Сравнительный анализ традиционного и онлайн-форматов образования

Ребрикова Н.В.1, Шальнова О.А.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Говорят, все новое – это хорошо забытое старое. Но применимо ли это утверждение к сфере образования и его форматам? Инновационные технологии проникают во все сферы жизни, в том числе меняют подход к системе образования. Наряду с традиционными университетами, все большую популярность набирают онлайн-курсы. Они позволяют студентам развить навыки критического мышления, получить сертификат специалиста и устроиться на работу, не выходя из дома. Традиционное образование, характеризующееся личным взаимодействием между преподавателями и студентами, обеспечивает структурированную среду обучения и возможность немедленной обратной связи. Однако оно также сталкивается с ограничениями в гибкости и доступности, что может затруднять обучение для некоторых категорий студентов. С другой стороны, онлайн-обучение предлагает гибкость в выборе времени и места занятий, а также доступ к разнообразным образовательным ресурсам. Тем не менее, оно может привести к чувству изоляции у студентов и требует высокой степени самодисциплины. В ходе исследования были проанализированы ключевые аспекты обоих форматов, взаимодействие между участниками образовательного процесса, выделены плюсы и минусы традиционного и онлайн-образования. Также рассмотрены возможные направления для дальнейших исследований, такие как эффективность смешанных форматов обучения и влияние культурных факторов на восприятие различных подходов. Результаты данного исследования могут быть полезны для образовательных учреждений, преподавателей и студентов при выборе наиболее подходящего формата обучения в зависимости от их потребностей и целей

Ключевые слова: традиционный формат образования, онлайн-формат образования, студенты, выбор, смешанное обучение

JEL-классификация: I2, I20, I21, I29



Введение

«Образование воспринимается теперь не как подготовка ко взрослой жизни, а как непрерывный процесс роста и развития – от рождения до смерти».

Стивен Митчелл

Образование в режиме реального времени повышает доступность и инклюзивность благодаря платформам онлайн-обучения и виртуальным классам, обеспечивая персонализированный подход, соответствующий индивидуальным потребностям и стилям обучения. Технологии играют ключевую роль в образовании, предоставляя студентам возможности развития и приобретения навыков, позволяя устранить цифровой разрыв, обеспечивая равный доступ к информации и знаниям, расширяя кругозор и формируя компетенции для будущего.

Традиционный формат образования структурирован и имеет четкое постоянное расписание, а также подробный учебный план и программы обучения. В то же время применение виртуальных элементов в традиционном формате дает возможность адаптировать процесс обучения под современные ожидания студентов.

Постоянное развитие форматов обучения дает возможность сделать вывод о том, что при помощи онлайн-образования студенты могут взаимодействовать с опытными преподавателями по всему миру, настраивать учебный график изучения дисциплин и курсов, а также двигаться в процессе обучения в своем собственном темпе. Для достижения наилучших результатов обучения необходимо найти способы интеграции традиционного и онлайн- форматов, выделяя наиболее актуальные положительные аспекты обоих.

В современных условиях оба формата образования продолжают развиваться, внедрение технологических инструментов в традиционный учебный процесс и совершенствование платформ онлайн-обучения подчеркивают важность поиска правильного сочетания для оптимизации процесса образования. Исследование положительных и отрицательных аспектов форматов образования позволит выбрать наиболее эффективные способы взаимодействия со студентами, а также подачи информации при формировании профессиональных компетенций студентов с учетом разных факторов, влияющих на выбор обучения.

Традиционный формат продолжает играть ключевую роль в формировании квалифицированных кадров, готовых к вызовам современного рынка труда. В то же время онлайн-технологии имеют положительные аспекты эффективного влияния на учебный процесс в форме гибкого графика и открытого доступа.

Авторы исследования В статье мы обосновываем возможность комплексного применения традиционных и онлайн-форматов образования, а также рассматриваем особенности использования данного подхода с учетом ценностей потребителей.

