Анализ эффективности подготовки кадров для сферы государственного и муниципального управления на основе использования технологии дистанционного обучения
Сизганова Е.Ю.1, Кайдашова А.К.1, Ашин А.А.1
1 Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Владимир
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 4 (Апрель 2022)
Цитировать:
Сизганова Е.Ю., Кайдашова А.К., Ашин А.А. Анализ эффективности подготовки кадров для сферы государственного и муниципального управления на основе использования технологии дистанционного обучения // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 4. – С. 1397-1412. – doi: 10.18334/ce.16.4.114561.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48447163
Цитирований: 2 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В данном исследовании авторами рассматриваются вопросы обеспечения качества подготовки кадров для сферы государственного и муниципального управления в рамках высшего образования. Раскрывается содержание понятий цифровизации, цифровой трансформации образования, дается характеристика особенностей дистанционного обучения. Проанализированы результаты современных исследований в аспекте данной темы.
Отмечена необходимость всесторонней оценки эффективности дистанционного обучения в сфере высшего образования как одной из форм подготовки кадров для экономики страны. Предложены критерии и показатели оценки результатов применения дистанционного обучения при подготовке будущих государственных и муниципальных служащих.
На основе сравнения и обобщения данных проведенного исследования определены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения с позиции потребителей образовательных услуг, установлены проблемные моменты реализации дистанционного обучения на рынке онлайн-образования. Выявлены наиболее значимые изменения, произошедшие в результате перехода обучения в удаленный формат, проведена оценка процесса удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством, процессом и результатами дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровая трансформация, эффективность, подготовка кадров, высшее образование
JEL-классификация: I23, I26, I28, M12, M53
Введение
Современное общество характеризуется непрерывностью и высокой скоростью происходящих в нем изменений. Данное обстоятельство связано с различными факторами как объективного, так и субъективного характера. Основаниями изменений в последнее время, как правило, являются экономические и политические трансформации, трансформации общественного сознания, состояние неопределенности дальнейшего развития, процессы глобализации. В таких условиях особенно актуальными становятся вопросы подготовки квалифицированных кадров, обладающих нестандартным мышлением, готовностью оперативно реагировать на вызовы современности, обладающих определенными информационными компетенциями.
Цифровая трансформация многих сфер социально-экономической деятельности, вызванная последствиями пандемии, не могла не повлиять на сферу высшего образования. Так, еще в начале распространения коронавирусной инфекции, в официальных источниках [1,6] подчеркивалась экстренность перехода образования в новый дистанционный формат, основанный на использовании компьютерных технологий и возможностей сети Интернет. Примерно в этот же период в отчете Всемирного экономического форума появилось понятие «Образование 4.0», которое стало рассматриваться в качестве платформы для развития экономики будущего [20].
Безусловно, скорость изменений является причиной возникновения множества проблем для субъектов образовательных отношений и неоднозначности в оценке качества подготовки человеческих ресурсов для экономики страны в условиях цифровизации.
Необходимость всесторонней оценки дистанционного обучения в сфере высшего образования как одной из форм подготовки кадров обусловила актуальность темы исследования, так как сегодня привести процесс подготовки кадров в соответствие с требованиями будущего можно лишь на основе продуманного и рационального использования цифровых технологий.
Различные аспекты данной проблемы раскрыты во многих исследованиях. Так, вопросы развития образования в период пандемии и «постковидный» период обсуждаются в материалах ООН [9], результаты анализа рынка цифровых образовательных технологий EdTech представлены в исследовании международной информационной группы «Интерфакс» [7], понятия и условия развития цифровой образовательной среды рассматриваются в работах Кузнецова Н.В [11], Пасковой А.А. [16], Блиновым А.А. [2] и др.
Целью данного исследования является анализ эффективности подготовки кадров для сферы государственного и муниципального управления на основе использования технологий дистанционного обучения.
