Реализация концепции «мобильность как услуга» в мегаполисах мира

Пищикова О.В.1, Сагинов Ю.Л.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать:
Пищикова О.В., Сагинов Ю.Л. Реализация концепции «мобильность как услуга» в мегаполисах мира // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 363-376. – doi: 10.18334/epp.11.2.111592.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44745958
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Транспортные операторы мегаполисов по всему миру ведут работу по обеспечению безопасности, комфорта и скорости поездок и используют современные цифровые решения для информирования пассажиров и оптимизации работы транспорта, что позволяет формировать и поддерживать транспортные модели поведения населения. Все эти решения успешно реализуются в рамках концепции MaaS («Mobility as a Service» - мобильность как услуга), которая в последние годы набирает популярность в ведущих мегаполисах мира и реализуется в форме мобильных приложений с удобным широким функционалом, облегчающим доступ к услугам различных видов городского транспорта. В статье представлен анализ существующих в мегаполисах мира опыта реализации концепции мобильности как услуги, что может представлять интерес как для исследователей проблем транспортного обеспечения крупных городов, так и для практиков организации городской мобильности.

Ключевые слова: городской транспорт, мобильность как услуга, мобильные приложения, мегаполис

JEL-классификация: R41, R48, R49



Введение

Мегаполисы во всем мире используют инструменты управления городской мобильностью для повышения эффективности городской транспортной системы и снижения негативных экологических и социально-экономических последствий развития городского транспорта [2] (Pustokhina, Pustokhin, 2019). Современные крупные города постепенно отказываются от экстенсивного развития транспорта через строительство новых дорог и рост числа автомобилей и переходят к модели города для людей. Научные публикации и исследования выделяют четыре основные тенденции формирования современной городской мобильности: бесшовность, автономность, совместное использование и электрификация [12]. Все эти тенденции связаны с определенными технологиями. Развитие информационно-коммуникационных технологий и «Интернета вещей» (Internet of Things) привело к появлению новых форм передвижения по городу, таких как каршеринг и электронные платформы транспортных компаний-интеграторов, позволило использовать гибкое планирование маршрутов транспортных средств, перейти от фиксированных расписаний движения к гибким графикам на основе прогнозов передвижения пассажиров [3] (Saginova, 2020). Технология автономного передвижения транспортных средств без водителя уже реализуется для автомобильного и рельсового транспорта на стандартных маршрутах, например, в аэропортах. Интерес горожан к моделям каршеринга и байкшеринга обусловлен эффективностью временного использования автомобиля или велосипеда, формированием восприятия мобильности как услуги [11]. Оснащенность современных транспортных средств обеспечивает возможность обмена данными с другими транспортными средствами, устройствами и сетями и в результате учитывать индивидуальные особенности, предпочтения и схемы перемещения пассажиров. Все эти возможности требуют грамотных управленческих решений, координации действий различных служб, обеспечивающих мобильность. Поэтому анализ существующего опыта внедрения новых моделей и концепций городской мобильности актуален и значим для осмысления и дальнейшего внедрения новых концепций в практику городского управления.

Городские транспортные операторы по всему миру внедряют инновации как в городскую транспортную инфраструктуру и подвижной состав, так и в пассажирские сервисы для удовлетворения потребности населения в мобильности на повседневной основе [1, 5] (Kupriyanovskiy, Akimov, Pokusaev, Alenkov, Namiot, Sinyagov, 2017; Tregubov, 2019). Выбор пассажирских сервисов стал настолько разнообразен, что пассажиру часто бывает сложно сориентироваться в спектре оказываемых транспортных услуг и выбрать наиболее приемлемый вариант передвижения. Именно эту проблему решает современная концепция «Мобильность как услуга» (MaaS). Цель данной статьи – систематизация основных понятий в рамках данной концепции и анализ направлений ее внедрения в городах мира. Данные для анализа собраны из открытых источников, отраслевых публикаций и научных статей по теме моделей городской мобильности.

Функции и возможности MaaS

Международный союз общественного транспорта (МСОТ) определяет MaaS как интеграцию и предоставление доступа к различным транспортным услугам и пассажирским сервисам внутри единой цифровой платформы, в основе которой лежат алгоритмы построения оптимального маршрута с использованием наиболее подходящих видов транспорта и в условиях экономии времени [13, 14]. Чаще всего данная цифровая платформа реализуется в виде удобного пользовательского интерфейса внутри мобильного приложения для персональных смарт-устройств, что позволяет в режиме реального времени планировать поездку любой сложности [4] (Sakuleva, 2018).

