The shadow economy as a factor of the state's economic security destabilization
Gadzhiev N.G.1, Konovalenko S.A.2
, Trofimov M.N.2
1 Дагестанский государственный университет, Russia
2 Рязанский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя», Russia
Download PDF | Downloads: 56 | Citations: 35
Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 3 (July-september 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46551990
Cited: 35 by 07.12.2023
Abstract:
The volume of the shadow economy today is the most important factor that has a negative impact on the sustainable socio-economic development of the state. Over the past few years, the volume of the shadow economy has become one of the most important factors in the destabilization of economic security, which cannot be neglected in any way. First of all, the shadow sector influences most social and economic phenomena and processes. This influence of shadow relations in Russia is so great that it poses a danger to the economic security and economic sovereignty of the state as a whole. The expansion of the shadow sector is always accompanied by negative consequences in various spheres of public life, whether it is the social sphere, culture, politics or the economy, while the negative impact on all aspects of public life of this expansion persists for a long period of time. Thus, the shadow economy can be considered as a factor of the state's economic security destabilization.
The purpose of the scientific article is to study the shadow sector of the economy, to gain practical skills in using methods and tools for calculating indicators, indices of threshold and forecast values of the shadow economy, as well as to develop theoretical and methodological provisions, practical recommendations for countering the shadow economy and ensuring the economic security of the country.
Keywords: shadow economy, factor, forecast, economic security
JEL-classification: E26, O17, H56
Введение
Сегодня в экономической науке существует несколько разных подходов к трактовке понятия теневой экономики. Большинство специалистов считают, что теневая экономика – это вся совокупность экономической деятельности, которая не регистрируется официальной статистикой и не включается в валовой внутренний продукт страны, то есть это вся деловая активность, не учитываемая статистическими органами.
Большинство ученых сходятся во мнении, что основные показатели теневой экономики – это:
- выполнение работ, услуг с условием извлечения неучтенной выгоды в личных интересах без уплаты налоговых и страховых обязательств;
- извлечение финансовой выгоды путем незаконного выведения прибыли от нерегистрируемой деятельности или незаконного предпринимательства;
- уклонение от законодательной регистрации сделок и компаний [1].
Таблица 1
Монографическое исследование дефиниции «теневая экономика»
Автор
|
Содержание категории
|
В.О. Исправников
|
Теневая экономика – это совокупность
хозяйственных связей и хозяйственных отношений, осуществляемых в рамках
экономической системы вопреки установленному законодательству, региональным и
местным правовым актам, правилам делового оборота, иными словами, это система
экономических отношений, не отвечающих нормам законов и правовых актов [2] (Ispravnikov, Kulikov, 1997)
|
Н.П. Голубецкая
|
Теневая экономика является системой
хозяйственных отношений между свободными субъектами хозяйствования и между
экономическими субъектами и государством, отвечающих критериям:
- информация о хозяйственных отношений целенаправленно скрывается или преднамеренно искажается; - целью хозяйственных сделок является извлечение прибыли; - система хозяйственных связей производится с нарушением требований законов, моральных и иных норм; - незаконные хозяйственные сделки и хозяйственные операции приводят к ущербу физическим и юридическим лицам, государству и обществу [3] (Golubetskaya, Ponomareva, 2011) |
Н.Г. Гаджиев, С.А. Коноваленко
|
Теневая экономика – это системная
экономическая деятельность, противоречащая действующим нормам, а значит
совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые обеспечивают
финансирование преступлений экономической направленности [1]
|
С.С. Сулакшин
|
Теневая экономика – это нерегистрируемая
и криминальная экономическая деятельность, сокрытая от учета и (или)
налогообложения доходов компаний [4] (Sulakshin,
Maksimov, Akhmetzyanova et al., 2009)
|
Теневая экономика определяется как экономическая система, функционирующая вне правового поля, при этом постоянно снабжаемая финансовыми ресурсами за счет действующей экономической системы.
Теневая экономика трактуется авторами как множество неучтенных, скрытых, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности в целях увеличения доходов отдельных групп общества в обход законодательства [5] (Pankov, Svetlakov, 2016). Такой подход к определению основывается на том, что теневая экономика обладает двумя основными характеристиками:
- экономическая деятельность находится вне закона;
- экономическая деятельность направлена на обогащение отдельных групп и слоев общества и незаконное накопление капитала.