Научная новизна исследования заключается в разработке подходов к оценке результатов дистанционного обучения при подготовке будущих государственных и муниципальных служащих, что позволяет определить актуальные проблемы и приоритетные направления развития экономики знаний с учетом особенностей и тенденций цифровой трансформации общественного развития.
Гипотеза исследования. Дистанционное обучение в системе высшего образования будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- подготовка кадров в системе высшего образования, являясь важнейшей составной частью функционирования экономики страны, должна строиться с учетом мнения всех субъектов образовательного процесса;
- обеспечение результативности формирования комплекса профессиональных компетенций будущих специалистов в условиях дистанционного обучения является актуальной задачей высшего образования.
Основой проведения исследования является системный подход, предполагающий использование комплекса таких методов исследования как опросный метод, метод наблюдения, методы сравнения и анализа, методы моделирования, методы описательной статистики.
Дистанционное обучение в условиях цифровизации высшего образования
Понятие цифровизации образования [17] зачастую используется как термин синонимичный понятию цифровой трансформации, обозначающей переход образовательного процесса на максимальное использование возможностей информационных технологий – цифровых программ, платформ, цифровых учебных материалов, систем управления обучением, онлайн-коммуникаций.
Такой переход обусловлен ускоренными темпами общественного развития и связан с необходимостью дальнейшего развития рынка образовательных услуг в связи с последствиями пандемии. Приоритетным направлением развития сферы высшего образования на сегодняшний день является создание условий для выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающегося и учета запроса работодателя.
Согласно анализу состояния и перспектив развития цифрового образования, представленному Сулейманкадиевой А.Э., Петровым М.А., Александровым И.Н [18], наиболее развитым рынком услуг в данной сфере является высшее образование, так как объемы рынка онлайн-образования за период 2016-2020 гг. выросли более, чем в два раза. Авторы связывают это обстоятельство с более интенсивным внедрением цифровых технологий именно на ступени высшего образования в России.
Условием эффективности цифровой трансформации образования являются инвестиции в исследования и разработки, программное обеспечение. Макаров В.Л. отмечает, что по данному показателю Россия существенно отстает от наиболее развитых стран [12].
Дистанционное обучение является одним из элементов цифрового образования и рассматривается как удаленное взаимодействие участников образовательного процесса с целью формирования необходимых компетенций. Эффективность дистанционного обучения рассматривается Кязимовым К.Г. как основная характеристика, позволяющая выявить степень достижения цели и результативности образовательной деятельности [11]. Данные, полученные автором, говорят о достаточной эффективности системы дистанционного образования в целом и охватывают широкий спектр аспектов проблемы цифровизации образования.
Подготовка кадров для сферы государственного и муниципального управления сегодня осуществляется с учетом компетентностного подхода, предполагающего включенность будущего специалиста в процесс образования, практико-ориентированность обучения и целостность всех компонентов системы высшего образования. При этом, помимо ряда профессиональных и специальных компетенций, в процессе образования у студента должны быть сформированы и компетенции общие для всех направлений подготовки, в том числе коммуникативные и цифровые компетенции.
Согласно данным официальной статистики, кадровый состав государственных и муниципальных служащих укомплектован в достаточной степени: на конец 2020 г. численность гражданских служащих в органах государственной власти Российской Федерации составила 660,5 тыс. человек (укомплектованность 90,9%), на региональном уровне - 621,3 тыс. человек (укомплектованность – 91,3%), численность муниципальных служащих – 295,1 тыс. человек (укомплектованность на 95,4%) [19]. Несмотря на это сегодня в сфере государственного и муниципального управления существует проблема нехватки молодых квалифицированных, подготовленных к инновационной деятельности, кадров [3,4,13]. Одним из механизмов, позволяющих решить данную проблему в процессе подготовки государственных и муниципальных служащих, может стать использование инновационных технологий и, в том числе, технологий дистанционного обучения.
Результаты исследования
Базой для оценки эффективности дистанционного обучения в сфере высшего образования являлся Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Исследование проводилось с августа 2021 года по февраль 2022 года
Целевыми группами стали потребители образовательных услуг: обучающиеся и представители работодателя.
