Strategies and methods of personnel management of organizations in the digital economy

Mohamd Abed Alrahman1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 8 (August 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46552590
Cited: 3 by 31.03.2023

Abstract:
The article contains certain concepts and functions of personnel management in the digital economy. The main methods of effective, economical and scalable personnel management in the digital economy are considered. The prospects of new digital opportunities in the field of personnel management are analyzed. Recommendations for the successful transition to digital technologies for personnel management have been developed.

Keywords: methods of personnel management, digital transformation, digital economy, digital technologies of personnel management

JEL-classification: M54, M55, O31



Введение

Мы живем во времена, когда скорость имеет первостепенное значение, и способность быть сверхбыстрой (в любой сфере жизни и бизнеса, а также в работе и обществе) является определяющей характеристикой успеха. Действительно, время настолько ускорилось, что отклики на события теперь рассчитываются не по дням и неделям, а по часам, минутам и даже секундам.

Цифровые технологии были движущей силой изменений во всех отраслях; и трансформация ускоряется – компании Apple потребовалось пять лет, чтобы преобразовать музыкальную индустрию, в то время как Uber и Airbnb коренным образом изменили секторы транспорта и гостеприимства менее чем за два года. Можно измерить темпы цифровых потрясений в месяцах, в то время как организации и ее сотрудникам требуются годы, чтобы полностью принять такие фундаментальные изменения в способах их работы. Управление изменениями, безусловно, является самым стойким препятствием на пути цифровой трансформации. Несмотря на то, что внедрение технологий по-прежнему является приоритетом во всех цифровых вещах, мы придерживаемся этой точки зрения, что фундаментальные изменения в лидерстве и талантах имеют гораздо большее значение для успешного вступления на цифровой путь.

Анализ современных функций и цифровых возможностей в области управления персоналом

В организационных последствиях цифровой экономики важно определить отдельные организационные последствия цифровой экономики [1] (Arkhipova, Sedova, 2018). Ответственность все больше смещается к тому месту, где решения наиболее эффективны: организации становятся более плоскими, а процесс принятия решений более экономичным; как известно, руководство в организациях всегда сосредоточено на результатах; благодаря цифровой трансформации появляются технологические инструменты, которые позволяют быстро и легко измерять и проверять правильность решений; мобильность и гибкость крайне важны для сотрудников, чтобы оставаться актуальными в цифровой экономике.

Управление персоналом в организациях снова находится на перекрестке и переломном моменте с появлением цифровой экономики, где парадигмы совместной экономики и так называемая гиг-экономика [2] (Zotova, Magomedova, 2019), в которой рабочие и служащие работают неполный рабочий день, а модель работы является гибкой, означает, что предстоит сделать еще один эволюционный скачок в области управления человеческими ресурсами.

Действительно, с появлением таких фирм, как Uber, AirBnB, Task Rabbit, Amazon и Upwork, которые предоставляют внештатные вакансии и работу по контракту и где оплата основывается на каждой задаче, а не на ежемесячной консолидированной сумме, менеджеры по персоналу должны идти с изменениями в экономике в целом и соответственно развиваться.

Это требует некоторой корректировки и даже радикального пересмотра методов работы в сфере управления человеческими ресурсами. Например, менеджеры по персоналу в любой из фирм цифровой экономики обычно участвуют в первоначальном отборе и собеседовании перед приемом на работу, а также в формулировании и окончательной доработке договорных обязательств и условий для работников. Кроме того, менеджеров по персоналу в экономике совместного использования больше интересует модель взаимодействия с цифровым интерфейсом, а не модель взаимодействия лицом к лицу. Возьмем, к примеру, компанию с экономикой совместного потребления, такую ​​как Uber. После того как водители по контракту подключены к работе, менеджеры по персоналу взаимодействуют с ними через приложения и виртуальные интерфейсы, а не встречаются с ними лично.

Хотя некоторые фирмы в области цифровой экономики действительно делают ставку на то, чтобы время от времени приглашать своих сотрудников для личного общения, большинство фирм, таких как UpWork и Task Rabbit, полагаются на «армии разбросанных по всему миру» сотрудников, где возможности даже взаимодействия через Skype или видео являются удаленными, не говоря уже о личном общении.

