Политика управления знаниями в системе формирования человеческого капитала
Зинич Л.В.1, Кузнецова Н.А.1, Евдохина О.С.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995210
Цитирований: 3 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье проведена оценка уровня квалификации работников, занимающих должности руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных предприятий Омской области. Обоснована необходимость профессионального развития кадров для приобретения и реализации профессионально значимых качеств и способностей. Политика управления знаниями подразумевает создание электронной базы знаний, применение дистанционных технологий обучения для удобства изучения материала в любое время. Выявлены преимущества использования электронной базы знаний, которые заключаются в создании индивидуальной траектории обучения сотрудников, высокой мотивации, мобильности обучения и контроле и управлении обучением со стороны руководителя. Рассмотрена современная система управления дистанционным обучением, позволяющая развивать и контролировать компетенции сотрудников. Приведено обоснование эффективности создания базы знаний и управления ей, которое заключается в сокращении затрат на оценку персонала. Даны рекомендации по управлению эффективностью персонала организации
Ключевые слова: человеческий капитал, управление знаниями, управление эффективностью персонала, дистанционное обучение
JEL-классификация: J24, O15, I26
Введение
В современных условиях на экономический рост во многом влияют такие факторы, как инновационная восприимчивость экономики, интеллектуальный капитал, качество человеческого потенциала, то есть человек и его возможности имеют ключевое значение. Профессиональное развитие представляет собой определенный процесс, в результате которого человек способен приобретать и реализовать профессионально значимые качества и способности. Человеческий капитал в структуре интеллектуального капитала компании является основным и определяет успешное развитие других компонентов, поэтому интеллектуальный капитал, или нематериальные активы, является важным компонентом при оценке бизнеса.
Управление знаниями относится к процессу получения, структурирования, сохранения, применения, обмена, обновления знаний и уникальных знаний сотрудников (психологические модели, открытия, рационализаторские и инновационные предложения, навыки и т. д.) [1, 2] (Zinich, 2020; Stukach, Astashova, Zinich, Zinich, Kuznetsova, Tetereva, Nardina, Volkova, 2017).
Базовый уровень управленческих функций должен создавать условия для психологической дружелюбной атмосферы, эффективно управлять конфликтами и способствовать развитию корпоративной культуры, развивать понимание сотрудниками своей важности в организации. Совместные действия по наращиванию человеческого капитала со стратегической точки зрения играют фундаментальную роль в успехе развития предприятия [4] (Volkova, Mustafaeva, 2018).
Целью исследования было выявление способов профессионального развития кадров с помощью применения дистанционных образовательных технологий и формирования электронной базы знаний, отвечающих современным требованиям конкурентной среды.
Быстроменяющиеся условия внешней среды предприятия требуют приобретения и расширения компетенций кадрового состава и оперативного реагирования на изменения в бизнес-процессах сельскохозяйственных организаций, необходимых для принятия управленческих решений, соответствующих современным требованиям рынка. В связи с этим назрела необходимость применения новых методов и технологий управления знаниями в системе формирования человеческого капитала.
Формирование человеческого капитала предприятия является непрерывным процессом, эффективность которого зависит от личных характеристик и от внешних факторов [6] (Epishkin, Pokusaev, 2015). Формирование человеческого капитала предприятия – это процесс накопления знаний, приобретения компетенций, культуры, здоровья и мотивации персонала, отвечающих потребностям предприятия, которые эффективно используются и повышают его конкурентоспособность [5, 12, 16] (Zinich, Kuznetsova, 2019; Volkova, Eremko, 2019; Moiseev, Chernyh, 2020).
В процессе управления человеческим капиталом предприятия должны решать следующие задачи: установление оптимального соотношения численности работников с различными профессионально-квалификационным и социально-психологическими характеристиками для достижения максимального соответствия выполняемым функциям, рабочим местам и персоналу; обеспечение оптимальной загрузки работников с целью полного использования их трудового потенциала и повышения эффективности их труда; оптимизация структуры работников с различным функциональным содержанием труда [7] (Kurbatova, Baskakov, Kondaurovava, 2017).
