Решение экологических проблем с использованием умной специализации

Зарубина В.Р.1, Зарубин М.Ю.1
1 Рудненский индустриальный институт, Казахстан, Рудный

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Зарубина В.Р., Зарубин М.Ю. Решение экологических проблем с использованием умной специализации // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – Том 2. – № 3. – С. 211-220. – doi: 10.18334/social.2.3.112342.

Аннотация:
В статье исследуются вопросы использования умных технологий для решения экологических проблем на основании современных подходов сетевых взаимодействий «государство-бизнес- учреждения научной сферы- активное гражданское общество».

Ключевые слова: социальное предпринимательство, экология, умные технологии, смарт- технологии, четверная спираль

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Социальное предпринимательство призвано решать различные проблемы общества. Признаками социального предпринимательства являются предпринимательский подход, инновационность, социальное воздействие, масштабируемость и тиражируемость. Одной из глобальных проблем современности являются экологические проблемы. Проблема экологии в нашем мире с каждым днем нарастает. Человечество живет в условиях нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис планетарного масштаба. Ведущими мировыми державами взят курс на «зеленую» трансформацию экономических процессов и бережное отношение к окружающей среде. Развитие общества связано со стремительным научно-техническим освоением различных сфер деятельности, внедрением инноваций, что ставит целый ряд проблем, в первую очередь экологических.

Окружающая среда Казахстана также испытывает серьезные экологические проблемы. По данным независимых экспертов, среди жителей отдельных регионов страны из-за загрязнения воздуха, воды и почвы наблюдается на 40% рост заболеваний, таких как аллергия, онкология, болезни легких [1]. Промышленные организации в целом произвели порядка 20 млрд тонн вредных выбросов. Накопленные отходы отравляют окружающую среду, это связано с добычей черных и цветных металлов. Промышленные предприятия требуют технологической модернизации. Суммарно каждый год в воздух выбрасывается более 2,5 млн тонн отходов. Этот показатель в среднем увеличивается на 100 тыс. тонн. Если не предпринимать никаких мер, то к 2030 году количество выбросов составит 3,6 млн тонн в год [2]. Мусор является масштабной проблемой всего мира, в том числе и для Республики Казахстан. В рамках данной работы предлагается использовать концепцию четверной спирали для разработки мероприятий по улучшению экологической ситуации на основании современных подходов сетевых взаимодействий «государство – бизнес – организации и учреждения научной сферы – активное гражданское общество».

По итогам исследования испанскими учеными 119 европейских городов выявлено, что факторы экологии напрямую воздействуют на экономический рост. По расчетам ученых, экологические факторы определяют 20,2% прироста ВВП на душу населения [3].

Актуализация механизмов экологического регулирования и контроля в направлении превентивных мер и приведение законодательства на основании сетевого взаимодействия «государство – бизнес – организации и учреждения научной сферы – активное гражданское общество» является, по нашему мнению, своевременной мерой.

В современном мире социальное предпринимательство играет огромную роль, поскольку помогает улучшить жизнь людей, животных, растений и т.д. К основным направлениям социального предпринимательства относят решение экологических проблем; помощь людям с ограниченными возможностями; защиту животных и растений; решение образовательных проблем; досуговую направленность; оказание специализированной медицинской помощи [4].

Мы хотим остановиться на такой важной и значимой задаче, как экологические проблемы, под которыми понимается трансформация природной среды в результате антропогенного воздействия человека, которое приводит к нарушению строения и функционирования природы. Самые насущные экопроблемы для человека – загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, деградация почв, обезлесение, опустынивание, проблема отходов [5].

В Казахстане взят курс на проведение системных экологических реформ. Так, в 2021 году реформирован Экологический кодекс [6]. Задачами кодекса являются: укрепление законности в сфере охраны окружающей среды; внедрение прогрессивных механизмов экологического регулирования на основе международного опыта и технических и экономических возможностей страны; создание условий для привлечения инвестиций в проведение природоохранных мероприятий.