Это означает, что менеджеры по персоналу в этих фирмах должны быть знакомы с тем, как работает цифровая экономика, и понимать, что требуется для успеха бизнеса в этой парадигме. Следовательно, управление персоналом в организациях как сфера деятельности должно эволюционировать от физической привязанности к новой модели, в которой цифровые и виртуальные способы управления людьми являются нормой [3] (Kamneva, 2018).

Таким образом, как упоминалось ранее, управление персоналом в организациях теперь стоит перед перспективой «смены парадигмы» в том, как это должно практиковаться, и в том, как работают менеджеры по персоналу.

Стратегия управления персоналом в условиях цифровизации экономики предусматривает решение целого ряда задач [4] (Kozlova, Selezeneva, 2018): 1) своевременное обеспечение предприятия работниками заданной квалификации и в необходимом количестве; 2) оптимизация кадровой структуры: развитие человеческого потенциала и его устойчивое использование для реализации бизнес-стратегий; развитие и совершенствование управления персоналом; изменение поведения сотрудников;

3) определение моделей оплаты труда, материального и морального стимулирования работников; обучение, повышение квалификации и развитие кадрового потенциала; формирование корпоративной культуры, привязка человека к фирме;

4) создание условий для реализации прав и обязанностей персонала, предусмотренных трудовым законодательством;

5) трансформация услуг управления человеческими ресурсами (их трансформация из бюрократических в маркетинговые структуры);

6) создание благоприятных условий труда.

Расширение возможностей цифрового лидерства: цифровые лидеры играют критически важную роль в прокладке пути к цифровой трансформации и должны активно взаимодействовать и общаться с ключевыми заинтересованными сторонами (как внутренними, так и внешними по отношению к организации) при принятии решений, проектировании и реализации цифровой организации. Цифровые лидеры должны четко определить затраты, риски, смягчения и преимущества цифровой трансформации, а также принять решение о типах вмешательств по управлению изменениями, которые необходимы для руководства организацией на этом пути.

Следовательно, лидеры должны быть оснащены адекватными способностями, чтобы управлять организациями. HR играет важную роль в создании возможностей для цифровых лидеров в организации и в обучении их необходимым основным навыкам, а также в развитии их лидерских качеств [5].

Примеры ключевых основных лидерских навыков для успешного управления персоналом организации в цифровой экономике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Примеры ключевых основных лидерских навыков для успешного управления персоналом организации в цифровой экономике

Адаптивность
Гибкость и приспосабливаемость, дающая людям свободу для инноваций и учитывающая индивидуальные стили и предпочтения в работе
Толерантность
Поощрение экспериментов и развитие идей
Мобильность
Поощрение использования цифровых инструментов и средств массовой информации и обеспечение гибкого и условного графика работы
Лидерство на всех уровнях
Обеспечение определенного руководства для сотрудников, устраняя препятствия на пути к прогрессу и позволяя им добиваться успеха
Сотрудничество
Объединение разных сторон и людей, чтобы использовать разнообразие навыков и мнений для совместной работы и решения проблем
Принятие решений:
Умение быстро принимать решения на основе аналитики, создать правильную команду, которая будет при необходимости предоставлять ключевые идеи
Коммуникация
Заметность, доступность и частое общение с коллегами разных классов и уровней
Обратная связь
Предоставление обратной связи в режиме реального времени и поощрение индивидуальных и командных достижений
Источник: составлено автором.

Также важно отметить что управление персоналом играет важную роль в обеспечении цифровых лидеров в организации и повышении их компетенций и развития их лидерских качеств. Современные лидеры должны [6] (Lukina, Bublik, Chuvilin, Shafikov, Yunusova, 2018): 1. Четко определять затраты, риски, меры по смягчению последствий и преимущества цифровой трансформации и принимать решения о типах вмешательств по управлению изменениями, которые необходимы для руководства организацией на этом пути.

2. Иметь всестороннее понимание цифрового рынка и дальновидное мышление для перехода на цифровой сегмент и решения потенциальных сложностей.

3. Иметь финансовую хватку для количественной оценки стоимости и окупаемости инвестиций.