Первая группа: студенты очной и заочной форм обучения, обучающиеся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в количестве 110 человек. Возраст респондентов от 18 до 35 лет – 61,1%, старше 35 лет – 38,9%. Наличие опыта обучения в дистанционной форме более двух семестров имелось у 54,3 % опрошенных.
Вторая группа – государственные и муниципальные служащие органов публичной власти Владимирской области в количестве 42 человек, (возраст респондентов от 24 до 65 лет, стаж работы опрошенных - более пяти лет).
Исходя из опыта имеющихся исследований по вопросам эффективности образовательной деятельности [8], выделены три основных критерия оценки процесса получения образовательных услуг в формате дистанционного обучения со стороны потребителя:
- удовлетворенность качеством;
- удовлетворенность процессом;
- удовлетворенность результатом.
Обозначенные выше критерии рассматривались через ряд показателей: наличие опыта обучения в дистанционной форме, предпочтительность формы обучения, полезность и доступность обучающих материалов, преимущества и недостатки дистанционного обучения.
Анализ результатов оценки данных показателей показал следующее (таблица 1).
Таблица 1
Оценка респондентами процесса получения образовательных услуг в формате дистанционного обучения
Показатели
|
Очная форма
обучения, %
|
Заочная форма обучения,
%
|
1.
удовлетворённость
занятиями, проводимыми в дистанционной форме
(выбор одного варианта ответа) | ||
неудовлетворительно
|
23,9
|
0
|
в целом
удовлетворительно
|
60,9
|
47,1
|
такие занятия предпочтительны
|
15,2
|
52,9
|
2.
полезность и доступность учебных материалов
(выбор нескольких вариантов ответов) | ||
полезны и доступны
|
52,2
|
57,1
|
доступны, но их польза невелика
|
41,8
|
41,3
|
не несут пользы и плохо доступны
|
0
|
1,6
|
3.
изменения, произошедшие в результате
перехода в онлайн формат
(выбор нескольких вариантов ответов) | ||
трудоемкость обучения снизилась
|
46
|
50
|
трудоемкость
обучения увеличилась
|
34,9
|
36,1
|
качество преподавания снизилось
|
15,9
|
8,3
|
качество преподавания повысилось
|
20,6
|
33,3
|
уровень знаний студента снизился
|
20,8
|
11,1
|
уровень
знаний студента повысился
|
15,9
|
28,9
|
Источник: составлено авторами
Данные, представленные в таблице, позволяют сделать следующие выводы:
- имеется расхождение в оценках респондентами различных форм обучения, так не удовлетворены занятиями, проводимыми в дистанционной форме 23,9 % студентов очной формы обучения и 0 % заочной формы, и наоборот, наиболее предпочтительными считают онлайн-занятия 52,9% студентов заочного обучения и лишь 15,2% - очного;
- по остальным позициям можно отметить сопоставимые в целом оценки изменений, произошедших в результате перехода образования в онлайн формат: некоторое повышение трудоемкости обучения при одновременном повышении качества преподавания.
При этом наиболее значимыми позитивными сторонами дистанционного обучения будущие государственные и муниципальные служащие считают наличие возможностей совмещать обучение с работой, заниматься самообразованием; гибкость и экономичность процесса получения высшего образования (рисунок 1).
Рисунок 1. Преимущества дистанционного обучения, выделенные респондентами, %
Источник: составлено авторами
Следует при этом отметить наличие негативных факторов, влияющих на качество высшего образования, по мнению студентов (рисунок 2).
Рисунок 2. Недостатки дистанционного обучения, выделенные респондентами, %
Источник: составлено авторами
Показательным является выделение в качестве основного недостатка дистанционного обучения возникновение проблем технического характера всеми респондентами. Далее по степени значимости в порядке убывания следуют наличие коммуникативного барьера, нерабочая обстановка и отсутствие коллективного взаимодействия.
