Analysis of industrial enterprises as a practice-oriented form of training

Dmitrieva T.S.1, Kravtsov P.A.1
1 Петрозаводский государственный университет, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 8 (August 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46552587
Cited: 1 by 26.03.2022

Abstract:
The successful activity of enterprises is determined by the quality of services provided [10, p. 48]. The well-known technology of assessing the quality of service "Secret guest / buyer" is used in many enterprises of the service sector. Usually, for this purpose, the company allocates its own funds to a third-party organization to assess the quality of the service [4, p. 37-38]. The relevance of the topic is represented by a new approach in the interaction of service enterprises with educational organizations in the implementation of the "Secret guest" method, etc. within the framework of educational disciplines of the relevant areas of training. The purpose is to test the effectiveness of the methodology within the framework of the discipline "Quality of tourist and excursion services". This approach determines the scientific novelty of the research results experimentally obtained during the trip, which can, among other things, form a new educational methodology. The hypothesis of the study is determined by the following: effective collaboration of service enterprises and educational organizations is possible through the practice-oriented forms of "Secret guest", press tour. The methodology of the research consists in the approbation of practice-oriented forms of training using the survey method.

Keywords: tourism, services, "Secret guest", press tour, education

JEL-classification: L83, Z31, Z32



Введение

В большинстве современных вузов используются разнообразные практико-ориентированные формы образовательной деятельности. Их эффективность заключается в формировании универсальных профессиональных качеств и умений; рефлексивных, коммуникативных, презентационных, исследовательских навыков [8, с. 62–64] (Smirnov, 2019, р. 62–64). Примером такой формы являются деловые игры. [3, с. 1–6] (Ziganshina, Gapsalamov, 2017, р. 1–6). Их суть в том, что обучающиеся могут смоделировать конкретную рабочую ситуацию и решить ее. Еще одной формой является организованная встреча с профессионалом из сферы, на которой студенты могут задать интересующие вопросы и тут же получить ответ эксперта [6, с. 96–100] (Krylova, 2016, р. 96–100).

Внедрение разнообразных практико-ориентированных форм обучения, соответствующих реалиям современного мира, – креативный процесс. Который при этом может быть выгодным для предприятий индустрии. Так, например, в рамках дисциплины «Качество ресторанных услуг» студенты могут быть отправлены на предприятие для того, чтобы оценить его по разработанным заказчиком (самим предприятием) или совместно с преподавателем критериям [5, с. 103–106] (Kalashnikov, 2019, р. 103–106).

Для кафе/ресторана, безусловно, это будет полезным, так как его будут оценивать начинающие специалисты, то есть люди, которые уже имеют теоретические знания в сфере. К тому же работа студентов может не оплачиваться, то есть значительно экономятся средства предприятия. Косвенным преимуществом станет узнаваемость предприятия в глазах молодежи, а также их дальнейший выбор данного предприятия для прохождения практики и трудоустройства.

Еще одной из форм практико-ориентированной образовательной деятельности может быть студенческий пресс-тур. Смысл его в апробации туристского маршрута представителями и экспертами отрасли. В образовательном процессе в качестве экспертов можно пригласить внешнего участника, а также ими могут быть преподаватели [2, с. 11–21].

К примеру, в Петрозаводском государственном университете удалось успешно составить и реализовать пресс-тур в рамках Международного проекта FIRST. Данный проект реализуется совместно с Республикой Финляндией уже 5 лет, в этом 2021 году тематикой проекта стал оздоровительный туризм [9].

Обучающимся был предложен оздоровительный маршрут по южному туристскому кластеру Карелии: Сортавальскому и Питкярантскому районам.

Целевая аудитория: 14 человек (12 обучающихся, 2 преподавателя)

Таблица 1

Программа поездки в рамках проекта FIRST курса «Wellness Business»

✓ 05 мая (среда)
✓ 06 мая (четверг)
✓ 07 мая (пятница)
➢ 08:00 – выезд из Петрозаводска
➢ 09:00 – завтрак в ресторане отеля
➢ 09:00 – завтрак в кафе «Сытый Лис»
➢ 12:00 – прибытие в г. Сортавала, обед в кафе «Релакс»
➢ 10:00 – лекция о питании в «Сердоболь»
➢ 09:30 – выезд в Карельский Зоопарк
➢ 13:30 – веревочный парк при парк-отеле «Дача Винтера» (п. Тарулинна)
➢ 11:30 – посещение с экскурсией Минерал-центра Северного Приладожья
➢ 11:30 – посещение Карельского зоопарка.
➢ 18:00 – ужин в кафе «Каунис», заселение в отель «Каунис»
➢ 13:00 – обед в ресторане «Пийпун Пиха»
➢ 12:30 – выезд на обед

➢ 14:00 – мастер-класс по приготовлению органической косметики
➢ 14:00 – обед в кафе «Приладожье»

➢ 15:30 – мастер-класс по скандинавской ходьбе в городском парке г. Сортавала
➢ 16:00 – отправление в Петрозаводск

➢ 17:00 – отправление на базу Ладога Фьорд (Белые мосты), заселение
➢ 20:00 – прибытие в Петрозаводск
Источник: составлено авторами.

Данная программа составлена с учетом возможности онлайн-бронирования у каждого предприятия, максимальной стоимости, а также исходя из количества участников проекта. При калькуляции себестоимость тура для 14 участников равнялась 190 000 руб. С учетом реализации тура через турагентство – стоимость тура будет равна 209 000 руб. Таким образом, стоимость трехдневного тура для одного участника составит приблизительно равна 15 000 руб.

