Comparative analysis of traditional and online education formats

Rebrikova N.V.1, Shalnova O.A.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 5 (May 2025)

Citation:

Abstract:
Wise people say that all new things are well forgotten old ones. But does this statement apply to education and its formats? Innovative technologies are penetrating all spheres of life and changing the approach to education. Alongside traditional universities, online courses are becoming more popular. These courses allow students to develop critical thinking skills, earn professional certifications, and find employment without leaving home. Traditional education is characterized by personal interaction between teachers and students and provides a structured learning environment with the possibility of immediate feedback. However, traditional education also has limitations in terms of flexibility and accessibility, which can make learning difficult for certain students. E-learning, on the other hand, offers the flexibility to choose class times and locations, as well as access to a variety of educational resources. However, e-learning can lead to isolation and requires a high degree of self-discipline. The article analyzes key aspects of both formats and the interaction between participants in the educational process. The article highlights the pros and cons of traditional and online education. The article considers possible directions for further research, such as the effectiveness of blended learning and the influence of cultural factors on the perception of different learning approaches. The results of this study may be useful for educational institutions, academic staff, and students when choosing the most appropriate learning format depending on their needs and goals.

Keywords: traditional education format, online education format, student, choice, blended learning

JEL-classification: I2, I20, I21, I29



Введение

«Образование воспринимается теперь не как подготовка ко взрослой жизни, а как непрерывный процесс роста и развития – от рождения до смерти».

Стивен Митчелл

Образование в режиме реального времени повышает доступность и инклюзивность благодаря платформам онлайн-обучения и виртуальным классам, обеспечивая персонализированный подход, соответствующий индивидуальным потребностям и стилям обучения. Технологии играют ключевую роль в образовании, предоставляя студентам возможности развития и приобретения навыков, позволяя устранить цифровой разрыв, обеспечивая равный доступ к информации и знаниям, расширяя кругозор и формируя компетенции для будущего.

Традиционный формат образования структурирован и имеет четкое постоянное расписание, а также подробный учебный план и программы обучения. В то же время применение виртуальных элементов в традиционном формате дает возможность адаптировать процесс обучения под современные ожидания студентов.

Постоянное развитие форматов обучения дает возможность сделать вывод о том, что при помощи онлайн-образования студенты могут взаимодействовать с опытными преподавателями по всему миру, настраивать учебный график изучения дисциплин и курсов, а также двигаться в процессе обучения в своем собственном темпе. Для достижения наилучших результатов обучения необходимо найти способы интеграции традиционного и онлайн- форматов, выделяя наиболее актуальные положительные аспекты обоих.

В современных условиях оба формата образования продолжают развиваться, внедрение технологических инструментов в традиционный учебный процесс и совершенствование платформ онлайн-обучения подчеркивают важность поиска правильного сочетания для оптимизации процесса образования. Исследование положительных и отрицательных аспектов форматов образования позволит выбрать наиболее эффективные способы взаимодействия со студентами, а также подачи информации при формировании профессиональных компетенций студентов с учетом разных факторов, влияющих на выбор обучения.

Традиционный формат продолжает играть ключевую роль в формировании квалифицированных кадров, готовых к вызовам современного рынка труда. В то же время онлайн-технологии имеют положительные аспекты эффективного влияния на учебный процесс в форме гибкого графика и открытого доступа.

Авторы исследования В статье мы обосновываем возможность комплексного применения традиционных и онлайн-форматов образования, а также рассматриваем особенности использования данного подхода с учетом ценностей потребителей.

Для повышения эффективности учебного процесса предлагается обобщить результаты исследования положительных и отрицательных сторон традиционного и онлайн-форматов образования в изменяющихся условиях.

В условиях быстро меняющегося мира образования важно адаптироваться к новым вызовам и использовать все доступные ресурсы для создания эффективной образовательной среды.

Целью является исследование положительных и отрицательных сторон традиционного и онлайн-форматов обучения с точки зрения ученых и непосредственных участников образовательного процесса - потребителей образовательных услуг и их сравнительный анализ.

Научная новизна исследования заключается в изучении мнений непосредственных участников образовательного процесса - получателей образования.

