Малый бизнес: тенденции, перспективы, условия развития

Мызрова К.А.1, Спектор А.А.2, Заводцков А.С.1
1 Ульяновский государственный университет
2 Российский университет транспорта

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918266

Аннотация:
В статье авторы рассматривают факторы, повлиявшие на развитие российского малого бизнеса, такие как пандемия COVID19, введение беспрецедентных по своему масштабу санкций враждебных стран. Большое внимание уделено современным тенденциям его развития. Устойчивость малому бизнесу может придать его своевременный переход на «цифровые рельсы», ведущий к цифровой трансформации бизнеса, который существенно расширяет возможности не только для центральных регионов, но и для периферии. Становится крайне актуальным и востребованным обучение персонала и руководителей цифровым инструментам, а также внедрение в практику проектно-ориентированного управления. Несмотря на введение санкций против нашей страны, бизнес не свернулся, а напротив, появились новые молодые предприниматели, в том числе социально-ориентированные, планируется значительный рост внутреннего туризма, развивается сектор креативных индустрий. В год семьи, объявленный Президентом Российской Федерации, особенно важно отметить рост женского предпринимательства, и его значительный вклад в социальную сферу. Научная публикация ориентирована на преподавателей, аспирантов, а также всех тех кто интересуется проблематикой малого бизнеса

Ключевые слова: устойчивое развитие, неустойчивость, малый бизнес, меры государственной поддержки, санкционная политика, малое предпринимательство, цифровая трансформация

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение

Согласно целям и задачам устойчивого развития ООН [29], сформулированные на период 2016-2030 гг., применение информационно-коммуникационных технологий, развитие малого бизнеса (далее - МБ) будет способствовать экономическому росту государства. Учитывая национальные особенности, каждое правительство ставит свои национальные цели.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в отношении предпринимательства ставит целью - достижение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства [1] .

Малый бизнес создаёт более 50 % валового национального продукта. Во всех несельскохозяйственных отраслях экономики почти 97% предприятий являются малыми по стандарту Администрации малого бизнеса [33].

В 2020 г. доработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» (далее - МСП), видоизменив своё название - «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в связи вышеназванным указом, и включает четыре федеральных проекта, три из которых учитывают все этапы предпринимательской активности от статуса самозанятого до действующего бизнеса, а четвёртый выполняет функцию развития экосистемы взаимодействия бизнеса и власти при помощи цифровой платформы [25].

Решение насущных задач государственного управления может быть по силам не только крупному бизнесу, в связи со своей гибкостью и мобильностью малый бизнес (далее - МБ) быстрее адаптируется под изменение внешних условий, сохраняя при этом высокую заинтересованность в получении результата эффективной деятельности, а современные инструменты менеджмента позволяют быстрее переформатироваться.

МБ вынужден претерпевать изменения и на них адекватно реагировать, в связи с новыми вызовами экономики, в условиях нынешней санкционной политики со стороны враждебных государств, а также преодолевая все сложности постковидного периода.

Автоматизация, переход к «цифре», цифровая трансформация малого бизнеса способствует устойчивому развитию МБ, увеличивая при этом социальную, экономическую и экологическую ответственность организаций.

Понятия устойчивости и неустойчивости, как и большинство понятий, двойственны. И нестабильность, и кризис, а также неустойчивость несут в себе зародыши развития....Неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического развития» [46]. Устойчивость -способность системы приходить в равновесное состояние после воздействия внутренних и внешних (окружающей среды) возмущений [40, С.14-15].

Реализация задач устойчивого развития оказывает влияние и на развитие цифровой экономики в России, развивая цифровую грамотность, компетентность, создавая более гибкое правовое поле, преодолевая цифровое неравенство регионов и пр. [16].

Широкий круг вопросов, связанных с МБ, а также исследования, посвящённые факторам, тенденциям в деятельности МБ содержится в научных публикациях: С.А.Арутюнян [7], Е.М.Бухвальд [9], [10], А.В.Виленского, Е.С.Воробьёвой, И.В. Вотяковой, Е.Р.Галяув, В.Я.Горфинкеля [22], С.Е.Жура [14], А.С.Жураковского [15], М.Л.Еваленко, Е.А.Ивановой [17], И.В.Киргизовой, А.В.Курлыковой [21], И.В.Краковецкой [20], И.В.Макарова, Л.И.Рабинович, Н.В.Соловьёва, Е.В.Романенко [30], М.Э.Черняк и др.

