Transformation of the residential real estate market in the ecosystems era
Morshchinina N.I.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Russia
Download PDF | Downloads: 20 | Citations: 8
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 12 (december 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47943166
Cited: 8 by 07.12.2023
Abstract:
The author has studied in detail the process of transformation in the residential real estate market, which is accompanied by the transition to a platform economy through the development of ecosystems in the horizontal and vertical directions. The real estate sector represents a variety of objects and subjects, as well as the versatility of their interrelations in order to meet the needs of the client, starting from the choice of a housing object and ending with cleaning work. Cooperating with their own interests, former competitors begin to unite and occupy their modules in business, while being participants in a single ecosystem, coordinated by a leading organization. Thus, there is a decentralization of management, i.e. the architect of the platform is a leading organization that coordinates and controls the implementation of the relevant rules, and the ecosystem participants expand their own niches, providing customers with a variety of services related to servicing the daily needs and interests of residents.
Keywords: ecosystem relations, business environment landscape, relations hybridization, competitors cooperation
JEL-classification: R31, Q56, R21
Введение
Процесс цифровизации кардинальным образом повлиял на становление и развитие новой бизнес-модели в обществе. Переход от традиционного рынка к платформенной экономике наблюдается во многих отраслях и сферах народного хозяйства. Так, и рынок жилой недвижимости не остался в стороне, хотя считается, что ему присущи такие черты, как неповоротливость и консерватизм. Однако, являясь сложным и многокритериальным звеном экономики любой страны, он активно подвергается процессу внедрения инноваций, которые охватывают все стадии жизненного цикла объектов жилой недвижимости. Портрет современного покупателя жилья постоянно дополняется цифровыми привычками на онлайн-площадках с помощью онлайн-инструментов. Бизнес-среда развивается и функционирует, удовлетворяя спрос посредством создания платформенных отношений, кооперируя собственные интересы в занятых нишах, объединенных в единую экосистему. Автором предлагается на примере российских экосистем в сфере жилой недвижимости структурировать горизонтальные и вертикальные связи всех заинтересованных субъектов (акторов), а также смоделировать перспективность их функционирования.
Актуальность данного исследования заключатся в том, что процесс гибридизации отношений на рынке жилой недвижимости вступает в активную стадию, тем самым требуя постоянного мониторинга со стороны государства, а также предпринимательского и научного сообществ. Подтверждением расширения границ сервисов и услуг на рынке жилья является положительный опыт отечественных финансовых корпораций, таких как Сбербанк и ВТБ. Создание единых платформ с развитыми вертикальными и горизонтальными связями позволяет сформировать единую потребительскую ценность клиента, которая выражается в удовлетворении широкого спектра повседневных потребностей клиента в рамках единой экосистемы. Ландшафт бизнес-среды претерпел существенные изменения, а именно изменился процесс ведения переговоров, заключения сделки, подачи документов и др., теперь эти операции совершаются на онлайн-площадках, что является перспективным направлением развития рынка жилой недвижимости.
Целью данной статьи является попытка автора структурировать субъектную структуру экосистемы на рынке жилой недвижимости в многообразии вертикальных и горизонтальных связей с целью создания единой потребительской ценности для приобретателя объекта жилья. Кроме этого, важным является анализ возможностей развития предпринимательских интересов и интересов клиента, взаимодействующих на единой экоплатформе в перспективе.
Научная новизна статьи заключается в выявлении вертикальных и горизонтальных связей и их структурировании между предпринимательским сообществом, инновационными организациями и приобретателем объекта жилой недвижимости по формированию компонентов ценности единого продукта или услуги в рамках единой экосистемы на рынке жилья.
