Digital competencies of economically active population

Doronenko M.V.1
1 Общество с ограниченной ответственностью «ЮРЛ»

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 11 (November 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47314627
Cited: 1 by 05.09.2022

Abstract:
The results of research conducted in August – September 2021 and aimed at studying the awareness of the population about digital competencies and professions, as well as about the federal project "Personnel for the Digital Economy" of the national program "Digital Economy of the Russian Federation", are presented in order to identify the reasons for the low level of basic digital competencies development among the economically active population in Russia. The hypothesis of the study suggests that the training program does not allow to fully realize its potential due to the lack of sufficient information, focus mainly on education and IT-sphere and low coverage of other population groups. The subject of the study is the category of "digital economy competencies". The purpose of this article is to interpret the research results, present them to the scientific community, as well as to analyze and systematize competencies of the economically active population for the labour market of the digital economy. The solution of this problem is supposed to be carried out using the questionnaire method. Statistical analysis, literature analysis, and factor analysis were used as additional research methods. In the course of the research, the main hypothesis was proved, as well as the key factors influencing the formation and development of digital competencies at the present stage were identified. The areas of applicability of the results are in the further development of technology for the development of competencies in the digital environment, as well as factors and conditions for a successful transition to the digital economy, risks and consequences of digital transformation for the labour market.

Keywords: digital competencies, digital economy, labour market transformation

JEL-classification: J21, J24, O15



Введение

Процесс изменения роли человека в развитии как организации, так и страны в целом изучался огромным количеством авторов отечественной и зарубежной экономической литературы и нашел свое отражение в категориях: рабочая сила, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал и др.

В последнее время осознание роли человека в организации влечет за собой появление понятий: человеческий потенциал, интеллектуальный капитал, эмоциональный капитал, которые применяются в таких направлениях, как управление знаниями, управление инновациями, управление изменениями.

С развитием цифровизации перед обществом возникает новый вызов, отражающийся в спросе на совершенно другие компетенции, многообразие которых свидетельствует о высокой скорости изменений, происходящих в мире. Исследование компетенций цифровой экономики находится в поле изучения разных дисциплин, среди которых можно выделить экономику, социологию, психологию, а также более узкие направления: управление человеческими ресурсами, развитие трудового, интеллектуального, сетевого потенциала.

Процесс трансформации рынка труда, происходящий в настоящее время и связанный с переходом к цифровой экономике, предполагает умение быстро адаптироваться к новым реалиям цифровизации. Наличие эффективной системы освоения новых компетенций в этом случае играет важную роль в реализации целей, которые стоят перед современным обществом. Для реализации этой цели в нашей стране существует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Однако несмотря на существование, функционирование и достаточное финансирование программы «Кадры для цифровой экономики», уровень развития базовых цифровых компетенций населения еще не достиг приемлемых показателей [9, с. 180–181] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2020, р. 180–181). Формирование цифровых компетенций у населения видится на сегодняшний день одной из основных задач реализации программы «Кадры для цифровой экономики».

Исследование и идентификация необходимых компетенций для цифровой экономики проводится в трудах Ершовой Т.В., Зива С.В. [7] (Ershova, Ziva, 2018), Зайцевой А.С. [8] (Zaytseva, 2021), Кожуховой Н.В., Серпуховой Е.П., Веселовой Ю.В., Кожуховой Д.А. [10] (Kozhukhova, Serpukhova et al., 2021), Батовой М.М. [3] (Batova, 2019). К числу авторов, занимающихся вопросами измерения и оценки компетенций, можно отнести Герчикову Т.Я., Дегтярева Н.И., Кириленко В.В. [4] (Gerchikova, Degtyaryov, 2021), Шарипову О.М. [13] (Sharipova, 2020). Изучением и формированием моделей компетенций в цифровой экономике занимаются Алябина Е.В. [1] (Alyabina, 2018), Гилева Т.А., Галимова М.П. [5] (Gileva, Galimova, 2019), Константинова Д.С., Кудаева М.М. [11] (Konstantinova, Kudaeva, 2020).

Из анализа проводимых в последнее время отечественных и зарубежных исследований в области цифровых компетенций можно сделать вывод о том, что в целом у населения отсутствует четкое понимание сути цифровых компетенций и компетенций цифровой экономики, а формирование данных компетенций происходит спонтанно, носит несистемный характер в связи с малой информированностью граждан о возможностях не только обучения новым компетенциям, но и дальнейшего применения полученных знаний в своей трудовой жизни. В свою очередь, на современном этапе ориентация государства на сектор информационных технологий и сферу образования в развитии компетенций влечет за собой несбалансированность рынка труда, которая проявляется в нехватке рабочих мест у работников с уже сформированными цифровыми компетенциями.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого стало бы подтверждение или опровержение основной гипотезы, заключающейся в том, что отсутствие достаточного информирования, сосредоточенность главным образом на сфере образования и IT-сфере и низкий охват остальных групп населения не позволяют программе подготовки кадров в полной мере реализовывать свой потенциал. Кроме того, исследование также направлено на изучение основных источников получения дополнительного образования у взрослого населения и условий для привлечения большего числа участников к освоению цифровых компетенций.