Для повышения эффективности учебного процесса предлагается обобщить результаты исследования положительных и отрицательных сторон традиционного и онлайн-форматов образования в изменяющихся условиях.

В условиях быстро меняющегося мира образования важно адаптироваться к новым вызовам и использовать все доступные ресурсы для создания эффективной образовательной среды.

Целью является исследование положительных и отрицательных сторон традиционного и онлайн-форматов обучения с точки зрения ученых и непосредственных участников образовательного процесса - потребителей образовательных услуг и их сравнительный анализ.

Научная новизна исследования заключается в изучении мнений непосредственных участников образовательного процесса - получателей образования.

Гипотезой исследования является предположение о том, что наиболее эффективной формой обучения в современных условиях с точки зрения потребителей образовательных услуг является симбиоз традиционного и онлайн-формата образования.

Методологической базой исследования послужил комплексный подход для сбора и анализа информации, который позволил структурировать и адаптировать материал под цели и задачи исследования. В рамках исследования применены количественные методы (анкетирование, группировка, статистический анализ). Использованы материалы из открытых источников, а также с сайтов вузов и государственной статистики.

Теоретические положения исследования анализа традиционного и онлайн- форматов образования

В результате исследования форматов образования в вузе были выявлены ключевые аспекты, которые можно разделить на несколько категорий, охватывающих важные элементы процесса обучения и его результаты.

Традиционное образование включает в себя обучение в аудиториях с непосредственным взаимодействием между преподавателем и студентами. При этом студенты имеют структурированную учебную среду с фиксированным учебным планом, набором дисциплин и расписанием занятий.

В зарубежных источниках отмечают, что «прямое общение способствует лучшему пониманию материала» [15], студенты развивают навыки общения и сотрудничества работая вместе в аудитории [12]. Но в то же время присутствуют ограниченные возможности для адаптации к индивидуальным потребностям студентов [16]. Образование может быть дорогостоящим из-за платы обучения и проживания в общежитии, дополнительных затрат на проезд [17].

Онлайн-образование включает в себя использование цифровых технологий для обучения, что позволяет студентам учиться в любое время и в любом месте. Так, в своих трудах [19] отмечают возможность при обучении онлайн делать это в удобное время и в индивидуальном темпе. Также отмечается широкий доступ к образовательным ресурсам для студентов из удаленных регионов [14]. В то же время некоторые авторы делают акцент на то, что отсутствие личного взаимодействия может привести к чувству изоляции у студентов [21]. Онлайн-формат предполагает высокую степень саморегуляции для успешного обучения [18].

Следует отметить, что по результатам исследования применение традиционного и онлайн-форматов образования имеют общие сильные и слабые стороны. Некоторые исследования указывают на то, что онлайн- обучение может быть столь же эффективным, как традиционное, если оно хорошо организовано [11]. Комбинация традиционных и онлайн методов может обеспечить наилучшие результаты для студентов, сочетая преимущества обоих форматов [15].

Среди отечественных ученых данной теме также уделяется довольно много внимания. Так, Н. В. Кузнецова [4] рассматривает основные характеристики традиционного и онлайн-образования, выделяя их плюсы и минусы. Она акцентирует внимание на важности личного взаимодействия в традиционном формате и гибкости онлайн-обучения.

М. В. Мельничук, М. А. Белогаш [6] приходят к выводу о том, что эффективность обучения зависит не только от формата, но и от индивидуальных особенностей студентов.

В своей статье Е. И. Петрова и А. С. Иванов [3] рассматривают различные методы преподавания в традиционном и онлайн-форматах, включая активные методы обучения и их влияние на вовлеченность студентов. Так же в своих работах некоторые авторы [8] подчеркивают важность адаптации методов к потребностям студентов, исследуя использование смешанных методов обучения, которые объединяют элементы традиционного и онлайн образования. А. А. Морозова и В. В. Фёдоров [8] в работе исследуют психологические аспекты онлайн-обучения, такие как мотивация студентов и уровень стресса при обучении в удаленном формате.