Улучшение экологической ситуации – приоритетная задача правительства Республики Казахстан. В республике реализуется «Дорожная карта по комплексному решению экологических проблем». Озеленение, водные ресурсы, управление отходами, снижение выбросов. Все эти вопросы затрагивает Дорожная карта по комплексному решению экологических проблем. Согласно Целям устойчивого развития до 2030 года и конкретно Цели 11 «Устойчивые города и населенные пункты», одно из направлений связано с уменьшением отрицательного воздействия населенных пунктов на окружающую среду в расчете на одного человека за счет повышенного внимания к качеству воздуха и удалению, переработке отходов [7].

Решение экологических проблем может быть осуществлено посредством использования умной специализации.

Умная специализация – это наибольшее соединение переменных, сложившихся в территориально-административном образовании и позволяющих эффективно функционировать в том или ином векторе развития для обеспечения конкурентного преимущества рассматриваемого субъекта.

Суть умной специализации регионов как инструмента пространственного развития территорий предполагает сочетание имеющихся и новых компетенций в различных сферах: производственной, научной, технической. Имплементация умной специализации для принятия государственных решений возможна при условии сближения подходов инновационной, отраслевой и региональной политик.

Последовательность работы с умной специализацией может быть представлена следующим образом:

- определение широкого набора и эффективной отраслевой специализации;

- анализ инновационной активности;

- оценка затрат на НИОКР;

- локальные знания, диверсификация, межотраслевые связи.

Концепция «четверной спирали», предложенная в 2009 г. зарубежными исследователями Э. Караяннисом и Д. Кэмпбеллом [8, 9] (Carayannis, Campbell, 2009; Carayannis, Campbell, 2010), направлена на формирование и интенсификацию сетевых взаимодействий, составляющих «бизнес – государство – наука – гражданское общество».

Эта стратегия может входить в структуру региональной или национальной научной и инновационной политики либо реализовываться в данной форме. Реализация стратегии базируется на релевантной и достоверной информации. Поэтому актуальным является адекватное мотивирование деловых кругов, научного сообщества и других заинтересованных сторон, которые побудили бы их к участию в процессе оценки существующих возможностей и выявления направлений развития будущих сравнительных преимуществ на основании этих существующих возможностей. Использование массовых консультаций с представителями общественности позволит заручиться поддержкой, как политической, так и общественной. Подход с опорой на «умную специализацию» касается не только того, на каких именно отраслях регион должен специализироваться. Он направлен на создание надежных и прозрачных средств выявления и развития новых сфер деятельности на региональном уровне, позволяющих исследовать и раскрывать новые технологические и рыночные возможности и, таким образом, открывать новые области для взращивания региональных конкурентных преимуществ [10].

При этом в концепции «четвертой спирали» главной движущей силой и ядром инноваций являются пользователи (т.е граждане), которые выполняют функции потребителей, со-разработчиков и со-создателей. Следует понимать, что разрабатываемые и внедренные инновации локализованы территориально и обладают сравнительными преимуществами и перспективами. Имеющиеся на локальном уровне ресурсы, инфраструктура региона, институты являются определяющими для обеспечения дальнейшего развития технологий. Коллаборация с производственным сектором, направленная на объединение ресурсов и распределение рисков, вложения в образование и подготовку профессиональных кадров и долгосрочная политическая поддержка, опирающиеся на существующий местный человеческий капитал и региональные преимущества, являются основными критериями развития экономики региона. Поскольку в основе стратегий «умной специализации» лежит непосредственно диагностика имеющихся у данного региона достоинств и возможностей, они могут стать эффективным инструментом для разработки мероприятий, направленных на поддержку «локализованных» инноваций и регионального развития, то есть мер, разработанных с учетом уровня уникальных особенностей развития региона.

Сбалансированная модель концепции «четверной спирали» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Сбалансированная модель концепции «четверной спирали»

Источник: составлено авторами.