Гипотезой исследования является предположение о том, что наиболее эффективной формой обучения в современных условиях с точки зрения потребителей образовательных услуг является симбиоз традиционного и онлайн-формата образования.

Методологической базой исследования послужил комплексный подход для сбора и анализа информации, который позволил структурировать и адаптировать материал под цели и задачи исследования. В рамках исследования применены количественные методы (анкетирование, группировка, статистический анализ). Использованы материалы из открытых источников, а также с сайтов вузов и государственной статистики.

Теоретические положения исследования анализа традиционного и онлайн- форматов образования

В результате исследования форматов образования в вузе были выявлены ключевые аспекты, которые можно разделить на несколько категорий, охватывающих важные элементы процесса обучения и его результаты.

Традиционное образование включает в себя обучение в аудиториях с непосредственным взаимодействием между преподавателем и студентами. При этом студенты имеют структурированную учебную среду с фиксированным учебным планом, набором дисциплин и расписанием занятий.

В зарубежных источниках отмечают, что «прямое общение способствует лучшему пониманию материала» [15], студенты развивают навыки общения и сотрудничества работая вместе в аудитории [12]. Но в то же время присутствуют ограниченные возможности для адаптации к индивидуальным потребностям студентов [16]. Образование может быть дорогостоящим из-за платы обучения и проживания в общежитии, дополнительных затрат на проезд [17].

Онлайн-образование включает в себя использование цифровых технологий для обучения, что позволяет студентам учиться в любое время и в любом месте. Так, в своих трудах [19] отмечают возможность при обучении онлайн делать это в удобное время и в индивидуальном темпе. Также отмечается широкий доступ к образовательным ресурсам для студентов из удаленных регионов [14]. В то же время некоторые авторы делают акцент на то, что отсутствие личного взаимодействия может привести к чувству изоляции у студентов [21]. Онлайн-формат предполагает высокую степень саморегуляции для успешного обучения [18].

Следует отметить, что по результатам исследования применение традиционного и онлайн-форматов образования имеют общие сильные и слабые стороны. Некоторые исследования указывают на то, что онлайн- обучение может быть столь же эффективным, как традиционное, если оно хорошо организовано [11]. Комбинация традиционных и онлайн методов может обеспечить наилучшие результаты для студентов, сочетая преимущества обоих форматов [15].

Среди отечественных ученых данной теме также уделяется довольно много внимания. Так, Н. В. Кузнецова [4] рассматривает основные характеристики традиционного и онлайн-образования, выделяя их плюсы и минусы. Она акцентирует внимание на важности личного взаимодействия в традиционном формате и гибкости онлайн-обучения.

М. В. Мельничук, М. А. Белогаш [6] приходят к выводу о том, что эффективность обучения зависит не только от формата, но и от индивидуальных особенностей студентов.

В своей статье Е. И. Петрова и А. С. Иванов [3] рассматривают различные методы преподавания в традиционном и онлайн-форматах, включая активные методы обучения и их влияние на вовлеченность студентов. Так же в своих работах некоторые авторы [8] подчеркивают важность адаптации методов к потребностям студентов, исследуя использование смешанных методов обучения, которые объединяют элементы традиционного и онлайн образования. А. А. Морозова и В. В. Фёдоров [8] в работе исследуют психологические аспекты онлайн-обучения, такие как мотивация студентов и уровень стресса при обучении в удаленном формате.

Н. И. Глухов [2] анализирует влияние формата обучения на социальную интеграцию студентов и их эмоциональное состояние. Д. С. Соколовский [12] в статье рассматривает современные технологии в образовании и их влияние на качество онлайн-обучения.

Исследования некоторых авторов [1] посвящены проблемам доступа к онлайн-образованию для различных категорий студентов и возможным решениям этих проблем.

И. В Соловьева. и М. А. Замковая [13] исследуют влияние культурных различий на восприятие различных форматов образования среди студентов из разных регионов России.

Онлайн-обучение происходит через Интернет и является формой дистанционного обучения. Это может быть наставничество в определенное время (синхронное) или самостоятельная проработка материала студентом (асинхронное). Контент может быть представлен в виде текста, изображений и видео, а функции могут включать онлайн-оценку или интерактивные действия.