На современном этапе развития общества важным является процесс повышения конкурентной и кооперационной стратегических инициатив в различных сферах народного хозяйства посредством цифровизации. Бизнес, конкурируя друг с другом, вынужден трансформировать современные цифровые тенденции в свою деятельность. Данный процесс происходит благодаря комплексному взаимодействию экономического сообщества, основанного на взаимодополняющих организациях, которые преследуют единую цель – выжить и получить максимальную прибыль. Развитие таких предпринимательских взаимосвязей сложилось в термин «экосистема», представляющий собой экономико-управленческую систему по взаимовыгодному сотрудничеству между акторами предпринимательской среды и базисом окружающей среды. Особенно ярко данные процессы можно отследить на рынке жилой недвижимости, где слились воедино услуги по строительству комфортного жилья в экологической зоне, подбору предложения, пакету сопутствующих услуг, включая ремонт, уборку, оплату коммунальных услуг и т.д. Таким образом, произошло объединение предпринимательских интересов различных сфер бизнеса, смежных со сферой жилья, то есть кооперация заинтересованных лиц и их локализация на рынке жилой недвижимости. Современный приобретатель объекта жилой недвижимости не желает тратить время наряду с приобретением жилья на другие сопутствующие товары и услуги, он, покупатель, уже привык взаимодействовать с окружающей микросредой по принципу «одного окна».
Эпоха экосистем, как современная данность нашего времени, может иметь следующие положения [1, 2] (Morshchinina, 2021; Morshchinina, 2021):
1. Бизнес и его окружение рассматривается как ключевой фактор успеха в окружающей микросреде, как доминанта над отдельными бизнес-единицами;
2. Ландшафт бизнес-среды меняется в сторону повсеместного перехода к экосистемности в экониши, что позволяет анализировать эволюцию как бизнеса в целом, так и его отдельных бизнес-единиц;
3. Происходит возникновение гибридных форм межорганизационных и межфирменных отношений, в результате возникают корпорации и отдельные инновационные предприятия.
По мнению автора, эпоха перехода от традиционного рынка к экосистемам находится в активной стадии, что подтверждается одновременным повышением уровня конкуренции и сотрудничества между акторами экосистемных отношений. Эти два противоположных термина перестают быть взаимоисключающими, а становятся взаимозависимыми в рамках процесса кооперации конкурентов. Сама же конкуренция сохраняется, например, между единицами бизнес-окружения за клиентскую базу, за ресурсы и т.д. Таким образом, эпоху экосистем можно охарактеризовать как время развития содружеств автономных бизнес-единиц, создающих взаимодополняющие компоненты ценности единого продукта или услуги в рамках модульной структуры отношений. При этом важным требованием к участникам экосистемы выступает разработка и внедрение инновационных подходов, товаров и услуг, которые могут производиться различными отраслями, однако обладают взаимозависимостью. В сфере жилья наглядным примером данного процесса является система обеспечения жилого объекта «Умный дом», представляющая собой автоматизированный комплекс необходимого оборудования для решения бытовых вопросов, так называемый смарт-дом. Создана единая среда обмена информацией и ресурсами внутри системы, тем самым происходит трансформация бизнес-модели взаимозависимых организаций – от идей и дизайнерских решений до произведенного продукта и его обслуживания.
Как и любая предпринимательская структура, экосистема имеет определенную иерархию, состоящую из лидирующих участников и акторов экоокружения, которые взаимодействуют друг с другом в рамках созданной платформы. К задачам лидеров относится формирование основных правил, способов взаимодействия, стандартов и интерфейсов, а к задачам автономных бизнес-единиц экоокружения – выбор индивидуальной ниши и процесс управления своими модулями [3] (Nekhaychuk, Morshchinina, Akinina, Tumanova, 2020).
Экосистема имеет единственную цель – создание такой ценности товаров (услуг), которая будет удовлетворять потребителя в широком спектре его повседневных потребностей. На современном этапе перехода рыночной экономики к платформенным отношениям сформировались такие экосистемные корпорации, которые имеют наборы собственных или партнерских сервисов, сосредоточенные вокруг сферы жизни клиента. К ним можно отнести: Яндекс, Сбербанк, МТС и другие. Специфической особенностью функционирования данных организаций является невозможность и неэффективность управления участниками экосистемы централизованно, то есть «сверху вниз». Как отмечалось автором ранее, данной категории присуща децентрализация или модульность управления. Именно стремление отдельных участников экосистемы захватить и расширить определенные ниши позволяет добиться наивысшей точки эффективности функционирующей системы, а лидирующей компании остается только осуществлять процесс координации и контроля за соблюдением правил функционирования платформы [4] (Nekhaychuk, Nekhaychuk, Morshchinina, Protsay, 2020).
