического материала. Для приобретения экономических навыков применяется широкий спектр методов, средств воспитания и обучения. Логические и математические задачи, игровые задания способствуют возрождению способа познания достаточно сложных явлений в экономике. Такие задания сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, способствуют активному развитию мыслительной деятельности, приносят чувство радости, влияют на развитие образного мышления, воображения, последовательности действий и логики рассуждений. В процессе решения этих задач у ребенка повышается интерес к знаниям в области экономики, он учится видеть красоту мира вещей, природы и людей за названиями и сложными терминами.
Математическую теорию можно использовать как базу для развития простых финансовых знаний у обучающихся младшего школьного возраста. Экономическое познание школьников первоначально направлено на структурирование их предметного (математического) содержания, формирование возможностей к развитию знаний и творчеству. Математические знания дают ребенку возможности к рациональному познанию мира. Подсчет, измерение, простые вычисления — это способы, которые используются ребенком при решении определенных задач, в том числе экономической составляющей. Включение в образовательный процесс подобных методов в познавательной и практической работе подталкивают к поисковой деятельности, развивают в ребенке творческий потенциал.
Финансовая грамотность является неотъемлемой частью любого вида человеческой деятельности, обязательным условием успеха практически во всех сферах жизни. Из этого следует, что «экономизация» образовательной системы России неизбежна, особенно в реализации ее первых ступеней [5].
Ребенок должен четко понимать, что благополучие и безопасность человека напрямую зависят, прежде всего, от экономической ситуации в семье, городе, стране [12, 14]. Независимо от будущей сферы деятельности ребенка, во взрослой жизни он обязательно столкнется с экономическими законами [2].
Чтобы научить школьника пониманию уважения к окружающей природе, одежде, вещам, необходимости работы, правильному и плановому расходованию денег, необходимо четкое структурирование и последовательность занятий, уроков, мероприятий, направленных на воспитание и обучение экономической деятельности.
Заключение. Образование и воспитание в области экономики затрагивает все сферы деятельности детей младшего школьного возраста. Учеба, игры, работа, общение – все эти виды деятельности направлены на вовлечение младших школьников в различные отношения, экономические в том числе. Формирование экономической культуры обучающихся должно проходить в учебном процессе, внеклассной работе, интерактивных и интегрированных курсах, призванных создавать среду для их развития.
References:
Batova M.M. (2019). Formirovanie tsifrovyh kompetentsiy v sisteme «obrazovanie – nauka – proizvodstvo» [Formation of digital competencies in the system “education - science - production”]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (4). 1573-1584. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.
Chernyh E.O. (2020). Ekonomicheskoe obosnovanie interaktivnoy modeli obucheniya v sfere vysshego obrazovaniya [Economic justification of the interactive model of higher education training]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (11). 2827-2848. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.11.111127.
Guselnikov N.S. (2006). Uverenno smotrim v budushchee [Confidently we look to the future]. Siberian Pedagogical Journal. (2). 72-73. (in Russian).
Guselnikov N.S., Tikhonov A.S. (2006). Pedvuz malogo goroda v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Teachersʼ training institute of a small town in modern market conditions]. Siberian Pedagogical Journal. (2). 78-85. (in Russian).
Jayasundara C.C. (2020). Towards an organizationally sensible HR risk assessment in academic libraries: a case of a university library Library Philosophy and Practice. (4610). 1-12.
Khadzhalova Kh.M., Savzikhanova S.E., Abdulaeva Z.Z. (2019). Obrazovanie kak sostavlyayushchaya chelovecheskogo potentsiala: analiz v razreze subektov Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga [Education as a component of human potential: an analysis in the context of subjects of the North Caucasian federal district]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 3087-3102. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41224.
Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. (2020). Tsifrovye kompetentsii kak osnova transformatsii professionalnogo obrazovaniya [Digital competencies as the basis for the professional education transformation]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (11). 1055-1072. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.11.111073.
Korlyugova Yu.N. (1998). Delovye igry po ekonomike [Business games on economics] M.: Vita-Press. (in Russian).
Kozlova E.V. (2003). Osobennosti osoznaniya detmi roli deneg, truda i ikh vzaimosvyazi [Features of children's awareness of the role of money, labor and their relationship]. Nachalnaya shkola. (29). (in Russian).
Litvinyuk A.A. (2020). O kreativnosti molodyh spetsialistov v sfere nauki i vysshego obrazovaniya [On the creativity of young professionals in science and higher education]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (9). 833-848. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.9.110857.
Litvinyuk A.A. (2020). Sovershenstvovanie kadrovogo potentsiala v nauke i vysshem obrazovanii putem privlecheniya molodyh talantlivyh spetsialistov: problemy i resheniya [Improving the slate of internal talent in science and higher education by attracting young talented specialists: problems and solutions]. Leadership and management. 7 (4). 629-642. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.4.111263.
Nisimchuk A.S. (1989). Ekonomicheskoe vospitanie v selskoy shkole [Economic education in a rural school] M.: Prosveshchenie. (in Russian).
Smolentsova A.A. (2001). Vvedenie v mir ekonomiki, ili Kak my igraem v ekonomiku [Introduction to the World of Economics, or How We Play Economics] SPb.: Detstvo-Press. (in Russian).
Zemlyanskaya E. (2003). Ekonomika dlya mladshikh shkolnikov [Economics for primary school students]. Nachalnaya shkola. (29). 1-8. (in Russian).
Страница обновлена: 28.04.2025 в 06:19:58