Оценка состояния продовольственного обеспечения в регионе (на примере Пермского края)
Яркова Т.М.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48023321
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Вопросы продовольственной безопасности имеют важное значение в любом обществе и на любой территории. По своей природе они обусловлены состоянием таких процессов как продовольственное обеспечение и доступность. Внимание таким процессам следует своевременно уделять непосредственно на уровне самих регионов и незамедлительно предпринимать все необходимы меры по выявленным проблемам. С этой целью следует проводить качественную и количественную оценку обеспеченности населения региона основным видом продовольствия. Анализ аграрного производства, обеспеченности и доступности продовольствия в Пермском крае показал полную способность к обеспечению картофелем и яйцом. Выявленный недостаток производства мяса и молока – есть отрицательный момент в процессе продовольственного обеспечения. Овощеводство не рентабельное для региона направление, сконцентрированное в основном в хозяйствах населения. Наряду с недостаточным объемом аграрного производства в крае присутствует весомая социально-экономическая проблема. Восьмая часть населения ограничена денежными доходами и относится к категории бедного населения, что неблагоприятно влияет на доступность продовольствия. На основании проведенной оценки сделаны выводы и дан комплекс рекомендаций по стабилизации процессов продовольственного обеспечения и доступности, позволяющий наряду с этим решать и другие проблемы социального и экономического характера.
Ключевые слова: продовольственное обеспечение, продовольственная безопасность, аграрная сфера, продовольствие, сельское хозяйство
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение. Вопросы продовольственной безопасности остаются актуальными и приоритетными в любом государстве, в любой точке мира во все времена. Процессы продовольственного обеспечения являются одними из уязвимых и чувствительных по отношению к воздействию разного рода неблагоприятных факторов, рисков и угроз. В этой связи следует также заметить, что уязвимость продовольственного обеспечения и ее стабильность проявляется не только у экономически слаборазвитых стран, но и у стран – лидеров в мировой экономике [1, 2] (Gerasimov, Gromov, Skripnichenko, 2020; Yarkova, 2013).
Как бы ни было парадоксальным, но проблемы продовольственной безопасности ведут к единственной архиважной катастрофе – голоду. Сегодня в мире испытывают голод около 800 млн человек, а в России, согласно экспертным оценкам представителей ЮНИСЭФ, их нет. При этом важно отметить, что Росстат и ООН все же выделяют в России две группы населения по степени уязвимости доступности продовольствия – «экстремальные» и «умеренные». По последним оценкам, численность «экстремальной» группы по потреблению основных видов продовольствия не превышала 1 млн человек, и как правило, это люди, находящиеся за чертой бедности. Численность второй группы, характеризующейся наличием определенных ограничений в потреблении продовольствия, обусловленной социальным статусом (низкими доходами), составляет около 9 млн человек.
В настоящее время существует множество различных оценок состояния продовольственного обеспечения населения, которые так или иначе характеризуют уровень как доступности продовольствия для населения, так и уровня самой продовольственной безопасности и независимости в регионе, государстве и даже в мире [3] (Khayrullina, 2021).
Однако анализируя степень продовольственного обеспечения в России и ее регионах, следует руководствоваться все же внутренними методическими и нормативно-правовыми документами, регламентирующими данные аналитические процедуры. Среди основных документов следует представить Доктрину продовольственной безопасности РФ (2020 г.) и Перечень показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации [4, 5]. Конечно, данные документы не раскрывают какую-либо методику оценки, но демонстрируют особый перечень целевых и оценочных показателей, которые должны учитывать как исследователи в данной области, так и политическое руководство страны и регионов [6] (Safiullin, Cherepanova, Orlova, Vorobev, 2021).
Своевременная качественная и количественная оценка состояния продовольственного обеспечения в регионах позволяет своевременно обращать внимание на комплекс агропроизводственных и социально-экономических проблем. От принятых решений зависит курс агропродовольственной политики в стране и, как следствие, состояние продовольственной безопасности. Следовательно, выбранная тема не утрачивает своей актуальности во времени и добавляет понимания ее важности и ценности.
Целью проводимого научного исследования в рамках настоящей статьи является оценка состояния продовольственного обеспечения с позиции физической и социально-экономической доступности отдельных групп основного продовольствия для населения региона.
Несмотря на возможность использования самых разных методик для оценки продовольственного обеспечения, в данном научном исследовании использована методика оценки физической и социально-экономической доступности следующих видов продовольствия: молоко, мясо, картофель, овощи и яйцо. Основными анализируемыми показателями будут выступать сведения Росстата по производству основных видов продовольствия, рациональные нормы потребления в соответствии с действующими методическими материалами и численность населения. В качестве региона для примера расчетов и анализа полученных данных нами выбран индустриально развитый регион – Пермский край.