Использование человеческого капитала связано непосредственно с трудовым процессом – применение знаний в процессе труда, накопление опыта, возможность переносить знания в другую сферу деятельности и их использование в новых организационных условиях [8] (Kondaurova, Kuznetsova, 2016).
Кадровый потенциал организаций оценивается в первую очередь образовательным уровнем руководителей и специалистов (табл. 1).
Таблица 1
Численность и уровень квалификации работников, занимающих должности руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных предприятий Омской области
Наименование должности
|
2016 г.
|
2021 г.
|
2021 г. к 2016 г., %
| |||||||||
Фактически работников, чел.
|
С высшим образованием
|
Со средним
специальным |
Без профессионального образования
|
Фактически работников, чел.
|
С высшим образованием
|
Со средним
специальным |
Без профессионального образования
|
Фактически работников, чел.
|
С высшим образованием
|
Со средним специальным
|
Без профессионального образования
| |
Руководители организаций
|
510
|
289
|
159
|
62
|
253
|
179
|
37
|
37
|
49,6
|
61,9
|
23,2
|
59,6
|
Главные специалисты
|
909
|
616
|
244
|
49
|
683
|
486
|
164
|
33
|
75,1
|
78,9
|
67,2
|
67,3
|
Руководители среднего звена
|
1275
|
338
|
499
|
438
|
892
|
251
|
359
|
282
|
69,9
|
74,3
|
71,9
|
64,4
|
Всего
|
2694
|
1243
|
902
|
549
|
1828
|
916
|
560
|
352
|
67,9
|
73,7
|
62,1
|
64,1
|
Примечание: в исследовании выбраны сельхозорганизации, поскольку вопросы повышения квалификации работников (в основном руководителей и специалистов) являются для данных предприятий весьма актуальными, так как эти организации территориально отдалены от образовательных организаций и требуют доступных форм обучения.
В 2016 г. в сельскохозяйственных организациях Омской области работали 2694 руководителей и специалистов, среди которых высшее образование имели лишь 46,8%, среднее профессиональное – 33,5%, не имели профессионального образования – 19,8%. В 2020 г. по сравнению с 2016 г. в общей численности руководителей и главных специалистов увеличилась доля имеющих высшее образование на 3,3 процентных пункта и сократилась доля руководителей и главных специалистов, имеющих среднее профессиональное образование и не имеющих профессиональное образование, на 2,9 и 2,2 п.п. соответственно.
Среди руководителей организаций имеют высшее образование 70,8%, среднее профессиональное – 14,6%, не имеют профессионального образования 13,0%.
Управление эффективностью персонала является одной из важнейших управленческих функций и факторов успеха в бизнесе. При хорошем планировании и исполнении система управления эффективностью может стать эффективным средством достижения результатов.
Личные усилия должны быть согласованы с общими целями организации: связать каждое действие с общей бизнес-целью, создать показатели эффективности, помочь сотрудникам понять, насколько хорошо они работают [10] (Kosenchuk, Ivanova, Zinich, 2019).
Для достижения этой цели также используются инструменты анализа, такие как учет рабочего времени, анализ производительности и ключевые показатели.
Наряду с оценкой ключевого показателя эффективности организация может автоматизировать обучение. И тогда на основе результатов достижения целей назначать обучение конкретному специалисту или группе сотрудников, чтобы улучшить показатели [11] (Volkova, 2019).
Постоянное обучение, гибкость и адаптируемость сотрудников являются основными источниками формирования и накопления человеческого капитала.
Политика управления знаниями подразумевает создание электронной базы знаний, применение дистанционных технологий обучения для удобства изучения материала в любое время (рис. 1).
Рисунок 1. Преимущества использования электронной базы знаний
Источник: составлено авторами.
В большинстве организаций отсутствуют механизмы мотивации, направленные на повышение уровня участия персонала в обучении. Однако будучи одним из самых мощных инструментов в разработке производственных процессов, мотивация может быть ключевым фактором в улучшении организационного обучения.
Создание электронной базы знаний позволит руководителям давать возможность сотрудникам получать знания с удовольствием, видеть успехи и соревноваться со своими коллегами в их развитии со следующими бонусами (рейтинги, лидеры отделов и доска почета). В результате улучшится процесс приобретения, применения, структурирования, обновления знаний и повысятся компетенции сотрудников.