В данной публикации понятия «МБ» и «малое предпринимательство» (далее - МП) являются синонимическими, так как в нормативно-правовых актах используется термин «МП».

Цель данной научной работы - описать современные тенденции развития МБ и выявить инструменты для его устойчивого развития.

Методология и методы научного исследования. Методологической основой работы послужили Указы Президента РФ, федеральные законы Российской Федерации. Использованы открытые источники, в том числе: публикационные, статистические. В работе применялись общенаучные методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, а также методы индукции и дедукции.

Теоретическая значимость работы заключается в описании тенденций и перспектив развития МБ в период цифровой трансформации. Практическая значимость исследования определяется выявлением проблем, определяющих препятствия для устойчивого развития МБ и описании некоторого опыта в регионах России.

Научная новизна заключается в авторском анализе тенденций и современных условий цифровой трансформации МБ.

Гипотеза исследования: для придания устойчивого развития МБ необходим переход к цифровой трансформации и использованию современных цифровых инструментов.

Последствия пандемии COVID19 и введение внешней санкционной политики оказали отрицательное влияние на динамику сектора МБ. С 2018 по 2023 г. прослеживается уменьшение потенциала сектора МБ (табл.).

Данные по субъектам МП

в 2018-2023 гг. (ед.) [1]

Показатели
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Темп прироста, %
Число малых предприятий
239030
223335
197842
190137
185592
183878
-23,1
Число микро-предприятий
2558536
2473561
2314428
2164402
2110815
2079959
-18,7
Всего малых предприятий и микро-
предприятий
2797566
2696896
2511970
2354539
2296407
2263837
-19,1
Помимо мер поддержки доковидного периода введены дополнительные меры для развития МП в кризисных условиях, такие как: проекты по поддержке бизнеса от Банка России, цифровая платформа МСП как экосистема поддержки бизнеса, социальный контракт на открытие бизнеса, грантовая поддержка, федеральные и региональные программы господдержки, поддержка самозанятых, финансовая поддержка, льготное кредитование, освобождения от некоторых страховых взносов, налогов, консультационная поддержка, мораторий на банкротство [13].

На начало 2023 г. численность зарегистрированных субъектов МСП составила около 6 млн., структура которых представлена категориями МСП: микро-предприятия - 96,16 %; малые предприятия - 3,54 %; средние предприятия - 0,3 %. Лишь 38,48 % субъектов МСП являются юридическими лицами, 61,52% - индивидуальные предприниматели. В сфере МСП занято около 10 % населения (число жителей РФ на 1 января 2022 г. составило 145478.097 чел.).

Вследствие введения санкций против России произошло смещение фокуса внимания в торговле с Европы и Запада на восток.

МБ прочувствовал зависимость от импорта, снижение покупательской способности, проблемы с логистикой. Наиболее ёмкие рынки товаров и услуг закрыты, необходимо использовать присутствие крупных российских компаний в Индии, некоторых странах Юго-восточной Азии и Африки, вовлекая в число поставщиков МБ.

Также пандемия повлияла и на расширение доступности облачных технологий для МП, которые стали активно использовать виртуальные офисы и автоматизированные сервисы.

Согласно данным Фонда общественного мнения, запустившего ежеквартальный паннельный опрос предпринимателей с июля 2021 г., за 2021 г. доля предпринимателей, внедривших онлайн-продажи, выросла с 23% до 27%, доля использующих средства организации удалённой работы (облачные хранилища, онлайн-платформы) — с 35% до 41% [41].

Совершенствуются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность МП. В 2007 г. принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии МСП в Российской Федерации» [2], в 2016 г. принят государственный программный документ «Стратегия развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 года» [5], в котором обозначена основная цель стратегии - развитие сферы МСП как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильного высокого уровня занятости.

Благодаря федеральному проекту «Создание цифровой платформы» [28] у представителей МБ появилась возможность дистанционно получать информацию о мерах поддержки. Уже в этом году на цифровой платформе МСП стали доступны более 30 онлайн-сервисов и сотни мер поддержки.