В 2015 году М. Камарджианни и М. Матиас описали концепцию MaaS как предоставление всех транспортных услуг и пассажирских сервисов по технологии одного окна [7]. Цифровое приложение MaaS является индивидуальным инструментом планирования перемещений за счет возможности указать персональные пожелания к осуществлению поездки. С использованием приложения MaaS пассажир получает несколько возможностей [1] [7, 14]:

· проложить как простой маршрут из точки А в точку В, так и комплексный маршрут с учетом нескольких точек;

· выбрать наиболее удобный / удобные вид(ы) транспорта – это может быть городской общественный транспорт, шеринг-сервисы, средство индивидуальной мобильности, такси, личный автомобиль. Платформа позволяет выбрать оптимальный маршрут с учетом индивидуальных предпочтений пассажира, рассчитать общую стоимость поездки и показать место нахождения ближайшей парковки, пересадочной станции или остановки общественного транспорта;

· проверить загруженность маршрута в выбранное время и забронировать поездку – эта опция стала доступна в приложениях большинства транспортных операторов во время пандемии COVID-19, когда обязательное соблюдение социальной дистанции стало повсеместным требованием;

· оплатить проезд на всех видах транспорта единым платежом, что избавляет пассажира от необходимости обращения в кассу или к билетному автомату и покупки нескольких билетов для одного комплексного маршрута;

· проверить расписание и рассчитать время в пути до ближайшей парковки, пересадочной станции или остановки общественного транспорта;

· контролировать процесс поездки: не пропустить нужную остановку, комфортно совершить пересадку и вовремя добраться до пункта назначения;

· отслеживать изменения на маршруте и/или менять маршрут в режиме реального времени;

· оставлять обратную связь и пожелания для транспортного оператора в ходе поездки и после нее.

Согласно определению МСОТ, MaaS предлагает постоянный доступ к планированию, бронированию и оплате проезда, а также предоставляет возможность отслеживать информацию о поездке в режиме реального времени, что упрощает использование городских видов транспорта и создает конкурентоспособную альтернативу личному автомобилю [13, 14]. Внедрение концепции MaaS может стать инструментом управления моделями транспортного поведения в пользу устойчивой и доступной мобильности, а также уменьшения использования личного автомобиля.

Создание пассажирского сервиса для предварительного бронирования, планирования и оплаты поездки позволяет пассажирам существенно экономить время, потраченное на выполнение маршрута, так как все подготовительные этапы поездки могут быть выполнены заранее и в удобном месте, что исключает время ожидания на станции городского транспорта. Сервисы предварительного планирования поездки на городском транспорте также существуют во многих мегаполисах мира и предлагаются как муниципальными операторами, так и коммерческими разработчиками, включая такого технического гиганта, как Google LLC. Постепенно компании дополняют данные пассажирские сервисы функцией бронирования и предоплаты поездки.

Динамично развивается такой пассажирский сервис, как интернет-агрегаторы городских транспортных услуг, реализованные в виде мобильных приложений. Наиболее популярными платформами являются интернет-агрегаторы заказов такси и бронирования транспортных средств совместного пользования (каршеринг и байкшеринг). Данный пассажирский сервис также реализуется во многих городах мира через такие частные компании, как Uber, Lyft, Yandex и другие.

Интеграция всех имеющихся в городе транспортных услуг дает пользователям возможность выбора наиболее комфортного перемещения с учетом множества вводных данных, что делает предложение весьма разнообразным и подходящим для комфортного использования пассажирами с различными моделями транспортного поведения.

Реализация системы MaaS в мегаполисах мира

На текущем этапе MaaS-решения предлагают широкий, но пока неполный функционал. В 2016 году в мире было зарегистрировано 15 MaaS-систем различной степени реализации, а в 2020 году уже несколько десятков городов реализовывали концепцию MaaS самостоятельно или через технические компании [6] (Kamargianni, Li, Matyas, Schäfer, 2016). В основном концепция MaaS реализуется в мегаполисах с достаточно высоким уровнем экономического и транспортного развития, что регулярно отмечается в международных рейтингах ведущих исследовательских институтов и консалтинговых компаний мира. Тем не менее на сегодняшний день не существует ни одного исследовательского рейтинга, посвященного непосредственно реализации концепции MaaS в мире.