Основная часть. Продовольственное обеспечение как процесс формирует свои истоки в аграрном секторе экономики. Это базисная часть этих процессов. От результативности аграрного производства, в частности производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия из числа основных для потребления населением, зависят первоочередные показатели, характеризующие нормативную и фактическую физическую доступность продовольствия. Таким образом, физическая доступность наглядно отображает картину концентрации на местном продовольственном рынке произведенного сельскохозяйственного сырья и продовольствия в регионе. Учитывая рекомендованные Министерством здравоохранения РФ (от 19.08.2016 г.) рациональные нормы потребления, численность населения в Пермском крае, а также баланс продовольственных ресурсов по исследуемым годам, произведем оценку состояния физической доступности основного продовольствия населению (табл. 1).
Таблица 1
Оценка физической доступности (обеспеченности) основными видами продовольствия населению Пермского края, 2015–2020 гг.*
Основные
виды продовольствия
|
Годы
|
2020 г.
к 2015 г., %
| |||||
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
| ||
Молоко
(тыс. тонн):
- производство - потребление по норме - потребление по факту |
474,7 856,2 607,4 |
475,7 855,4 606,6 |
483,4 852,5 603,5 |
505,4 848,5 589,4 |
529 844,8 599,9 |
547,7 838,3 610,2 |
115,4 - 100,5 |
-
физ.доступность N**
|
55,4
|
55,6
|
56,7
|
59,6
|
62,6
|
65,3
|
117,9
|
-
физ.доступность
F***
|
78,2
|
78,4
|
80,1
|
85,7
|
88,2
|
89,8
|
114,8
|
Мясо:
- производство - потребление по норме - потребление по факту |
79,3 192,3 159,5 |
74,6 192,1 163 |
71,4 191,5 165,3 |
67,7 190,6 163,4 |
69,8 189,7 163 |
66,1 188,3 167 |
83,4 - 104,7 |
-
физ.доступность N**
|
30,8
|
38,8
|
37,3
|
35,5
|
36,8
|
35,1
|
114
|
-
физ.доступность
F***
|
49,7
|
45,8
|
43,2
|
41,4
|
42,8
|
39,6
|
79,7
|
Картофель
(тыс.тонн):
- производство - потребление по норме - потребление по факту |
302 237,1 200,4 |
264 236,9 188,5 |
201,9 236,1 176,3 |
276 235 166,5 |
239,5 234 170,5 |
261,8 232,1 н/д |
86,7 - 85,1 |
-
физ.доступность N**
|
127,4
|
111,4
|
85,5
|
117,4
|
102,4
|
113
|
88,7
|
-
физ.доступность
F***
|
150,7
|
140,1
|
114,5
|
165,8
|
140,5
|
-
|
93,2
|
Овощи
(тыс. тонн):
- производство - потребление по норме - потребление по факту |
137,1 368,8 223,9 |
136,1 368,5 216,7 |
138,1 367,2 215,9 |
147 365,5 222,4 |
137,4 363,9 227,7 |
140,4 361,1 н/д |
102,4 - 101,7 |
-
физ.доступность N**
|
37,2
|
36,9
|
37,6
|
40,2
|
37,8
|
38,9
|
104,6
|
-
физ.доступность
F***
|
61,2
|
62,8
|
64
|
66,1
|
60,3
|
-
|
98,5
|
Яйцо
(млн шт.):