Затраты без создания базы знаний с участием специалиста, притом что назначение заданий, исходя из области деятельности персонала, и управление обучением 58 человек составляют 75% от всех обязанностей специалиста при средней оплате его труда, равной 32 000 руб. (представлено среднее значение заработной платы руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Омской области, взятых из годовых отчетов сельхозорганизаций).
Здо = ЗП*75%*ЧП*М,
где Здо – затраты до внедрения мероприятия;
ЗП – заработная плата специалиста;
ЧП – численность персонала;
М – количество месяцев.
Следовательно: Здо=32000*75%*58*12=16 704 тыс. руб.
Исходя из стоимости создания электронной базы знаний в 15 000 руб. в месяц и использования услуг 1 специалиста при заработной плате в 32 000 руб., притом что назначение заданий, исходя из области деятельности персонала, и управление обучением 58 человек за счет автоматизации составят 50% от всех обязанностей специалиста:
Збз = ЗП*50%*ЧП*М+Лбз,
где Збз – затраты на создания электронной базы знаний;
ЗП – заработная плата специалиста;
ЧП – численность персонала;
М – количество месяцев;
Лбз – стоимость создания электронной базы знаний.
Следовательно: Збз = 32000*50%*58*12+15000*12 = 11 316 тыс. руб. (табл. 2).
Таблица 2
Эффективность создания базы знаний и управления ей
Мероприятие |
Описание |
Сумма затрат до
внедрения мероприятия, руб.
|
Сумма затрат после
внедрения мероприятия,
руб. |
Экономия средств, руб. |
Разработка
политики управления знаниями
|
Процесс приобретения,
применения, структурирования, обновления знаний
|
16 704 000
|
11 304 000
|
5 400 000
|
Таким образом, затраты при создании электронной базы знаний сократятся на 5 400 тыс. руб., или на 32,32%.
Современная система управления дистанционным обучением, позволяющая организовать мультиформатное обучение, сформировать базу знаний, развивать и контролировать компетенции сотрудников [13, 14] (Volkova, Galynchik, 2018; Novoseltseva, Chernetsova, 2021).
Для этого предлагается применять KPI (ключевой показатель эффективности) – это показатель успеха в какой-либо деятельности или в достижении определенной цели. Можно сказать, что KPI – это измеримый индикатор фактического результата.
Как правило, KPI – это системы управления эффективностью для сотрудников компании. По сути, они представляют собой бизнес-показатели, отражающие полноту достижения целей, поставленных перед сотрудником или отделом. Таким образом, от этих цифр зависит прибыль организации.
Выделяются следующие виды ключевых показателей:
1. KPI результата – сколько и какой результат произвели.
2. KPI затрат – сколько ресурсов было затрачено.
3. KPI функционирования – показатели выполнения бизнес-процессов (позволяет оценить соответствие процесса требуемому алгоритму его выполнения).
4. KPI производительности – производные показатели, характеризующие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение.
5. KPI эффективности (показатели эффективности) – это производные показатели, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов.
Выделяют KPI индивидуальные, командные, проектные, корпоративные. Универсальных индикаторов для всех видов деятельности не существует. Каждая компания самостоятельно определяет индивидуальные метрики в соответствии с особенностями бизнеса и методы расчета KPI для каждой категории сотрудников, подразделений. Преимущества автоматизации оценки KPI представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Преимущества использования системы KPI
Источник: составлено авторами.
Благодаря системе управления человеческим капиталом и ее подсистеме KPI можно сократить затраты на оценку эффективности персонала при увеличении скорости оценки.
Действия сотрудников в службах управления персоналом должны быть направлены на мотивацию сотрудников к развитию профессионализма путем внедрения новых инновационных методов управления в политику управления человеческим капиталом различных управляющих компаний [3, 9] (Bobrovskaya, Artemeva, 2019; Volkova, 2019).
Заключение
Проведя исследование, было выявлено, что сотрудники большинства сельскохозяйственных организаций Омской области не имеют должного уровня образования, в связи с этим нуждаются в постоянном его совершенствовании. Вместе с тем в сегодняшней насыщенной и высококонкурентной среде сельскохозяйственные организации вынуждены искать новые способы укрепления свои позиций на рынке [15] (Bychenko, Balandina, 2019).