Н. И. Глухов [2] анализирует влияние формата обучения на социальную интеграцию студентов и их эмоциональное состояние. Д. С. Соколовский [12] в статье рассматривает современные технологии в образовании и их влияние на качество онлайн-обучения.

Исследования некоторых авторов [1] посвящены проблемам доступа к онлайн-образованию для различных категорий студентов и возможным решениям этих проблем.

И. В Соловьева. и М. А. Замковая [13] исследуют влияние культурных различий на восприятие различных форматов образования среди студентов из разных регионов России.

Онлайн-обучение происходит через Интернет и является формой дистанционного обучения. Это может быть наставничество в определенное время (синхронное) или самостоятельная проработка материала студентом (асинхронное). Контент может быть представлен в виде текста, изображений и видео, а функции могут включать онлайн-оценку или интерактивные действия.

Традиционное обучение происходит в аудитории с преподавателем, который планирует и представляет занятие по определенной теме. Преподаватель может использовать различные образовательные инструменты, презентации учащихся, групповую или проектную работу, а также индивидуальные упражнения или кейсы, задавать домашние задания.

Результаты кабинетного исследования позволили собрать и проанализировать вторичные данные из открытых источников, выделить основные теоретические понятия, положительные и отрицательные аспекты форм обучения, выделить основные возможности их применения на практике.

Описание и результаты эмпирического исследования

В процессе сравнительного анализа форматов образования, было проведено полевое пробное исследование (в период с 10 сентября 2024 года по 20 декабря 2024 года., Москва), в рамках которого опрошены потребители образовательных услуг. Выборка пилотного опроса составила 300 человек в возрасте от 18 до 23 лет, учащиеся первого курса двух престижных московских вузов [1] (150:150 соответственно). Выборка была бесповторная рандомно по разным направлениям, разработана авторская анкета для проведения исследования, целью которого стало – выявить преимущества и недостатки традиционного и онлайн-форматов образования с позиции понимания студентов.

По данным результатов опроса респондентов можно отметить, что: традиционный формат образования выбирают около 78%, онлайн-обучению отдают предпочтение – 17%, не смогли выбрать формат – 5%. Степень удовлетворённости оценивалась исходя из ответа на первый вопрос. Следует отметить, что большинство респондентов (62%) полностью удовлетворены имеющимся форматом обучения, 19% скорее удовлетворены, 20% затруднились с ответом и лишь 9% отметили неудовлетворенность форматом обучения (рис.1).

Рис.1 – Оценка степени удовлетворенности форматом образования

Источник: составлено автором по данным исследования

Традиционная организация обучения обеспечивает структурированное расписание занятий. Мотивация к обучению исходит от преподавателя, чья задача состоит в том, чтобы представить информацию студентам в увлекательной форме, и от сокурсников, которые могут вместе обсуждать содержание курса до или после занятий.

В ходе ответов респондентов были выделены следующие преимущества традиционного формата образования (рис.2.).

Рис.2 – Плюсы традиционного формата образования

Источник: составлено автором по данным исследования

В аудитории, где группа студентов работает над проблемой вместе с преподавателем, у учащихся формируется чувство академической уверенности в связи с их способностью находить подход к новым темам.

Неотъемлемой частью традиционного обучения в аудитории является взаимодействие между студентами и совместная работа над групповыми проектами. Эти проекты можно выполнять в онлайн-среде, но они не обеспечивают такого же уровня социального взаимодействия и неформального обучения в аудитории.

На занятиях, сидя в аудитории с однокурсниками и учась взаимодействовать с преподавателем, развиваются критические навыки межличностного общения. Развитие таких навыков полезно в других ситуациях в личной и профессиональной жизни студентов.