- производство - потребление по норме - потребление по факту |
1086,4 685 737,6 |
1167,8 684,3 707,9 |
1244,8 682 705,8 |
1299,5 678,8 621,3 |
1307,7 675,8 631,5 |
1361,5 670,6 н/д |
125,3 - 85,6 |
-
физ.доступность N**
|
158,6
|
170,7
|
182,5
|
191,4
|
193,5
|
203
|
128
|
-
физ.доступность
F***
|
147,3
|
165
|
176,4
|
205,8
|
207,1
|
-
|
140,6
|
** физ. доступность N – физическая доступность нормативная, %;
*** физ. доступность F – физическая доступность фактическая, %.
Оценка физической доступности молока и молокопродуктов в Пермском крае показала острую недостаточность производства данного вида продовольствия в регионе. За последние шесть анализируемых лет статистика указывает на весомую отрицательную разницу между фактическим и нормативным уровнем потребления, что неблагоприятно отражается на балансе потребляемых белков, жиров, углеводов и прочих микроэлементов, входящих в состав данного продукта. Сразу следует обратить внимание, что такая проблема, как сбалансированность питания, практически повсеместна. На нее оказывают влияние множество разных факторов, начиная от культуры, типа питания, заканчивая покупательской способностью населения. Тем не менее в Пермском крае эта разница слишком велика и составляет в процентном выражении около 30%. Несмотря на то, что Пермский край является индустриально развитым регионом, его аграрные ресурсы вполне способны развивать молочное скотоводство в объеме, полностью удовлетворяющем нормативный и фактический спрос. Согласно расчетам, нормативная физическая доступность молока с 2015 года выросла на 17,9% и составила к уровню 2020 года 65,3%, что ниже целевого показателя Доктрины на 24,7%. В отношении фактической доступности молока наблюдается более благоприятная ситуация, которая заключается в нарастающем темпе за шесть лет 14,8% и к уровню 2020 года составила 89,8%.
Исследования по обеспеченности в регионе мясом и мясопродуктами привели к следующим результатам. Во-первых, уровень производства за последние пять лет существенно сократился (на 16,6%) и составил к 2020 году 66,1 тыс. тонн, что является недостаточным для удовлетворения потребностей человека согласно рекомендуемым нормам потребления практически в три раза. То есть уровень физической нормативной доступности на 2020 год составил лишь 35,1%. Безусловно, данный показатель очень низок, но при этом в динамике за шесть лет произошло некоторое увеличение на 5,1 пунктов. Согласно расчетным данным, заметно противоречие между снижением производства мяса в регионе и ростом уровня физической нормативной доступности, что вполне объяснимо на фоне снижения численности населения в Пермском крае. Вместе с тем следует обратить внимание, что, несмотря на дороговизну данного вида продовольствия, статистические данные указывают на рост фактического объема потребления мяса и мясопродуктов. Производимого в регионе мяса сырья недостаточно, что приводит к необходимости его ввоза из-за рубежа и других регионов России.
Следующим продуктом, относящимся к числу основных, согласно проведенному анализу и специфике аграрного производства в Пермском крае, отнесен картофель. В отличие от большинства видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия регион полностью обеспечивает себя картофелем. О данном факте свидетельствуют показатели фактической и нормативной физической доступности 140,5% и 113% соответственно. Население региона, несмотря на достаточный уровень производства картофеля, потребляет его по факту значительно ниже, чем рекомендовано рациональными нормами потребления (на 27% в 2019 г.). Большая доля производства этого вида продовольствия сконцентрирована в личных подсобных хозяйствах, и потребление имеет территориальную неравномерность, что говорит о большем потреблении картофеля именно сельским населением.
Пермский край не специализируется на производстве овощей, но при этом их производство в регионе присутствует и представлено такими культурами, как морковь, капуста, свекла, лук. Их производство в большинстве сконцентрировано в личных подсобных хозяйствах. Сельскохозяйственные организации выращивают овощи в малом количестве, и это связано с высокими рисками природно-климатического генезиса. Фактическое потребление ниже нормативного на 38%. Уровень физической доступности по нормативу составил на период 2020 года 38,9%, а по фактическому потреблению – 60,3% (2019 г.). Учитывая множество факторов эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, можно, к сожалению, констатировать, что обеспечение жителей Пермского края овощами на 50 и более процентов возможно только за счет импортных и межрегиональных поставок.
Производство продукции птицеводства, в частности яиц, в крае является конкурентоспособным и рентабельным. Наличие высокопроизводительных мощностей создает преимущественные условия в регионе по производству яиц. За последние шесть лет производство данного вида продовольствия увеличилось более чем на 25% и составило к 2020 году 1,3 млрд штук. Такой объем производства покрывает физическую нормативную и фактическую доступность на 203% и 207% соответственно.
Проанализировав уровень физической доступности, можно отметить преимущественное положение таких видов производства, как картофелеводство и птицеводство. При этом, как было отмечено ранее, в аграрном производстве края имеются все необходимые ресурсные возможности для развития молочного и мясного скотоводства. Эксперты и практики в области переработки данного вида сырья (молоко и мясо) отмечают за последние годы нарастающий отток результатов сельскохозяйственного производства в другие регионы на переработку, что является неблагоприятной ситуацией для дальнейшего развития регионального АПК и стабильного функционирования его объектов переработки. Такая ситуация уже в среднесрочной перспективе может породить массу проблем социально-экономического характера.
