Obstacles and vectors of social entrepreneurship development in the Russian Federation
Antsibor A.V.1
1 Волгодонский инженерно-технический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Russia
Download PDF | Downloads: 14 | Citations: 7
Journal paper
Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 2, Number 4 (October-December 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48906162
Cited: 7 by 07.12.2023
Abstract:
Social entrepreneurship is an innovative sphere of the Russian economy that allows solving important tasks of social development, which is confirmed by many years of foreign experience. The purpose of the article is to present the author's vision of the problems of social entrepreneurship development and to determine possible ways to solve them, taking into account the need to popularize the ideas of social entrepreneurship in the Russian reality. The search for effective forms of financing and methods of regulating the development of social entrepreneurship involves modeling effective means of effective financial impact of stakeholders in the creation of specialized organizations. The activities of these organizations can contribute to the activation of the social entrepreneurship development and the application of the entire arsenal of opportunities to solve financial problems. The author offers a classification of financing sources of social entrepreneurship on several grounds. The reasons that hinder the development of social entrepreneurship are indicated; and the prospects for the development of this economic phenomenon are determined. One of the ways to solve the problems of social entrepreneurship, including financial ones, is the creation of Centers for the development of social entrepreneurship throughout the country.
Keywords: social entrepreneurship, financing sources, state support
JEL-classification: R11
Введение
Наличие и углубление социальных проблем и конфликтов в современном обществе послужило росту популярности идей социального предпринимательства [1, 2] (Vovchenko, Andreeva, 2020; Klindukh, 2019). Понятие «социальное предпринимательство» стало более устойчивым и получило более широкое распространение в 70–80-х годах прошлого столетия. Способствовали этому ряд социологов, которых в настоящее время считают основателями данного явления (Б. Дрейтон [3] (Bashkaeva, Lazutina, Lebedeva, 2019), М. Янг и др.).
Майкл Янг (Лорд Янг Дартингтонский) – один из наиболее выдающихся социальных предпринимателей в Великобритании. Янг внес немаловажный вклад в развитие малого и среднего бизнеса в социальной сфере. Именно Янг воплотил в жизнь идею преподавания с социальной миссией [4]. Он является основателем следующих проектов: Школа социальных предпринимателей, Университет третьего тысячелетия, Университет третьего возраста и др.
Эндрю Мосон – британский социальный предприниматель, политик, общественный деятель, который издал в 2008 году книгу, являющуюся практическим руководством по социальному предпринимательству [5] (Zhokhova, 2015).
Социальное предпринимательство является инновационной сферой российской экономики, позволяющей решать важные задачи социального развития [6] (Mayorov, 2020), что подтверждает многолетний зарубежный опыт. Вместе с тем отсутствие полноценного законодательно утвержденного особого статуса субъектов социального предпринимательства препятствует продвижению его позитивного влияния в российскую экономику, причем финансовый аспект проблемы считаем одним из ключевых.
Теоретическое осмысление социального предпринимательства российскими учеными набирает обороты, стало заметным направлением экономических научных исследований, в том числе на уровне кандидатских диссертаций, успешно защищенных Кадол Н.Ф. [7] (Kadol, 2009), Арай Ю.Н. [8] (Aray, 2015), Хасановой Г.Н. [9] (Khasanova, 2019) и др.
Наибольший научный интерес представляют разработки Диковицкой Д.В. [10] (Dikovitskaya, 2019), Кадол Н.Н. [11] (Kadol, 2020), Петренко ЕС. [12] (Petrenko, Stolyarov, Viter, 2019), Гелашвили Н.Н. [13] (Gelashvili, Spanova, 2019), Зверевой Н.И. [14] (Zvereva, 2011), Иващенко Н.П. и Булыгиной Н.И. [15] (Ivashchenko, Bulygina, 2019), Исаева Д.В. [16] (Isaev, 2020), Науменко Е.Е., Прилуцкой К.П. [17] (Naumenko, Prilutskaya, 2016), Плотникова А.В. [18] (Plotnikov, 2019), Харченко А.А. [19] (Kharchenko, 2018) и др. российских авторов.
Исследование имеющихся точек зрения различных авторов по трактовке понятия «социальное предпринимательство» показало отсутствие какого-либо единства по вопросам выделения сущностных признаков данной дефиниции, в связи с чем актуализируется дальнейший поиск и определение границ социального предпринимательства как феномена экономики.
Цель настоящей статьи – представить авторское видение проблем развития социального предпринимательства и определить возможные пути их решения с учетом необходимости популяризаций идей социального предпринимательства в российской действительности.