Из представленной на рисунке модели следует, что концепцию «четверной спирали» можно применять как инновационную архитектуру, в среде, в которой можно сразу внедрять четыре сектора, применяя при этом динамически сбалансированные подходы «сверху вниз» и «снизу верх». «Сверху вниз» – правительство, университеты, промышленность; «снизу вверх» – гражданское общество. При этом эффективность и устойчивость данной модели определяют встроенные в архитектуру интерфейсы знаний и обучения. Комбинация данных четырех звеньев направлена на создание эволюционного, «умного», устойчивого предпринимательства, роста зеленой экономики регионов и страны в целом. Комплексный подход к решению различных экологических проблем может быть обеспечен за счет активного взаимодействия всех четырех компонентов, и в первую очередь необходимо развернуть сектор малого и среднего предпринимательства на решение экологических проблем.

Стремительно развивающиеся малые предприятия обеспечивают решающий вклад в развитие страны. Государственное содействие развитию предпринимательства, в том числе малого и среднего, фокусируется на следующих основных направлениях: финансовое, нефинансовое, меры по стимулированию спроса на продукцию, административное и фискальное регулирование, обеспечение доступа к физической инфраструктуре (рис. 2).

Рисунок 2. Схема государственной поддержки МСП в Казахстане

Источник: составлено авторами.

Научно-технический прогресс предъявляет требования, провоцирующие резкий рост интереса к инновациям. Ведь именно с помощью внедрения инноваций можно добиться «умного», постоянного и стабильного роста предприятия, а также его устойчивости на современном рынке. Концепция «четверной спирали» расширяет известную парадигму тройной спирали (triple helix), обозначая, что вместе с наукой, промышленностью и государством одну из основных ролей в инновационном развитии малого предпринимательства и экономики страны в целом играет общество, поскольку именно оно является конечным пользователем инноваций и в связи с этим оказывает существенное влияние на разработку инноваций, технологий и знаний своим спросом и реализацией функции потребителя продукции и услуг.

В динамично развивающейся экономике наукоемкие инновации играют ключевую роль, определяя конкурентоспособность государства на микро- и макроуровне. Наукоемкие технологические инновации позволяют в условиях рыночной экономики снизить затраты на производство, создать новые потребности, обеспечить приток инвестиций, открыть новый рынок для производителя smart-продуктов и, как следствие, увеличить долю рынка как внутреннего, так и внешнего.

По данным Министерства национальной экономики Республики Казахстан, доля инновационной продукции к ВВП в 2019 году составила всего 1,41% [11]. По оценкам Европейской комиссии, в ЕС доля ВВП МСП составляет более 30% [12].

Зарубежные ученые (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт) считают, что именно инновации обеспечивают мировое первенство для развитых государств.

Переход Казахстана от ресурсной к инновационно ориентированной экономике возможен при активизации малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование механизма поддержки регионального развития малого и среднего предпринимательства, стимулирующего экономический рост на основе инноваций в целях повышения его конкурентоспособности, позволит определить стратегические направления развития МСП в регионах РК, учитывающей состояние природно-ресурсного потенциала, использование трудовых ресурсов по основным отраслям экономики, уровень и качество жизни населения, уровень экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры, экологического состояния.

Динамичное развитие страны коррелирует с уровнем внедрения IT-технологий не только в сферу экологии, но и во все отрасли народного хозяйства Республики Казахстан. Стратегическим направлением развития инноваций является отрасль IT-индустрии с дальнейшим внедрением их в инновационные производства и оказание услуг для решения вопросов экологии и здравоохранения. Развитие экологического предпринимательства существенно повысит эффективность природопользования.

Инновационный путь эколого-экономического развития как способ решения экологических проблем территорий включает новшества в ресурсосберегающие технологии, в организацию регионального природопользования, трансформацию системы экологического образования и воспитания подрастающего поколения, а также развития экологического предпринимательства.

Государство может участвовать в решении экологических проблем путем принятия и реализации различных государственных программ. В частности, в Республике Казахстан активную поддержку бизнесу осуществляет фонд Даму путем кредитования, выдачи субсидий, грантов.