Однако оценивая уровень продовольственного обеспечения в регионе с позиции физической доступности, следует обратить внимание и на социальную сторону данного вопроса. Представленные ранее показатели по потреблению продовольствия населением региона по факту значительно отличаются от нормативных (рациональных), способствующих нормальной и здоровой жизнедеятельности. Порой такое несоответствие указывает на сложившуюся территориальную культуру и традиции, особенности местной кухни. Но гораздо трагичней ситуация с продовольственным обеспечением становится тогда, когда основные виды продовольствия становятся попросту недоступными для части населения вследствие ограниченных доходов, их неравномерного распределения, высокого роста инфляции (табл. 2).
Таблица 2
Показатели уровня жизни населения Пермского края, 2016–2020 гг.*
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Отн.
откл-ние 2020 г. к 2015 г., %
|
Численность населения,
тыс. чел.
|
2634,4
|
2632,1
|
2623,1
|
2610,8
|
2599,3
|
2579,3
|
97,9
|
Среднемесячная
заработная плата работающих граждан, руб.
|
28527,9
|
30651,2
|
32951,5
|
35802,0
|
39209,9
|
41958
|
147
|
Среднедушевые
денежные доходы, руб./мес.
|
31605,9
|
27748,9
|
28340,3
|
28708,4
|
30587,8
|
29937,2
|
94,7
|
Уровень
прожиточного минимума, руб.
|
9582
|
9594
|
10098
|
10098
|
10556
|
10844
|
113,2
|
Численность
населения с доходами ниже прожиточного минимума, тыс. чел.
|
336,8
|
403,2
|
396,5
|
390,8
|
361,6
|
345,7
|
102,6
|
Уровень инфляции
(ИПЦ**), %
- общий - на прод. товары - на непрод. товары - на услуги |
12,56 14,31 11,42 11,42 |
5,39 4,84 5,93 5,36 |
1,43 0,21 1,76 2,71 |
3,8 3,92 4,08 3,34 |
3,05 3,69 2,11 3,46 |
4,5 6,9 4,4 1,6 |
- - - - |
Удельный вес
бедного населения, %
|
12,8
|
15,3
|
15,1
|
14,9
|
13,9
|
13,3
|
103,9
|
** ИПЦ (индекс потребительских цен), характеризует уровень инфляции, %.
Рисунок 1. Структура денежных доходов населения
Пермского края в 2020 г., %
Источник: составлено автором.
Статистические данные указывают на сохраняющуюся динамику снижения численности населения в регионе и значительный (47%) рост средней заработной платы, которая составила в 2020 году около 42 тыс. рублей. И если заработная плата в регионе растет, то среднедушевые денежные доходы, которые в своей структуре содержат разные источники: заработную плату, социальные выплаты, доходы от собственности и прочее, снижаются (рис. 1). В 2020 году уровень доходов населения стал ниже своего значения шестилетней давности почти на 5% и составил 29,0 тыс. рублей на человека в месяц.
В зарубежной и отечественной экспертной практике принято считать, что бедное население следует относить к голодающему населению. В нашей стране и в регионе официально нет голодающих граждан, но доля уязвимой в этом плане населения имеет место быть, и в Пермском крае численность такой категории граждан составляет 345,7 тыс. человек (13,3% от общей численности). Это население с доходом ниже прожиточного минимума, общий (усредненный для всех половозрастных групп) уровень которого в последний анализируемый год составил 10 844 рубля. Опираясь на данные таблицы 2, можно констатировать, что закономерно растущими социально-экономическими показателями являются заработная плата и прожиточный минимум. Волатильность отмечается по численности малоимущей части населения. Их численность в 2020 году не самая высокая за последние шесть лет, но и не самая низкая. Именно эта группа населения в Пермском крае имеет слабую способность приобретать и потреблять необходимые виды продовольствия, в том числе из числа тех, которые легли в рамки данного исследования. Это свидетельствует о низком уровне социально-экономической доступности продовольствия для населения, находящегося за чертой бедности. Его численность растет, и это явление есть следствие, где причиной являются много причинных факторов, относящихся к категории государственно-политических, а порой и внешнеэкономических. Также следует обратить внимание и на промежуточный элемент причинно-следственной связи, который выражается в темпах роста цен на продовольствие. В целом, обращая внимание на структуру инфляции, видно, что рост цен на продовольствие самый высокий по сравнению с другими потребляемыми населением товарами и услугами. В 2020 году инфляция на продовольственные товары составила 6,9%, что является самым высоким значением за период 2016–2020 гг. В нынешнем 2021 году ситуация с инфляцией на продовольствие усугубилась еще больше и, по независимым экспертным оценкам, к концу года может достигнуть и 30%-ного значения, хотя официальные данные от Министерства экономического развития РФ на 25.10.2021 года указывают на продовольственную инфляцию на уровне 10,58%. В основном инфляция коснулась таких продовольственных категорий, как мясо, овощи, яйцо.