Постановлением Правительства РФ от 29.09.20220 №1563 [4] распространены меры поддержки для самозанятых, в центрах «Мой бизнес» они могут воспользоваться полным набор услуг, а также могут претендовать на займы до 1 млн. руб. По данным ФНС, в 2023 г. число самозанятых впервые достигло 9 млн чел, среди них 30% зарегистрированных имеют нулевой доход.

Не существует универсальной государственной политики для поддержки МСП. В условиях стабильности государство основное внимание уделяет институтам развития, условиям для ведения бизнеса. А в периоды кризисов проводится адресная прямая государственная поддержка субъектов МСП, в том числе в виде льготного кредитования. В период кризиса, связанного с пандемией доля льготных кредитов в общем количестве выданных выросла до 54 %. При новых вызовах, связанных с санкционным давлением, возобновился небольшой рост льготного кредитования с последующим снижением по мере адаптации бизнеса к новым условиям [8].

Одним из крупных российских институтов развития предпринимательства является Корпорация МСП, с помощью которой государство оказывает поддержку представителям бизнеса.

Для обеспечения инфраструктурной поддержки МБ по всей стране открылись центры «Мой бизнес», к его структурным подразделениям относятся: центры кластерного развития, инжиниринговые центры, центры народных художественных промыслов, центры инноваций социальной сферы, центры поддержки экспорта и пр.

Реализация и качество национальных программ, стратегий цифровизации, в большей степени определены процессами, происходящими в регионах страны [11]. Основной проблемой информатизации в России является высокая дифференция уровня проникновения высоких технологий, в том числе и информационных технологий, между регионами [18].

Вовлеченность предприятий МБ в процесс ЦТ обусловлена двумя условиями, во-первых, конкурентоспособностью, а во-вторых, новыми открывающимися возможностями при переходе на «цифру».

В послековидный период появился новый устойчивый тренд на уход МБ в онлайн в в таких отраслях как общественное питание, офисная работа, образование (дополнительное образование), медицина, электронная коммерция, что повлияло на изменение потребительского поведения и повлияло на цифровизацию.

Вследствие ухода иностранных компаний появились акселераторы для запуска оффлайн-бизнесов через платформы, которые помогают компаниям и брендам объединяться для того, чтобы создавать проекты. Так, в 2022 г. количество покупок россиян на маркетплейсах выросло на 43 % в сравнении с 2021 г. [35].

При построении бизнеса на долгосрочную перспективу особую значимость приобретает создание бренда и торговля на нескольких цифровых площадках, которые уже сегодня используют ИИ. Несмотря на очевидные положительные стороны в его применении, есть и отрицательные, например, ИИ признал какой-либо товар немодным и шансы на продажу резко падают.

В научных публикациях за последние несколько лет всё чаще подвергается анализу цифровая трансформация (далее - ЦТ) в МП [19], [24], [31], [34], полагаем, что ЦТ в МП представляет собой систему внутриорганизационных изменений, основанной на преобразовании традиционной модели бизнеса, а также внедрении цифровых инструментов (далее - ЦИ) и получении синергетических эффектов от использования новых инструментов менеджмента.

Аналитики Gartner выделяют элементы ЦТ: цифровая иммунная система, принятие решений в компаниях на основе данных, промышленные облачные платформы и их инжиниринг, суперприложения и др. [45]. Актуальными на 2024 г. технологиями для МП являются решения для хранения и обработки больших данных, сервисы на базе машинного обучения и ИИ, а также программное обеспечение с открытым исходным кодом. По данным исследовательской компании Gartner ключевым направлением развития IT-сферы является демократизация генеративного ИИ.

45 % российского МСП применяют ИИ в своей деятельности [43], отмечено в результате исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг», проведённого в 2023 г.

В зависимости от специфики деятельности организации могут выбирать направления цифровой трансформации: создание цифровых товаров и услуг, управление жизненным циклом продукта, автоматизированный сбор, хранение и обработка информации; оцифровка процессов общения с клиентами и генерации трафика; оцифровка внутренних бизнес-процессов; управление производственными процессами сетями поставок.

В связи с переходом российских компаний на отечественные операционные системы, прогнозируется рост числа кросс-платформенных хакерских инструментов. Развитие цифровой экономики предполагает, что чем выше уровень информационной безопасности компании или организации, тем больше у неё возможностей применения прогрессивных информационно-коммуникационных технологий. Зачастую бизнес сектор более заинтересован в оснащении современной техникой и технологиями, нежели в затратах, связанных с информационной безопасностью [ 39, С.326].

