Влияние ресурсов информации и знаний на инновационное развитие экономики России
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 19
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (79), Июль 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20180191
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Автор раскрывает содержание понятия «новый цифровой разрыв», которое связано с неравными возможностями стран по созданию и использованию ресурсов информации и знаний. Отражается значение доступа к информационным ресурсам в инновационной деятельности предприятий и инновационное развитие российской экономики.
Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационная экономика, инвестиции, человеческий капитал, управление знаниями, модернизация, информационное общество, технологии, ресурсы информации и знаний
С середины XX в. под влиянием научных и технических открытий возросла роль ресурсов информации и знаний как основного источника инновационного развития экономики.
Создание инноваций и их реализация опираются на достижения науки и производства. Доступ к сведениям о новых знаниях предоставляют базы данных научно-технической, коммерческой и других видов информации. В современной экономической среде выигрывают те страны и экономические субъекты, которые способны использовать преимущества доступа к информационным ресурсам для создания инноваций, обеспечивая тем самым лидирующие позиции на мировом рынке товаров и услуг.
Возможность использования интеллектуального потенциала глобального информационного общества зависит от степени распространения и доступа предприятий к информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ), а также ресурсам знаний и информации. Десять лет назад остро стоял вопрос цифрового неравенства в доступности ИКТ для граждан и предприятий между развитыми и развивающимися странами. Сейчас отчетливо проявляются признаки, свидетельствующие о появлении нового цифрового разрыва. Формирующиеся тенденции, несомненно, будут оказывать влияние на инновационное развитие экономики.
Новый цифровой разрыв
Залогом инновационного развития развитых стран стало создание информационной инфраструктуры, включающей программное, техническое обеспечение, связь, а также информационные ресурсы.
В ХХ в. страны, приступившие к формированию информационного общества, обеспечили себе колоссальные конкурентные преимущества в мировой экономике, опередив другие регионы. В Японии в 1972 г. был принят «План создания информационного общества – национальная цель к 2000 году», в США в 1993 г. выпущен документ, определивший стратегию Белого дома в области информатизации – «Национальная информационная инфраструктура: план действий». В Европейском союзе была подготовлена и в 1994 г. принята Комиссией ЕС программа «Европейский путь в информационное общество». В Финляндии в 1995 г. разработана программа «Финский путь в информационное общество» [1].
На рубеже XX и XXI веков страны «Большой восьмерки» приняли хартию развития глобального информационного общества, которое призвано обеспечить странам равные возможности использования информационных технологий и РИЗ для инновационного развития экономики. Особая роль в этом процессе заключается в создании единой информационной среды, выполняющей интегрирующую функцию в объединении ресурсов информации и знаний, ключевых экономических ресурсов.
По некоторым показателям, характеризующим развитие информационного общества, Россия приближается к странам-лидерам в этой области, а по распространению мобильной связи даже превосходит. Однако достигнутый уровень информатизации не привел к вовлечению российских предприятий в инновационную деятельность. Развитие ИКТ не является достаточным для полноправного участия страны в мировой экономике в условиях глобального информационного общества, поскольку ИКТ должны обеспечивать удовлетворение потребностей в доступе к информационным ресурсам и услугам, то есть наполнять ИКТ содержанием (контентом).
Новый цифровой разрыв заключается в том, что отдельные страны владеют наибольшим объемом ресурсов информации и знаний и по отношению к другим странам выступают поставщиками.
Соответственно, другие страны играют роль потребителей ресурсов и знаний, не воспроизводя оные.
Таким образом, единое информационное пространство характеризуется неравным участием стран в его формировании и использовании.
Выделилась группа стран (США, Великобритания, Нидерланды) являющаяся поставщиками профессиональной информации, и их доля на международном рынке составляет более 70% (рис. 1).
Рис. 1. Участие стран в международном рынкепрофессиональной информации, 2010 г.Источник: ITC calculations based on Eurostat, United Nations Statistics Division, InternationalMonetary Fund, Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) statistics
Данная ситуация свидетельствует о появлении нового разрыва, ограничивающего возможности создания и использования ресурсов информации и знаний предприятиями для инновационного развития экономики страны. Наличие развитой компьютерной и телекоммуникационной инфраструктуры должно стать для предприятий инструментом создания и использования информационных ресурсов.
Анализ российских нормативных документов в части развития информационного общества показывает, что в центре внимания находятся информационные и телекоммуникационные технологии.