Традиционное обучение происходит в аудитории с преподавателем, который планирует и представляет занятие по определенной теме. Преподаватель может использовать различные образовательные инструменты, презентации учащихся, групповую или проектную работу, а также индивидуальные упражнения или кейсы, задавать домашние задания.

Результаты кабинетного исследования позволили собрать и проанализировать вторичные данные из открытых источников, выделить основные теоретические понятия, положительные и отрицательные аспекты форм обучения, выделить основные возможности их применения на практике.

Описание и результаты эмпирического исследования

В процессе сравнительного анализа форматов образования, было проведено полевое пробное исследование (в период с 10 сентября 2024 года по 20 декабря 2024 года., Москва), в рамках которого опрошены потребители образовательных услуг. Выборка пилотного опроса составила 300 человек в возрасте от 18 до 23 лет, учащиеся первого курса двух престижных московских вузов [1] (150:150 соответственно). Выборка была бесповторная рандомно по разным направлениям, разработана авторская анкета для проведения исследования, целью которого стало – выявить преимущества и недостатки традиционного и онлайн-форматов образования с позиции понимания студентов.

По данным результатов опроса респондентов можно отметить, что: традиционный формат образования выбирают около 78%, онлайн-обучению отдают предпочтение – 17%, не смогли выбрать формат – 5%. Степень удовлетворённости оценивалась исходя из ответа на первый вопрос. Следует отметить, что большинство респондентов (62%) полностью удовлетворены имеющимся форматом обучения, 19% скорее удовлетворены, 20% затруднились с ответом и лишь 9% отметили неудовлетворенность форматом обучения (рис.1).

Рис.1 – Оценка степени удовлетворенности форматом образования

Источник: составлено автором по данным исследования

Традиционная организация обучения обеспечивает структурированное расписание занятий. Мотивация к обучению исходит от преподавателя, чья задача состоит в том, чтобы представить информацию студентам в увлекательной форме, и от сокурсников, которые могут вместе обсуждать содержание курса до или после занятий.

В ходе ответов респондентов были выделены следующие преимущества традиционного формата образования (рис.2.).

Рис.2 – Плюсы традиционного формата образования

Источник: составлено автором по данным исследования

В аудитории, где группа студентов работает над проблемой вместе с преподавателем, у учащихся формируется чувство академической уверенности в связи с их способностью находить подход к новым темам.

Неотъемлемой частью традиционного обучения в аудитории является взаимодействие между студентами и совместная работа над групповыми проектами. Эти проекты можно выполнять в онлайн-среде, но они не обеспечивают такого же уровня социального взаимодействия и неформального обучения в аудитории.

На занятиях, сидя в аудитории с однокурсниками и учась взаимодействовать с преподавателем, развиваются критические навыки межличностного общения. Развитие таких навыков полезно в других ситуациях в личной и профессиональной жизни студентов.

В традиционном формате есть установленное расписание с определенными сроками и временем выполнения работы. Студенты должны научиться работать в условиях высокого давления, что является навыком, который можно перенести в другие сферы жизни.

В рамках традиционного формата образования выступление перед группой (необходимость задавать вопросы всей группе или обсуждать свою точку зрения перед преподавателем) укрепляет уверенность в способностях студента к публичным выступлениям. Эти навыки трудно развить в онлайн-формате, даже если требуются презентации МТС Линк.

Среди недостатков традиционного формата образования студенты отметили (рис.3.).

Рис.3 – Минусы традиционного формата образования

Источник: составлено автором по данным исследования

В рамках традиционного формата обучение студентов может быть более затратным из-за стоимости самого курса, проживания в общежитии, транспортных расходов до вуза и обратно, а также потерянный доход для работающих студентов.

Несмотря на традиционную форму образования, студенты могут иметь ограниченное прямое взаимодействие с преподавателями в зависимости от графика работы, от личного бренда и статуса лектора. Для студентов, которым нужна коррекционная поддержка или которые хотели бы заниматься дополнительными занятиями, это может быть проблемой.

При традиционной форме обучения отсутствует гибкость с установленным расписанием, сроками выполнения заданий, необходимыми часами обучения, зачетами и экзаменами, установленными в определённые дни. Также нет гибкости для студентов, которым может потребоваться работать или заботиться о своей семье. Точно так же традиционная образовательная структура будет иметь ограниченные варианты курсов, из которых студент может выбирать.

