Assessment of the regional solid municipal waste management system (on the example of the Omsk region)
Plokhikh Yu.V.1
1 Омский государственный технический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 25 | Citations: 2
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 10 (October 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47213922
Cited: 2 by 30.01.2024
Abstract:
An attempt has been made to comprehensively assess the infrastructure of the waste management system in the Omsk region. The industrial development of the region is shown as the reason for the deterioration of its ecological state. The article systematizes the regulatory framework that forms the basis of the subject of the Russian Federation in the field of solid municipal waste management. The author touched upon the problem of the lack of accounting for the composition of waste and the sources of their formation. The tools of the region for the implementation of the tasks set by the Government of the Russian Federation in the field of solid municipal waste management are presented. The article describes the possibilities of the region in the issue of waste collection, recycling technologies, and garbage sorting. The author pays special attention to the problem of waste removal and transportation. The article summarizes the materials on the results of the financing of the waste management subprogram.
Keywords: solid municipal waste, Omsk region, waste management system infrastructure
JEL-classification: Q53, Q58, Q59
Введение
В современных условиях регионы сталкиваются с острыми экологическими проблемами, возникающими в системе «окружающая среда – человек». Непрерывный рост твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) является следствием роста отходов производства и потребления. Наличие и функционирование системы обращения с отходами – сбор и дальнейшая их обработка – это необходимый элемент региональной экономики, поскольку ее развитие связано с использованием современных технологий, сокращением неэкологичных производств, формированием экологической грамотности у населения и т.д. Наиболее актуальной задачей становится формирование комплексных систем обращения с отходами, нацеленными на переработку отходов в условиях реализации регионального и отраслевого применения.
Проблемы обращения с ТКО на уровне регионов рассматривались в работах Акьюлова Р.И., Зараменских А.И. [1] (Akyulov, Zaramenskikh, 2016), Белоусова А.И., Шелухиной Е.А. [2] (Belousov, Shelukhina, 2018), Дмитриевой Н.Н., Соломенниковой Е.В. [3] (Dmitrieva, Solomennikova, 2016), Алиева Т.Н., Исмайлова Б.В. [4] (Aliev, Ismaylov, 2020). В работах Розова Д.В., Комарова И.С., Образцовой С.А. [5] (Rozov, Komarov, Obraztsova, 2020), Борковой Е.А., Горельчаник П.И. [6] (Borkova, Gorelchanik et al., 2019) рассматриваются проблемы вывоза отходов в рамках проводимой «мусорной» реформы. Рыковой И.Н., Шкодинским С.В. систематизирован международный опыт обращения с твердыми коммунальными отходами [7] (Rykova, Shkodinskiy et al., 2021). Экономическую сторону обращения с твердыми коммунальными отходами рассматривали Тютюкина Е.Б., Тютюкина А.А. [8] (Tyutyukina, Tyutyukina, 2020), Русанов А.Л. [9] (Rusanov, 2021).
Целью данной работы является оценка потенциала Омской области при внедрении системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Омская область – активно развивающийся регион Западной Сибири, располагающий высокоразвитыми аграрно-промышленным, нефтехимическим, топливно-энергетическим комплексами, машино- и приборостроительными предприятиями. В городе продолжают работать угольные ТЭЦ. По причине высокой концентрации промышленного производства, неразвитости используемых технологий, неэффективной работы очистных сооружений Омский регион признан экологически неблагополучным. По данным «Бюллетеня о текущих тенденциях российской экономики. Динамика промышленного производства в России», Омская область занимает 20-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации по объему отгруженных товаров и доле занятых в промышленном секторе в 2019–2020 гг. и находится в пятерке развитых регионов с опорой на обрабатывающую промышленность [1] (Akyulov, Zaramenskikh, 2016). Несмотря на промышленную развитость области, проблема образования и размещения отходов остается актуальной для данного региона. На рисунке 1 пунктиром обозначена линия тренда изменений, показывающая за последние 10 лет тенденцию к снижению: уровень образованных отходов за период с 2010 по 2020 г. сократился на 45%. Это связано с внутренними экономическими кризисными явлениями, начавшимися в 2014 году.
Рисунок 1. Динамика образования отходов производства и потребления на территории Омской области за период 2010–2020 гг.
Источник: [2] (Belousov, Shelukhina, 2018).