Материалы и методы

В качестве основных методов сбора данных для исследования были выбраны анкетирование и критический анализ научной литературы. Среди преимуществ анкетирования можно выделить оперативность и объективность в получении результатов, возможность проведения массовых исследований, отсутствие необходимости в интервьюере, поскольку анкетирование проводилось на онлайн-платформе, а также минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования. Из минусов метода можно выделить отсутствие базы опрашиваемых и в связи с этим сложность в получении данных.

Поскольку целью исследования является анализ и интерпретация результатов, имеет смысл для решения поставленной задачи использовать системный подход и метод исследования причинно-следственных связей.

В рамках системного подхода можно детально исследовать элементы, взаимосвязи, появляющиеся в процессе взаимодействия элементов. Достоинствами выбранного подхода является возможность изучения объекта не только в единстве всех ее составляющих, но и в единстве с внешним по отношению к нему миром.

В результате применения вышеперечисленных методов автором идентифицированы факторы низкого показателя освоения населением цифровых компетенций.

Результаты

Исследование состоит из нескольких этапов. На первом этапе нами были идентифицированы и выделены в две группы ключевые цифровые компетенции, необходимые к освоению на сегодняшний день. Результаты первого этапа исследования представлены на конференции «Общество, культура, человек в цифровую эпоху. Медиаэкономика, медиаполитика, медиакультура» (г. Санкт-Петербург, 20 июля 2021 года) [6, с. 33–41] (Doronenko, 2021, р. 33–41). По результатам этого этапа исследования в первой группе оказались компетенции, которые характеризуют общий уровень компьютерной грамотности, работу с определенными компьютерными программами и устройствами [9, с. 178] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2020, р. 178). Вторая группа цифровых компетенций представлена автором и отвечает за устройство и обеспечение своего цифрового пространства, а также безопасность персональных и иных данных (табл. 1).

Таблица 1

Базовые цифровые компетенции

Компьютерная грамотность
Цифровая грамотность
Работа с текстовым редактором
Работа с основными мессенджерами (WhatsApp, Viber, Telegram)
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами
Установка приложений и работа с ними (Zoom, Trello, Outlook и др.) на различных устройствах (компьютер, ноутбук, смартфон)
Копирование или перемещение файла или папки, использование инструмента копирования и вставки в документе
Установка мобильных приложений для бытового использования
Передача файлов между компьютером и периферийными устройствами
Создание, размещение контента в социальных сетях («ВКонтакте», Instagram, YouTube и др.)
Работа с электронными таблицами
Создание удаленного рабочего места
Использование программ для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов
Работа в наиболее распространенных программах (Photoshop, 1C) на уровне пользователя
Создание электронных презентаций с использованием специальных программ
Создание профиля, цифрового портфолио, личного кабинета на различных платформах и сайтах (личные кабинеты налогоплательщика, педагога и др.)
Подключение и установка новых устройств
Визуализация и анализ данных (создание дашбордов, интеллект-карт и др.)
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения
Работа с облачными сервисами
Установка новой или переустановка операционной системы
Работа с базами данных
Источник: составлено автором с использованием источника: [9, с. 178] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2020, р. 178).

На втором этапе исследования был проведен небольшой открытый опрос граждан с целью выявить ресурсы, которые помогут программе подготовки кадров для цифровой экономики привлечь больше участников, что будет способствовать более быстрому и эффективному освоению цифровых компетенций у населения. Участниками опроса стали граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 65 лет. Опрос был сформирован и размещен на платформе «Анкетолог» [1] и был доступен по прямой ссылке, которая была направлена в различные организации, размещена в социальных сетях и распространялась по мессенджерам. Опрос проводился с 18.08.2021 года по 18.09.2021 года. Таким образом, в опросе приняли участие 117 человек. Ниже приведем основные результаты опроса.

Отмечено, что на вопрос «Знаете ли вы о существовании в нашей стране федеральной программы «Кадры для цифровой экономики?» более 80% опрошенных ответили отрицательно, а те, кто знаком с программой, – узнали о ней от знакомых и из интернета, а не из официальных источников (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Знаете ли вы о существовании в нашей стране федеральной программы «Кадры для цифровой экономики?»

Источник: составлено автором.

Таким образом, основная гипотеза о слабой информированности населения подтверждается. Ответы на следующие вопросы также доказывают правомерность гипотезы.

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Если на предыдущий вопрос вы ответили утвердительно, то как вы узнали о данной программе?»