Таким образом, государству необходимо создать эффективный механизм воздействия как на официальную систему экономики страны, так и на теневую ее часть с целью постоянной трансформации теневого сектора в легальную составляющую рыночной экономики.
Индикаторы и их пороговые значения в изучении теневой экономики
Оценить масштабы теневого сектора экономики достаточно сложно, поскольку экономическая деятельность учитывается неофициально и является скрытой от надзорных органов. Вместе с тем анализ размеров теневой деятельности крайне важен для определения уровня социальной защищенности в обществе, стабильности политического курса, анализа экономического развития, а также для формирования государственной экономической политики.
Распространение теневого сектора в той или иной степени зависит от уровня жизни населения, от общего состояния экономики, а также от исходящих от государства ограничений хозяйственной деятельности. Важно отметить, что теневая экономика присуща любому государству, независимо от того, преобладает ли в ней рыночная, административно-командная или смешанная система [6] (Konovalenko, Trofimov, 2020). И поскольку точную оценку параметров теневой экономики дать чрезвычайно сложно из-за отсутствия достоверных данных, во многих случаях экономисты прибегают к использованию индексов и индикаторов, позволяющих дать ей некую относительную (приблизительную) оценку. Кроме того, сформированная система индикаторов теневой экономики обеспечивает успешное развитие как всей экономики государства, ее секторов и отраслей, отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономической безопасности страны. Способ расчета и характеристика данных индикаторов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Индикаторы теневой экономики
№ п/п
|
Название индикатора
|
Расчет показателя
|
ПЗ (порог)
|
Характеристика
|
1
|
Дефицит/ профицит бюджета в % к ВВП
|
BD = G – t·Y*, где G – государственные закупки, t –
налоговая ставка, Y* – потенциальный ВВП
|
15%
|
Показывает разницу между доходной и расходной частью
государственного бюджета
|
2
|
Доля теневой экономики в ВВП страны
|
GRP = W+P+T, где W – оплата туда наемных работников (без
учета скрытой оплаты труда и смешанных доходов); P – валовая прибыль
экономики и валовые смешанные доходы, Т – чистые налоги
|
-
|
Показывает объем теневой экономики России в ВВП. Определяется
соотношением к ВВП доходов от скрытых и неформальных экономических видов
деятельности, допускаемой законодательством [7] (Kireeva, 2016)
|
3
|
Уровень безработицы
|
U = F/R *100%, где F – численность безработных, R –
численность рабочей силы (экономически активного населения)
|
8–9%
|
Характеризует состояние экономики и показывает отношение
занятого населения к общей численности трудоспособного
|
4
|
Уровень инфляции
|
Тин = (ИЦ1-ИЦ0)/ИЦ0 *100% где ИЦ1 – индекс цен текущего
года, ИЦ0 – индекс цен предыдущего года
|
20%
|
Показывает общий прирост цен в стране в течение
длительного периода
|
5
|
Коррупционный оборот
|
M = P * q *μ* b, где М – объем коррупционного оборота, Р –
численность населения, q – оценка доли дающих, μ – интенсивность взяток в
среднем за год на одного гражданина, b – средний размер взятки
|
-
|
Характеризуется соотношением официального и теневого
секторов экономики, а также теневых и коррупционных доходов, полученных по
результатам анкетирования [8] (Gadzhiev,
Konovalenko, Kharada, 2019)
|
6
|
Показатель фискальной нагрузки
|
ФН = сумма всех поступлений налоговых и неналоговых
платежей в бюджетную систему в % к ВВП
|
-
|
Характеризует налоговые доходы бюджетной системы в доле
ВВП
|
7
|
Коэффициент сокрытия (занижения) налогов
|
Кс.н.=Нв/НН, где Нв – дополнительно начисленные платежи по
итогам выездных налоговых проверок; НН – начисленный налог согласно
декларациям налогоплательщиков
|
25%
|
Определяет факты занижения налогов. Характеризует усилия
налоговых органов по выявлению заниженных объектов налогообложения [9]
|
8
|
Показатель (уровень) собираемости налогов
|
Усн = П/Н *100% , где П – фактические налоговые
поступления за отчетный период, Н – сумма налоговых обязательств в отчетном
году
|
-
|
Общий показатель, характеризующий степень исполнения
налоговых обязательств налогоплательщиками
|
Мониторинг системы индикаторов создает благоприятные условия для развития предпринимательства, а также позволяет ускорить темпы и масштабы развития легальной экономической деятельности.