В традиционном формате есть установленное расписание с определенными сроками и временем выполнения работы. Студенты должны научиться работать в условиях высокого давления, что является навыком, который можно перенести в другие сферы жизни.

В рамках традиционного формата образования выступление перед группой (необходимость задавать вопросы всей группе или обсуждать свою точку зрения перед преподавателем) укрепляет уверенность в способностях студента к публичным выступлениям. Эти навыки трудно развить в онлайн-формате, даже если требуются презентации МТС Линк.

Среди недостатков традиционного формата образования студенты отметили (рис.3.).

Рис.3 – Минусы традиционного формата образования

Источник: составлено автором по данным исследования

В рамках традиционного формата обучение студентов может быть более затратным из-за стоимости самого курса, проживания в общежитии, транспортных расходов до вуза и обратно, а также потерянный доход для работающих студентов.

Несмотря на традиционную форму образования, студенты могут иметь ограниченное прямое взаимодействие с преподавателями в зависимости от графика работы, от личного бренда и статуса лектора. Для студентов, которым нужна коррекционная поддержка или которые хотели бы заниматься дополнительными занятиями, это может быть проблемой.

При традиционной форме обучения отсутствует гибкость с установленным расписанием, сроками выполнения заданий, необходимыми часами обучения, зачетами и экзаменами, установленными в определённые дни. Также нет гибкости для студентов, которым может потребоваться работать или заботиться о своей семье. Точно так же традиционная образовательная структура будет иметь ограниченные варианты курсов, из которых студент может выбирать.

Исследования показали, что как онлайн, так и обучение в аудитории эффективно. В некоторых сценариях онлайн-обучение может быть даже более эффективным. Это зависит от таких факторов, как личность самого студента, технологическая инфраструктура и выбранный предмет. Одним из важнейших факторов успешного онлайн-обучения является вовлеченность студентов. В традиционном формате преподаватель постоянно следит за вовлеченностью в учебный процесс, спрашивает у определенных студентов отзывы по теме или если у них есть какие-либо вопросы.

Вовлеченность студентов — ключ к успешному онлайн-обучению. Оригинальная проектная работа, основанная на привлекательном контенте, взаимодействии с сообществом и коллегами, присутствии инструктора, возможностях синхронных собраний, расширенном видеопроизводстве и возможностях социального обучения, объединяет новые концепции с реальными приложениями. Преимущества онлайн-формата образования (рис.4.).

Рис.4 – Положительные аспекты онлайн-формата образования

Источник: составлено автором по данным исследования

Онлайн-формат обучения дает значительно большую возможность, чем в традиционной образовательной среде, выбора записаться на любой доступный для изучения онлайн-курс или онлайн-вебинар. Студенты могут изучать специальные курсы, разные предметы, которые доступны в разных вузах и разных странах.

Образование в формате онлайн-обучения обычно обходится дешевле, чем очное или традиционное обучение. Более низкая стоимость связана с меньшими затратами на физическую инфраструктуру, отсутствием необходимости нанимать преподавателей на полный рабочий день для проведения занятий. Тем не менее, все больше и больше онлайн-курсов предлагаются по цене, эквивалентной стоимости традиционного обучения.

Онлайн-обучение обладает большей гибкостью и является одним из основных преимуществ для студентов, которые не могут посещать занятия в определенное время или в определенном месте, так как они работают. Гибкость позволяет студентам выбирать предметы, которые им интересны, но они не обязательно хотят заниматься ими в качестве карьеры.

Лекции экспертов или занятия с приглашенными специалистами, предполагают необходимость запланировать курс на время, доступное для приглашенного лектора, с обязательным выделением аудитории для проведения занятия. Гораздо проще попросить провести лекцию через МТС Линк или Яндекс Телемост, где специалист может отвлечься от рабочего процесса, провести занятие, но оставаться в офисе или на рабочем месте. Также этот формат позволяет лекторам со всей страны или мира делиться опытом со студентами.