Стратегии и методы управления персоналом организаций в цифровой экономике

В настоящее время большинство организаций становятся ориентированными на технологии, выполняя все функции, включая HR, наилучшим образом и используют технологии для достижения целей организации. HRM, являясь важной частью организации, внедряет технологии в свою работу и максимально использует их для предоставления лучших услуг не только для достижения целей организации, но и для удовлетворения и мотивации своих сотрудников и клиентов. Роль управления человеческими ресурсами в сегодняшнюю конкурентную эпоху и возможности технологий привели к повсеместному признанию электронного управления человеческими ресурсами (e-HRM) [7] (Lebedeva, Egorov, 2018). Очевидно, что HRM должно реагировать на такие изменения и согласовывать свои стратегии и деятельность для этого нового рынка труда и поиск адекватных способов найма, развития, компенсации и т. д. таких «цифровых сотрудников» и, более того, для их интеграции с предыдущими поколениями сотрудников. В цифровом мире важно, как старшие и младшие сотрудники могут адаптироваться к новым вызовам рынка труда. Главный вопрос заключается в следующем: «Как повлияет цифровизация на развитие персонала?» Использование информационных технологий (ИТ) в HRM (e-HRM) набирает обороты для улучшения работы HR-процессов и разрешает распределенный доступ для сотрудников. Технологический прогресс может предоставить решения тех самых проблем, которые возникли в связи с более широким использованием технологий.

E-HRM не только начинает быть тенденцией на предприятии, но и становится важным фактором для достижения целей, сохранения минимальных затрат, повышения производительности, отслеживания сотрудников, охвата более широких перспектив соискателей таким образом, чтобы они в основном постоянно были подключены к цифровой платформе, ведения обширных данных о сотрудниках и свободного обмена информацией в организации. Таким образом, HRM в цифровую эпоху оценило технологии, чтобы иметь возможность больше сосредоточиться на стратегической части управления человеческими ресурсами, оставляя большую часть административной работы технологиям.

По мере развития цифровых и социальных технологий организационные процессы, характер и смысл работы продолжают развиваться, делая работу более детализированной, модульной и деконтекстуализированной.

В рамках этого технологического сдвига более широкие темы HR, такие как использование технологий и вопросы поколений, роль информационных технологий в решениях о найме, новые рабочие механизмы, возникшие в результате этих достижений, и то, как технологии влияют на то, как эта работа структурирована и выполняется. Цифровая рабочая сила приобрела множество компетенций в процессе взаимодействия с технологиями, которые могут быть использованы на работе. Одной из наиболее очевидных из этих компетенций является их умение и комфорт в достижении желаемых результатов с использованием технологий, часто называемое свободным владением цифровыми технологиями [8] (Linkova, Kozlova, 2019).

Также очень важно отметить совершенствование организации труда, вовлечение персонала в управление технологическими процессами, обучение и развитие персонала путем систематического обучения и повышения квалификации работников. Главное для повышения эффективности управления персоналом в цифровой экономике, необходимо выплачивать конкурентоспособную заработную плату за привлечение и удержание специалистов, а также связывать оплату за работу с мастерством или результатом, чтобы награда была соизмерима с реальными усилиями работника [3, с. 26] (Kamneva, 2018, р. 26). Также можно использовать систему нематериального стимулирования. Очень важно, чтобы руководитель организации смог выразить свою благодарность за труд тогда, когда работник его заслужил. Таким образом, приятные эмоции работника будут связаны с качественным и своевременным выполнением работы

Рисунок 1. Три основных психологических состояния, которые влияют на мотивацию работника и чувство удовлетворения

Ключевую роль в этом процессе играет система оценки конечных результатов деятельности, выработка принципов и подходов к соответствию критериев оценки их уровням [9] (Artamonova, 2018).

Важно также осознавать обратные стороны растущего использования технологий для концентрированной работы, близких отношений и эффективного сотрудничества, чтобы изучить условия и последствия растущего использования технологий цифровой рабочей силой, а также дать рекомендации относительно того, как лучше всего использовать технологии для достижения целей организации [10] (Lukicheva, Alatortseva, Egorycheva, Vendina, 2019). Эффект цифровизации касается не только HR, но и различных других функций, таких как продажи / управление клиентами, маркетинг, производство, финансы/налоги и т. д., которые прямо или косвенно влияют на функции HR.