Анализ текущего положения теневой экономики в РФ
Анализ теневой экономики является достаточно сложной экономической задачей любого государства. Дать точную оценку объему теневой экономики, к сожалению, невозможно. Тем не менее анализ основных показателей теневой деятельности позволяет определить примерные масштабы и степень распространения теневой активности в стране. Анализ показателей теневого сектора представлен нами в таблице 3.
Таблица 3
Индикаторы теневой экономики за 2015–2019 годы
Показатель
|
Пороговое значение
|
Период
исследования
|
2019 г. в % к
2015 г.
| ||||
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
| |||
Дефицит/профицит бюджета в % к ВВП
|
15%
|
-1,4
|
-2,4
|
-3,4
|
-1,4
|
2,6
|
-185,7
|
Удельный вес теневой экономики в ВВП страны
|
-
|
23,4
|
24,3
|
18,9
|
20,7
|
29,3
|
125,2
|
Уровень безработицы, %
|
8–9%
|
5,2
|
5,6
|
5,5
|
5,2
|
4,8
|
92,3
|
Уровень инфляции, %
|
20%
|
11,36
|
12,91
|
5,38
|
2,52
|
4,27
|
37,59
|
Коэффициент коррупционной пораженности (получение взятки)
|
-
|
4,16
|
4,44
|
2,17
|
2,17
|
2,38
|
57,21
|
Коэффициент коррупционной пораженности (дача взятки)
|
-
|
4,11
|
4,66
|
3,17
|
1,55
|
1,78
|
43,31
|
Показатель фискальной нагрузки в % к ВВП
|
-
|
32,03
|
29,92
|
29,94
|
31,05
|
33,46
|
104,46
|
Коэффициент сокрытия (занижения) налогов
|
25%
|
2,98
|
2,48
|
2,63
|
1,85
|
1,55
|
52,01
|
Показатель (уровень) собираемости налогов
|
-
|
41,2
|
50,6
|
52,8
|
55,9
|
55,5
|
134,7
|
Проанализировав показатели таблицы, отметим, что доля теневой экономики в ВВП страны за 2015–2019 годы увеличилась на 25,2%, что свидетельствует об увеличении скрытой и нелегальной деятельности в стране, а также косвенно свидетельствует о замедлении темпов социально-экономического развития государства.
Уровень безработицы в России в целом за указанный период не превышает порогового значения (8–9%) и имеет тенденцию к снижению на 7,7%. Это говорит, что государство активно ведет борьбу с растущей безработицей и со своевременностью выплаты заработной платы, позволяющей людям все менее соглашаться на условия нелегальной деятельности.
Уровень инфляции за период 2015–2019 годов заметно снизился почти на 63% и не превысил порогового значения (25%), что является положительной тенденцией, так как происходит сокращение отрицательного влияния теневой экономики на кредитно-финансовый сектор и, как следствие, сдерживание инфляционных процессов. Таргетирование инфляции – важный фактор сдерживания расширения теневого сектора экономики.
Анализируя показатель дефицита/профицита бюджета, можно отметить, что за анализируемый период в стране наблюдается дефицит бюджета, это свидетельствует, что уменьшаются государственные доходы, поскольку предприятия, занимающиеся нелегальной деятельностью, не платят налоги.
Коэффициент сокрытия (занижения) налогов за анализируемый период не превысил порогового значения и снизился почти на 48%. Это говорит о том, что степень занижения налогов налогоплательщиками незначительна.
Уровень собираемости налогов за исследуемый период существенно увеличился на 34,7%, что является благоприятным явлением, так как главной задачей любого государства является эффективное стимулирование налоговых поступлений в бюджет, чтобы сократить его дефицит бюджета и сократить число уклонений от уплаты налогов.
Коэффициенты коррупционной пораженности (дача взятки и получение взятки) за исследуемый период также имеют тенденцию к снижению. Если рассмотреть динамику коэффициента коррупционной пораженности (дача взятки), то можно отметить его снижение в 2019 г., которое составляет практически 57% по сравнению с 2015 г. Коэффициент же коррупционной пораженности (получение взятки) в этом плане немного отстает, поскольку его снижение в 2019 г. составляет около 43% в сравнении с 2015 г. Данная динамика показателей позволяет сделать вывод о снижении роста коррупционных схем, связанных с дачей и получением взятки.