В то же время различные исследователи предлагают свои подходы к систематизации. Так, условно все мегаполисы можно разделить на две основные группы по уровню реализации концепции и разработки приложений MaaS – это город – оператор и город – источник данных. При этом во многих городах могут быть реализованы различные MaaS-модели – как муниципальные, так и коммерческие. К первой группе традиционно относят такие мегаполисы, как Вена (мобильное приложение WienMobil [2]), Дубай (мобильное приложение S’hail [3]), Милан (мобильное приложение ATM Milano [4]), Осло (мобильное приложение Oslo Pass [5]) и Сингапур (мобильное приложение My Transport [6]), где муниципальный транспортный оператор управляет системой MaaS и реализует MaaS-модель с участием городского регулятора общественного транспорта в роли интегратора.

Вторая группа, в свою очередь, также подразделяется на две группы: группа городов, где интегратором служит немуниципальная транспортная компания, и города, где интегратором служит частная техническая компания. Оба варианта являются частными случаями MaaS-модели с участием коммерческого интегратора. К этой же группе относятся международные компании-интеграторы: Citymapper [7], Moovit [8], UbiGo [9], Whim [10] и другие, которые чаще всего являются частными техническими MaaS-операторами для мегаполисов.

К городам, где интегратором выступает немуниципальная транспортная компания, относятся Амстердам (интегратор – Nederlandse Spoorwegen [11]), Гамбург (интегратор – DB [12]) и Париж (интегратор – RATP [13]). Технологические компании являются MaaS-интеграторами в таких городах, как Лондон (Citymapper [14]), Лос-Анджелес (ReachNOW [15]), Нью-Йорк (Google Maps), Сидней (SkedGo [16]), Стокгольм (UbiGo [17]) и Хельсинки (Whim [18]). С 2019 года данный список также дополняет Берлин, где внедрена MaaS-коллаборация муниципального транспортного оператора BVG и технической компании Jelbi [19].

Все реализуемые MaaS-предложения имеют схожий функционал и включают в себя различные виды транспорта в зависимости от сложившейся в мегаполисе транспортной системы. При этом все существующие цифровые предложения реализуются в виде удобных мобильных приложений для персональных гаджетов, что объясняется необходимостью использования приложения в поездке в режиме реального времени. Тем не менее некоторые приложения частично или полностью дублируются в формате веб-сайта, например, DB Navigator [20] и Nederlandse Spoorwegen [21].

В 2016 году для сравнения различных цифровых MaaS-решений М. Камарджианни и М. Матиас предложили использование таких параметров, как вид бесшовности (наличие единой системы оплаты, мобильного приложения и функции предварительного бронирования и оплаты поездки) и количество интегрированных видов транспорта [6] (Kamargianni, Li, Matyas, Schäfer, 2016). Однако MaaS-концепция динамично развивается, и на сегодняшний день дополнительно предлагается использовать сопоставление таких показателей, как количество покрываемых видов транспорта, количество реализуемых функций, год запуска, количество скачиваний и их процент от общего количества жителей в мегаполисе, а также дополнительное покрытие в других городах страны и мира. В таблице 1 приведен краткий обзор MaaS-решений в крупных мегаполисах по охвату видов транспорта.