Стратегия Омского региона в области обращения с отходами сформирована с ориентиром на достижение целей программы «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 [3] (Dmitrieva, Solomennikova, 2016). Целевые показатели программы отражают задачи национального проекта «Экология»: рост доли обработанных отходов (с 44,9% до 100,0%); рост доли утилизированных отходов (с 4,5% до 45,0%); сокращение доли размещенных отходов с 95,5% до 55,0%).
Основные нормативно-правовые документы Омской области в области обращения с ТКО представлены следующими законодательными актами:
· Постановление Правительства Омской области от 15.10.2013 № 255-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Охрана окружающей среды Омской области»;
· Прогноз социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 26.10.2016 № 311-п;
· Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.05.2017 № 61/27 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области»;
· Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2030 года;
· Закон Омской области от 27 декабря 2006 года № 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области»;
· Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 года № 8;
· Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 № 39 (ред. от 23.10.2020) «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области» (далее по тексту – ТСОО и Территориальная схема).
Данные нормативно-правовые акты формируют правовую основу системы обращения с отходами региона.
Основными участниками отношений, формирующих область обращения с отходами в Омской области, можно назвать Министерство природных ресурсов и экологии Омской области и регионального оператора «Магнит» [4] (Aliev, Ismaylov, 2020).
Согласно территориальной схеме, в 2020 году на территории области образовано 828,15 тыс. тонн твердых коммунальных отходов. Поскольку в регионе не налажен компонентный учет собираемых отходов, приведем в таблице 1 их усредненный состав.
Таблица 1
Усредненный морфологический состав ТКО по Омской области, %
Бумага, картон
|
Пищевые отходы
|
Дерево, листья
|
Текстиль
|
Кожа, резина
|
Пластмасса
|
Кости
|
Металл
|
Стекло
|
Камни, керамика
|
Отсев
|
20,8
|
28,6
|
5,1
|
6,2
|
4,9
|
4,2
|
5,1
|
7,4
|
8,9
|
1,9
|
6,9
|
Как видно из таблицы 1, основными компонентами твердых коммунальных отходов региона являются пищевые отходы (28,6%) и бумага (20,8%). Следующими по величине (8,9% и 7,4%) в составе отходов, соответственно, являются стекло (бой стекла, бутылки) и металл (посуда, игрушки, аэрозольные баллончики, бытовые электроприборы и т.д.). Доли от 4,9% до 6,9% принадлежат отходам дерева (ветки, листья, упаковка), текстиля (ветошь, изношенная одежда, отходы швейного производства), отходам из кожи, резины, пластмассы (игрушки, упаковка, пакеты), костей (для изготовления столярного клея, желатина, костной муки). Главными их источниками являются жилые дома (63,93%), торговые учреждения и организации (17,16%) и административные здания, учреждения и конторы (11,21%). На долю образовательных учреждений и организаций, организаций транспортной инфраструктуры и ресторанов, кафе, учреждений общественного питания в образовании твердых коммунальных отходов приходится 1,82%, 2,94%, 1,02% образованной массы ТКО соответственно. Доля твердых коммунальных отходов, образованных ритуальными организациями, спортивными зданиями и сооружениями, военными городками, культурно-развлекательными организациями, организациями бытовых услуг, пляжами, составляет менее 1% у каждого (рис. 2).
Рисунок 2. Объемы твердых коммунальных отходов, образованных различными источниками на территории Омской области в 2020 году, м3
Источник: составлено на основе данных [5] (Rozov, Komarov, Obraztsova, 2020).
Для оценки технологических возможностей региона в обращении с твердыми коммунальными отходами необходимо рассмотреть существующую инфраструктуру системы. В соответствии с ТСОО накопление ТКО осуществляется различными способами: в контейнерах, с использованием мусоропроводов, в бункерах, в пакетах, путем приема отходов по заявке и т.п. Таким образом, определено 8404 контейнерных площадки: в среднем по 2–3 контейнера на площадку. В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее по тексту – Правила) определен порядок создания мест накопления ТКО, в большей степени соответствующих требованиям сохранности и разделения отходов с целью дальнейшей их обработки. Указанные Правила составлены с учетом опыта других регионов и применимы в климатических условиях Омской области. Так, предусмотренная Правилами крыша на площадке позволит снизить массу собираемых отходов за счет исключения попадания осадков. Мусорные контейнеры в многоквартирных домах должны иметь крышку, чтобы минимизировать проникновение запахов; колеса, чтобы обеспечить его перемещение к мусороуборочной машине; они должны быть прочными, учитывая температурные перепады в регионе в летний и зимний периоды [6] (Borkova, Gorelchanik et al., 2019).