Источник: составлено автором.

Более 70% (71,5%) респондентов отметили, что освещенность программы очень плохая, либо они ни разу не слышали о программе, 24,5% ответили, что можно найти информацию, если конкретно знать, что искать, и только 2% в курсе возможностей, предлагаемых государством (рис. 3). Этот показатель очень низкий для того, чтобы решить проблему развития цифровых компетенций у населения.

Примечательно, что при этом 87% опрошенных респондентов занимаются своим дополнительным образованием (рис. 4).

Это означает, что программа могла бы привлечь намного больше пользователей при достаточной освещенности своих возможностей. Кроме того, большинство участников выбирают именно бесплатное онлайн-образование в качестве источника повышения квалификация или получения новых знаний и компетенций (рис. 4).

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько хорошо, по вашему мнению, освещены возможности для участия в программе»

Источник: составлено автором.

Это говорит о том, что, хотя участники и понимают важность дополнительного образования, пока не готовы платить за него или не имеют такой возможности.

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Занимаетесь ли вы своим дополнительным образованием?»

Источник: составлено автором.

Можно сделать вывод, что проблема заключается не в потенциале экономически активного населения, а именно в возможностях, которые ему предоставляются. Ответы на один из следующих вопросов это подтверждают. Респондентам было предложено на выбор несколько вариантов повышения мотивации для участия в проекте. На рисунке 5 представлены результаты ответов респондентов на вопрос: «Какие, по вашему мнению, варианты могут помочь привлечь больше участников в федеральную программу «Кадры для цифровой экономики?». Одним из самых популярных ответов стал «помощь в трудоустройстве после прохождения программы».

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие, по вашему мнению, варианты могут помочь привлечь больше участников в федеральную программу «Кадры для цифровой экономики?»

Источник: составлено автором.

Собственная оценка участниками уровня владения цифровыми компетенциями показала, что наименее сложными являются операции, связанные с работой в текстовых, табличных редакторах, созданием презентаций, а также с различными операциями с файлами (копирование, передача, отправка по электронной почте) и с основными мессенджерами. Наиболее сложными оказались действия с поиском, загрузкой, установкой, переустановкой программного обеспечения, операционной системы, визуализацией данных, работой с облачными сервисами. Необходимая в последнее время компетенция «создание удаленного рабочего места» встречает затруднение у большинства пользователей.

Дискуссия

Результаты данного исследования позволяют нам сформулировать некоторые выводы.

Во-первых, в настоящее время ключевые показатели в большей степени связаны с отсутствием должной информированности населения о возможностях программы, что заставляет обращаться к различным интернет-источникам, выбрать из которых компетентный непросто. Достаточной информацией о программе обладают в большей мере участники образовательных процессов (педагоги, студенты, научные работники, государственные служащие) и очень заинтересованные люди, которые самостоятельно ищут необходимую информацию и новые способы повышения конкурентоспособности на изменяющемся рынке труда.

Во-вторых, учитывая факт, что большинство опрошенных занимаются своим дополнительным образованием, потенциальные возможности привлечения в программу большего числа участников возрастают. Кроме того, программа «Кадры для цифровой экономики» ориентирована в большей мере на освоение населением новых профессий, востребованных в будущем. Однако за пределами исследования пока остаются базовые цифровые компетенции, которые, очевидно, еще в целом недостаточно развиты.

В-третьих, существенное влияние на принятие участия в программе имеют такие условия, как компенсация части затрат на обучение и содействие в дальнейшем трудоустройстве. Если первое условие уже реализуется программой, но в силу низкой информированности населения не является стимулом к участию в программе, то второе – даже не рассматривается на государственном уровне. Но как раз этот фактор участники опроса ставят на первое место. Вопрос применимости полученных знаний на рынке труда становится актуальным как никогда ранее. Зачастую оказывается, что новую профессию просто некуда применить, либо уровень заработной платы не соответствует уровню квалификации участников рынка труда. Здесь также нужно принять во внимание тот факт, что при смене профессии человеку приходится начинать свою профессиональную деятельность практически сначала, что объективно влечет за собой снижение уровня оплаты труда. Не каждый может позволить себе во взрослом возрасте временную вилку в 3–5 лет для достижения желаемого уровня оплаты труда в новой профессии.

Решение этих вопросов позволит ускорить темпы освоения населением базовых цифровых компетенций, что существенно повлияет на развитие экономки страны в целом.

Несмотря на то, что выборка для исследуемого вопроса небольшая, она является случайной и включает в себя все возрастные группы экономически активного населения, а также представителей различных профессий и всех видов экономической деятельности.