Таблица 1

Основные современные MaaS-решения в мегаполисах мира


Город
MaaS-приложение
Год запуска
Платформа
Тип
Виды транспорта
Дополнительный функционал
Дополнительное покрытие
1
Амстердам
OV-chipkaart
2014
iOS/Android
Город-оператор
Трекинг поездок на ОТ
Обслуживание транспортной карты
Нет
2
Берлин
Jelbi
2019
iOS/Android
Город – источник данных (интегратор – компания Trafi)
ОТ, велосипед, электросамокаты, каршеринг, микротранзит
Возможность использования Jelbi-станции по городу для получение необходимого сервиса и в качестве остановок
Нет
3
Вена
Wien Mobil
2018
iOS/Android
Город-оператор
ОТ, велосипед, электросамокаты и электровелосипеды, каршеринг, такси, пешеходы
Онлайн-оплата в «одно окно», аренда автомобиля у частного оператора, контроль экопоказателя поездки
Нет
4
Дубай
S'hail
2019
iOS/Android
Город-оператор
ОТ, ЛТ, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», парковки, платный въезд в город
Нет
5
Лондон
Citymapper
2011
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, ЛТ, велосипеды, пешеходы
Онлайн-оплата в «одно окно», сервис ночного микротранзита
58 городов в августе 2020 года
6
Лос-Анджелес
ReachNOW
2016 (ранее - moovel)
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, ЛТ, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», парковки, зарядные станции для электротранспорта
20+ городов в сентябре 2020 года
7
Милан
ATM Milano
2015
iOS/Android
Город-оператор
ОТ, ЛТ, велосипеды, микротранзит
Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы, парковки, платный въезд в город
Нет
8
Нью-Йорк
Google Maps
2005
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, ЛТ, велосипеды, электросамокаты и электровелосипеды, микротранзит, каршеринг, такси, пешеходы
Планирование поездок с учетом загрузки
70+ офисов в 50 странах мира в сентябре 2020 года
9
Париж
RATP
2017
iOS/Android
Немуниципальная транспортная компания-оператор
ОТ, велосипеды, ночные маршруты
Оплата билета по SMS, планирование маршрутов с учетом загрузки, информирование
Нет
10
Сидней
SkedGo
2009
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, велосипеды, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы
8 частных компаний в сентябре 2020 года
11
Сингапур
My Transport
2018
iOS/Android
Город-оператор
ОТ, ЛТ, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы, парковки, платный въезд в город, персонализация и информирование
Нет
12
Стокгольм
UbiGo
2019
iOS/Android
Город-источник данных (интегратор -компания UbiGo)
ОТ, велосипеды, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы
Нет
13
Хельсинки
Whim
2017
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, велосипед, электросамокаты, каршеринг, такси
Абонементы на транспортные услуги по нескольким тарифным планам
7 городов в сентябре 2020 года
14
Осло
Oslo Pass
2018
iOS/Android
Город-оператор
ОТ
Туристические маршруты и билеты в музеи, абонемент на 24, 48 или 72 часа
Нет

Источник: составлено авторами на основе собранных данных.

Согласно данным, представленным в таблице 1, современные MaaS-платформы позволяют получить доступ ко всем видам городского общественного транспорта, который по-прежнему является ключевым в целевой модели транспортного поведения жителей в мегаполисах. Внимание также уделяется и интеграции шеринг-сервисов (каршеринга и велопроката), такси и даже микротранзита, что в первую очередь свидетельствует о заключении партнерств с частными компаниями-операторами. В таблице 2 представлены данные по MaaS-системам, получившим международное распространение.

Таблица 2

Международные MaaS-решения

MaaS-приложение
Moovit
Год запуска
2011
Платформа
iOS/Android/ Windows Phone
Тип
Международная компания-интегратор
Виды транспорта
ОТ
Дополнительный функционал
Расположение остановок, онлайн-расписание, наличие Wi-Fi и кондиционеров
Покрытие
350+ городов по всему миру, включая Нью-Йорк, Лондон, Лос-Анджелес, Париж, Мадрид, Барселону, Рим, Сан-Паоло, Рио-де-Жанейро, Боготу, Сантьяго-де-Чили, Мехико, Сидней, Торонто, Стамбул, Кейптаун и Тель-Авив
Источник: составлено авторами на основе собранных данных.

Уровни развития MaaS

Системы MaaS также можно разделить по уровням развития, выделив шесть таких уровней и принимая за точку отсчета базовый или нулевой уровень, характеризующий существующее положение во многих крупных городах, когда существуют системы учета данных, где отдельные виды транспорта уже имеют цифровой интерфейс и пассажирам доступна информация онлайн для каждого вида транспорта.

Таблица 3

Уровни развития система MaaS

Уровень
Краткое описание
0
Существующее положение
1
Существует интеграция отдельных видов услуг между собой
2
Интеграция вариантов оплаты различных видов транспорта
3
Единый интерфейс для различных видов транспорта
4
Интеграция всех видов транспорта, частных и общественных, включая планирование маршрута, приобретение билетов и оплату проезда
5
Использование искусственного интеллекта для учета предпочтений пассажира и использования его данных для внесения изменений в маршрут практически в режиме реального времени
6
MaaS выходит за пределы мобильности и взаимодействует
с «Интернетом вещей», умными зданиями
и умными городами
Источник: составлено авторами на основе [9] (Oliveira Cruz, Sarmento, 2020).