Заключение

Очевидно, что цифровые технологии влияют на каждую отрасль и каждую организацию. Тем не менее управление цифровой трансформацией повлияет на то, какие организации выживут, а какие не выживут в эпоху наплыва цифровых технологий, поэтому ожидается, что каждый столп в организации будет играть свою роль и вносить свой вклад в успешное развитие. Эта точка зрения предлагает пошаговый подход, позволяющий организациям изнутри справиться с цифровой трансформацией. Однако гибкость и масштабируемость являются ключевыми моментами, поскольку современная цифровая организация постоянно обновляет свои внутренние возможности. HR-функции несут жизненно важную ответственность за руководство изменениями и воплощение стратегических целей в компетенции, которые постоянно обновляются, чтобы идти в ногу с бизнес-задачами и рыночными тенденциями.

На современном этапе структурные изменения в экономике и стремительное развитие науки и техники привели к повышению роли человеческого фактора в производстве и управлении. Вполне естественно, что на каждом предприятии в условиях цифровой экономики существует необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом производственных интересов, в системе оплаты труда, в рассмотрении индивидуальных проблем работников, улучшении их социальных условий и отдыха.


References:

Arkhipova N.A., Sedova O.V. (2018). Primenenie digital-instrumentov v podbore i otbore personala v organizatsii [Application of digital-instruments in the staff selection and screening in the organization]. Herald of the RSUH. Series: economics. management. right. (2(12)). 9-22. (in Russian). doi: 10.28995/2073-6304-2018-2-9-22.

Artamonova M.V. (2018). Kompetentnostnyy podkhod v upravlenii personalom sovremennoy organizatsii v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Competence-based approach in personnel management of a modern organization in the digital economy] The human and productive potential of the Russian economy in the face of global and local challenges. 50-59. (in Russian).

Kamneva V.V. (2018). Perepodgotovka kadrov kak sposob uvelicheniya konkurentosposobnosti predpriyatiy v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Retraining of personnel as a way to increase the competitiveness of enterprises in the conditions of digitalization of the economy]. Skif. (7(23)). (in Russian).

Kozlova O.A., Selezeneva E.A. (2018). Osobennosti motivatsii rabotnikov v usloviyakh formirovaniya tsifrovoy ekonomiki [Features of employees motivation in the digital economy forming]. Human Progress. (10). 2. (in Russian).

Lebedeva T.E., Egorov E.E. (2018). HR: tendentsii razvitiya v tsifrovoy ekonomike [HR: development trends in the digital economy]. Moscow Economic Journal. (5(3)). 42. (in Russian).

Linkova N.V., Kozlova E.I. (2019). Obrazovanie i razvitie kadrov kak odin iz instrumentov vypolneniya programmy [Education and personnel development as one of the tools for the implementation of the program]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (1(35)). 214-219. (in Russian).

Lukicheva L.I., Alatortseva O.A., Egorycheva E.V., Vendina I.A. (2019). Klyuchevye faktory uspekha deyatelnosti naukoemkikh predpriyatiy v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki [Key success factors of science-based companies in the context of the innovative economy]. Ekonomicheskie i sotsialno-gumanitarnye issledovaniya. (1). 52-60. (in Russian).

Lukina I.I., Bublik N.D., Chuvilin D.V., Shafikov T.A., Yunusova R.F. (2018). Razvitie tsifrovoy ekonomiki v regionakh Rossii: problemy i vozmozhnosti (na primere Respubliki Bashkortostan) [The development of the digital economy in the regions of Russia: problems and opportunities (on the example of the Republic of Bashkortostan)]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (1(53)). 13. (in Russian).

Zotova I.V., Magomedova G.M. (2019). Metody upravleniya personalom v usloviyakh tsifrovoy transformatsii (na primere PAO sberbank Rossii) [Methods of personnel management in the conditions of digital transformation (on the example of Sberbank of Russia)]. Innovative science. (3). 85-91. (in Russian).

Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:40:55