Анализ экономической целесообразности структурного разделения бизнесов в газовой отрасли

Кот А.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (60), Декабрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Структурное реформирования газового сектора России находится в центре общественного внимания. Однако до настоящего времени не принята единая программа такого реформирования. До сих пор обсуждается большое количество альтернативных вариантов. На законодательном уровне пока отсутствует документ, который бы детально регламентировал вопросы реформирования газовой отрасли.

Ключевые слова: постсоветская Россия, российское законодательство, газовая промышленность



Структурное реформирования газового сектора России находится в центре общественного внимания. Однако до настоящего времени не принята единая программа такого реформирования. До сих пор обсуждается большое количество альтернативных вариантов. На законодательном уровне пока отсутствует документ, который бы детально регламентировал вопросы реформирования газовой отрасли.

Существует несколько нормативных документов, касающихся общих направлений реформирования, включая Указ Президента РФ № 426, утвердившего «Основные положения структурной реформы в сфере естественных монополий». Однако он определил лишь самые общие принципы реформирования, основным из которых является разделение естественно-монопольной и потенциально-конкурентной сфер деятельности. Как одно из направлений выделено «совершенствование порядка доступа независимых поставщиков к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром»».

Отдельные вопросы структурного реформирования газовой отрасли отражены в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1234-Р от 28.08.2003 г. Стратегия в основном посвящена среднесрочным и долгосрочным прогнозам развития отраслей топливно-энергетического комплекса и проблемам формирования перспективных топливно-энергетических балансов. Кроме прочего, стратегия предусматривает постепенное снижение регулирования государством конкурентных видов деятельности.

Более подробно вопросы структурного реформирования отражены в материалах государственных ведомств. Среди них следует отметить материалы, подготовленные Министерством экономического развития и торговли РФ в сентябре 2003 г. «О структурных преобразованиях в добыче и транспортировке газа», и Предложения Федеральной энергетической комиссии России по организации федерального оптового рынка газа с созданием сектора свободной торговли (апрель 2002 г.). Несмотря на существующие различия в подходах к реформированию и отдельные противоречия, в качестве целей реформирования в обоих документах выдвигается следующее:

‑ повышение эффективности газовой промышленности;

‑ создание благоприятных условий для инвестирования во все отрасли газового сектора, прозрачность деятельности с позиций государственного регулирования.

В связи с тем, что традиции государственного регулирования естественных монополий, осуществляющих деятельность в рыночной среде, в российской экономике находятся в начальной стадии формирования, термин «прозрачность» характеризуется достаточно высокой неопределенностью. Это приводит к значительному разнообразию трактовок прозрачности, что, в свою очередь, порождает различные подходы к реформированию монополизированных отраслей, примером чему служит неоднозначность позиций по изменению организационной структуры в электроэнергетике и газовой отрасли России. В ряде случаев соблюдение принципа прозрачности понимается как безусловная необходимость организационного обособления бизнесов, безотносительно оценки экономических последствий такого преобразования структуры компаний.

Между тем, представляется, что любые решения, связанные с организационными преобразованиями в экономике, должны приниматься на основе анализа их влияния на экономическую эффективность деятельности преобразуемой и связанных с ней систем. Справедливость этого утверждения подтверждается также анализом современной зарубежной практики.

Рассмотрим, как повлияло разделения бизнесов на повышение экономической эффективности деятельности компании после реформирования организационной структуры ООО «Сургутгазпром».

Прежде всего, обратимся к содержанию требования прозрачности деятельности в газовом секторе экономики, где монополизированной сферой деятельности, требующей сохранения государственного регулирования, является магистральный транспорт. По нашему мнению, для соблюдения этих требований с позиций государственного регулирования необходимо соблюдение следующих условий:

1. Прозрачность общедоступных (публичных) правил установления тарифов на услуги по магистральной транспортировке газа.

Это условие предполагает наличие и применение прозрачной (в том числе и для пользователей данного вида услуг) методики формирования тарифов, отвечающих нормальным условиям окупаемости затрат транспортного предприятия. Кроме этого должна быть обеспечена возможность контроля со стороны органов регулирования над обоснованностью затрат газотранспортного предприятия как по уровню затрат, так и по отнесению их на регулируемые виды деятельности;

2. Разработка правил доступа на внутренний рынок газа для пользователей услуг трубопроводного транспорта.