Обучение с помощью онлайн-форматов дает возможность записывать онлайн-лекции и делать их доступными для многократного просмотра студентами. Аналогичным образом, конспекты занятий и материалы для чтения могут быть предоставлены студентам в цифровом виде для регулярного использования, адаптации и улучшения по мере необходимости, чтобы студенты могли облегчить себе процесс обучения. Также, все цифровые ресурсы могут быстро и легко обновляться новым или более актуальным контентом по мере необходимости, в свою очередь это означает, что по изучаемым предметам студенты могут получать доступ к современной информации.

Уровень вовлеченности в онлайн-классе может быть выше, особенно когда существуют правила онлайн-обучения, требующие определенного количества взаимодействий через разные каналы для каждого студента.

Качественное взаимодействие преподавателя и студента предполагает общение, которое может осуществляться по электронной почте, через мгновенные сообщения, такие как специально организованные чаты, или через онлайн-форумы и дискуссионные группы.

Среди недостатков онлайн-формата образования студенты отметили следующие (рис.5.).

Рис.5 – Отрицательные аспекты онлайн-формата образования

Источник: составлено автором по данным исследования

Также можно отметить, что в процессе онлайн-формата некоторые студенты не всегда честны с ответами и выполнением домашних заданий (так же как и на традиционных занятиях). Однако в процессе онлайн-занятия преподавателю сложнее отследить поведение студентов и отметить был открыт браузер для поиска ответов или обмена мгновенными сообщениями с другими сокурсниками.

Умение слушать однокурсников в аудитории, обсуждать темы, приводить аргументы и прислушиваться к мнению других участников развивает навыки межличностного общения. Это одно из основных преимуществ традиционного формата обучения, и данные навыки трудно развивать при изучении онлайн-курса, особенно в асинхронном режиме.

При онлайн-формате наиболее часто встречается прокрастинация — откладывание чего-либо на последний момент — классическая лень студента. Однако в онлайн-классе, где могут не быть установлены крайние сроки для отправки заданий или дата завершения, гораздо легче откладывать.

В процессе онлайн-обучения самое необходимое качество для студентов – это самомотивация, то есть при выборе онлайн-обучения студенты должны уделять время и прилагать усилия для выполнения требований курса. Без четко установленного расписания и, в некоторых случаях, без преподавателя навыки самомотивации и управления временем приобретают решающее значение для успешного результата онлайн-обучения.

Часть студентов при онлайн-обучении может испытывать чувство некоторой социальной изоляции при прохождении онлайн-курса, особенно те, кто не работает или не учувствует в социальных мероприятиях. Несмотря на возможность общения студентов друг с другом через соцсети или Интернет, все же трудно воспроизвести неформальные беседы и дискуссии, как это происходит в обстановке традиционной аудитории.

В процессе прохождения онлайн-курса, который не проводится преподавателем, есть опасение, что студент может просмотреть значительно больше материалов для чтения или справочной информации по изучаемым предметам. В этом случае следует отметить, что время, затраченное студентом, может быть более значительным, чем у обучающегося, посещающего аналогичный курс в традиционном формате обучения.

Среди минусов, выявленных в процессе исследования также, можно выделить следующие: недостаточно хорошая работа интернета, снижение внимания, концентрации и длительное сидение за компьютером.

На основе полученных результатов проведенного исследования, авторами были выделены уникальные аспекты, характерные для каждого формата обучения, которые могут быть адаптированы в зависимости от потребностей студентов и целей обучения (табл.1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ традиционного и онлайн-форматов образования