Основная часть
В широком смысле социальное предпринимательство можно определить как порождение какой-то новой устойчивой деятельности (производства), точнее, системы деятельности – предприятия. Естественно, это происходит в обществе, то есть, как правило, порождается социальная деятельность. И допустить, что наши обычные предприятия не являются публичными, общественными и в этом смысле социальными, сложно [20] (Papchenko, 2020). Тогда к несоциальному предпринимательству, наверное, можно отнести только так называемые криминальные группы.
Сегодня отечественные экономисты ищут пути к единому пониманию и отражению сущности этого процесса.
В Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26.07.2019 № 245-ФЗ сказано, что социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 241 данного правового акта.
Проанализировав и сравнив теоретическую базу иностранных и отечественных исследователей социального предпринимательства, а также отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предпринимательство», нами предлагается следующее определение: социальное предпринимательство – это предприятия и учреждения всех организационно-правовых форм собственности, деятельность которых направлена на решение или смягчение социальных проблем, при условии реинвестирования прибыли с этими целями в бизнес.
Возможно множество вариантов финансирования, доступных социальным предпринимателям: гранты, субсидии, займы, микрофинансирование, банковские кредиты и государственные программы, венчурная филантропия.
Схематически источники финансирования социальных предприятий можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Источники финансирования социального предпринимательства
Государственные
|
Частные
|
– гранты;
– субсидии на выполнение определенного проекта или программы; – кредиты кредитных организаций |
– доходы
от продажи товаров и услуг;
– доходы от сдачи в аренду помещений; – членские взносы; – средства постоянных спонсоров и пожертвования; – займы, венчурная филантропия; – прочие источники, включая нефинансовые средства: предоставление помещений, техники, волонтерская работа |
Изучив всевозможные источники финансирования социального предпринимательства, автором была предложена классификация этих источников по нескольким признакам. Целью данной классификации является систематизация всех элементов в одну структуру (рис. 1).
Рисунок 1. Авторская классификация источников финансирования социального предпринимательства
На рисунке 2 показано, что наибольшая активность наблюдается в столичных городах (Москва и Санкт-Петербург), Вологодской, Волгоградской и Свердловской областях. Это топ-5 регионов по развитию социального предпринимательства в стране.
Рисунок 2. Количество социальных предприятий по субъектам РФ, %
Источник: составлен автором на основе статистических данных Росстата и Фонда «Наше будущее»
Доля предпринимательства в социальной сфере в 2020 году в ВВП страны оценивается в 2 % [21]. Расчет доли социальных предприятий в ВВП представлен в таблице 2.
Таблица 2
Расчет доли социальных предприятий в ВВП РФ
Структура
малого бизнеса
| |||
|
Кол-во
|
Доля
СП среди них, %
|
Кол-во
СП среди них, ед.
|
Малые
предприятия
|
1900000
|
1 %
|
19000
|
СО
НКО
|
113237
|
30 %
|
33971
|
ИП
|
2499000
|
1 %
|
24990
|
МСП:
4512237
|
СП:
77961
| ||
МСП:
21 % ВВП
|
СП:
0,36 % ВВП
|
В Ростовской области одним из ярких примеров в области социального предпринимательства выступает Иван Саввиди. Сумма благотворительных платежей оценивается более 2,5 млн евро.
«Благотворительный Фонд И.И. Саввиди» [22] проводит благотворительные акции в поддержку малообеспеченных граждан России, оказывает помощь благотворительным организациям, медицинским учреждениям, учебным заведениям. Роль государства на мировой арене зависит от того, насколько образован, культурен, здоров и социально адаптирован каждый гражданин.
В рамках проекта «Открытое сердце» оказывается благотворительная помощь малообеспеченным гражданам. Фонд направляет материальную помощь на лечение неработающих пенсионеров, ветеранов труда, выплачивает специальные стипендии сиротам и инвалидам.
За время деятельности Фонда поддержку получили: «Всероссийское общество инвалидов», «Общественная организация инвалидов Октябрьского района», «Общественная организация инвалидов Кировского района», «Общество инвалидов Пролетарского района», «Общественная организация инвалидов «Надежда», Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 1 г. Волгодонск, «Волгодонский пансионат престарелых и инвалидов», Совет ветеранов войны и труда г. Волгодонска, Совет ветеранов Кировского района.
Также Фонд оказывает помощь медицинским учреждениям Ростовской области. В Ростове-на-Дону: поликлиника № 10, больница № 20, центр детской онкологии, ростовский онкологический центр, психоневрологический интернат, центр кардиологии, больница скорой медицинской помощи, областной медицинский лечебно-диагностический центр. В Волгодонске: родильный дом, больница скорой медицинской помощи, психоневрологический диспансер.