Поэтому одним из направлений организационного развития является совершенствование системы управления человеческим капиталом, которая заключается в реализации следующих рекомендаций:
– определить и сообщить всем сотрудникам о навыках и компетенциях, необходимых им для достижения инновационных целей организации, а также ожидания руководства в отношении результатов;
– предоставлять сотрудникам возможность оценивать и давать рекомендации относительно их практики, развития и карьерного роста;
– объяснить сотрудникам, что карьерный рост предполагает большую ответственность в зависимости от качества работы и внедрения инновационной работы;
– повысить эффективность руководителей в области лидерства, управления персоналом, коммуникаций, командной работы, управления эффективностью;
– сотрудники отдела кадров должны управлять и развивать человеческий капитал организации с целью, соответствующей инновационным целям и задачам;
– осуществлять подбор и удержание талантов с учетом современных тенденций в управлении человеческим капиталом;
– регулярно проводить мероприятия для эффективного взаимодействия.
Таким образом, управление человеческим капиталом – это долгосрочное решение и долгосрочное вложение, которое увеличит ценность организации для получения конкурентного преимущества.
Источники:
2. Стукач В.Ф., Асташова Е.А., Зинич Л.В., Зинич А.В., Кузнецова Н.А, Тетерева А.М., Нардина С.А., Волкова И.А. Баланс трудовых ресурсов сельской местности региона: Мониторинг, прогнозирование, развитие человеческого капитала. / монография. - Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2017. – 196 c.
3. Бобровская Е.В., Артемьева В.В. Использование CRM-системы в управлении персоналом коммерческого банка // Вестник науки и образования. – 2019. – № 9 (63). – c. 27-30.
4. Волкова И.А., Мустафаева Э.С. Оценка стратегической деятельности службы управления персоналом в условиях перехода к цифровой экономике // International Journal of Advanced Studies. – 2018. – № 4. – c. 37-54.
5. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Рынок труда: формирование баланса трудовых ресурсов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 2 (36). – c. 151-157.
6. Епишкин И.А., Покусаев О.Н. Управление работниками умственного труда: теория и практика. / Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Управление персоналом» (квалификация «магистр»). - М.: МГУПС (МИИТ), 2015. – 93 c.
7. Курбатова Ю. В., Баскаков В. А., Кондауровава И. А. К вопросу оценки трудового потенциала инновационной организации // Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты: материалы Второй международной научно-практической конференции. 2017. – c. 436.
8. Кондаурова И. А., Кузнецова А. М. Идентификация проблем формирования и использования человеческого капитала в контексте инновационного развития // Друкеровский вестник. – 2016. – № 3. – c. 108–121.
9. Волкова И.А. Формирование цифровых компетенций в системе развития кадрового потенциала // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Д.А. Погонышев. 2019. – c. 591-594.
10. Косенчук О.В., Иванова И.П., Зинич А.В. Подготовка кадров аграрного профиля в условиях цифровой экономики как фактор развития сельского хозяйства // Цифровое сельское хозяйство региона: основные задачи, перспективные направления и системные эффекты: матер. Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию экономического факультета. Омск, 2019. – c. 87-90.
11. Волкова И.А. Формирование инфраструктуры развития кадрового потенциала в условиях цифровой экономики // Московский экономический журнал. – 2019. – № 13. – c. 18.
12. Волкова И.А., Еремко А.А. Опережающая подготовка кадров в условиях цифровой экономики // Образование в цифровую эпоху: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. 2019. – c. 29-33.
13. Волкова И.А., Галынчик Т.А. Концепция развития кадрового и научно-образовательного потенциала региона в условиях цифровой экономики // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 6 (73). – c. 72-80.
14. Новосельцева Г.Б., Чернецова Н.С. Государственная политика управления ресурсом знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2021. – № 1 (57). – c. 127-138.
15. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Механизм инновационного развития человеческого капитала // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2019. – № 1. – c. 12-16.
16. Моисеев В.В., Черных С.А. Проблемы образования и науки - причина снижения качества человеческого капитала в России // Человеческий капитал как ключевой фактор социально-экономического развития региона: Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической междисциплинарной конференции. 2020. – c. 7-14.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:45