В ходе оценки результатов дистанционного обучения со стороны обучающихся был составлен следующий рейтинг эффективности форм организации занятия:
1) лекция-презентация – 75 %
2) дискуссии – 69,4%
3) групповая или командная работа – 66,7 %
4) интерактивные квесты и викторины – 30,6%
5) использование или создание видеоматериалов - 27,8%
6) виртуальные путешествия и экскурсии – 25%
7) работа в специальных приложениях (Google - формы, онлайн-доски MIRO, Padlet и т.п.) – 16,7%.
С целью оценки качественных результатов дистанционных занятий по окончании изучения курсов с помощью различных форм контроля (практические задания, кейсы, тестирование и т.д.) была проведена оценка уровня сформированности таких компетенций будущих управленцев как: способность использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, государственные и муниципальные информационные системы (средний уровень у 54,1% студентов); умение осуществлять коммуникативное взаимодействие со всеми субъектами управления (средний уровень - 44,2%); понимание возможностей современных информационных технологий и умение использовать их для решения задач профессиональной деятельности (средний уровень - 77,8%).
Далее была проведена оценка эффективности процесса получения образовательных услуг в формате дистанционного обучения со стороны потребителей (обучающихся и представителей работодателя) с учетом критериев, названых выше.
Каждый из критериев оценивался по 4 основным показателям:
1. Удовлетворенность качеством – содержательность и актуальность, практико-ориентированность образовательного контента, соответствие специфике профессии, использование комплекса средств подачи материала на занятии.
2. Удовлетворенность процессом – доступность дистанционного формата, техническая оснащенность процесса обучения, наличие информационной компетентности всех участников образовательного процесса, наличие обратной связи и интерактивность взаимодействия с преподавателем и другими студентами.
3. Удовлетворенность результатом - наличие оптимального уровня сформированности знаний, умений, навыков, наличие опыта профессиональной деятельности у будущих государственных и муниципальных служащих. Оценка третьего критерия проводилась представителями работодателя.
Полученные данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Оценка эффективности дистанционного обучения респондентами, %
Источник: составлено авторами
Обобщая данные, представленные на графике, следует отметить:
1. Среднюю в целом удовлетворенность качеством содержания дистанционного образования. Так многие респонденты отметили соответствие изучаемого материала специфике профессии (89,4%), содержательность и актуальность образовательного контента (45,2%), его практико-ориентированность (34,5%), однако их не вполне устраивает однообразие средств подачи материала на онлайн-занятии (26,7 %);
2. Респонденты невысоко оценивают процесс организации дистанционного обучения из-за проблем с обеспечением доступности (34,8%) и возникновением технических неполадок в ходе коммуникации (удовлетворенность лишь у 20,2 %), эти проблемы, вероятно, являются причиной нарушения обратной связи (23,3 %) при достаточной информационной компетентности участников образовательного процесса (58,6%);
3. Уровень удовлетворенности результатом дистанционного обучения является критическим, так немногие респонденты оценивают компетентность обучающихся как оптимальную в части умений (34,2%), как удовлетворительную в части навыков (12,3%) и опыта профессиональной деятельности (10,2%), при этом знания студентов оцениваются как сформированные на достаточном уровне (55,2%). Здесь следует, однако указать на наличие проблемы результативности профессиональной подготовки кадров не только в аспекте дистанционного обучения, а скорее вследствие недостаточной эффективности профессионального образования в целом.
Заключение
Уровень профессиональной компетентности государственного и муниципального служащего определяет результативность деятельности органов публичной власти и эффективность государственного управления. В связи с чем актуальным вопросом подготовки специалистов для этой сферы является вопрос выработки новых подходов к реализации приоритетных задач в условиях цифровой трансформации высшего образования. Дистанционное обучение как элемент системы цифрового образования становится одним из необходимых механизмов решения данного вопроса. Форма обучения в дистанционном формате имеет как преимущества, так и недостатки, однако несомненным является факт обязательности ее использования в современных социально-экономических условиях с целью достижения необходимых образовательных результатов. С учетом сложности взаимодействия элементов системы высшего образования необходимо учитывать мнение всех субъектов образовательного процесса, особенно потребителей образовательных услуг. В первую очередь следует ориентироваться на мнение обучающихся, как непосредственных участников и, конечно, на мнение представителей работодателя как заказчика.