Соблюдение этого элемента прозрачности, в первую очередь, определяется порядком и процедурами доступа независимых производителей к мощностям трубопроводного транспорта;

3. Разработка условий доступа на внешние рынки.

Данное требование, с нашей точки зрения, имеет, в первую очередь, экономическое содержание.

Таким образом, речь идет о выравнивании прав всех категорий производителей газа на получение доходов от его продажи. В то же время, исходя из целесообразности сохранения централизованной политики внешней торговли газом и, следовательно, единого оператора, данное требование может быть преобразовано в требование разработки и применения правил ценообразования, гарантирующих независимым производителям равные права на доход от экспорта газа.

Исходя из определенной указанным образом прозрачности, рассмотрим необходимость и экономические последствия структурного обособления бизнесов ООО «Сургутгазпром», которое в качестве ключевых положений включает организационное разделение основной деятельности по природному газу и газовому конденсату, а также выделение из состава общества вспомогательных и инфраструктурных подразделений в качестве самостоятельных предприятий.

ООО «Сургутгазпром» создавалось в составе единого технологического комплекса освоения ресурсов газа и газового конденсата севера Тюменской области, что определило существующую структуру его производственных мощностей. Их основу составляют система магистральных газопроводов общей протяженностью более 7000 км, конденсатопроводы, суммарная протяженность которых составляет около 2000 км, и Сургутский завод стабилизации конденсата (ЗСК) с суммарной мощностью производства 8 млн. тонн сырья в год.

На существующую организационную структуру рассматриваемого ООО в значительной степени оказала влияние задача по обеспечению роста эффективности основного производства в результате экономии затрат, которая решалась преимущественно за счет снижения управленческих расходов и рационализации деятельности его вспомогательных и инфраструктурных подразделений.

Качественный состав и экономическая целесообразность добычи углеводородов определили характер строительства трубопроводов для транспортировки газа и нестабильного газового конденсата в едином технологическом коридоре (Рис. 1).

Рис. 1. Схема трубопроводов ООО «Сургутгазпром»

ООО «Сургутгазпром» обеспечивает транспортировку и переработку нестабильного конденсата, добываемого не только предприятиями ООО «Ямбурггаздобыча», ООО «Уренгойгазпром» и АК «Сибур», но также ЗАО «Нортгаз», ЗАО «Новатек» и ОАО «Итера».

Протяженность общего технологического коридора газопровода и конденсатопровода составляет более 500 км. При этом все находящиеся на балансе общества трубопроводы имеют единую технологию контроля, управления и обслуживания, а совместная эксплуатация всех трубопроводов сокращает затраты, что, в свою очередь, позволяет устанавливать более низкие тарифы на услуги по транспортировке газа и газового конденсата по сравнению с их раздельной эксплуатацией.

В настоящее время в числе мероприятий по реформированию ОАО «Газпром», предложенных материнской компанией, рассматривается программа преобразования организационной структуры ООО «Сургутгазпром». Эта программа, в частности, включает в себя задачи выделения из состава общества в качестве самостоятельных бизнес-единиц вспомогательных и инфраструктурных подразделений, подразделений непроизводственной (социальной) сферы, а также деятельности по транспортировке и переработке нестабильного газового конденсата. При этом необходимость структурного обособления последней обосновывается тем, что эта деятельность руководством материнской компании признана непрофильной для ООО «Сургутгазпром».

Требование разделения деятельности по транспортировке природного газа и газового конденсата в программе не обосновывается ни как мероприятие, направленное на повышение эффективности данной деятельности, ни как мера, создающая условия для привлечения инвесторов. Более того, оно не подкреплено никакими экономическими оценками последствий такого преобразования.

Единственное, чем можно объяснить предложенное разделение бизнесов, - это уверенностью авторов программы в том, что оно является необходимым и достаточным условием обеспечения необходимой для государственного регулирования степени прозрачности деятельности газотранспортной системы. Таким образом, целесообразность структурного реформирования ООО «Сургутгазпром» может быть подтверждена лишь на основе сопоставления его влияния на повышение экономических результатов транспортировки углеводородов и на уровень прозрачности его деятельности.

Окончание следует


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:54:51