Одной из ключевых проблем для МБ является кадровая обеспеченность, по-прежнему «Кадры решают всё!». Так, стало актуальным освоение новых компетенций в области digital-технологий для создания и оптимизации процессов в рамках ЦТ организации. Чтобы быть на шаг впереди конкурентов и максимально использовать потенциал интегрируемых технологий, например, СБЕР УНИВЕРСИТЕТ готовит руководителей проектов ЦТ для решения задач цифровизации бизнеса, овладения инструментами реализации цифрового проекта и формирования команды [32].

При построении МБ на долгосрочную перспективу особую значимость приобретает создание бренда и торговля на нескольких площадках. В связи с проведением специальной военной операции, многие известные бренды ушли с российского рынка. В данный момент, отмечается тенденция к локализации брендов, ускоряется развитие национальных брендов, растёт число регистрации новых российских торговых марок, большинство россиян хотят видеть новые сильные российские бренды [42,С.30].

В связи с ограниченностью ресурсов и турбулентностью внешней среды, всё более возрастает запрос со стороны МБ к использованию уже имеющихся трудовых ресурсов. Одним из решений становится применение проектно-ориентированного управления, позволяющего выполнять несколько проектов сразу и распределять по проектам имеющийся персонал.

Многие предприятия МБ способны перейти от традиционной системы управления к системе управления проектами в таких областях как информационные технологии, консалтинг, производство, торговля, креативные индустрии. Проектное управление в МБ может быть использовано в любых сферах деятельности и на любых стадиях ведения бизнеса.

Современные методики Agile, Scrum, Lean, Kanban, Six Sigma, PRINCE2, возникшие на базе Agile-идеи имеют своё ноу-хау и дают огромнейший потенциал для развития малого бизнеса, обладающего небольшими трудовыми ресурсами. Практика показывает, что для внедрения инноваций в приоритете оказывается именно проектное управление.

В 2023 г. появились бизнес-акселераторы в секторах туризма и креативных индустрий. Так, субъекты МСП играют важную роль в развитии туристской отрасли. Благодаря усилиям органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, а также институтов развития по внедрению мер поддержки создаются благоприятные условия для развития субъектов МСП в сфере туризма [12]. Субсидии и многочисленные инициативы нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [26] позволяют МБ развиваться, создавая комфортные условия для ведения туристического и ресторанного бизнеса. Конечно, без государственной поддержки индустрия внутреннего туризма не может устоять в кризисных ситуациях, ковидный период потребовал от государства действенных мер поддержки, включая гостиничный и ресторанный бизнес.

Так, например, с 30 ноября 2023 года Минэкономразвития России [23] в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» с помощью конкурсного отбора субъектов Российской Федерации предусмотрены единые региональные субсидии на 2024 г., которые направлены на увеличение показателя «число туристских поездок».

О перспективах гостеприимства рассуждали эксперты на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 г., так, к 2030 г. планируется рост внутреннего потока туристов более чем в 2 раза [37] Возрастает популярность посещения Байкала и Карелии, Алтайского края, Краснодарского края, родины деда Мороза.

Потенциал сектора креативной экономики ещё недостаточно реализован, доля творческих (креативных) индустрий в экономике Российской Федерации составляет 2,23 процента, отмечается в Концепции развития креативных индустрий [6], утверждённой в 2022 г. в России, а доля креативных индустрий в российском ВВП должна составить 6 процентов и 15 процентов занятых.

По данным Центра изучения поколений [44], 91% представителей поколения Z планирует открыть собственный бизнес в секторе креативной индустрии.

К ключевым показателям национального проекта «МСП и поддержка предпринимательской инициативы» относится число вновь созданных предпринимателей, то есть действующих до одного года. В начале марта 2024 г., компанией «Деловая среда», принадлежащей Сбербанку, опубликованы результаты исследования изучения динамики регистраций 156 тыс. ИП и ООО через онлайн-сервис «Регистрация бизнеса и дистанционное открытие счёта» Деловой среды, согласно которому: 44% новых компаний в 2023 г. открыты молодыми людьми (до 35 лет), при этом 15 % - доля регистраций бизнеса предпринимателями от 18 до 25 лет, а также 3,5% - открывшие бизнес в 18-19 лет, на долю ИП пришлось 86%, ООО – 14% [47].

