Why Australia is turning into a developed driven player of the global and regional space
Zakharyev Ya.O.1
1 МГИМО (У) МИД РФ, Russia
Download PDF | Downloads: 20 | Citations: 5
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 3 (July-september 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46553377
Cited: 5 by 07.12.2023
Abstract:
An attempt is made to answer the question why Australia is turning into a driven player in such a short time, having the course of the leading power in the region. The key problems and prerequisites that explain this trend amid the global economic crisis and the COVID-19 pandemic are described. The internal problems affecting the ongoing processes in the country are indicated.
Keywords: Australia, regional economy, world economy, leading countries, driven countries, developed countries, economic strategy, economic strategy of the driven country, the USA lobby
JEL-classification: F01, F02, F44, F51, F54, F63, F68
Введение
Еще в 2018 году ряд экспертов отмечали особый статус Австралийского Союза в регионе Океании и мире как ведущего игрока. Однако ситуация меняется драматически последние 2019–2021 гг.: волны глобального экономического кризиса 2008 г., пандемия COVID-19, отсутствие эффективной стратегии построения деловых отношений с государствами – партнерами по традиционным и новым каналам [14, 20] (Drobot, 2020; Makarov, Drobot, Avtsinova, 2020). Выборы в парламент, меняющие векторы разнообразного лобби в Канберре, открытая конфронтация правительства Австралии с КНР приводят к сокращению инвестиций в национальную экономику страны, но Канберра отказывается видеть реальность, предпочитая и дальше вести убыточную стратегию.
Цель статьи – показать специфику перехода курса Австралии с позиций ведущего игрока в позицию ведомого, даже если это вредит государственным долгосрочным интересам, с разрастающимся ущербом.
Тенденции к такому развитию событий были заложены еще во время Тони Эббота, когда агрессивная бездумная экспансия ведущей экономики Океании привела к ухудшению отношений со странами АСЕАН, части бизнеса хуацяо Австралии, компаний из КНР, РФ (наименее повлияли). Помимо этого, Канберра открыто давила на развивающиеся страны Южного Тихоокеанского региона (ЮТР) [1–6, 15, 17, 22] (Skorobogatyh, 2011; Gerasimenko, 2019; Drobot, 2012; Drobot, Rybalko, 2020; Drobot, 2020). Эти и другие действия сформировали представления об Австралийском Союзе у зарубежных стран как агрессивном проблемном партнере [10, 19] (Leshchenko, Ermolovskaya, Nikulin, 2020). Развивающиеся страны ЮТР после такого курса Канберры [2–5] стали искать диалога с Новой Зеландией, в т.ч. по линии ее военного сотрудничества (МАР), в Океанию активно идут китайский капиталы КНР и Юго-Восточной Азии, произошел референдум отделения Бугенвиля от Папуа – Новой Гвинеи в конце 2019 года. На саму Австралию оказывалось мощное давление США и Соединенного Королевства снижать объем деловых проектов с КНР, более того, выступать [2–5] на любом уровне, а также передавать контракты добывающего сектора американским компаниям [2–5].
Здесь, справедливости ради, произошел сбой [2–5, 10, 16] (Drobot, Makarov, Lesnyh, Tatarinova, 2021): американцы не в состоянии заменить китайские капиталы на рынке Австралии так, чтобы страна получала тот же объем инвестиций без потерь при разрыве отношений с китайским бизнесом не только КНР, но и хуацяо других государств. Это ухудшает и международный инвестиционный климат, побуждая инвесторов других национальностей вкладывать в другие государства ЮТР: в Новую Зеландию, французские территории, Фиджи, Соломоновы острова, Палау и так далее [13, 17] (Balashov, Dzhavadov, 2019; Drobot, Rybalko, 2020).
Помимо этого, внутренние проблемы Австралийского Союза обостряются: истощение почв зон сельского хозяйства, наступление пустыни, изменение трудовых миграционных потоков до и в эпоху пандемии [2–11] (Gerasimenko, 2019; Mosolova, 2019; Nemchinov, 2019; Skorobogatyh, 2019). Отдельно следует отметить и истощение месторождений других ценных природных ресурсов, которые ранее получали существенные китайские инвестиции [9]. Но если Пекин быстро решил вопрос импорта линеек из других стран, то Канберра так и не создала работающую стратегию, покрывающую ущерб [10, 11].
Не желая видеть объем ущерба, который ранее уже стоил карьеры Эбботу, австралийские власти в уверенности, что сохранят свои посты, открыто идут на продолжение парадигмы ухудшения отношений с КНР и усиления стратегии соглашательства с США по любому вопросу на международной арене. Такая солидарность с растущим ущербом приводит как к экономическим потерям, так и утрате престижа Канберры как самостоятельного игрока [2–5]. Падает и рейтинг доверия у населения, что влияет на изменения паритета партий в парламенте [1, 9] (Skorobogatyh, 2011; Skorobogatyh, 2019).