Ранее автором было отмечено, что в России приоритетным остается вывоз отходов на свалки и полигоны [7] (Rykova, Shkodinskiy et al., 2021). Существующая на сегодняшний день система управления отходами в Омской области также выстроена преимущественно на захоронении отходов. На территории области в большом количестве имеются несанкционированные места размещения ТКО, не имеющие документации, предусмотренной законодательством. Это так называемые свалки, общая площадь которых составляет 1 162 984 м2. Масса размещенных на них отходов 957 354,60 тонн (что составляет 42,8% всех образованных отходов в области). И согласно национальному проекту «Экология», одной из основных задач является сокращение количества таких свалок (например, путем легализации с последующей рекультивацией) [8] (Tyutyukina, Tyutyukina, 2020).
Ранее в Омске работали полигоны в Ленинском, Кировском и Советском АО (общей площадью 245 га), но в данное время они закрыты по решению суда. Сейчас сбор ТКО в городе осуществляется на площадках временного накопления.
Поскольку в территориальной схеме обращения с отходами отсутствуют фактические данные (приведены лишь среднестатистические) о морфологическом составе твердых коммунальных отходов, это говорит о том, что на территории области не ведется учет объемов и массы образованных отходов, подлежащих вторичному использованию. В этом случае невозможно ответить на вопрос, каковы потребности региона во вторсырье. В связи с этим частному бизнесу сложно планировать развитие производств, связанных с переработкой вторсырья.
В регионе только две организации занимаются обезвреживанием таких отходов, как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, и медицинские отходы.
Утилизацией занимаются девять предприятий. Суть их технологий утилизации представлена в таблице 2.
Таблица 2
Технологии утилизации предприятий Омской области
ООО «ПКФ»Мир»
|
Общество с ограниченной ответственностью «Омский
стекольный завод»
|
ООО «Асс-Пак»
|
Открытое акционерное общество «Омсккровля» (ОАО «Омсккровля»)
|
ИП Колмогоров А.А.
|
ООО «ОмПак»
|
ООО «Поставка»
|
ООО «Сибпласт»
|
ООО «Оптипром»
|
Рециклинг ПЭТФ/ Сортировка, дробление,флотация,
грануляция, термоформование
|
Переплавка боя стекла в составе шихты, идущей на
приготовление стекломассы для производства продукции
|
Рециклинг полиэтилена/ Сортировка, дробление,флотация,
грануляция, термоформование
|
Переработка макулатуры для производства кровельного
картона
|
Производство резиновой крошки/ Механическое
дробление
|
Переработка полиэтиленовой пленки
|
Дробление ПЭТ бутылки
|
Дробление ПЭТ бутылки
|
Дробление ПЭТ бутылки
|
Как видно из таблицы 2, рециклингом пэт-форм и полиэтилена занимаются только две организации, а остальные предприятия готовят полуфабрикаты и заготовки для дальнейшей переработки. Такое малое количество перерабатывающих предприятий объясняется тем, что государственные и муниципальные органы, контролирующие стратегию хранения и переработки твердых коммунальных отходов, не определяют задачи для малого и среднего бизнеса, связанные с утилизацией отходов и дальнейшей их переработкой, отсутствуют заказы на товары и изделия из вторсырья. В то время, как видно из таблицы 1, состав отходов разнообразен и требует внимания заинтересованных государственных и частных хозяйствующих субъектов как источник сырья.
В настоящее время объектами обработки ТКО в Омской области являются мусоросортировочные комплексы в Кировском и Ленинском АО общей мощностью 400 тыс. тонн в год, что в два раза меньше массы образующихся ТКО в регионе. Территориальной схемой с 2023 года предусмотрен ввод в эксплуатацию 10 межмуниципальных объектов обработки отходов, 8 муниципальных объектов, а также 24 мусоросортировочных комплексов и мусоросортировочных станций. Для формирования данной инфраструктуры запланирован значительный объем инвестиций, размер и структура которых представлены на рисунке 3. Из данной диаграммы видно, что государство планирует привлечь почти 95% средств частными инвестициями, что подразумевает активное взаимодействие государственных специализированных служб и заинтересованного частного бизнеса.