Исследования показали, что как онлайн, так и обучение в аудитории эффективно. В некоторых сценариях онлайн-обучение может быть даже более эффективным. Это зависит от таких факторов, как личность самого студента, технологическая инфраструктура и выбранный предмет. Одним из важнейших факторов успешного онлайн-обучения является вовлеченность студентов. В традиционном формате преподаватель постоянно следит за вовлеченностью в учебный процесс, спрашивает у определенных студентов отзывы по теме или если у них есть какие-либо вопросы.

Вовлеченность студентов — ключ к успешному онлайн-обучению. Оригинальная проектная работа, основанная на привлекательном контенте, взаимодействии с сообществом и коллегами, присутствии инструктора, возможностях синхронных собраний, расширенном видеопроизводстве и возможностях социального обучения, объединяет новые концепции с реальными приложениями. Преимущества онлайн-формата образования (рис.4.).

Рис.4 – Положительные аспекты онлайн-формата образования

Источник: составлено автором по данным исследования

Онлайн-формат обучения дает значительно большую возможность, чем в традиционной образовательной среде, выбора записаться на любой доступный для изучения онлайн-курс или онлайн-вебинар. Студенты могут изучать специальные курсы, разные предметы, которые доступны в разных вузах и разных странах.

Образование в формате онлайн-обучения обычно обходится дешевле, чем очное или традиционное обучение. Более низкая стоимость связана с меньшими затратами на физическую инфраструктуру, отсутствием необходимости нанимать преподавателей на полный рабочий день для проведения занятий. Тем не менее, все больше и больше онлайн-курсов предлагаются по цене, эквивалентной стоимости традиционного обучения.

Онлайн-обучение обладает большей гибкостью и является одним из основных преимуществ для студентов, которые не могут посещать занятия в определенное время или в определенном месте, так как они работают. Гибкость позволяет студентам выбирать предметы, которые им интересны, но они не обязательно хотят заниматься ими в качестве карьеры.

Лекции экспертов или занятия с приглашенными специалистами, предполагают необходимость запланировать курс на время, доступное для приглашенного лектора, с обязательным выделением аудитории для проведения занятия. Гораздо проще попросить провести лекцию через МТС Линк или Яндекс Телемост, где специалист может отвлечься от рабочего процесса, провести занятие, но оставаться в офисе или на рабочем месте. Также этот формат позволяет лекторам со всей страны или мира делиться опытом со студентами.

Обучение с помощью онлайн-форматов дает возможность записывать онлайн-лекции и делать их доступными для многократного просмотра студентами. Аналогичным образом, конспекты занятий и материалы для чтения могут быть предоставлены студентам в цифровом виде для регулярного использования, адаптации и улучшения по мере необходимости, чтобы студенты могли облегчить себе процесс обучения. Также, все цифровые ресурсы могут быстро и легко обновляться новым или более актуальным контентом по мере необходимости, в свою очередь это означает, что по изучаемым предметам студенты могут получать доступ к современной информации.

Уровень вовлеченности в онлайн-классе может быть выше, особенно когда существуют правила онлайн-обучения, требующие определенного количества взаимодействий через разные каналы для каждого студента.

Качественное взаимодействие преподавателя и студента предполагает общение, которое может осуществляться по электронной почте, через мгновенные сообщения, такие как специально организованные чаты, или через онлайн-форумы и дискуссионные группы.

Среди недостатков онлайн-формата образования студенты отметили следующие (рис.5.).

Рис.5 – Отрицательные аспекты онлайн-формата образования

Источник: составлено автором по данным исследования

Также можно отметить, что в процессе онлайн-формата некоторые студенты не всегда честны с ответами и выполнением домашних заданий (так же как и на традиционных занятиях). Однако в процессе онлайн-занятия преподавателю сложнее отследить поведение студентов и отметить был открыт браузер для поиска ответов или обмена мгновенными сообщениями с другими сокурсниками.

Умение слушать однокурсников в аудитории, обсуждать темы, приводить аргументы и прислушиваться к мнению других участников развивает навыки межличностного общения. Это одно из основных преимуществ традиционного формата обучения, и данные навыки трудно развивать при изучении онлайн-курса, особенно в асинхронном режиме.