Исходя из результатов опроса, проведенного для участников тура, была составлена сравнительная таблица, где экспертами и участниками выставлялись баллы. Максимально по каждому критерию можно было получить 5 баллов (все отлично), минимально – 0 (все очень плохо). Критерии были разработаны участниками тура, в них вошли такие критерии, как: дизайн интерьера/экстерьера, сервис, инфраструктура (наличие/отсутствие), качество продукта/услуги, экологичность (использование экорешений и экотехнологий), стоимость (соответствие всех вышеупомянутых критериев стоимости услуги) [7 c. 107–111; 1, с. 135–137] (Kundrat, 2010, р. 107–111; Vintaykina, Fael, 2019, р. 135–137). Итоговые средние оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка предприятий в рамках пресс-тура

Организация/локация
Средняя оценка эксперта
Средняя оценка участника
Кафе «Релакс»
4,5
3,8
Веревочный парк «Тарулинна» (парк-отель «Дача Винтера»)
5
4,8
Кафе «Каунис»
4,5
4
Отель «Каунис»
4
4,2
Молодежный центр «Сердоболь»
5
5
Минерал-центр Северного Приладожья
5
5
Ресторан «Пийпун Пиха»
5
4,8
Гостевой дом «Ладога Фьорд»
3,5
3,6
Кафе «Сытый лис»
3,5
3,6
Карельский зоопарк
5
4,8
Кафе «Приладожье»
5
4,8
Транспортные услуги
5
5
Источник: составлено авторами.

Общая итоговая оценка тура от экспертов равна 4,57, от участников – 4,45. Полученные результаты могут быть использованы предприятиями, а также турфирмой, разрабатывающей и реализовывающий тур. В расширенной версии таблицы размещены также комментарии участников, которые могут быть полезны. Данная методика была успешно апробирована, обе стороны процесса положительно оценивают результат.

Заключение

Таким образом, авторами предлагается коллаборация предприятий сферы услуг и образовательных учреждений, в частности работающих и обучающих в сфере туризма, для реализации практико-ориентированных форм образовательной деятельности. К ним могут относиться метод «Тайный гость», пресс-тур. Были выявлены проблемы на предприятиях сферы услуг, в частности в области качества. Решение данной проблемы возможно в том числе с помощью эффективной подготовки кадров для сферы туризма, сферы услуг.

Совместная работа дает ряд преимуществ обеим сторонам. Преимуществами могут быть:

1. Качественная оценка предприятия.

2. Подготовка практико-ориентированных кадров.

3. Экономия средств предприятий сферы услуг.

4. Повышение уровня трудоустройства выпускников.

Дальнейшие исследования данной тематики возможны в области расширения форм взаимодействия с предприятиями-работодателями, поиске новых форм улучшения качественного взаимодействия.


References:

Kalashnikov A.V. (2018). Kontrol kachestva v restorannom biznese s pomoshchyu sistemy «Taynyy gost» [Quality control in the restaurant business using the "Secret guest" system] Socio-economic and legal foundations of the development of modern society. 37-39. (in Russian).

Kalashnikov A.V. (2019). O vazhnosti stsenariev v provedenii kontrolya po sisteme «Taynyy gost» [Concerning the importance of scenarios in conducting control under the "Secret guest" system] Topical issues of law, economics and management. 103-106. (in Russian).

Krylova E.V. (2016). Praktiko-orientirovannoe obuchenie kak odin iz vozmozhnyh variantov praktiko-orientirovannoy sistemy obrazovaniya [Practice-based learning as one of the possible variants of practice-oriented education system]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. (1). 96-100. (in Russian).

Kundrat I.V. (2010). Otsenka kriteriev effektivnosti predpriyatiy sfery uslug obshchestvennogo pitaniya [Evaluation of the criteria for the effectiveness of public catering enterprises]. Economic sciences. (70). 107-111. (in Russian).

Shabalin V.V. (2017). Praktiko-orientirovannyy podkhod v vuzovskoy podgotovke rabotnikov dlya restorannogo biznesa [A practice-oriented approach in the university training of employees for the restaurant business] Actual problems of the development of the hospitality industry. 47-50. (in Russian).

Smirnov A.Yu. (2019). Formirovanie professionalnyh i sotsialnyh kompetentsiy studentov posredstvom ispolzovaniya praktiko-orientirovannyh podkhodov k protsessu obucheniya professionalnyh moduley [Formation of professional and social competencies of students through the use of practice-oriented approaches to the learning process of professional modules] Science, education, society: trends and prospects of development. 62-64. (in Russian).

Vintaykina E.V., Fael L.M. (2019). Primenenie programmy «Taynyy gost» s tselyu kontrolya deyatelnosti oteley [The use of the program secret guest in order to control the activities of hotels]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. (1). 135-137. (in Russian).

Zamotokhina M.A., Polovnikova O.V. Press-tur kak instrument svyazey s obshchestvennostyu [Press tour as a public relations tool] (0). (in Russian).

Ziganshina N.I., Gapsalamov A.R. (2017). Praktiko-orientirovannye formy organizatsii zanyatiĭ v srednem professionalnom obrazovanii na primere Kamskogo stroitelnogo kolledzha imeni E.N. Batenchuka [Practice-oriented forms of organization of classes in secondary vocational education (sve) in the example of the Kama Construction College named after E.N. Batenchuk]. Internet-zhurnal «Mir nauki». (2). (in Russian).

Страница обновлена: 28.04.2025 в 10:29:48