Говоря о сфере жилой недвижимости, то есть первостепенном удовлетворении потребностей человека в жилье, и у лидеров, и у участников платформы открывается возможность получения потенциального неисчерпаемого дохода посредством удовлетворения большого спектра интересов клиента, начиная от основного – покупки квартиры, и заканчивая дополнительными – охрана жилья, онлайн-оплата коммунальных платежей и т.д.
Одним из примеров экосистемы в сфере жилья является Сбербанк – инструмент «ДомКлик». Так, вся стадия жизненного цикла объекта жилой недвижимости находится в сопровождении сервисов конкретной цифровой платформы, удовлетворяющих весь перечень интересов и привычек клиента. В этом случае создается потребительская ценность в виде, например, следующей последовательности: поиск объекта жилья → одобрение ипотеки онлайн → проведение сделки онлайн → сервис оплаты объекта жилья онлайн → онлайн организация ремонта → онлайн оплата коммунальных платежей → онлайн страхование и т.п. Приведен пример внедрения полного процесса цифровизации для удобства клиента, начиная от поиска квартиры и совершения сделки купли-продажи до онлайн-покупки продуктов питания и их доставки по месту проживания. Данный принцип «одного окна» на сегодняшний день является не роскошью, а наличием уже сформировавшихся привычек клиента, а бизнес, в свою очередь, подстраивается под желания клиента и быстро реагирует на изменение предпочтений путем развития экосистемных взаимосвязей внутри бизнес-платформы [5] (Nekhaychuk, Morshchinina, Dzina, Karlova, 2020). В выигрыше оказываются все участники данного рынка, представленные на рисунке.
Другим примером экосистемы на рынке жилой недвижимости является «Метр квадратный» от корпорации ВТБ. Данная платформа функционирует по аналогии с вышерассмотренной, развиваясь по горизонтали и по вертикали.
Вертикаль представлена финансовыми сервисами от ВТБ и партнеров (банков, страховых компаний, застройщиков), удовлетворяющими основные потребности при покупке жилья: поиск объекта жилья → юридическую проверку недвижимости → оценку ее стоимости → одобрение ипотеки онлайн → создание договора купли-продажи онлайн и т.п.
Рисунок. Экосистемный механизм создания ценности
Источник: составлено автором.
По горизонтали экосистема развивается за счет обслуживания готового жилья: сервис по организации ремонта → сервис оплаты объекта жилья онлайн → онлайн организация ремонта → клининг → онлайн оплата ЖКХ и т.п.
Трансформация сервисов в сфере жилья посредством развития платформ или экосистем, как было отмечено ранее, расширяет свои границы.
В перспективе, если операции по купли-продаже (аренде) объекта жилой недвижимости – это процесс, совершаемый клиентом не чаще одного раза в 5 лет, то развитие горизонтальных связей на платформе, то есть удовлетворение потребностей клиента в повседневных нуждах, – это возможность завоевать свои предпринимательские ниши и получать стабильный доход, при этом выполняя и общественную функцию в том числе.
В процессе локализации плотности участников экосистемы осуществляется трансформация [6] (Pankratov, Morshchinina, Khrabrova, 2020).