Предпринимательские структуры должны участвовать в решении экологических проблем, но при этом необходимо создание условий для мотивирования бизнеса. Организации и учреждения научной сферы могут быть вовлечены путем тесного взаимодействия с предпринимателями и бизнесменами. Это взаимодействие может быть обеспечено за счет эффективной работы бизнес-инкубаторов, технопарков. Программа развития бизнес-инкубатора в Республике Казахстан координируется на государственном уровне Комитетом развития предпринимательства в целях создания эффективной сети сотрудничества. Такая сеть должна обеспечивать координацию деятельности и обмен опытом и взаимную поддержку. Процесс создания инкубаторов проводится на местном уровне с использованием средств государственного бюджета, средств местного бюджета, а также средств компаний. Прямая цель бизнес-инкубатора – поддержка начинающих компаний и становление бизнеса до достижения ими самостоятельного функционирования в условиях рынка после периода инкубации. За счет профилирования бизнес-инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий органы власти могут осуществлять поддержку тем предприятиям, деятельность которых соответствует приоритетам экологического предпринимательства.

Решения экологических проблем невозможно достичь без активного гражданского общества. Активное гражданское общество – это общество ответственных людей, с активной гражданской позицией. Активное гражданское общество невозможно сформировать без наличия обратной связи с государственными структурами. Тесное взаимодействие позволит оперативно решать возникающие проблемы.

Заключение

Экологическая ситуация в мире и в отдельно взятом государстве требует пристального внимания. Для решения экологических проблем можно использовать идею умной специализации. В основе стратегий «умной специализации» лежит непосредственный анализ существующих у данного региона преимуществ и возможностей, они могут стать эффективным инструментом для разработки мер, направленных на решение экологических проблем.

Использование подходов сетевых взаимодействий «государство – бизнес- учреждения научной сферы – активное гражданское общество» позволит обеспечить комплексный подход к решению экологических проблем. Мотивирование бизнеса на решение экологических проблем путем тесного взаимодействия с организациями научной сферы влиянием активного гражданского общества, наличием обратной связи с государственными структурами позволит генерировать инновации, направленные на решение экологических проблем.


Источники:

1. Экология Казахстана: топ-5 главных проблем страны. Strategy2050.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy2050.kz/ru/news/ekologiya-kazakhstana-top-5-glavnykh-problem-strany.
2. Экологические проблемы Казахстана и пути их решения. Nur.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nur.kz/fakty-i-layfhaki/1666860-ekologicheskie-problemy-kazakhstana.
3. Новый экологический кодекс: проблемы и перспективы. Cabar.asia. [Электронный ресурс]. URL: https://cabar.asia/ru/novyj-ekologicheskij-kodeks-kazahstana-ozhidaniya-i-perspektivy.
4. Социальное предпринимательство: понятие, истоки, развитие, будущее. Slide-share.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://slide-share.ru/socialnoe-predprinimatelstvo-ponyatie-istoki-razvitie-budushchee-66957.
5. Важнейшие экологические проблемы современности и их тенденции. Studref.com. [Электронный ресурс]. URL: https://studref.com/404102/ekologiya/vazhneyshie_ekologicheskie_problemy_sovremennosti_tendentsii.
6. Экологический кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК
7. Цели устойчивого развития. Egov.kz/. [Электронный ресурс]. URL: https://egov.kz/cms/ru/zur.
8. Carayannis E.G., Campbell D.F.J «Mode 3» and «Quadruple Helix»: toward a 21st century fractal innovation Ecosystem // International Journal of Technology Management. – 2009. – № 3/4. – p. 201-234. – doi: 10.1504/IJTM.2009.023374.
9. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. Triple Helix, Quadruple Helix and Quintuple Helix, and how do Knowledge, Innovation and the Environment relate to each other? A proposed Framework for a transdisciplinary Analysis of sustainable Development and social Ecology // International Journal of Social Ecology and Sustainable Development. – 2010. – № 1. – p. 41-69. – doi: 10.4018/jsesd.2010010105.
10. Концепция «четверной спирали» и инновационное развитие регионов. Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-chetvernoy-spirali-i-innovatsionnoe-razvitie-regionov.
11. Официальный интернет-ресурс Комитета по статистике МНЭ РК. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/official/industry/23/statistic/8.
12. Пойти на прорыв: как в России развивается инновационная среда. Icss.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://icss.ru/novosti/poyti-na-proryv-kak-v-rossii-razvivaetsya-innovatsionnaya-sreda.

Страница обновлена: 28.10.2023 в 09:19:09