При онлайн-формате наиболее часто встречается прокрастинация — откладывание чего-либо на последний момент — классическая лень студента. Однако в онлайн-классе, где могут не быть установлены крайние сроки для отправки заданий или дата завершения, гораздо легче откладывать.

В процессе онлайн-обучения самое необходимое качество для студентов – это самомотивация, то есть при выборе онлайн-обучения студенты должны уделять время и прилагать усилия для выполнения требований курса. Без четко установленного расписания и, в некоторых случаях, без преподавателя навыки самомотивации и управления временем приобретают решающее значение для успешного результата онлайн-обучения.

Часть студентов при онлайн-обучении может испытывать чувство некоторой социальной изоляции при прохождении онлайн-курса, особенно те, кто не работает или не учувствует в социальных мероприятиях. Несмотря на возможность общения студентов друг с другом через соцсети или Интернет, все же трудно воспроизвести неформальные беседы и дискуссии, как это происходит в обстановке традиционной аудитории.

В процессе прохождения онлайн-курса, который не проводится преподавателем, есть опасение, что студент может просмотреть значительно больше материалов для чтения или справочной информации по изучаемым предметам. В этом случае следует отметить, что время, затраченное студентом, может быть более значительным, чем у обучающегося, посещающего аналогичный курс в традиционном формате обучения.

Среди минусов, выявленных в процессе исследования также, можно выделить следующие: недостаточно хорошая работа интернета, снижение внимания, концентрации и длительное сидение за компьютером.

На основе полученных результатов проведенного исследования, авторами были выделены уникальные аспекты, характерные для каждого формата обучения, которые могут быть адаптированы в зависимости от потребностей студентов и целей обучения (табл.1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ традиционного и онлайн-форматов образования

Показатели
Традиционное образование
Онлайн-обучение
Структура и организация
- Фиксированное расписание занятий;
- структурированные учебные планы и программы;
- наличие физического пространства (аудитории, лаборатории)
- Гибкость в выборе времени и места обучения;
- возможность саморегулирования темпа обучения;
- доступ к разнообразным ресурсам через интернет
Методы преподавания
- Лекции, семинары, практические занятия;
- прямое взаимодействие с преподавателем и однокурсниками
- Видеолекции, вебинары, интерактивные модули;
- использование форумов, чатов и других онлайн-платформ для взаимодействия
Взаимодействие
- Личное общение между студентами и преподавателями;
- возможность немедленной обратной связи в классе
- Виртуальные группы и сообщества для обсуждения;
- обратная связь через электронную почту или платформы управления обучением
Доступность и инклюзивность
Ограниченная доступность для студентов из удаленных или неблагополучных регионов
- Возможность обучения для людей с ограниченными возможностями или тех, кто не может посещать занятия в традиционном формате;
- доступ к образовательным ресурсам независимо от географического положения
Оценка и контроль знаний
Тесты, экзамены и контрольные работы в классе
Онлайн-тестирование, автоматизированные оценки, проекты и задания с использованием цифровых инструментов
Технологическая поддержка
Использование традиционных учебных материалов (книги, печатные пособия), также можно использовать электронные пособия при наличии техники
- Широкий спектр технологий (платформы для онлайн-курсов, образовательные приложения);
- Интерактивные элементы (викторины, симуляции).
Социальные аспекты
Формирование социальных связей через личное взаимодействие
Возможности для сетевого взаимодействия через онлайн-сообщества и группы
Источник: составлено автором по данным исследования

Понимание этих ключевых аспектов позволит образовательным учреждениям разрабатывать более эффективные программы и подходы к обучению, учитывающие разнообразие потребностей студентов.

На основе результатов сравнительного анализа традиционного и онлайн-форматов образования предлагаются следующие рекомендации:

ü Разработка гибридных программ, то есть преподавателям необходимо рассмотреть возможность внедрения в учебный процесс смешанных форматов обучения (объединение элементов традиционного и онлайн-образования).

ü Необходимо регулярно проводить обучение для преподавателей по использованию технологий онлайн-обучения и методам вовлечения студентов в виртуальной среде.