Пекин не остается в долгу у Канберры [2–5, 10–12]. Более того, прибыль китайского бизнеса растет за счет вытеснения Австралии из ниш в Океании [2–5, 12], Юго-Восточной Азии и других регионах мира. Китай регулярно проводит научные ситуационные анализы международных экспертов [18, 21] (Krapchina, Mishina, Vlazneva, 2020; Pankratova, 2018), в т.ч. в Российской Федерации, через интернет-каналы с целью получить широкий взгляд по перспективам дальнейшего ухудшения китайско-австралийских отношений, а также для работы над ошибками по курсу вытеснения Канберры из традиционных ниш китайским капиталом, с точки зрения позитивного имиджа.
Заключение
Исходя из описанных фактов, можно сделать выводы о фактах провала австралийской стратегии [1–12] (Skorobogatyh, 2011; Gerasimenko, 2019; Mosolova, 2019; Nemchinov, 2019; Skorobogatyh, 2019). Страна не способна создать эффективный курс самостоятельной ведущей державы региона и уходит в число развитых ведомых игроков международного пространства. Ущерб для национальной экономики при сохранении курса будет расти [2–5]. США не спешат покрывать ущерб Канберры [2–5, 10–12], поддерживая на словах, но не реальными инвестициями. Соединенное королевство также не оказывает реальной поддержки, подтверждающей эффективность выбранного Канберрой курса. Когда внутренние проблемы Австралии обострятся до критического уровня в любом аспекте, то произойдут существенные изменения стратегии правительства с вероятностью смены существующего курса ведомого партнера США в мире.
References:
Balashov V.V., Dzhavadov T.E. (2019). Novaya Zelandiya v Yuzhno-Tikhookeanskom regione: reshenie aktualnyh problem [New Zealand in the South Pacific region: the solutions for vital problems]. Journal of International Economic Affairs. (1). 33-40. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.1.39655.
Drobot E.V. (2012). Evolyutsiya teorii natsionalnoy konkurentosposobnosti [Evolution of the theory of national competitiveness]. Journal of International Economic Affairs. (2). 27-40. (in Russian). doi: 10.18334/.37337.
Drobot E.V. (2020). Comparative analysis of the international competitiveness of the region (on the example of independent states of the South Pacific region) Journal of International Economic Affairs. (2). 279-306.
Drobot E.V. (2020). Mirovaya ekonomika v usloviyakh pandemii COVID-19: itogi 2020 goda i perspektivy vosstanovleniya [Global economy in the context of the COVID-19 pandemic: results of 2020 and prospects for recovery]. Journal of International Economic Affairs. (4). 937-960. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
Drobot E.V., Makarov I.N., Lesnyh E.S., Tatarinova E.S. (2021). Sotsialnaya otvetstvennost biznesa i gosudarstva v period pandemii (opyt SShA) [Social responsibility of business and the state amid the pandemic (US experience)]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 1777-1794. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.7.112338.
Drobot E.V., Rybalko M.L. (2020). Novoy Zelandii v skladyvayushcheysya arkhitekture mezhdunarodnyh otnosheniy v Yuzhno-Tikhookeanskom regione k kontsu 2010-kh gg [New Zealand's place in the emerging architecture of international relations in the South Pacific region by the end of the 2010s]. Journal of International Economic Affairs. (1). 27-34. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.41340.
Gerasimenko E.O. (2019). Reshenie globalnyh gumanitarnyh problem, kak napravlenie vneshney politiki Avstraliyskogo Soyuza [Solving global humanitarian problems as a direction of the foreign policy of the Australian Union] (in Russian).
Krapchina L.N., Mishina N.A., Vlazneva S.A. (2020). Globalnyy ekonomicheskiy krizis kak vyzov i novye vozmozhnosti dlya kitayskoy ekonomiki [The global economic crisis as a challenge and new opportunities for the Chinese economy]. Journal of International Economic Affairs. (2). 307-318. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.2.100938.
Leschenko Yu.G., Ermolovskaya O.Yu., Nikulin S.V. (2020). Avstraliyskaya model regulirovaniya finansovogo rynka [The Australian model of financial market regulation]. Journal of International Economic Affairs. (1). 11-26. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.100579.
Makarov I.N., Drobot E.V., Avtsinova A.A. (2020). Pandemiya i ekonomicheskaya bezopasnost regionov: logistika v usloviyakh ogranicheniy / [Pandemic and economic security of the regions: logistics in terms of restrictions]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1387-1404. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111306.
Mosolova O.V. (2019). Ekologicheskie programmy pravitelstva Avstralii [Environmental programs of the Australian Government] (in Russian).
Nemchinov V.M. (2019). Kartina mira antipodov: kolonisty, migranty i aborigeny Avstralii [The picture of the world of the Antipodes: colonists, migrants and aborigines of Australia] (in Russian).
Pankratova A.E. (2018). Kitayskiy faktor v Yugo-Vostochnoy Azii: vliyanie na mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya v nachale KhKhI veka [The chinese factor in Southeast Asia: the impact on international economic relations in the early 21st century]. Journal of International Economic Affairs. (2). 207-216. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.2.38981.
Skorobogatyh N.S. (2011). Istoriya Avstralii [History of Australia] (in Russian).
Skorobogatyh N.S. (2019). Rol malyh partiy v Avstralii: sekret politicheskogo dolgoletiya agrariev [The role of small parties in Australia: the secret of the political longevity of farmers] (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 13:33:48