Рисунок 3. Планируемый размер и структура инвестиций для возведения инфраструктуры обращения с отходами в Омской области с 2023 года
Источник: составлено на основе данных [5] (Rozov, Komarov, Obraztsova, 2020).
По данным инвестиционного интернет-портала Омской области, в реестр масштабных инвестиционных проектов вошло создание системы сортировки твердых коммунальных отходов на территории города Омска (инвестор ООО «Магнит»), создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории Омской области (инвесторы ООО «Экология Сибири», ООО «Экосервис») [9] (Rusanov, 2021).
На территории региона наблюдается неполный охват населения услугами по вывозу отходов. Такая ситуация прослеживается на территории Большереченского, Крутинского, Любинского, Марьяновского, Муромцевского, Называевского, Нововаршавского, Саргатского, Тюкалинского, и Шербакульского муниципальных районов. А на территории Большеуковского, Знаменского, Колосовского, Москаленского, Нижнеомского, Павлоградского, Седельниковского, Тевризского, Усть-Ишимского муниципальных районов отмечается отсутствие вывоза отходов в некоторых поселениях. Отчасти это связано с неразвитостью дорожной инфраструктуры муниципального района.
Автотранспортный парк региона, осуществляющий вывоз твердых коммунальных отходов, составляет 105 единиц автотранспортных средств. Средний процент износа парка спецавтотранспорта составляет около 49%, 26 единиц техники имеют процент износа более 70%. Доля и степень износа автопарка в регионе представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Степень износа автопарка, %
Источник: составлено на основе данных [5] (Rozov, Komarov, Obraztsova, 2020).
В собственности транспортирующих организаций находится около 68% спецавтотранспорта, в аренде и лизинге – 27%, около 3% находятся в оперативном управлении [5] (Rozov, Komarov, Obraztsova, 2020). Таким образом, мы наблюдаем, что ситуация по обращению с отходами, складывающаяся в большинстве районов Омской области, имеет схожие черты, такие как отсутствие технологической базы, слабая взаимосвязь организаций – перевозчиков отходов со сторонними авторемонтными предприятиями, отсутствие развитой дорожной системы в некоторых районах Омской области.
15 октября 2013 г. была принята государственная программа Омской области «Охрана окружающей среды Омской области» (далее – государственная программа), в рамках которой реализуется подпрограмма «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами» [10]. Подпрограммой запланировано 7 основных мероприятий, включающих в себя 16 мероприятий. Сопоставляя фактические показатели с плановыми в части финансирования за период с 2016 по 2020 год, очевидно, что выполнение плана варьируется от 2,72% до 100% (табл. 3).
Таблица 3
Результаты реализации подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО» за период 2016–2020 гг.
Наименование показателя
|
Финансирование, тыс. руб.
|
Абс.изменение, %
| |
План
|
Факт
| ||
Основное
мероприятие:
Стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки,
утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых
коммунальных отходов
|
70 747,91
|
18 065,08
|
25,53
|
Основное
мероприятие: Стимулирование накопления, утилизации и обезвреживания отходов
|
506 907,52
|
329 475,26
|
65,00
|
Основное
мероприятие: Реализация регионального проекта «Комплексная система обращения
с ТКО», направленного на достижение целей федерального проекта «Комплексная
система обращения с ТКО»
|
321 541,70
|
321 541,70
|
100,00
|
Основное
мероприятие: Предупреждение и ликвидация последствий причинения вреда
окружающей среде при размещении отходов пестицидов, утративших
потребительские свойства, и пестицидов, запрещенных к применению
|
12 177,45
|
3 891,45
|
31,96
|
Основное
мероприятие: реализация регионального проекта «Чистая страна», направленного
на достижение целей федерального проекта «Чистая страна»
|
21 392,00
|
581,83
|
2,72
|
Основное
мероприятие: обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной
деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на
окружающую среду
|
50 557,81
|
18 077,54
|
35,76
|
Основное
мероприятие: Обеспечение всеобщего и бесплатного доступа к территориальной
схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами,
Омской области
|
11 700,00
|
11 700,00
|
100,00
|
ИТОГО
|
995 024,40
|
703 332,86
|
70,68
|
Заключение
На основании представленной таблицы 3 мы видим фактическое финансирование подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО» лишь на 70,68%. Существенное влияние на невыполнение плана финансирования оказало недофинансирование мероприятия (на 177 432 тыс. руб.) «Стимулирование накопления, утилизации и обезвреживания отходов» в части предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления [15]. Отсутствие или частичное финансирование большинства мероприятий подпрограммы тормозит и усложняет выполнение национального проекта «Экология» на территории всего Омского региона.