ü Регулярно проводить оценку качества образования в разных форматах с целью выявления лучших практик и областей для улучшения.

Традиционный формат образования обеспечивает структурированную подачу информации, плотное взаимодействие студента и преподавателя и знакомую образовательную среду. В то же время онлайн-формат предлагает гибкость, доступность источников из разных точек мира. В связи с чем для наибольшей эффективности процесса обучения рекомендуется рассматривать смешанный формат образования.

Заключение

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы: традиционный формат образования, так же, как и онлайн-формат имеют определенные преимущества и недостатки. Традиционное образование способствует социальному взаимодействию, дисциплине и умению учиться. Этот формат эффективен для студентов, которые привыкли работать в структурированной образовательной среде. Однако онлайн-формат обеспечивает гибкий график обучения и доступность, особенно это актуально для студентов с плотным рабочим графиком или тех, кто предпочитает самостоятельное обучение. Выбор в пользу одного из форматов образования зависит от разных факторов: стилей обучения, индивидуальных обстоятельств, личных представлений и др. Взвешивая все «за» и «против», студенты могут принимать обоснованные решения, которые соответствуют их образовательным и карьерным целям.

Традиционный формат образования часто обеспечивает более высокую степень вовлеченности в учебный процесс, благодаря личному взаимодействию студентов и преподавателей, однако онлайн-обучение предлагает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения. Применение технологий повышает доступность, способствует инклюзивности и предоставляет персонализированный подход обучения, отвечающий индивидуальным потребностям.

Смешанные подходы могут стать ключом к успешному обучению будущих поколений студентов, обеспечивая им необходимые навыки для жизни в современном обществе.

Для дальнейшего рассмотрения темы можно выделить несколько следующих направлений:

Ø исследование результатов успеваемости студентов в традиционных и онлайн-форматах с использованием различных методов оценки;

Ø исследование оценки влияния форматов на карьерные достижения выпускников и их профессиональную подготовленность;

Ø исследование факторов, влияющих на мотивацию студентов в разных форматах и уровень вовлеченности в учебный процесс.

Результаты этих исследований могут помочь выявить возможности для повышения эффективности образовательного процесса, а также учета быстро меняющихся условий в сфере образования и адаптировать форматы обучения к новым вызовам и технологиям.

[1] Название организации не указаны в полной мере, по просьбе заказчика исследования.


References:

Gadzhibabaeva D. R. (2021). Distance learning: advantages and disadvantages from university students’ perspective. Kompleksnye issledovaniya detstva. (3). 244-250.

Glukhov N. I. (2021). The emotional state of students depending on the format of study Pedagogical skills and modern pedagogical technologies. 28-30.

Ivanov A. V., Petrova E. S. (2021). The impact of computer technology on education. Zhurnal obrazovatelnyh issledovaniy. (12). 23-34.

Kuznetsova N. V., Chiranova O. I. (2020). Information technology as a means of designing a lesson at primary school. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. (1). 52-58.

Maksimenko A. Yu. (2024). Education in the 21st century: from information systems to digital platforms. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (5). 2253-2268. doi: 10.18334/epp.14.5.120969.

Medvedeva I.M. (2006). Problems of cultural and regional identity in the context of russian education optimization. Advances in current natural sciences. (8). 48-50.

Melnichuk M. V., Belogash M. A. (2021). Emotional interaction as a facilitator of it-enhanced distance education. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal. (3). 162-174.

Molchanov I.N. (2022). Education and science: trends in the development of human resources. Leadership and Management. 9 (3). 691-708. doi: 10.18334/lim.9.3.114932.

Revinova S. Yu., Valko E. A. (2024). E-learning in the Russian Federation: trends and growth prospects. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (1). 205-220. doi: 10.18334/vinec.14.1.120381.

Robert I. V. (2022). Implementation of traditional forms, methods of teaching and distance learning technologies using a digital educational environment (for general education organizations)

Sokolovskiy D. S. (2024). The impact of modern technologies on the educational process. Problems of modern teacher education. (84-1). 300-302.

Soloveva I. V., Zamkovaya M. A. (2023). Distance learning and breach of academic integrity among students. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. (1). 50-65.

Страница обновлена: 21.05.2025 в 17:24:55