Результаты опроса дополняют исследования, проводимые в последнее время отечественными и зарубежными авторами в аспекте готовности населения к цифровым трансформациям [1, 2, 7, 9, 12, 13] (Alyabina, 2018; Ershova, Ziva, 2018; Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2020; Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2019; Sharipova, 2020). В данных исследованиях представлены результаты по множеству важных показателей развития цифровой экономики, в том числе уровень владения цифровыми компетенциями, однако в нем не затрагиваются вопросы готовности к получению новых компетенций и глубинные аспекты невовлеченности населения в цифровую трансформацию.

Кроме того, авторы докладов выделяют в качестве цифровых компетенций только так называемые компетенции компьютерной грамотности, назвав их цифровыми. Однако в нашем исследовании данная концепция получила развитие и нашла свое отражение в выделении двух видов цифровой компетенции, дополнив ее компетенциями «цифровой грамотности». Таким образом, автором получена более точная идентификация цифровых компетенций, что позволит в дальнейшем оценивать уровень цифровых компетенций и эффективно выстраивать траектории дальнейшего развития для каждого участника трудового процесса.

Заключение

Проведенное исследование в контексте готовности населения к обучению цифровым компетенциям показало, что они связаны как с объективными, так и с субъективными факторами. В качестве основных факторов, влияющих на скорость освоения населением цифровых компетенций, можно выделить:

1. Отсутствие информированности граждан.

2. Ориентация на школьников, студентов и государственных служащих.

3. Отсутствие системы формирования модели компетенций у населения.

4. Несбалансированность рынка труда, которая проявляется в нехватке рабочих мест у работников с уже сформированными цифровыми компетенциями.

5. Отсутствие четкого понимания сути цифровых компетенций и компетенций для цифровой экономики.

6. Подмена понятий «компетенции для цифровой экономики» на «цифровые профессии».

7. Ориентация исключительно на сектор IT.

Таким образом, проблематика, поставленная в статье, и полученные результаты исследования дают возможность дальнейшего исследования трансформации рынка труда и разработки модели формирования и развития цифровых компетенций с учетом выявленных факторов.

[1]Анкетолог. Сервис он-лайн опросов. [Электронный ресурс]. URL: https://anketolog.ru (дата обращения: 27.09.2021).


References:

Atlas novyh professiy [Atlas of new professions] (2014). (in Russian).

Abdrakhmanova G.I., Vishnevskiy K. O., Gokhberg L. M. i dr. (2019). Chto takoe tsifrovaya ekonomika? Trendy, kompetentsii, izmerenie [What is the digital economy? Trends, competencies, measurement] (in Russian).

Abdrakhmanova G.I., Vishnevskiy K.O., Gokhberg L.M. i dr. (2020). Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2020 [Digital Economy Indicators: 2020] (in Russian).

Alyabina E.V. V (2018). Vyyavlenie sprosa na tsifrovye kompetentsii v rossiyskikh kompaniyakh [Identifying the demand for digital competencies in Russian companies] (in Russian).

Batova M.M. (2019). Formirovanie tsifrovyh kompetentsiy v sisteme obrazovanie – nauka – proizvodstvo [Formation of digital competencies in the system education - science - production]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1573–1584. (in Russian).

Doronenko M. V. (2021). Issledovanie struktury kompetentsiy ekonomicheski aktivnogo naseleniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Research of the competence structure of the economically active population in the digital economy] (in Russian).

Ershova T.V., Ziva S.V. (2018). Klyuchevye kompetentsii dlya tsifrovoy ekonomiki [Key competences for the digital economy]. Moskovskiy gosudarstvennyy universitet imeni M.V. Lomonosova. (3). 4-20. (in Russian).

Gerchikova T.Ya., Degtyaryov N.I. (2021). Razvitie tsifrovyh kompetentsiy personala [Developing digital competencies of the staff]. Russian Journal of Labor Economics. (6). 585–600. (in Russian).

Gileva T.A., Galimova M.P. (2019). Modeli kompetentsiy i navykov tsifrovoy ekonomiki: analiticheskiy obzor [Models of competencies and skills of the digital economy: an analytical review] (in Russian).

Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. (2020). Tsifrovye kompetentsii kak osnova transformatsii professionalnogo obrazovaniya [Digital competencies as the basis for the professional education transformation]. Russian Journal of Labor Economics. (11). 1055–1072. (in Russian).

Kozhukhova N.V., Serpukhova E.P. i dr. (2021). Kompetentsi «budushchego» v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Competencies of the future in the digital economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 1875-1892. (in Russian).

Sharipova O.M. (2020). Tsifrovizatsiya i tsifrovye kompetentsii: novaya realnost [Digitalization and digital competencies: new reality]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1789-1802. (in Russian).

Zaytseva A.S. (2021). Vliyanie tsifrovyh kompetentsiy subektov malogo i srednego predprinimatelstva na razvitie biznesa [The impact of digital competencies of small and medium-sized businesses on business development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 313-322. (in Russian).

Страница обновлена: 16.04.2025 в 07:14:16