Показатель фискальной нагрузки за 2015–2019 годы увеличился практически на 5%, это происходит из-за роста ставок отдельных налогов и неналоговых платежей, а также ужесточения налогового администрирования.
Прогноз значений состояния систем экономической безопасности в противодействие теневой экономике
Теневой сектор экономики усугубляет существующую проблему коррумпированности российского общества, являющейся глобальным фактором дестабилизации экономической безопасности страны. Поэтому в оценке теневой экономики государства важную роль играет коэффициент коррупционной пораженности. Это один из базовых показателей оценки теневого сектора экономики любого государства.
Таблица 4
Динамика преступлений коррупционной направленности в период с 2015–2019 годы в РФ
Годы
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
Зарегистрировано
преступлений
| |||||
Получение взятки
|
5980
|
6495
|
5344
|
3188
|
3499
|
Дача взятки
|
5913
|
6816
|
4640
|
2272
|
2612
|
Предварительно
расследовано преступлений
| |||||
Получение взятки
|
5670
|
5346
|
4951
|
2461
|
2784
|
Дача взятки
|
5833
|
6451
|
4729
|
2113
|
2299
|
Анализируя тенденции развития коррупционных видов преступлений, отметим, что с 2015 г. в динамике коррупционных составов наблюдается устойчивая тенденция к сокращению количества выявленных преступлений, но при этом сумма ущерба от коррупционных преступлений непрерывно возрастает. Следует указать, что данная тенденция связана, прежде всего, с рядом причин и факторов:
- либерализацией отдельных норм уголовного законодательства;
- отсутствием меры принуждения – конфискация имущества по коррупционным составам;
- проблемой следствия (переквалификацией отдельных коррупционных составов преступлений из уголовной в административную плоскость) [10] (Evlanova, Iliy, Koimshidi et al., 2016).
Динамика преступлений коррупционной направленности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика числа выявленных фактов получения и дачи взятки за период с 2015 по 2019 год в РФ
В целом составы коррупционных преступлений (дача и получение взяток) имеют одинаковый тренд, вместе с тем количество преступлений, связанных с получением взятки, несколько выше, чем с дачей взятки. Это объясняется более тщательной проработкой оперативно-розыскных мероприятий по фиксации и доказыванию противоправных действий, направленных на получение взятки в государственных органах и значительным общим количеством противоправных эпизодов.
Проблемы выявления и расследования коррупционных преступлений связаны со следующими причинами:
- сложность, а иногда и невозможность получения точной и достоверной информации об имуществе, доходах и активах подозреваемого в совершении преступления;
- неэффективное взаимодействие оперативных подразделений и следственных органов при расследовании и дорасследовании коррупционных преступлений; существенная зависимость оперативных подразделений от следствия, проблема доведения дел до суда вследствие некачественной фиксации доказательной базы оперативными сотрудниками;
- следственные органы фактически лишены какой-либо возможности оперативно принимать меры к «замораживанию» и блокированию банковских и электронных счетов злоумышленников, тогда как преступники перечисляют с помощью современных платежных систем транзакции в очень короткий период времени.
Поскольку коэффициент коррупционной пораженности (дача взятки) является одним из наиболее важных, необходимо найти его прогнозное значение на среднесрочную перспективу за 2020–2023 годы. Влияние данного коэффициента и, как следствие, теневого сектора экономики на экономическую безопасность страны необходимо спрогнозировать при помощи метода экстраполяции.
Формула для вычисления прогноза на основе экстраполяции следующая:
У̅t = a + b * t, (1)
где У̅t – выровненный показатель уровня ряда;
a, b – параметры (коэффициенты) прямой;
t – условный показатель времени (день, месяц, год и т.д.).
Чтобы провести аналитическое выравнивание ряда динамики данного показателя, необходимо построить таблицы 5 и 6.