На первом уровне развития интегрированные пары услуг начинают разрабатывать совместное предложение, например проезд + автостоянка, частный автомобиль + паром или автомобиль + автобус. На втором уровне развивается интеграция между частным оператором и режимом работы общественного транспорта. Хотя интеграция успешна, другие виды общественного транспорта остаются в стороне. На третьем уровне формируется единый интерфейс, объединяющий разные виды транспорта и их провайдеров, услуги предоставляются одним метаоператором через единый счет пассажира. На четвертом уровне определяются открытые данные и стандарты, которые используются всеми провайдерами и метаоператорами MaaS для предоставления услуг пассажирам. На пятом уровне использование данных о поведении и профиле конкретного пассажира, истории прошлых поездок и фильтров минимизирует необходимость вмешательства и изменений в маршруте, который теперь планируется «от двери до двери». По мере развития MaaS развиваются и другие системы, участвующие в обеспечении жизни пассажира, такие как умные рабочие места, умные дома, умные города и другие услуги, на шестом уровне обеспечивающие удобный и бесшовный интерфейс с экосистемой пассажира.

Заключение

Все ведущие мегаполисы мира заинтересованы в дальнейшем устойчивом развитии систем городской мобильности, так как она напрямую влияет на качество жизни в городах.

Внедрение и развитие функций системы MaaS наряду с поддержанием корректной работы инфраструктуры и подвижного состава позволит мегаполисам продолжать совершенствовать пассажирские сервисы и формировать предложение с учетом новых глобальных вызовов. Более того, рассматривая мобильность как услугу, транспортные операторы получают возможность добавлять ценность услугам общественного транспорта через персонализацию предложений пассажирам, увеличивая привлекательность общественного транспорта и устойчивых способов перемещения по городу и, следовательно, управляя моделями транспортного поведения жителей в мегаполисах.

В условиях пандемии COVID-19 крайне важно наладить и сохранить баланс использования транспортных систем мегаполисов, стимулируя пользователей использовать альтернативные виды мобильности вместо личных автомобилей в качестве временной замены общественному транспорту. Постоянная поддержка и информирование пользователей, а также эффективная коммуникация внутри MaaS-плаформы позволят мягко управлять моделями транспортного поведения жителей в мегаполисах в условиях пандемии.

Сохранение приоритета городского общественного транспорта в транспортном развитии позволит обеспечить устойчивость и высокое качество жизни в будущем. Отдельное внимание требуется уделить поддержке транспортных операторов, которые вынуждены поддерживать интенсивность работы городского транспорта при сниженных пассажиропотоках. По данным МСОТ, докризисные пассажиропотоки восстановятся не ранее весны 2021 года.

[1] ATM Milano [Электронный ресурс]/ ATM Milano. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atm.it/it/ViaggiaConNoi/Pagine/ATMMobile.aspx (дата обращения: 15.01.2021).

[2] WienMobil [Электронный ресурс]/ WienMobil. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wienerlinien.at/eportal3/ep/channelView.do/pageTypeId/66533/channelId/-3600061 (дата обращения: 15.01.2021).

[3] S’Hail [Электронный ресурс]/ ERTICO. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://erticonetwork.com/shail-the-first-maas-solution-in-the-middle-east/ (дата обращения: 15.01.2021).

[4] ATM Milano [Электронный ресурс]/ ATM Milano. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atm.it/it/ViaggiaConNoi/Pagine/ATMMobile.aspx (дата обращения: 15.01.2021).

[5] Oslo Pass [Электронный ресурс]/ Visit Oslo. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.visitoslo.com/en/activities-and-attractions/oslo-pass/ (дата обращения: 15.01.2021).

[6] My Transport SG [Электронный ресурс]/ Land Transport Authority (LTA). – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lta.gov.sg/content/ltagov/en/newsroom/2018/9/2/new-features-new-look-for-ltas-my-transportsg-mobile-application.html (дата обращения: 15.01.2021).

[7] Citymapper [Электронный ресурс]/ Citymapper. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://citymapper.com/moscow?lang=ru (дата обращения: 15.01.2021).

[8] Moovit [Электронный ресурс]/ Moovit. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://moovit.com (дата обращения: 15.01.2021).

[9] UbiGo [Электронный ресурс]/ UbiGo. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ubigo.me/en/home (дата обращения: 15.01.2021).

[10] Whim [Электронный ресурс]/ Whim. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://whimapp.com (дата обращения: 15.01.2021).

[11] Nederlandse Spoorwegen [Электронный ресурс]/ Nederlandse Spoorwegen. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsinternational.com/en/nsinternationalapp-1 (дата обращения: 15.01.2021).