Лидером по количеству субъектов МСП традиционно является Центральный федеральный округ, второе место занял Приволжский федеральный округ, третье место – Южный федеральный округ.

Росту молодых предпринимателей способствуют не только меры поддержки, но и популяризация молодёжного предпринимательства как путь самореализации. Новыми инструментами для популяризации стали федеральное сообщество под эгидой Росмолодёжи, создание клуба молодых предпринимателей трека Росмолодёжь, где можно установить качественные социальные связи.

Не перестаёт набирать популярность тренд к созданию предприятий, построенных на идее решения социальной проблемы и мира к лучшему. С 2019 г. официально закреплены понятия «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» [3], что привело к росту социально-ориентированного бизнеса, направленного на обеспечение занятости отдельных категорий, реализацию производимой социально уязвимыми категориями граждан товарами/услугами и т.д. Существуют меры государственной поддержки социальных предприятий и молодых предпринимателей, каждый год почти во всех регионах России можно получить гранты от 100000 до 500000 ₽, а в Арктической зоне — до 1 000 000 ₽.

Более 10 тыс. социальных предпринимателей ведут свою деятельность в России, так за 2023 г. их количество выросло более чем на 30%, а за последние 3 года - в три раза. Характерно, что социальные предприятия работают в следующих сферах: образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг, культура, спорт, организация досуга, обрабатывающие производства.

Больше всего социальных предприятий в Нижегородской области, Башкортостане, Ханты-Мансийской АО, Московской области, Приморском и Пермском крае.

В период COVID19, частичной мобилизации, вследствие санкционной политики -ухода иностранных компаний с российского рынка, возросла роль женщин в предпринимательстве. Среди индивидуальных предпринимателей и самозанятых доля женщин составляет 43%, индекс женской деловой активности (WBI) достиг своего максимума в 73,7 пункта в 2023 г., а а доля самозанятых среди женщин составила около 60 % (Бурятия, Курганская область, Забайкальский край, Республика Алтай) [48].

При поддержке центров «Мой бизнес», драйверами развития женского предпринимательства становятся бизнес-форумы, бизнес-конференции, мастер-классы, а также круглые столы. Обновлена обучающая программа «Мама-предприниматель» для соответствия целям нацпроекта «МСП».

В связи с объявлением 2024 года годом семьи, по поручению Президента РФ Торгово-промышленная палата (далее - ТПП) разрабатывает специальный проект «Семейные компании», в рамках которого необходимо определить понятие «семейное предприятие» и отнесения его к субъектам МСП [37].

Перспективы внесения в законодательство изменений по поддержке семейного предпринимательства и обеспечение специальных условий для ведения бизнеса продолжается. ТПП РФ и компанией Deloitte (ныне работающая в России под собственным брендом «Деловые Решения и Технологии»), во всех регионах проведено исследование, по данным которого около 74% МСП являются семейными компаниями, большинство из них - 55% - семейные компании в первом поколении [38].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, факторами, существенно повлиявшими на развитие МБ стали пандемия COVID19, а также санкционная политика враждебных стран. Даже не смотря на кризис, снижение платежеспособного спроса населения, уход с рынка многих иностранных компаний, кадровый дефицит, МБ демонстрирует свою живучесть и быструю адаптацию под изменяющиеся условия. Потребители лояльны к появлению новых российских брендов, МБ представлен на маркетплейсах, растёт внутренний туризм, развивается социально-ориентированное предпринимательство, большой потенциал роста у креативного сектора экономики, заметно активное участие женщин в МБ, особенно в социальной сфере, развивается (династийный) семейный бизнес.

На федеральном, а также региональном уровнях уделяется пристальное внимание развитию МП в виде финансовой, имущественной, образовательной, информационной и материальных мер поддержки.

Для устойчивого развития МБ необходимо внедрение инструментов цифровой трансформации МБ. От качественного перехода к цифровой трансформации МБ, развития высокого уровня информационной культуры, цифровой грамотности и зрелости, обучения проектно-ориентированному управлению сотрудников и руководителей, новым цифровым технологиям в МБ, во многом будет зависеть его успешность либо не успешность.