Таблица 5
Динамика коэффициента коррупционной пораженности (дача взятки)
Год
|
Величина коэффициента
коррупционной пораженности (дача взятки), y
|
t
|
|
y*t
|
|
|
2013
|
3,36
|
-3
|
9
|
-10,08
|
4,2
|
0,7056
|
2014
|
4,11
|
-2
|
4
|
-8,22
|
3,79
|
0,1024
|
2015
|
4,66
|
-1
|
1
|
-4,66
|
3,38
|
1,6384
|
2016
|
3,17
|
0
|
0
|
0
|
2,97
|
0,04
|
2017
|
1,55
|
1
|
1
|
1,55
|
2,56
|
1,0201
|
2018
|
1,78
|
2
|
2
|
3,56
|
2,15
|
0,1369
|
2019
|
2,16
|
3
|
9
|
6,48
|
1,74
|
0,1764
|
Итого
|
20,79
|
0
|
28
|
-11,37
|
20,79
|
3,8198
|
Найдем коэффициенты a и b:
a = ∑𝑛𝑦 = 20,79 7 =2, 97 – начальный уровень;
b = ∑𝑦∗𝑡 ∑𝑡2 = −11,37 28 =-0, 41 – прирост тенденции.
Так, уравнение прямой имеет вид:
y̅t = 2, 97 + (-0, 41* t).
Далее рассчитываем прогнозные значения коэффициента коррупционной пораженности (дача взятки) на основе экстраполяции на 2020–2023 годы:
2020 год: 𝑦̅t = a + b * t = 2,97 + (-0,41* 4) = 1,33%
2021 год: 𝑦̅t = a + b * t = 2,97 + (-0,41* 5) = 0,92%
2022 год: 𝑦̅t = a + b * t = 2,97 + (-0,41* 6) = 0,51%
2023 год: 𝑦̅t = a + b * t = 2,97 + (-0,41* 7) = 0,1%
Таблица 6
Прогнозное значение коэффициента коррупционной пораженности (дача взятки) на 2020–2023 гг.
Год
|
Период, t
|
Прогнозное
значение,
|
2020
|
4
|
1,33
|
2021
|
5
|
0,92
|
2022
|
6
|
0,51
|
2023
|
7
|
0,1
|
По результатам анализа авторами были получены следующие выводы.
Во-первых, можно констатировать, что наблюдается недостаточная работа, прежде всего, в части привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по коррупционным преступлениям.
Во-вторых, осуществив прогнозирование величины коэффициента коррупционной пораженности (дача взятки), сделаем вывод, что он будет уменьшаться и дальше, причиной этого является либерализация уголовного законодательства, усиление акцента в сторону применения экономических санкций [11] (Gadzhiev, Konovalenko, Prudnikov, Trofimov, 2021).
В-третьих, рассмотрев показатели динамики преступлений коррупционной направленности за исследуемый период на примере дачи и получения взятки, можно отметить тенденцию снижения коэффициентов. Уменьшение этих показателей не означает снижения общего количества выявленных преступлений коррупционной направленности, а лишь указывает на недостаточно результативную работу правоохранительных органов в части выявления и расследования преступлений коррупционной направленности [12] (Iliy, 2016).
Результаты и их обсуждение
Теневая экономика является одной из главных угроз экономической безопасности нашей страны. Она серьезно снижает поступления доходов в бюджет, создает на рынке недобросовестную конкуренцию, иностранные инвесторы с недоверием относятся к отечественному рынку как объекту инвестирования, усиливается социальная напряженность в обществе. Поэтому государством применяются различные методы и инструменты борьбы с теневой экономикой, в том числе и новые (для России).
Основными направлениями государственного воздействия на теневую экономику, по нашему мнению, являются:
1) создание в государстве хозяйственного законодательства для мотивации граждан заниматься легальной экономической деятельностью. В нем обозначены границы легитимной предпринимательской деятельности и санкции за нарушение этого законодательства;
2) государственная поддержка предпринимателей и создание условий, приближенных к чистой конкуренции;
3) сокращение административных барьеров и административного давления на законопослушных участников рынка;
4) совершенствование налогового законодательства и процесс снижения налогового бремени и налоговых ставок без нанесения ущерба бюджетам всех уровней. Кроме того, обеспечение эффективного налогового контроля [13] (Sudbina, 2012);
5) проведение социальной политики, направленной на поддержку официальной занятости и противодействие серых схем выплат заработной платы;
6) совершенствование мер, направленных на снижение уровня коррумпированности чиновников, деятельность которых связана с теневым сектором экономики;
7) сотрудничество с международными организациями и институтами гражданского общества по обмену опытом, касающееся вопросов борьбы с теневой экономикой;
8) обеспечение реального экономического роста, прежде всего в производственной сфере.
Заключение
Теневой сектор экономики усугубляет существующую проблему коррумпированности российского общества, являющейся глобальным фактором дестабилизации экономической безопасности страны. Стоит отметить, что в настоящее время по своим показателям и темпам роста теневая экономика практически не уступает официальной экономике [14] (Burov, 2014).