Платформенный опыт выстраивания взаимных интересов на рынке жилой недвижимости целесообразно переместить на локацию крымского побережья, ведь полуостров Крым с 2014 г. является перспективным регионом для вложения активов в объекты недвижимости, особенно связанные с проживанием. Так, анализ рынка жилья показал, что особым спросом пользуется покупка жилья на первичном рынке, а именно в строящихся домах, то есть на стадии «котлована». В настоящее время покупатели объектов жилья вынуждены идти на риски, например, связанные с долгостроями или недобросовестными застройщиками. Именно для такого сегмента покупателей идеальным механизмом приобретения объекта жилой недвижимости могла бы выступить бизнес-экосистема, то есть платформа, предлагающая выбор жилья по цене, комфорту, месторасположению, полное сопровождение сделки купли-продажи, регистрацию сделки в Едином государственном реестре прав, а также ремонт и дальнейшее обслуживание жилья по принципу «одного окна» в онлайн-формате. На сегодняшний день ориентиром стабильности застройщика служит участие в совместном проекте строительства крупного финансового банка, но в силу санкционного режима, многие банки не готовы начать свою деятельность на крымском побережье. Таким образом, приобретая жилую недвижимость в Крыму онлайн, покупатель может столкнуться со многими нерешаемыми проблемами, связанными как с ознакомлением с документами застройщика на предмет достоверности (разрешение на строительство объекта и договор покупки или долгосрочной аренды участка), так и другими операциями, сопровождающими процесс купли-продажи.
Автором проведен анализ уровня инвестиционного климата в городе Севастополе, а также динамики насыщенности объектов жилья и вовлечения их в гражданский оборот. Так, анализ инвестиционной активности показал, что за период с 2019 по 2020 год инвестиции в основной капитал сократились с 42762,5 млн руб. до 26829,4 млн руб. соответственно. Также тенденцию к снижению имеет показатель ввода в действие общей площади жилых домов с 129,2 тыс. м2 в 2019 г. до 112,92 тыс. м2 в 2020 г. Однако число зарегистрированных прав на жилые помещения выросло с 7412 единиц в 2019 г. до 8560 единиц в 2020 г. При этом общая площадь жилых помещений, на которые зарегистрированы права, существенно увеличилась: с 275,7 тыс. м2 в 2019 г. до 631,0 тыс. м2 в 2020 г. [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что спрос на объекты жилья стремительно растет, что и создает предпосылки для формирования предпринимательской экосистемы через призму цифровизации и привлечения на платформу других участников бизнеса в целях создания комфортного климата как для инвестиционных и девелоперских организаций, так и для конечного потребителя.
Рынок недвижимости многогранен, многосубъектен. диверсифицирован по сегментам, отличается высокой стоимостью объектов, в этой связи необходимо, чтобы формирование экосистемы сферы жилья проходило в рамках тесной поддержки органов государственной власти. Так, государственные структуры крымского побережья предпринимают разнообразные меры по созданию коммуникационной и стратегической площадок по созданию региональной среды работающих моделей взаимодействия предпринимателей и тех, кто их финансирует и поддерживает отрасль жилья. Представители бизнеса получают возможность обмениваться опытом, находить партнеров и единомышленников для развития своего бизнеса, получают экспертную помощь в сложных вопросах. А представители власти и организаций, оказывающих поддержку предпринимателям, должны синхронизировать усилия и ресурсы по созданию региональной поддерживающей среды, наладить перекрестные связи для раскрытия возможности межсекторальных проектов [8–10] (Pankratov, Morshchinina, 2020; Khrabrova, Khatikova, Morshchinina, 2020).
В рамках недавно проведенной Конференции по реализации Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым» было запланировано:
- создать республиканскую платформу многостороннего взаимодействия, на базе которой организации инфраструктуры поддержки бизнеса смогут развивать и успешно реализовать многоплановые совместные проекты на рынке;
- выявить базовые составляющие региональной предпринимательской экосистемы со всеми ее участниками (доступ всех участников к качественным профессиональным услугам, сервисам по продвижению, защите, проведению экспертизы, аналитике, аудиту, к продуктам и услугам организаций инфраструктуры на рынке жилья и пр.) [11] (Istomina, 2020).
Автором отмечено, что соединив все усилия по поиску нового вектора развития крымского рынка жилой недвижимости, в обозримом будущем возможно создать предпринимательскую экосистему в виде единой цифровой платформы в сфере жилья, которая объединит и вертикаль (государственные структуры, финансовые учреждения, инвестиционные и девелоперские организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства), и горизонталь (фирмы по ремонту, уборке, оплате сопутствующих услуг и т.д.).