Информационное общество определяется как общество с высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти [2]. Основу развития информационного общества составляют не только ИКТ, но и информационные ресурсы, и ресурсы знаний. В монографии, подготовленной под руководством Д.С. Львова и А.Г. Поршнева, отмечается, что «развитие ИКТ не является самоцелью, а связано с реализацией потребности в его продуктах. Это продукция ИКТ – информационные продукты и услуги» [3].
Информационные ресурсы являются неотъемлемым элементом информационного общества и источником инновационного развития экономики.
Они остались без должного внимания со стороны российского правительства.
Влияние ресурсов знаний на инновационную деятельность предприятий
Исследование развития ресурсов информации и знаний (РИЗ) показало, что предпосылками к зарождению информационного рынка в XIX в. послужило не столько развитие ИКТ, сколько появление спроса на деловую и научно-техническую информацию, обусловленного интенсификацией процессов интеграции и индустриализации экономики в странах Западной Европы и Северной Америки. В этот период появились первые компании, осуществляющие профессиональное информационное обслуживание субъектов экономики, тем самым были заложены основы для формирования единого информационного пространства. Предприятия получили возможность эффективно управлять инвестициями и создавать передовые промышленные производства в международных масштабах, однако не все, а только те, кто обладал достаточными технологическими и финансовыми ресурсами для приобретения доступа к РИЗ. С интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность предприятий и специалистов в доступе к своевременным и актуальным информационным ресурсам многократно возросла. В итоге предприятия и специалисты сформировали спрос на информационные ресурсы как на производственный ресурс [4].
Благодаря интенсивному развитию ИКТ затраты на получение доступа к РИЗ многократно снизились.
Несмотря на то, что в основе развития РИЗ лежат экономические предпосылки, нельзя недооценивать роль правительства в их развитии. Зарубежный опыт показывает, что (рис. 2).
Рис.2. Удельный вес организаций, осуществляющих инновации отдельныхтипов, по странам с указанием года принятия стратегии развитияинформационного общества
Главное достижение интенсивного развития ИКТ заключается в создании единого информационного пространства, условий для свободного распространения информации и знаний. Таким образом, каждое предприятие получает возможность доступа к оперативным сведениям, характеризующим состояние науки, экономики, политики и общества. Предприятия могут оперативно внедрять инновации в производственные технологии, процесс управления, организационную структуру или продвижение на рынок своих товаров и услуг, тем самым адаптируясь к изменениям внешней среды.
Возможности глобального информационного общества по свободному созданию и распространению информации и знаний остаются невостребованными в странах с низкой инновационной активностью хозяйствующих субъектов.
Информационная поддержка инновационной деятельности в России
На корпоративном уровне отличие информации от известных нам ресурсов капитала, земли, труда состоит в том, что информация представляет собой ресурс инновационного развития и является необходимым условием для развития компании, разработки новых видов продукций и новых процессов.
Исследование [5], проведенное Еврокомиссией, показало, что большинство инновационных предприятий связывают результат создания нового продукта с использованием ИКТ. Инновационный ресурс в виде информационных технологий стал доступен не только крупным предприятиям и исследовательским организациям, но и компаниям, относящимся к среднему и малому бизнесу.
На первый взгляд, информация обладает особыми свойствами, которые способны сделать ее неиссякаемым общедоступным ресурсом экономического благополучия вне зависимости от местонахождения, в отличие от материальных ресурсов. К этим свойствам относятся низкие затраты на копирование и передачу информации. Однако применение информации требует определенных условий, в первую очередь специальной инфраструктуры, что накладывает ряд ограничений на доступ к информации.
Информация способствует развитию инноваций, ускорению процессов и изменений в экономике.
Изменения, на которые раньше требовались десятилетия, сейчас происходят за 1–2 года, привнося элемент нестабильности в экономику.
В условиях быстрого распространения и доступности информации внедрение инноваций не может обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество компании. Вероятность копирования инноваций конкурентами или их дальнейшее развитие как никогда высоки. Около 40% европейских предприятий отметили, что конкуренция в их секторе возросла в результате развития информационной индустрии [5].
Увеличение темпов внедрения изменений в деятельность предприятий навязывает компаниям гонку за инновациями, тем самым подталкивая к принятию быстрых, недостаточно взвешенных решений. Неадекватная оценка риска внедрения инноваций повышает риск как для самой компании, принявшей неверное решение, так и для ее партнеров, поставщиков.