Проведенный анализ эффективности использования технологии дистанционного обучения в процессе подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления позволил сделать некоторые выводы:
- использование дистанционного обучения в процессе высшего образования необходимо в условиях цифровизации образования и имеет как преимущества (позволяет совмещать обучение с работой), так и недостатки (технические и коммуникативные проблемы);
- оценка качества образовательных услуг в формате дистанционного обучения со стороны потребителей показывает удовлетворенность качеством содержания и процессом образования, получаемого в удаленном формате, однако указывает на проблему обеспечения необходимых результатов;
- с целью получения качественных результатов дистанционных занятий при подготовке кадров необходимо сделать акцент на формирование комплекса компетенций будущих государственных и муниципальных служащих, интегрируя содержание образования с возможностями современных информационных технологий.
Источники:
2. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М.: Издательство «Перо», 2019. – 72 c.
3. Елисеев Д.П., Колесниченко Е.А., Радюкова Я.Ю. Совершенствование кадрового обеспечения деятельности исполнительных органов региональной власти // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2019. – № 6(75). – c. 70-77. – doi: 10.37493/2307-907X-2019-75-6-70-77.
4. Зайцева Т.В., Нежина Т.Г. Привлечение молодежи на государственную и муниципальную службу: опыт регионов России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 1. – c. 160-189.
5. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А., Евдохина О.С. Политика управления знаниями в системе формирования человеческого капитала // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – c. 4599-4612. – doi: 10.18334/ce.15.12.113938.
6. Дистанционное обучение в экстремальных условиях. Интерфакс Образование. [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491 (дата обращения: 12.02.2022).
7. Исследование рынка цифровых образовательных технологий в сегменте взрослой аудитории. Интерфакс Академия. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/document/d/1pQIsQoKc5ZAb3cgsbo8edTVcLt8vPzRW/edit (дата обращения: 21.02.2022).
8. Киркпатрик Д.Л., Киркпатрик Д.Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу: практическое руководство по оценке эффективности обучения. / Пер. с англ. - М.: Эйч Ар Медиа, 2008. – 128 c.
9. Концептуальная записка: образование в эпоху COVID - 19 и в последующий период. Организация объединенных наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 22.02.2022).
10. Кузнецов Н.В. Онлайн - образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. – 2019. – № 1. – c. 19-25. – doi: 10.26425/2658-3445-2019-1-19-25.
11. Кязимов К.Г. Цифровая образовательная среда как условие для применения цифровых образовательных технологий в УПО // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – № 1. – c. 3556-3565. – doi: 10.15372/PEMW20200118.
12. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России. Наука и жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/2874 (дата обращения: 15.03.2022).
13. Масилова М.Г., Лобов В.Е. Проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления и пути их решения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – № 4. – c. 170-179. – doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/170-179.
14. Национальный проект «Образование». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/section/2295 (дата обращения: 11.03.2022).
15. Рбинович Л.П., Асмолов А. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures. Futuref.org. [Электронный ресурс]. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 23.03.2022).
16. Паскова А.А. «Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2021. – № 4. – c. 100-106. – doi: 10.47370/2078-1024-2021-13-4-100-106.
17. Уваров А.Ю., Ван С., Кан Ц. и др. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. / II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 155 c.
18. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1273-1288. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113470.
19. Численность и кадровый состав государственных органов и органов местного самоуправления РФ. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191# (дата обращения: 19.02.2022).
20. Schools of the Future: Defining New Models of Education for the Fourth Industrial Revolution. World Economy Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/schools-of-the-future-defining-new-models-of-education-for-the-fourth-industrial-revolution (дата обращения: 02.03.2022).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:39:52