В России теневая экономика в основном ассоциируется с коррупцией в обществе и во многом определяется размером коррупционного оборота в государстве.
Одним из основных показателей теневого сектора экономики страны является коэффициент коррупционной пораженности. Согласно проведенному авторами исследованию, данный индикатор в динамике будет иметь тенденции к снижению, основная причина – это, прежде всего, либерализация уголовного законодательства, замена реальных сроков на систему экономических штрафов и платежей, направленных на покрытие ущерба государству или пострадавшим лицам.
Проблемы выявления и расследования коррупционных преступлений связаны со следующими причинами: сложность получения точной и достоверной информации об имущественном положении лица, совершившего преступление; неэффективное взаимодействие оперативных подразделений и следственных органов при расследовании и дорасследовании коррупционных преступлений.
References:
Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security] (2021). (in Russian).
Burov V.Yu. (2014). Tenevaya ekonomika i maloe predprinimatelstvo: teoreticheskie i metodologicheskie osnovy issledovaniya [Shadow economy and small entrepreneurship: theoretical and methodological foundations of the study] (in Russian).
Evlanova O. A., Iliy S. K., Koimshidi G. F. [i dr.] (2016). Sostoyanie korruptsionnoy prestupnosti v Rossiyskoy Federatsii v 2015 g [Condition of corruption criminality in the Russian Federation in 2015]. Business Security. (3). 40-50. (in Russian).
Gadzhiev N. G., Konovalenko S. A., Kharada G. I. (2019). Metody i sposoby otsenki obema korruptsionnyh khishcheniy v gosudarstvennom sektore ekonomiki [Methods and ways of assessment of losses from corruption theft in public sector of economy]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (2). 131-141. (in Russian). doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-131-141..
Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Prudnikov V.V., Trofimov M.N. (2021). Tipichnye oshibki i narusheniya, vyyavlyaemye v uchete osnovnyh sredstv i nematerialnyh aktivov pri osushchestvlenii kontrolno-revizionnoy deyatelnosti [Typical errors and violations identified in accounting fixed assets and intangible assets in the performance of control and auditing activities]. Economics and business: theory and practice. (1-1). (in Russian).
Golubetskaya N. P., Ponomareva E. V. (2011). Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security] (in Russian).
Iliy S.K. (2016). Analiz osnovnyh tendentsiy korruptsionnoy prestupnosti v Rossii [Analysis of the main trends of corruption crime in Russia]. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. (3). 531-543. (in Russian). doi: 10.17150/2500-4255.2016.10(3).531-543.
Ispravnikov V.O., Kulikov V. V. (1997). Tenevaya ekonomika v Rossii: inoy put i tretia sila [The shadow economy in Russia: another way and a third force] (in Russian).
Kireeva E. N. (2016). Voprosy sokrashcheniya masshtabov tenevoy ekonomiki [Issues of reducing the scale of the shadow economy]. Aktualnye voprosy funktsionirovaniya ekonomiki Altayskogo kraya. (8). 25-32. (in Russian).
Konovalenko S. A., Trofimov M. N. (2020). Informatsionnoe obespechenie diagnostiki nesostoyatelnosti i nepravomernyh deystviy pri bankrotstve [Information support for diagnostics of insolvency and illegal actions in bankruptcy]. Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. (4(42)). 463-472. (in Russian). doi: 10.37973/KUI.2020.36.59.013.
Pankov A. A., Svetlakov A. G. (2016). Teoreticheskie podkhody v opredelenii fenomena «tenevoy» ekonomiki v stroitelnoy otrasli [Theoretical approaches at determining the phenomenon of shadow economy in construction industry]. Microeconomics. (3). 47-54. (in Russian).
Sudbina N. A. (2012). Aktualnye problemy sokrashcheniya masshtabov tenevoy ekonomiki Rossii [Actual problems of poverty the shadow of the Russian economy]. Transport business in Russia. (5). 6-9. (in Russian).
Sulakshin S. S., Maksimov S. V., Akhmetzyanova I. R. i dr. (2009). Gosudarstvennaya politika protivodeystviya korruptsii i tenevoy ekonomike v Rossii [State policy of combating corruption and the shadow economy in Russia] (in Russian).
Страница обновлена: 22.04.2025 в 10:45:53