Подводя итоги, можно отметить, что организация системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области ограничена: отсутствием единой информационной базы об объемах и источниках образования отходов и о потребностях во вторсырье; отсутствием необходимой инфраструктуры для сбора отходов в соответствии с климатическими условиями региона; отсутствием инфраструктуры для переработки отходов; отсутствием системного подхода в организации схем потоков перемещения отходов, пока все сводится к вывозу отходов на полигоны; отсутствием бюджетного финансирования, в связи с чем инфраструктура обращения с отходами может формироваться только посредством отношений государства и частного бизнеса. Выбор технологических решений по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО на территории Омской области должен предусматривать анализ передового опыта в регионах России с целью выбора наилучших технологий.
References:
Akyulov R. I., Zaramenskikh A. I. (2016). Sovremennye problemy razvitiya sistemy sbora i pererabotki tvyordyh otkhodov v krupnyh rossiyskikh gorodakh [Modern problems of solid waste collection and processing system development in large Russian cities]. Ekonomika i politika. (7). 15-18. (in Russian).
Aliev T. N., Ismaylov B. V. (2020). Innovatsionnye mekhanizmy upravleniya tvyordymi bytovymi otkhodami v Azerbaydzhane [Innovative solid management mechanism domestic waste in Azerbaijan]. The Scientific Heritage. (49). 9-21. (in Russian).
Belousov A. I., Shelukhina E. A. (2018). Modelirovanie upravleniya protsessom obrashcheniya s tverdymi bytovymi otkhodami na regionalnom urovne [Modeling the process of solid waste management at the regional level]. Problems of Territory’s Development. (2). 57-70. (in Russian).
Borkova E.A., Gorelchanik P.I. i dr. (2019). Problema utilizatsii otkhodov v sisteme ustoychivogo razvitiya RF [The problem of waste disposal in the sustainable development of the russian federation]. Journal of International Economic Affairs. (2). (in Russian).
D. V. Rozov, I. S. Komarov, S. A. Obraztsova (2020). Problemy sovershenstvovaniya reformy obrashcheniya s tvyordymi kommunalnymi otkhodami v RF [Problems of improving the reform of solid municipal waste management in the Russian Federation] Economics and management of enterprises, industries, complexes at the present stage of globalization. 90-95. (in Russian).
Dmitrieva N. N., Solomennikova E. V. (2016). Sovremennye problemy utilizatsii tverdyh bytovyh i promyshlennyh otkhodov [Modern problems of solid household and industrial waste disposal]. Fotinskie chteniya. (1). 89-94. (in Russian).
Plokhikh Yu. V. (2020). Gosudarstvennaya politika v oblasti obrashcheniya s otkhodami [State policy in the field of waste management] Omsk scientific readings - 2020. 2027–2030. (in Russian).
Rusanov A.L. (2021). Ekonomicheskiy effekt ot vnedreniya kontseptsii obrashcheniya s otkhodami dlya kommercheskikh struktur, gosudarstva i domokhozyaystv [The economic effect of the waste management concept for commercial structures, the state and households]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 457-466. (in Russian).
Rykova I.N., Shkodinskiy S.V. i dr. (2021). Zarubezhnyy opyt regulirovaniya obrashcheniya s tverdymi kommunalnymi otkhodami i ego adaptatsiya k rossiyskim usloviyam [Foreign experience in solid municipal waste management and its adaptation in Russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 1759-1776. (in Russian).
Tyutyukina E.B., Tyutyukina A.A. (2020). Vozmozhnosti i riski proektnogo finansirovaniya v sisteme obrashcheniya s tverdymi kommunalnymi otkhodami [Opportunities and risks of project financing in the system of solid municipal waste management]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). (in Russian).
Страница обновлена: 30.04.2025 в 21:26:43