Фонд поддерживает другие благотворительные организации и общественные фонды: «Благородство и вера», «Исход», «Фонд благотворительных проектов и социальной поддержки населения г.Ростова-на-Дону», «Российское общество Красный Крест», РОО «Ростов без наркотиков», клуб «Сотвори добро».
Фонд оказывает содействие развитию и поддержке в сферах образования и науки Ростовской области. Выплачиваются как постоянные, так и разовые стипендии учащимся, выпускникам и учителям средних школ Ростова-на-Дону, студентам очных отделений вузов, демонстрирующим хорошую и отличную успеваемость. При поддержке Фонда издается научно-популярная и художественная литература, в частности серия книг «Греческий мартиролог», книги «Красная река», «История России. На рубеже веков», «Казачий Дон. Пять веков воинской славы», «На краю Меотиды».
Один из заметных социальных проектов И. Саввиди – открытие крупнейшей в России воркаут-площадки. Площадь воркаут-зоны составляет 1,2 тыс. м2, одновременно заниматься спортом на ней смогут более 80 человек. Она оборудована уникальными турниками, брусьями, разного рода металлическими конструкциями, упражнения на которых могут заменить ростовчанам тренировки в дорогостоящих фитнес-залах. Также на площадке смогут заниматься люди с ограниченными возможностями.
Как было отмечено выше, законом сфера социального предпринимательства не выделяется как отдельный сегмент, поэтому поддержку со стороны государства социальные предприниматели находят в программах, ориентированных на малый и средний бизнес. В настоящее время некоммерческие и негосударственные организации, фонды и частные лица поддерживают и финансируют социальных предпринимателей.
Стоит остановиться на опыте Великобритании, так как именно это государство является наиболее ярким представителем реализации феномена социального предпринимательства [23] (Apokina, Zubaydullina, 2019). Можно выделить два направления поддержки социального предпринимательства в этой стране:
– создание неправительственных специализированных организаций, которые занимаются поддержкой социального предпринимательства;
– государственное участие, высокая роль которого определяется созданием Министерства третьего сектора, в котором ведется активная работа по стратегическому планированию, установлению связей, финансированию в сфере социального предпринимательства.
Отметим три ключевые причины, которые препятствуют бурному развитию социального предпринимательства:
– недопонимание самой сущности социального предпринимательства, из‑за которого даже уже работающие предприниматели не идентифицируют себя как социальные;
– недостаточно полное регулирование вопросов деятельности социального предпринимательства действующей нормативно-правовой базой, сложности при оформлении заявки на получение статуса социального предприятия;
– недостаток ресурсов, прежде всего финансовых.
Для нивелирования указанных проблем необходимо решать следующие задачи:
- создание благоприятных условий для развития социального предпринимательства в регионе;
- привлечение дополнительного финансирования в социальную сферу со стороны среднего и крупного бизнеса;
- повышение эффективности системы государственной поддержки социального предпринимательства;
- активное привлечение социальных предпринимателей к оказанию государственных и муниципальных социальных услуг;
- улучшение предпринимательского климата и преодоление административных барьеров;
- популяризация социального предпринимательства среди населения;
- создание позитивного имиджа социальных предпринимателей в регионе;
- развитие приоритетных сфер деятельности (образование, здравоохранение, производство) с целью устранения сложившихся диспропорций.
Следует изучать опыт территорий, где уже функционируют Центры развития социального предпринимательства как самостоятельные организации или в составе более крупных структур поддержки предпринимательства (Санкт-Петербург, Свердловская область и др.), и активно распространять его по всей стране.
Заключение
Для активного развития социального предпринимательства в России требуется научная проработка его концепции, включающая формирование понятийного аппарата, выделения классификационных признаков, анализ проблем и перспектив функционирования. Данное направление считаем достаточно перспективным для мирового и отечественного научного сообщества.
Поиск эффективных форм финансирования и методов регулирования развития социального предпринимательства предполагает моделирование действенных средств эффективного финансового воздействия заинтересованных сторон в создании специализированных организаций, деятельность которых может способствовать более активному развитию социального предпринимательства и использованию всего арсенала возможностей решения финансовых проблем его функционирования.
В рамках данной статьи удалось выявить причины, тормозящие развитие социального предпринимательства, а также определить перспективы развития данного экономического феномена.
Одним из путей решения проблем социального предпринимательства, в том числе финансовых, является создание Центров развития социального предпринимательства по территории всей страны.
References:
Apokina K.V., Zubaydullina V.R. (2019). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Velikobritanii [Social Entrepreneurship in the UK]. Economics and innovations management. (6(93)). 2. (in Russian).
Aray Yu.N. (2015). Biznes-modeli v sotsialnom predprinimatelstve: tipologiya i osobennosti formirovaniya [Business models in social entrepreneurship: typology and features of formation] SPb.. (in Russian).