[12] DB Navigator [Электронный ресурс]/ Deutsche Bahn. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bahn.de/p/view/service/mobile/db-navigator.shtml (дата обращения: 15.01.2021).

[13] RATP [Электронный ресурс]/ Régie Autonome des Transports Parisiens. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ratp.fr/en/apps/ratp-app (дата обращения: 15.01.2021).

[14] Citymapper [Электронный ресурс]/ Citymapper. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://citymapper.com/moscow?lang=ru (дата обращения: 15.01.2021).

[15] ReachNOW [Электронный ресурс]/ Reach Now. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.your-now.com/our-solutions/reach-now (дата обращения: 15.01.2021).

[16] SkedGo [Электронный ресурс]/ SkedGo. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://skedgo.com (дата обращения: 15.01.2021).

[17] UbiGo [Электронный ресурс]/ UbiGo. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ubigo.me/en/home (дата обращения: 15.01.2021).

[18] Whim [Электронный ресурс]/ Whim. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://whimapp.com (дата обращения: 15.01.2021).

[19] Jelbi [Электронный ресурс]/ Jelbi. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jelbi.de/en/home/ (дата обращения: 15.01.2021).

[20] DB Navigator [Электронный ресурс]/ Deutsche Bahn. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bahn.de/p/view/service/mobile/db-navigator.shtml (дата обращения: 15.01.2021).

[21] Nederlandse Spoorwegen [Электронный ресурс]/ Nederlandse Spoorwegen. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsinternational.com/en/nsinternationalapp-1 (дата обращения: 15.01.2021).


Источники:

1. Куприяновский В.П., Акимов А.В., Покусаев О.Н., Аленьков В.В., Намиот Д.Е., Синягов С.А. Интеллектуальная мобильность и мобильность как услуга в умных городах // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – № 12. – c. 77-122.
2. Пустохина И., Пустохин Д. Цифровизация логистики в России: реальность, проблемы и ближайшие перспективы // Логистика. – 2019. – № 11(156). – c. 14-18.
3. Сагинова О.В. Модели городской мобильности и логистика крупного города // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 321-330. – doi: 10.18334/epp.10.2.100430.
4. Сакульева Т.Н. Система MaaS и ее проблематика // E-Management. – 2018. – № 2. – c. 30-37. – doi: 10.26425/2658-3445-2018-2-30-37.
5. Трегубов В.Н. Организация городского транспорта на основе концепции «мобильность как услуга» // International Journal of Open Information Technologies. – 2019. – № 6. – c. 73-80.
6. Kamargianni M., Li W., Matyas M., Schäfer A. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport // Transportation Research Procedia. – 2016. – p. 3294-3303. – doi: 10.1016/j.trpro.2016.05.277.
7. Kamargianni M., Matyas M., Li W., Schäfer A. Feasibility Study for “Mobility as a Service” concept in London. UCL Energy Institute. - 2015
8. Karlsson I.C.М., Sochor J., Strömberg H. Karlsson I. C. М., Sochor J., Strömberg H. Developing the ‘Service’ in Mobility as a Service: Experiences from a Field Trial of an Innovative Travel Brokerage // Transportation Research Procedia. – 2016. – p. 3265-3273. – doi: 10.1016/j.trpro.2016.05.273.
9. Oliveira Cruz C., Sarmento J.M. Mobility as a Service Platforms: A Critical Path towards Increasing the Sustainability of Transportation Systems // Sustainability. – 2020. – № 16. – p. 6368. – doi: 10.3390/su12166368.
10. Smith G. Making Mobility-as-a-Service: Towards Governance Principles and Pathways. Research.chalmers.se/. [Электронный ресурс]. URL: https://research.chalmers.se/en/publication/516812 (дата обращения: 15.01.2021).
11. The Rise of Mobility as а Service. Deloitte. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/nl/Documents/consumer-business/deloitte-nl-cb-ths-rise-of-mobility-as-a-service.pdf (дата обращения: 02.12.2019).
12. The road to seamless urban mobility. McKinsey Quarterly. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/the-road-to-seamless-urban-mobility (дата обращения: 03.01.2021).
13. UITP Combined Mobility Committee. Ready for MaaS? Easier Mobility for Citizens and Better Data for Cities. UITP. - 2019
14. UITP. Mobility as a Service Report. UITP. - 2019

Страница обновлена: 18.06.2024 в 20:43:29