Показатели
Традиционное образование
Онлайн-обучение
Структура и организация
- Фиксированное расписание занятий;
- структурированные учебные планы и программы;
- наличие физического пространства (аудитории, лаборатории)
- Гибкость в выборе времени и места обучения;
- возможность саморегулирования темпа обучения;
- доступ к разнообразным ресурсам через интернет
Методы преподавания
- Лекции, семинары, практические занятия;
- прямое взаимодействие с преподавателем и однокурсниками
- Видеолекции, вебинары, интерактивные модули;
- использование форумов, чатов и других онлайн-платформ для взаимодействия
Взаимодействие
- Личное общение между студентами и преподавателями;
- возможность немедленной обратной связи в классе
- Виртуальные группы и сообщества для обсуждения;
- обратная связь через электронную почту или платформы управления обучением
Доступность и инклюзивность
Ограниченная доступность для студентов из удаленных или неблагополучных регионов
- Возможность обучения для людей с ограниченными возможностями или тех, кто не может посещать занятия в традиционном формате;
- доступ к образовательным ресурсам независимо от географического положения
Оценка и контроль знаний
Тесты, экзамены и контрольные работы в классе
Онлайн-тестирование, автоматизированные оценки, проекты и задания с использованием цифровых инструментов
Технологическая поддержка
Использование традиционных учебных материалов (книги, печатные пособия), также можно использовать электронные пособия при наличии техники
- Широкий спектр технологий (платформы для онлайн-курсов, образовательные приложения);
- Интерактивные элементы (викторины, симуляции).
Социальные аспекты
Формирование социальных связей через личное взаимодействие
Возможности для сетевого взаимодействия через онлайн-сообщества и группы
Источник: составлено автором по данным исследования

Понимание этих ключевых аспектов позволит образовательным учреждениям разрабатывать более эффективные программы и подходы к обучению, учитывающие разнообразие потребностей студентов.

На основе результатов сравнительного анализа традиционного и онлайн-форматов образования предлагаются следующие рекомендации:

ü Разработка гибридных программ, то есть преподавателям необходимо рассмотреть возможность внедрения в учебный процесс смешанных форматов обучения (объединение элементов традиционного и онлайн-образования).

ü Необходимо регулярно проводить обучение для преподавателей по использованию технологий онлайн-обучения и методам вовлечения студентов в виртуальной среде.

ü Регулярно проводить оценку качества образования в разных форматах с целью выявления лучших практик и областей для улучшения.

Традиционный формат образования обеспечивает структурированную подачу информации, плотное взаимодействие студента и преподавателя и знакомую образовательную среду. В то же время онлайн-формат предлагает гибкость, доступность источников из разных точек мира. В связи с чем для наибольшей эффективности процесса обучения рекомендуется рассматривать смешанный формат образования.

Заключение

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы: традиционный формат образования, так же, как и онлайн-формат имеют определенные преимущества и недостатки. Традиционное образование способствует социальному взаимодействию, дисциплине и умению учиться. Этот формат эффективен для студентов, которые привыкли работать в структурированной образовательной среде. Однако онлайн-формат обеспечивает гибкий график обучения и доступность, особенно это актуально для студентов с плотным рабочим графиком или тех, кто предпочитает самостоятельное обучение. Выбор в пользу одного из форматов образования зависит от разных факторов: стилей обучения, индивидуальных обстоятельств, личных представлений и др. Взвешивая все «за» и «против», студенты могут принимать обоснованные решения, которые соответствуют их образовательным и карьерным целям.

Традиционный формат образования часто обеспечивает более высокую степень вовлеченности в учебный процесс, благодаря личному взаимодействию студентов и преподавателей, однако онлайн-обучение предлагает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения. Применение технологий повышает доступность, способствует инклюзивности и предоставляет персонализированный подход обучения, отвечающий индивидуальным потребностям.

Смешанные подходы могут стать ключом к успешному обучению будущих поколений студентов, обеспечивая им необходимые навыки для жизни в современном обществе.

Для дальнейшего рассмотрения темы можно выделить несколько следующих направлений:

Ø исследование результатов успеваемости студентов в традиционных и онлайн-форматах с использованием различных методов оценки;

Ø исследование оценки влияния форматов на карьерные достижения выпускников и их профессиональную подготовленность;

Ø исследование факторов, влияющих на мотивацию студентов в разных форматах и уровень вовлеченности в учебный процесс.