Появление новых молодых предпринимателей говорит о перспективах развития МБ. И тут необходима популяризация и детальная проработка мер поддержки МБ, в том числе социально-ответственного бизнеса, сектора креативных индустрий, поддержки семейного бизнеса.

Переход МБ к «цифре» уже неизбежен и современные веяния настоятельно требуют новых знаний и компетенций в области управления от руководителей организаций для ведения эффективной деятельности. И чтобы оставаться устойчивым, МБ необходимо не просто идти, а бежать в ногу со временем, получая новые, цифровые знания.

Перспективы дальнейшей научной работы предполагают возможность качественной и количественной оценки уровня цифровой трансформации МБ по отдельным отраслям и сферам деятельности.

[1] Составлено автором по данным Единого реестра субъектов МСП


Источники:

1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Официальный сайт: Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 03.03.2024).
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.07.2007, № 31, ст. 4006; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 27 (часть I). - Ст. 5187
3. Федеральный закон о внесении изменений в «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26 июля 2019 ФЗ № 245 -ФЗ
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 № 1563 ∙ Официальное опубликование правовых актов Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 № 1563 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010060012 (дата обращения: 22.03.2024).
5. Российская Федерация. Законы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 24. - Ст. 3549
6. Официальный сайт Правительство России. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/136723/ (дата обращения: 20.03.2024).
7. Арутюнян С.А., Соловьева Н.В., Галяув Е.Р. Анализ состояния, проблем и возможностей цифровой трансформации малого и среднего бизнеса в России // Креативная экономика. – 2023. – № 12. – c. 4589-4608. – doi: 10.18334/ce.17.12.119862.
8. Банк Роcсии. Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Первое полугодие 2023 г. Информационно-аналитический материал. М. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/47729/inf_material_msp_fh_2023.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
9. Бухвальд Е.М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1319-1336. – doi: 10.18334/epp.10.5.110134.
10. Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Еваленко М.Л. Государственная политика развития малого и среднего предпринимательства и модернизация экономики Российской Федерации. / Монография. - М.:Институт экономики РАН, 2015.
11. Виноградов О. В., Кокорин И. С., Янковская Е. С. Цифровизация малых и средних предприятий в Российской Федерации: правовое регулирование, тенденции, факторы, механизмы // Ленинградский юридический журнал. – 2022. – № 2(68). – c. 75–97. – doi: 10.35231/18136230_2022_2_75.
12. Белый Е. М. Внутренний туризм: учебник/ коллектив авторов. - Москва: КОНОРУС, 2023. – 242 c.
13. Доклад «О состоянии малого и среднего предпринимательства в РФ и мерах по его развитию за 2019-2022 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/24f01970a69e33b47c3142da6f3be5d9/doklad (дата обращения: 16.03.2024).
14. Жура С.Е. Инфраструктурное обеспечение развития малого бизнеса : институциональный подход. / автореферат дис.,.. доктора экономических наук : 08.00.05 / Жура Светлана Егоровна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»]. - Москва, 2021. – 41 c.
15. Жураковский А.С. Обеспечение согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства: специальность 08.00.05 «Экономика и упроавление народным хозяйством». / автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук / Жураковский Александр Сергеевич; Тамбовский государственный университет им.Г.Р.Державина. - Тамбов, 2014. – 25 c.
16. Захарова Ю.Н., Мызрова К.А., Климанова А.Р. Факторы, влияющие на развитие цифровой экономики // Евразийское пространство: экономика, право, общество. – 2023. – № 11. – c. 17-20.
17. Иванова Е.А. Тенденции и факторы развития малого бизнеса в России // Вестник Алтайской Академии экономики и права. – 2023. – № 12. – c. 252-258.
18. Иванова Т.Ю., Мызрова К. А. Развитие инструментов менеджмента на основе формирования образовательных сетей в условиях экономики знаний. / монография. - Ульяновск: УлГУ, 2016. – 15 c.
19. Касимова Д.Ф. Малый и средний бизнес России: цифровая трансформация // Калужский экономический вестник. – 2022. – № 1. – c. 8 -11.
20. Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Вотякова И.В., Черняк М.Э., Макаров И.В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 113-124. – doi: 10.18334/epp.13.1.117093.
21. Курлыкова А.В., Киргизова И.В. Повышение эффективности стратегического управления малым предприятием с учетом различных форм государственной поддержки бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 2633-2648. – doi: 10.18334/epp.13.8.118790.