Bashkaeva M.D., Lazutina A.L., Lebedeva T.E. (2019). K voprosu razvitiya sotsialnogo biznesa na sovremennom etape [Concerning social business development at the present stage]. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. (5). 45-49. (in Russian). doi: 10.34755/IROK.2019.5.5.030.
Dikovitskaya D.V. (2019). Analiz podkhodov k izucheniyu sotsialnogo predprinimatelstva [Analysis of approaches to the study of social entrepreneurship]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki: tendentsii i perspektivy. 1 51-58. (in Russian).
Gelashvili N.N., Spanova B.K. (2019). Nekommercheskiy sektor kak bazis dlya sotsialnogo predprinimatelstva v Kazakhstane: otsenka ekonomicheskikh pokazateley na osnove sistemy natsionalnyh schetov [The non-profit sector as a basis for social entrepreneurship in Kazakhstan: assessment of economic indicators based on the system of national accounts]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 3 (2). 89-106. (in Russian). doi: 10.18334/asia.3.2.40762.
Isaev D.V. (2020). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii: problemy i perspektivy [Social entrepreneurship in russia: problems and prospects]. Public service. 22 (2(124)). 92-96. (in Russian). doi: 10.22394/2070-8378-2020-22-2-92-96 .
Ivaschenko N.P., Bulygina N.I. (2019). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii: tekushchee sostoyanie i osobennosti razvitiya [Social entrepreneurship in Russia: current state and development features]. MIR (Modernization. Innovation. Research). 10 (1). 114-132. (in Russian). doi: 10.18184/2079-4665.2019.10.1.114-132 .
Kadol N.F. (2009). Sotsialnoe predprinimatelstvo v rynochnoy i perekhodnoy ekonomike [Social entrepreneurship in a market and transition economy] M.. (in Russian).
Kadol N.F. (2020). Stanovlenie i identifikatsiya sotsialnogo predprinimatelstva v mirovoy praktike [Development and identification of social entrepreneurship in the world practice]. Leadership and management. 7 (2). 343-354. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.2.110501.
Kharchenko A.A. (2018). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii [Social entrepreneurship in Russia]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znaniy. (3(11)). 85-88. (in Russian).
Khasanova G.N. (2019). Formirovanie regionalnyh organizatsionno-ekonomicheskikh osnov sotsialnogo predprinimatelstva [Formation of regional organizational and economic foundations of social entrepreneurship] Kazan. (in Russian).
Klindukh R.V. (2019). Sotsialnoe predprinimatelstvo: ponyatiyno-terminologicheskaya sistematizatsiya [Social entrepreneurship: conceptual and terminological systematization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (3). 167-178. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.3.41085.
Mayorov A.A. (2020). Intellektualnaya sostavlyayushchaya malogo biznesa v regionalnoy innovatsionnoy ekonomike [The intellectual component of small business in regional innovation economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (4). 2165-2186. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.4.110908.
Naumenko E.E., Prilutskaya K.P. (2016). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii [Social entrepreneurship in Russia]. Economics. (11(20)). 22-25. (in Russian).
Papchenko D.S. (2020). Podderzhka malogo predprinimatelstva kak uslovie ekonomicheskoy bezopasnosti [Support of small business as a condition of economic security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 3 (2). 233-240. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.2.110274.
Petrenko E.S., Stolyarov N.O., Viter K.A. (2019). Komparativnyy analiz mentalnyh modeley vospriyatiya sotsialnogo predprinimatelstva v Rossii i Kazakhstane [Comparative analysis of mental models of perception of social entrepreneurship in Russia and Kazakhstan]. Journal of International Economic Affairs. 9 (1). 107-122. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.1.40501.
Plotnikov A.V. (2019). Sotsialnoe predprinimatelstvo kak ekonomicheskoe yavlenie v Rossii i za rubezhom [Social entrepreneurship as an economic phenomena in Russia and abroad]. Moscow Economic Journal. (7). 35. (in Russian). doi: 10.24411/2413-046Kh-2019-17068.
Vovchenko N.G., Andreeva O.V. (2020). O novom zhurnale «Sotsialnoe predprinimatelstvo i korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost» [About the new journal "Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility"]. Sotsialnoe predprinimatelstvo i korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost. 1 (1). 9-12. (in Russian). doi: 10.18334/social.1.1.110945.
Zhokhova V.V. (2015). Sotsialnoe predprinimatelstvo: sushchnost i ponyatie [Social entrepreneurship: nature and definition]. Izvestiya of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. (1(73)). 85-98. (in Russian).
Страница обновлена: 17.04.2025 в 13:12:43