С одной стороны, информация предоставляет компаниям ресурс для развития, а с другой – требует от компаний более трезвой и точной оценки вносимых изменений, тщательного расчета перспектив инновационного развития.
На основе статистических данных [6, 7] проведем исследование состояния инновационной деятельности России и ведущих стран Европы и США по отдельным показателям.
Внутренние затраты России на исследования и разработки в 2010 г. составили 1,16% по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Для Германии этот показатель составил 2,78%, для Швеции – 3,62%, для Финляндии – 3,84%.
Из выделенных средств доля внутренних затрат на исследования и разработки в секторе высшего образования для России составила 6,3%, Этот показатель для Италии равен 30,2%, для Великобритании – 26,1%.
Цифры показывают, что потенциал российских вузов в исследовательской деятельности, в том числе в инновационном направлении, задействован в 3–4 раза меньше, чем в развитых европейских странах.
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в 2010 г., в общем числе обследованных организаций в России составлял 7,9%, в Германии – 63,8%, Италии – 40,1%. В Европе практически все страны превышают этот показатель России в 4–5 раз. Следует отметить, что удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в России в 2010 г., составлял 4,3%.
Показателем, в большей степени характеризующим отдачу от инноваций, является удельный вес промышленной продукции (услуг), новых для рынка, в общем объеме продукции (услуг). В промышленности России доля продукции, новая для организации, но не новая для рынка, в 2010 г., составила 2,2% общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.
Доля промышленной продукции России, новая для рынка, была равна 0,8%, для Германии эти показатели соответственно 14,1% и 9,1%, для Италии – 6,1% и 5,7%, для Финляндии – 9,3% и 6,3%. Сопоставим показатели России и Италии по численности исследователей и полученных ими результатов.
В России более 742,4 тыс. исследователей и разработчиков, в Италии [6] 101 тыс. исследователей, которые обеспечивают превосходство страны по сравнению с Россией в 10 раз по доле конкурентоспособной продукции на мировом рынке по отношению к общему объему выпускаемой продукции.
Результаты сравнения со всей очевидностью показывают неэффективность работы исследователей и разработчиков по обеспечению конкурентоспособности российской экономики. Развитые страны используют весь потенциал знаний, накопленных мировым сообществом, для совершенствования инновационной экономики.
Выводы
1. Движущей силой развития информационного общества являются экономические факторы.
Органы государственного управления задают вектор этого развития путем проведения программ и мероприятий по формированию информационного общества. Однако здесь первичным является формирование спроса на информационные продукты и услуги, обусловленного потребностью предприятий и организаций во внедрении инноваций в свою деятельность. Единое информационное пространство позволяет обеспечить предприятиям равные возможности для использования преимуществ глобального информационного общества.
2. Появление международного рынка информации было обусловлено потребностями экономики в источниках достоверной и оперативной информации. На формирование потребностей повлияли процессы индустриализации экономики и связанная с ней необходимость в доступе к научно-технической информации, а также развитие международных рынков и появление соответствующих потребностей в деловой информации.
3. По мере совершенствования информационных технологий скорость процессов создания и обмена информации возрастала. В настоящее время единое информационное пространство включает базы данных ведущих информационных агентств, информационные ресурсы свободного доступа в интернете, а также библиотеки.
Проведенное исследование выявило недостаточность ресурсов информации и знаний в их количественно-качественном приложении, доступных российским предприятиям. Российские информационные ресурсы характеризуются фрагментарным отражением состояния внешней среды, что препятствует развитию инновационной экономики, в целом.
Источники:
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
3. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Руководители авторского коллектива: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т управления, Отделение экономики РАН. – М.: Экономика, 2002.
4. Селектов С.Н., Днепровская Н.В. Управление информацией и знаниями в компании. – М.: Инфра М, 2011.
5. ICT and e-Business for an Innovative and Sustainable 7th Synthesis Report of the Sectoral e-Business Watch (2010), European Commission, Р.26. http://www.ebusiness-watch.org/.
6. Индикаторы инновационной деятельности: 2012. Статистический сборник. – М.: ГУ – ВШЭ, 2012. – 472 с.
7. Индикаторы науки: 2012. Статистический сборник. – М.: ГУ–ВШЭ, 2012. – 392 с.
Страница обновлена: 10.09.2024 в 18:47:54