22. Горфинкель В. Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика. / Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 349 c.
23. Минэкономразвития России проводит конкурсный отбор субъектов Российской Федерации для предоставления единой субсидии на реализацию туристических проектов. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_provodit_konkursnyy_otbor_subektov_rossiyskoy_federacii (дата обращения: 22.04.2024).
24. Мордовец А.И. Особенности управления предприятиями малого бизнеса в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 4(182). – c. 104 - 108.
25. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy (дата обращения: 22.03.2024).
26. Национальный проект туризм и индустрия гостеприимства — Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm (дата обращения: 22.03.2024).
27. Не только стартапы: тренды в запуске малого и среднего бизнеса. РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/641aaa439a7947d8552153ad (дата обращения: 22.03.2024).
28. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Цифровая платформа МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy (дата обращения: 03.03.2024).
29. Преображение нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года - ООН, Нью-Йорк, сентябрь 2015 г
30. Романенко Е.В. Развитие малого предпринимательства в условиях инновационной экономики. / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук.; 08.00.05. - СПб.: С.-Петербургский гос.эк.ун-т, 2018. – 337 c.
31. Селиверстов Ю.И., Рудычев А.А., Дмитриева Ю.А. Цифровая трансформация бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства как фактор роста конкурентоспособности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – c. 531-539.
32. Сбер университет. Стартовала программа обучения руководителей в области цифровых технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://sberuniversity.ru/press-center/1133/ (дата обращения: 03.04.2024).
33. Специальный доклад Президенту Российской Федерации «МСП/ПОСТКОВИД Время для системных решений». Подготовлен Экспертным центром при Уполномоченном и общественным представителем Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса. При участии Института экономики роста им. П.А. Столыпина. 2021. [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 03.11.2021).
34. Степанов М. М. Механизм цифровой трансформации субъектов малого бизнеса // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2022. – № 3. – c. 88-97.
35. Тасс. Количество субъектов МСП выросло на 6 %. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/19611933 (дата обращения: 11.03.2024).
36. Тасс. Эксперт считает, что внутренний туризм в РФ имеет потенциал для двукратного роста. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/20435999 (дата обращения: 22.03.2024).
37. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Семейные компании. [Электронный ресурс]. URL: https://family.tpprf.ru/semeinye-kompanii/ (дата обращения: 22.03.2024).
38. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Новости. Мнения, анонсы. [Электронный ресурс]. URL: https://news.tpprf.ru/ru/news/2773465/ (дата обращения: 22.03.2024).
39. уганова Э.А., Мызрова К.А., Захарова Ю.Н., Качагина О.В. Информационная безопасность как драйвер развития экономических процессов региона в условиях цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5. – c. 311-326.
40. Иванова Т. Ю. Управление знаниями менеджеров устойчивой организации: методология подхода. - Ульяновск: УлГУ, 2003. – 248 c.
41. ФОМ оценил влияние санкций на малый бизнес в России. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/469979-fom-ocenil-vlianie-sankcij-na-malyj-biznes-v-rossii (дата обращения: 22.03.2024).
42. Ямпольская Д.О., Винокуров А.Ю. Российский брендинг: тренды потребительского отношения // Практический маркетинг. – 2024. – № 1(319). – c. 23-31.
43. 45% предпринимателей используют искусственный интеллект в работе - CNews. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2023-09-21_45_predprinimatelej_ispolzuyut (дата обращения: 22.03.2024).
44. The Center for Generational Kinetics: Insights, Research, Speaking. [Электронный ресурс]. URL: https://genhq.com/ (дата обращения: 16.03.2024).
45. 2024 Gartner Top Strategic Technology Trends: Detailed Guide (eBook). [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/insights/top-technology-trends (дата обращения: 15.03.2024).
46. Prigogine I. The Philosophy of Instability. «Futures», 1989, р. 396 - 400
47. Tadviser. Малый бизнес в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Малый_бизнес_России#.2A_44.25 (дата обращения: 22.03.2024).
48. Woman. Forbes. Индекс деловой активности женщин в России достиг максимума. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/491770-indeks-delovoj-aktivnosti-zensin-v-rossii-dostig-maksimuma (дата обращения: 22.03.2024).

Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:40:38