Заключение. Таким образом, имея в качестве результатов оценки уровня продовольственного обеспечения сведения о низком уровне обеспечения в регионе такими видами продовольствия, как молоко, мясо, овощи, а также подтвержденные оценкой результаты, свидетельствующие о слабой доступности продовольствия для малоимущей группы населения, важно разработать комплекс мероприятий по улучшению и стабилизации процессов продовольственного обеспечения.
Во-первых, следует учесть, что Пермский край, несмотря на свою индустриальную специфику, вполне может развивать такие аграрные направления, как молочное и мясное скотоводство, и получать, соответственно, результаты, удовлетворяющие нормативную потребность в продовольствии у населения региона. Но для такой реализации, по результатам экспертной оценки, необходима не только государственная, региональная поддержка и инвестиции, но и развитие смежных отраслей сельского хозяйства. Речь идет о развитии отрасли кормопроизводства, а в частности промышленного производства концентрированных кормов, что позволит значительно сократить затраты, оптимизировать себестоимость, повышать качество и валовое производство молока и мяса. Для развития кормопроизводства требуется оптимизация и регулирование в отрасли растениеводства в отношении производства конкурентоспособных и экономически целесообразных зерновых культур на фураж. Такой подход требует развития селекции и семеноводства, а также внедрения в практику научных результатов, полученных исследователями регионального аграрного вуза.
Во-вторых, в крае имеется производственный профицит по картофелю и яйцу. Здесь также необходимо развитие. В частности, развитие картофелеводства, которое в настоящее время, как и производство овощей, в большинстве своем сконцентрировано в хозяйствах населения, требует возобновления процессов кооперации и дифференцированного распределения на региональном продовольственном рынке и за его пределами, что позволит повысить доходы сельского населения и значительно сконцентрирует продукцию на местном рынке.
В-третьих, следует понимать, что региональный продовольственный рынок требует наличия более расширенного перечня основного продовольствия, а ресурсы аграрного сектора и занимаемая краем природно-климатическая зона не позволяют производить их. В этой связи требуется детальная проработка на уровне курирующего ведомства системы межрегионального взаимодействия по поставкам продовольствия. Целью такой системы должен стать национальный режим, в основе которого минимизация и исключение импортных поставок.
Вместе с вышеотмеченными мерами по обеспеченности следует уделять особое внимание вопросам социально-экономической доступности. Здесь важно гарантировать доступность основных видов продовольствия малоимущему населению хотя бы на минимально достаточном уровне для удовлетворения физиологических потребностей. Осуществление поддержки путем социальных выплат не всегда имеет ожидаемый результат. В этой связи следует заменить их часть на выдачу продовольственных наборов. Аналогичного внимания по продовольственному обеспечению и доступности требуют и социально значимые объекты, в первую очередь из сферы медицины и образования.
В целом продовольственное обеспечение требует системного подхода в своем функционировании, регулировании и совершенствовании, а также строго надзора, контроля и регулярного мониторинга. Это объяснимо тем, что утрата стабильности продовольственного обеспечения может повлечь необратимые социально-экономические последствия, чего нельзя допускать.
Источники:
2. Яркова Т.М. Оценка социально-экономической доступности продовольствия для населения региона // Пермский аграрный вестник. – 2013. – № 2(2). – c. 56-59.
3. Хайруллина О.И. Тенденции производства и потребления основных видов мяса в России // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 2245-2260.
4. Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.02.2021 № 296-р (ред. от 24.08.2021). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: consultant.r (дата обращения: 27.10.2021).
5. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (дата обращения: 27.10.2021).
6. Сафиуллин Л.Н., Черепанова Т.Г., Орлова Т.С., Воробьев К.А. Методическое измерение продовольственной безопасности: проблемы обеспечения и индикаторы оценки // Индустриальная экономика. – 2021. – № 3. – c. 43-54.
7. Сельское и лесное хозяйство. / Статистический ежегодник Пермского края. 2020: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). - Пермь, 2020. – 351 c.
8. Уровень жизни населения. / Статистический ежегодник Пермского края. 2020: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). - Пермь, 2020. – 351 c.
Страница обновлена: 15.11.2024 в 18:05:15