Результаты этих исследований могут помочь выявить возможности для повышения эффективности образовательного процесса, а также учета быстро меняющихся условий в сфере образования и адаптировать форматы обучения к новым вызовам и технологиям.

[1] Название организации не указаны в полной мере, по просьбе заказчика исследования.


Источники:

1. Гаджибабаева Д. Р. Дистанционное обучение: преимущества и недостатки с точки зрения студентов университета // Комплексные исследования детства. – 2021. – № 3. – c. 244-250. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-preimuschestva-i-nedostatki-s-tochki-zreniya-studentov-universiteta.
2. Глухов Н. И. Эмоциональное состояние студентов в зависимости от формата обучения: сборник трудов конференции // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 мая 2021 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2021. – c. 28-30.
3. Иванов А. В., Петрова Е. С. Влияние компьютерных технологий на образование // Журнал образовательных исследований. – 2021. – № 12. – c. 23-34.
4. Кузнецова Н. В., Чиранова О. И. Информационные технологии как средство проектирования урока в начальной школе // Гуманитарные науки и образование. – 2020. – № 1. – c. 52-58. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42994431.
5. Медведева И.М. Проблемы культурно-региональной идентичности в контексте оптимизации Российского образования // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 8. – c. 48-50.
6. Максименко А. Ю. Образование в XXI веке: от информационных систем к цифровым платформам // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 5. – c. 2253-2268. – doi: 10.18334/epp.14.5.120969.
7. Мельничук М. В., Белогаш М. А. Эмоциональное взаимодействие как фасилитатор обучения с использованием дистанционных технологий // Российский гуманитарный журнал. – 2021. – № 3. – c. 162-174. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vzaimodeystvie-kak-fasilitator-obucheniya-s-ispolzovaniem-distantsionnyh-tehnologiy.
8. Молчанов И.Н. Образование и наука: тенденции развития кадрового потенциала // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 691-708. – doi: 10.18334/lim.9.3.114932.
9. Роберт И. В. Реализация традиционных форм, методов обучения и дистанционных образовательных технологий при использовании цифровой образовательной среды (для общеобразовательных организаций). / методические рекомендации. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 37 c.
10. Ревинова С. Ю., Валько Е. А. Электронное образование в Российской Федерации: тенденции и перспективы роста // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 205-220. – doi: 10.18334/vinec.14.1.120381.
11. Соколовский Д. С. Влияние современных технологий на образовательный процесс // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 84-1. – c. 300-302. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovremennyh-tehnologiy-na-obrazovatelnyy-protsess.
12. Соловьева И. В., Замковая М. А. Дистанционный формат обучения и нарушение этических норм академической добросовестности среди студентов // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – № 1. – c. 50-65. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnyy-format-obucheniya-i-narushenie-eticheskih-norm-akademicheskoy-dobrosovestnosti-sredi-studentov.
13. Allen, I.E., & Seaman, J. (2013). Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States
14. Tinto, V. (1997). Classrooms as Communities
15. Bates, A.W. (2015). Teaching in a Digital Age
16. Garrison, D.R., & Anderson, T. (2003). E-Learning in the Twenty-First Century
17. Garrison, D.R., & Kanuka, H. (2004). Blended Learning: Uncovering its Transformative Potential in Higher Education
18. Hoxworth, L., et al. (2018). The Cost of Higher Education
19. Kauffman, H., et al. (2016). The Role of Self-Regulated Learning in Online Learning Environments
20. Moore, M.G., & Kearsley, G. (2012). Distance Education: A Systems View of Online Learning
21. Palloff, R.M., & Pratt, K. (2007). Building Online Learning Communities
22. Rovai, A.P., & Lucking, R.A. (2003). Sense of Community and Learner Satisfaction in a Virtual Classroom

Страница обновлена: 21.05.2025 в 17:24:55