Заключение
Исследование взаимосвязанных между собой отношений участников экосистемы на рынке жилой недвижимости позволил выявить наличие четко очерченных вертикальных и горизонтальных связей в своей субъектной структуре. Автором отмечено, что бывшие конкуренты, а теперь участники платформы начинают взаимодействовать друг с другом через призму процесса кооперации, создавая отдельные элементы единого ценностного предложения.
Важной характеристикой перспективного развития платформенных отношений в сфере жилья выступает потребность потребителя приобретать услуги (товар, работы) в режиме «одного окна». Таким образом, инновационные решения, сопровождающие сегмент жилья, вынуждены постоянно совершенствоваться, расширять список сервисов, их доступность и комфортность.
В исследовании отмечено, что наиболее привлекательным для бизнеса выступает горизонтальное направление развития экосистемы на рынке жилья, ведь современный мир стал достаточно динамичным, и главный ресурс, в котором нуждается индивидуум – это время, именно по причине нехватки времени современный человек желает получать блага посредством онлайн-инструментов. Таким образом, развивая горизонтальную ветвь, предприниматель расширяет масштабы своего бизнеса, изменяя ландшафт экосистемы, углубляя свою нишу.
References:
Istomina A.I. (2020). Kharakteristika strukturnyh elementov biznes-model predpriyatiya [Characteristics of the structural elements of the enterprise's business model] Moscow. (in Russian).
Khrabrova N.I., Khatikova Z.V., Morschinina N.I. (2020). Analiz turistsko-rekreatsionnogo potentsiala prioritetnogo investitsionnogo proekta razvitiya rayona Balaklavskoy bukhty [Analysis of the tourist and recreational potential of the priority investment project for the development of the Balaklava bay area]. Economy of construction. (4 (77)). 141-144. (in Russian).
Morschinina N.I. (2021). Ekosistemnost kak globalnyy trend na rynke nedvizhimosti [Ecosystemacy as a global trend in the real estate market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 1745-1758. (in Russian).
Morschinina N.I. (2021). Osnovy predprinimatelskoy ekosistemy v sfere zhiloy nedvizhimosti [Fundamentals of the entrepreneurial ecosystem in the field of residential real estate]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (6). 1515-1528. (in Russian).
Nekhaychuk D.V., Morschinina N.I., Akinina L.N., Tumanova E.A. (2020). O nekotoryh aspektakh antikrizisnogo upravleniya na predpriyatiyakh stroitelnoy sfery [On some aspects of anti-crisis management at construction enterprises]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11 (124)). 908-912. (in Russian).
Nekhaychuk D.V., Morschinina N.I., Dzina M.A., Karlova A.I. (2020). Teoreticheskie osnovy upravleniya biznes-protsessami na predpriyatiyakh stroitelnoy otrasli [Theoretical foundations of business process management at enterprises of the construction industry]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10(123)). 1062-1066. (in Russian).
Nekhaychuk D.V., Nekhaychuk Yu.S., Morschinina N.I., Protsay A.F. (2020). O nekotoryh voprosakh razvitiya rynka stroitelstva zhiloy nedvizhimosti v krymskom regione [On the development of the residential real estate construction market in the Crimean region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(124)). 311-314. (in Russian).
Pankratov E.P., Morschinina N.I. (2020). O razvitii predprinimatelskoy deyatelnosti na rynke zhilishchnogo stroitelstva [About the development of entrepreneurial activity in the housing construction market]. Economy of construction. (6 (66)). 14-24. (in Russian).
Pankratov E.P., Morschinina N.I., Khrabrova N.I. (2020). Rol kapitalnogo stroitelstva v realizatsii klasternyh initsiativ na territorii krymskogo poluostrova [The role of capital construction in the implementation of cluster initiatives on the territory of the Crimean peninsula]. Economy of construction. (2 (62)). 33-42. (in Russian).
Страница обновлена: 06.05.2025 в 01:07:37